щоденник з практики з терапії

Ведение дневников и психотерапия: 7 дневниковых техник

У дневника как письменной психотерапевтической практики есть множество форматов и видов, есть даже отдельные книги-сборники, которые суммируют и объясняют разные упражнения, есть исследования, которые подтверждают (или опровергают) эффективность дневников при определенных проблемах и состояниях. Как человеку, который и так много пишет, дневники кажутся мне очень хорошей идеей, — и сами по себе, и как сопровождение психотерапевтической работы. Расскажу о нескольких форматах, которые я использую или использовала раньше.

«Обычные» дневники

Под обычным дневником я имею в виду любой дневник с событиями и эмоциями в вольном стиле, то есть без конкретной структуры.

Зачем вести дневник параллельно с психотерапией? Во-первых, есть люди (вот я, например), которые склонны неосознанно переписывать и подменять свои воспоминания: запоминать только хорошее или только плохое, по-разному интерпретировать одни и те же факты прошлого, подводя под них новые (иногда очень неожиданные с точки зрения реальности) причинно-следственные связи и объяснения произошедшим событиям.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Я веду обычные дневники много лет, но нерегулярно и «набегами». Как ни странно, больше пользы я получаю от их перечитывания, чем от процесса письма.

Перечитывая свои дневники, можно обнаружить:

Словом, я не раз убеждалась, что прошлое переписывается и переформатируется под текущую реальность, на него влияют нынешние ценности и сегодняшнее понимание «нормы», — и дневник помогает бросать якоря и отмечать опорные точки в этом непредсказуемом бурлении.

Из «просто дневника» вытекают другие письменные практики и техники, предназначенные скорее для конкретных задач.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Фрирайтинг и «утренние страницы»

Есть всем известный фрирайтинг (свободное письмо без остановки, под таймер), в ходе фрирайтинга человек не задумывается о смысле, последовательности или понятности своего текста, скорее пытается потоковым письмом вытащить из головы что-нибудь глубоко там запрятанное или найти новые решения и идеи. Фрирайтинг я люблю, но использую его исключительно как метод генерации творческих идей для работы. И одновременно не люблю и не использую для эмоциональных или психотерапевтических задач — это необъяснимо с рациональной точки зрения, здесь просто нужно пробовать и решать для себя.

Утренние страницы — это методика сценаристки и писательницы Джулии Кэмерон из книги «Путь художника», — грубо говоря, 3 страницы фрирайтинга в день. Кэмерон предлагает начинать каждое утро с написания 3 страниц обо всем, что только приходит в голову. Я знаю людей, которые регулярно практикуют утренние страницы и всем их советуют; знаю людей, которые их терпеть не могут и считают бессмысленными или даже вредными.

Я пробовала вести утренние страницы несколько раз в разное время и, кажется, отношусь к коалиции их противников. Для меня «утренние страницы» — верный путь на 15-й минуте письма достать из себя сильные эмоции, которые потом непонятно, как засунуть обратно или куда отнести (что особенно некстати в преддверии рабочего дня), — поэтому я пас: сильные эмоции — на психотерапии, дневники — по вечерам, по утрам — кофе и никаких утренних страниц.

Сам факт таких противоречивых мнений, опять же, наводит сразу на три мысли: не всем одинаково подходит всё; чтобы понять, что подходит конкретно вам, — надо аккуратно пробовать и смотреть, что будет; даже «безобидные» практики и упражнения требуют своей техники безопасности.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Дневник тревог

Мой личный процент реализации страхов составил что-то около 7%, это значит, что на каждые 7 раз обоснованной тревоги пришлось 93 (девяносто три!) ситуации, когда я тревожилась просто так, по привычке и по инерции расходуя свои силы и ресурсы.

Также советуем посмотреть: Что такое тревога?

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Дневник автоматических мыслей

Тоже очень КПТ-шный формат по духу, по сравнению с остальными он требует некоторой усидчивости (и огромной таблицы). Описываю очень кратко (потому что очень подробно вам об этом расскажет психотерапевт, если вы решите вести такую штуку): в таблицу нужно записывать возникшую у вас эмоцию, потом — автоматическую мысль, которая сопровождала эту эмоцию, потом — ситуацию, в которой эта эмоция возникла. Стандартная запись может выглядеть так: «Эмоция: Стыд | Мысль: Я ужасный профессионал и ни на что не способен | Ситуация: Увидел крутой доклад коллеги на конференции».

Когда в таком дневнике-таблице набирается пара сотен строчек, многое становится заметно. Например, можно заметить, что у вас «палец сломан». (Это прямо story of my life, хотя изначально это анекдот: человек приходит к доктору и говорит «Доктор, у меня всё болит: сюда пальцем тыкну — болит, сюда тыкну — болит!» А доктор ему и отвечает: «Голубчик, да у вас палец сломан!») На «больших данных» и правда намного проще заметить масштаб искажений: например, если на огромный процент никак не связанных между собой фактов мы реагируем одинаково, в ключе «я бездарный менеджер» или «я плохая мать». Тогда становится виднее, что это не мир указывает нам на нашу несостоятельность, а происходит совсем другой процесс, к которому мир в его объективной реальности отношения в общем-то не имеет.

Часто в эту же таблицу добавляют колонку с «правилом», подкрепляющим и бетонирующим этот процесс, то есть с внутренним убеждением, которое вызывает конкретную автоматическую мысль и конкретную эмоцию. В колонке «Убеждение» появляются фразы вроде «От хороших менеджеров никто никогда не увольняется» или «Хорошая мать никогда не устает от общения с ребенком».

Дневник автоматических мыслей можно крутить-вертеть по-разному, в зависимости от задач: работать с убеждениями, постепенно заменяя их на более адекватные, искать причины или паттерны разных эффектов, смотреть, как определенные эмоции коррелируют с тем, где или с кем вы проводите время.

По моему опыту, главная ценность такого дневника скрывается там, где её не ждешь, — а именно в привычке притормаживать на каждом резком повороте: то есть несколько секунд отвлеченного взгляда на эмоцию и связанную с ней мысль помогают в момент стыда, страха или злости не проваливаться в состояние «вижу цель, не вижу препятствий» и дают дополнительную минуту на размышления.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

И еще несколько дневниковых техник, о которых стоит упомянуть:

Дневник благодарности, или Дневник хороших моментов

Предлагается записывать вечером 3-5 моментов за день, за которые вы благодарны: миру, конкретным людям или себе. Я знаю людей, которые регулярно ведут такие заметки и очень им рады, но у меня эта техника не прижилась — просто ничего не поменялось. Зато у меня есть банка: в банку я забрасываю маленькие записочки с приятными моментами и разбираю раз в полгода. Банка прекрасна.

Списки

Подвид техники фрирайтинга, в которой нужно, не останавливаясь, не критикуя себя и не редактируя, написать список из 100… Например, «100 моих сильных качеств», «100 вещей, которые могли бы меня порадовать», «100 моих желаний», «100 идей, как я могу улучшить свою работу». Цифра 100 кажется избыточной, недостижимо большой, но в этом и смысл: первые 20-30 пунктов вы будете писать что-то стандартное и стереотипное, потом еще 20 пунктов будете страдать и выдавливать из себя хоть что-то, а потом откроется какая-то потайная дверь — и оттуда повалит смешное, удивительное, креативное и по-настоящему важное в разных пропорциях. Для списков стоит выбирать какие-то поддерживающие или творческие темы.

Копинговые карточки

Это не совсем дневник, и об этом я, наверно, напишу отдельный текст, потому что это важно и очень мощно. Если в двух словах, в момент внутреннего равновесия вы пишете себе «записку» (у меня такая записка составляет 6 страниц текста), в которой излагаете всё, что поможет или поддержит в кризисный период. Потому что всё, что кажется очевидным в нормальном состоянии (например, что никакая тяжелая эмоция не может длиться вечно, любой кризис рано или поздно заканчивается), — вот всё это куда-то теряется и уплывает, если нырнуть в черную дыру (в тревожность, в депрессивный эпизод или просто в сильную прокрастинацию — у каждого «черная дыра» своя).

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Наверное, стоит отдельно подчеркнуть, что любое психологическое упражнение, в том числе обычный дневник или письменная практика, может как улучшить, так и ухудшить ваше настроение, — поэтому мой список стоит воспринимать как приглашение к аккуратным экспериментам, а не как руководство к действию для любого состояния и контекста.

У дневника как письменной психотерапевтической практики есть множество форматов и видов, есть даже отдельные книги-сборники, которые суммируют и объясняют разные упражнения, есть исследования, которые подтверждают (или опровергают) эффективность дневников при определенных проблемах и состояниях. Как человеку, который и так много пишет, дневники кажутся мне очень хорошей идеей, — и сами по себе, и как сопровождение психотерапевтической работы. Расскажу о нескольких форматах, которые я использую или использовала раньше.

«Обычные» дневники

Под обычным дневником я имею в виду любой дневник с событиями и эмоциями в вольном стиле, то есть без конкретной структуры.

Зачем вести дневник параллельно с психотерапией? Во-первых, есть люди (вот я, например), которые склонны неосознанно переписывать и подменять свои воспоминания: запоминать только хорошее или только плохое, по-разному интерпретировать одни и те же факты прошлого, подводя под них новые (иногда очень неожиданные с точки зрения реальности) причинно-следственные связи и объяснения произошедшим событиям.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Я веду обычные дневники много лет, но нерегулярно и «набегами». Как ни странно, больше пользы я получаю от их перечитывания, чем от процесса письма.

Перечитывая свои дневники, можно обнаружить:

Словом, я не раз убеждалась, что прошлое переписывается и переформатируется под текущую реальность, на него влияют нынешние ценности и сегодняшнее понимание «нормы», — и дневник помогает бросать якоря и отмечать опорные точки в этом непредсказуемом бурлении.

Из «просто дневника» вытекают другие письменные практики и техники, предназначенные скорее для конкретных задач.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Фрирайтинг и «утренние страницы»

Есть всем известный фрирайтинг (свободное письмо без остановки, под таймер), в ходе фрирайтинга человек не задумывается о смысле, последовательности или понятности своего текста, скорее пытается потоковым письмом вытащить из головы что-нибудь глубоко там запрятанное или найти новые решения и идеи. Фрирайтинг я люблю, но использую его исключительно как метод генерации творческих идей для работы. И одновременно не люблю и не использую для эмоциональных или психотерапевтических задач — это необъяснимо с рациональной точки зрения, здесь просто нужно пробовать и решать для себя.

Утренние страницы — это методика сценаристки и писательницы Джулии Кэмерон из книги «Путь художника», — грубо говоря, 3 страницы фрирайтинга в день. Кэмерон предлагает начинать каждое утро с написания 3 страниц обо всем, что только приходит в голову. Я знаю людей, которые регулярно практикуют утренние страницы и всем их советуют; знаю людей, которые их терпеть не могут и считают бессмысленными или даже вредными.

Я пробовала вести утренние страницы несколько раз в разное время и, кажется, отношусь к коалиции их противников. Для меня «утренние страницы» — верный путь на 15-й минуте письма достать из себя сильные эмоции, которые потом непонятно, как засунуть обратно или куда отнести (что особенно некстати в преддверии рабочего дня), — поэтому я пас: сильные эмоции — на психотерапии, дневники — по вечерам, по утрам — кофе и никаких утренних страниц.

Сам факт таких противоречивых мнений, опять же, наводит сразу на три мысли: не всем одинаково подходит всё; чтобы понять, что подходит конкретно вам, — надо аккуратно пробовать и смотреть, что будет; даже «безобидные» практики и упражнения требуют своей техники безопасности.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Дневник тревог

Мой личный процент реализации страхов составил что-то около 7%, это значит, что на каждые 7 раз обоснованной тревоги пришлось 93 (девяносто три!) ситуации, когда я тревожилась просто так, по привычке и по инерции расходуя свои силы и ресурсы.

Также советуем посмотреть: Что такое тревога?

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Дневник автоматических мыслей

Тоже очень КПТ-шный формат по духу, по сравнению с остальными он требует некоторой усидчивости (и огромной таблицы). Описываю очень кратко (потому что очень подробно вам об этом расскажет психотерапевт, если вы решите вести такую штуку): в таблицу нужно записывать возникшую у вас эмоцию, потом — автоматическую мысль, которая сопровождала эту эмоцию, потом — ситуацию, в которой эта эмоция возникла. Стандартная запись может выглядеть так: «Эмоция: Стыд | Мысль: Я ужасный профессионал и ни на что не способен | Ситуация: Увидел крутой доклад коллеги на конференции».

Когда в таком дневнике-таблице набирается пара сотен строчек, многое становится заметно. Например, можно заметить, что у вас «палец сломан». (Это прямо story of my life, хотя изначально это анекдот: человек приходит к доктору и говорит «Доктор, у меня всё болит: сюда пальцем тыкну — болит, сюда тыкну — болит!» А доктор ему и отвечает: «Голубчик, да у вас палец сломан!») На «больших данных» и правда намного проще заметить масштаб искажений: например, если на огромный процент никак не связанных между собой фактов мы реагируем одинаково, в ключе «я бездарный менеджер» или «я плохая мать». Тогда становится виднее, что это не мир указывает нам на нашу несостоятельность, а происходит совсем другой процесс, к которому мир в его объективной реальности отношения в общем-то не имеет.

Часто в эту же таблицу добавляют колонку с «правилом», подкрепляющим и бетонирующим этот процесс, то есть с внутренним убеждением, которое вызывает конкретную автоматическую мысль и конкретную эмоцию. В колонке «Убеждение» появляются фразы вроде «От хороших менеджеров никто никогда не увольняется» или «Хорошая мать никогда не устает от общения с ребенком».

Дневник автоматических мыслей можно крутить-вертеть по-разному, в зависимости от задач: работать с убеждениями, постепенно заменяя их на более адекватные, искать причины или паттерны разных эффектов, смотреть, как определенные эмоции коррелируют с тем, где или с кем вы проводите время.

По моему опыту, главная ценность такого дневника скрывается там, где её не ждешь, — а именно в привычке притормаживать на каждом резком повороте: то есть несколько секунд отвлеченного взгляда на эмоцию и связанную с ней мысль помогают в момент стыда, страха или злости не проваливаться в состояние «вижу цель, не вижу препятствий» и дают дополнительную минуту на размышления.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

И еще несколько дневниковых техник, о которых стоит упомянуть:

Дневник благодарности, или Дневник хороших моментов

Предлагается записывать вечером 3-5 моментов за день, за которые вы благодарны: миру, конкретным людям или себе. Я знаю людей, которые регулярно ведут такие заметки и очень им рады, но у меня эта техника не прижилась — просто ничего не поменялось. Зато у меня есть банка: в банку я забрасываю маленькие записочки с приятными моментами и разбираю раз в полгода. Банка прекрасна.

Списки

Подвид техники фрирайтинга, в которой нужно, не останавливаясь, не критикуя себя и не редактируя, написать список из 100… Например, «100 моих сильных качеств», «100 вещей, которые могли бы меня порадовать», «100 моих желаний», «100 идей, как я могу улучшить свою работу». Цифра 100 кажется избыточной, недостижимо большой, но в этом и смысл: первые 20-30 пунктов вы будете писать что-то стандартное и стереотипное, потом еще 20 пунктов будете страдать и выдавливать из себя хоть что-то, а потом откроется какая-то потайная дверь — и оттуда повалит смешное, удивительное, креативное и по-настоящему важное в разных пропорциях. Для списков стоит выбирать какие-то поддерживающие или творческие темы.

Копинговые карточки

Это не совсем дневник, и об этом я, наверно, напишу отдельный текст, потому что это важно и очень мощно. Если в двух словах, в момент внутреннего равновесия вы пишете себе «записку» (у меня такая записка составляет 6 страниц текста), в которой излагаете всё, что поможет или поддержит в кризисный период. Потому что всё, что кажется очевидным в нормальном состоянии (например, что никакая тяжелая эмоция не может длиться вечно, любой кризис рано или поздно заканчивается), — вот всё это куда-то теряется и уплывает, если нырнуть в черную дыру (в тревожность, в депрессивный эпизод или просто в сильную прокрастинацию — у каждого «черная дыра» своя).

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Наверное, стоит отдельно подчеркнуть, что любое психологическое упражнение, в том числе обычный дневник или письменная практика, может как улучшить, так и ухудшить ваше настроение, — поэтому мой список стоит воспринимать как приглашение к аккуратным экспериментам, а не как руководство к действию для любого состояния и контекста.

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Главный редактор Тритфилд, переводчик, сценарист компьютерных игр. Имеет более 5 лет опыта личной психотерапии в гештальт-подходе и КПТ. В своих статьях рассказывает о психотерапии с позиции клиента.

Источник

Дневник психологической практики

Диагностика уровня развития познавательных процессов младших школьников. Исследование личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей старшеклассников. Методика исследования способностей к целостному восприятию формы предметов.

РубрикаПсихология
Видотчет по практике
Языкрусский
Дата добавления11.05.2015
Размер файла1,5 M

щоденник з практики з терапії. Смотреть фото щоденник з практики з терапії. Смотреть картинку щоденник з практики з терапії. Картинка про щоденник з практики з терапії. Фото щоденник з практики з терапії

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дневник психологической практики

Общие данные о школе

Школа основана в 1968 году.

В настоящее время в школе обучается 479 человек в 18 классах- комплектах.

В школе в настоящее время работает 64 сотрудника, из них 35 человек являются педагогическими работниками. Среди них:

В школе работает психологическая служба, имеется социальный педагог.

В школе работает 2 библиотеки:

1) с художественной литературой;

2) с учебной литературой.

1. Определение целей и задач предстоящей практики.

2. Знакомство с учреждением и его коллективом.

3. Знакомство с материальной базой учреждения.

4. Беседа с психологом о специфике его работы в данном учреждении.

5. Изучение личных дел учащихся.

6. Выбор объекта (группы) исследования.

7. Подбор и изучение литературы.

8. Беседа с учащимися, учителями, родителями на интересующие темы.

9. Подготовка к проведению исследований.

10. Наблюдение за учащимися на уроках.

11. Проведение исследований выбранного объекта (группы).

12. Анализ и обобщение результатов исследований.

13. Оформление документации по практике.

14. Подготовка и написание отчёта по практике

Ежедневные итоги работы

1. Определение целей и задач предстоящей практики.

2. Знакомство с учреждением и его коллективом.

1.Беседа с психологом о специфике его работы в данном учреждении.

2.Оформление индивидуального плана прохождения практики.

1.Знакомство с материальной базой учреждения.

2.Подбор и изучение литературы.

1.Наблюдение за учащимися на уроках.

2.Обсуждение с психологом посещения уроков.

1.Изучение личных дел учащихся младших классов.

2. Выбор группы исследования.

1.Подготовка к проведению исследования уровня развития познавательных процессов учеников младших классов.

2.Обсуждение с психологом методик проведения исследования.

Проведение исследования выбранной группы учеников.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Проведение социометрического исследования группы учеников.

Анализ и обобщение полученных результатов.

1.Изучение личных дел учащихся средних классов.

2. Выбор объекта исследования.

1. Обсуждение с психологом методик проведения исследования. 2.Индивидуальная беседа с учащимися.

Подготовка к проведению исследования личности.

Проведение исследования выбранного объекта.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Изучение личных дел учащихся исследуемсй группы (старших классов).

Подготовка к проведению исследования.

1.Проведение исследования учащихся старших классов с целью профориентации.

2.Анализ и обобщение результатов.

Оформление документации по пройденной практике.

Подготовка и написание отчёта по практике.

Отношение к практике ответственное, серьёзное. Уровень теоретической подготовки высокий, что позволило студентке быстро освоить специфику работы педагога-психолога и применить знания в профессиональной деятельности. Студентка активна. За время практики она ознакомилась с материальной базой школы, изучила личные дела учащихся, провела диагностическое обследование в трех возрастных группах, наблюдала за учащимися на уроках. Работала с желанием, проявляя к работе интерес. В беседах со школьниками и учителями показала высокий уровень профессиональной культуры будущего психолога, педагогического такта.

Содержанием данной практики стало:

— знакомство с учреждением и его коллективом;

знакомство с материальной базой учреждения;

-беседа с администрацией школы, педагогами, психологом о специфике его работы в данном учреждении;

выбор объекта (группы) исследования;

подбор и изучение литературы.

В течении практики я использовала не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдала за учащимися на уроках и во внеурочное время, беседовала со школьниками и учителями на интересующие темы, изучала личные дела учащихся, школьные журналы.

За время прохождения практики я провела диагностическое обследование в трёх возрастных группах учащихся: младших школьников- с целью определения уровня развития познавательных процессов, подростков- по выявлению их личностных особенностей и проблем, старших школьников- с целью профориентации. Результаты обследования я обсудила со школьным психологом и занесла в соответствующие таблицы.

Ниже приводится описание проделанной работы с анализом результатов и выводами.

1. Диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников

Мною было проведено диагностическое обследование учеников 2 класса с целью определения их уровня развития познавательных процессов. В обследовании принимало участие 11 учеников 2 класса в возрасте от 8 до 9 лет.

Результаты диагностики я занесла в таблицу(см.приложение 1,табл.1).

Ниже приводится описание методик и анализ полученных результатов.

Для оценки вербально-логического мышления потребовались бланки методики «Исключение слов»( см.приложение 1, методика 2), позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.

Для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника предназначена методика «Матрица Равена»(см.приложение 1, методика 3).

Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

При обработке результатов тестирования было подсчитано количество баллов по всем заданиям эксперимента.

Первое задание. Дети при выполнении задания показали следующие результаты: восемь детей обнаружили высокий уровень развития вербально-логического мышления, трое-средний уровень.

На основании результатов проведенного тестирования можно прийти к выводу, что у учащихся 2 класса хорошо развито наглядно-образное мышление, а вербально-логическое является преобладающим видом мышления.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Поэтому в своём исследовании я использовала 3 методики : для изучения типа памяти(см.приложение 1, методика 4), для определения объема кратковременной зрительной памяти(см.приложение 1,методика 5), для оценки объема кратковременной слуховой памяти(см.приложение 1,методика 6).

Для изучения типа памяти испытуемым предлагалось поочередно четыре группы слов для запоминания. После небольшого перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил.

О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С):

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти детям поочерёдно предлгали нарисовать 2 ломанные линии, которые он видел на рисунке-образце и запомнил. Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Для оценки объёма кратковременной слуховой памяти ребёнок должен был после прослушивания ряда цифр повторить их. Объём кратковременной слуховой памяти ребёнка численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

Анализ полученных результатов(см. приложение1,табл.2 ) позволяет сделать следующие выводы :

1. В данной группе учеников преобладающий тип памяти зрительно-моторно-слуховой (коэффициент типа памяти 8,3). Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.

2. Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 7,9). Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

3. Моторно-слуховая память (коэффициент типа памяти 7,7). Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.

4. Зрительная память (коэффициент типа памяти 5,8). Она на прямую связана с развитым воображением.

Оснащение: 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис. 2А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

Выводы об уровне развития:

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом в 4— 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекун-дного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить. После» перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).

Материал к методике «Изучение типа памяти»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *