шамордино женский монастырь фото внутри храма иконы
Шамордино: красота снаружи, чудеса внутри!
Доброго всем времени!
Всё-таки прав был классик, сказавший: «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Не знаю, как он узнал, но так оно и есть! )
Всё началось с того, что из просторов интернета узнал: земля Калужская весьма богата на храмы и монастыри всяческие. И, более, того, один из самых именитых — находится неподалёку, близ деревни Шамордино. Собственно, в обиходе и сам монастырь носит такое же название. Ну, а если придерживаться официальностей, то это — «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино».
— Чем знаменит монастырь? — спросите вы. А я вам отвечу:
— Своими вышитыми иконами!
Может, для кого-то, это и не самый весомый аргумент, но не в нашем случае. ) Супруга уже давно занимается вышиванием бисером больших икон и посмотреть на творчество коллег по цеху — всегда интересно. Тем более, что в Шамордино бисером вышивают храмовые иконы. Кто не в курсе: это полотно, размером в метр-полтора.
Вечер ушёл на то, чтобы прокинуть маршрут и наметить ориентиры. А остальное — дело техники и нафигатора.
Дорога на Козельск — не из широких: полоса туда, полоса оттуда. Но вполне приличного качества. Местами вокруг трассы располагаются деревушки. Вполне такие аккуратные деревушки. Где в любое время можно приобрести сельхозпродукцию или сувениры а-ля народный промысел. Так как мы ехали в конце августа, то вдоль ворот выстроились аккуратные ряды тыкв. Причём, насыщенного ярко-оранжевого цвета! Я такие и не видел нигде. Разве что на картинках. У нас, завсегда, были тыквы жёлтого цвета. )
К слову о дороге: от основной трассы к монастырю необходимо пробраться сквозь деревушку. Вот там дорога — не из лучших, но и не настолько расхристанная, чтобы оставитть в ней подвеску. Проехать можно даже на обычном седане. Зато наградой вам будет — замечательные виды и, собственно, строения монастыря.
Возле монастырской стены — достаточно места для парковки авто. Не знаю, как тут по великоцерковным праздникам, может, и не протолкнуться. Но в другие дни — вполне себе вольготно.
При входе на территорию монастыря вас встретит табличка-предупреждение: «Фото- и видеосъёмка на территории монастыря запрещена»! Вот так вот. Не знаю, кто и с какими мыслями повесил эту табличку, но сделал он это зря! Сама архитектура и открывающиеся виды таковы, что сложно удержаться от того, чтобы не запечатлеть на память. Собственно, все так и делают: кто-то украдкой, кто-то — особо не стесняясь и не заморачиваясь. На мой взгляд, табличку надо заменить на «Без фото выходить ЗАПРЕЩАЕТСЯ»! Ну, разумеется, в рамках разумной дозволенности. Может, внутри храма и нельзя фотографировать. В кельи, или там, трапезную, посторонним вход и так воспрещён. Но то, что снаружи-то, почему бы и не запечатлеть для памяти и рассказов за самоваром?
Добавлю в рассказ немного летописи: «…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки – всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До посещения монастыря я не представлял и не знал, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора – Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен«. Согласитесь, нынешним «купцам» есть чему поучиться у купцов того времени. В такие моменты, почему-то, совершенно иначе воспринимаются события столетней давности. Да и эйфория революционной страны «рабочих и крестьян» перестаёт впечатлять. Но это — так, лирическое отступление…
Ориентироваться в самом монастыре не сложно. Во-первых, по всем туристическим маршрутам проложены дорожки. А во-вторых — имеется указатель, с подробным описанием строений и планировки территории.
Несмотря на, более чем, почтенный возраст — монастырь основан в 1884 году — выглядит всё достаточно добротно. А при реставрации и благоустройстве не чураются современных материалов. Главное, чтобы всё выглядело в тему и гармонично.
История самого монастыря достаточно интересная, чтобы не упомянуть её в своих «Записках путешественника». Итак, «… ещё, когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится…
Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки – Люба и Вера – были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно – зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но – не в куклы, а в устраивание у себя разных богослужений. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся». Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом…
В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель …
Так на месте барского дома устроился храм – и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требованиям…
В отношении икон скажу я вам: «Стоит, други мои, ох, стоит съездить в Казанский собор. Даже если вы глубокий атеист — поезжайте! Потому что такие вышивки встречаются в жизни не часто»!
Оговорюсь — я не нарушал покой святых. И не делал шпионских снимков. Я просто запомнил иконы, и отыскал их на просторах интернета. Конечно, можно купить набор открыток всех вышитых икон, но, поверьте, все эти репродукции — бледное подобие того великолепия, которое откроется перед вами. И от этого становится странным и непонятным тот факт, что в монастырской лавке посетителям предлагаются какие-то ширпотребовские вещи совсем уж никакого качества (( даже увезти в качестве памятного сувенира — нечего. Типографские иконки, пластиковые лампадки, серебряные крестики — всё это есть в каждой церковной лавке. А где иконы ручной работы? Та же вышивка? Пусть, не храмовые. Пусть — дорожные, но чтобы были!
Разговор же с монахиней, и вовсе, поверг в уныние — полчаса слушал пафосные изречения напыщенной «служительницы культа» о том, как «на одну из сестёр снизошло одарение и она вышивала иконы даже без эскизов и будучи ослепшей на один глаз. И висят эти иконы сто лет, и даже не меркнут и не выцветают. А все нынешние вышивальщики бисером — это от Лукавого. И нет в них света, и радости, и души, и вообще!«.
А фурнитура в тех иконах встречается — современная. Не всегда высокого качества, даже «made in China» и та имеется. Нет, я не умаляю заслуг и труда сестры-вышивальщицы. Но что ж загребать-то мирян в неисправимых идиотов, которые не могут отличить ручную роспись от машинной? В общем, хмыкнул я на её байки и пошёл смотреть далее.
Отдельно упомяну — на территории монастыря имеется три источника. Разумеется — все живительные! А как же иначе? Те, кто уловил сарказм в моих словах — правильно уловили. ) Я из тех людей, которые красят яйцы на Пасху и поздравляют друг друга с Рождеством. Однако ж похихикивают над всеми «Проявлениями воли Всевышнего» и с опаской косятся на человека, соблюдающего посты — «А не больной ли»? Но при всём при этом соглашаются с доводом: «И всё-таки что-то такое этакое над нами имеется»! Вот, после созерцания икон и кружевной архитектуры построек XIX века решили сходить к источникам. Приложиться к святому. Ну, я — естественно — ради галочки, ибо во все «святые воды» не верю категорически. Правда, один из источников заставил меня пересмотреть свои взгляды на непонятное…
Чтобы прояснить ситуацию — вернёмся немного в прошлое, к выезду из Калуги. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички — боль не унималась, давящая такая боль. Пока доехали до монастыря — давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили — а пойдём к источникам! а к тем источникам — ещё вниз спускаться метров 250-300. Вот же блин…
Болело здорово — аж в глазах темнело порой. Думаю, неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо — на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых имеются скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу)))
Надо отметить, что обустроено всё добротно — основательный помост, обшитый деревом. Скамейки для отдыха. Столик, на котором можно наполнить водой из источника принесённые ёмкости. Там же — стальные кружки-ковшики для желающих испить водички. Есть обустроенная купель — мужчины и женщины окунаются в раздельных помещениях. Разумеется, источник располагается выше от купели. Так что воду для питья набирают до неё, а не после ))
Вот, добрался. И, как говорил знакомый медведь, из одного источника похлебал. Посидел на скамеечке, чтобы в глазах посветлело. Хмыкнул, мол, вот они, ваши чудесные источники.
Потопал к следующему. Он — по горизонту — метрах в трёхстах.
Иду да с семьёй рассуждаю на тему «Вода. Физические и химические свойства». Вспоминаю: «Вода — жидкость без цвета, вкуса и запаха. Универсальный растворитель»… дошлындал до второго. Уж не знаю, как он называется. Кстати, воды из него истекает меньше, чем из «Живоносного». Похлебал воды оттуда. А она — другая на вкус😕 Ну, я ж в советской школе учился. ПионЭром был. И если родная партия сказала: «Бога нет!», значит, и чудес быть не должно! Что ж с того, что вода на вкус иная? Да легко! Она в другом водоносном пласте располагается. Ай, да я! 🙂
Посидел, посмотрел на деревья вокруг. Желудок давит. Скепсиса — на двоих уже хватит))) пополз к третьему источнику (их там три). Это ещё метров 300 в горизонте. Иду и думаю: «Кажися, недалеко от монастыря был спуск в сторону низины. Может, он недалеко располагается? Я бы по нему и выполз…» Дошёл до третьего источника. Называется «Казанский источник». Воды — ещё меньше, чем из второго.
Вода — на вкус — отличается от первых двух. Но мы же — «Естествоведение» изучали, про водоносные горизонты все помним, да? ))) Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине; только надо попить «про запас». Попил. А боль возьми и утихни😮😮😮 реально! Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла»! Да как так-то?! Но ещё пол-кружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг — такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И — главное! — никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу) Обратно поднялся — на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можнете сказать, мол, вера лечит. Но — в том-то и дело: никакой веры — сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше зубоскалить-то?)))
Поездка в Шамордино: памятка для паломника
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Этот монастырь в народе именуют Шамордино. Он возник едва не в чистом поле, поддерживаемый одним благословением прп. Амвросия да твердой надеждой на Божию помощь. После десятилетий гонений здесь уже более 30 лет снова звучат монашеские молитвы.
Почему Казанская Амросиевская пустынь называется Шамордино и куда падает ударение
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь – таково официальное название монастыря. Но народ называет ее Шамординской, или Шамордино. Это давняя народная традиция именовать монастыри по месту их расположения. А пустынь основана и находится сейчас в поселке, именуемом Старое Шамордино. Название поселения изначально – татарское, означающее «царь храбрых».
«Ордынское» происхождение имеет много российских дворянских родов – например, Измайловы, Аксаковы, Карамзины, Чаадаевы. В фамилии и названии села Шамордино ударение падает на первый слог.
Где находится
Пустынь расположена в Калужской области. Административно это – поселок Старое Шамордино Козельского района (деревня с названием Шамордино, позже возникшее поселение, находится рядом).
Расстояние от Москвы, Калуги, от Оптиной
Шамордино на карте
Как добраться
Из Москвы до Козельска – районного центра – ходят автобусы, электрички. Можно также доехать на собственном автомобиле.
В обоих случаях ехать прямо до Козельска необходимости нет: паломники обычно следуют до поселка Каменка, где находится указатель на Шамордино. Отсюда до пустыни уже 1 км, который можно пройти пешком.
Отправляющиеся на автомобиле обычно выезжают из Москвы по Киевскому шоссе. Можно выехать также по Калужскому, которое пересекается с Киевским близ г. Обнинска. Интернет-страница монастыря рекомендует водителям:
Где остановиться: гостиница
Кроме того, невозможно размещение на ночь мужчин.
Послушания
Приехавшие на несколько дней женщины должны участвовать не только в службах, но также нести послушания, как сестры обители.
Монастырский день начинается с утренней молитвы (6.30 ч.), затем следует литургия. После трапезы сестры, паломницы распределяются на послушания, которые продолжаются до 16 ч. Свободное время паломниц – лишь перед вечерним богослужением, а также с 20 до 23 ч., до отбоя. При обители имеется библиотека, которой могут пользоваться паломницы.
Начало Божественной литургии в Казанском соборе
Правила для посетителей
Шамордино – обитель строгого иноческого устава, который необходимо уважать, а также по силе соблюдать всем приезжающим. Здесь не нельзя:
Кроме того, необходимо иметь благопристойный внешний вид. Так, мужчин в шортах, майках, женщин в брюках, с непокрытой головой, накрашенных, сюда не допустят.
Расписание богослужений
Службы начинаются с рано, с 6 ч. утра, когда совершаются утренние молитвы, Полунощница, Часы. Примерно с 7 ч. – начало литургии.
По воскресным дням служится три литургии по разным храмам – с 3,6, 8 ч. утра.
Таким образом, пустынь – место, где можно вполне приобщиться к иноческому распорядку жизни, побывать на монастырских службах: неспешных, отрешающих от суеты мира.
Краткая история
Днем рождения обители считается праздник Покрова (14 октября) 1884 г. Первый период существования пустыни как сначала женской общины, затем – монастыря продолжается до закрытия обители 1919 г., второй – от ее возрождения до наших дней.
Создание
Политика властей со времени Петра I была, по сути, антимонастырской. Идея императора о «непрактичности» монастырей, не приносящих «пользы» (материальных выгод) обществу, государству, пустила глубокие корни.
Ко 2-й половине XIXв. существовал установившийся порядок открытия новых женских обителей:
В реальности это значило: для открытия даже общины требовался немалый начальный капитал. Как правило, обеспечить его могли только богатые жертвователи, весьма неохотно дававшие деньги на подобные инициативы, потому количество женских монастырей составляло не более 20% от всех обителей страны – своего рода исключения из этих «правил».
Такова, например, Дивеевская община, руководимая сначала настоятелем Саровской обители старцем Пахомием, затем – прп. Серафимом Саровским. Подобным же образом на рубеже XIX-XX в. основал Иоанновский монастырь Петербурга прав. Иоанн Кронштадтский. Ну а Шамордино возникло по благословению духовника Оптиной – прп. Амвросия.
Прп. Амвросий Оптинский
Один из самых известных духовников Церкви того времени, иеросхимонах Амвросий прожил долгую непростую жизнь. Сын пономаря, внук священника, Александр Гренков (таково мирское имя старца) первоначально видел себя мирянином: окончил семинарию, учительствовал. Но с 1839 г. Господь призвал его к монашеству: молодой человек уехал послушником в Оптину пустынь, несколько лет находился под духовным руководством старцев Льва и Макария., пострижен здесь в мантию с 1842 г., а спустя три года стал иеромонахом.
Преподобный старец Амвросий Оптинский
С 1845 г. Господь попустил преподобному тяжелую болезнь, из-за которой святой практически не мог совершать богослужения. Его послушанием, которое он нес до кончины в 1891 г., стало старчество. Помимо того, что он был братским духовником, к нему ежедневном приезжало такое количество мирян, что он должен был принимать их в «хибарке» за стенами обители. Уже при жизни святой прославился прозорливостью, даром рассуждения, наконец, явными чудесами, являемыми через него Господом. Таков был духовный руководитель Шамординских сестер.
23 октября — День памяти Оптинского подвижника, старца Амвросия. Читайте также:
Основательница
Это монахиня Амвросия (Ключарева), духовная дочь старца. Чадом Оптинских отцов стала не только она, но также ее супруг. Оба по взаимному согласию выбрали иноческий путь. Именно она купила сельцо Калыгино рядом с Шамордино. Здесь стали жить две ее внучки, сироты Вера и Любовь, совсем маленькие, но благочестивые девочки, крестницы о. Амвросия. Скоро поселились рядом некоторых женщины из бывших крепостных Ключаревых. Они позже составят основу общины. В 1881 г. монахиня Амвросия скончалась, завещав имение для будущего женского монастыря.
Первые годы
Считается, что они были одним из самых сложных периодов жизни общины: не хватало самого необходимого, сестрам негде было жить, ведь все недвижимое имущество состояло в земле да небольшом доме, при котором была деревянная церквушка.
Современник вспоминает:
«Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось».
Ведь прп. Амвросий, несмотря на сложное положение общины, посылал сюда множество сестер. Среди них были работоспособные девушки, но были такие, которым самим нужна была духовная, физическая помощь.
За первые четыре (!) года существования общины было сделано, кажется, совершенно невероятное:
Кроме того, при общине – еще не монастыре! – построено несколько скитов. А количество сестер за эти первые годы перевалило далеко за 200.
Расцвет
Он приходится на рубеж XIX-XX вв. Именно тогда:
Казанский собор. 2020 год
Настоятельницы
О первой из них прп. Амвросий говорил:
Духовная дочь старца, схимонахиня София (Болотова) в миру прожила замужем менее года – супруг скоропостижно скончался, осталась маленькая дочь. Приняв случившееся, как знак, София решает принять постриг. В 1884 г. ей, сразу по пострижении ставшей настоятельницей сестер, не было еще 40 лет. Но вот воспоминания о ней епископа Трифона (Туркестанова), также духовного чада о. Амвросия:
Матушка была настоятельницей только 4 года, после чего скончалась от болезни, постигшей ее от многочисленных трудов. Матушка канонизирована в 1987 г.
С 1888 г. м. Софию сменила другая благодатная подвижница, игумения Евфросиния (Розова). Именно при ней община стала монастырем, началось строительство собора. Еще при жизни о. Амвросия матушка ослепла, но за послушание старцу продолжила служение. Скончалась она в 1904 г., на 51 году иноческой жизни.
Послушницами Оптинских отцов были также схиигумении:
После закрытия монастыря многие сестры поселились в городе Козельске и его окрестностях
Подвижники и подвижницы
Ныне обитель хранит память о других подвижниках благочестия, подвизавшихся здесь или связанных с монастырем. Среди них:
Возрождение
Монашеская община восстановлена 3 мая 1990 г. Уже 27 мая того же года был вновь освящен храм иконы «Утоли моя печали».
Богадельня, храм «Утоли моя печали» и краешек сестринского корпуса. 2001 год
Современная жизнь
Сейчас пустынь – ставропигиальная, то есть подчиненная Патриарху. Только к 2019 г. ей вернули все отобранные после революции здания, которых насчитывается 22. Количество сестер сейчас уже более 100 человек.
Что посмотреть
Приезжающие сюда стремятся поклониться святыням, но просто «посмотреть» часто не получается: прикосновение к монашеской жизни изменяет душевное устроение. Для многих обитель становится духовным маяком, иные не раз возвращаются сюда не только как паломницы, но даже как трудницы.
Святыни
В обители также можно поклониться частицам мощей Оптинских старцев и еще 28 святых.
Иконы
Среди самых почитаемых:
Полезная информация о чудотворной иконе:
Храмы и часовни
Шамордино. Храм в честь Пресвятой Троицы
Сейчас восстановлено 3 храма:
Кроме того, здесь есть первый в России храм прп. Амвросия, воздвигнутый на месте его кельи.
Источники
К их числу принадлежат три святых источника:
Отзывы паломников
Приезжающие сюда единодушно отмечают красоту, уединенность, благодатность места, истинно христианскую любовь сестер, при которой вовсе не заметна строгость правил обители – напротив, они соблюдаются осознанно, с желанием.
«Спасибо большое Радость Бытия! Спасибо за изумительные Иконы вышитые мастерицами обители! Они несут благость восприятия мира и Божью Благодать! Процветания обители! Спасибо Богу за ВСЕ» (Ирина, стиль и орфография сохранены).
«Это нечто невероятное, приехал на вечернюю службу, и увидел огромный храм в лесу. Строгая дисциплина, послушницы, очень торжественно. Рекомендую всем православным побывать хотя бы раз. Внизу под горой есть купель, и святой источник»
Шамордино. Спуск к источнику
Случаи исцеления
О чудесах, происходящих здесь, паломники рассказывают немного. Может быть потому, что главное из них – чудо возрождения души на этом благодатном месте.
Раб Божий Александр в группе обители в социальной сети 2 ноября 2019 г. пишет:
А этот рассказ помещен на одном из светских, можно сказать, атеистических интернет-порталов:
«История реальная и произошла со мною в 2016 году в Калужской области. Никогда не разделял взгляды православия. А любимой фразой была: «Чудес не бывает».
С таким настроем я и приехал в монастырь Шамордино. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички – боль не унималась. Давящая такая боль. Пока доехали до монастыря, давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили: а пойдём к источникам! А к тем источникам – ещё вниз спускаться метров шестьсот…
Болело здорово – аж в глазах темнело порой. Думаю: неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо: на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых обустроены скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу… Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине. Только надо попить «про запас». Попил. А боль возьми и утихни. Реально!
Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла!» Да как так-то?! Но ещё полкружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг – такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И – главное – никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу… тогда долго стоял с кружкой полной воды. Боялся отойти от живительного ключа.
Боялся, что через минуту, пять, десять — но боль вернётся обратно. Но время шло. А боль не возвращалась. Даже комары перестали звенеть над ухом. Я смотрел в лес, освещаемый последними закатными лучами. Лес улыбался мне…
Обратно поднялся на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можете сказать, мол, вера лечит. Но в том-то и дело: не было никакой веры – сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше зубоскалить-то?»
Место присутствия Бога и святых Его – таков Шамординский монастырь. Видимо, именно поэтому он поднялся здесь вопреки всем обстоятельствам, и столь же быстро возродился после десятилетий гонений. Приезжающие сюда возвращаются снова, если же нет – всю жизнь хранят память о чуде возрождения души, которое случилось здесь, или просто о прикосновении к прекрасному, настоящему, Божественному. Оно не может пройти бесследно.