шэнь или момент творения
Шень или момент творения / Жан-марк Эссале
Жан-Марк Эссале. Шэнь, или момент Творения
Книга «Шэнь, или момент Творения» уникальна тем, что Жан-Марк Эссале передает в ней те знания, которых вы ни найдете ни в одной книге по акупунктуре. В традиционном древнем понимании китайской медицины лечение – это интеракция между Шэнь-Духом врача и Шэнь-Духом пациента.
Жан-Марк Эссале призывает специалистов по китайской медицине прислушаться к себе, к своему сердцу и постичь Шэнь-Дух. В книге вы найдете информацию о наших Трех Сокровищах – Жизненном Начале-Цзин, Энергии-Ци и Индивидуальном Духе-Шэнь.
Что предлагается в этой работе
«Шэнь, или момент Творения» продолжает «Пять путей прозрачного и мутного», посвящена самому Духу китайской философии и медицины, приложимого к фундаментальным этапам формирования личности и тела, от зачатия до раннего детства. Как нам представляется, в понятии Шэнь 神, «Индивидуальный творческий дух», сконцентрированы все самые глубокие аспекты китайской медицины. Это центральное понятие китайской философии: и это ведущая тема этой и следующей книг.
Сначала скажем, что для китайцев древности, людей очень тонких и практичных одновременно, Шэнь является принципом творения, который регулирует не только человека во всех его проявлениях и, в частности, в телесном аспекте, но и весь комплекс качеств отношений, которые этот человек фактически выстраивает с миром, с Вселенной.
Шэнь представляет собой, как мы уже говорили об этом, силу отношений, некое бытие-в-мире, специфическое для каждого индивида, одновременно глобальное и уникальное, центрированное. Тем самым для каждого человека Шэнь принимает внутреннюю структуру, неотделимую от его личной истории.
Не так-то просто изложить в нескольких словах глубинный замысел такой работы. Лучше, наверное, сперва уточнить, чем она не является. Несмотря на все свои довольно очевидные «китайские украшения» и многочисленные цитаты великих классиков на языке оригинала, эта книга не претендует, да и не желает казаться плодом эрудиции и обращается не только к особой категории профессионалов.
Она не занимается популяризацией в современном значении слова: общие идеи, которые она излагает, не те, что сейчас в ходу и владеют умами сегодня. Но не исключено, что эти идеи смогут расширить понимание человека, его тела и его личной истории.
Чтобы такая затея могла претендовать на успех, нужно обратиться с вопросами к самому духу иероглифов, которые великие древние создали и использовали для называния своих самых проникновенных интуиций о генезисе человека и о различных планах реальности, из которых человек состоит и которые проявляет.
Идея состоит в том, чтобы не опираться на упрощения и схемы, предназначенные сделать новые знания доступными. Ведь основной мотив здесь не в том, чтобы задокументировать и передать неизвестные ранее знания и уж никак не сообщить новые верования!
Речь идет не более и не менее, как о приглашении обратиться снова, но с помощью других инструментов и слов, к прожитой нами реальности, представленной более глобально и более конкретно.
Эта реальность, это пережитое — у каждого из нас есть такой секретный мир, каждый знает его вкус. Никто вместо нас не может определить его качество.
Однако в этой смутной глобальности, с которой большинство из нас сталкивается так отчетливо только в раннем детстве, нам необходимы качественные и символические определения, чтобы осознать то, что мы проживаем, выстроить определенный порядок нашего существования, выбрать и направить наш путь.
Слова, которые мы узнали, слова большинства современных языков, учат
нас в большей степени воздействовать на мир, а не осознавать его. Та «инструментальная» точность, которую дает слово, обходится нам очень дорого за счет сокращения его возможности «оценивать», то есть отдавать отчет в ценностях пережитого лично.
В результате растет разрыв между тем, что составляет обычный дискурс о проживаемой нами реальности — часто это схематичный, стандартизирующий или активистский отчет, — и той самой реальностью, сотканной из бессчетных нюансов, определяющих нашу жизнь в особенности оттого, что они являются тонкими, то есть расплывчатыми, если мы начинаем о них говорить, и исключительно точными, если мы проживаем их.
Парадокс в том, что, чем больше слова набираются точности, которую сообщают им определения из словарей, тем меньше они годятся для того, чтобы квалифицировать дуновения жизни, которые живут в нас или посещают в иные мгновения. Древние по умолчанию допускали, что если придавать с помощью слова смысл тому, что мы проживаем, то это помогает осознать и перенести тревогу жить. Не стоит ее прятать, эту тревогу, и пытаться минимизировать безличными тесными формулировками, в конечном счете, наполненными той же тревогой.
Древние оставляли за «великими словами» ауру неточности и одновременно способность адаптироваться к различным обстоятельствам, участвовать с интуитивной силой образа в работе каждого символа.
Кстати, мы знаем, что первыми написанными словами были пиктограммы, идеограммы или иероглифы. Китайский — единственный дошедший до нас из этих былых времен идеограмматический язык, и он по-прежнему живет.
Энергия ШЭНЬ – «правитель» или дух человека
Что бы все было правильно в этом вопросе, необходимо иметь плотную духовную субстанцию.
Сохранятся после смерти дух-ШЭНЬ, может 3 дня, 9 дней, 40 дней или 1 год. Я предположу, что перечень количества дней нам всем знаком.
У одного человека душа может противостоять распаду 3 дня, у другого – год, а у третьего может продолжать существовать и снова самоосуществиться в мире, появившись на земле в образе новорожденного человека.
Как же можно уплотнить субстанцию ШЭНЬ?
Сначала давайте разберемся что такое ШЭНЬ. По представлениям китайской медицины, жизненный дух Шэнь возникает в результате слияния Ци и квинтэссенции Цзин, является «правителем» человека, контролирующим его поступки.
Жизненный дух Шэнь следует сохранять и укреплять, чтобы он не покинул тело, что происходит в момент смерти.
Жизненный дух Шэнь хранится в сердце. Кровь является главной материальной основой мыслительной деятельности. Кровь управляется сердцем, она также управляется и контролируется жизненным духом Шэнь.
Таким образом, функция хранения жизненного духа Шэнь сердцем тесно связана с его функцией управления кровеносными сосудами.
«Сердце управляет сосудами, сосуды — это жилище жизненного духа Шэнь».
При недостатке крови нарушается питание жизненного духа Шэнь, что может привести к различным психоэмоциональным нарушениям. Например, к бессоннице, беспокойному сну с многочисленными сновидениями, ослаблению памяти.
Функция хранения жизненного духа Шэнь сердцем тесно связана с психической деятельностью человека, его сознанием, мышлением, памятью, сном.
Мыслительная, психическая и эмоциональная деятельность человека — это выражение состояния жизненного духа Шэнь. Эмоциональные нарушения могут вызвать патологические изменения в организме человека. Жизненный дух Шэнь — это важный фактор, который влияет на состояние здоровья человека, сопротивляемость болезням.
Стабильное эмоциональное состояние и правильное мышление могут обеспечить здоровье и ускорить восстановление после болезни, в то время как слабость жизненного духа Шэнь и длительное эмоциональное напряжение могут вызвать рассеивание и застой Ци, а в тяжелых случаях — появление психических заболеваний.
Основные проявления состояния жизненного духа Шэнь: взгляд, выражение лица, внешний вид человека и сознание.
Выделяют пять типов состояния жизненного духа Шэнь у человека.
1. Обладание жизненным духом Шэнь (Ю Шэнь или Дэ Шэнь).
У человека живые и блестящие глаза, ясное сознание, блестящая здоровая кожа лица, внятная речь, ровное и спокойное дыхание, мышцы подвижны и крепки. Все это говорит о том, что у человека не повреждена жизненная Ци, не истощена квинтэссенция Цзин, болезнь или имеет легкую стадию с благоприятным прогнозом, или отсутствует.
2. Нехватка жизненного духа Шэнь (Шэнь Ци-Бу-Цзу или Шао Шэнь).
Наблюдаются безразличный взгляд, сонливость, тусклый цвет кожи лица, замедленность движений, утомляемость, нежелание разговаривать, мягкая поверхность тела, ощущение нехватки воздуха. Данное состояние говорит о недостатке жизненной Ци, о легкой степени повреждения квинтэссенции Цзин.
Как правило, встречается при легких стадиях болезни, при врожденной слабой комплекции пациента, а также при острых заболеваниях – в фазе ремиссии.
3. Утрата жизненного духа Шэнь (У Шэнь или Ши Шэнь).
В этом случае у человека поблекшее лицо, потухший взгляд, неровное дыхание, невнятная речь, депрессия, мышечная слабость, заторможенность, что указывает на нарушения функциональной активности внутренних органов, истощение жизненной Ци, тяжелую стадию болезни и неблагоприятный ее прогноз.
4. Ложная активация жизненного духа Шэнь (Цзя Шэнь).
При длительном и опасном заболевании может возникнуть предсмертная кратковременная активация жизненного духа Шэнь, возникает внезапный блеск в глазах, покраснение лица, разговорчивость, повышение аппетита. Это свидетельствует о том, что квинтэссенция Цзин полностью истощена.
5. Беспорядочное состояние жизненного духа Шэнь (Шэнь Луань).
Такое состояние можно наблюдать при различных психических болезнях (истерическом синдроме, маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, шизофрении).
Естественно, самое благоприятное состояние первое – Обладание ШЭНЬ, присутствие его в организме. Повторюсь – мыслительная, психическая и эмоциональная деятельность человека — это выражение состояния жизненного духа Шэнь. А это база нашего духовного развития.
Значит развивая свой дух, мы этим самым уплотняем его.
Обычный человек склонен к рутинным действиям. Изо дня в день выполняя привычную работу мы перестаем тренировать свое сознание и, как правило используем лишь малую часть своих внутренних ресурсов. Что сковывает наш дух.
Лишь волевым обращением к свободной духовной чистоте можно освободить себя от душевных оков. Когда действия не соответствуют сердцу, то шэнь ослабевает. Поэтому уровень духовности всегда должен быть выше уровня физических возможностей человека.
В “Каноне большого мира” (“Да пин цзин”) сказано:
“Имеющие Шэнь благоденствуют, утратившие Шэнь погибают”.
«Ребис, или Тайна Алхимика», Том 1: Молельня
Фотогалерея
«Ребис, или Тайна Алхимика» представляет собой, несомненно, один из первых настоящих полных алхимических трактатов XXI века, три тома которого пытаются предоставить очень точные оперативные ключи к различным аспектам Великого Делания.
Первый том, посвящённый Молельне, предоставит магические, или теургические, инструменты, которые позволят алхимику утвердить впоследствии свою власть над материей. И направить эту материю на «короткие пути», считающиеся невозможными, для достижения своих целей.
Методы и продвижение, изложенные в этом томе, не являются присущими исключительно алхимии и могут также заинтересовать любого человека, стремящегося стать магом.
Севрен Лобанов — современный алхимик, который уже в очень юном возрасте открыл для себя возможность иного взгляда на мир и природу. Он был воспитан на памяти о чарующей и таинственной прабабушке, слепой ученице странного священника-чудотворца. Первый ранний брак принес Севрену судьбоносное знакомство с дедом своей супруги Наташи. Эта встреча определила для Севрена его призвание — алхимия.
Однако только после встречи с Жаном Дюбюи и его «Философами природы» Севрен Лобанов сам решился обратиться к работе с оперативной печью алхимической лаборатории и к своим весьма особенным трудам…
«Что сказал алхимик»
Фотогалерея
«ЧТО СКАЗАЛ АЛХИМИК» — творческая автобиография современного алхимика Патрика Бюренштейнаса, где он подробно, шаг за шагом рассказывает о формировании своего мировоззрения, попутно знакомя с его основными принципами и предлагая различные способы приложения их к действительности на примере собственного жизненного опыта, богатого и разнообразного. Ведь он — далеко не кабинетный затворник, что делает историю его жизни порой похожей на приключенческий роман.
Алхимия в этой книге предстает как универсальный взгляд на мир, позволяющий увидеть его таким, какой он поистине есть, — местом, прекрасным и пронизанным spiritus, где, хоть истина и едина для всех, каждому предстоит достигнуть ее собственным, уникальным путем. «Чувство счастья — с самого момента своего пробуждения и без особой причины — должно быть вашим единственным компасом. Когда меня сегодня спрашивают, что такое алхимия, я отвечаю: „Искусство быть счастливым“» — Патрик Бюренштейнас.
Патрик Бюренштейнас, учёный по образованию, оставил научную карьеру, чтобы посвятить себя тому, что наука не в состоянии объяснить, и поэтому не способна принять. Сейчас он — всемирно известный создатель терапевтических методик, писатель, консультант, инструктор и лектор. Но в первую очередь он — алхимик.
К этой древней традиции его привело ненасытное любопытство, которое не смогла удовлетворить академическая наука, а неравнодушие к проблемам современного мира побуждает его снова и снова применять свои знания на практике.
«Шартр. Алхимический
и масонский собор»
Фотогалерея
В своем путеводителе по Шартрскому собору Патрик Бюренштейнас предлагает читателю разделить его мировоззрение, взглянув на одну из популярнейших достопримечательностей Франции сквозь призму алхимической традиции.
Так что собор предстает в его книге не просто как прекрасное здание с богатой историей — в его архитектуре, декоре и даже в технологиях, примененных при его создании, заключен богатый эзотерический смысл, благодаря чему само присутствие в этом храме оказывает сильнейшее влияние на его посетителей, желают они того или нет. Ученый в прошлом, Патрик Бюренштейнас во всем опирается на опытные данные, поэтому он предлагает своим читателям не просто осмотреть собор, а пережить взаимодействие с ним как эксперимент, который может привести к глубокой личностной трансформации.
Книга адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой европейской цивилизации в контексте истории человечества в целом.
Патрик Бюренштейнас, учёный по образованию, оставил научную карьеру, чтобы посвятить себя тому, что наука не в состоянии объяснить, и поэтому не способна принять. Сейчас он — всемирно известный создатель терапевтических методик, писатель, консультант, инструктор и лектор. Но в первую очередь он — алхимик.
К этой древней традиции его привело ненасытное любопытство, которое не смогла удовлетворить академическая наука, а неравнодушие к проблемам современного мира побуждает его снова и снова применять свои знания на практике.