широта ума равняется глубине сердца

Литературная азбука

Как и многие читатели, я люблю делать выписки из прочитанного. Некоторые из них, хочу собрать в азбуку.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг к плетню,
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.
________С.Есенин.

Великая любовь неразлучна с глубоким умом. Широта ума равняется глубине сердца: оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.
____________Гончаров. (Из записей Л.Толстого)

В одной нас учат клеить, шить,
Когда урок труда,
В другой нас учат свято жить,
Добро творить всегда.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Цитаты Гончарова

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердцаПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат писателя Ивана Гончарова (1812 — 1891).

Он традиционно стоит несколько в стороне от классиков русской литературы XIX века.

Цитаты сведены по темам: любовь, человеческие проявления, женщины, жизнь, дружба, счастье, отношения, литература, воспоминания, питание, человек, брак, сердце, познание, мужчины, ум, фантазии.

О любви

Любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги. Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, что ни определить, ни назвать нельзя.

В любви равно участвуют и душа, и тело; в противном случае любовь неполна: мы не духи и не звери.

Любить — значит не принадлежать себе, перестать жить для себя, перейти в существование другого, сосредоточить на одном предмете все человеческие чувства — надежду, страх, горесть, наслаждение; любить — значит жить в бесконечном.

Любовь не забывает ни одной мелочи. В глазах её всё, что ни касается до любимого предмета, всё важный факт.

Влюбленные все таковы: то очень слепы, то слишком прозорливы.

Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.

Любовь — претрудная школа жизни.

Ах, если бы испытывать только эту теплоту любви да не испытывать ее тревог!

Дело сделано: она уже любила, и скинуть с себя любовь по произволу, как платье, нельзя.

В любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед.

Нет, любят только однажды!

Сильный сильного никогда не полюбит: такие, как козлы, лишь сойдутся, сейчас и бодаться начнут!

Мудрено! С Адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами. Узнай характер действующих лиц — узнаешь и варианты.

Ревность мучительнее всякой болезни, особенно ревность по подозрениям, без доказательств.

О человеческих проявлениях

То, что иногда кажется врождённой скромностью, отсутствием страсти — есть только воспитание.

Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве…

Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудишь никак духа вражды, мщения и т. п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются. Впрочем, надо отдать им справедливость, что и любовь их, если разделить её на градусы, до степени жара никогда не доходит. Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а в сущности они никого не любят и добры потому только, что не злы.

Самолюбие – почти единственный двигатель, который управляет волей.

Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.

Тщеславие и грубое излишество в наслаждениях — вот отличительные черты роскоши.

Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим.

Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных.

О женщинах

Женщина бывает сострадательна, нежна, честна, справедлива только с тем, кого любит, и безжалостна ко всему остальному.

Женщины любят иначе, нежели мужчины, нежнее, сильнее. Для них любовь — всё.

В женской половине человеческого рода… заключены великие силы, ворочающие миром. Только не поняты, не признаны, не возделаны они ни ими самими, ни мужчинами и подавлены, грубо затоптаны или присвоены мужской половиной, не умеющей ни владеть этими великими силами, ни разумно повиноваться ими от гордости. А женщины. Не узнавая своих природных и законных сил, вторгаются в область мужской силы – и от этого взаимного захвата – вся неурядица.

Недаром говорят, что женщинам верить нельзя: они лгут и с умыслом — языком, и без умысла — взглядом, улыбкой, румянцем, даже обмороками.

Умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только они любят при этом не того, кто делает глупости, а другого.

Зрелые девы, перестав мечтать, сосредотачивают потребность любить — на кошках, на собачонках, души более нежные — на цветах.

Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.

Студенты все влюблялись в нее, по очереди или несколько в одно время. Она всех водила за нос и про любовь одного рассказывала другому и смеялась над первым, потом с первым над вторым.

О жизни

О, как грустно разглядеть жизнь, понять, какова она, и не понять, зачем она!

Мудрено и трудно жить просто.

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы.

Жизнь — борьба, в борьбе — счастье.

Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.

Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.

Глядишь, кажется, нельзя и жить на белом свете, а выпьешь — можно жить!

Чтоб испытывать глубже новое, не похожее ни на что свое, нужно, чтоб тут же рядом, для сравнения, была параллель другой, развитой жизни.

Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья.

О дружбе

Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.

Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.

Дружба вьёт гнездо не в нервах, не в крови, а в голове, в сознании.

Между мужчиной и женщиной нет и не может быть дружбы, что называемое дружбой между ними — есть не что иное, как или начало, или остатки любви, или наконец, самая любовь.

Дружба — вещь хорошая, когда она — любовь между молодыми мужчиной и женщиной или воспоминание о любви между стариками. Но боже сохрани, если она с одной стороны дружба, а с другой — любовь.

Дружба утонула в любви.

О счастье

Счастье соткано из иллюзий, надежд, доверчивости к людям, уверенности в самом себе, потом из любви, дружбы.

Да разве после одного счастья бывает другое, потом третье, такое же?

У меня счастье пересиливает боязнь.

Странен человек! Чем счастье ее было полнее, тем она становилась задумчивее и даже. боязливее.

Верьте же мне как я вам верю, и не сомневайтесь, не тревожьте пустыми сомнениями этого счастья, а то оно улетит. Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут.

Надо его ударить бревном по голове, тогда он и узнает, что счастье было, и какое оно плохонькое ни есть, а все лучше бревна.

Об отношениях

Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками.

После первых радостей начнётся ревность, сцены примирения, слёзы. Живучи вместе, надоедите друг другу смертельно, а расстанетесь — вдвое заплачете.

Остерегаться не мешает: если окажется негодяй — не обманешься, а порядочный человек — приятно ошибёшься.

О литературе

Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.

Изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе — значит скрадывать правду. Света без теней изобразить нельзя.

Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.

О воспоминаниях

Воспоминания — или величайшая поэзия, когда они — воспоминания о живом счастье, или — жгучая боль, когда они касаются засохших ран.

Воспоминания — один только стыд и рвание волос.

Вообще большая ошибка — стараться собирать впечатления; соберёшь чего не надо, а что надо, то ускользнёт.

О питании

Человек, конечно, властелин земли, но он также и раб своего желудка.

Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!

У мужиков не бывает аппетита. Аппетит вырабатывается праздностью, моционом и негой, голод — временем и тяжкой работой.

О человеке

От людей можно скрыться, а от себя куда уйдешь?

Ведь «хороший тон» не велит человеку быть самим собой. Надо стереть с себя всё своё и походить на всех!

Гордость, человеческое достоинство, права на уважение, целость самолюбия — всё разбито вдребезги! Оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью.

О браке

Мы не выходим замуж, нас выдают или берут.

Ведь есть же этакие ослы, что женятся!

О сердце

Сердце — преглубокий колодезь: долго не дощупаешься дна. Оно любит до старости.

У сердца, когда оно любит, есть свой ум… оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет.

Уж давно доказано, что женское сердце не живёт без любви.

О познании

Мудрость — это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, это гармония идей с жизнью.

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.

О мужчинах

Об уме

Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь.

Ничто не мешает думать и лежа.

О фантазии

Фантазия — это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул.

Что фантазия создает, то анализ разрушает, как карточный домик.

О разном

Матери не ожидают наград.

Молодость должна быть тревожна, кипуча, иногда сумасбродна, глупа.

Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.

Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет.

Китайцев везде много: они и купцы, и отличные мастеровые, и рабочие. Я удивляюсь, как их еще по сю пору нет на мысе Доброй Надежды? Этому народу суждено играть большую роль в торговле, а может быть и не в одной торговле.

Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся.

Цитаты про Гончарова

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.

1. Широта ума равняется глубине сердца.

2. Камин привлекал его игрой углей и теплом.

3. Через минуту мы войдём в тёплый вагон.

4. Мечту пронесите через года и жизнью наполните.

5. Через минуту я уже был за воротами и шёл в город.

6. Не отходите в сторону, когда на вашем пути встретятся неудачи.

7. Дело яйца выеденного не стоит.

8. Песню друзья начинают.

9. Наклонилось к речке дерево.

10. Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Найти грамматическую основу в предложениях : широта ума равняется глубине сердца?

Найти грамматическую основу в предложениях : широта ума равняется глубине сердца.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

1. Укажите вид сказуемого в предложении : В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь?

1. Укажите вид сказуемого в предложении : В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 2.

Укажите вид сказуемого в предложении : Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 3.

Укажите вид сказуемого в предложении : Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 4.

Укажите вид сказуемого в предложении : Перед балконом была большая утоптанная площадка.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 5.

Укажите вид сказуемого в предложении : Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 6.

Укажите вид сказуемого в предложении : Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 7.

Укажите вид сказуемого в предложении : Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 8.

Укажите вид сказуемого в предложении : Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 9.

Укажите вид сказуемого в предложении : Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое 10.

Укажите вид сказуемого в предложении : Профессор был заметно взволнован.

) 1) Простое глагольное сказуемое 2) Составное глагольное сказуемое 3) Составное именное сказуемое.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

В предложении «Осень стояла теплая и сухая»?

В предложении «Осень стояла теплая и сухая».

Подчеркнуть грамматическую основу.

И определить вид сказуемого.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Найдите сказуемые и запишите сначала предложения с простым глагольным сказуемым, затем предложения с составным глагольным сказуемым и, наконец предложения с составным именным сказуемым?

Найдите сказуемые и запишите сначала предложения с простым глагольным сказуемым, затем предложения с составным глагольным сказуемым и, наконец предложения с составным именным сказуемым.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Подчеркните грамматические основы укажите виды сказуемых?

Подчеркните грамматические основы укажите виды сказуемых.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым?

Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Камин привлекал его игрой углей и теплом?

Камин привлекал его игрой углей и теплом.

Найти подлежащие и сказуемое.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Определите вид сказуемого в предложении : Я не мог не прийти на встречу со своими одноклассниками?

Определите вид сказуемого в предложении : Я не мог не прийти на встречу со своими одноклассниками.

Простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемое составное именное сказуемое.

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым?

Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым.

Источник

Широта ума равняется глубине сердца

широта ума равняется глубине сердца. Смотреть фото широта ума равняется глубине сердца. Смотреть картинку широта ума равняется глубине сердца. Картинка про широта ума равняется глубине сердца. Фото широта ума равняется глубине сердца

Вера, на другой день утром рано, дала Марине записку и велела отдать кому-то и принести ответ. После ответа она стала веселее, ходила гулять на берег Волги и вечером, попросившись у бабушки на ту сторону, к Наталье Ивановне, простилась со всеми и, уезжая, улыбнулась Райскому, прибавив, что не забудет его.

Через день пришел с Волги утром рыбак и принес записку от Веры с несколькими ласковыми словами. Выражения: «милый брат», «надежды на лучшее будущее», «рождающаяся искра нежности, которой не хотят дать ходу» и т.д. обдали Райского искрами счастья.

Он охмелел от письма, вытвердил его наизусть — и к нему воротилась уверенность к себе, вера в Веру, которая являлась ему теперь в каком-то свете правды, чистоты, грации, нежности.

Он забыл свои сомнения, тревоги, синие письма, обрыв, бросился к столу и написал коротенький нежный ответ, отослал его к Вере, а сам погрузился в какие-то хаотические ощущения страсти. Веры не было перед глазами; сосредоточенное, напряженное наблюдение за ней раздробилось в мечты или обращалось к прошлому, уже испытанному. Он от мечтаний бросался к пытливому исканию «ключей» к ее тайнам.

Он смотрит, ищет, освещает темные места своего идеала, пытает собственный ум, совесть, сердце, требуя опыта, наставления, — чего хотел и просит от нее, чего недостает для полной гармонии красоты? Прислушивался к своей жизни, припоминал все, что оскорбляло его в его прежних, несостоявшихся идеалах.

Вся женская грубость и грязь, прикрытая нарядами, золотом, брильянтами и румянами, — густыми волнами опять протекла мимо его. Он припомнил свои страдания, горькие оскорбления, вынесенные им в битвах жизни: как падали его модели, как падал он сам вместе с ними и как вставал опять, не отчаиваясь и требуя от женщин человечности, гармонии красоты наружной с красотой внутренней.

Ему предчувствие говорило, что это последний опыт,что в Вере он или найдет, или потеряет уже навсегда свой идеал женщины, разобьет свою статую в куски и потушит диогеновский фонарь.

Он мучился тем, что видел в ней, среди лучей, туманное пятно — ложь. Отчего эта загадочность, исчезание по целым дням, таинственные письма, прятанье, умалчивание, под которым ползла, может быть, грубая интрига или крылась роковая страсть или какая-то неуловимая тайна — что наконец? «Своя воля, горда», — говорит бабушка. «Свободы хочу, независимости», — подтверждает она сама, а между тем прячется и хитрит! Гордая воля и независимость никого не боятся и открыто идут избранным путем, презирая ложь и мышиную беготню и вынося мужественно все последствия смелых и своевольных шагов! «Признайся в них, не прячься — и я поклонюсь твоей честности!» — говорил он. У своевольных женщин — свои понятия о любви, добродетели, о стыде, и они мужественно несут терния своих пороков. Вера проповедует своеобразие понятий, а сама не следует им открыто, она скрывается, обманывает его, бабушку, весь дом, весь город, целый мир!

Нет, это не его женщина! За женщину страшно, за человечество страшно, — что женщина может быть честной только случайно, когда любит, перед тем только, кого любит, и только в ту минуту, когда любит, или тогда, наконец, когда природа отказала ей в красоте, следовательно — когда нет никаких страстей, никаких соблазнов и борьбы, и нет никому дела до ее правды и лжи!

«Ложь — это одно из проклятий сатаны, брошенное в мир. — говорил он. — Не может быть в ней лжи. » — утешался потом, задумываясь, и умилялся, припоминая тонкую, умную красоту ее лица, этого отражения души. Какой правдой дышало оно! «Красота — сама сила: зачем ей другая, непрочная сила — ложь!» — «Однако!» — потом с унынием думал он, добираясь до правды: отчего вдруг тут же, под носом, выросло у него это «однако»? Выросло оно из опытов его жизни, выглянуло из многих женских знакомых ему портретов, почти из всех любвей его. Любвей!

Он залился заревом стыда и закрыл лицо руками.

«Любви! встречи без любви! — терзался он внутренне, — какое заклятие лежит над людскими нравами и понятиями! Мы, сильный пол, отцы, мужья, братья и дети этих женщин, мы важно осуждаем их за то, что сорят собой и валяются в грязи, бегают по кровлям. Клянем — и развращаем в то же время! Мы не оглянемся на самих себя, снисходительно прощаем себе. собачьи встречи. открыто, всенародно носим свой позор, свою нетрезвость, казня их в женщине! Вот где оба пола должны довоспитаться друг до друга, идти параллельно, не походя, одни — на собак, другие — на кошек, и оба вместе — на обезьян! Тогда и кончится этот нравственный разлад между двумя полами, эта путаница понятий, эти взаимные обманы, нарекания, измены! А то выдумали две нравственности: одну для себя, другую для женщин!»

Он погрузился в собственные воспоминания о ранних годах молодости — и лег на диван. Долго лежал он, закрыв лицо, и встал бледный, истерзанный внутренней мукой. «Какая перспектива грубости, лжи, какая отрава жизни! И целые века проходят, целые поколения идут, утопая в омуте нравственного и физического разврата, — и никто, ничто не останавливает этого мутного потока слепо распутной жизни! Разврат выработал себе свои обычаи, почти принципы, и царствует в людском обществе, среди хаоса понятий и страстей, среди анархии нравов. «

Потом опять бросался к Вере, отыскивая там луча чистоты, правды, незараженных понятий, незлоупотребленного чувства, красоты души и тела, нераздельно-истинной красоты!

Он перебирал каждый ее шаг, как судебный следователь, и то дрожал от радости, то впадал в уныние и выходил из омута этого анализа ни безнадежнее, ни увереннее, чем был прежде, а все с той же мучительной неизвестностью, как купающийся человек, который, думая, что нырнул далеко, выплывает опять на прежнем месте.

Он старался оправдать загадочность ее поведения с ним, припоминая свой быстрый натиск: как он вдруг предъявил свои права на ее красоту, свое удивление последней, поклонение, восторги, вспоминал, как она сначала небрежно, а потом энергически отмахивалась от его настояний, как явно смеялась над его страстью, не верила и не верит ей до сих пор, как удаляла его от себя, от этих мест, убеждала уехать, а он напросился остаться!

«Да, она права, я виноват!» — думал он, теряясь в соображениях.

Потом он вспомнил, как он хотел усмирить страсть постепенно, поддаваясь ей, гладя ее по шерсти, как гладят злую собаку, готовую броситься, чтоб задобрить ее, — и пятясь задом, уйти подобру-поздорову. Зачем она тогда не открыла ему имени своего идола, когда уверена была, что это мигом отняло бы все надежды у него и страсть остыла бы мгновенно?

Чего это ей стоило? Ничего! Она знала, что тайна ее останется тайной, а между тем молчала и как будто умышленно разжигала страсть. Отчего не сказала? Отчего не дала ему уехать, а просила остаться, когда даже он велел. Егорке принести с чердака чемодан? Кокетничала — стало быть, обманывала его! И бабушке не велела сказывать, честное слово взяла с него — стало быть, обманывает и ее, и всех!

Он стал писать дневник. Полились волны поэзии, импровизации, полные то нежного умиления и поклонения, то живой, ревнивой страсти и всех ее бурных и горячих воплей, песен, мук, счастья.

Самую любовь он обставлял всей прелестью декораций, какою обставила ее человеческая фантазия, осмысливая ее нравственным чувством и полагая в этом чувстве, как в разуме, «и может быть, тут именно более, нежели в разуме» (писал он), бездну, отделившую человека от всех не человеческих организмов. «Великая любовь неразлучна с глубоким умом: широта ума равняется глубине сердца — оттого крайних вершин гуманности достигают только великие сердца — они же и великие умы!» — проповедовал он. Изменялись краски этого волшебного узора, который он подбирал как художник и как нежный влюбленный, изменялся беспрестанно он сам, то падая в прах к ногам идола, то вставая и громя хохотом свои муки и счастье. Не изменялась только нигде его любовь к добру, его здравый взгляд на нравственность. «Веруй в бога, знай, что дважды два четыре, и будь честный человек, говорит где-то Вольтер, — писал он, — а я скажу — люби женщина кого хочешь, люби по-земному, но не по-кошачьи только и не по расчету, и не обманывай любовью!

Честная женщина! — писал он, — требовать этого, значит требовать всего. Да, это все! Но не требовать этого, значит тоже ничего не требовать, оскорблять женщину, ее человеческую натуру, творчество бога, значит прямо и грубо отказывать ей в правах на равенство с мужчиной, на что женщины справедливо жалуются. Женщина — венец создания, — да, но не Венера только. Кошка коту кажется тоже венцом создания, Венерой кошачьей породы! женщина — Венера, пожалуй, но осмысленная, одухотворенная Венера, сочетание красоты форм с красотой духа, любящая и честная, то есть идеал женского величия, гармония красоты!»

Все это глубокомыслие сбывал Райский в дневник с надеждой прочесть его при свидании Вере, а с ней продолжал меняться коротенькими, дружескими записками.

От пера он бросался к музыке и забывался в звуках, прислушиваясь сам с любовью, как они пели ему его же страсть и гимны красоте. Ему хотелось бы поймать эти звуки, формулировать в стройном создании гармонии.

Из этих волн звуков очертывалась у него в фантазии какая-то музыкальная поэма: он силился уловить тайну создания и три утра бился, изведя толстую тетрадь нотной бумаги. А когда сыграл на четвертое утро написанное, вышла. полька-редова, но такая мрачная и грустная, что он сам разливался в слезах, играя ее.

Он удивился такому скудному результату своих роскошных импровизаций, положенных на бумагу, и со вздохом сознался, что одной фантазией не одолеешь музыкальной техники.

«Что, если и с романом выйдет у меня то же самое. — задумывался он. — Но теперь еще — не до романа: это после, после, а теперь — Вера на уме, страсть, жизнь, не искусственная, а настоящая!».

Он ходил по дому, по саду, по деревне и полям, точно сказочный богатырь, когда был в припадке счастья, и столько силы носил в своей голове, сердце, во всей нервной системе, что все цвело и радовалось в нем.

Мысль его плодотворна, фантазия производительна, душа открыта для добра, деятельности и любви — не к одной Вере, но общей любви но всякому живому созданию. На все льются лучи его мягкости, ласки, заботы, внимания.

Он чутко понимает потребность не только другого, ближнего, несчастного, и спешит подать руку помощи, утешения, но входит даже в положение — вон этой ползущей букашки, которую бережно сажает с дорожки на куст, чтоб уберечь от ноги прохожего.

Он бы написал Рафаэлеву Мадонну в эти минуты счастья, если б она не была уже написана, изваял бы Милосскую Венеру, Аполлона Бельведерского, создал бы снова храм Петра!

В моменты мук, напротив, он был худ, бледен, болен, не ел и ходил по полям, ничего не видя, забывая дорогу, спрашивая у встречных мужиков, где Малиновка, направо или налево?

Тогда он был сух с бабушкой и Марфенькой, груб с прислугой, не спал до рассвета, а если и засыпал, то трудным, болезненным сном, продолжая и во сне переживать пытку.

Иногда он оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая глазами у всех: «Где я и что вы за люди?»

Марфенька немного стала бояться его. Он большею частию запирался у себя наверху, и там — или за дневником, или ходя по комнате, говоря сам с собой, или опять за фортепиано, выбрасывал,как он живописно выражался, «пену страсти».

Егорка провертел щель в деревянной, оклеенной бумагой перегородке, отделявшей кабинет Райского от коридора, и подглядывал за ним.

— Ну, девки, покажу я вам диковинку! — сказал он, плюнув сквозь зубы в сторону, — пойдемте, Пелагея Петровна, к барину, к Борису Павловичу, в щелку посмотреть; в тиатр не надо ходить:как он там «девствует».

— Некогда мне, гладить надо, — сказала та, грея утюг.

— Ну,вы, Матрена Семеновна?

— А кто ж комнату Марфы Васильевны уберет? Ты, что ли?

— Что за черт — не дозовешься ни одной! — сказал с досадой Егорка, опять плюя сквозь зубы, — а я там вертел, вертел буравом!

— Покажи мне, что там такое! — напрашивалась любопытная Наталья, одна из плетельщиц кружев у Татьяны Марковны.

— Вы — распрекрасная девица, Наталья Фаддеевна, — сказал Егорка нежно, — словно — барышня! Я бы — не то что в щелку дал вам посмотреть, руку и сердце предложил бы — только. рожу бы вам другую.

Прочие девки засмеялись, а та обиделась.

— Ругатель! — сказала она, уходя из комнаты, — право, ругатель!

— А то вы, — договаривал Егорка ей вслед, — больно уж на тятеньку своего смахиваете с рыла-то, на Фаддея Ильича!

Однако он убедил первых двух пойти и посмотреть. Все смотрели по очереди в щель.

— Глядите, глядите, как заливается, плачет никак! — говорил Егорка, толкая то одну, то другую к щели.

— Взаправду плачет, сердечный! — сказала жалостно Матрена.

— Да не хохочет ли? — И так хохочет! Смотрите, смотрите!

Все трое присели, и все захихикали.

— Эк его разбирает! — говорил Егорка, — врезамшись, должно быть, в Веру Васильевну.

Пелагея ткнула его кулаком в бок.

— Что ты врешь, поганец! — заметила она со страхом, — ври, да не смей трогать барышень! Вот узнает барыня. Пойдемте прочь!

А Райский и плакал, и смеялся чуть ли не в одно и то же время, и все искренне «девствовал», то есть плакал и смеялся больше художник, нежели человек, повинуясь нервам.

Он в чистых формах все выливал образ Веры и, чертя его бессознательно и непритворно, чертил и образ своей страсти, отражая в ней, иногда наивно и смешно, и все, что было светлого, честного в его собственной душе и чего требовала его душа от другого человека и от женщины.

— Что ты все пишешь там? — спрашивала Татьяна Марковна, — драму или все роман, что ли?

— Не знаю, бабушка, пишу жизнь — выходит роман; пишу роман — выходит жизнь. А что будет окончательно — не знаю.

Он смотрелся в зеркало и сам поражался переменой в себе. Желтые пятна легли на висках и около носа, а в черных густых волосах появились заметные седины.

«Зачем я брюнет, а не блондин? — роптал он. — Десятью годами раньше состареюсь!»

— Ничего, бабушка, не обращайте внимания на меня, — отвечал он, — дайте свободу. Не спится: иногда и рад бы, да не могу.

— И он «свободу», как Вера!

— Далась им эта свобода; точно бабушка их в кандалах держит! Писал бы, да не по ночам, — прибавила она, — а то я не сплю покойно. В котором часу ни поглядишь, все огонь у тебя.

— Ручаюсь, бабушка, что пожара не сделаю, хоть сам сгорю весь.

— О, типун тебе на язык! — перебила она сердито, кропая что-то сама иглой над приданым Марфеньки, хотя тут хлопотали около разложенных столов десять швей. Но она не могла видеть других за работой, чтоб и самой не пристать тут же, как Викентьев не мог не засмеяться и не заплакать, когда смеялись и плакали другие.

— Не дразни судьбу, не накликай на себя! — прибавила она. — Помни: язык мой — враг мой!

Он вдруг вскочил с дивана и бросился к окну, а потом в дверь и скрылся.

— Мужик идет с письмом от Веры! — сказал он, уходя.

— Вишь как, точно родному отцу обрадовался! А сколько свечей изводит он с этими романами да драмами: по четыре свечки за ночь! — рассуждала экономная бабушка шепотом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *