шитьково волоколамский район храм
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково
наш приходской сайт
О храме
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом пророка Божия Илии был построен в 1814-1824 годах на средства прихожан.
В 1930-е годы храм был закрыт, село Казаново исчезло. В годы Великой Отечественной войны ближайшая деревня Шитьково была занята немцами, храм подвергался обстрелам. После войны в храме был расположен молокозавод, после закрытия которого здание оставалось бесхозным и разрушалось. С 2010 года начались некоторые восстановительные работы, храм был приписан к Никольскому храму села Амельфино. В теплое время года регулярно служатся молебны, которые с 2014 года совершает настоятель ближайшего храма свт.Николая в Матренино.
Престольные праздники — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), пророка Божия Илии (2 августа).
Настоятель — протоиерей Михаил Поляков.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).
Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).
Кол., 256 зач., II, 20 – III, 3.Лк., 60 зач., XI, 34–41.Свв.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково
наш приходской сайт
История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Казаново (Шитьково).
Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы на этом месте существовала издревле. Село Казаново, где она стояла, в XVI веке принадлежало Степану Васильевичу Годунову (умер в 1603 г.), троюродному брату царя Бориса.
Годунов Степан Васильевич — окольничий и воевода, затем боярин, старший из 4 сыновей В. П. Годунова. В 1573 — воевода в ливонском городе Феллин; в том же году получил чин окольничего. В 1576 находился в походе с Иваном Грозным. Под 1580 упоминается в чине 7-й свадьбы царя. В 1584 встречал и участвовал в торжественном приёме английского посла Д. Фута. Тогда же с ним безуспешно местничался Ф. Ласкирев. В 1585 участвовал в приёме литовского посла. В том же году возведён в боярское достоинство. В июне 1587 ездил послом «в Литву к паном и к земле», а до того был воеводой полка правой руки и наместником в Костроме. В августе 1589 водил в Новгород Великий полк правой руки. В том же году встречал крымского царевича МуратГирея, а в августе того же года командовал полком правой руки. В июне 1591 в полку правой руки «з боярином и воеводою со князем Микитою Романовичем Трубецким в товарищех боярин и воевода Степан Васильевич Годунов». В декабре 1592 послан командовать полком левой руки в походе «из Новагорода… в свиские немцы под Выбор [Выборг]». В июне 1597 ходил 2-м воеводой полка правой руки «на берег». В том же году находился во дворце в день приёма императорского посла Авраама, бургграфа Дунайского. В 1598 — 1-й воевода большого полка у царевича Арслана-Али Кайбулича в царском походе к Серпухову против крымского хана Казы-Гирея Боры. В том же году получил звание дворецкого и стал заведовать Дворцовым приказом. В августе 1599 участвовал в праздничном обеде в честь прибывшего в Москву шведского королевича Густава: «…за кушеньем сидел дворецкой Степан Васильевич Годунов». В 1605 отправлен Лжедмитрием на воеводство в Сибирь. Служил ещё при Василии Шуйском. По свидетельству разрядных книг, убит в тюрьме по приказу Лжедмитрия II.
В 1596 г. село перешло к вдове Ивана Петровича Невежина Пелагее с дочерью Аксиньей. Тогда в селе уже была деревянная церковь Рождества Божией Матери с приделом праведного Евдокима. В смутное время в начале XVII века во время польско-литовского нашествия церковь и село были уничтожены.
В 1626 г. сельцо с церковным местом было во владении стольника Алексея Ивановича Полева, которому досталось от матери Аксиньи. С 1646 по 1658 гг. владел им боярин Михаил Михайлович Салтыков (умер в 1671 г.). Благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича пользовался при дворе большим влиянием. В 1616 г. расстроил свадьбу царя Михаила с Марией Ивановной Хлоповой. Невесту оклеветали как неизлечимо больную и сослали в Тобольск. При возвращении из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета, выяснилось, что братья Михаил и Борис Салтыковы оклеветали невесту из-за ссоры с ее родственниками. Михаил Михайлович был выслан в деревню. Возвращен в Москву только после смерти патриарха Филарета. В 1641 г. получил боярство. В 1650-х был воеводой в Казани. В 1656 г. на средства Михаила Михайловича Салтыкова была вновь построена деревянная церковь «клецки». В 1658 г. Салтыков променял село патриарху Никону, оно было вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря до 1740 г. В 1688 году на средства монастыря по благословению святейшего Патриарха Иоакима была построена новая деревянная церковь в Богородицерождественском Казановском погосте Рузского уезда.
Ныне существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пророка Божия Илии и колокольней построена на средства прихожан в 1816-1824 гг. на месте обветшавшей деревянной. Некоторые подробности можно узнать из ведомости о церкви 1840 г.
«ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ» Рождества Пресвятыя Богородицы Рузского уезда села Казанова за 1840й год.
О ПРИЧТЕ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
Священник Иоанн Петров Смирнов, пономарский сын. По окончании Богословского курса в Спасо-Вифанской Семинарии был уволен с аттестатом второго разряда. В 1837м Году Июля 20го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ВЫСОКО- ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ФИЛАРЕТОМ МИТРОПОЛИТОМ МОСКОВСКИМ И КОЛОМЕНСКИМ И СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТОМ и КАВАЛЕРОМ во священника, за подписанием коего и грамоту имеет.
В семействе у него Жена Ольга Иванова Дети их Павел, Анастасия…
Диакон Феодор Петров Касицын, пономарский сын. По изсключении из среднего отделения Московской Семинарии, 1815го Года Декабря 25го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АВГУСТИНОМ АРХИЕПИСКОПОМ МОСКОВСКИМ и КАВАЛЕРОМ во диакона… С 1832 Года Декабря за сумазбродное ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ доношение состоит под надзором благочинного. В 1833 Году 8 майя обязан подпискою, чтоб ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ не подавать на священнические места прошения. В 1835 Году состоял под следствием за подавание доношения ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ о явлении Божия Матери, и был запрещен за нездравомыслие, а по окончании следствия в 1836 Году во второй половине майя был отослан в Саввиносторожевский монастырь для лучшего усмотрения нездравомыслия, и опять отдан под надзор благочинного…
Дьячек Василий Николаев Левитский, дьячковский сын… Пономарь Терентий Петров Казанцев, пономарский сын… Просвирня Наталия Иванова, вдова Рузской округи села Сляднева диакона.
Заштатные и сиротствующие:
Рузской округи церкви Рождества Пресвятыя Богородицы села Казанова умершего Священника Иоанна Михайлова жена вдова Параскева Петрова, дети ее: Михаил Розанов – в низшем отделении Спасо-Вифанской Семинарии обучается на казенном кочте, Мария, Екатерина…
О ПРИХОЖАНАХ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
В селе Казанове Священнослужительских дворов 5, душ мужского пола 11, душ женского пола 16. В деревняъ Экономического ведомства крестьян:
В Шиткове 41 двор, душ мужского пола 231, душ женского пола 244 В Властьеве 14 дворов, душ мужского пола 80, душ женского пола 80 В Соснине 25 дворов, душ мужского пола 120, душ женского пола 150 В Таболове 31 двор, душ мужского пола 91, душ женского пола 112 В Сапегине 18 дворов, душ мужского пола 175, душ женского пола 178 В Иевлеве 30 дворов, душ мужского пола 174, душ женского пола 193 В Красикове 24 двора, душ мужского пола 134, душ женского пола 158 В Юрьеве 15 дворов, душ мужского пола 85, душ женского пола 89
В деревне Куликове вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой, которая в оной жительства не имеет 10 дворов, душ мужского пола 46, душ женского пола 46
В сельце Васильевском вотчины Его Высокоблагородия Иоанна Васильевича Головина, который в оном не живет 20 дворов, душ мужского пола 35, душ женского пола 49
Итого 223 двора, душ мужского пола 1182, душ женского пола 1315
В деревне Властьеве Экономического ведомства раскольнических по безпоповщине 1 двор, 1 душа мужского пола, душ женского пола 4 Того ж ведомства в деревне Таболове 1 душа мужского пола Вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой деревни Куликова 1 душа мужского пола, 1 душа женского пола В деревне Сапегине Экономического ведомства 1 душа женского пола
Итого 1 двор, душ мужского пола 3, душ женского пола 6.
/подписи членов причта и благочинного священника Матвея Матвеева/
А вот данные 1863 года: Шитьково — 68 дворов (около 800 человек), Соснино — 27 дворов, Таболова — 36, д.Куликова — 6, Сапегина 23, Ивлевой — 36, Красикова — 28, Юрьева — 18, Васильевское — 14, Казаново — 5.
Деревня Шитьково и соседнее село Казаново на карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта, 1860 г.
Протоиерей Дмитрий Касицын
В Ведомости упоминается диакон Феодор Касицын. В 1839 г. у него родился сын, Дмитрий Феодорович Касицын, будущий протоиерей, заслуженный профессор Московской Духовной академии, редактор-издатель журнала «Душеполезное чтение». Дмитрий Касицын первоначальное образование получил в духовном училище при Савино-Сторожевском монастыре, среднее – в Вифанской Духованой семинарии, где учился с 1854 по 1860 г., и высшее – в Московской Духовной академии. Оконочив в Академии курс наук по 1-му разряду, в 1864 г. он был определен в Виленскую Духовную семинарию преподавателем сначала патристики и греческого языка, а затем – логики, психологии и латинского языка. В 1867 г. Дмитрий Феодорович был возведен в степень магистра богословия и перемещен на должность бакалавра Московской Духовной академии по кафедре истории западной церкви, в 1869 г. преподавал в Академии новую церковную историю, в 1873 г. избран и утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1875 г. Касицын был командирован за границу с 15 июня 1875 г. по 156 августа 1876 г. для изучения на месте религиозной жизни западных государств. С преобразованием Академии в 1884 г. ему поручено было преподавание истории и разбора западных исповеданий. Как профессор, Дмитрий Феодорович за все время преподавания пользовался любовью слушателей-студентов, всегда обильно собиравшихся в его аудитории. Это вызвалось, с одной стороны, интересными оригинальными лекциями, которые Дмитрий Феодорович не читал по тетради, боясь утомить внимание студентов, но говорил и даже импровизировал, с другой – его неизменно теплым и искренно-доброжелательным отношением к студентам, весьма многие из которых продолжали и по окончании курса бывать у Дмитрия Феодоровича в доме и сохранили с ним непрерываемую связь до самой его смерти. Один из учеников Дмитрия Феодоровича так отзывался о нем, как о лекторе: «говорил он так, как будто бы и для него самого то, что он сообщал, было новостью, внезапно озарившею, вследствие чего от его лекций всегда веяло свежестью, жизнью, личною убежденностью оратора в непреложной истинности сообщаемого… Я слышал потом многих ораторов – и русских и иностранных, и французов и немцев. Между ними были в своем роде замечательные. Но Дмитрий Феодорович остается среди них оригинальным. Это своего рода – уникум».
В 1889 г. резолюцией митрополита Иоанникия от 20 августа Дмитрий Феодорович был определен священником московской Николаевской, что в Толмачах, церкви, на место своего тестя, протоиерея Василия Петровича Нечаева, который, лишившись супруги, принял пострижение с именем Виссариона и вскоре же получил епископский сан (епископ Костромской). Одновременно с этим от него перешел к его зятю и журнал «Душевнополезное чтение», и указом Святейшего Синода от 20 ноября 1889 г. о.Дмитрий Касицын был утвержден в звании редактора-издателя.
Отец Дмитрий не был новичком в духовных писаниях для журналов. Он долго сотрудничал в «Московских Ведомостях» при М.Н.Каткове, особенно до принятия священного сана, руководя всеми духовными вопросами, хотя писал и в других областях, также он поместил много статей, обычно не подписывая своего имени, на страницах «Душеполезного чтения». Приняв на себя новые многосложные обязанности по приходу и журналу уже в преклонном возрасте, он, однако, еще в течение 2 лет продолжал свою профессорскую службу в Московской Академии, а с 1890 г., избранный членом московского городского училищного совета, ревностно занимался также делом народного образования в Москве. В 1890 г. о.Дмитрий Касицын награжден камилавкой, в 1892 г. избран в действительные члены общества духовного просвещения, возведен в сан протоиерея, утвержден в звании заслуженного профессора Московской Академии и награжден золотым наперсным крестом. Как священник, о.Дмитрий Касицын отличался строгим отношением к своим пастырским обязанностям, всегда истово и с благоговением совершал богослужения и требы, особенное же внимание уделял делу исповедования своих духовных детей. Он много сделал для умственного и нравственного блага своих прихожан – открыл в приходе отдел Елизаветинского благотворительного общества, основал церковно-приходское попечительство, был одним из усердных членов – строителей местной церковно-приходской школы и (благодаря гг.братьям Лосевым, купившим библиотеку преосвященного Феофана Затворника и давшим для нее даровое помещение) открыл бесплатную библиотеку-читальню, куда пожертвовал значительную часть своих собственных книг.
Храм святителя Николая в Толмачах
Прихожанином храма святителя Николая в Толмачах был создатель художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. Именно о.Дмитрий Касицын 4(16) декабря 1898 г. отпевал Павла Михайловича Третьякова в толмачевском храме. В этом же храме служил с 1867 по 1895 год диакон Феодор Соловьев, будущий старец Алексий Зосимовский (именно ему доверили вытянуть жребий с именем нового Патриарха в 1918 г.).
О.Дмитрий Касицын 12 лет стоял во главе журнала «Душеполезное чтение». Он придал журналу живость и разнообразие, и так хорошо поставил его, что журнал стал самым распространенным духовным журналом в России. Протоиерей Дмитрий Касицын иотличался высокой религиозной настроенностью, которая особенно сказалась при его кончине. Протоиерей Дмитрий Касицын скончался в ночь на 3 декабря 1901 г. и был погребен на Даниловском кладбище в Москве, где сам для себя приготовил заранее могилу. В храме святителя Николая в Толмачах память об отце Димитрие сохраняется и поныне, ему посвящено немало страниц в книге Ольги Четверухиной «Очерки по истории храма святителя Николая в Толмачах» упоминается и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Казанове (стр.42-43).
Первым священником после отмены крепостного права в 1861 году был Дмитрий Тихомиров, Алексей Чертков – пономарь и дьячек – Василий Левитский, диаконом был Петр Соловьев (точное время когда стал служить неизвестно, с 1872 по 1883 год, точное время когда перестал служить неизвестно). В таком составе проходили богослужения в храме Богородицерождественском с.Казанова до 1874 года, в этот год 23 мая умирает Алексей Чертков от чахотки в возрасте 53 лет. Новым пономарем становится — Михаил Покровский.
В 1867 году в храме были расписаны стены. В 1900 г. произведен ремонт храма: устроено духовое отопление, заменены новыми престол и жертвенник, перебран и вызолочен иконостас, возобновлена настенная живопись, на главах установлены новые кресты.
В 1877-78 гг. происходит смена священника, им становится Алексей Советов. В конце 1880-х Михаил Покровский становится псаломщиком, в 1895-97 — диаконом.
В 1896-97 гг. после практически 20-летней службы Алексея Советова священником становится Василий Любимов.
Священномученик Александр Покровский.
14 августа 1879 года в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Александр. В семье было шестеро дочерей и четыре сына, жили бедно, порой занимали хлеб в соседних деревнях. Дети помогали родителям по хозяйству: сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, порой нанимались на работы к местному священнику или диакону.
Когда дети подросли и учились в семинарии, то часто не приезжали на рождественские и пасхальные каникулы домой из-за недостатка средств. Александр Покровский учился в земской школе, затем в Духовном училище в Волоколамске и, наконец, в Вифанской духовной семинарии, после окончании которой недолго учительствовал, а затем был рукоположен во диакона. В 1906 году Александр женился на девушке из духовного сословия Надежде Добровой.
С 1909 года отец Александр служил в храме св.Владимира в Старых Садех, в том же году родился первый сын Борис. Семья поселилась в доме рядом с храмом, который сохранился и доныне.
Вскоре на плечи диакона Александра легла забота о тяжело заболевшем отце и трех незамужних сестрах. В 1916 году в семье родилась дочь Ольга. В 1919 году отец Александр был рукоположен во священника и переведен в храм преподобной Елисаветы при Дорогомиловском кладбище.
В послереволюционные годы жить стало совсем тяжело и отец Александр вынужден был искать подработку. Ему пришлось потрудиться и дворником, и счетоводом, и статистиком по переписи населения.
В 1930 году для отца Александра начался путь на «первую голгофу». Он был осужден по ложному доносу и отправлен в Соловецкий концлагерь. После освобождения ему было запрещено жить в стокилометровой зоне Москвы и он уехал в Волоколамск, устроившись конюхом. В НКВД ему пригрозили: «Больше не служи!», супруга также уговаривала отказаться от служения, но отец Александр стал хлопотать о полученим священнического места, начав, таким образом путь к «второй голгофе».
В 1934 году отец Александр был направлен в Троицкую церковь села Ново-Никольского Шаховского района. В начале 1937 года он последний раз повидался с семьей. В Старосадский переулок в Москве он пришел пешком (это около 160 км), денег на проезд не было. В семье его сына Бориса родилась дочь, это была единственная внучка, с которой Александру Михайловичу довелось пообщаться. Печальным известием для него стало то, что под давлением НКВД его супруга ради спасения детей оформила развод и отказалась от фамилии мужа.
В конце сентября 1937 года отец Александр переехал в село Ново-Васильевское Лотошинского района, получив назначение служить в Покровской церкви.
Его предшественник на этом месте священник Дмитрий Розанов (ныне прославленный как священномученик), с которым отец Александр был знаком по семинарии, незадолго до этого был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Уже 12 ноября по такому же обвинению был арестован и сам отец Александр и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Свою вину он не признал, однако 23 ноября он был приговорен к расстрелу и 27 ноября расстрелян в Бутово. Протоиерей Александр Покровский был прославлен как священномученик 21 августа 2007 года.
Икона сщмч. Александра, находящаяся в храме св.Владимира в Старых Садех.
В 1880 году в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Петр, также ставший священником и пострадавший в советское время. В 1925 году был осужден за «неуплату налогов за церковь» на 6 месяцев принудительных работ. В 1930 году был приговорен к 1 год заключения. В 1933 году был приговорен по ст. 58-10 «сопротивление власти» на 5 лет заключения. После освобождения стал служить в церкви Иоанна Предтечи в селе Раменье Шаховского района Московской области. Жил в одном доме со священником Петром Никольским. 22 января 1938 года был арестован за «антиколхозную агитацию среди населения Лотошинского и Шаховского районов». Осужден тройкой УНКВД по Московской области 2 марта 1938 года, приговорен к расстрелу (Групповое дело П-61300). Принял мученическую кончину 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и захоронен. Реабилитирован 29 мая 1959 г.
Архимандрит Филадельф (в миру Мишин Митрофан Петрович) родился 4 июня 1879 года в селе Трудки Покровского района Орловской области в крестьянской семье. В 1893 году окончил Церковно-приходскую школу села Трудки. Служил ратником в ополчении Русской Армии. В 1901 году был принят послушником в Параклитову Пустынь Троице-Сергиевой Лавры, где нес различные послушания, состоял при Серапионовой часовне.
В книге архимандрита Тихона (Агрикова ) «У Троицы окрыленные» есть глава «Свеча негасимая», посвященная архимандриту Филадельфу: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2154#part_26722
Также в середине 1920-х годов в Шитьково служил будущий схиигумен Савватий (Крутень).
В 1930-е годы храм был закрыт. Примерно в это же время исчезло и село Казаново.
Великая Отечественная война.
Во время Великой Отечественной войны Шитьково заняли немцы. Вот как описывает эти события Анастасия Бунакова, ученица 114-й школы г.Москвы, в сочинении «Как жители Москвы жили в годы войны», написанном к 65-летию Победы:
Эту историю мне рассказала моя двоюродная бабушка, когда началась война ей было 8 лет и она хорошо запомнила события, которые происходили в начале войны.
Воспоминания Тамары Ивановны Федуловой (Большаковой), записанные ее внуком Даниилом Федуловым:
Есть данные, что храм во время войны подвергался обстрелу. На обороте одной из фотографий храма 1940-х годов есть надпись:
В этой церкви 17/ХII-42 г сражался некий вони Красной Армии корректировщик огня один против карательного отряда немцев 4 танками 2 самоходки и 12 бронемашин. Потеряв около 15 человек убитыми и поврежденную самоходку немцы отошли.
Оборона Москвы Отечественной войны
(очевидно, что год 1942 указан неверно, правильно – 1941)
Около Шитьково есть братская могила, в которой похоронены воины 28-й и 35-й стрелковых бригад, погибшие в ноябре-декабре 1941 г. в ходе наступательных боев. 9 мая 1952 г. на могиле был установлен памятник.
Братское захоронение д. Шитьково Спасского сельского поселения
Волоколамского района Московской области Всего похоронено 14 чел., из них известны 11 чел., неизвестны 3 чел.
№ п/п | ФИО | Воинское звание | Год рождения | Дата гибели |
1. | Байраков Андрей Петрович | Мл. л-т | Нет данных | 00.12.41 |
2. | Белов Федор Максимович | Кр-ц | Нет данных | Нет данных |
3. | Клейманов П. Т. | Кр-ц | Нет данных | 20.12.41 |
4. | Климов Владимир Арсентьевич | Кр-ц | 1922 | 29.12.41 |
5. | Колесников Василий Михайлович | Политрук | 1907 | 00.12.41 |
6. | Михеев Алексей Гаврилович | Кр-ц | 1914 | 20.12.41 |
7. | Рясной Иван Аксентьевич | Кр-ц | 1915 | 15.11.41 |
8. | Таранцев Александр Иванович | Кр-ц | 1923 | 19.12.41 |
9. | Хотлинский И. П. | Кр-ц | 1918 | 14.11.41 |
10. | Чеберенков Андрей Егорович | Кр-ц | Нет данных | Нет данных |
11. | Якименко Яким Яковлевич | Нет данных | Нет данных | 14.11.41 |
Есть солдатская могила и в самой деревне. Другая братская могила находится у соседней деревни Соснино, там захоронено около 400 человек.
После войны в храме расположили молокозавод, а после его закрытия храм остался бесхозным и постепенно разрушался. Сохранилась фотография храма, сделанная на Троицу в начале 1960-х годов:
Только в 2010 году начались первые работы по восстановлению. По благословению митрополита Ювеналия летом у храма был открыт летний трудовой лагерь, в котором трудились прихожане Знаменского храма города Красногорска. Алтарная часть храма была отчищена от мусора, над храмом воздвигли временный деревянный крест. 3 июля 2010 г. настоятелем Знаменского храма протоиереем Владимиром Шафоростовым была отслужена первая за многие десятилетия Литургия, на которой вместе с участниками лагеря собралось и немало жителей окрестных деревень. Вот как вспоминала об этом участница лагеря Светлана Синицына, библиотекарь Знаменского храма Красногорска:
«Ранним июльским утром от Знаменской церкви г. Красногорска отошел автобус с группой прихожан во главе с настоятелем храма протоиереем Владимиром Шафоростовым. Ехали мы в Волоколамский район, и поездка эта была необычной.
Через 1,5 часа пути автобус останавливается. Вдалеке в куще деревьев виден храм. Нас встречает старший алтарник Знаменского храма Алексей Пушкин, возглавляющий передовой отряд наших молодых прихожан, приехавший сюда пятью днями раньше.
Дальше идём к храму пешком по пыльной дороге среди заброшенных незасеянных полей, которые оживляются только полевыми цветами среди бурьяна. И вот мы у храма. С трудом верится, чтобы всё, что мы увидели, можно было сделать всего за пять дней. Сразу по приезде, разбив палаточный лагерь, наши молодые прихожане, и одинокие и семейные с детьми, немедленно приступили к работе: очищению полуразрушенного четверика храма от битого кирпича и мусора. Дети, которые были в лагере вместе с родителями, получили замечательный пример жертвенного труда во славу Божию.
Пока мы всё осматривали, приехавшие с нами алтарники стали готовить алтарь к совершению Божественной литургии, а отец Владимир начал исповедь.
День был прохладный и пасмурный, сквозь раскрытую кровлю храма начал накрапывать дождик, в открытый дверной проём подул ветер. В храме было зябко и холодно.
Но вот всё готово к богослужению. И началась первая Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы после его разрушения и осквернения.
Во время Херувимской песни дождь прекратился, вдруг выглянуло солнце и стало явно ощущаемым благоухание цветущих вокруг храма огромных лип.
Это была необычная для наших прихожан литургия в полевых условиях. Почти все молящиеся за этой литургией причастились Святых Христовых Таин. Забыть такое богослужение невозможно.
А начиналось всё так.
13 декабря прошлого года настоятель Знаменского храма г. Красногорска протоиерей Владимир Шафоростов провёл встречу с молодыми прихожанами, желающими войти в молодёжную организацию прихода. Тогда же молодые люди попросили дать им хорошее большое дело, которое объединило бы всех. Отец Владимир предложил молодёжи помочь возрождению из руин храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шитьково (бывшее Казаново) Волоколамского района.
Первая поездка к разрушенному храму состоялась еще 4-го января нынешнего года. Помолившись среди занесенных снегом руин храма, решили с Божией помощью организовать летом молодёжный трудовой лагерь, чтобы начать возрождение поруганной святыни.
По благословению митрополита Ювеналия и при поддержке администрации Красногорского района и благотворителей Знаменского храма 30-го июня православный трудовой лагерь близ Богородице-Рождественской церкви был открыт. Отслужив молебен пред началом доброго дела, освятили временный деревянный крест. А на следующий день в очищенном от битого кирпича и мусора четверике храма впервые после более чем семидесятилетнего перерыва была совершена Божественная литургия. Слава Богу, что вместе с братией Знаменского храма за литургией молились и причащались Святых Христовых Таин несколько местных жителей. Узнав о богослужении в разрушенной церкви, жители окрестных деревень Власьево, Соснино и Шитьково стали подходить к храму, расспрашивать о возможности помочь в его восстановлении, предлагать свою помощь. Какая бы дорога ни вела к храму, но души идущих по ней пробуждаются.
Вот и инициативная группа местных жителей во главе с Сергеем Семёновым обратилась к благочинному церквей Волоколамского округа с просьбой о создании православной общины при храме Рождества Богородицы.
По благословению благочинного протоиерея Константина Попова 15-го августа здесь были совершены водосвятный молебен, крестный ход и панихида. По милости Божией вместе с протоиереем Андреем Табаченковым, настоятелем Никольского храма села Амельфино Волоколамского района, молились уже около шестидесяти жителей окрестных сёл.
28-го августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, отец Андрей вновь отслужил молебен и панихиду в этой церкви. Стоит она на возвышенном месте, а окрестные сёла расположены на значительном от неё расстоянии. И, вероятно, по причине непрекращающегося дождя с порывистым ветром, а главное труднопроходимых глинистых дорог, местных жителей на сей раз было меньше тридцати человек, но еще столько же было и нас, прихожан Знаменского Храма. Мы привезли в дар храму большую писаную икону Богородицы «Нечаянная радость» и напольный подсвечник к ней. От шоссе, где нам пришлось оставить машины, так как дорогу через поле к храму развезло, икону и подсвечник несли на руках.
Тем же путём икона после богослужения была препровождена в Никольский храм села Амельфино, где она будет пребывать до тех пор, пока, по милости Божией, не появится возможность её пребывания в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Даст Бог, и в этом доме Божием возродится литургическая жизнь.
Теперь, вспоминая о пребывании в трудовом лагере, Наталья Пушкина рассказывает: «Когда впервые за последним поворотом дороги мы увидели сиротливо стоящий в зарослях разрушенный храм, замерла душа. Мелькнула мысль: «Что можем сделать мы, десяток прихожан, вооруженных кирками и лопатами, когда враг почти век разрушал обитель Божию?». К тому же в лагере собрались люди, не имеющие ни строительных профессий, ни опыта проживания в полевых условиях. Казалось, всё было против нас: палящее солнце днём и холодный туман ночью, не прекращающиеся ни днём, ни ночью налёты туч слепней, комаров и мошек и отсутствие поблизости воды. Но Господь всё устроил по Своему Промыслу. И взрослые, и дети, которых в лагере была добрая половина, с молитвой и Божией помощью адаптировались к непривычным условиям. Уставали, конечно, но удовлетворение от труда во славу Божию перекрывало физическую немощь. Зато совместная жизнь в палаточном лагере и нелёгкий труд над освобождением святыни от поругания помогли понять, что мы одна настоящая православная любящая семья. А приезд «в гости» прихожан нашего храма, Божественная литургия и общая трапеза, стали торжеством православия на маленьком кусочке Волоколамской земли.
Регент мужского хора Знаменского храма Алексей Пушкин вспоминает: «Когда подготовив лагерь к прибытию основной группы, я встречал прихожан нашего храма во главе с отцом Владимиром, батюшка, расспрашивая о трудностях, как бы невзначай спросил: «Радость-то есть в сердце?» Тогда я ответил, что нам пока не до радости. И это было правдой. Уставали так, что не было сил словечком перемолвиться. И даже литургия прошла для меня как-то привычно. Вроде служишь как обычно – только в развалинах, где вокруг обломки кладки стен, а из оконных проёмов видны заросли крапивы. Да еще Херувимскую поешь вместе с птичьими голосами, а вместо алтарной преграды – пустота. Молящиеся, певчие и тут же алтарники и батюшка пред импровизированным престолом, и молитва и … Чаша! И только позже я осознал, что у нас в храме замечательная община, и по вере этих простых удивительных людей совершается чудо – преображается храм, преображается и место, где он находится. И это действительно так. Уезжая из Шитькова, оглянувшись, я еще раз оглядел окрестности. Храм как будто вырос, распрямился, поднялся над землей, и всё вокруг ожило. И село кажется не таким унылым, и поля, и дороги … И только по пути домой в сердце начала проникать тихая-тихая радость. Как будто ты совершил маленькое, но по-настоящему доброе дело».http://www.mepar.ru/news/2010/08/31/8695/
Как уже было сказано в воспоминаниях Светланы Синицыной, после закрытия лагеря храм в Шитьково был приписан к храму святителя Николая в Амельфино, настоятелем которого в то время был протоиерей Андрей Табаченков. В августе – ноябре 2010 г. в Шитьково было отслужено несколько молебнов, начали собираться исторические сведения о храме. Весной 2011 года в министерстве культуры Московской области было оформлено охранное обязательство на храм, являющийся памятником архитектуры регионального значения, осенью начались противоаварийные работы.
В сентябре 2012 года протоиерей Андрей Табаченков был переведен в Михаило-Архангельский собор города Бронницы, настоятелем храма святителя Николая в Амельфино и нашего храма, как приписного к Амельфинскому, был назначен протоиерей Владимир Митякин, а затем протоиерей Константин Попов.
Осенью 2014 года благочинный Волоколамского округа игумен Серафим (Николин) благословил совершать богослужения в Шитьково настоятелю Никольского храма в Матрёнино (этот храм — ближайший к Шитьково) священнику Никите Митякину. Это особенно символично, ведь именно в Матрёнино бывал у своих духовных чад архимандрит Филадельф, о котором мы уже упоминали в этой статье. Впервые удалось отслужить молебен в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, на который собралось 60 человек! (день был воскресный, были гости из Москвы и Красногорска).
В мае 2015 года отец Никита был переведен в Преображенский храм села Спас, а в Матрёнино назначен священник Павел Роввин. В августе 2015 года в Шитьково были отслужены три молебна, впервые за многие годы освящали мёд и плоды.
Воодушевленные прихожане своими силами уложили в низине по дороге к храму две трубы, дорога в этом проблемном месте была укреплена битым кирпичом. В самом храме наконец-то была демонтирована временная стенка, построенная во времена молокозавода и занимавшая место иконостаса. Территория вокруг храма была выровнена с помощью бульдозера. Силами Дружины деревни Шитьково, созданной Даниилом Федуловым была перекрыта кровля над алтарем.
На престольный праздник вновь был молебен, приезжали гости из Москвы и Красногорска, один из гостей, фотограф Рамон Гонсалес из Москвы написал об этом празднике заметку, опубликованную в приходском календаре московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Рамон является прихожанином этого храма).
Престольный праздник вдохновил прихожан храма, вскоре у северного входа появилось крыльцо, возведенное стараниями Александра из Соснино и его помощников. 17 октября в Шитьково приезжали волонтеры из МИРЭА: Даниил Федулов (житель Шитьково и организатор поездки), Денис и Наталия. Ребята приехали на электричке и первым делом посетили мемориал Героев-Панфиловцев в Дубосеково, где сотрудница музея провела краткую экскурсию. В храме с помощью гостей и главного организатора работ Михаила Яковлевича Журавлева удалось вставить временные окна в алтаре и четверике храма, вырубить кустарники и немного убрать территорию вокруг храма.
14 ноября 2015 года Шитьково посетила молодежная организация храма свт.Николая в Толмачах, храма, «родственного» по протоиерею Димитрию Касицыну. Утром гости из Москвы приехали в Дубосеково, возложили цветы к памятнику Героев-Панфиловцев, после чего одна группа пошла в Шитьково пешком, а вторая поехала к храму готовиться к молебну и встрече путешественников. В тот день в храме был отслужен молебен святителю Николаю, потом состоялась трапеза, ели приготовленную на костре в котелке кашу. Прихожане из Шитьково рассказали гостям о истории храма, дети из Москвы в ответ сделали несколько сообщений о Толмачевском приходе. Читали стихи Александра Солодовникова, в ответ на которые местный поэт Владимир Зуев прочел свои стихи.
30 апреля 2016 года, в Великую Субботу, у храма впервые за многие десятилетия прошло освящение куличей, пасок и яиц. А в самый день Светлого Христова Воскресения в нашем храме был молебен и крестный ход!
17 сентября 2016 года наш храм посетили родственники священномученика Александра Покровского, впервые побывавшие на родине своего деда, прадеда и прапрадеда. Был отслужен молебен священномученику Александру. 2 и 16 октября в храме вновь трудились студенты МИРЭА, чьи трудовые выезды стали традиционными.
В 2018г. были возобновлены противоаварийные работы по консервации храма. Наружные стены храма освобождены от растительности и навалов мусора. По завершении 2018 года силами прихожан были завершены работы по укладке полов, установлена алтарная преграда и покрыта крыша на колокольне.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о красоте храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково и его окрестностей, которая привлекает сюда немало паломников, многие размещают фотографии этого удивительного места в интернете. Эта красота привлекла и режиссера Александра Борисовича Стефановича, храм можно увидеть в сериале «Кураж». А у волоколамского поэта Владимира Зуева есть строки, родившиеся в поле у храма:
Посреди ромашек
Полем я иду.
Щебетанье пташек
Слышно за версту.
Ветерок ласкает
Белые цветы.
Нет прекрасней края,
Где родился ты.
Речка вдаль петляет,
Мило всё окрест.
В небесах сияет
Колокольни крест…
Это стихотворение поэта, не раз бывавшего в этом храме, обращено к будущему, пока еще крест установлен лишь над четвериком, а колокольня, да и весь храм еще ждут восстановления былого благолепия. Но мы верим, что с Божией помощью храм будет восстановлен!