школа 21 сбербанк сколько длится обучение
Школа 21 Сбербанк: что это такое
На основании соглашения с французской школой программирования «42» Сбербанк запустил свой образовательный проект «Школа 21». Учебный процесс будет вестись по уникальной методике, которая позволяет каждому студенту в формате игры построить свою индивидуальную схему обучения.
В чем особенность «Школы 21» Сбербанка?
Девиз проекта: «Без учителей. Без лекций. Без оценок». Опции дистанционного обучения нет: ученики большую часть времени будут работать в коллективе. Им предоставляется мощный iMac и доступ в интернет без ограничений. Всю информацию для выполнения заданий необходимо найти самостоятельно.
Этот спец проект призван оказать большое влияние не только на конкретного человека, но и на развитие цифровой экономики страны
Будущим студентам во время обучения необходимо пройти 21 уровень, отсюда и название программы. Она направлена не просто на получение практических навыков разработки ПО, а на решение сложных задач в любой сфере индустрии. Ученикам предлагается несколько направлений:
Во время учебного процесса студенты будут изучать большое количество ЯП: С, С++, Java, JavaScript, Swift, PHP, Python, Ruby, OCaml и др.
В 2021 году учащимся доступны такие направления
Как будет проходить обучение?
Уникальность учебного процесса «Школы 21» Сбербанка заключается в использовании методик, которые позволяют достичь наиболее эффективного результата в подготовке IT-специалистов.
Peer – to – Peer (P2P)
Это метод коллективного обучения, который способствует внутренней мотивации в достижении высоких результатов. Поэтому студенты будут учиться работать в одной команде, поочередно примеряя на себя роль тренера или ученика. Коллективная работа, обмен информацией поможет максимально раскрыть творческий потенциал каждого студента.
Режим 24/7
Учебный процесс проходит в режиме 24/7. Каждый студент самостоятельно выбирает удобное для себя время по выполнению заданий. Работать можно круглосуточно. Задания выдаются в 8:42 ежедневно. Их можно выполнять в любое время, но на следующий день в 23:42 решения должны быть сданы. Так ученики привыкают работать в режиме дедлайна.
Геймификация
Для обучения используется метод геймификации. Он базируется на принципе компьютерных ролевых игр – от одного уровня к другому с зарабатыванием рейтинга. Решения задач обрабатываются в автоматическом режиме с участием самих студентов. Для того, чтобы проверили ваше задание, нужно заработать баллы. А для этого надо проверить чужие задания. Рейтинг зависит от количества набранных баллов, которые начисляются за оригинальность решения задач. Предусмотрены и штрафные баллы. Для контроля полученных знаний будут проводится промежуточные экзамены длительностью 4 часа, во время которых нельзя общаться с остальными студентами и не пользоваться интернетом. В финале выпускников ждет еще один 8-часовой экзамен.
Личностное развитие
Для профессионала очень важно стремление получить максимальный результат. Без постоянного самосовершенствования, приобретения новых навыков, умения работать в команде невозможно стать IT- специалистом нового поколения.
Как поступить в «Школу 21» Сбербанка?
Набор слушателей в московский филиал начнется в июне, а занятия — осенью. В этом году запланировано принять 500 человек, со следующего года количество студентов увеличится вдвое.
Процессе поступления начинается с подачи онлайн-заявления, далее соискателя ждет несколько этапов отбора
На поступление имеют право выпускники и студенты любых учебных заведений, являющиеся гражданами РФ. Минимальный возраст претендентов – 18 лет, максимальное возрастное ограничение — 30 лет отменено с апреля 2019 года. Использовать свой шанс могут и те, кто уже работает в IT-сфере. Как утверждают организаторы проекта, молодые люди, провалившие госэкзамены, иногда становятся талантливыми программистами.
Первоначально будущие студенты должны подать заявку на официальном сайте школы программирования. Стоит знать, что результаты ЕГЭ, имеющиеся дипломы и опыт программирования не являются критериями отбора.
Перед началом обучения соискателям придется пройти серьезный отбор из 4 этапов
После подачи онлайн-заявки отбор происходит в несколько этапов:
Для прохождения онлайн-тестирования нет установленных сроков. Успешно сдавшие тесты, примерно за месяц до «Бассейна», получают приглашение на личное собеседование.
Результат обучения
После завершения учебы студенты приобретают знания и навыки для работы на следующих должностях:
Учебный процесс длится от 1,5 до 4 лет. После завершения курса выпускники получают сертификат негосударственного образца «Школы 21» и сертификат французской школы L’Ecole 42. Многие могут закончить учебу на 16 уровне, не достигая 21-го. Это связано с тем, что уже на 14-м уровне студенты становятся уверенными разработчиками и могут параллельно работать над другими проектами.
По завершению обучения каждый выпускник будет обладать серьёзным багажем знаний и умений
За время учебы студенты проходят, как минимум, две полугодовые стажировки в компаниях, которые выбираются самими учениками. Чаще всего там им делают предложения о дальнейшем сотрудничестве. Студентов «Школы 21», успешно зарекомендовавших себя в учебе, Сбербанк приглашает к себе на стажировку.
Снятие возрастных ограничений для претендентов в Школу 21 в 2019 году
Такое решение было принято сотрудниками школы после первого опыта работы с кандидатами на обучение. Самый сложный, финальный этап «Бассейн» продемонстрировал интересный результат – кандидаты в категории 50+ оказались не только достойными соперниками для молодых конкурентов, но по упорству и опыту даже превзошли их. И в этом нет ничего удивительного: во многих развитых странах высоко оценивают профессиональные возможности старшего поколения.
Этапы построения программы обучения
Это касается и в овладении ими профессий будущего – IT-сферы. Люди старшего возраста имеют ряд преимуществ по сравнению с молодыми коллегами: жизненный опыт, высокий уровень дисциплины, умение контактировать, взвешенный подход к решению профессиональных задач, развитая логика и способность анализировать.
Открытие дверей школы для старшего поколения объясняется спросом на рынке труда сформировавшихся специалистов с высоким уровнем мотивации. Уже сейчас наблюдается нехватка программистов с уникальными знаниями и опытом. Компании все реже отказывают специалистам старшего возраста в трудоустройстве, если их компетенция соответствует требуемому уровню.
Филиалы школы 21
В 2021 году работают 2 филиала заведения.
Приятным завершением обучения становиться возможность после прохождения нескольких стажировок получить год практической работы в реальной компании и интересных проектах.
Интервью с директором школы (видео)
Подробно о проекте, его целях и значении рассказывает руководитель.
Заключение
Набор студентов успешно стартовал. Уже за первую неделю после анонсирования запуска проекта было подано примерно 7000 заявок в бесплатную школу кодинга. Ее появление свидетельствует о стратегии банка растить свои кадры с достойным уровнем знаний.
Догуглиться до senior-программиста за четыре года: метод «Школы 21»
Есть один простой способ научить человека плавать: добираетесь с ним туда, где поглубже, и бросаете в воду. Эффективность может быть колоссальной. В 2013 году в Париже была открыта частная некоммерческая школа программирования L’Ecole 42 (Школа 42), использующая аналогичный подход. Отсутствие учителей и строгого учебного плана — лишь глубокий проектный омут с дедлайнами на дне. Аналогичные школы открыли в Калифорнии, Румынии, Южной Африке, Украине, и практически везде проект стал успешным.
В России при поддержке Сбербанка открывается «Школа 21», использующая такой же подход. И в этом посте мы расскажем о ней абстрактному скептику.
Студенты Школы 42. Фото San Francisco Chronicle
По общему описанию проект смахивает на еще одни онлайн-курсы, в чем разница?
Мы стараемся, чтобы «Школу 21» как можно меньше сравнивали с онлайн-обучением. По нашим сведениями, даже самые классные онлайн-курсы заканчивают всего 6% тех, кто когда-то начал первый урок. Мы позиционируем себя как офлайн-обучение с высокой степенью диджитализации и фундаментальным подходом.
У нас есть своя система обучения, но чтобы работать с ней, нужно находиться в школе, в нашем реальном помещении, за компьютером с доступом к этой системе. Это мотивирует студентов работать.
Вот для сравнения возьмем какой-нибудь онлайн-курс с доступом на уютном диване и с итоговым сертификатом, который приходит на почту. Работаете вы над заданием и в какой-то момент стопоритесь — что-то не понимаете, не можете найти. Вы отвлекаетесь, идете выпить кофе, затем идете гулять… возвращаетесь, смотрите на потухший компьютер и не хотите его включать, потому что у вас не получается. Если вы занимаетесь в помещении школы, где вместе с вами над подобными заданиями работает множество людей, для решения проблемы достаточно повернуться на стуле и попросить помощи.
А почему вы думаете, что в таком офлайн-режиме будет заниматься много людей? У вас есть расписание, когда они должны приходить?
Никакого расписания у нас нет. Когда мы закончим строительство аудиторий в одном из районов Москвы — со спортзалом рядом, кухней и комнатами отдыха — там сможет работать одновременно до 500 учеников, в режиме 24/7. В аналогичной школе UNIT Factory на Украине учатся 755 студентов, и мы ожидаем не меньшего потока здесь. Так что вы всегда сможете найти, с кем в офлайне обсудить профессиональные вопросы. Это важная часть обучения. Студенты приходят в школу чтобы работать, они все время, так или иначе, сосредоточены на задании. Получается один большой хакатон с постоянным обменом знаниями, точками зрения, подходами. Это дает гораздо больше, чем может дать один преподаватель, даже самый умный.
Учитель не только дает знания, но и направляет учеников для дальнейшего развития. А что вы? Студенты вообще знают, что им делать с вашими заданиями?
Сориентироваться в гигантском объеме информации помогает то, что мы тщательно подходим к подаче заданий, постепенно наращивая их сложность. Задания сопровождаются минимальным набором справочных материалов, они лишь показывают, где начать поиски решений. Все остальное делают студенты. Бывает, что в задании ученику не понятно ни слова — а через день-два или даже пару часов все уже готово. Поиск информации, необходимой для решения задачи — важнейший скилл, который отрабатывается при обучении.
Если нет учителей, то кто все проверяет?
Результаты обрабатываются автоматической системой проверки и, что гораздо важнее, другими учениками. Здесь работает система геймификации. Чтобы ваше задание проверили, нужно заработать баллы рейтинга. Чтобы заработать баллы, нужно проверить чужие задания. Это позволяет расширить свои знания, посмотреть на задачи с другой стороны. Если вы халтурите при проверке, это будет замечено, потому что результаты живой проверки сравниваются с проверкой автоматической. Баллы рейтинга начисляются за оригинальность решений, снимаются за копирование чужого кода… в общем, есть много рычагов влияния на рейтинг.
Помимо оценки проектов, для контроля знаний во время интенсивных погружений в материал предусмотрены 4-часовые экзамены. Финальный экзамен идет 8 часов. На этапе проектного обучения экзамен можно сдавать и пересдавать каждую неделю. Во время сдачи нельзя пользоваться интернетом и общаться с другими студентами. Экзамены содержат примерно такие же задания, что даются по ходу обучения, но предлагают чуть другой подход — это позволяет выявить, реально ли студент понял, как что работает.
Такая сложная внутренняя архитектура, объединенная с интранет-системой — основная фишка проекта. Перед тем как французские разработчики выпустили ее на рынок, они тестировали ее 12 лет. Сегодня результаты таковы, что по количеству заявок на поступление «Школа 42» соперничает с Гарвардом, а за ее выпускниками охотятся крупные технологические компании.
Прямо-таки за всеми выпускниками? Вы что, учите только модным языкам и технологиям
Список направлений в нашей школе большой: алгоритмы, графика, Unix, Web, мобильная разработка, безопасность, сетевые технологии. Для этого понадобятся знания в куче языков — C, C++, Swift, Java, PHP, JavaScript, Python, Ruby, OCaml и других. Все обучение поделено на 21 уровень, и вы не сможете пройти на следующий, пока не пройдете все необходимые этапы предыдущего. Таким образом, дойдя до финиша, ученик становится архитектором ИТ-решений, а не зацикливается на одном инструменте. Кстати, «Школа 21» названа так как раз потому, что для полного прохождения нужно преодолеть 21 уровень. И потому что она дает большой объем знаний, необходимый профессионалу в 21 веке.
Конечно, не все обязаны пройти все на максималках, но чтобы выбрать специализацию, необходимо достичь определенного прогресса. Обучение начинается с низкоуровневых языков. Студенты, которые имеют в активе только высокоуровневые языки, поначалу выступают против, но в конце концов остаются благодарны за то, что с такими заданиями к ним пришло понимание важных базовых вещей. Это помогает им планировать решение любых реальных проблем.
Студент Школы 42. Еще полгода назад он ничего не знал о программировании. Фото VentureBeat
И дорого ли обучаться в такой инновационной офлайн-школе?
Это бесплатно. Сейчас оставить заявку может любой человек в возрасте от 18 до 30 лет по состоянию на 1 ноября 2018 года. Сначала нужно пройти тестовые задания на память и логику. Потом — личную встречу с организаторами. И в финале самое интересное — «Бассейн»!
«Бассейн» — это отборочный этап. 4 недели без выходных, по 10-14 часов в сутки — очень интенсивное обучение на реально сложном материале. По итогам «Бассейна» самые успешные и мотивированные зачисляются в «Школу 21». Если на время «Бассейна» нет возможности отложить все дела, то лучше не начинать.
Ну а после-то станет полегче?
Не то чтобы очень. Хотя здесь многое зависит от того, сколько лет вы готовы учиться — можно растянуть увлекательный процесс на срок примерно от 1,5 до 4 лет — это если как минимум 40 часов в неделю посвящать учебе. Меньше вряд ли получится, потому что проектов много, и они будут накладываться друг на друга в условиях жестких дедлайнов. Комбинируйте и выживайте.
Кстати, с некоторых пор Школу можно закончить не на 21 уровне, а уже на 16-м. Связано это с тем, что примерно на 14 уровне ученики уже достигают уровня уверенного разработчика, начинают параллельно зарабатывать на интересных проектах и отдают приоритет им. Если же до окончания «Школы 21» не было времени параллельно работать, то в итоге за плечами у вас все равно может быть около года опыта — он складывается из двух полугодовых стажировок, которые входят в план обучения.
Поиском мест для стажировки студенты занимаются самостоятельно. Но мы стараемся помогать с этим: привлекаем компании для совместных мероприятий, знакомим эти компании со студентами. Ну и, конечно, самых успешных приглашаем на стажировку в Сбербанк. Бывает, кстати, что на стажировке приходится работать с технологией, которой еще нет в активе студентов, и тогда им очень помогают навыки самостоятельной работы с информацией, полученные в «Школе 21».
Все это звучит слишком нереально с точки зрения традиционного образования.
Что есть, то есть. Поэтому дипломов государственного образца у нас не предусмотрено — выдаем только сертификаты «Школы 21» и французские аналоги от L’Ecole 42.
«Каждый день ты будешь чувствовать себя идиотом — и это нормально». Как стать программистом с нуля и бесплатно
Школа с «бассейном»
Директор школы Светлана Инфимовская ведет меня по опенспейсу между столов, на которых ровными рядами выстроились новенькие «маки». Сейчас в школе проходит очередной отборочный этап — «бассейн». Попробовать свои силы в программировании может любой желающий в возрасте от 18 до 30 лет, вне зависимости от результатов ЕГЭ, наличия диплома или профильного образования. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте школы, успешно пройти онлайн-тест и видеоинтервью.
В первые несколько дней из «бассейна» отсеивается треть абитуриентов — те, кто ни с кем не общался. Общение важно, потому что учеба построена на постоянной коммуникации: задачи написаны таким образом, что допускаются разночтения, и учащийся вынужден обсудить их с другими, чтобы выяснить, правильно ли он понял, что нужно делать. Кроме того, каждый становится поочередно то учеником, то тренером. Еще треть абитуриентов не выдерживает графика: это студентам можно выбирать время для учебы, а на отборочном этапе желающие попасть в школу вынуждены проводить там по 10–12 часов. По словам Инфимовской, «бассейн» — это прежде всего про борьбу с самим собой и уже потом про программирование.
«У нас люди учатся распределять свое время таким образом, чтобы что-то написать, спроектировать, сдать и при этом не умереть, потому что “бассейн” — марафонская дистанция. У тебя каждый день новые задания, а программа построена так, что за день ты их все выполнить не можешь чисто физически — это имитация реальной жизни. Ты учишься работать в стрессовых ситуациях, понимаешь цену ошибок. К примеру, в день тебе выпало 7 заданий, ты выполнил 6. Программа тебя проверяет и находит ошибку во втором задании. В зачет идет только первое, а все последующие не учитываются, даже, если решены верно», — рассказывает Инфимовская.
Уровни и стажировки
Для тех, кто прошел «бассейн», средняя продолжительность обучения составляет от полутора до четырех лет: каждый выбирает сам, с какой скоростью ему учиться. За это время студентам, как в компьютерной игре, предстоит пройти 21 уровень подготовки. В курс включены две стажировки в сторонних компаниях и проектах, после прохождения 7-го и 16-го уровня. Что касается гендерного состава, то российская школа отличается от других в сети: здесь более 20 процентов студентов — женщины, тогда как в остальных школах женщин только 5–7 процентов. Все студенты условно делятся на три категории.
«Это студенты профильных и непрофильных вузов, доучившиеся или бросившие. Люди из депрессивных регионов, работающие в специфических областях (например, клининг, продажи) или без работы вообще — они пашут с утра до ночи, потому что хотят выкарабкаться. И наконец, люди, состоявшиеся в профессии (например, у нас учатся инвестиционный банкир и юрист-международник), у которых есть денежная подушка на пару лет и желание изменить свою жизнь. Они тоже очень мотивированы», — рассказывает Инфимовская.
На первом этапе из 85 тысяч подавших заявки абитуриентов студентами стали только 500 человек. Большинство приехали из разных регионов России, примерно половина студентов до этого программированием не занимались.
Без преподавателей и учебников
В школе нет преподавателей. Сотрудников — человек десять: директор, техподдержка и люди, решающие административные вопросы. «Мы предоставляем возможности, а студенты делают все остальное, самоорганизуются. На днях вот решили учить английский. Все в руках самих студентов». За выполненные задания студенты получают баллы и после достижения определенной цифры переходят на следующий уровень.
После 7-го уровня обучения по какому-либо направлению нужно выходить на стажировку фултайм, которая длится от 4 до 6 месяцев. Спрос на IT-специалистов во всем мире высок и зачастую превышает предложение, а в самом пуле школы более 20 компаний, поэтому проблем со стажировками нет. Треть студентов во всех школах сети получают предложение о работе по итогам стажировки. Однако и тут есть ловушка: когда приходишь стажироваться на базовую позицию, расти очень сложно из-за нехватки знаний, поэтому некоторые студенты совмещают стажировку и обучение.
«Во всем мире существующая система образования отстает от жизненных реалий. Мы готовим универсальных специалистов, которые быстро учатся, решают разные технические задачи, а не просто программируют на каком-то одном языке, — рассказывает Инфимовская. — Например, на первом круге ребята изучают C++, а я подбила 30 человек поучаствовать в хакатоне по Java. Не знаешь Java? Открывай мануал и изучай! Ну они и учили всю ночь. В итоге команды заняли 5-е, 6-е и 9-е места».
«Я не спал двое суток и сбросил 4 кило»
После небольшой экскурсии по школе я ловлю студентов-жаворонков, которые здесь в меньшинстве, и расспрашиваю их о том, кто они по специальности и реально ли стать программистом, ничего об этом не зная.
Многие из тех, с кем я беседовала, разочаровались в существующей системе образования. Они бросили вузы, осознав, что там будут преподавать что угодно, но только не профильные предметы.
21-летний Сергей приехал в Москву из Петербурга. Он дважды поступал в вуз на бюджет, но в первый раз его отчислили за долги, а во второй раз прямо во время сессии он бросил все и приехал поступать в школу. В «бассейне» он уже почти неделю.
«Приехал сюда на месяц, а потом — как получится. Я студент факультета прикладной математики и информатики, учусь на программиста. В деканате даже не знают, что меня не будет в универе месяц. Скорее всего, опять отчислят. В школе учусь уже пятый день. Сначала сидел тут 37 часов без перерыва. Ну, а что мне в хостеле делать? Конечно, бывают моменты, когда каша в голове, но тут просто нужно закрыть глаза на 10 минут, выпить энергетик или кофе — и вперед! Пока мне интересно. Если и дальше так пойдет, возьму в универе академ и останусь в Москве».
Борису 23 года, он из Москвы, в свое время тоже бросил институт. Борис несколько лет занимался программированием на фрилансе и пытался открыть свое дело в сфере общепита, но как-то не заладилось. В какой-то момент он понял, что хочет заниматься игровыми разработками, а потом наткнулся на сайт школы.
«В процессе поступления я потерял 4 килограмма веса: на отборочном этапе ты просто не ешь, практически не спишь, но в остальном все хорошо. Когда я был предпринимателем, у меня такое случалось каждый день. После “бассейна” все стабильно, я сам выбираю удобное мне для учебы время. Думаю, если бы я ничего не знал о программировании, мне было бы проще. Сейчас приходится переучиваться, а это очень тяжело. После месяца учебы я смог перейти на другой язык программирования и написать свой самый первый простенький игровой движок. Я надеюсь найти здесь людей, с которыми можно будет сколотить команду и идти дальше».
А вот 27-летняя Дарья из Москвы очень долго искала себя. Училась в Бауманке на кафедре информационной безопасности, бросила на 3-м курсе, потому что захотелось работать с креативом. В итоге поступила в Британку на дизайнера-иллюстратора, но вскоре поняла, что хочет обратно в IT. Но все-таки доучилась, чтобы на руках был диплом.
«В школу я пришла с чистой головой, потому что все, чему выучилась в Бауманке, успешно забыла. Боялась, что из-за этого не вольюсь в комьюнити. Но в “бассейне” все очень поддерживали друг друга каждый день по 10–12 часов в течение всего месяца. Перед поступлением я изучила отзывы студентов калифорнийской школы, которые сводились к одному: “Каждый день вы будете чувствовать себя идиотом — и это нормально!”
Теперь я полноправный студент. В школе ты учишься правильно распределять свое время и работать продуктивно. А еще думаешь, что вот сегодня точно сделаешь все четко, но потом приходит ответ от проверяющей программы, которая находит в твоем решении какую-то глупую ошибку. И ты такая: “Ну как я могла там точку пропустить!” Не опустить руки помог жизненный опыт: лет пять назад я бы сильно переживала по поводу ошибок».
Сергею 27 лет, он приехал в Москву из Соликамска. Высшего образования он так и не получил. Последние 5 лет верстал буклеты и книги в типографии и с программированием не сталкивался. В какой-то момент понял, что хочет заниматься информационной безопасностью.
«Родные и друзья говорили: “Куда ты едешь, уже не школьник!” Да и у меня тоже мысли были, что возраст уже не тот. Но мне проще, я холостой. Накопил денег, чтобы полгода не думать о работе и сосредоточиться на учебе, и уехал в Москву.
Поначалу чисто психологически было тяжело: меня окружали ребята на голову-две выше. На первой встрече нас заставляли выходить и рассказывать о себе. Я думал: что я скажу? Не доучился, да еще и гуманитарий? Но потом решил для себя, не зря же приехал, и все-таки надо попробовать. После “бассейна” не так сложно: нет таких жестких дедлайнов, не надо работать на износ. Но я все равно прихожу сюда каждый день и работаю по 10 часов».
Ксении 18 лет, она из Санкт-Петербурга. На втором курсе бросила матмех, несмотря на протесты родителей. По ее мнению, школа даст ей больше знаний и навыков, чем вуз.
«Я не так давно окончила школу и вдруг оказалась одна, без родителей, без друзей и их поддержки в чужом городе — в бытовом плане было очень сложно. С учебой особых сложностей нет. Только тяжело было просить совершенно незнакомых людей проверить твою работу. Сейчас я спокойно это делаю. За эти несколько месяцев я почти закончила ветку графики и дописала свою первую игру. Родители смирились с моим выбором, стали более лояльны, но считают, что корочку нужно получить. Я сказала, что подумаю над этим после окончания школы».
Справка «Сноба»
«Школа 21» — образовательный проект, финансируемый Сбербанком, построенный на методике инновационной французской школы программирования Ecole 42. Французской школе уже 5 лет, а ее российская «дочка» открылась совсем недавно, в ноябре 2018 года. Работает она в непривычном режиме: круглосуточно и без выходных, приходить сюда и заниматься можно в любое удобное время дня и ночи, даже в выходные и праздники. Здесь нет учебников и преподавателей. Обучение в школе бесплатное.