шлиссельбург храм николая чудотворца

Шлиссельбург. Храмовый комплекс собора Благовещения Пресвятой Богородицы и церкви Николая Чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Вертикальный ритм, заданный устремлённой вверх колокольней, как бы подхватил новый высокий барабан центрального купола, прорезанный, так же как и фасады, шестью окнами-люкарнами с полуциркульными завершениями.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

В годы Второй Мировой войны церковь серьезно пострадала. В 1935 году Благовещенский храм был закрыт и отобран у верующих. Его приспособили под хозяйственные нужды. В период с 1941 по 1943 годы здесь проводились богослужения, но церковь так и не была возвращена верующим. Это произошло лишь в 1990 году. С 1991 года в Благовещенском соборе ведутся регулярные богослужения и реставрационные работы, которые не закончены до настоящего времени.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Рядом с собором находится церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Первоначально на месте нынешнего храма в 1737-1739 годах был построен деревянный храм, который, опираясь на сведения из летописи, был перенесен в село Гавсарь. Однако на этом месте в 1770 году было сооружено каменное здание, которое уцелело до настоящего времени. Богослужения в церкви проводились до 1933 года. Затем государство отобрало ее у верующих, и храм стал использоваться не по назначению. В 1995 году он был возвращен православным. Храм был отреставрирован и здесь начали проводить регулярные богослужения.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

В настоящее время церковь святого Николая Чудотворца находится в отличном состоянии. Здание – бело-голубого тона, стены оштукатурены, белые колонны оформлены лепниной. Крыша, барабан, купол и маковка отделаны листовым оцинкованным железом. Маковка выполнена в форме луковицы, выкрашена в голубой тон.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Рядом находится звонница.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Часовня Казанской иконы Божией Матери была построена в 1864 году. Вновь освящена в 1989 году.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

В настоящее время – действующая. Богослужения проводятся по особому расписанию.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Территория Благовещенского собора и Никольской церкви – общая. Здесь установлены фонари, стилизованные под старину.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

В 1995 году данный комплекс был отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Храм находится рядом с автобусной остановкой

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Храмовый комплекс собора Благовещения Пресвятой Богородицы и церкви Николая Чудотворца в Шлиссельбурге особенно красиво и величественно выглядит со стороны Невы.

Источник

Шлиссельбург. Храмовый комплекс. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца.

Храмы комплекса:

Карта и ближайшие объекты

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Статьи

Храмовый ансамбль Красной площади, датированный XVIII-XIX веками, располагается в Шлиссельбурге. Он состоит из Благовещенского собора, Николаевского храма и Казанской часовни. В 1995 году указом Президента РФ Б.Н. Ельциным данный комплекс был отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения. На месте нынешнего каменного собора Благовещения Пресвятой Богородицы стояла деревянная церковь, построенная в 1702 году по указу императора Петра I. Здание простояло около двух десятков лет и было разобрано в 1725 году. Новый деревянный храм был построен в 1728 году, но он сгорел в 1756 году. На месте деревянной церкви в 1764 году было возведено новое каменное здание храма на средства меценатов Сибилевых и Белова, которые были похоронены позже здесь же. В 1778 году к храму была пристроена колокольня.

В годы Второй Мировой войны церковь серьезно пострадала, была целиком разрушена кровля и шпиль колокольни. В 1935 году Благовещенский храм был закрыт и отобран у верующих. Его приспособили под хозяйственные нужды. В период с 1941 по 1943 годы здесь проводились богослужения, но церковь так и не была возвращена верующим. Лишь в 1990 году это произошло. С 1991 года в Благовещенском соборе ведутся регулярные богослужения и реставрационные работы, которые не закончены до настоящего времени.

Рядом с собором находится церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Первоначально на месте нынешнего храма в 1737-1739 годах был построен деревянный храм, который, опираясь на сведения из летописи, был перенесен в село Гавсарь. Однако на этом месте в 1770 году было сооружено каменное здание, которое уцелело до настоящего времени. Богослужения в церкви проводились до 1933 года. Затем государство отобрало ее у верующих, и храм стал использоваться не по назначению. В 1995 году он был возвращен православным. Храм был отреставрирован и здесь начали проводить регулярные богослужения. В настоящее время церковь святого Николая Чудотворца находится в отличном состоянии. Здание – бело-голубого тона, стены оштукатурены, белые колонны оформлены лепниной. Крыша, барабан, купол и маковка отделаны листовым оцинкованным железом. Маковка выполнена в форме луковицы, выкрашена в голубой тон.

Часовня Казанской иконы Божией Матери была построена в 1864 году. Вновь освящена в 1989 году. В настоящее время – действующая. Богослужения проводятся по особому расписанию.Территория Благовещенского собора и Никольской церкви – общая. Здесь установлены фонари, стилизованные под старину.

Источник

Храм во имя святителя Николая Чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм.
Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.

Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.

В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.

Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.

По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.

С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена

10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.
Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.

Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.

С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Дом, который построил Бог. Никольский храм в Шлиссельбурге отмечает престольный праздник

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

История. без истории

— А нам не повезло: историю наших храмов никто не знает, документы, если и существовали когда-то, не сохранились. Правда, был у нас один столетний прихожанин (ныне покойный раб Божий Александр), но он мало что помнил. Очевидно, с детства у него сохранилось крайне почтительное отношение к священникам: как-то зимой он, разговаривая со мной, снял шапку, и, хотя я попросил его надеть (был сильный мороз), он так и стоял с непокрытой головой».

У Марии Ивановны было много книжечек-помянников, и она поминала всех, кто был там перечислен. Она рассказывала, что как-то решила передохнуть и поминать только близких родственников, и тут же ей приснился сон: стоит во дворе толпа, и все спрашивают, почему она их не помянула.

Отец Евгений показывает фотографии тех времен, когда служили только в Казанской часовне: «А из бабушек, которые на этих фотографиях, никого уже не осталось, все умерли. «

Маленький город

Нужно свое тепло

Староста заведует не только отоплением, но и всеми ремонтными работами: «Много лет у нас работает армянская бригада. Я как-то увидел их за работой, познакомился и пригласил в храм. А вот плитку на первом этаже положили рабочие-таджики. Они очень трепетно относились к храму, хоть и мусульмане. Некоторым нашим людям хорошо бы поучиться у них терпимости, уважению и профессионализму тоже. «

А вот казначей, настоятелю друг.

Когда взрослеют после школы

Занятия в воскресной школе ведет иерей Владимир Переходнов. Дети задают серьезные вопросы: что такое рай и ад, чем мусульмане отличаются от христиан, в чем разница между святыми и ангелами. Обстановка свободная, отец следит только, чтобы бойкие не перебивали робких. Расходиться не спешат, даже после окончания занятия к священнику выстраивается очередь из ребят, которые не успели задать вопросы.

Источник

Благовещенский собор (Шлиссельбург)

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Благове́щенский собо́р — главная православная церковь города Шлиссельбурга. Относится к Тихвинской епархии Русской православной церкви, состоит в Шлиссельбургского благочиннического округа. Центральный храм комплекса, состоящего из трёх церквей. Храмовый комплекс – собор Благовещения Пресвятой Богородицы, храм святителя Николая Чудотворца, часовня в честь Казанской иконы Божией Матери – является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством.

Содержание

История [ править ]

Предыдущие храмовые постройки

Одновременно с основанием крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором, по определению, находился храм. Церковь была уничтожена последующими военными событиями. После освобождения крепости от шведов Пётр I приказал заложить в ней деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в октябре 1702 года, присутствовал сам царь. Однако вскоре Благовещенский храм обветшал, деревянные конструкции прогнили, и в 1725 году церковь, в которой одно время хранились мощи святого Александра Невского, была разобрана.

Почти сразу жители города и работники канала организовали при городской Никольской часовне сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде. Заказ исходил от «шлиссельбургских обывателей и канальных людей». Храм был возведён в 1726—1727 годах. 7 (18) октября 1728 года в городе была освящена деревянная Благовещенская церковь, куда был переведён священник бывшей крепостной церкви. В 1756 году храм сгорел.

В 1763 году на средства полковника А. Белова и дворян Сибилевых «на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов» началось строительство каменного храма в традициях раннего барокко, освящение которого состоялось 8 (19) августа 1764 года. Первоначально внутренним перекрытием в помещении, имевшем гладкие стены, служил навесной потолок, деревянный и плоский. В 1788—1795 годах церковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века. Были добавлены пилястры; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры. Возможно, в то же время собор был дополнен второй главой, уже над алтарём.

До 1828 года к храму был приписан крепостной Иоанно-Предтеченский собор. В 1864 году, к столетию церкви, ей был придан соборный статус. В 1877—1882 годах в соборе под руководством архитектора Г. И. Карпова был проведён ремонт. В рамках работ были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее, на месте оконных проемов; с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н. Д. Федюшкина; в 1881 году к апсиде были пристроены ризница и пономарская. В 1900 году в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление. Ввиду этого старые дубовые рамы на окнах были дополнены вторыми рамами из сосны. В 1903 году была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).

9 июня 1935 года собор был закрыт. После закрытия прошёл частичный демонтаж храма. В его здании предполагалось устроить Дом культуры, однако здесь был устроен продуктовый склад. Колокольня спортивным клубом (по другим данным, школой ДОСААФ) была приспособлена под парашютную вышку. Во время оккупации города в 1941—1944 годах пострадавший от обстрелов собор был действующим.

С 1944 года собор был занят складом судоремонтного завода; в алтарной части располагалась контора Леноблторга. Верующие направляли в 1949 году ходатайство о возобновлении богослужений в соборе, но получили отказ. В 1963 году были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 1967 году храм был передан Ленинградскому заводу граммпластинок «Мелодия» для размещения производственного цеха. При передаче здания было поставлено условие восстановить его. Однако здание было лишь реконструировано под нужды владельца.

В 1970—1981 годах в храме прошли восстановительные работы по проекту архитектора А. Н. Милорадовича. В рамках реставрации состоялось полное восстановление основного объёма постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были, внутри было сооружено перекрытие. При обустройстве второго этажа в стены были врезаны балки, что привело, в свою очередь, к снятию всей штукатурки и имевшихся профилей.

В августе 1990 года собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 году, началась реставрация, которая к 2015 году ещё не закончена.

Так, в 2014 году шли работы по монтажу главного купола со шпилем высотой 52 метра, но были мнения, что стены собора не выдержат; ранее частично была заменена кровля. Оценка предварительной стоимости работ, включающих реставрацию фасада, шпиля колокольни, оконных и дверных заполнений и т. д., составила 37 млн рублей.

Территория храмового комплекса [ править ]

Территорию собора, кроме храма, занимают еще две церкви. Весь участок обнесён оградой. Первая каменная ограда была создана еще в 1797 году. Но при строительстве шлюзов участок со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником В. С. Семичевым. Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года. Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань. Сумма, в которую оценивалась работа, составляла 16 033 рубля 76 ½ коп. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина, на плитном цоколе высотою 14 вершков…» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Возможно, остальная часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно. Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Первый храм на месте современной Никольской церкви был сложен из дерева в 1737—1739 годах. В 1772 году он был перенесён в село Гавсарь. В 1768 году началось возведение нового храма. 5 (16) декабря 1770 года рядом был освящён другой, каменный, одноглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здание тёплой церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. В 1933 году церковь была закрыта. В 1990 году вновь освящена, а в 1995 году возвращена верующим.

шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть фото шлиссельбург храм николая чудотворца. Смотреть картинку шлиссельбург храм николая чудотворца. Картинка про шлиссельбург храм николая чудотворца. Фото шлиссельбург храм николая чудотворца

Каменная часовня Казанской Божией Матери была построена по проекту Г. Ершова с главным выходом на Красный проспект. В часовне на возвышении был устроен иконостас с пятью образами, обнесённый балюстрадой. Украшением этому зданию «коринфского ордена» служили купол и две колонны. В воскресенье, которое предшествовало празднику Казанской Божией Матери, из собора Шлиссельбургской крепости выносилась с крестным ходом икона Казанской Божией Матери, почитавшаяся чудотворной, и относилась священниками в эту часовню Благовещенской церкви. Здесь образ оставался до дня праздника — до 8 июля, когда после совершения в Благовещенской церкви литургии он выносился из часовни и совершалось «молебствие соборне». Далее после крестного хода по городу образ возвращался в часовню для посещения богомольцами. В крепостной собор икона переносилась с крестным ходом в воскресенье, следующее за Днём Спаса Преображения, а на её месте в часовне помещали другой образ Богородицы, на этот раз из Благовещенского собора, являвшийся «снимком» с предыдущего и украшенный серебро-золочённой ризой с драгоценными камнями. Храм был закрыт. Восстановлен и вновь освящён в 1989 году.

Описание [ править ]

Каменный храм представляет собой однокупольную базилику: прямоугольное в плане двухсветное здание с одной апсидой, увенчанное куполом (покрытием в своё время служило белое железо). Архитектура собора приближается к стилю Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и Петропавловскому собору. Известно, что стены были двухцветными: предположительно основным был розовый цвет, а архитектурные детали (пилястры, наличники, тяги, антаблемент) были окрашены в белый. О розовой окраске здания храма можно судить по сохранившейся акварели художника Уланова, которая была написана в 1776 году. Фасады расчленены плоскостными пилястрами большого ордера на пять частей, с окнами в два света: нижний ряд составляют высокие окна прямоугольной форма с арочными перемычками, а верхний — в форме эллипса. Барабан с куполом с люкарнами врезан в четырёхскатную крышу и смещён к апсиде, а его ось с севера и юга замыкают треугольные фронтоны над входными дверьми, обрамлёнными рустованными пилястрами. Окна и двери церкви оформлены однотипными наличниками барочного характера. Углы трёхгранной в плане апсиды закреплены пилястрами. Окна алтарной части прямоугольные с полуциркульным завершением. Над апсидой на небольшом барабане — главка луковичной формы.

К притвору пристроена трёхъярусная колокольня. Высота со шпилем составляла 52 метра (шпиля — около 14 метров). Первый ярус колокольни одновременно является папертью и решён в виде четырёх пилонов, несущих полуциркульные арки. По углам яруса находятся сдвоенные пилястры, капители которых составляют раскрепованную часть антаблемента с узким гладким фризом. Карниз антаблемента колокольни, в отличие от антаблемента остального храма, имеет пояс сухариков. Второй ярус колокольни, меньший по высоте, чем первый, является промежуточным звеном к третьему. По его углам расположены филёнки, а основанием служит выступающий профилированный крепованный карниз. На каждой стороне яруса находится по одному круглому окну. Третий ярус выполняет функции звона. Его стены прорезаны высокими арочными проемами, в которых крепились колокола. Колокольню венчал колоколообразный купол с выкружками и люкарнами. Над куполом располагались шестигранный фонарь с арочными проёмами и шестигранный шпиль.

Храм имел один престол. Резной иконостас был двухъярусным. Выкрашен голубой краской с позолоченными деталями.

В 1847 году в храме колоколов было немного, и все они имели небольшой вес. На то время, по мнению А. С. Томилина, одним из главных недостатков архитектуры храма было большое количество столпов для поддержки свода, располагавшихся во всей церкви в два ряда, ибо они «заслоняют собою священнослужение», стесняя и подавляя «внутренность храма». Над царскими вратами располагались местные иконы «Спасителя и Благовещения и Тайной Вечери» в серебряных ризах, принадлежавшие к «новой иконописи». В то же время большинство образов в храме были «старинной живописи». Томилин выделяет из них две иконы: Успения Божией Матери, размещённую в иконостасе, и Димитрия Мироточивого, хранившуюся в особом киоте. Последний образ имел драгоценную ризу, покрытую золотом. В свою очередь, серебряные ризы имели и запрестольный крест, и двухсторонняя икона Знамения Божией Матери и Святителя Николая; последняя была специально создана для крестных ходов. Надпись под крестом и иконой, украшенными ризами в 1825 году, свидетельствовала, что использованное серебро было прежде, ещё в 1815 году, похищено из церкви и лишь в 1822 году обнаружено «на берегу Невы у шлюзов». Вес серебра, использованного для ризы креста, составил 11 фунтов 36 золотников, а для ризы иконы — 13 фунтов 42 золотника.

В соборе находились захоронения:

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 188691, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Шлиссельбург, Красная площадь, д.1

Проезд: ст. м. «Ул. Дыбенко»., авт. № 575 до кольца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *