шлиссельбург храм николая чудотворца
Шлиссельбург. Храмовый комплекс собора Благовещения Пресвятой Богородицы и церкви Николая Чудотворца
Вертикальный ритм, заданный устремлённой вверх колокольней, как бы подхватил новый высокий барабан центрального купола, прорезанный, так же как и фасады, шестью окнами-люкарнами с полуциркульными завершениями.
В годы Второй Мировой войны церковь серьезно пострадала. В 1935 году Благовещенский храм был закрыт и отобран у верующих. Его приспособили под хозяйственные нужды. В период с 1941 по 1943 годы здесь проводились богослужения, но церковь так и не была возвращена верующим. Это произошло лишь в 1990 году. С 1991 года в Благовещенском соборе ведутся регулярные богослужения и реставрационные работы, которые не закончены до настоящего времени.
Рядом с собором находится церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Первоначально на месте нынешнего храма в 1737-1739 годах был построен деревянный храм, который, опираясь на сведения из летописи, был перенесен в село Гавсарь. Однако на этом месте в 1770 году было сооружено каменное здание, которое уцелело до настоящего времени. Богослужения в церкви проводились до 1933 года. Затем государство отобрало ее у верующих, и храм стал использоваться не по назначению. В 1995 году он был возвращен православным. Храм был отреставрирован и здесь начали проводить регулярные богослужения.
В настоящее время церковь святого Николая Чудотворца находится в отличном состоянии. Здание – бело-голубого тона, стены оштукатурены, белые колонны оформлены лепниной. Крыша, барабан, купол и маковка отделаны листовым оцинкованным железом. Маковка выполнена в форме луковицы, выкрашена в голубой тон.
Рядом находится звонница.
Часовня Казанской иконы Божией Матери была построена в 1864 году. Вновь освящена в 1989 году.
В настоящее время – действующая. Богослужения проводятся по особому расписанию.
Территория Благовещенского собора и Никольской церкви – общая. Здесь установлены фонари, стилизованные под старину.
В 1995 году данный комплекс был отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Храм находится рядом с автобусной остановкой
Храмовый комплекс собора Благовещения Пресвятой Богородицы и церкви Николая Чудотворца в Шлиссельбурге особенно красиво и величественно выглядит со стороны Невы.
Шлиссельбург. Храмовый комплекс. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца.
Храмы комплекса:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храмовый ансамбль Красной площади, датированный XVIII-XIX веками, располагается в Шлиссельбурге. Он состоит из Благовещенского собора, Николаевского храма и Казанской часовни. В 1995 году указом Президента РФ Б.Н. Ельциным данный комплекс был отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения. На месте нынешнего каменного собора Благовещения Пресвятой Богородицы стояла деревянная церковь, построенная в 1702 году по указу императора Петра I. Здание простояло около двух десятков лет и было разобрано в 1725 году. Новый деревянный храм был построен в 1728 году, но он сгорел в 1756 году. На месте деревянной церкви в 1764 году было возведено новое каменное здание храма на средства меценатов Сибилевых и Белова, которые были похоронены позже здесь же. В 1778 году к храму была пристроена колокольня.
В годы Второй Мировой войны церковь серьезно пострадала, была целиком разрушена кровля и шпиль колокольни. В 1935 году Благовещенский храм был закрыт и отобран у верующих. Его приспособили под хозяйственные нужды. В период с 1941 по 1943 годы здесь проводились богослужения, но церковь так и не была возвращена верующим. Лишь в 1990 году это произошло. С 1991 года в Благовещенском соборе ведутся регулярные богослужения и реставрационные работы, которые не закончены до настоящего времени.
Рядом с собором находится церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Первоначально на месте нынешнего храма в 1737-1739 годах был построен деревянный храм, который, опираясь на сведения из летописи, был перенесен в село Гавсарь. Однако на этом месте в 1770 году было сооружено каменное здание, которое уцелело до настоящего времени. Богослужения в церкви проводились до 1933 года. Затем государство отобрало ее у верующих, и храм стал использоваться не по назначению. В 1995 году он был возвращен православным. Храм был отреставрирован и здесь начали проводить регулярные богослужения. В настоящее время церковь святого Николая Чудотворца находится в отличном состоянии. Здание – бело-голубого тона, стены оштукатурены, белые колонны оформлены лепниной. Крыша, барабан, купол и маковка отделаны листовым оцинкованным железом. Маковка выполнена в форме луковицы, выкрашена в голубой тон.
Часовня Казанской иконы Божией Матери была построена в 1864 году. Вновь освящена в 1989 году. В настоящее время – действующая. Богослужения проводятся по особому расписанию.Территория Благовещенского собора и Никольской церкви – общая. Здесь установлены фонари, стилизованные под старину.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм.
Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.
Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.
В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.
Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.
По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.
С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.
Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.
Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.
С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.
О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Дом, который построил Бог. Никольский храм в Шлиссельбурге отмечает престольный праздник
История. без истории
— А нам не повезло: историю наших храмов никто не знает, документы, если и существовали когда-то, не сохранились. Правда, был у нас один столетний прихожанин (ныне покойный раб Божий Александр), но он мало что помнил. Очевидно, с детства у него сохранилось крайне почтительное отношение к священникам: как-то зимой он, разговаривая со мной, снял шапку, и, хотя я попросил его надеть (был сильный мороз), он так и стоял с непокрытой головой».
У Марии Ивановны было много книжечек-помянников, и она поминала всех, кто был там перечислен. Она рассказывала, что как-то решила передохнуть и поминать только близких родственников, и тут же ей приснился сон: стоит во дворе толпа, и все спрашивают, почему она их не помянула.
Отец Евгений показывает фотографии тех времен, когда служили только в Казанской часовне: «А из бабушек, которые на этих фотографиях, никого уже не осталось, все умерли. «
Маленький город
Нужно свое тепло
Староста заведует не только отоплением, но и всеми ремонтными работами: «Много лет у нас работает армянская бригада. Я как-то увидел их за работой, познакомился и пригласил в храм. А вот плитку на первом этаже положили рабочие-таджики. Они очень трепетно относились к храму, хоть и мусульмане. Некоторым нашим людям хорошо бы поучиться у них терпимости, уважению и профессионализму тоже. «
А вот казначей, настоятелю друг.
Когда взрослеют после школы
Занятия в воскресной школе ведет иерей Владимир Переходнов. Дети задают серьезные вопросы: что такое рай и ад, чем мусульмане отличаются от христиан, в чем разница между святыми и ангелами. Обстановка свободная, отец следит только, чтобы бойкие не перебивали робких. Расходиться не спешат, даже после окончания занятия к священнику выстраивается очередь из ребят, которые не успели задать вопросы.
Благовещенский собор (Шлиссельбург)
Благове́щенский собо́р — главная православная церковь города Шлиссельбурга. Относится к Тихвинской епархии Русской православной церкви, состоит в Шлиссельбургского благочиннического округа. Центральный храм комплекса, состоящего из трёх церквей. Храмовый комплекс – собор Благовещения Пресвятой Богородицы, храм святителя Николая Чудотворца, часовня в честь Казанской иконы Божией Матери – является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством.
Содержание
История [ править ]
Предыдущие храмовые постройки
Одновременно с основанием крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором, по определению, находился храм. Церковь была уничтожена последующими военными событиями. После освобождения крепости от шведов Пётр I приказал заложить в ней деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в октябре 1702 года, присутствовал сам царь. Однако вскоре Благовещенский храм обветшал, деревянные конструкции прогнили, и в 1725 году церковь, в которой одно время хранились мощи святого Александра Невского, была разобрана.
Почти сразу жители города и работники канала организовали при городской Никольской часовне сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде. Заказ исходил от «шлиссельбургских обывателей и канальных людей». Храм был возведён в 1726—1727 годах. 7 (18) октября 1728 года в городе была освящена деревянная Благовещенская церковь, куда был переведён священник бывшей крепостной церкви. В 1756 году храм сгорел.
В 1763 году на средства полковника А. Белова и дворян Сибилевых «на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов» началось строительство каменного храма в традициях раннего барокко, освящение которого состоялось 8 (19) августа 1764 года. Первоначально внутренним перекрытием в помещении, имевшем гладкие стены, служил навесной потолок, деревянный и плоский. В 1788—1795 годах церковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века. Были добавлены пилястры; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры. Возможно, в то же время собор был дополнен второй главой, уже над алтарём.
До 1828 года к храму был приписан крепостной Иоанно-Предтеченский собор. В 1864 году, к столетию церкви, ей был придан соборный статус. В 1877—1882 годах в соборе под руководством архитектора Г. И. Карпова был проведён ремонт. В рамках работ были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее, на месте оконных проемов; с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н. Д. Федюшкина; в 1881 году к апсиде были пристроены ризница и пономарская. В 1900 году в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление. Ввиду этого старые дубовые рамы на окнах были дополнены вторыми рамами из сосны. В 1903 году была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).
9 июня 1935 года собор был закрыт. После закрытия прошёл частичный демонтаж храма. В его здании предполагалось устроить Дом культуры, однако здесь был устроен продуктовый склад. Колокольня спортивным клубом (по другим данным, школой ДОСААФ) была приспособлена под парашютную вышку. Во время оккупации города в 1941—1944 годах пострадавший от обстрелов собор был действующим.
С 1944 года собор был занят складом судоремонтного завода; в алтарной части располагалась контора Леноблторга. Верующие направляли в 1949 году ходатайство о возобновлении богослужений в соборе, но получили отказ. В 1963 году были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 1967 году храм был передан Ленинградскому заводу граммпластинок «Мелодия» для размещения производственного цеха. При передаче здания было поставлено условие восстановить его. Однако здание было лишь реконструировано под нужды владельца.
В 1970—1981 годах в храме прошли восстановительные работы по проекту архитектора А. Н. Милорадовича. В рамках реставрации состоялось полное восстановление основного объёма постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были, внутри было сооружено перекрытие. При обустройстве второго этажа в стены были врезаны балки, что привело, в свою очередь, к снятию всей штукатурки и имевшихся профилей.
В августе 1990 года собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 году, началась реставрация, которая к 2015 году ещё не закончена.
Так, в 2014 году шли работы по монтажу главного купола со шпилем высотой 52 метра, но были мнения, что стены собора не выдержат; ранее частично была заменена кровля. Оценка предварительной стоимости работ, включающих реставрацию фасада, шпиля колокольни, оконных и дверных заполнений и т. д., составила 37 млн рублей.
Территория храмового комплекса [ править ]
Территорию собора, кроме храма, занимают еще две церкви. Весь участок обнесён оградой. Первая каменная ограда была создана еще в 1797 году. Но при строительстве шлюзов участок со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником В. С. Семичевым. Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года. Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань. Сумма, в которую оценивалась работа, составляла 16 033 рубля 76 ½ коп. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина, на плитном цоколе высотою 14 вершков…» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Возможно, остальная часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно. Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину.
Первый храм на месте современной Никольской церкви был сложен из дерева в 1737—1739 годах. В 1772 году он был перенесён в село Гавсарь. В 1768 году началось возведение нового храма. 5 (16) декабря 1770 года рядом был освящён другой, каменный, одноглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здание тёплой церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. В 1933 году церковь была закрыта. В 1990 году вновь освящена, а в 1995 году возвращена верующим.
Каменная часовня Казанской Божией Матери была построена по проекту Г. Ершова с главным выходом на Красный проспект. В часовне на возвышении был устроен иконостас с пятью образами, обнесённый балюстрадой. Украшением этому зданию «коринфского ордена» служили купол и две колонны. В воскресенье, которое предшествовало празднику Казанской Божией Матери, из собора Шлиссельбургской крепости выносилась с крестным ходом икона Казанской Божией Матери, почитавшаяся чудотворной, и относилась священниками в эту часовню Благовещенской церкви. Здесь образ оставался до дня праздника — до 8 июля, когда после совершения в Благовещенской церкви литургии он выносился из часовни и совершалось «молебствие соборне». Далее после крестного хода по городу образ возвращался в часовню для посещения богомольцами. В крепостной собор икона переносилась с крестным ходом в воскресенье, следующее за Днём Спаса Преображения, а на её месте в часовне помещали другой образ Богородицы, на этот раз из Благовещенского собора, являвшийся «снимком» с предыдущего и украшенный серебро-золочённой ризой с драгоценными камнями. Храм был закрыт. Восстановлен и вновь освящён в 1989 году.
Описание [ править ]
Каменный храм представляет собой однокупольную базилику: прямоугольное в плане двухсветное здание с одной апсидой, увенчанное куполом (покрытием в своё время служило белое железо). Архитектура собора приближается к стилю Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и Петропавловскому собору. Известно, что стены были двухцветными: предположительно основным был розовый цвет, а архитектурные детали (пилястры, наличники, тяги, антаблемент) были окрашены в белый. О розовой окраске здания храма можно судить по сохранившейся акварели художника Уланова, которая была написана в 1776 году. Фасады расчленены плоскостными пилястрами большого ордера на пять частей, с окнами в два света: нижний ряд составляют высокие окна прямоугольной форма с арочными перемычками, а верхний — в форме эллипса. Барабан с куполом с люкарнами врезан в четырёхскатную крышу и смещён к апсиде, а его ось с севера и юга замыкают треугольные фронтоны над входными дверьми, обрамлёнными рустованными пилястрами. Окна и двери церкви оформлены однотипными наличниками барочного характера. Углы трёхгранной в плане апсиды закреплены пилястрами. Окна алтарной части прямоугольные с полуциркульным завершением. Над апсидой на небольшом барабане — главка луковичной формы.
К притвору пристроена трёхъярусная колокольня. Высота со шпилем составляла 52 метра (шпиля — около 14 метров). Первый ярус колокольни одновременно является папертью и решён в виде четырёх пилонов, несущих полуциркульные арки. По углам яруса находятся сдвоенные пилястры, капители которых составляют раскрепованную часть антаблемента с узким гладким фризом. Карниз антаблемента колокольни, в отличие от антаблемента остального храма, имеет пояс сухариков. Второй ярус колокольни, меньший по высоте, чем первый, является промежуточным звеном к третьему. По его углам расположены филёнки, а основанием служит выступающий профилированный крепованный карниз. На каждой стороне яруса находится по одному круглому окну. Третий ярус выполняет функции звона. Его стены прорезаны высокими арочными проемами, в которых крепились колокола. Колокольню венчал колоколообразный купол с выкружками и люкарнами. Над куполом располагались шестигранный фонарь с арочными проёмами и шестигранный шпиль.
Храм имел один престол. Резной иконостас был двухъярусным. Выкрашен голубой краской с позолоченными деталями.
В 1847 году в храме колоколов было немного, и все они имели небольшой вес. На то время, по мнению А. С. Томилина, одним из главных недостатков архитектуры храма было большое количество столпов для поддержки свода, располагавшихся во всей церкви в два ряда, ибо они «заслоняют собою священнослужение», стесняя и подавляя «внутренность храма». Над царскими вратами располагались местные иконы «Спасителя и Благовещения и Тайной Вечери» в серебряных ризах, принадлежавшие к «новой иконописи». В то же время большинство образов в храме были «старинной живописи». Томилин выделяет из них две иконы: Успения Божией Матери, размещённую в иконостасе, и Димитрия Мироточивого, хранившуюся в особом киоте. Последний образ имел драгоценную ризу, покрытую золотом. В свою очередь, серебряные ризы имели и запрестольный крест, и двухсторонняя икона Знамения Божией Матери и Святителя Николая; последняя была специально создана для крестных ходов. Надпись под крестом и иконой, украшенными ризами в 1825 году, свидетельствовала, что использованное серебро было прежде, ещё в 1815 году, похищено из церкви и лишь в 1822 году обнаружено «на берегу Невы у шлюзов». Вес серебра, использованного для ризы креста, составил 11 фунтов 36 золотников, а для ризы иконы — 13 фунтов 42 золотника.
В соборе находились захоронения:
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 188691, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Шлиссельбург, Красная площадь, д.1
Проезд: ст. м. «Ул. Дыбенко»., авт. № 575 до кольца.