штраф за отсутствие обучения по экологии руководителей и специалистов
Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году
Время чтения: 6 мин
Доброго времени суток!
Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Штрафы за нарушение экологического законодательства
Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.
Увеличение размера штрафов
Считаю своим долгом сообщить, что
22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).
Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:
А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
Напомню содержание статей:
Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Давность привлечения к административной ответственности
Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.
При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).
Таблица штрафов
Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.
А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:
Нарушение | Ответственность | Статья |
---|---|---|
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | Ст.8.2 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей. | Ст.8.5 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. | ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования | Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей. | ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах | Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей. Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. | ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения | Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух | Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду | Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей | ст. 8.41 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности | Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей. | ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ |
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
Таблица-подсказка по видам экологической документации и экологические штрафы
Представляем вашему вниманию таблицу-подсказку по всем видам экологической документации
Пользуйтесь таблицей, чтобы уточнить периодичность сдачи документации, органы согласования, нормативно-правовые акты и штрафы за отсутствие документов.
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещения, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.
Постановление Правительства РФ №393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение…»
Приказ МПР №333 от 17.12.2007 Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Приказ Минприроды РФ от 1.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»
Один раз. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года.После 1 января 2016 года осуществление деятельности по обращению с отходами без лицензии не допускается.
Отсутствие подготовки в области охраны окружающей среды: наказывать или нет?
Государственная экологическая инспекция субъекта РФ провела проверку организации, в ходе которой было установлено, что работники организации, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятия. Государственная экологическая инспекция субъекта РФ вынесла постановление о привлечении организации к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ. Правомерно ли данное постановление?
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Далее – Закон №7-ФЗ) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 73 Закона №7-ФЗ подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Закона №7-ФЗ при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2008 N А56-41014/2007, от 26.02.2008 N А56-18136/2007 сделан вывод о том, что статья 73 Закона N 7-ФЗ, которую нарушила организация, находится в главе XIII «Основы формирования экологической культуры» Закона №7-ФЗ, следовательно, не прохождение индивидуальным предпринимателем и организацией или состоящими в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем и организацией физическими лицами (должностными лицами) соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что спорное постановление о привлечении организации к административной ответственности неправомерно, так как действия организации в данном случае не попадают под действие норм статьи 8.1 КоАП РФ.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Какая существует ответственность за отсутствие обучения по экологической безопасности
Не стоит забывать, что отсутствие обучения по экологической безопасности у ответственных сотрудников предприятия может быть выявлено, например, во время проведения плановой или внеплановой проверки организацией, осуществляющей государственный экологический надзор.
Отсутствие у ответственных специалистов и руководителей организации подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности является нарушением действующего природоохранного законодательства, а именно Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности устанавливается на основании Главы 8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Наши удостоверения
по экологической безопасности
надежно защищены
Административное законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и организации, и должностного лица данной организации, виновного в совершении правонарушения.
Дело А14-20438/2019 Отсутствие обучившихся по обращению с отходами
Актуальные Курсы:
Номер дела: А14-20438/2019
Суд: Арбитражный суд Воронежской области.
Истец: Прокурор Хохольского района Воронежской области
Суть Дела: Прокуратурой района 18 ноября 2019 г. в период с 10-00 час. по 10-30 час. в ходе проверки выявлены нарушения законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности МУП по оказанию потребителям услуг по сбору и транспортировке отходов производства и потребления. МУП осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
МУП потребителям на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 01 января 2019 г., заключенного между ООО и МУП, оказываются платные услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов IV класса опасности для их дальнейшего размещения на захоронение.
МУП в целях приёма отходов от физических и юридических лиц и их дальнейшего транспортирования к месту размещения (полигон ТБО) привлечены наёмные работники и используется транспорт на праве оперативного управления. В соответствии с заключенными трудовыми договорами МУП приняты на работу 3 водителя автомобилей Водитель 1, Водитель 2, Водитель 3.
19 ноября 2019 г. и.о. прокурора Хохольского района с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании статей 28.4 КоАП РФ и 25 Федерального закона «О прокуратуре» было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании изложенного, учитывая, что директор МУП вину во вменяемом правонарушении признала в полном объеме, обязалась устранить выявленные нарушения в кратчайшие сроки, способствовала Прокуратуре в установлении обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что применение к лицу, привлекаемому к административной ответственности, минимально возможного административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 100 000 руб. 00 коп., не будет отвечать целям административной ответственности, поскольку повлечет избыточное ограничение прав юридического лица, которое не будет являться справедливым и соразмерным содеянному.
Снижение в данном случае административного наказания также направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
Таким образом, суд считает возможным привлечь МУП к административной ответственности, предусмотренной ч. 4. ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп., то есть со снижением минимального размера административного штрафа, установленного соответствующей административной санкцией, ниже низшего предела в два раза.
- штраф за отсутствие обучения по пожарно техническому минимуму
- штраф за отсутствие обучения по экологической безопасности