штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности

Разъяснения гражданам по вопросу обучения пожарно-техническому минимуму

В Российской Федерации действует перечень законов и подзаконных актов, предусматривающих систему мер по противодействию пожарам. Основные из них:

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390).

Современное законодательство выдвигает достаточно строгие требования к безопасности, а также к тому, что должен знать каждый сотрудник.

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Данное обучение организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства, оно осуществляется по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам.

С отрывом от производства проходят:

— руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

— работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

— руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

— руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

— работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

— водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

— иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:

— руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

— работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

— педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

— работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

— граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

— работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.

В состав квалификационной комиссии входят руководители и штатные педагогические работники обучающих организаций и по согласованию специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного пожарного надзора.

Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.

Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.

Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников организации, независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

— при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

— при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

— при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

— по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

— после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

— при перерыве в работе в данной должности более одного года;

— при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации.

При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

— правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

— требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;

— мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;

— правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

— обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Отсутствие лиц, обученных правилам пожарной безопасности в учреждении и организации, относится к нарушениям требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20. 4 КоАП в РФ «Нарушение требований пожарной безопасности», размер налагаемого административного штрафа составляет:

-на должностных лиц- от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц- от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

Для принятие правильных и действенных мер при возникновении пожара и избежание более серьезных последствий нарушений правил обеспечения пожарной безопасности, необходимо изучение и строгое выполнение правил пожарной безопасности, соблюдение необходимых норм пожарной безопасности, а также прохождение проверки знаний норм пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.

Источник

штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности. Смотреть фото штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности. Смотреть картинку штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности. Картинка про штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности. Фото штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности

Противопожарные инструктажи — неотъемлемая часть соблюдения правил техники безопасности и охраны труда в организации. Законодательство обязывает работодателей обучать своих сотрудников правилам пожарной безопасности (ПБ), проводя соответствующие инструктажи. Подробности мы собрали в этой статье.

Основные положения

Ответственность за организацию противопожарных инструктажей несет руководитель или собственник организации: именно это лицо должно обеспечить своих работников знаниями в области пожарной безопасности. Инструктаж может проводиться лично руководителем или же ответственными лицами, обученными и назначенными приказом руководителя. Инструктаж проводится в утвержденном законом порядке, учитывая при этом специфику организации. Подробно нормы пожарной безопасности утверждены в приказе МЧС № 645 от 12.12.2007 (ред. От 22.06.2010).

Необходимо иметь в виду, что работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарных инструктажей, обязаны пройти обучение пожарно-техническому минимуму.

Что входит в противопожарный инструктаж:

— Ознакомление работников с основными требованиями пожарной безопасности;

— Изучение работниками пожарной опасности используемых в производстве технологических процессов;

— Обучение работников правилам пользования средствами противопожарной защиты;

— Обучение работников действиям, предпринимаемым при возникновении пожара.

Кроме того, в рамках противопожарного инструктажа работники должны быть ознакомлены и с правилами надлежащего содержания территории, зданий и помещений организации, с эвакуационными путями и процессом эвакуации людей, с правилами использования открытого огня при работах, а также с правилами вызова пожарной охраны и тем, как следует применять средства пожаротушения и пожарную автоматику.

Важно, чтобы в инструктажах учитывалась специфика организации и чтобы полученные знания регулярно проверялись. Особенно пристальное внимание должно уделяться практической составляющей обучения. Именно это дает сотрудникам возможность грамотно повести себя в чрезвычайной ситуации и быстро предпринять необходимые действия.

Виды инструктажей по пожарной безопасности

Нормы ПБ разделяют противопожарные инструктажи на несколько видов:

— первичный на рабочем месте

Обратите внимание, что для фиксирования проведения инструктажей компания обязана вести журналы учета проведения инструктажей по ПБ. Согласно пунктам 9 и 10 Норм ПБ, туда вносятся соответствующие записи, подтвержденные подписями инструктируемого и инструктирующего. Помочь с оформлением документации по охране труда могут наши специалисты.

Вводный инструктаж должен проводиться со всеми без исключения принимаемыми на работу сотрудниками, несмотря на их образование и опыт работы. Также вводный инструктаж проводится с командированными в организацию работниками, с лицами, прибывшими на производственную практику или обучение, и с прочими лицами по решению работодателя.

Вводный инструктаж проводит руководитель или работник, назначенный ответственным за ПБ. Законодательство устанавливает правило, по которому вводный инструктаж должен проводиться в оборудованном помещении по программе, утвержденной приказом, а также инструктаж должен сопровождаться практической тренировкой.

Первичный инструктаж на рабочем месте также проводится со всеми вновь принятыми сотрудниками; с теми, кого перевели из одного подразделения компании в другое; с выполняющими новую для них работу; с сезонными работниками; а также со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные или иные работы на территории компании.

Такой инструктаж проводится лицами, ответственными за ПБ в структурных подразделениях, опять же — по утвержденным программам. Первичный инструктаж осуществляется индивидуально с каждым сотрудником, но может проводиться и с группами лиц, если они работают на однотипном оборудовании.

Повторный инструктаж проводится для всех сотрудников организации тем же лицом, что и вводный. Такой инструктаж необходим для проверки и обновления знаний правил, норм, стандартов и инструкций по пожарной безопасности.

Внеплановый инструктаж проводится, если:

— Были введены новые правила, нормы и инструкции по ПБ или же в них были внесены какие-либо изменения;

— Изменились факторы, влияющие на противопожарное состояние объекта. Например, был изменен технологических процесс производства или произошла модернизация оборудования;

— Сотрудниками были нарушены правила ПБ, что привело к пожару;

— На аналогичных производствах произошли аварии/пожары.

Также внеплановый инструктаж проводится для сотрудников, у которых случился длительный перерыв в работе (более 30 календарных дней для обычных работ и более 6 дней для работ с дополнительными требованиями).

Внеплановый инструктаж проводится лицом, назначенным приказом руководителя ответственным за ПБ в организации.

Целевой инструктаж необходим при:

— разовых работах повышенной пожароопасности;

— ликвидации последствий аварий;

— осуществлении работ с оформлением наряда-допуска, огневых работ во взрывоопасных производствах;

— проведении экскурсий, организации массовых мероприятий с обучающимися и другими лицами (заседаний, собраний с количеством участников от 50 и более человек).

Сроки проведения инструктажей

Образование в области безопасности труда должно быть систематическим и регулярным. Для этого нормами установлена периодичность проведения противопожарных инструктажей.

Повторные инструктажи по пожарной безопасности должны проводиться с периодичностью 1 раз в год для обычных организаций и 2 раза в год для предприятий, которые относятся к объектам с пожароопасным технологическим процессом/производством.

Для остальных видов инструктажей периодичность должна основываться на практических соображениях и здравом смысле. Например, очевидно, что вводный инструктаж осуществляется перед началом работы нового сотрудника, а внеплановый — при наступлении вышеупомянутых случаев.

Ответственность за отсутствие проведения инструктажей

Нарушение правил пожарной безопасности, согласно статье 20.4 КоАП РФ, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа от 2 000 рублей для граждан и до 200 000 рублей для юридических лиц.

Непроведение инструктажей и/или отсутствие журнала учета их проведения хоть и не является грубым нарушением, однако влечет за собой дополнительные тщательные проверки госорганами, что зачастую приводит к выявлениям дополнительных нарушений, а значит — и к большим штрафам.

Не уверены, что в вашей компании все в порядке с охраной труда и техникой безопасности на производстве и в офисах? Запишитесь на консультацию к нашим специалистам: Мы обеспечим аудит охраны труда, проконсультируем по инструктажам и поможем привести документацию к нужному виду.

Источник

Штрафы за отсутствие обучения по пожарной безопасности

20 марта 2021 года вступили в силу поправки, предусматривающие новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 09.03.2021 № 36-ФЗ.

Теперь будут штрафовать за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), если оно совершено на объекте защиты, который отнесен к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска. Основанием для штрафа является необеспечение работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты. Также поводом для наказания стало несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности. Штраф за эти нарушения составит (ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ):

К предпринимателям и организациям вместо штрафа может быть применено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 30 суток.

За нарушение требований пожарной безопасности, в результате чего возник пожар, в котором было уничтожено или повреждено чужое имущество или причинен легкий или средней тяжести вред здоровью людей, добавили штраф для предпринимателей. Ранее ИП штрафовали как должностных лиц – на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, теперь штраф для них составит от 50 000 до 60 000 рублей. Вместо штрафа деятельность организации или ИП могут приостановить на срок до 30 суток.

Смотрите также

Источник

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к ст. 20.4 КоАП

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Судебная практика по статье 20.4 КоАП

1. Гражданка И.А. Гогберашвили оспаривает конституционность части 1 статьи 4.5 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 года N 273-ЗС «Об административных правонарушениях», в соответствии с положениями которой выжигание сухой растительности, сжигание мусора, в том числе опавших листьев, обрезков деревьев или кустарников, других остатков растительности, а также отходов производства и потребления, если данное деяние не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.32, 11.16, 20.4 КоАП Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 до 4 500 рублей.

Как следует из обжалуемых актов, 24.03.2016 постановлением N 0176 заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности Управления по ЮАО Главного управления МЧС России по г. Москве Общество было привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности и ему было назначено наказание в виде уплаты административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Руководствуясь частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды также приняли во внимание обстоятельства, установленные судебными постановлениями Псковского областного суда по делам NN 12-274/2016 и 21-146/2016 об оспаривании постановлений о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Пунктом 372 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, закреплены противопожарные требования к размещению транспарантов и баннеров на фасадах жилых, административных или общественных зданий. Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет наступление административной ответственности по общему правилу по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности).

Доводы, изложенные в жалобе, о необходимости квалификации деяния не по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ, не принимаются. В соответствии с указанной нормой наказуемо нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Соответственно, нет оснований полагать, что в рассматриваемой ситуации часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в силу которой установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *