шукшин ни ума ни правды ни силы настоящей ни одной живой идеи
Как шушера неуместным цитированием пытается сделать Шукшина диссидентом и антисоветчиком
В интернете бродит цитата из В. М. Шукшина: » Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству «. В контексте, куда вставляют «цитату», проталкивается мысль, будто Шукшин «боролся против советской власти», и будто теперь это лыко можно вставлять «против правителей» сегодняшнего дня. Делают из Шукшина этой цитатой каким-то «инакомыслящим», чуть ли не диссидентом, «борцом с режимом», чьё наследие актуально и ныне, применимо и к сегодняшним реалиям.
Первое, что сразу же хочется узнать: из какого контекста вырвана фраза, из какого произведения Шукшина, в чьи уста, какого героя (может, отрицательного) он вложил эту фразу, по какому поводу и т. д. Потому что, ну, не был Шукшин антисоветчиком.
Так вот: «цитата» «из Шукшина» — это просто его отдельная фраза из рабочих заметок, относящаяся к 1972 году, причём даже не вырванная из контекста, а вне контекста или в контексте, задумку которого читатель не знает.
Всякий писатель носит с собой тетрадь, записную книжку или блокнот, куда записывает пришедшие в голову идеи, мысли, причём эти мысли по разному поводу, и более важна сама формулировка этих идей. Очень часто не вовремя пришедшая мысль имеет филигранную формулировку или содержит нетривиальную мысль — именно поэтому её спешат записать, чтобы не утратить. Например, отточенную реплику, которую позже вставят в рассказ или роман. Прямо указывается: «Рабочие записи делались В. М. Шукшиным на полях или отдельных страницах общих тетрадей, в которых он писал черновые варианты ТЕКСТОВ. [. ] При чтении надо учитывать, что записи не предназначались автором для печати, они должны восприниматься с соответствующей поправкой на «жанр» и «настроение момента». Ни в качестве точного отражения реальности, ни даже в качестве продуманных до конца формул собственного шукшинского отношения к вещам эти записи принять нельзя, и критически мыслящий читатель найдёт, что возразить, читая некоторые из них», — то есть зачастую это были реплики для литературных произведений или некоторые идеи для них, а не «размышления о жизни», некий личный «манифест», «протест» или «политическое завещание Шукшина».
«Нам бы про душу не забыть»: 25 мудрых цитат Василия Шукшина
Талантливый режиссер, актер, писатель, человек с чувствующим и бунтарским сердцем… Василий Шукшин говорил о жизни, играл роли, раскрывая сущность людей, среди которых жил. Углубляться во внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича. Академик Александр Корольков однажды очень точно заметил: «…Шукшин — пульсирующая словом и чувством живая душа России».
Василий Шукшин ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. Он скоропостижно скончался 2 октября 1974 года на борту теплохода «Дунай» во время съемок фильма «Они сражались за Родину», оставив нам свою недопетую песню…
25 цитат Василия Шукшина, на которыми стоит задуматься:
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
«Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности».
«Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».
«Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была».
«Ты счастлив, когда ты смел и прав».
«Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным».
«Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость».
«Мы не мыслители, у нас зарплата не та!»
«Не нам унывать!» — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу».
«Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так».
«В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время: 1. Когда стою в очереди. 2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись. 3. Когда сижу на собрании».
«Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог».
«Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их».
«Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной».
«Да, стоим перед лицом опасности. Но только — в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся».
«Армию — не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России — все хорошие!»
«Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы — живем!»
«Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству».
«Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил».
«Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец, увлекся. Как всякий художник, впрочем».
«Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл».
«Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы».
«Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно».
«Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда».
«Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь».
Новое видео:
«Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым»: 20 цитат Василия Шукшина о главном
«Безмолвный бунт» – эта фраза, придуманная Александром Солженицыным, очень подходит Василию Шукшину. И действительно, в его рассказах и фильмах есть что-то невысказанное, оставляющее долгое горьковатое послевкусие.
«Калина красная» вышла в 1974-м после более полугода хождений по кабинетам чиновников, требовавших бесконечных сокращений и изменений в киноленте. В частности, цензоры настаивали на том, чтобы сократить монолог матери (где Ефимья Быстрова рассказывала о своей жизни), убрать сцену, где «народ для разврата собрался», хор зэков на зоне… Фильм все же попал в прокат, а у Василия Макаровича вновь обострилась болезнь желудка. Он стыдился своей боли, но она была настолько нестерпимой, что, как вспоминают очевидцы, он буквально сжимался в комок и стонал.
Нрав у Шукшина был очень непростой. Впрочем, как и у любого поистине талантливого человека. В пылу он мог стать грубым, ввязаться в драку, высадить двери в порыве ревности… Одним словом, человек размашистый, который совершенно себя не берег. При своей, как о нем писали, «дикой, злой самобытности», Шукшин внутри оставался очень ранимым. Как сам признавался: «Я воинственно берегу свою нежность».
Во время съемок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» Василий Шукшин скончался от инфаркта. Ему было 45 лет. Это случилось 2 октября 1974 года на борту теплохода, где проживала съемочная группа. К этому моменту актеру оставалось сняться в последнем эпизоде картины…
Цитаты Василия Шукшина
«Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь»
«Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь».
«Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!»
«Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то помогают мне».
«Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности».
«Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
«Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была».
«К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
«Не поворачивайся к людям спиной — укусят».
«Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость».
«Мы не мыслители, у нас зарплата не та!»
«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу».
«В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании».
«Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся».
«Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!»
«Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству».
«Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец, увлекся. Как всякий художник, впрочем».
«Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл».
«Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы».
«Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда».
Новое видео:
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Цитатник
33-летний художник и фотограф Леон Фуше (Leon Fouche) создает удивительные гиперреалистичные ка.
. Подари мне, пожалуйста, ночь. Я хочу в темноте.
—Ссылки
—Метки
—Приложения
—Видео
—Музыка
—Новости
—неизвестно
—Рубрики
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина
Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. В. Шукшин
Василий Макарович Шукшин в представлении не нуждается. На его книгах и фильмах росло не одно поколение, а его слова и мысли в каждом эпизоде, в каждом абзаце точны и проникновенны. Талантливый режиссер, актер и писатель с русской душой и сердцем. Пожалуй, самый главный талант Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей. Раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича.
Василий Макарович ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».
Жизненный путь гениальных людей почти всегда недолог. Но память о человеке — она не мелом на асфальте пишется, или на школьной доске — ее стереть невозможно…
Замечательные слова посвящены Василию Шукшину академиком и профессором Корольковым А. А. В этих строках все сказано и добавить нечего:
«Василий Шукшин остановил гибельный процесс утраты национального лица России в культуре и стал протагонистом нового Возрождения русской духовности. Поверхностное отношение к творчеству Шукшина выделяло видимость — противостояние города и деревни, интеллигенции и народа. Шукшина чувствовали как родного все слои общества, его читали, смотрели в кино, с радостью узнавая открывшуюся собственную русскую душу. Устареть Шукшин не может, ибо даже при окончательном исчезновении живого биения русской культуры — не исчезнет интерес к духовному материку, именуемому Россией, а Шукшин — пульсирующая словом и чувством живая душа России. В нем Россия обрела во второй половине XX столетия свое самосознание и самочувствование.»
Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»
21 августа 1974 года
«Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.
Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
Ты счастлив, когда ты смел и прав.
К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…
Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.
Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.
Мы не мыслители, у нас зарплата не та!
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально — под воровство.
«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.
Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.
В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.
Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.
Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.
Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.
Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.
Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.
Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!
Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!
Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.
Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.
Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.
Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.
Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.
«Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего»
Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.
Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.
Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.
Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.
И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.
Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.
Шукшин: «Критическое отношение к себе делает человека по-настоящему умным»
Цитата из к/ф «Они сражались за Родину». реж Сергей Бондарчук. 1975. СССР
В 1943 году Василий, окончив семилетку, поступил в Бийский автомобильный техникум, но через два года бросил, не доучившись, и вернулся в родное село, чтобы помогать своей семье. Один год он проработал в колхозе механизатором на молотилках, после чего в 1947 году опять поехал в город и устроился в трест «Союзпроммеханизация» слесарем-такелажником. Оттуда он был направлен на турбинный завод в Калугу, потом на тракторный завод во Владимир.
Василий Шукшин во время службы
В армию Шукшина призвали служить из посёлка Бутово Московской области в 1949 году, он окончил учебку радистом и служил матросом на Балтийском флоте, а затем радистом на Черноморском флоте. Как раз в это время обнаружилось его стремление к писательству, а первыми слушателями рассказов стали сослуживцы.
Из-за язвы желудка в 1953 году был уволен со службы и вернулся в своё родное село. В Сростках Василий сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и пошёл работать учителем русского языка и словесности 5−7 классов в Сросткинскую школу сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.
Мечтой Василия Шукшина был сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Чтобы воплотить мечту сына в жизнь, мать продала самое ценное, чтобы было в семье — корову — и на вырученные деньги в 1954 году Василий отправился в Москву, но поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, узнав при поступлении, что главным человеком на съёмках является режиссёр.
Первая официальная жена Шукшина — учительница Мария Ивановна Шумская, с которой они познакомились в юности и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин приехал на первые каникулы из Москвы. Но Мария не поехала с ним в Москву, решив остаться с родителями в Сростках. В 1957 году Шукшин из Москвы написал ей письмо с просьбой о разводе, но согласия на развод не получил. «Нейтрализовать» этот брак пришлось «потерей» паспорта!
В 1955 году Шукшин стал членом КПСС, а в следующем году его отец был реабилитирован.
Актерский дебют Шукшина в кино состоялся в 1956 году в картине С. А. Герасимова «Тихий Дон», где он сыграл выглядывающего из-за плетня матроса. В 1958 году во время учебы во ВГИКе получил главную роль в фильме М. М. Хуциева «Два Федора». За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин — в фильме «Золотой эшелон» в 1959 году, в фильме «Простая история» в 1960 году, в фильмах «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я», снятых в 1962 году, в фильме «Мы, двое мужчин» в 1963 году.
Во время учёбы во ВГИКе Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге». Из-за нехватки времени Шукшин вынужден был заниматься литературной деятельностью, как правило, по ночам. Режиссёрское отделение Шукшин закончил в 1960 году. В дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» он выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
На полях черновиков Шукшин так написал о себе:
«Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».
В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького (ЦКДЮФ). В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу Леонид Куравлёв. Картина получила благосклонные отклики зрителей и приз «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение» по разделу художественных фильмов на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.
В 1963 году Шукшин вступил в непродолжительный брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. В 1964 году Шукшин приезжал с ней в Сростки. В 1965 году у Виктории и Василия родилась дочь Екатерина. Однако с 1964 по 1967 год Шукшин уже состоял в браке с актрисой Лидией Александровой. Брак, по её утверждению, распался из-за многочисленных любовных связей Шукшина и его пристрастия к алкоголю.
В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. Шукшин довольно продолжительное время не мог решить, с какой из любимых женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов он остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери — Мария и Ольга.
В начале 1960-х годов одно за другим стали выходить в свет и литературные произведения Шукшина — рассказы «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители». В 1965 году в издательстве «Советский писатель» вышел его роман «Любавины», через три года сборник рассказов и повесть «Там вдали».
Герои книг и фильмов Шукшина — это простые деревенские люди, труженики с самобытными характерами, замечающие всё вокруг и говорящие без обиняков. В его произведениях без прикрас описана советская деревня, быт и язык которой Василий Макарович знал изнутри и противопоставлял жизни в городе. В своих работах он поднимал вопросы нравственности и общечеловеческих ценностей. Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году в издательстве «Молодая Гвардия».
В 1967 году Шукшин получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых за художественный фильм «Ваш сын и брат» и орден Трудового Красного Знамени, в 1969 году Василий Макарович стал заслуженным деятелем искусств РСФСР за заслуги в области советской кинематографии, в 1971 году — лауреатом Государственной премии СССР за исполнение роли в фильме режиссёра С. А. Герасимова «У озера».
В московском издательстве «Советская Россия» в 1970 году вышел сборник рассказов Шукшина «Земляки», в 1974 году «Беседы при ясной луне».
Кадр со съемочной площадки х/ф «Они сражались за Родину»
После рождения дочерей Василий Макарович не притрагивался к спиртному, но язвенная болезнь прогрессировала. На съёмках «Калины красной» в 1973 году он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов. В этой картине Василий Макарович был не только режиссёром, но и сценаристом и исполнителем главной роли. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в 1974 году картина «Калина красная» была награждена главным призом и премией «За самобытный, яркий талант писателя, режиссёра и актёра», а в дальнейшем получила приз польских критиков «Варшавская сирена-73», приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии.
У Василия Шукшина было много планов, далеко не все из которых оказались реализованными, поскольку его сценарии не получали одобрения Госкомкино СССР. Так, Василию Макаровичу не удалось снять фильм по своему киносценарию про восстание под предводительством Степана Разина. Это не удивительно, ведь Шукшину принадлежит такое высказывание:
«Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству».
2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался в возрасте 45 лет во время завершения съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил близкий друг Георгий Бурков. Медики вынесли вердикт: инфаркт миокарда. 7 октября Василий Макарович был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Памятник на Новодевичьем Кладбище
В 1976 году Василий Макарович Шукшин стал лауреатом Ленинской премии за творческие достижения последних лет в киноискусстве (посмертно). Владимир Высоцкий так отзывался о Шукшине:
«Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь его самым постоянным зрителем».
Именем Шукшина названы улицы в Воронеже, Новосибирске, Омске, Ставрополе, Барнауле, Астане и других городах. Его имя носит Театр Драмы в Барнауле.
Василий Шукшин стал одним из трёх знаменитых выпускников, коллективный памятник которым расположен у входа во ВГИК. С 1976 года в его родном селе Сростки проводятся Шукшинские чтения (Шукшинские дни).