top eleven тренировки советы
Ipad View | Лучшее для iPad
Новости, обзор игр и приложений на iPad
Top Eleven: секреты, тактика, токены и hack
Top Eleven секреты и советы
Полное руководство по игре можно скачать тут
Сколько должно быть человек в команде для игры во всех трёх турнирах (Лига, Лига Чемпионов и Кубок)?
Можно ли использовать игроков не на своей позиции?
Можно, но лучше так не делать, а покупать игроков, которые имеют две позиции. Но если всё же придётся, ставьте игрока как можно ближе к его родной позиции, но не по диагонали, а по вертикали и горизонтали.
Насколько важны специальные способности игроков?
Они важны, но прежде всего для хороших игроков. Если перед вами стоит выбор: хороший игрок без способностей или средней со способностями, то смело берите хорошего.
Когда лучше покупать игроков?
Лучше всего вначале сезона, так как купив игрока, например, с 4 звёздами в конце сезона, то через несколько дней, когда сезон закончится у него станет 3 звезды.
Каких лучше покупать игроков? Старых или молодых?
Если у вас мало денег, то берите игроков в возрасте, но не старше 28 лет.
От чего зависит цена игрока?
От мастерства, возраста и скорости обучения
Как зависит интенсивность игроков в зависимости от возраста?
Когда надо тренировать игроков?
Когда сыграли все матчи за день. Посчитайте сколько формы восстановят ваши игроки перед первым матчем, если учитывать, что 5% восстанавливаются каждые 3 часа.
Сколько должен играть игрок для максимального развития?
Каждый день. Это повысит и эффективность тренировок, но будьте аккуратные не перегружайте игроков, давайте им отдыхать.
Как правильно распределять очки умений (конусов) для разных типов игроков?
В игре есть следующие характеристики: Защита, Атака, Психофизика. Нужно ли нападающему защита, а защитнику атака? Скорее да чем нет. Нападающий без навыка защита будет хуже играть головой, защитник без атаки плохо отдавать пасы. А психофизика важна для всех. Поэтому старайтесь соблюдать хотя бы некий баланс.
Какие навыки важны для вратарей?
Защита и психофизика.
Top Eleven друзья. Как завести?
Ловите людей на аукционе и предлагайте им дружбу. После рассылайте подарки и получайте бонусные аптечки/
Сколько нужно очков умений (конусов) для того чтобы игрок получил одну звезду?
Можно ли играть в Top Eleven на компьютер?
Можно, играйте через Facebook.
Top Eleven тактика
Top Eleven token (токены)
Top Eleven hack (взлом)
Долго изучал данный вопрос, облазил много разных сайтах и пришёл к выводу, что взломать Top Eleven практически невозможно, так как все данные по игре хранятся на серверах разработчика. Если вы там что-то прочитали, что мол игру взломали не верьте, а даже если взломали, то это очень быстро обнаруживается разработчиками. И читы Top Eleven тоже не ищите.
База знаний по игре Top Eleven 2015
Для успешного прохождения Top Eleven необходимо владеть некоторыми секретами, которые немного облегчат продвижение вашей команды к вершине рейтингов.
Следите за происходящим матчем
При условии вашего присутствия на матче вы награждаетесь аптечкой психического состояния. Если во время матча вы производите замену игроков, то награждаетесь аптечкой физического состояния. Аптечки можно также получить при условии честной игры, победы над командой соперников, за ведение в счете и другие достижения.
Стоит отметить, что с присутствием тренера на матче команда играет лучше.
Ставку на игрока на трансферном рынке делайте на последних секундах
При наличии хорошего интернета лучше всего делать ставку за пару секунд до окончания. Во время игры вы сами убедитесь в положительном эффекте такого метода.
При расстановке игроков
Игроков своей команды следует расставлять в зависимости от расстановки соперника, ведь ее можно увидеть с легкостью. Если у соперника расставлено по два игрока на каждом фланге, то стоит атаковать с обоих флангов. Если же игроки сосредоточены в центре, то и атаку сосредоточить на центр.
Не стоит набирать большое количество игроков
Достаточное количество запасных игроков около семи. Перетасовывать основной состав команды также не рекомендовано. Ведь существует большая вероятность того, что находясь на постоянном месте, игроки начинают более эффективно взаимодействовать между собой.
Всем игрокам, которые находятся в составе вашей команды, необходимо выплачивать зарплату, не зависимо от того принимают они участие в матчах или нет. Поэтому при большом количестве игроков существенно понижается бюджет футбольного клуба.
Для команды достаточно одного голкипера
При успешной игре вам достаточно будет иметь в команде всего одного вратаря. Даже при условии травмирования вратаря, его можно достаточно быстро вылечить при помощи аптечки. Чтобы игра не останавливалась, в воротах голкипера свободно заменяет защитник.
Не тратьте аптечки попусту
Все аптечки, которые выпадают вам в течение игрового процесса не стоит сразу же тратить на разные потребности. Лучше всего приберегать их для очень важных матчей плейофф или важных матчей в лиге.
При условии травмирования игрока, его можно заменить запасным игроком. Для этого предварительно побеспокойтесь, чтобы любого травмированного игрока вы в любой момент могли заменить.
Кратко об информации, предоставленной в базе знаний Top Eleven
Воспользовавшись предоставленными советами, вы сможете создать такую футбольную команду, которая примет участие во всех возможных матчах и сумеет вырвать у соперников ветку первенства.
Видеоресурсы по прохождению Top Eleven
Как играть в Top Eleven на Android
Как использовать бесплатные жетоны
Top Eleven тактика
Игра существует уже больше пяти лет и за это время у нее собралось много поклонников. Многие настолько увлечены ей, что тратят колоссальное количество времени, сил и средств на ее освоение.
В этом гайде мы постараемся свести к минимуму затраты ваших ресурсов и начнем с тактики. И так, как победить против любой тактики Top Eleven ? Вопрос не из простых, но игра тем и хороша, что построение состава и схема игры решают многое. Не единым донатом можно вытягивать матчи! Идеальную тактику в Top Eleven , чтобы она универсально подходила под любого противника, найти сложно, а вот подстроиться под соперника – это задача из разряда решаемых. Не зря ведь многие тренеры говорят: Мы играем так, как позволяет играть соперник.
Схемы и тактики для Top Eleven
Самая классическая схема 4-4-2.
Плюс данной расстановки в том, что каждая из линий оптимально насыщена и при необходимости, можно атаковать и защищаться как флангами, так и центром. И если команда слаженная, с одинаково классными игроками, то можно смело брать ее за основу.
Минус в том, что нет ярко выраженных сильных позиций, поэтому тут все будет зависеть от вашей силы и силы соперника. Не подходит против сложных схем и если в вашей команде есть белые вороны, с меньшим качеством, так как соперник будет использовать их при постройке своей тактики на игру против вас.
Top Eleven тактика против 442 :
Основа в том, чтобы использовать схему, акцентированную на атаки по флангам (правый либо левый) или по центру.
Если вам попался соперник с такой схемой, то в первую очередь ищите брешь среди его игроков и используйте эту слабость. В случае, когда соперник сильнее вас по качеству футболистов, стоить занять оборонительную позицию и использовать схему в стиле 4-1-4-1, хотя бы с одним опорным полузащитником и акцентом на оборону, с использованием контратак.
Популярная в игре схема 4-3-3
Очень мейнстримная расстановка Top Eleven , особенно на первых уровнях. Между прочим, схема Барселоны 2000-х годов. Отсюда следует вывод, что она подойдет очень хорошей команде, либо против слабого соперника. Расстановка полностью нацелена на атаку и контроль мяча. Ей присуще короткие передачи, высокий прессинг и крайние защитники, нацеленные на атаку, дабы полностью подавить атакующие начала противника.
Top Eleven тактика против 4 3 3:
Если вам попался сильный противник, то следует забыть об атаке напрочь. Весь акцент делать на оборону, но при этом использовать слабые места, а именно игра на контратаках, по флангам и длинными передачами. Ну а если противник равный или слабее, то можно сильно не заморачиваться на обороне, но так же использовать фланги (слабое место этой схемы).
«Лучшая схема» Top Eleven – 4-5-1
Многие считают именно эту расстановку лучшей в игре. И правда, она очень вариативная, не такая скованная как 4-4-2, но при этом настолько же надежная. Основным ее преимуществом считается большой простор в расстановке полузащитников. Можно экспериментировать с флангами, акцентом на защиту или атаку, а вашему противнику будет сложно подобрать ключик и распознать ваши истинные задумки.
Top Eleven тактика против 4 5 1:
Итальянская схема 3-5-2 или 3-2-4-1 «Катеначчо»
Одна из разновидностей катеначчо. Сильные стороны сильные атакующие фланги и мощная центральная защита. При этом фланги являются слабым местом в защите данной расстановки. Обычно, игра с таким соперником очень открыта, с большим количеством голов с обеих сторон.
Руководство по игре Top Eleven
Руководство по игре Top Eleven
Это попытка собрать воедино максимально полное руководство, которое поможет новым игрокам лучше понять эту захватывающую игру. Я надеюсь, что Вы найдете тут ответы на многие общие вопросы о тактиках, игроках, улучшениях и так далее.
Движок игры постоянно обновляется, я постараюсь, чтобы идти в ногу с изменениями, но если Вы заметили какие-то неточности или у Вас есть дополнения, пожалуйста, дайте мне знать.
Содержание.
Тренировки и развитие
Тренировка ваших игроков один из ключевых факторов в этой игре. Скорость развития игрока зависит от 6 факторов:
— Средний уровень навыка
Неразвитые игроки будут набирать очки (конусы) быстрее, чем игроки, которые уже достаточно хороши. Например, 2 звездный игрок будет тренироваться примерно вдвое быстрее, чем такой же на 4 звезды (если остальные 5 факторов являются одинаковыми для обоих).
— Интенсивность и Тип тренировок
Только нехватка или переизбыток времени могут быть причиной для выбора каких-либо установок, кроме нормальной интенсивности тренировок. Высокая интенсивность тренировок дает преимущество, которое нивелируется потерями в форме и повышенной вероятностью травм.
Помните, всегда тренируйтесь после того, как сыграете все матчи за день. Прикиньте, сколько формы восстановят ваши игроки перед первым матчем на следующий день и выберите соответствующую тренировку. Игроки восстанавливают 5% каждые 3 часа, т.е. если сейчас 10:00, а следующий матч в 9:00 на следующее утро, игроки восстановят 35% формы. Это значит, что я могу проводить тренировки, пока форма игроков не опустится до 64%, тогда они восстановятся до 99% ко времени необходимому для проведения матча.
Заметка: Будьте внимательны и не перегружайте игроков тренировками, это выльется в слабую отдачу на поле, если они начнут матч уставшими.
— Возраст
Я уже описал большую часть этого вопроса выше. Игроки в возрасте от 18 до 21 года тренируются очень быстро. От 22 до 25 – быстро. С 26 до 29 – все еще улучшаются (хотя и медленно), а игроки старше почти не развиваются по сравнению с молодыми.
Для примера, вот результат после 1 тренировки с нормальной интенсивностью (которая дает прирост в 10%):
Как вы видите, возрастной множитель х8, х4, х2 и х1 от самого молодого к самому старому. Это означает, что при прочих равных условиях молодой игрок будет получать в 8 раз больше очков развития, чем старый.
Заметка: Пожалуйста, учитывайте, что остальные факторы тоже затрагивают этот момент, и вполне возможно, что старый игрок с высоким навыком обучения, сыграв матч, может обучаться быстрее, чем молодой игрок с более низким навыком обучения, который не выходил на поле.
— Уровень тренировочных строений
Ваши тренировочные строения обязательно должны быть улучшены до максимально возможного уровня. Мало того, что вы будете получать зеленые аптечки чаще (для восстановления формы), но вдобавок они ускоряют развитие игроков.
— Фактор тренировок
Тоже уже обсуждался выше, в посте Игроки (сравнительная ценность).
— Регулярность игры
Для максимального развития игрок должен играть каждый день. Мало того, что вы получаете ценные умения после матча, но те, кто играл, извлекут дополнительную пользу из тренировки в этот день. Игроки на лавке запасных тоже получат небольшое улучшение, но намного меньшее, чем основные 11. И последнее, не игравший футболист получит очень мало очков развития. Однако предупреждаю, что время от времени игроки должны отдыхать. Если вы постоянно будете использовать одних и тех же игроков, то их форма понизится (мы обсудим это ниже).
На какие навыки я должен обратить внимание касательно вратарей?
Оборонительные навыка самые главные для вратарей. Но не забывайте улучшать их психофизические характеристики. Нападение не играет большой роли.
Таблица развития умений
1 звезда = 5 уровням 1 star = 5 skill levels.
1 уровень = 3 степени 1 skill level = 3 skill grades.
1 степень = 5 конусов 1 skill grade = 5 skill points.
Отсюда видно, что для получения одной звезды нужно 75 конусов.
Указания: Как они работают
Чтобы понять, как работают тактические указания в Top Eleven, вы должны рассматривать их как часть механизма, включающего и расстановки. Нельзя рассматривать их по отдельности, так как они являются частями одного целого. Поймите, что вы должны делать это так, как будто это настоящие игроки в реальном матче. В конце концов, вы же не видите как Пеп Гвардиола (Pep Guardiola) управляет Барселоной, используя 3 нападающих и 3 атакующих полузащитников, давая им установку играть от обороны, прессингуя по всему полю и указав персональную опеку, не правда ли?
Стиль игры (Mentality)
Этот раздел отвечает за то, насколько часто ваши игроки будут идти вперед и атаковать. Оборонительный стиль означает, что они будут играть осторожно, а при атакующем стиле все ваши защитники будут подключаться к атаке. Это также влияет на то, как часто ваши игроки будут бить, навешивать и пасовать, что может привести к голам (это хорошо), уменьшению владения мячом (это плохо) и даже контратакам (это уже ужасно).
Прессинг
Этот раздел отвечает за то, как далеко в поле ваши игроки будут «гонятся» за мячом.
«Своя половина» означает, что при владении мячом соперником на вашей половине поля, доступные игроки вашей команды, с соответствующими указаниями опеки (маркировки) будут пытаться отобрать мяч у атакующего игрока.
«Все поле» означает, что все ваши игроки будут пытаться отобрать мяч у любого игрока соперника в рамках указаний опеки (маркировки), независимо от того, где они находятся. Это больше изматывает ваших игроков, но поскольку вы получаете контроль мяча на чужой половине, то также улучшает ваши шансы на взятие ворот. Конечно. Это также означает, что все ваши игроки выдвинуты дальше в поле, делая вас уязвимым для контратак.
Отбор
Определяет интенсивность, с которой ваши игроки будут вступать в единоборства с соперником.
Слабо: Используйте это указание, если у оппонента есть скилованный специалист по свободным ударам или если вы не хотите рисковать получить карточки, особенно при низкой форме ваших игроков.
Нормально: Чаще всего используемое указание, достойный уровень отбора без необходимости иметь дело со слишком большим количеством штрафных и карточек.
Жестко: Используйте при игре против более сильных команд, особенно без специалистов по свободным ударам. Выбор жесткого отбора, при защитниках со специальностью «Оборонительная стена» и хорошем голкипере будет хорошей стратегией. Но предупреждаю, что игроки с низкой формой будут получать много карточек при таком стиле отбора.
4.6 Маркировка (опека)
Персональная: Это тип опеки (маркировки), когда каждый игрок команды «привязан» к определенному игроку соперника. Они будут преследовать игрока, куда бы он ни двигался при игре в защите, а оставлять без опеки только во время атак. Защитники блокируют нападающих, оборонительные защитники и выдвинутые крайние защитники блокируют атакующих полузащитников, полузащитники прикрывают полузащитников, и, наконец, нападающие опекают, в случае использования, атакующих защитников.
Из этих соображений, персональная опека (маркировка) может использоваться только в случае, если у вас достаточно защитников для прикрытия нападающих, достаточно оборонительных полузащитников для остановки атакующих полузащитников и т.д.
Преимущество персональной опеки (маркировки) над зональной проявляется при перехватах длинных пасов, в отборе мяча и блокировании попыток дальних ударов. Недостатком является то, что если опекаемый игрок обводит или прокидывает мяч мимо опекающего, он получает свободную зону, если только защитник не намного быстрее и сможет его догнать.
Заметка: Если нападающие соперника лучше ваших защитников никогда не используйте персональную опеку (маркировку), и наоборот, если ваши защитники лучше, вам стоит попробовать её.
Один из лучших способов снизить владение мячом соперника – это использование персональной опеки (маркировки), что заставит его игроков пытаться обводить, прокидывать, бить, навешивать или пасовать раньше, вместо того, чтобы держать мяч в зоне.
Зональная опека (маркировка): Намного более современный подход к опеке (маркировке). Игрокам доверяется определенная часть поля (зона) и они опекают любого соперника в этой зоне. Это также означает, что больше одного игрока может опекать атакующего, вошедшего в их зоны. В Top Eleven зона определяется как 1 «квадрат» от игрока во все стороны.
Зональная опека (маркировка) похожа на «сапера», на картинке ниже вы можете увидеть схему 4-4-2 (слева) и сколько игроков прикрывает определенную зону (справа).
Зональная опека (маркировка) позволяет использовать огромное количество построений, поскольку у вас нет ограничений для защиты против выставленной соперником атаки. Недостаток такого вида опеки в остающемся свободным пространстве, которое могут использовать для дальних ударов, и которое дает вашему противнику дополнительное время контроля мяча, что будет не лучшей идеей, если вы проигрываете.
Контратаки и офсайд ловушка
Контратаки: С этой тактикой вы позволяете вашему сопернику зайти на вашу половину поля, для того, чтобы попытаться отобрать мяч и длинным пасом или быстрым проходом застать защитников «не на месте». В случае успеха, защитники слишком далеко для перехвата контратаки, в случае провала – вы позволяете противнику пройти на вашу половину без сопротивления.
Так как вы позволяете противнику свободно перемещаться, пока он не находится в атаке, использование контратак приводит к очевидному и добровольному уменьшению владением мячом.
Контратаки работают только в связке с прессингом на своей половине. Настоятельно рекомендуется оборонительный стиль игры, если вы не хотите оставлять противника на своей половине, пока все ваши игроки на половине поля соперника.
Офсайд ловушка: Эта установка подразумевает, что ваши защитники будут стараться остаться перед нападающими соперника, чтобы они не могли получать никаких пасов. При успехе, соперник не может подойти достаточно близко к воротам, при провале – нападающие могут убежать от защитников. Поэтому для офсайд ловушки требуются очень быстрые защитники.
Офсайд ловушка работает только с прессингом по всему полю, так как ваши защитники стараются оставаться так далеко в поле, как только могут. Что в свою очередь приводит нас к мысли, что офсайд ловушка лучше подходит для атакующего стиля игры.
Основные тактики
Руководство по игре Top Eleven
Это попытка собрать воедино максимально полное руководство, которое поможет новым игрокам лучше понять эту захватывающую игру. Я надеюсь, что Вы найдете тут ответы на многие общие вопросы о тактиках, игроках, улучшениях и так далее.
Движок игры постоянно обновляется, я постараюсь, чтобы идти в ногу с изменениями, но если Вы заметили какие-то неточности или у Вас есть дополнения, пожалуйста, дайте мне знать.
Содержание.
Продюсер игры Top Eleven — о тонкостях формирования эффективной команды
На GDC 2016 продюсер компании Nordeus Александр Алексик рассказал о формировании и развитии команды, ответственной за разработку популярного мобильного футбольного менеджера Top Eleven.
Он дал множество советов, полезных на разных этапах жизни команды. Александр считает, что для того, чтобы повысить эффективность работы в студии, её руководитель должен беспрестанно трудиться и работать над развитием внутри команды.
DTF публикует перевод лекции.
Здравствуйте. Меня зовут Александр. Я — продюсер и работаю в Nordeus, компании, расположенной в Белграде. Мы разработали одну из самых успешных мобильных игр в истории — футбольный менеджер Top Eleven.
Nordeus была основана шесть лет назад тройкой инженеров, и с тех пор она сохраняет независимость. Мы существуем, чтобы с помощью наших игр изменить жизнь игроков к лучшему. Чтобы изменить к лучшему жизнь каждого сотрудника компании. Мы помогаем им расти и развиваться, добиваться лучших результатов. И, конечно, мы существуем, чтобы изменить мир вокруг себя. Nordeus — социально-ответственная компания.
Между прочим, к концу года мы собираемся запустить ранний доступ нашей новой игры. Уверяю вас, она будет просто потрясающей.
Но я стою здесь не для того, чтобы рассказывать об играх. Я собираюсь дать несколько ценных уроков, которые, надеюсь, помогут вам создать эффективную, способную достигать реальных результатов, команду внутри компании.
Это история одного особенного и невероятно эффективного коллектива от его зарождения до сегодняшнего дня.
А вот и моя команда. Мы называем себя Отряд.
Наверное, вы и так знаете, что Top Eleven — это футбольный менеджер для мобильных платформ. На сегодняшний день в нём зарегистрировалось более 140 миллионов человек. И мы занимаем высокие места в топах стран, где очень любят футбол: Германии, Великобритании, Франции, Италии и странах Южной Америки.
Два года назад, на самом пике, ежедневно в игру заходило по 5 миллионов пользователей. Во многих странах и во многих рейтингах мы занимали первые места по прибыльности. Всё шло идеально, и все были счастливы. И главное, всё было так легко и просто. Но после затишья наступила настоящая буря. Мы прошли пик, и число игроков, а вместе с ним и прибыль, пошли вниз. Компанию охватило беспокойство: такого с нами ещё не случалось. Но мы знали, что за облаками всё ещё скрывается яркое солнце, оставалось только найти способ их разогнать. И мы пообещали себе, что одолеем нового противника.
Стало понятно, что пришло время полностью изменить дизайн Top Eleven. Переделать его от начала и до конца.
Изначально мы разрабатывали игру для Facebook по всем стандартам, но они во всех смыслах устарели. Top Eleven переехала на мобильные платформы, и она должна была выглядеть соответствующе. Игре и её интерфейсу на тот момент было уже шесть лет.
Мы также хотели уменьшить число команд, занимающихся одной игрой. Чтобы упростить разработку, повысить общую продуктивность и помочь сотрудникам сосредоточиться на действительно значимых вещах. А с уменьшением числа команд должно было уменьшиться количество разнообразных технологий, используемых в разработке.
Так появилась особая группа, которая должна была полностью переписать игру и все её элементы на Unity. Потому что Unity открывает путь к полноценной мультиплатформенности. Мы собрали лучших из лучших и дали им задание. Им не нужно было придумывать ничего нового или добавлять новые функции, просто переписать уже существующие от начала до конца.
Но первое время эти разработчики не владели полными правами на разработку Top Eleven. И когда в 2015 году мы выпустили новую Unity-версию игры, стало очевидно, что нам нужна полноценная, полная страсти и любви к своему творению команда, которая поможет Top Eleven расти и развиваться.
Первое время существования команды напоминает первые недели брака. Медовый месяц: всё идеально и все счастливы. Всё кажется таким новым, свежим и потрясающим. Цветы, танцы, вкусная еда, вино, настоящая любовь и множество интересных идей. Мы с Бранко, нашим исполнительным директором, мечтали создать коллектив, который возьмёт на себя полную ответственность за разработку Top Eleven. Идеальную команду, созданную по учебникам, такую, с которой вся индустрия сможет брать пример.
Чтобы решить, кого из сотрудников взять в команду, мы определили три ключевых параметра отбора.
Первый параметр — Страсть. Страсть к Top Eleven, к футболу и к технологиям, на которых построена игра. Второй параметр — Желание. Никого не будут тащить силком. Каждый член новой команды должен хотеть работать над Top Eleven. И третий важный параметр – История. Мы хотели собрать вместе людей, которые уже в прошлом работали вместе и показали, что хорошо друг другу подходят. Такое не всегда возможно, но попытаться стоило.
Опираясь на эти принципы, мы отобрали из компании 12 человек, ещё несколько сотрудников присоединились в течение последующих 4 месяцев. Команда получилась невероятно многофункциональной: в ней оказались разработчики, дизайнеры интерфейса, QA-инженеры, менеджеры по продукту и так далее. Мы с Бранко рассказали им о наших планах, поделились собственным виденьем будущего и их места в этом будущем.
Существует множество методов и техник, позволяющих сразу сплотить молодых энтузиастов. Я опишу вам те две техники, которые использовали лично мы: Рынок Навыков и Матрица Умений.
Рынок навыков — моё любимое упражнение, я всегда использую его, когда собираю новую команду. Оно работает просто идеально на ранних стадиях, потому что сразу же создаёт определённую связь даже между почти незнакомыми людьми. Ваша цель состоит в том, чтобы создать в помещении атмосферу настоящего рынка, на котором каждый участник продаёт и покупает свои и чужие навыки.
Каждый берёт по большому листу бумаги и заполняет его по определённым правилам.
Этот лист, мы зовём его «Прилавком», содержит определённую информацию о человеке: базовые данные, его род занятий, его мотивацию, основные навыки (имеющие отношение к предстоящему делу), иные способности (которые могут не понадобиться в ближайшее время, но, возможно, пригодятся кому-то другому) и те умения, которые он хочет освоить в ближайшее время.
Как только все подготовили свои постеры, они расклеиваются на стенах по комнате. После чего каждый по очереди представляет другим свой Прилавок. И чем веселее и интереснее получится презентация, тем лучше. Пусть члены команды разговаривают друг с другом, спорят, что-то обсуждают, прямо как на настоящем рынке.
После того, как все представили другим свои навыки, каждому выдаётся три набора клейких бумажек. Когда один человек заканчивает свою презентацию, другие прикрепляют к его постеру эти бумажки. На первых бумажках отмечены те навыки этого человека, о которых он забыл упомянуть, но о которых точно знают другие. На втором наборе отмечаются способности, которые мы хотим «купить» у определённого продавца. А на третьем наборе каждый перечисляет навыки, которые он бы хотел «продать» этому человеку.
Благодаря «Рынку навыков» члены команды лучше узнают друг друга. Они узнают, ради чего работают их коллеги, узнают, к кому нужно будет в будущем обращаться за советом в определённой области, и кому может понадобиться их совет.
В конце все снимают свои постеры и бумажки со стен и забирают их собой. В результате они уходят домой с полной сумкой навыков. И всё совершенно бесплатно.
Ещё одно очень простое, но эффективное, упражнение называется «Матрица умений» и очень хорошо работает в паре с Рынком навыков. Это очень полезное упражнение — оно помогает вам понять, какими навыками обладает ваша команда в целом.
Задача в том, чтобы составить таблицу и на одну ось нанести нужные вам навыки, а на другую — участников группы.
Затем вы все вместе заполняете таблицу. Каждый человек проставляет в своей колонке определённые значки: звёзды напротив тех навыков, которыми он обладает, кружочки — если он что-то понимает в этом деле, но не на высоком уровне, или наоборот хочет освоить этот навык. X ставится в том случае, если человек совсем не хочет заниматься этим делом. Такие вещи лучше узнавать друг от друга заранее, чтобы между людьми не возникало ложных ожиданий.
Как только таблица заполнена, её надо проанализировать. В первую очередь мы ищем пробелы в определённых навыках.
Например, вы можете обнаружить, что в вашей команде никто не разбирается в UX-дизайне. И о таких вещах лучше узнавать заранее. Но что важнее всего, ваша команда тоже теперь знает, что никто в ней не обладает нужным умением. В таком случае вы, конечно, можете нанять нового сотрудника, но ваши же подчиненные могут вас выручить. Возможно, кто-то даже решит выйти из своей зоны комфорта, научиться чему-то новому, чтобы помочь своим товарищам.
Я использую эти упражнения всякий раз, когда мне приходится собирать новую команду. Но это только начало. Первые шаги.
И, к несчастью, как и в случае с браком, каждый медовый месяц рано или поздно подходит к концу. Чаще всего рано. Как только люди начинают вместе трудиться над решением конкретных проблем, сразу же обнаруживаются различия в характере и стиле работы. И так начинается настоящая буря. Многие не смогут пережить этот этап.
Вы должны наблюдать, искать определённые дурные знаки. Команда Top Eleven попала в стадию бури примерно через две-три недели после своего основания. И тогда мы начали замечать определённые проблемы.
Первую проблему я назову разницей в стиле работы. Люди очень быстро перестали понимать, что именно все от них ждут, не знали, что они должны делать и как. Над нами нависла хаотичная атмосфера, потому что мало кто знал, кто за что отвечает.
Перед тем, как начать работу над Top Eleven, сотрудники работали на разных должностях, и потому у каждого выработался свой собственный стиль и привычки. Из-за этого очень легко могут рождаться конфликты. Например, мы постоянно спорили о том, каким именно образом планировать наши будущие действия. Будем ли мы пользоваться «Скрамом» или другими методами, и так далее
Так может продолжаться бесконечно. Давайте я расскажу, как мы решили эту проблему. В первую очередь мы определили «жёсткие» правила организации процесса, чтобы выработать новые привычки, которые нам подойдут.
Мы использовали упражнение под названием «Выработка соглашений». Я понимаю, что вам может не понравиться такой подход, но благодаря нему вы сможете создать совершенно новую культуру внутри коллектива, что обязательно повысит его эффективность. А после этого уже не понадобится прибегать к подобным процессам, потому что команда привыкнет к новому стилю работы.
Итак, в этом упражнении вы вместе должны составить небольшой список из 3-5 правил, с каждым их которых были бы согласны абсолютно все. Допустим, такое правило: «Мы все обязательно будем приходить в офис к десяти утра». Звучит довольно просто и понятно, но отсутствие такого соглашения может приводить к неприятным последствиям. Или, например: «На каждой задаче должна стоять оценка времени выполнения, обновляемая ежедневно». Так каждый член команды будет знать, к какому времени будет сделана определённая вещь. И так далее.
Благодаря созданию определённых правил, вы сможете решить множество проблем на ранних этапах формирования команды. После какого-то времени эти жёсткие «Соглашения» станут привычками. Как только это произойдёт, вы сможете работать дальше.
Например, позже вам захочется приучиться к «Скраму». И мне кажется, что начинать всегда стоит строго по учебнику, действуя по всем правилам, несмотря ни на что. По прошествии времени, когда вы привыкнете к новому методу, вы сможете что-то в нём менять и даже вносить улучшения. И чем больше вы пользуетесь «Скрамом», тем эффективнее он становится.
Вы когда-нибудь слышали про Shu-Ha-Ri? Это законы обучения боевым искусствам. На первом этапе, Shu, человек изучает правила и техники, пока не доведёт свои навыки до автоматизма. На втором этапе, Ha, человек начинает понимать правила, находит исключения и учится нарушить их. И, в конце концов, на этапе Ra человек забывает правила, потому что они ему уже не нужны. Он постигает истинную суть своего дела.
Модель можно использовать в любом деле для освоения любого навыка. В том числе в деле выработки в команде определённых привычек при её формировании. Сначала мы делаем всё по правилам, потом изменяем правила, и становимся всё более продуктивными, доводя умения до автоматизма.
Чтобы устранить разницу в рабочих привычках каждого коллеги, нужно выработать определённые общие правила. И тогда людям станет намного проще работать вместе. Надеюсь, мои советы вам в этом помогут.
Другой серьёзной проблемой стали личные конфликты. Один человек может совершенно не вписываться в атмосферу. В нашей команде был такой человек: он не мог привыкнуть к новым правилам и новым коллегам. Кроме того, в прошлом у него тоже были конфликты, в том числе со мной, ведь никто не идеален.
Давайте вспомним второе правило формирования команды: желание работать в ней. Если у человека нет желания, то нечего его и заставлять. Но мы не последовали собственному правилу, и это было ошибкой. Нам были очень нужны способности этого человека, и в каком-то смысле мы заставили его вступить в команду. Большая-большая ошибка.
Мы пытались разрешить конфликты на общих собраниях, в личном общении, но ничего не получилось. Прошла пара месяцев, и мы вместе с этим человеком решили, что ему будет лучше покинуть команду и пойти работать в какое-нибудь другое место в компании.
И всем стало намного легче. Другие сотрудники вышли из своей зоны комфорта, чтобы заменить утерянные вместе с ушедшим человеком навыки. А он, в то же время, остался в компании и отлично справляется со своей работой, но в другом месте. Иногда лучше всего расстаться с человеком, и всем станет проще. Чем больше вы будете тянуть, тем серьёзнее станут проблемы. Будьте честны с самим собой и не вздумайте сомневаться.
Третьей проблемой стала определённая ментальность внутри команды, которую мы называем «Да, нооо…». Слышали ли вы когда-нибудь такой разговор:
— Эй, чувак, что думаешь по поводу этой моей идеи?
— Хм, да, это довольно интересно, но… Скорее всего, не получится.
Приведу пример. Мы решили добавить в Top Eleven новый режим. Каждому была дана неделя на размышления. По окончании срока все собрались и начали обсуждать возникшие мысли. И оказалось, что никому не понравились чужие идеи. Никто не хотел поддерживать других. Потому что они потратили слишком много времени на проработку собственных идей, и уже не могли от них отказаться, чтобы принять чужую.
Мы дали всем возможность высказаться, потому что хотели, чтобы люди почувствовали ответственность за продукт, ощутили себя геймдизайнерами. Хорошая задумка, но исполнение сильно подкачало. Ведь никто не идеален. Но мы усвоили урок.
Теперь мы всегда собираем идеи от каждого участника разработки и обсуждаем их во время мозгового штурма. Кроме того, мы постарались научить всех отвечать «Да, и…» и развивать идеи, а не говорить «Да, но…» и убивать их в зародыше. Вообще не разрешайте никому произносить эту фразу во время штурма, потому что она действительно может оттолкнуть кого-то от участия в обсуждении.
Есть ещё несколько способов избавиться от «Да, но…». Научите членов команды внимательно слушать друг друга. Слова других нужно выслушивать от начала до конца и только потом судить их идею. Это очень важно.
Обязательно научитесь проводить мозговые штурмы или наймите человека, который в них разбирается. А также объясните всем и каждому, что прежде чем принимать решение, необходимо выслушать всех участников дискуссии. Только так вы сможете услышать интересное новое мнение или идею. И тогда вы примете лучшее решение. И если в результате никто не обиделся, то с вами обязательно согласятся.
Постепенно мы решали возникшие проблемы, и облака начали рассеиваться.
Сотрудники научились работать вместе, выработали в себе новые полезные привычки, освоили мозговые штурмы и стали говорить «Да, и…», вместо «Да, но…». Мы преодолели первые испытания и уверенно встали на ноги.
После этого я сосредоточился на улучшении команды. Такова была моя основная задача: сделать команду ещё эффективнее. Но потом я понял, что в одиночку не справлюсь. Изменения не должны начинаться исключительно сверху. Я хотел, чтобы изменения приходили отовсюду: сверху, снизу, со всех сторон.
Разработчики уже знали о наших целях и основных принципах, теперь я должен был рассказать им о наших проблемах, и о том, как их решить. И я нашёл отличный инструмент для этого. Есть прекрасная короткая книга, описывающая одноимённую модель, называется «5 дисфункций команды» (Five dysfunctions of a team). Она читается очень легко, но при этом невероятно полезна.
Согласно этой модели, существует пять конкретных препятствий, не дающих команде достигнуть её истинного потенциала. Первая дисфункция — это недостаток доверия. Доверие лежит в основе каждого сплоченного коллектива. И я имею в виду не тот тип доверия, когда я знаю, что вы выполните поставленную задачу, а тот, при котором люди чувствуют себя спокойно рядом друг с другом. Когда они могут сказать всё, что думают, без страха, что их слова используют против них. Люди должны спокойно критиковать своих товарищей, без страха просить совета или помощи, а также признавать ошибки.
Вторая дисфункция — боязнь конфликтов. Конфликт хорош только тогда, когда он продуктивен. Люди избегают конфликтов по разным причинам: потому что считают их потерей времени или потому что не до конца доверяют человеку, с которым вступают в конфликт. В первую очередь, нужно отделить продуктивный конфликт от ссоры. Люди, вступившие в продуктивный конфликт, спорят исключительно об идеях, ни в коем случае не переходя на личности. Все участники должны понимать, что спор случился для того, чтобы в самое короткое время прийти к наилучшему решению.
Третья дисфункция — недостаток самоотдачи. Если человеку кажется, что его не слушают, или что никому не интересно его мнение, он не будет работать в полную силу. Но мы хотим от членов команды полной самоотдачи, и это возможно только тогда, когда каждый участвует в принятии решений.
Если человеку не хватает самоотдачи, и он по какой-то причине не делает то, что должен был делать, рождается четвёртая дисфункция: боязнь ответственности. Вам будут говорить что-то вроде: «Не я принимал это решение, так что это не моя вина» или «Это была его идея, так что я тут ни при чём». Но если вы работаете вместе, если все вместе принимаете решение, коллеги не будут сваливать вину друг на друга. Команда, члены которой доверяют своим товарищам и несут ответственность за свои действия, может творить чудеса.
И самая большая проблема — отсутствие интереса к результату. Если человек не доверяет своим товарищам, если ему не хватает самоотдачи, он начнёт ставить собственный успех выше успеха команды. И это очень опасно. Отсутствие интереса не может привести ни к чему хорошему. Также существуют люди, для которых важен общий успех, но они всё равно не хотят жертвовать собой ради других или стараться сверх меры.