трехрукая икона божьей матери
Чудеса «Троеручицы»
Главная жемчужина старинного собора
Икона Божией Матери «Троеручица» В день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», 11 июля, мы посетили Успенскую Феклину женскую пустынь, что находится в селе Сенино, в 20 километрах от Оптиной.
Год назад мы уже были здесь и видели, как сестры обители прилагают все усилия, чтобы восстановить старинный Успенский собор, возведенный в XIX веке на месте еще более древней деревянной церкви 1686 года.
Огромный трехпридельный каменный собор с бутовым фундаментом и 60-метровой колокольней строили на яичном растворе ‒ на века, для внуков и правнуков, но в 1928 году он был закрыт, затем обезображен и частично разрушен.
Ныне Господь обильно изливает Свою благодать на молодую женскую обитель, по молитвам ее духовника архимандрита Антония (Гаврилова) и сестер: в этом году праздничная служба проходила уже в практически восстановленном соборе.
Здесь имеется более 200 частиц мощей святых угодников Божиих, а главной жемчужиной храма является старинная икона «Троеручица», которая дивным образом обновилась.
О чудотворной иконе рассказывает игумения Успенской Феклиной пустыни матушка Виталия (Кочетова).
Как мы привезли в монастырь наше сокровище
Духовник обители архимандрит Антоний с первыми сестрами Десять лет назад, в 2009 году, мы восстанавливали в Успенском соборе придел святителя Николая и ездили с просьбами о пожертвовании. Оптинские отцы подарили нам старинный иконостас, который в начале возрождения Оптиной пустыни стоял в Введенском храме, также в Никольском приделе.
Как-то нам случилось заехать на Болгарское подворье в честь Успения Пресвятой Богородицы в Москве, и настоятель подворья благословил нашей обители церковную утварь: подсвечники, престол, жертвенник. Затем завел в ризницу, и в углу я увидела совершенно темную икону в обшарпанном черном киоте. Настоятель, проследив за моим взглядом, сказал осторожно:
– Это старинная икона. Если хотите – мы ее вам подарим. Это точно икона, а не просто черная доска, только от времени она сильно потемнела. Я чувствую, что она – непростая.
Так выглядел Успенский храм до своего восстановления
И мне стало очень жалко потемневший с годами образ, стоящий где-то в углу и никому не нужный. Я ответила:
– Конечно, мы возьмем эту икону!
– Вы ее очистите, отреставрируете, а потом расскажете нам, кто на ней изображен…
– Да, конечно, благодарим вас!
Так мы привезли в монастырь наше сокровище.
Мы обрадовались до слез
Икону положили в другом приделе на столе. Прошло какое-то время, мы закончили реставрацию Никольского придела и решили занести туда свое приобретение. Взяли икону – и были поражены: на темной доске явственно проступил силуэт Пресвятой Богородицы с Младенцем. Мы обрадовались до слез.
Мы были поражены: на темной доске явственно проступил силуэт Пресвятой Богородицы с Младенцем
Когда икону повесили в приделе святителя Николая, она стала чудесным образом проявляться, причем не просто светлела, а появлялись все новые и новые мазки, словно ее писали невидимой рукой. Это были совершенно четкие и яркие мазки.
Мы зажгли перед образом неугасимую лампаду, стали читать акафист. Как-то одна из сестер, уставшая после дневных трудов, во время чтения акафиста задремала, свечка у нее упала и подпалила киот иконы. И мы поняли, что Матерь Божия ждет, когда мы оденем Ее в новый киот. Заказали новый резной киот.
Икона проявлялась постепенно
С игуменией монастыря матушкой Виталией
Икона проявлялась постепенно. Сначала появилась Пресвятая Богородица – лик, одежда, затем Младенец, и мы долго гадали, какой же это образ из многочисленных икон Божией Матери. Приходим как-то утром, а на иконе – третья рука. Мы ахнули: Троеручица! Сестры боялись поверить в такое чудо…
Одна из монахинь даже подозревала другую – сестру-иконописца: не она ли тайно ходит по ночам и пишет икону?! Но сестра-иконописец уехала из обители, а образ продолжал проявляться. И потом, словно для того, чтобы недоверчивая монахиня больше не сомневалась в чуде, случилось следующее. Как-то она читала у иконы акафист – и прямо на ее глазах появились новые, красивые мазки на одеянии Пресвятой Богородицы.
Успенская Феклина Пустынь
«Под особым Покровом»
Когда икона проявилась, я поехала к печорскому старцу архимандриту Адриану (Кирсанову). Я и раньше, по благословению духовника, бывала у этого замечательного старца. В подарок привезла с собой фотографию нашей «Троеручицы» в рамочке.
Отец Адриан взял подарок в руки, прижал к груди и сказал:
– Если бы вы только знали, какая необыкновенная икона пришла к вам! Вы даже не понимаете, что это за икона, а ведь она – чудотворная! Матерь Божия явила особое благоволение к этому месту – ваш монастырь под Ее особым Покровом.
И старец повесил нашу фотографию в рамке над своей кроватью.
Икона продолжает меняться
Праздник иконы «Троеручица» 11 июля 2018 г. Духовник обители архимандрит Антоний (Гаврилов)
Иногда Матерь Божия на иконе улыбается, иногда глаза Ее наполняются слезами
Десять лет «Троеручица» у нас – и она продолжает меняться. Лик Божией Матери меняет выражение, изменяется орнамент на Ее одеянии (мы заметили это, когда сфотографировали образ). Иногда Она улыбается, иногда глаза Ее наполняются слезами.
В день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, а это еще и день ангела духовника обители архимандрита Антония (Гаврилова), во время полиелея икона замироточила.
Игумения монастыря матушка Виталия с духовником обители оптинским архимандритом Антонием (Гавриловым)
Помощь Пресвятой Богородицы
Вот уже десять лет к чудесному образу за помощью обращаются сестры и множество паломников. Те, кто молятся перед иконой, часто потом снова приезжают к нам и благодарят Пресвятую Богородицу за помощь.
У чудотворной иконы Меня саму Матерь Божия исцелила: у меня порок сердца, и уже была назначена операция, но она не потребовалась. Врачи сказали: «Если бы не старые результаты УЗИ, мы никогда бы не поверили, что у вас был порок сердца».
Случалось, что паломники приезжали к нам помолиться перед чудесным образом об успешном исходе операции – в итоге дело обходилось вообще без всякой операции, а больного благополучно выписывали.
«Троеручица» помогает в различных жизненных проблемах. Одна девушка долго не могла найти работу и молилась перед иконой, просила Матерь Божию уже даже не о работе, а о том, чтобы справиться с трудностями без ропота.
После горячей молитвы паломницы не прошло и десяти минут, как девушке позвонили и предложили работу, причем высокооплачиваемую. На следующий день пришло еще одно предложение о работе. Девушка была несказанно рада и поражена тем, как быстро ответила Пресвятая Богородица на ее молитву.
Когда люди просят отслужить перед нашей иконой акафист с прошением, то обычно пишут записочки с просьбами, и сестры читают их прошения Божией Матери.
Сестры монастыря с духовником обители архимандритом Антонием (Гавриловым)
Дух почивает там, где хочет
Иногда мы думаем: почему Пресвятой Богородице было угодно явить Свою милость в нашем, тогда еще полуразрушенном Успенском храме, в сельском монастыре?
Наша обитель небогата, и мы не выбираем дорогих икон, не имеем денег на новый иконостас, с радостью принимаем старую церковную утварь, но ведь Дух почивает там, где хочет, – и чаще всего там, где простота. Господь призирает на нищих, убогих, отверженных, непринятых миром – таких, как наша старая икона, которая лежала где-то в углу – темная и забытая.
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1: 27–28).
Приезжайте к нам в гости!
Мы хотим пригласить читателей портала «Православие.ру» к нам в монастырь 25 июля – на праздник чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Встретим всех гостей с радостью!
Троеручица: странная икона
Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА.
Усеченная десница
В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное поясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая же рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в двух преданиях.
Афонская игуменья
Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии. Точных исторических сведений об этом не имеется, но это предположение отчасти согласуется с преданием. Правда, варианты этого предания снова различаются: по одной из версий, икона оказалась привязанной к спине осла, однажды пришедшего к воротам монастыря Хиландар из Сербии, где власть захватили мусульмане. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря. Следы почитания Троеручицы в средневековых памятниках на территории Сербии и соседней Македонии немногочисленны. Среди них отметим уникальное изображение Богоматери в росписи Белой церкви села Каран (1340-1342). Здесь Мария представлена в рост, в длинной голубой тунике. Правой рукой она держит Христа, а двумя левыми (именно так!) обращается к Нему. Поздний список с хиландарской иконы стал главной реликвией болгарского Троянского монастыря, причем особенностью этого образа является наличие не одного, а трех серебряных привесов в форме руки, закрывающих изображения рук Богоматери на иконе.
Святыня с табличкой
Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».
Зачем Богородице третья рука? Икона Богоматери «Троеручица»
Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.
Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.
Икона Троеручица
В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.
Троеручица, деревенская икона XIX века
Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».
Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.
Троеручица, монастырь Хиландар, Афон
Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение
Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.
Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.
Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона
Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.
Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.
Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.
Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.
Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.
За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.
Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.
Троеручица, современная икона
Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.
Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев
Вы прочитали статью Зачем Богородице третья рука? | Икона «Троеручица». Читайте также:
История и значение иконы Богоматери Троеручица, в чем помогает и куда вешать образ
Православная церковь называет чудотворными иконами такие иконописные изображения, которые являются источником проявления чудесных событий. Чаще всего к таким событиям относят исцеления от болезней, моменты божественных просветлений. Икону «Троеручица», на которой изображена Божья матерь, называют чудотворной из-за исцеления преподобного Иоанна Дамаскина. В России этот список появился в XVII веке, при патриархе Никоне.
Описание и история происхождения
На «Троеручице» изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. История появления третьей руки описана церковными источниками. Согласно легенде, каноническое изображение Девы Марии стояло в келье Иоанна Дамаскина, который был противником иконоборчества. После оглашения одного из протестных трактатов Иоанна подвергли наказанию: отсекли кисть. За время сна перед ликом Богоматери кисть Иоанна вновь приросла к руке. С тех пор иконическое изображение трехрукой Богородицы стало напоминанием о происшедшем чуде.
Значение в православии
Пресвятую Богоматерь изображают на русских списках с тремя руками. Двумя руками Мария держит младенца, а третья рука серебристого оттенка расположена внизу, над самым окладом. Изображение символизирует постоянную поддержку Девы Марии, ее уникальную небесную силу и мощь.
В чем помогает
Прямым назначением иконы считают исцеление от недвижимости конечностей. Божью Матерь также традиционно просят о защите от врагов, о здравии родных и близких людей.
Как правильно молиться перед образом Божией Матери
Молитвы Богородице читают ранним утром или вечером. Молитву об исцелении больного приятно читать, стоя за изголовьем кровати того, кто болен. Акафисты поют, стоя.
Правила размещения в доме
Иконописные изображения вешают на восточной стене дома. «Троеручицу» разрешено размещать на одной полке с ликом Христа Спасителя.
Тексты молитв
Среди обращений к иконе особенно востребованы просьбы о здравии, об исцелении от болезни. Кроме того, написан полный акафист, посвященный троерукой Богородице.
Первая
Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.
Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.
Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.
Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.
О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Вторая
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.
На исцеление
О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Акафист
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Богообрадованной Приснодеве Богородице, посетившей Гору Афонскую явлением чудотворныя иконы Своея и многия милости Ею дарующей роду христианскому, похвальное возглашаем ныне пение; Ты же, о Богомати, яко имущая державу непобедимую и матернее о нас попечение, предвари на помощь к нам и от всяких бед избави зовущих Ти: Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Икос 1
Ангел земный и человек Небесный преподобный Иоанн Дамаскин от любве теплыя к Тебе, Богомати Владычице, икону Твою святую соорудити потщася и сию в келлии своей благоговейно поставив, пред нею сице Тебе в молитвах усердных глаголаше:
Радуйся, радость вечную — Спасителя миру рождшая.
Радуйся, всегубительнаго ада силу Рождеством Твоим поправшая.
Радуйся, пророческих глаголов исполнение принесшая.
Радуйся, Адама и Евы преступление загладившая.
Радуйся, Единаго от Троицы на руку Твоею нетрудно носившая.
Радуйся, Огнь Божества неопально во чреве Твоем вместившая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 2
Видя преподобный Иоанн Дамаскин десницу свою, много писавшую в защиту чести и поклонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от невернаго мучителя и, приложив к усеченному ея составу, пред честною иконою Твоею, Пречистая Дево, слезно моляшеся Ти, о еже исцелитися ей. Ты же, Всеблагая и Всемощная рода нашего Заступнице, молитву его скоро услышала еси и, во сне представ ему, исцеление усеченной руце его даровала еси, да благодарственно поет Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий не может постигнути силу исцелений благодатных, иконою Твоею, о Богомати, чудесно являемых, не может изъяснити и чудо велие, како отсеченная десница преподобнаго во едину нощь цела и здрава обретеся, на нейже токмо червленный знак бывшия язвы оставлен бысть Врачебницею Благою, слышащею от нас сия похвалы:
Радуйся, скоро являющаяся Утешительнице скорбящих душ.
Радуйся, радостотворная Посетительнице болезнующих сердец.
Радуйся, безнадежных страдальцев надеждою исцеления ободряющая.
Радуйся, врачами оставленных болезнующих на Свои руце приемлющая.
Радуйся, усеченную десницу Божия избранника целу и здраву вышеестественно соделавшая.
Радуйся, яко ничтоже невозможно Тебе, Милосердая Предстательнице, нам всегда заступление показующая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 3
Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченныя десницы своея познав богоглаголивый Иоанн, песньми красными воспе Тя, Владычице Всеблагая, и подобие усеченныя руки своея приложи к целебному Твоему образу ради памяти всегдашния о великом чудеси. Тем ныне видима есть и именуется сия святая икона Твоя «Троеручица», тремя руками, на ней написанными, проявляющая таинство Святыя Троицы, чудесы же, от нея бывающими, всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец Святыя Церкве и Божественный славитель ея, сладкий преподобный Иоанн, хвалебными пении до конца жизни своея прославляше Твою к нему дивную милость, Богородительнице, в память же бывшаго чудесе плат, имже усеченная рука его обвернута бе, на главе своей ношаше, икону же Твою многоцелебную, яко наследие богатое, Святей Лавре преподобнаго Саввы Освященнаго по себе остави, да вси вернии зовут к изображенней на ней Целительнице душ и телес сице:
Радуйся, от врагов святыя Православныя веры крепкая Поборнице.
Радуйся, проповедников Евангельскаго учения Покровительнице.
Радуйся, благочестивых христиан защито и похвало.
Радуйся, боголюбивых иноков утешение.
Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая Споспешнице.
Радуйся, ревнующим о целомудрии и чистоте изрядная Пособнице.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 4
Буря недоумения смущает ми ум, како возмогу недостойными усты воспети славу Твою, Пречистая Дево, юже во иконе Твоей святей явила еси, даровавши ю нам в помощь и защиту от враг видимых и невидимых. Темже, величая неисчетныя милости Твоя к роду христианскому, исповедую чудеса Твоя и смиренномудренно пою Вседержителю: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше иноцы святыя Лавры Саввы Освященнаго о великих добродетелех пришедшаго в Лавру на поклонение первосвятителя сербскаго Саввы, по внушению Твоему, Богомати, дароваша ему на благословение святую икону Твою «Троеручицу», юже он со благоговением, яко дар многоценен, в страну Сербскую принесе, поучая паству свою звати Тебе:
Радуйся, от востока и до запада силу всемогущества Христова иконою Твоею возвещающая.
Радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая.
Радуйся, Сербстей стране икону Твою в залог благоволения даровавшая.
Радуйся, чудесы Твоими Православие в ней крепко утвердившая.
Радуйся, Симеона Мироточиваго область благодатно посетившая.
Радуйся, Саввы первопрестольнаго паству матерним Покровом Твоим приосенившая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 5
Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богородительнице, по воли Твоей святей на осля поставленная и отпущенная из Сербии: осляти никимже водиму, принесеся им на Гору Афонскую ко вратом обители Хилендарския, юже яко дар небесный восприимше иноцы, поставиша в алтари соборныя церкве обители, зовуще во умилении глубоцем благих Подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше иноцы хилендарстии Твое к ним благоволение, Преблагословенная Дево, в чудеснем пришествии к ним святыя иконы Твоея «Троеручицы» явленное, с радостию и любовию ей покланяхуся, целующе и песненно возглашающе Ти благохваления сицевая:
Радуйся, Путеводительнице подвижников благочестия к Горнему Сиону.
Радуйся, пустыннолюбивых иноков приводящая к Небесному Иерусалиму.
Радуйся, безсловесное осля воли Твоей святей чудесно покорившая.
Радуйся, на осли икону Твою благодатную от Сербии на Афон дивно принесшая.
Радуйся, пустыню Афона благоуханием святыни исполнившая.
Радуйся, Хилендарскую обитель благоволением Твоим облагодатствовавшая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 6
Проповедует обитель Хилендарская на Афоне богатство милостей и щедрот Твоих, Богородице Дево, и светло красуется, имущи святую икону Твою «Троеручицу» во игумена себе, ибо таковая бысть воля Твоя, еже пребывати иконе Твоей тамо на игуменстем месте во храме Божием и в душах братии, от Тебе единыя благословение на всякое послушание приемлющей и хвалебно зовущей тако благоволившему о них Творцу: Аллилуиа.
Икос 6
Возвестила еси волю Твою, Богомати, иноком хилендарским, разногласием во избрании игумена смущенным, чудесно поставивши святую икону Твою на игуменстем месте во храме Божием и открывши единому от них в видении, яко Сама Ты хощеши пребывати настоятельствующею в обители их иконою Твоею честною, и да прочее не избирают себе игумена. Они же во умилении душ и сердец, обрадованнии, возопиша к Тебе:
Радуйся, иноков благоподвизающихся известная и Всемощная Покровительнице.
Радуйся, к Сыну Твоему и Богу теплая о них Предстательнице.
Радуйся, жезл игуменский в Хилендарстей обители невидимо приемшая.
Радуйся, обитель сию доселе целу и благоустроену сохраняющая.
Радуйся, страхом и благоговением сердца братии, благословение от иконы Твоея приемлющих, исполняющая.
Радуйся, неблагоговейныя и дерзостныя грозно наказующая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 7
Хотя соделати не токмо Афон, но и вся иныя страны православныя причастными благодати великих чудес, иконою Твоею Троеручною изливаемых и бываемых, Пречистая Владычице, тую во всех градех, весех, церквах и обителех иноческих распространила и дивными чудесы прославила еси. Темже вся верная чада святую икону Твою «Троеручицу» любовию чествуют и на ней вкупе с Тобою изображенному Христу усердно зовут: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно являеши, Преблагословенная Дево, милости верным людем и святою иконою Твоею «Троеручицею» преславная чудеса содеваеши силою благодати Христовы: слепыя просвещаеши, разслабленныя укрепляеши, недужныя врачуеши и всем прибегающим к целебному Твоему образу скорую помощь Твою присно являеши, подвизающи звати к Тебе:
Радуйся, Святую Гору Афонскую в жребий Себе избравшая.
Радуйся, и вся страны православныя покровом милости Твоея осенившая.
Радуйся, Хилендарския обители Настоятельнице неизменная.
Радуйся, многих мест и пустынь сокровище исцелений неоскудное.
Радуйся, на Афоне, в России, Сербии и иных странах иконою Твоею преславно чудодействующая.
Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 8
Странно есть видети иноки хилендарския, к иконе Твоей яко к игумену приходящия и от нея благословения на послушания своя приемлющия. Но, о Всеблагая, якоже приемлеши их милостивно и благословляеши, тако и нас, недостойных, не лиши матерняго Твоего милосердия и попечения, приими благоутробно молитвы наша пред святою иконою Твоею возносимыя, осени нас благословением Твоим благодатным, избави от всяких бед и скорбей и научи богоугодно пети Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь мир преисполнен, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нихже яко денница лучезарная, икона Твоя «Троеручица» предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего к нам милостиваго призрения. Сего ради чествуем пречистаго лика Твоего святое изображение и Тебе пред ним вопием:
Радуйся, Богообрадованная и Пренепорочная Приснодево.
Радуйся, едина Чистая и Благословенная в женах.
Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.
Радуйся, прекрасная и светоносная палато святых Святейшаго Слова.
Радуйся, крине белоснежный и благовонный девства и чистоты.
Радуйся, Царице и Владычице Небесе и земли.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 9
Всяк возраст верных благопользуется Твоим матерним попечением, Всеблагая Владычице: младенцы милосердно окормляеши, отроки невидимо руководствуеши, мужи во благочестии утверждаеши, старцы в немощех укрепляеши, всем же вся благая и душеполезная даруеши всесильным ходатайством Твоим у Престола Пресвятыя Троицы, Ейже благодарно поем: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии человечестии не могут достойно восхвалити Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, рождшую Единаго от Троицы Христа Жизнодавца. Мы же, любовию к Тебе воодушевленнии, смиренномудренно дерзаем приносити Тебе песни таковыя:
Радуйся, державная Заступнице рода христианскаго.
Радуйся, Благосердая Мати всех скорбящих и обремененных.
Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и страстей наших разгоняющая.
Радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая.
Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая Защитнице.
Радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усердная Ходатаице.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 10
Спасения залог даровася нам святая и всечестная икона Твоя, Богородительнице Дево, ибо, якоже древле прорекла еси Божественному евангелисту Луце, с нею и доныне сила Твоя благодатно пребывает, чудесы преславными веру в нас утверждает, недужныя безмездно врачует и на путь спасения души наша приводит, да зовем прославльшему имя Твое во вселенней Царю Небесе и земли: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси девам и ликом иноческим, Богоневестная Дево, всем усердно к Тебе прибегающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим, ибо сию дарова нам благих Податель Господь в помощь и врачевство недугом душевным и телесным и сим внушает пети Тебе:
Радуйся, добрая Младопитательнице дев и безматерних сирот.
Радуйся, иноков и инокинь благоскорбящих Предводительнице к наградам Небесным.
Радуйся, в узах и темнице седящих посещающая утешением благодатным.
Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.
Радуйся, юных Наставнице целомудрия и воздержания.
Радуйся, старцев приводящая к благому житию и мирней кончине.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 11
Пение молебное наше, Тебе пред пречистым образом Твоим с верою и любовию возносимое, милостивно услыши, Госпоже Всемилостивая, и сохрани нас от тлетворных учений неверия и суеверия, имиже наветуется в нас святоотеческая Православная вера, избави нас от лукавых совращений, сохрани нас и Отечество наше от всяких крамол и от всяких нестроений и злых развращений, врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, и сподоби в любви и единомыслии со всеми верными чадами Святыя Христовы Церкве богоприятно пети Создателю нашему: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемлемая свеща икона Твоя святая, Богородице Дево, мир весь сиянием чудес просвещает, сердца же наша любовию воспламеняет к Тебе, Пречистей и Преблагословенней Матери Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, даровавшаго нам Тебе в покров и защиту противу полчищ сатанинских, иже боятся и трепещут самаго имене Твоего, ведающе силу Твою, юже величаем и Тебе зовем:
Радуйся, враги наша видимыя и невидимыя премудро запинающая.
Радуйся, хулителей святыя Православныя веры невидимо карающая.
Радуйся, духов злобы от нас державно отгоняющая.
Радуйся, преобладети им над нами не попускающая.
Радуйся, любовию к Богу и ближним нас воодушевляющая.
Радуйся, вся благая прошения наша скоро исполняющая.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 12
Благодать свыше даровася святей иконе Твоей «Троеручице», Владычице Преблагая: скорбящия утешати, болящия исцеляти, слепыя просвещати, разслабленныя укрепляти, верныя во благочестии утверждати, неверныя к познанию истины приводити, знаменьми и чудесы от нея бываемыми, яже воистину превосходят разумение человеческое и токмо верою постигаются, приводяще верныя души к немолчному славословию Творца, богокрасною песнию: Аллилуиа.
Икос 12
Поем чудеса Твоя, Благодатная Богородительнице, не таим щедрот Твоих, исповедуем благодеяния Твоя, прославляем неисчетную милость Твою к роду христианскому, юже ведят вси концы земли, ибо от востока до запада хвально имя Твое святое, благословляемое от всех родов и в молитвах призываемое во всех странах. Тебе убо, сице прославленней и превознесенней Сыном Твоим и Богом, и мы хвалебно вопием:
Радуйся, тихое пристанище плавающих в пучине житейскаго моря.
Радуйся, треволнение страстей умиротворяющая Своим сердобольным участием.
Радуйся, во уныние и отчаяние впадших подъемлющая надеждою спасения.
Радуйся, сомнениями в вере колеблющихся вразумляющая знаменьми и чудесы.
Радуйся, в обителех иноческих подвизающимся богоугодно Подательнице блаженнаго упокоения.
Радуйся, и в мире благочестно живущия не лишающая Твоего заступления.
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая.
Кондак 13
О Всепетая Мати Сладчайшаго Искупителя нашего Господа Иисуса Христа! Вонми гласу молебному, Тебе пред святою иконою Твоею нами смиренно возносимому, и матернею молитвою Твоею к рождшемуся от Тебе святых Святейшему Слову от всякия избави напасти и вечныя муки всех имя Твое молитвенно призывающих и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа.
Где можно найти списки и оригинал
«Троеручица» хранится на территории мужского монастыря Болгарии. В России «Троеручицу» можно увидеть на иконостасе Черниговского Спасо-Преображенского собора, а также в Московском храме Успения Богородицы.
Реальные примеры чудес
Икона не раз помогала излечить серьезные заболевания. После искренней молитвы и чтения акафистов люди узнают об исчезновении диагнозов, а также о выздоровлении близких, за которых были поданы просьбы.