тренировка парашютистов на земле
Классическая программа обучения парашютизму
Классическая программа обучения разработана в СССР и распространена на территории бывших Союзных Республик.
Прыжки по этой программе совершаются студентом самостоятельно на учебно-тренировочных круглых парашютах, обычно Д-1-5У или П-1-У. Время свободного падения увеличивается постепенно до 30 секунд.
В процессе обучения приходится совершить порядка прыжков и на небольших дропзонах это может растянуться на несколько сезонов.
Этапы обучения по классической программе
Стягивание чехла
Прыжок с принудительным раскрытием ранца на парашютах Д-1-5У или Юниор. Студенту не нужно дергать кольцо: вытяжной фал парашюта крепится на трос в самолете. Когда парашютист отделяется от обреза, фал стаскивает рыжий чехол с купола и парашют наполняется.
Задачи прыжка — отработать отделение «на мотор» и познакомиться с куполом.
Основная сложность на данном этапе — преодолеть страх и принять правильную позу: «звездочку» или «коробочку». Положение тела должно быть симметричным, самое главное контролировать ноги.
По-разному студенты осваивают этот этап: многие успешно выполняют задание за один-два прыжка, другим требуется прыжков десять.
Расчековка ранца
Прыжки выполняются на парашютах Д-1-5У также с принудительным раскрытием ранца. Но фал не стаскивает чехол с парашюта, он выдергивает шаровой вытяжной парашют, за которым уже следует чехол и наполняется купол.
Время с момента отделения до наполнения купола составляет около 5 секунд, и если студент не сумеет правильно отделиться, то может запутаться в стропах, скрутить сальто (и не одно), удариться о борт самолета.
После отработки правильного отделения ставится задача имитации ручного раскрытия. За те 5 секунд, что наполняется купол, студент должен найти кольцо парашюта и сымитировать его выдергивание, сохраняя правильную позу и стабильное положение тела.
Прыжки с задержкой раскрытия
Время свободного падения постепенно увеличивается от 5 до 30 секунд. Парашют уже приходится раскрывать самостоятельно — дергать кольцо.
Эти прыжки очень интересны — студент начинает чувствовать поток, учится контролировать высоту и время прыжка, срывается в беспорядочное падение (например, штопор — потрясающие ощущения, словно, на дьявольской карусели 😉
Дуб, как ласково называют парашют Д-1-5У, прощает все ошибки и позволяет безопасно научиться лежать на потоке.
Комплекс упражнений в свободном падении
После освоения стабильного свободного падения, начинается не менее захватывающий этап — выполнение спиралей, сальто, отработка отделения «под хвост» и в БП.
Эти прыжки уже могут выполняться на парашюте П-1-У — он легче и маневреннее безотказного дуба, купол его шьется из той же ткани, что и купола парашютов типа «крыло».
Студенты отделяются с высоты 2000 метров, и инструктор при необходимости может прыгать рядом и снимать выполнение упражнений на камеру.
Зачет
Зачет состоит из четырех частей:
Инструктор прыгает вместе со студентом и снимает на камеру весь процесс с момента отделения до раскрытия парашюта.
Очень важно уверенно выполнить упражнения и ставить точки между ними: левая спираль — стабилизация, контроль высоты — правая спираль — стабилизация, контроль высоты — сальто.
Окрыление
После успешного зачета студент проходит дополнительную теоретическую и практическую подготовку: изучает принципы управления парашютом типа «крыло», правила построения захода на приземление — «коробочки» и сдает «отцепку».
Первый прыжок с крылом выполняется на самом простом, безопасном и большом парашюте: например, Аккурат или Арбалет. Студент отделяется с 1500 метров, стабилизируется, падает около 10 секунд и бросает медузу.
Зачастую, для подстраховки студента на приземлении, на первые прыжки ему выдают шлем со встроенной рацией и подсказывают с земли, когда делать крайний разворот и подушку. Но лучше надеяться на свои силы — связь иногда барахлит, инструктор может отвлечься или ветер будет настолько сильным, что придется приземляться на запасную площадку.
Окрыление — красивое завершение долгого и сложного обучения по классической программе. После окончания курса можно совершать одиночные прыжки и выбрать, какому направлению парашютного спорта учиться дальше.
История обучения по классической программе Светланы Клименко
Отработка на земле элементов прыжка с парашютом
ОТРАБОТКА НА ЗЕМЛЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА С ПАРАШЮТОМ.
5.1. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ.
При посадке в самолет парашютист должен занимать только указанное ему место.
После зацепления выпускающим карабина вытяжной веревки запрещается трогать карабин и держаться за вытяжную веревку.
В процессе набора высоты запрещается вставать со своего места и передвигаться по пассажирской кабине. Делать это разрешается только по требованию выпускающего.
Чтобы избежать задевания парашютом за детали в самолете, не разрешается прижиматься к борту самолета и резко поворачиваться.
При включении выпускающим страхующего прибора на запасном парашюте (по команде командира экипажа на высоте не ниже 700 м) следует убедиться (прослушиванием) в том, что прибор включен, временной интервал выработан и ранец запасного парашюта не раскрылся.
Для выполнения прыжка с парашютом устанавливаются команды:
— при необходимости прекратить выброску парашютистов голосом подается команда «ОТСТАВИТЬ», сопровождаемая включением сигнала сирены и включением светового табло красного цвета.
Количество парашютистов, выполняющих прыжки в одном заходе самолета, определяет руководитель прыжков в зависимости от высоты прыжка, выполняемого упражнения, уровня подготовки парашютистов и размеров площадки приземления.
В одном заходе разрешается выполнять прыжки только с однотипными парашютами.
5.2. ИЗГОТОВКА К ПРЫЖКУ И ОТДЕЛЕНИЕ ОТ САМОЛЕТА.
При достижении заданной высоты прыжка и выходе самолета на курс выброски подается команда «Приготовиться». По этой команде выпускающий жестом показывает парашютистам первой прыгающей в заходе группы, что надо встать, открывает дверь и становится у ее заднего обреза, предупреждая преждевременное отделение парашютистов от самолета.
Получив команду «Приготовиться», парашютист должен:
— встать, визуально проверить зацепление карабина, убедиться, что прибор на запасном парашюте не разблокирован (блокировочный шнур должен находиться в петле);
— подойти к двери (если парашютист прыгает первым в заходе) или встать за парашютистом, прыгающим раньше;
— правой рукой взяться за вытяжное кольцо, левую руку наложить на правую (рис. 1).
По команде «Прыжок» парашютисты покидают самолет в установленной очередности.
Первыми покидают самолет парашютисты, сидящие на левой стороне, ближе к двери. После парашютистов левого ряда самолет в том же порядке покидают парашютисты правого ряда.
По команде «Пошел» парашютист отделяется от самолета.
Отделение от самолета производится в следующей последовательности:
— серединой ступни левой ноги упереться в задний нижний угол двери;
— слегка нагнувшись, плавно оттолкнуться от порожка двери, перпендикулярно оси самолета, ногами вниз;
— отделившись от самолета, правую ногу приставить к левой;
— в целях обеспечения нормального раскрытия парашюта при падении стараться сохранить вертикальное положение и группировку до момента раскрытия парашюта (динамического удара).
Рис. 1. Положение парашютиста перед отделением от самолета
Рис 2. Отделение парашютиста от самолета
5.3. ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТА В ВОЗДУХЕ.
После отделения от самолета в свободном падении (при стабилизации) сохранять группировку до полного раскрытия парашюта. Сделать задержку в раскрытии парашюта, определенную заданием на прыжок (после 3 с стабилизированного падения) резким движением правой руки выдернуть вытяжное кольцо раскрытия парашюта. В момент выдергивания кольца сгруппироваться (рис 2)
— поднять голову вверх и осмотреть купол,
— убедившись в его исправности и правильности раскрытия, выдернуть блокировочный шнур прибора на запасном парашюте;
— осмотреться и убедиться, что рядом на опасном для схождения расстоянии нет парашютистов, осмотр производить спереди, слева, справа, сверху и сзади;
— осмотреться и убедиться, что рядом на опасном для схождении расстоянии нет парашютистов. Осмотр производить спереди слева, справа, сверху и сзади.
Убедившись в отсутствии опасности в схождении, произвести удобную посадку в подвесной системе.
Для этого нужно взяться левой рукой за левую группу лямок, а большой палец правой руки наложить на круговую лямку в месте сидения. Натянув левую группу лямок вниз, большим пальцем правой руки передвинуть круговую лямку вперед, до удобной посадки (рис 3). Сдвинув круговую лямку справа, положение рук поменять и сдвинуть круговую лямку слева
Рис.3 Заправка главной лямки подвесной системы.
Рис.4. Применение скольжения при снижении на парашюте.
При выполнении скольжения необходимо помнить, что при скольжении купол начинает разворачиваться в сторону натянутых свободных концов. Поэтому при длительном скольжении стропы нужно перебирать так, чтобы купол всегда подскальзывал в нужную сторону.
Прекращать скольжение нужно при положении туловища лицом по ветру.
При парашютировании возможно раскачивание купола, которое устраняют путем натяжения передних или задних лямок. При наклонении купола вперед от вертикальной оси натянуть задние лямки. При достижении куполом вертикального положения задние лямки отпустить и, при переходе купола назад, натянуть передние лямки.
После двух-трех натяжений лямок раскачивание прекращается.
5.4. ПОДГОТОВКА К ПРИЗЕМЛЕНИЮ.
Перед приземлением заблаговременно (учитывая время разворота купола) до высоты м подготовится к приземлению и принять правильное для приземления положение тела:
— развернуться строго лицом по ветру, чтобы земля бежала под ноги назад. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.
— ноги соединить в коленях и ступнях вместе и, в зависимости от скорости ветра, вынесены вперед, а в штилевую погоду держать почти вертикально, полусогнутыми в коленях
— ступни ног параллельны земле.
Если парашютист оказался перед приземлением лицом не по ветру, а для разворота купола методом скольжения нет высоты, он должен методом перекрещивания лямок развернуть корпус так, чтобы оказаться лицом по ветру (рис. 5).
Рис. 5. Положение рук при развороте методом перекрещивания лямок.
Для разворота методом перекрещивания лямок вправо необходимо:
— взяться правой рукой за левую группу лямок свободных концов подвесной системы над головой так, чтобы рука проходила с внутренней стороны между правой группой лямок и лицом;
— взяться левой рукой ‘за правую группу лямок с внешней стороны;
— разводя руки в стороны, натягивать лямки до тех пор, пока не будет достигнут разворот корпуса до положения, при котором предметы на земле будут смещаться строго «под ноги».
Для разворота влево положение рук изменить.
При выполнении разворотов методом перекрещивания лямок необходимо помнить:
— поворот корпуса происходит в сторону внутренней (между лицом и лямками) руки;
— перекрещенные лямки необходимо держать до момента касания земли ногами;
— при отпускании лямок корпус вернется в первоначальное положение
5.5. ПРИЗЕМЛЕНИЕ ПАРАШЮТИСТА.
ПРИЗЕМЛЕНИЕ В СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ.
Для уменьшения горизонтальной скорости в момент касания земли ногами при ветре необходимо (если руки не заняты разворотом методом перекрещивания лямок) как можно больше натянуть задние лямки свободных концов подвесной системы и удерживать их в таком положении до приземления. При этом воздух, выходящий из-под кромки купола создаст реактивную силу, направленную против ветра, что несколько уменьшит горизонтальную составляющую скорости. Чтобы принять наиболее устойчивое положение при приземлении в штиль, следует слегка натянуть передние лямки, создав куполу горизонтальную скорость.
После приземления необходимо сразу же погасить купол парашюта, чтобы избежать «протаскивания» парашютиста по земле под действием ветра.
Для гашения купола применяются следующие способы:
— приземлившись, быстро встать на ноги и забежать за купол с подветренной стороны (рис. 6),
— при протаскивании нужно взять несколько нижних строп и, перехватывая руками, энергично тянуть их к себе, пока не погаснет купол (рис. 7).
— отсоединить купол от подвесной системы при помощи замков.
Рис. 6 Гашение купола методом забегания в подветренную сторону.
Рис. 7 Гашение купола методом подтягивания нижних строп.
Приземлившись, погасить купол, снять подвесную систему, аккуратно собрать и уложить парашют в переносную сумку, прибыть на сборный пункт.
5.6. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТАМИ, ИМЕЮЩИМИ УПРАВЛЯЕМЫЕ КУПОЛЫ
Управляемые парашюты имеют специальные стропы управления, на концах которых прикреплены клеванты. Разворот в ту или иную сторону на управляемых парашютах производится при натяжении соответствующей стропы управления.
При прыжках с управляемыми парашютами необходимо помнить, что при развороте купол парашюта смещается от линии парашютирования в сторону разворота. Чем больше горизонтальная скорость купола, тем на большую величину сместится купол за полный оборот.
Чтобы избежать приземления парашютиста в момент разворота спиной или боком, разворот необходимо закончить до высоты 50 м.
Для уменьшения скорости приземления при прыжках с управляемыми парашютами используется собственная горизонтальная скорость купола. Для этого необходимо купол парашюта при помощи строп управления развернуть на малый снос, т. е. против ветра (щели ставятся вперед по сносу). При этом скорость перемещения купола относительно земли уменьшится на величину горизонтальной скорости купола. За счет этого уменьшается результирующая скорость приземления. Если скорость ветра значительно больше горизонтальной скорости купола, парашютист окажется спиной по сносу. Для приземлением лицом по сносу, парашютист должен развернуться методом перекрещивания лямок. При слабом ветре можно уменьшить скорость приземления уменьшением горизонтальной скорости купола при помощи строп управления, не вставая на малый снос.
При прыжках в штилевую погоду парашютист должен приземляться на большом сносе, (чтобы избежать падения на спину при приземлении), притормаживая скорость купола при помощи строп управления.
Всем привет. Сегодня я хочу вам рассказать как происходило мое обучение прыжкам с парашютом. От абсолютного страха высоты, до самостоятельного отделения от самолета и паре сальто в воздухе. Тут не будет скучной теории, только интересные факты и мои впечатления. Надеюсь вам понравится это мини приключение. И вот моя история.
Друзья, пост получился очень длинный, поэтому советую прочитать его с компьютера, ибо на телефоне будете долго скролить.
Я создал отдельную страницу с описанием этой истории, которую можно посмотреть тут. Там более красиво все оформлено, я ж все-таки дизайнер. Всем приятного чтения 🙂
Первый прыжок или с чего все началось
Свой самый первый прыжок я совершил еще на первом курсе института в 2008 году. Тогда мы поехали прыгать большой компанией из 10 человек. Нам только исполнилось 18 лет, и дух авантюризма и юношеский максимализм в наших молоденьких головах просто зашкаливал. Хотелось чего-то эдаково, бунтарного, да еще чтобы шло в разрез с родительскими обетами. Поэтому естественно мы захотели самостоятельно прыгнуть с парашютом. Собрались большой компанией и сказали родителям, что идем в поход на 2 дня 🙂 Многие родители наших девчонок до сих пор не знают, что они прыгнули с парашютом.
Первый самостоятельный прыжок прыгают на десантных парашютах Д-6 с высоты 800 метров. Инструктаж длится порядка 4 часов. Это были самые долгие 4 часа. Но результат того стоил.
Свободное падение было 3 секунды, за это время ты успеваешь только подумать «вот же ж черт, я выпал из самолета» и уже открывается купол. Но ощущения все равно непередаваемые.
Потом я прыгал еще один раз в 2011 году за компанию
Тандем или как я вообще в это ввязался
Забавно, но спустя 10 лет я так и не прыгал в тандеме. В сентябре 2017 года поехали с друзьями прыгать с парашютом. Прыжок с высоты 3000 метров в тандеме с инструктором. Как никак 40 секунд свободного падения.
Мы приехали в 10 часов утра, но прыгнули только в 16:00, так как самолет не заводился 🙂 Яна даже сняла небольшой видео-отчет за этот день.
Первая мысль, когда тебе предлагают прыгнуть тандем:
Это не страшно, ведь за все отвечает инструктор, а не ты. Купол он раскроет, если надо — откроет запаску, приземляешься ты тоже на его ноги. В общем, переживать не стоит.
Но все меняется когда ты садишься в самолет. Это особенное чувство, когда все улыбки пропадают и лица становятся каменными))) Смотришь по сторонам, а там такие же «счастливчики» как ты смотрят в окно и пытаются криво улыбаться мол все у них хорошо и им не страшно.
На высоте 2000 метров тебя пристегивают к инструктору и до выброски ты сидишь у него на коленях.
На высоте 3000 метров загорается сигнал к открытию двери. Это значит что через 1-2 минуты можно будет выпрыгивать.
Когда подходишь к двери, а внизу ты видишь google maps, то ноги отнимаются) Это и хорошо, ведь их нужно запрокинуть за ноги инструктора и прогнуться. Благо он делает первый шаг.
Первые 3 секунды после отделения — самые классные. Это ощущение невесомости. Когда у тебя захватывает дух как на качелях в высшей точке. Ну а дальше вы просто весело падаете вместе) Я к сожалению не успел вовремя натянуть очки, поэтому я все свободное падение был как Китаец, пытаясь насладиться видами приближающейся земли.
Приземлились мы на пахоту, далеко от аэродрома. Приземление было супер мягким и супер пыльным. После приземления ты самый счастливый человек на свете. Все хорошо, ты жив и пережил все стадии неизбежного.
Немного о стадиях принятия неизбежного
1 стадия — Отрицание (человек отказывается принимать то, что с ним случилось);
2 стадия — Гнев (на этом этапе проявляется агрессия ко всему окружающему миру);
3 стадия — Торг (появляются мысли о том, чтобы договориться о более лучшей участи);
4 стадия — Депрессия (на данном этапе человек может круглые сутки находится в депрессивном состоянии);
5 стадия — Принятие (согласие с неизбежной участью).
Полное видео прыжка тут. Можете перематывать
Инструктор сказал, что нас неправильно выбросили. Он связался с главным и попросил машинку, чтобы нас забрать. Через 10 минут мы уже ехали на аэродром на машине директора)))
Заинтриговали или сколько вообще это может стоить?
Пока ехали в машине — разговарились: инструктор сказал, что есть программа по подготовке к самостояетльным прыжкам с парашютом и там всего надо прыгнуть 7 раз. После чего тебе дают международный сертификат и ты можешь прыгать где захочешь. Программа называется AFF.
Ах да, и стоит эта программа 28 000 гривен (≈$1000)
— Тоесть вы хотите сказать, что от моей мечты прыгать самостоятельно с парашютом в любой точке мира меня отделяют 7 прыжков и 1000 баксов?
— Ну, получается так..
Мои мысли на тот момент.
В этот день я твердо решил для себя, что возьму этот курс и буду-таки самостоятельно прыгать с парашютом.
Найти инструктора или как вообще это происходит
Тот аэропорт, где мы прыгали тандем был довольно далеко от Киева, поэтому я решил найти что-то поближе. Так я вышел на аэродром «Чайка». Нашел у них на сайте программу AFF
Это программа ускоренного обучения свободному падению (Accelerated Free Fall). Студент-парашютист сразу начинает обучаться свободному падению, для чего осваивает выполнение затяжных прыжков с большой высоты (примерно 4000 м) и полёты со студенческим парашютом типа «крыло». Инструктора падают рядом со студентом, страхуют обучаемого в падении, дают ему подсказки и вводные команды.
Программа состоит из 7-ми уровней. На первых уровнях (1-3) обучения студента задействованы два инструктора, на оставшихся (4-7) — один. Средняя длительность курса составляет 7-12 прыжков, в зависимости от индивидуальных способностей студента. После завершения курса AFF студент умеет стабильно падать, маневрировать в свободном падении, самостоятельно выполнять необходимые действия по раскрытию парашюта, управлению куполом и приземлению, и получает допуск выполнять самостоятельные прыжки с парашютом типа «крыло».
Звучит круто. Позвонил. Трубку поднял инструктор по подготовке студентов AFF, договорились с ним начать занятие в ближайшее время. Он сказал «Супер, тока нужно успеть завершить обучение до зимы. Зимой мы не прыгаем.» Окей! Я сказал, что готов приехать в любое время после работы или в выходные. Договорились созвониться на неделе.
Я периодически названивал инструктору, чтобы договориться о конкретной дате и времени, но он что-то морозился и отвечал очень невнятно. Закрадывалось впечатление, что он не особо хочет начать нашу программу)
Я не терял времени даром и посмотрел, наверное, все видео, которые были в youtube по запросу AFF. Разобрал цели и упражнения каждого уровня.
Звучит круто. Позвонил. Трубку поднял инструктор по подготовке студентов AFF, договорились с ним начать занятие в ближайшее время. Он сказал «Супер, тока нужно успеть завершить обучение до зимы. Зимой мы не прыгаем.» Окей! Я сказал, что готов приехать в любое время после работы или в выходные. Договорились созвониться на неделе.
Я периодически названивал инструктору, чтобы договориться о конкретной дате и времени, но он что-то морозился и отвечал очень невнятно. Закрадывалось впечатление, что он не особо хочет начать нашу программу)
Я не терял времени даром и посмотрел, наверное, все видео, которые были в youtube по запросу AFF. Разобрал цели и упражнения каждого уровня.
Цели и задачи каждого уровня AFF
0 уровень. Прыжок в тандеме с инструктором. Основные задачи: перестать боятся высоты, понять что это очень классно)
1 уровень. Контроль направления и высоты, три имитации раскрытия парашюта, самостоятельное раскрытие парашюта на заданной высоте.
2 уровень. Контроль направления и высоты, три имитации раскрытия парашюта, развороты группой на 90° и движение группой, самостоятельное раскрытие.
3 уровень. Контроль, имитация раскрытия, контроль ног, инструктора впервые отпускают студента в воздухе.
Далее студент прыгает с одним инструктором:
4 уровень. Контроль, затем инструктор отпускает студента. Повороты, движение вперёд. Приземление в радиусе 100 м от цели.
5 уровень. Контролируемые развороты на 360°, движение вперёд.
6 уровень. Самостоятельное отделение от самолёта, два задних сальто, разбежка. Приземление в радиусе 50 м от цели.
7 уровень. Самостоятельное отделение «под хвост», заднее сальто, переднее сальто, развороты на 360°, разбежка.
Вот тут собраны все уровни в одном видео (видео на английском)
Ну и конечно же я начал изучать матчасть.
Какой первый вопрос себе задают люди, когда хотят прыгать самостоятельно с парашютом?
— А что если парашют не раскроется?
Я посмотрел очень много видео, где у ребят в воздухе закручивался освноной парашют и они каким-то волшебным образом «отрезали» его и раскрывали запасной. В английском языке это называется cutaway, у нас это называется «отцепка». Уже позже я узнал, что ситуаций с нераскрытым парашютом может быть очень много, и на каждую из этих ситуаций свой порядок действий.
Особенно повеселило это видео
Через 2 недели позвонил инструктор и сказал, что у него «сессия» и он не может меня обучать и дал номер другого инструктора.
Так я познакомился с Виталием.
Я сразу же позвонил ему и сообщил о своем намерении немедленно начать обучение, а то уже столько прождал и мол «зима близко!» (с)
— Супер, приезжай в субботу, будет урок теории, нам нужно 3-4 часа, чтобы все пройти. Но перед этим я скину тебе материал, который ты обязательно должен прочитать и просмотреть!
— Если до этого времени будут вопросы, пиши
Конечно же у меня были вопросы))
На вопросы Виталий ответил односложно и сказал, что более подробно каждый вопрос разберем на занятиях.
Параллельно мне скинули видео материалы и методички для студентов парашютистов. Читать некоторые из них было скукой смертной, ибо эти ребята явно не слышали об инфостиле, поэтому воды там было дофига. Но я понимал, что от усвоения этого материала зависит моя жизнь, хорошая такая мотивация да? 🙂
Первое занятие или с чего все начинают
Нет, вы не бежите сразу выпрыгивать из самолета и кайфовать в воздухе. Вас ждут 4 часа отборной теории о том как двигается купол, как влияет на него ветер, как происходит отделение от самолета, раскрытие основного парашюта и разбираются цели и задачи каждого уровня AFF. Также показали из чего состоит парашютная система, выпустили запаску и посмотрели на нее.
Дальше меня начали спрашивать как я усвоил материал, который мне скинули. Я кстати серьезно подготовился и прочитал практически все. Те вопросы, которые мне были не понятны — выписал и задал их Виталику. В методичке было описание из чего состоит парашют. Слишком много новых слов, но их лучше сразу запомнить и знать где что находится.
Ха, вы думали это все? Вот вам из чего еще состоит купол)
Самое важное, что вы будете учить — типы отказов основного парашюта. Вас будут спрашивать про порядок действий. Отказов этих штук 30 разных, на каждый своя инструкция. И ты должен все знать и действовать на автомате. Это тяжело. Потому что в воздухе нет времени на раздумывания.
Мне показывали картинки с отказами и я должен был рассказывать, что делать в том или ином случае. Отвечать быстро и четко. Потом меня посадили в импровизированную модель парашютной системы, где мы имитировали мою отцепку.
Также мы отрепетировали команды в свободном падении. Скорость падения 200 км/ч, и вести светскую беседу при таком встречном ветре будет сложновато. Для этого прдумали команды и жесты. Как в дайвинге)
Большой акцент делался на позу при отделении и в свободном падении. Так вот. Золотое правило успешного прохождения всех уровней AFF
Нет, вы не поняли, не достаточно просто прогнуться, тут реально нужно прогнуться 🙂
Для практики попробуйте подойти лицом к стене, прислонить к ней таз и отклониться максимально назад, не отрывая таз. Так вот, в момент как будто вы вот вот упадете — это и есть хороший прогиб.
Вы спросите «А нахрена собстна?»
Дело в том, что хороший прогиб обеспечивает устойчивое положение в воздухе. Благодаря симметричной позе и хорошому оптиканию потоком, вы будете держать ровненько. в теории.
После чего рассказали про сам купол после раскрытия.
Он должен обладать тремя параметрами.
Самый короткий теоретический курс был по пилотированию купола.
— Тянешь левый клевант, поворачиваешь налево. Тянешь правый клевант, поворачиваешь направо. Вопросы?
Ну ладно-ладно, там еще было про правильное приземление и по поводу сопротивления воздуха и скорость купола. Ты двигаешься вперед со скоростью 5-7 метров в секунду. Соответственно ты всегда должен приземляться против ветра. Иначе скорость твоя и ветра сложатся и ты будешь приземлятся с еще большей скоростью, что стремно и черевато травмами. Забавно, что если скорость ветра больше чем 7 м/с, то тебя будет сносить назад. Тут тоже своя техника приземления нужна.
Ну и рассказали, что при прземлении надо сделать «подушку». Это когда ты оба клеванта опускаешь вниз, так купол набирает воздух и практически останавливается. Главное сделать это вовремя, ибо купол после того как набрал воздух — очень стремительно будет его терять и тогда будет больно 🙂 Запомните этот абзац.
На этом наше 4-х часовое занятие закончилось и я поехал домой. Очень устал.
Первый уровень AFF или как побороть страх
На следующий день надо было вставать в 6:30 утра, так как парашютисты ранние пташки и любят прыгать уже с 8:00. В общем с трудом поборол желание провалятся весь день и поехал на аэродром.
Очень волнительно ехать и предвкушать грядущее событие. В голове прокручиваются видео с отцепками парашютистов и сценарии действий в случае отказов. Тревожно и одновременно интригующе.
Приехал. Виталик дал мне зеленый комбинезон и красный шлем. «Держи, вот твоя экипировка на все время обучения». Мы вместе с резервным инструктром отрепетировали отделение. Потом мы пошли выбирать мне парашютную систему.
Студенческие парашюты очень большие и тяжелые. Это потому, что у них большая площадь купола, чтобы лучше раскрываться и медленней снижаться. Мне выбрали парашютную систему с площадью купола 250 футов. Для сравнения, у моего основого инструктора площадь купола — 110 футов. Его парашют в 2 раза меньше моего 🙂 Также мне дали перчатки, очки, рацию и самый главный прибор парашютиста — высотомер.
Рука не моя, просто взял фотку из интернета 🙂
Как видно на приборе есть желтые и красные зоны. Например желтая зона показывает что с высоты 1200 метров надо бы уже раскрыться
Перед каждым подъемом объявляют готовность 20-15-10-5 минут. Потом все парашютисты выстраиваются на линию осмотра, где проверяется экипировка и сверяют списки с теми кто записался и считают количество человек. Потом команда «Идем в самолет». Вот тут начинается первая волна паники. Ты идешь со своим собственным парашютом в самолет вместе с другими спортсменами. Ты понимаешь, что назад уже пути нет, тебе придется выпрыгнуть, открыть парашют и приземлиться самостоятельно! Страшно?
Как только мы сели в самолет и дверь закрылась я начал волноваться. Виталик постоянно говорил мол расслабься и улыбнись, но мне как-то не помогало. Каменное лицо было у меня на протяжении всего полета. Кстати очень забавно наблюдать как двигается стрелка на твоем высотомере по мере взлета самолета. Единственная точка концентрации 🙂 На высоте 2000 метров я встаю и Виталик проверяет мою систему: хорошо ли все затянуто, все ли элементы на месте. Проверил, сажусь обратно на место. На высоте 3500 метров Виталик проверяет работу рации. Все работает нормально.
А дальше происходит то, что ты никак не ожидаешь.
— Так, собрался, тебе сейчас надо все сделать правильно, иначе ты умрешь 🙂
Через 30 секунд после открытия ребята начали прыгать. Первыми прыгают спортсмены, студенты AFF прыгают в конце, чтобы не дай бог не влететь кому-то в купол.
Я прекрасно помню тот момент, когда я подошел к краю двери. Что я должен был сделать в теории?
—Я должен был вставть боком в приседе.
—Посмотреть на резервного инструктора, получить кивок.
—Посмотреть на основного инструктора, получить кивок.
—Сделать телом движение вверх-вниз.
Что я сделал на самом деле?
Когда я встал, я понял, что не чувствую ног. Двигаюсь маленькими шагами к открытой двери и такое ощущение, что идешь по пояс в снегу.
Встал, обхватил край двери. Смотрю вниз, а там Google Maps 🙂
А дальше все как в тумане, я не помню момента отделения. По моим ощущениям я просто вывалился из самолета 🙂 Мозг пришел в себя спустя 2-3 секунды после. Нет, я не терял сознание, просто мозг отказывался воспринимать такую реальность. Вернулись все рецепторы и тогда я понял, что я лечу в свободном падении.
Первая мысль не, «Вау, как круто!», а «так, вроде надо сейчас что-то делать».
Тут я должен сделать лирическое отступление.
Ни что не сравнится с этим чувством. Я лечу и сам управляю своим парашютом! В этот момент я кричал во весь голос «Как классно! Юху!» Ты видишь аэродром и город, ты видишь небо и солнце, ты чувствуешь как адреналин потихоньку рассасывается по твоему телу и к тебе возвращются цвета и запахи. Это восторг! В первородном его состоянии!
Так ладно, теперь давайте глаголами. Я взял клеванты (штуки для управления парашютом) и начал управлять им. По началу робко и неуверенно. Есть страх, что от резких движений купол может «сложиться». Но чем больше я управлял, тем больше появлялась уверенность в надежности купола и в успешности моих маневров. Через 2 минуты со мной на связь вышел Виталик. Связь у нас односторонняя, поэтому он попросил меня похлопать ногами, если я его слышу. Сделал. Дальше он подсказывал как мне нужно заходить на посадку. Я вообще не понимал с какой скоростью я снижаюсь, а с какой скоростью лечу вперед. Сложно спрогнозировать где ты приземлишься) Мне казалось, что я вообще не спускаюсь. Но чем ближе ты к приближаешься к земле — тем больше приходит понимание, что ты спускаешься, причем довольно быстро :)))) Земля как будто надвигается на тебя. В этот момент я свел ноги. Виталик дал команду поднять руки вверх. Перед самой землей надо сделать «подушку», это когда ты опускаешь клеванты до упора вниз и тем самым замедляешь свое падение. Виталик скомандовал «делай подушку». Резко опустил вниз, но видимо слишком быстро. Так как я почувствовал, как я завис над землей на высоте 2 метров. дальше уже парашют начал свое обычное падение и я плюхнулся на землю через кувырок.
Но я ЖИВ! Я тут на земле! Я выжил после падения и самостоятельного открытия с парашюта!
Следующие 10 минут моей жизни я был самый улыбчивый человек на свете) Я собирал парашют и улыбался, я шел на укладку и улыбался, я не мог не улыбаться))) Я просто не мог свести с лица эту дурацкую улыбку 🙂
Я сдаю свой парашют на укладку и мы идем в класс, где смотрим видеозапись прыжка.