тренировка произношения немецкого языка
Немецкий с любовью: как говорить без акцента
Немецкий с любовью: как говорить без акцента, как правильно выговаривать сложные согласные, и о том, как выговорить букву Р. После прочтения нашей статьи, немецкая фонетика уже не будет казаться вам такой сложной!
Немецкий – язык с характером. Его фонетика достаточно сложная. Но существуют простые и понятные правила, благодаря которым произносить слова становится гораздо легче.
Р-р-р-работа над «р»
Как известно, лучше раз услышать, чем сто раз прочитать. Смотрим один из самых популярных видеоуроков по правильному произношению немецкого «р» (с субтитрами на русском языке):
Согласные звуки: правильное дыхание – залог успеха
Особое внимание следует уделить произношению глухих согласных в сочетании с гласными «а», «е». В русском языке такое звукосочетание произносится мягко: тюль, тело, тень.
Слышно, как звук [t] как бы «размазывается» по нёбу. Есть лишь один способ справиться с ненужной мягкостью произношения в языке немецком: плотно прижмите кончик языка к корням верхних зубов и, резко оторвав его, произнесите с сильным шумом придыхания слоги, чередуя в них гласные: [ta — te — ti / ti — te — ta]. То же упражнение следует проделать и с другими звуками: [ра — ре — pi / pi — pe — ра].
«Свет мой, зеркальце»: учимся произносить носовые звуки
Как не делать ошибок, произнося слова с «сh»
Разговаривать «с душой»
Хотите выучить немецкий язык? Запишитесь школу Deutsch Online! Для учебы нужен компьютер, смартфон или планшет с выходом в интернет, а заниматься онлайн можно из любой точки мира в удобное для вас время.
Речевая разминка на уроке немецкого
Время чтения: 9 мин
De-online преподавателям: мы начинаем цикл статей, которые будут интересны тем, кто обучает немецкому языку или только готовиться стать учителем.
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ, в первую очередь, направлен на предупреждение и исправление лексических, грамматических, а также фонетических ошибок, что способствует развитию речевой деятельности, обеспечивая ускорение процесса обучения.
ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОСТИ представляет собой развитие способности общаться и думать на изучаемом языке путем погружения в реальные разговорные ситуации. Активное взаимодействие учащихся между собой (что можно применить также и на уроке онлайн) позволяет быстро сформировать коммуникативные навыки, а также заложить крепкую основу для дальнейшей успешной деятельности.
В качестве примера можно привести групповой метод обучения, положительные стороны которого состоят в том, что каждый член коллектива учится не только формулировать свое мнение, но и прислушиваться к высказываниям товарищей, сопоставлять собственную точку зрения с другими. Активный характер обучения направляет общение учащихся на решение поставленных коммуникативных задач, благодаря чему реализуется принцип коллективного речевого взаимодействия.
Современные методические разработки подтверждают актуальность использования разнообразных игровых заданий, что повышает мотивацию и поддерживает интерес учащихся, стимулирует их учебную деятельность.
Игры для изучения немецкого языка вы можете найти на нашем сайте.
ПРИНЦИП ПАРАЛЛЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ поддерживает формирование всесторонней языковой компетенции. Например, просмотр обучающих и художественных фильмов или прослушивание песен на немецком языке способствует развитию одновременно умений аудирования и говорения, расширяет лексический запас, а также побуждает обучаемых к выполнению творческих заданий, как в устной, так и в письменной форме.
Также обратите внимание на наши разборы песен и клипов популярных немецких исполнителей в разделе «Интересное».
К сожалению, не существует комплексной универсальной методики обучения, способной в равной степени учесть индивидуальные особенности учащегося, намеченные цели, а также длительность обучения в целом.
Для чего нужна речевая разминка
Каждому учителю известна важность первого знакомства, когда необходимо пробудить интерес к изучению предмета, любой ценой избежать механического запоминания информации, обогатить учебный процесс игровыми элементами и, таким образом, «запустить» познавательную мотивацию обучения. А когда мотивация запущена, её важно сохранить, о способах поддержания мотивации к изучению иностранного языка мы рассказывали в нашей более ранней статье.
В связи с этим, начало любого урока должно, в первую очередь, настраивать обучающихся на разговор, помогать им справиться с речевой скованностью. Другими словами, требуется осуществить речевую разминку на немецком языке, приготовиться к работе с основным материалом:
Речевая разминка на немецком помогает придать занятию динамику и настрой, а также сформировать мотивацию к общению на неродном языке. Необычное захватывающее начало урока положительно сказывается на его эффективности, поскольку укрепляет интерес к изучению немецкого языка. Именно заинтересованность является основополагающим фактором успешности, когда речь идет о работе с иностранными языками.
Хотите стать частью команды Deutsch Online? Мы предлагаем гибкий график с возможностью работать удаленно из любой точки мира! От вас ждем знание немецкого языка не ниже уровня C1, опыт работы с детьми или взрослыми и желание развиваться в профессии педагога. Готовы попробовать? Отправьте заявку и мы свяжемся с вами!
Включение указанного приема в схему занятия
Введение речевой разминки на немецком преследует следующие учебно-методические цели: во-первых, оказывает учащимся помощь во время погружения в среду изучаемого языка и, во-вторых, создает комфортный переход к непосредственной теме занятия. В рамках успешной речевой разминки учащиеся готовятся к восприятию иностранной речи, повторяют пройденный материал, получают мотивацию к построению высказываний, развивают и тренируют навык разговорной речи.
Виды речевых разминок на немецком
Речевые разминки на немецком языке могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые – все зависит от поставленных задач – и нередко дополняются сопутствующими целями, среди которых можно выделить отработку правильной интонации, сохранение мотивации учащихся, активизацию определенных знаний и умений.
Одноцелевые разминки, в свою очередь, подразделяются на:
Артикуляционную,
в рамках которой особое внимание уделяется корректному произношению отдельно взятых звуков; может состоять из скороговорок, считалок, поиска рифм и других фонетических упражнений.
Орфографическую,
предназначенную для тренировки правил чтения и орфографии. К указанной разновидности относятся: поиск слов с отрабатываемым звуком, дополнение элементов транскрипции, подбор слова из указанных букв, поиск слова к известной транскрипции и наоборот и пр.
Лексическую,
направленную на повторение словарного запаса по требуемой теме. К данному виду относятся поговорки, загадки, пословицы, восприятие слов на слух с их последующим распределением на группы по смыслу, подстановка слов в правильном контексте, поиск лишнего элемента, перифраз, знакомство с явлением синонимии, антонимии и т.п.
Для такой разминки будут полезны наши словарные статьи:
Грамматическую,
сосредоточенную на поиске и объяснении разнообразных явлений грамматики, включая: анализ конструкции предложения или отдельно взятого словосочетания, преобразование предложения в соответствии с условиями упражнения и т.д.
В разделе «Грамматика немецкого языка» на нашем сайте вы найдете множество грамматических статей, в конце каждой статьи есть упражнения на закрепление материала.
В случае, если речевую разминку на немецком планируется применять в рамках долгосрочной перспективы, как, например, в целях развития и закрепления фонетических, лексических, грамматических и речевых навыков, одноцелевая разминка превращается в комплексную.
Прежде всего, следует рассматривать фонетическую разминку на немецком языке как средство повышения мотивации, интереса и любви к языку, ведь именно от указанных факторов зависит отношение обучаемых к урокам и, как следствие успех в обучении, а также итоговый результат.
Рифмовки, считалки и скороговорки, представляют собой один из наиболее успешных видов фонетической разминки. Через ритмическое проговаривание формируется необходимое чувство языка, а благодаря функции непроизвольного запоминания увеличивается количество усвояемого материала. Кроме того, с их помощью на занятии создается непринужденная ситуация общения, что способствует повышению эффективности учебного процесса.
Подборку немецких скороговорок вы можете найти, пройдя по ссылке, а также в нашем видео ниже.
Включение рифмовок в ход урока помогает преподавателю решить разнообразные методические задачи, как, например, ознакомление учащихся с произношением новых звуков, тренировку изучаемых фонетических конструкций, а также закрепление тематической лексики. Рифмовки представляют собой идеальное средство для развития дыхания, дикции, слуха, эмоциональности и темпа речи, а также умения регулировать силу голоса. Рифмовка не только укрепляет осознанную выразительность речи, но и способствует выработке правильного произношения звуков и целых слов.
С помощью скороговорок отрабатывается произношение отдельных звуков, особенно тех, которые отсутствуют в родном языке. Кроме того, они представляют собой отличное средство для достижения чёткости речи при любом темпе, однако, важным условием является осмысленное произнесение скороговорки, а не ее механическое проговаривание. Говоря о произношении, нельзя не упомянуть считалки, с помощью которых осуществляется привитие правильного произношения в целом.
Загадки в стихотворной форме особым образом способствуют развитию разговорной речи, в связи с тем, что их употребление обогащает не только активный, но и пассивный лексический запас.
Регулярное проведение речевой разминки на немецком языке позволяет
Несмотря на то, что обучение иностранному языку подразумевает постоянное повторение пройденного материала, главным условием успешной фонетической разминки является отказ от однообразия и монотонности, ведь бездумное воспроизведение повторяющейся информации, в конце концов, результирует в угасании заинтересованности.
О том, как мотивировать себя изучать иностранный язык, читайте в нашей более ранней статье.
В современном мире на первый план в изучении иностранных языков выходит практический аспект, а именно умение правильно реагировать на мнение собеседника в соответствующей коммуникативной ситуации.
Начало занятия является одним из важнейших его элементов, во многом определяя успех всего мероприятия. С помощью подходящей речевой разминки на немецком учитель может обеспечить комплексное погружение в атмосферу, настроить обучающихся на общение, ведь именно на данном этапе урока обычно наблюдается их скованность.
Выбор правильной речевой разминки, а именно ее содержания и формы, зависит от многих факторов, среди которых можно выделить комплексную проработку начала занятия, вызывающего потребность общаться на изучаемом языке, а также связь речевой разминки с поставленными задачами и остальными этапами урока, что обеспечит логический переход к следующей части занятия – обучающей.
В рамках речевой разминки на уроке немецкого не следует пренебрегать игровым элементом, так как игровая мотивация формирует положительный психологический микроклимат, что благоприятно сказывается на эффективности процесса обучения, а также помогает сохранить и приумножить интерес к предмету.
Разнообразие видов речевых разминок для детей и взрослых позволяет преподавателю решать необходимые методические задачи, а именно контролировать процесс получения знаний, отказываться от шаблонов, формировать и поддерживать мотивацию, особенно в начале урока.
Подводя итог, можно сделать вывод, что речевая разминка является одним из важнейших элементов учебной деятельности, обеспечивая формирование и сохранение заинтересованности к изучению немецкого языка, а также привитие навыка разговорного общения.
Изучение немецкого языка для начинающих онлайн + упражнения с ответами
Немецкий алфавит с переводом на русский. Особенности немецкого произношения.
Изучение любого языка необходимо начинать с алфавита. Немецкий алфавит основан на латинских буквах, если изучали английский язык, то Вы с этой системой знакомы. Помимо 26 основных букв, в немецком присутствуют 3 умлаута (ä, ü, ö) и лигатура «эсцет» (ß):
В таблице “Немецкий алфавит с переводом на русский” представлен немецкий алфавит с верным произношением буквы на немецком и русском языках:
(таблица немецкий алфавит с переводом на русский)
Все звуки немецкого алфавита следует читать, как в транскрипции. С основными звуками это несложно, а вот в произношении умлаутов нужно будет попрактиковаться. Это можно сделать на разговорном курсе в онлайн-центре немецкого языка канд. пед. наук Инны Левенчук, на который регулярно проводится набор здесь.
Буквосочетания согласных в немецком языке:
Буквосочетания гласных в немецком языке:
Но, даже те звуки, которые похожи на звуки русского алфавита, произносятся немного иначе. Чтобы уловить эту разницу, мы рекомендуем Вам ознакомиться с небольшими видеороликами, на которых наглядно объясняется немецкое произношение:
Основные глаголы-связки для начинающих учить немецкий с нуля
Давайте посмотрим, как основные немецкие глаголы изменяются по лицам:
Итак, со структурой вопросов в немецком языке мы разобрались, двигаемся дальше. В построении вопросов, или простых утвердительных предложений невозможно обойтись без глаголов, т.е. глаголов-связок нам будет недостаточно. В немецком языке инфинитив имеет окончание –en (machen, stehen). Чтобы употребить глагол в правильной форме, мы должны отделить его основу, и вместо окончания –en подставить нужное, соответствующее лицу и числу, в котором мы используем данный глагол. Для этого тем, кто изучает немецкий язык с нуля, нужно хорошо запомнить личные окончания глаголов в настоящем времени:
(таблица спряжения глаголов в настоящем времени в немецком языке)
Тренировка произношения немецкого языка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского
Немецкое произношение в заданиях и упражнениях
Автор-составитель: | ассистент кафедры иностранных языков ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Наталья Николаевна Воробьёва |
Рецензент | |
© | Н.Н.Воробьева: автор-составитель, 2007 |
Учебное пособие содержит введение и практические задания для отработки артикуляционных навыков. Во ведении в доступной форме на русском языке излагается обязательный минимум важнейших теоретических сведений об особенностях произношения немецкого языка. Практические задания построены на материале простых предложений, скороговорок, коротких текстов и стихотворений. Для контроля навыков узнавания отдельных звуков и слов в потоке речи предлагаются диктанты с пропусками.
Материалы данного пособия могут использоваться выборочно на разных этапах работы над устной и письменной речью.
Урок 1. Немецкий алфавит. Звуки немецкого языка
Каждый язык имеет свой особый, присущий только ему звуковой строй, с которым необходимо познакомиться, так как человек, не владеющий правильным произношением, не сможет правильно воспринимать иностранную речь на слух и не сможет быть правильно понят. Немецкий язык, наряду со звуками, свойственными только ему, имеет целый ряд звуков, произношение которых практически совпадает с соответствующими звуками русского языка.
В немецком языке 42 звука, для записи которых используются 26 букв латинского алфавита. Как в немецком, так и в русском языке, различают гласные и согласные звуки. Немецкий язык имеет 15 простых гласных звуков, 3 сложных двугласных звука (дифтонга) и 24 согласных.
Немецкий алфавит
Гласные звуки немецкого языка обладают двумя особенностями:
1. В начале слова или корня гласные произносятся с сильным приступом, напоминающим легкий щелчок, который придает немецкой речи отрывистость звучания, не свойственную русскому языку.
2. Гласные подразделяются на долгие и краткие, чем объясняется их большее количество по сравнению с русским языком.
Долгие гласные произносятся более напряженно, чем гласные русского языка, и не меняют своего характера в течение всего времени звучания. Следующий за долгим гласным согласный звук свободно примыкает к нему, как бы с небольшой паузой. При передаче немецких звуков русскими буквами долгота гласных обозначается двоеточием после соответствующей буквы.
Краткие гласные произносятся более кратко, чем русские гласные. Следующий за кратким гласным согласный звук плотно примыкает к нему, как бы обрывая его.
Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.
Долгота и краткость гласных имеют часто смыслоразличительное значение и определяют общий характер и ритм немецкой речи:
Stadt | штат | город | — | Staat | шта:т | государство |
offen | офэн | открытый | — | Ofen | о:фэн | печка |
Гласный произносится долго:
а. в открытом слоге, т. е. слоге, оканчивающемся на гласный:
Vater фа:та
Leben ле:бен
б. в условно-закрытом слоге, т. е. слоге, который при изменении слова может быть открыт:
Tag та:к
Ta-ge та:ге
На письме долгота гласного обозначается:
а. удвоением буквы
б. буквой h, стоящей после гласного
в. буквой e после i
Гласный произносится кратко, если за ним следует согласный или группа согласных:
Согласные звуки немецкого языка обладают следующими особенностями:
а. они произносятся напряженнее соответствующих русских согласных;
б. немецкие глухие согласные p, t, k произносятся с придыханием, особенно в конце слова;
в. немецкие согласные, в отличие от соответствующих русских согласных, никогда не смягчаются;
д. в отличие от русского языка, где глухой согласный озвончается под влиянием следующего за ним звонкого согласного (из ис туннеля, но: из из дома), в немецком языке происходит обратное явление: глухой согласный частично оглушает следующий за ним звонкий, оставаясь глухим (das Bad дас бпа:т).
Ударение в немецком языке падает, как правило, на корень слова или на приставку, т. е. на первый слог. При изменении слова ударение не меняется. Произношение немецких слов передается в данном пособии русскими буквами без использования общепринятых транскрипционных знаков. Транскрипция слова и ударный гласный выделяются разными шрифтами. Такая транскрипция позволяет (за некоторыми исключениями) довольно правильно произносить немецкие слова и предложения.
Обратите внимание, что при наведении на русскую транскрипцию, отобразится IPA-транскрипция. Это для особо продвинутых учеников, если вам она не нужна, используйте только русскую.
Произношение немецких гласных
Однако, особо внимательные слушатели могли заметить призвук звука «и» в словах Leben и See. Такого звука нет ни в русском, ни в английском языках, обращайте на него внимание, когда слушаете немецкую речь. Произносите его подобно русскому [э/е], причем положение губ — как для [и]. Также можно попробовать произносить дифтонг [эй], полностью не произнося вторую часть звука, т.е. первая часть звука это [э/е], а вторая [й], [й] как раз до конца и не произносится. Послушаем еще раз:
Произношение немецких согласных
Многие согласные звуки немецкого языка произносятся практически также, как и соответствующие звуки русского языка: b б, p п, w в, f ф, s c или з (перед гласным или между двумя гласными), k к, g г, n н, m м, z ц.
Произношение R r
Согласный звук, обозначаемый буквой r, может звучать и как гласный звук, близкий к русскому звуку а.
В остальных случаях произносится как согласный звук. Существует три вида произношения согласного звука «r» (2-ой вариант сейчас является более употребительным):