тренировка разбор слова по составу
Сборник теории и упражнений по теме «Состав слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
Учебное пособие по русскому языку
для разновозрастных групп 2-4-х классов.
Печатается по решению Научно-методического совета Муниципального автономного образовательного учреждения «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
Состав слова. – Усть-Илимск, 2018.- 19 с.
Пособие ориентировано для преподавания уроков русского языка в разновозрастных группах 2-4-х классов в режиме дневных погружений в предмет, а также для самостоятельной работы учащихся этих групп.
Пособие содержит учебный материал модуля №1 по русскому языку, разработанный в соответствии с авторской программой, требованиями ФГОС НОО по теме «Состав слова».
В пособии освещена система понятий, относящихся к морфемике, словообразованию, включены упражнения для изучения и повторения темы.
© МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», г. Усть-Илимск
1. Что такое морфемика и морфемы?
Морфемы – это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.
Данное имя существительное состоит из 4 морфем:
-вод- – корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
под- – приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо;
-ник – суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
-и – окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму множественного числа имени существительного.
Для разных морфем есть свои условные значки:
2. Изобрази графически состав слова (придумай не менее 3 вариантов).
3*. Подумай и ответь на вопрос: без какой морфемы слово не может существовать? Поясни, почему.
2. Корень слова. Однокоренные слова.
Корень — это общая часть однокоренных (родственных) слов, в которой заключено одинаковое для всех этих слов значение:
Однокоренными называются слова с общим корнем, но разным
лексическим значением:
Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи:
5. Прочитай. Спиши, устранив в каждом ряду лишнее слово. Обоснуй ответ:
Нос, носильщик, носик, носатый;
час, часок, часть, часовщик;
гусь, гусята, гусеница, гусыня;
циркуль, цирк, цирковой, циркач.
Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.
1) Вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый;
2) холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить;
3)лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.
Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать родственными?
Куст – кустик час – часовая
море – моряк гнездо – гнёздышко
зима – зимовать стул – стульчик
сон – сонливый мороз – заморозки
Поле, полочка, полевой, полюшко;
печурка, печь, печка, печать;
соринка, сорняк, сорвал, насорил;
вода, водичка, водянка, водить.
Б(а,о)бры – трудолюбивые ж(ы,и)вотные.
Звёздное небо очен(-,ь) красивое.
Все знают б(а,о)бровые домики и плотины.
Звёзды находятся д(а,о)леко от нас.
Т анк – танкист – танковый
Выдели корень в однокоренных словах.
Под осиной растут подосиновики.
В лесу работает лесник.
Муравьи живут в муравейнике.
Туляк живёт в Туле.
На книжной полке стоят книги.
под хват ок с дорож ок
по снеж чик по работ щик
за ряд ник за бор ник
Тише едешь – дальше будешь.
Шила в мешке не утаишь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Ходить, читать, играть, думать
А. Мама ….шла с работы. Папа ….шёл утром на фабрику.
Ко мне ….шли мои друзья. Мы ….шли вместе на улицу.
Б. Тёмная туча ….крыла солнце. ….дул резкий ветер. …сверкала молния и ….лил дождь. Ребята ….бежали домой. Они ….мокли до нитки.
В. ….ходить в комнату, ….ходить из комнаты, …..ехать в другой дом, ….ехать к бабушке, ….ехать за мамой на работу, ….плыть до берега, ….плыть всё озеро.
17. Спиши. В однокоренных словах выдели приставку и корень.
И под каждой берёзой – гриб подберёзовик.
И под каждой осиной – гриб подосиновик.
Бабушке Варварушке я связала варежки,
Думала – подумала, ей дарить раздумала.
Отошлю на фронт бойцу, вдруг достанется отцу.
Суффикс — это часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов:
Значения некоторых суффиксов:
18. Объясни, от какого слова образовано каждое слово и что оно называет.
дворик громыхать дворник
глазок зубастый больной
больница зубной глазище
зубок глазастый болеть
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
21. При помощи суффиксов образуй новые слова.
Окончание — это изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в предложении:
Изменение окончания не приводит к изменению значения слова. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками: нет нож а , резать нож ом . Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.
Формы слова – это варианты одного и того же слова, имеющие разные окончания. Например: дом – дома, в доме, к дому, с домом, в домах, перед домами.
22. Запиши словосочетания грамматически верно.
23 . Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания у имен прилагательных.
В нов__ кастрюлю, последн__ письмо, новогодн__ открытка, крайн__ ряд, о плакуч__ иве, в нижн__ ящике, будущ__ актрису, в зимн__ шапке, на соседней даче, из свеж__ капусты, для клубничн__ джема.
24. Спиши. Выдели окончания существительных и глаголов.
Свежий хлеб. Снежинки плавно кружатся и падают на землю. Солнышко скрылось за тучки. Осиновые шишки. К дереву летит птица. Вкусный завтрак. У девочки яркие банты. Зеленый огурец. Пушистый цыпленок. Птицы уселись на ветку. Прошел летний дождь. Зима пришла рано. Налетел ветер.
6. Основа слова.
Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
Основа слова может быть равна корню: жёлт ый. Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы: жёлт-изн -а, по-желт-е -ет.
25. Спиши текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выдели окончание и основу.
бабочки, летать, над, цветы
стрекотать, в трава, кузнечики
7. Порядок морфемного разбора
1. Найди в слове окончание : измени слово по числам, по падежам или по лицам;
2. выдели основу : слово без окончания;
3. найди корень : подбери однокоренные слова, выдели общую часть;
4. выдели приставку : подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;
5. найди суффикс : он стоит после корня и служит для образования новых слов.
27. Запиши слова, состоящие из:
корня и суффикса: зонтик.
приставки и корня: обход.
— приставку из слова полет, корень из слова походка, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.
— корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.
а) корень тот же, что в слове морской, суффикс тот же, что в слове бедняк.
б) корень тот же, что в слове лесной, суффикс тот же, что в слове печник.
в) приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит.
а) такой же приставки, что в слове прилет, того же корня, что в слове ездить.
б) того же корня, что в слове пригород, того же окончания, что в слове вода.
в) того же корня, что в слове рыбак, того же окончания, что в слове сова.
Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;
повел, дарит, цветок-.
побежал, садовник, пилотка—.
переход, стрелка, ножка-.
осушил, красивый, стройка-.
прошел, водит, школьник
залетел, варил, стенка-.
а) суффикс из слова руководитель, приставка из слова воскликнуть, корень из слов пропитание.
б) суффикс и окончание из слова терпеливый, приставку из слова выписать, корень из слова преподносить.
в) суффикс из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка из слов исключительный.
32. Запиши слова, выдели их части.
а) корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове возчик, приставка та же, что и в слове расход.
б) корень тот же, что и в слове отдавать, приставка взята из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
в) корень из слова приветствие, приставка из слова отличник, суффиксы из слов мужество, откровенность, смелость.
33. Разбери слова по составу:
Разберите слова по составу.
Травяной, вывоз, желтуха.
Наплечник, медовый, верхушка.
Пятнистый, перелесок, соринка.
Побег, глазёнки, теплица.
Перегородка, гористый, запись.
Комариный, настольный, улов.
Вылет, нижний, доброта.
Золотко, обрезок, солёный.
Пригород, братский, рыбак.
Дочка, ленивый, осмотр.
Вырезной, стрелок, съезд.
Цветник, догрузка, детский.
Моряк, рыбёшка, верхний.
Горец, усатый, привязывают.
Поварёшка, звонкий, болтун.
Игрок, разрезная, работница.
Подводный, морозец, ловушка.
Раненый, весна, звёздочка.
Работник, посадка, красивый.
Беленький, зимушка, мосты.
Цепочка, мясной, листик.
Домик, столовая, повар.
Садовник, грязный, часовой.
Перелётные, старик, медный.
Берёзка, въезд, капустная.
Морской, подорожник, кружок.
Столик, поход, большой.
Жаркий, часовщик, грозовой.
Больница, побелка, лисица.
Столяр, выстрел, полевые.
Перекличка, вечерний, узкая.
Низкий, бабушка, белочка.
Соседушка, сладкий, стрелка.
Лошадка, холодный, цветник.
Слепота, задумчивый, след.
Деньки, грустный, синяк.
Хлебный, поднос, сторожка.
Проделка, рассказ, местный.
Ракетчики, вредный, выпечка.
Наушники, мировая, котёнок.
Находка, ленточка, засол.
Заморозки, старость, червивый.
Чистенький, свинарка, покраска.
Столярная, пилка, поездка.
Вырубка, головка, гвоздик.
Пришкольный, насмешка, каток.
Радостный, пограничник, собака.
Перина, крикливый, повязка.
Безделье, слёзный, труба.
Левый, покос, переход.
Подводник, солонка, ледяной.
Совиный, зёрнышко, зверёк.
Старенький, картинка, пятак.
9. Вопросы для повторения и обобщения
1. Что называется корнем слова?
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах: находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.
12. Что называется корнем слова?
13. В какой части слова заключается его основной смысл? Докажите это на примере: дело, делать, дельный, деловой, отделка.
14. Что называется окончанием слова? Укажите окончания в данных примерах: К девочке пришла подруга. Девочка дала подруге книгу.
15. Как называется часть слова, стоящая перед корнем? Как приставки изменяют основное значение слова? Объясните это на примерах: приходит, уходит, выходит, подходит.
16. Как называется часть слова, стоящая между корнем и окончанием? Как суффиксы изменяют основное значение слова? Объясните это на примерах: море, моряк, морской.
10. Тест «Состав слова»
Напиши части слова, которые ты знаешь:
2. Вставь пропущенные слова:
__________________________- главная часть слова.
В ____________________ заключено основное значение родственных слов.
Часть слова перед корнем называют __________________________.
Для образования новых слов служат __________________________.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называют _______________________.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании, называют ____________________.
3. Найди строку, в которой все перечисленные части служат для образования новых слов.
1) корень, суффикс, окончание
2) приставка, суффикс
3) приставка, корень, окончание
4. Найди слово, в котором нет приставки
1) уехать, 2) ужалить, 3) ударить, 4)унести
5. Найди слово с приставкой о-.
1) обида, 2) опечаленный, 3) отход, 4) орешек
6. Разбери слова по составу.
Отметка пожелтел сероватый обходчик
7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) кора б) корка в) покорить г) корочка
8. Чтобы найти корень, надо …
а) изменить форму слова;
б) подобрать слова с одинаковыми сочетаниями букв.
в) подобрать однокоренные слова;
9. Укажи слова, в которых «за» является частью корня:
10. Обозначь в словах корень: лёгенький, дубочки, перебегал, бусинка, стекольщик.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2018.
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2018.
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2018.
Дорофеева Г.В. Большая книга заданий по русскому языку. 1-4 классы. – Москва: ЭКСМО, 2017. – 224 с.
Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2018.
Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2018.
Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2018.
Стронская И.М. 365 упражнений на все правила русского языка. 1-4 классы. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2014. – 224 с.
Стронская И.М. Русский язык за 5 шагов. 1-4 классы. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2013. – 224 с.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Полный курс русского языка. 2 класс. – Москва: АСТ, 2016.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Полный курс русского языка. 3 класс. – Москва: АСТ, 2016.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Полный курс русского языка. 4 класс. – Москва: АСТ, 2016.
Тренировочные упражнения по теме «Состав слова»
Упражнения различного вида помогут детям закрепить понятия о приставке, суффиксе, окончании, а самое главное находить корень методом подбора однокоренных слов.
Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по теме «Состав слова»»
Задания по теме «Состав слова»
Задание 1. Найдите родственные слова, выделите в них корень.
1. На опушке леса рос раскидистый дуб. Дубовая кора крепкая и прочная.
2. У школы посадили большой фруктовый сад. Садовник переходил от яблони к яблоне.
3. Мой отец рабочий. Он работает на заводе.
Задание 2. Подберите однокоренные слова к слову: Зима
Задание 3. Замените одним словом выделенные сочетания слов. Полученные слова разобрать по составу.
Задание 4 От данных глаголов образовать существительные мужского рода.
Задание 5 Образуйте новые слова, используя приставки.
Ходить вы-, в-, под, от-, об-, за-, пере-.
Возит за-, у-, при-, пере-, до-, от-.
Задание 6 Разделите слова для переноса.
Приморский, подписка, ноги, лесник, летать, прочитал, сахарница, солдатский.
Задание 7. К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
Задание 8. Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания.
Ценить что? (книга, забота)
Дорожить чем? (коллектив, честь)
Радоваться чему? (праздник, подарок)