третий этап обучения движениям предполагает
Основы обучения движениям
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Основы обучения движениям
Любому учащемуся помимо индивидуальных и высококлассных навыков следует иметь крепкое состояние здоровья и физическую подготовку. Основную роль в решении данной проблемы представляет развитие здорового образа жизни.
Актуальность данной работы состоит в том, что приобщение молодого поколения к физической культуре — существенное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Совместно с обширным развитием и последующим совершенствованием организованных форм уроков физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями: здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче состояние здоровья студента, тем продуктивнее обучение, по-другому конечная цель обучения теряет подлинный смысл и значимость.
Чтобы учащиеся успешно приспособились к условиям обучения в учебном заведении, сберегли и укрепили состояние здоровья за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и систематическая оптимальная двигательная активность. Целью данной работы является изучение основ движения, исследование атлетической гимнастики и составление комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основы обучения движения;
выделить основные этапы обучения;
изучить основы атлетической гимнастики;
рассмотреть основы самостоятельных занятий;
составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики.
1 Основы обучения движениям. Этапы обучения
При обучении двигательным действиям устанавливается цель довести до определенной степени безупречности двигательные умения, способности и связанные с ними познания.
Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», для того чтобы исключить неурядицы, когда эти определения неверно используются как синонимы.
В ходе неоднократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции делаются все наиболее привычными, осваиваются и со временем автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Прочный двигательный навык сберегается в течение многочисленных лет. Классический пример: обучившись ездить на велосипеде либо плавать, а это трудные двигательные навыки, разучиться уже нельзя.
Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский весьма высоко оценивал значимость навыков в жизни человека. Он сказал, что в случае если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в собственном развитии, и оно постоянно задерживалось бы бесчисленными трудностями, какие возможно преодолеть только лишь навыком, освободив ум и волю с целью новейших работ и свершений.
Процесс обучения двигательному действию содержит три этапа:
Целью первого этапа является обучение основам техники двигательного действия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
создать общее представление о двигательном действии;
научить элементам техники двигательного действия;
сформировать общий ритм двигательного акта;
предупредить или устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Общее представление о двигательном действии создается с помощью демонстрации разучиваемого движения и акустической демонстрацией (ритма движения).
Выполняя двигательное задание впервые, разумно разучивать движения по частям и с помощью подводящих упражнений.
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном занятии. Но длительные перерывы в занятиях на первом этапе больше задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых двигательных рефлексов.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
понять закономерности движений действия;
уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
усовершенствовать ритм выполнения движения;
создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника устанавливается в ходе неоднократных повторений. По мере её освоения возрастает число движений, исполняемых автоматически. С повышением автоматизации движений увеличивается количество повторений упражнения. Однако на данном этапе при совершенствовании качества выполнения действия в целом возможны кратковременные смещения в худшую сторону, которые со временем происходят все реже и реже.
Второй этап обучения завершается в тот момент, когда занимающийся обучился верно выполнять главную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Непосредственно в это время необходимо переходить к следующему этапу обучения.
На базе двигательного умения создается двигательный навык.
Этот этап способен продолжаться весьма долгое время в ходе занятия высококвалифицированных спортсменов, так как перемена уровня развития физических качеств потребует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным характеристикам.
зафиксировать навык и улучшать технику движения, для того чтобы увеличить достижения (результат). Для этого со временем увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
избирательно улучшать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
улучшать технику двигательного действия в необычных обстоятельствах, т.е. повышать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, психологической напряженности; усложняются задания (подключаются вспомогательные движения) или, напротив, условия его выполнения упрощаются;
упростить технику движения. Познакомиться с прикладными методами его выполнения, когда используются варианты этого движения из бытовой, производственной либо военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).
Успех либо провал студентов в изучении упражнений зависит от уровня формирования у них тех качеств, которые считаются ведущими при освоении двигательного действия. Таким образом, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием данных физических качеств.
2 Атлетическая гимнастика. Основы самостоятельных занятий
Атлетическая гимнастика — это комплекс физических упражнений, который развивает силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой развивают силу, выносливость, ловкость, формируют гармоничное телосложение.
Развитие силы достигается выполнением следующих специальных силовых упражнений:
упражнения с гантелями (масса 5 — 12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;
упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание гири к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей;
упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч;
упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различным хватом, жим стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах;
упражнения со штангой (масса подбирается индивидуально);
подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа;
приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной;
жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом;
повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах;
классические соревновательные движения: рывок, толчок;
различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.
При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах нужно следить за тем, чтобы не было задержки дыхания. Оно должно быть ритмичным и глубоким. Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим упражнениям для всех групп мышц (разминка).
После разминки необходимо выполнить комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнений для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки.
В последней части осуществляется медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.
Чтобы провести разностороннюю физическую и функциональную подготовку, в занятия необходимо включать подвижные и спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), плавание, ходьбу и бег на лыжах и т.п.
Атлетическая гимнастика полезна как мужчинам, так и женщинам. С ее помощью укрепляются опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.
К средствам атлетической гимнастики следует отнести шесть групп гимнастических упражнений, отличающихся характером и условиями выполнения:
Для обеспечения действенного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом можно выделить вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление.
Ценность атлетической гимнастики и для общества, и почти для каждого конкретного человека гораздо выше, чем гимнастики спортивной и художественной вместе взятых и, тем более, гимнастики силовой, то есть тяжелой атлетики.
3 Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами.
Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.
Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.
Пример комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики:
Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, перейти на бег.
Длительность упражнения 1-3 минуты. Следить за дыханием и осанкой.
поменять наклон влево.
Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
на 2 – исходное положение (вдох).
Повторить 8-12 раз в среднем темпе.
на 2 – исходное положение (вдох);
Повторить 8-10 раз в среднем темпе.
Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.
Прыжки на месте. Выполнить 30-40 прыжков. Дыхание произвольное.
Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Длительность упражнения 1 минута.
В данной работе были выполнены все поставленные цели и задачи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Атлетическая гимнастика—это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.
Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых упражнений:
упражнения с гантелями (масса 5 — 12 кг);
упражнения с гирями (16, 24, 32 кг);
упражнения с эспандером;
упражнения с металлической палкой (5—12 кг);
подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа;
приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной;
жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке;
толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом;
повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах;
классические соревновательные движения;
различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).
А также был составлен комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, состоящий из девяти упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гигиена физической культуры и спорта. Учебник [Электронный ресурс] / СпецЛит, 2010.
Физическая культура. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Вышэйшая школа, 2011.
Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной ступени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
Ознакомление, первоначальное разучивание движения
Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознанный контроль действий
Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия
Краткая характеристика этапа, высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и свершений.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель: обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
— создать общее представление о двигательном действии;
— научить частям (элементам) техники этого действия;
— сформировать общий ритм двигательного акта;
— предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Первоначальное объяснение техники движения – только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).
Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.
Второй этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
— углубленно понять закономерности движений действия;
— уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
— усовершенствовать ритм выполнения движения;
— создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.
Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.
Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
Задачи третьего этапа:
— закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
— избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
— совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
— облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).
Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.
Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
При обучении двигательным действиям ставится задача \ довести до определенной степени совершенства двигательные умения, I навыки и связанные с ними знания.
Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.
Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
|
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Основоположник отечественной, педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными Трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и свершений.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель — обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
♦ создать общее представление о двигательном действии;
♦ научить частям (элементам) техники этого действия;
♦ сформировать общий ритм двигательного акта;
♦ предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Первоначальное объяснение техники движения — только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).
Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.
Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
♦ углубленно понять закономерности движений действия;
♦ уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с. индивидуальными особенностями обучаемого;
♦ усовершенствовать ритм выполнения движения;
♦ создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.
Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.
Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели — добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.
Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам. Задачи третьего этапа:
♦ закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;7
♦ избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
♦ совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
♦ облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).
Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.