третьяковская галерея иконы андрея рублева
Открытие выставки «Андрей Рублев: подвиг иконописания»
К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка, ставшая результатом совместной работы нескольких ведущих музеев страны, где хранятся произведения, связанные с именем Андрея Рублева: государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музеев Звенигорода, Сергиева Посада, Владимира и Санкт-Петербурга.
Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника
На пресс-конференции выступили организаторы выставки – сотрудники Третьяковской галереи и музеев, предоставивших произведения для экспозиции.
Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева во вступительном слове в частности сказала: «Название выставки «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» соединяет то главное, о чем мы думали при подготовке проекта: о единстве веры и культуры, о нашем национального достоянии. Мы все люди православной культуры независимо от степени нашей веры».
Она рассказала, что на выставке впервые представлены фрагменты фресок не только из Спасо-Андроникова монастыря, но и сенсационные фрески, обнаруженные недавно при раскопках в Московском Кремле, была проведена обширная предварительная научная работа. В заключение выступления И. В. Лебедева выразила надежду в том, что эта выставка станет значительным событием в художественной жизни Москвы.
Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов рассказал о других экспонатах выставки: «После 20-х – 30-х годов зритель впервые увидит объединения таких комплексов, как иконостас Владимирского Троицкого собора, фрагменты фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, фрагменты из Благовещенского собора Московского Кремля, из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, а также роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря». Также среди экспонатов были названы три деисусные иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде и Владимирская икона Богоматери из Успенского собора во Владимире.
Заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Лидия Ивановна Иовлева напомнила присутствующим журналистам, что «русское и византийское искусство в отличие от западного средневекового искусства, практически имперсонально, т.е. мы почти не знаем подписных, авторских икон до XVII века. Поэтому, если история и сохранила какие-то имена, то они превращены в легенду, предания».
Куратор выставки, заведующая отделом Древнерусского искусства Наталья Николаевна Шередега представила результат многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства – каталог-альбом весом 5 кг и объемом 600 страниц. В своем выступлении на пресс-конференции она также обратила внимание на то, что Андрей Рублев — не только величайший русский средневековый художник, но и прославлен Церковью как преподобный.
Об этом же напомнил настоятель храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов обратился к журналистам с такими словами: «Сейчас мы переживаем подъем духовной жизни, и за этим стоит молитвенный подвиг великого преподобного Андрея Рублева. Он не оставил Россию своими заботами, и сегодня во многих храмах есть списки с его икон. Антология духовной жизни России предстает перед нами в творениях этого великого иконописца, соработника, сомолитвенника, сопостника наших русских святых Никона Радонежского и преподобного Сергия. Хочется надеяться, что эта выставка поможет всем нам обрести то сокровище духовной жизни, которое мы утрачиваем – любовь, согласие, мир. Образ Святой Троицы был написан со словами: «Чтобы люди, взирая на Святую Троицу, побеждали в себе ненавистную рознь мира сего»».
Протоиерей Николай Соколов
Настоятель Успенского собора г. Звенигорода архимандрит Иероним (Карпов) на вопрос корреспондента портала «Православие и мир»: «Почему за шесть веков в русской живописи не появился художник, иконописец уровня преподобного Андрея Рублева?»- ответил:
— Чем глубже в веках, тем люди были ближе к Богу. Народ в то время жил религиозной жизнью, и, хотя люди были в большинстве своем неграмотные, но Священное Писание знал очень хорошо. Когда в XVII веке в Россию приезжал Патриарх Антиохийский, он посетил в том числе и Саввино-Сторожевский монастырь, и потом в записях об этой поездке было написано: «Создается впечатление, что вся Россия как целый монастырь». Народ жил Церковью, поэтому такое глубокое понимание иконографии. Внутренний духовный мир человек отображает в иконографии и, конечно, талант. Хотя и сегодня есть таланты. В Звенигороде при мне 7 лет строился новый храм, иконостас я заказывал сам, иконы получились очень одухотворенные. Иконография в стиле Семена Ушакова.
А что касается стиля Андрея Рублева, то на куполе нашего нового храма изображены апостолы во главе со Христом. На западной стороне изображен покровитель Дмитрия Донского Дмитрий Солунский, а с другой стороны изображен Георгий Победоносец, покровитель великого князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского. А сбоку в медальонах изображены новомученники и исповедники российские. Такая преемственность не случайна. То есть и сегодня есть очень хорошие иконописцы. Может, через лет сто это тоже будет считаться образцом иконографии?
Архимандрит Иероним (Карпов) и протоиерей Николай Соколов
На последующем за пресс-конференцией вернисаже заместитель министра культуры России Андрей Евгеньевич Бусыгин огласил приветствие министра культуры России Александра Алексеевича Авдеева организаторам, участникам и гостям выставки, в котором в частности сказано: «Настоящая выставка – во многом результат научной реконструкции, осуществленной исследователями и экспозиционерами, поскольку дошедших до нас исторических сведений о Рублеве и произведениях, авторство которых документально подтверждено, явно недостаточно для составления его полноценной творческой биографии».
От себя лично Андрей Евгеньевич добавил, что он испытал некий энергетический шок от экспозиции. «Эта живопись воспринимается не взглядом, а исключительно душой и сердцем», – добавил Андрей Евгеньевич.
Митрополит Волоколамский Иларион зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
«Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с открытием выставки, собравшей произведения древнерусского искусства, связанных с иконописной традицией преподобного Андрея Рублева. С первых веков христианства иконопись воспринималась не как изобразительное искусство, а как свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе и о Его святых, как богословие в красках, образно раскрывающее великую тайну воплощения Бога Слова. Именно поэтому в православной традиции труд иконописца всегда считался особым церковным послушанием. Икона возносит наши души к Горнему миру, к Божественной реальности будущего века, где Бог будет все во всем (1 Кор. 15. 28). Среди многих выдающихся русских иконописцев преподобный Андрей Рублев занимает особое место. Его работы, унаследовавшие и развившие лучшие традиции византийского церковного искусства, стали символом святой Руси, выражением ее духовной жизни. В своей всемирно известной иконе «Святая Троица» преподобный Андрей зримо явил учение церкви о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Современный человек, зачастую утративший подлинные духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, взирая на икону, возводящую его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю.
Дай Бог всем нам, стране нашей, народу нашему идти по пути, указанному такими подвижниками духа, каким был преподобный Андрей Рублев. Он соединял высочайшее мастерство с глубочайшей верой, труды с молитвой. Только посредством такой синергии – Божественного и человеческого – мы можем достигнуть процветания общества, культуры, нации. Благословение Господне да пребудет со всеми вами, любящими и ценящими образный и совершенный язык русской иконы.
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Иларион также обратился к собравшимся:
— Были времена, когда культура была отделена от Церкви, а Церковь от культуры, и между ними была возведена высокая и глухая стена. В эти годы искусство преподобного Андрея Рублева служило мостом между очень многими людьми и Церковью, которая была гонимой. А вот эти иконы запретить было невозможно. Как только о них ни говорили, какие сказки о них ни рассказывали, но самим только умозрением в красках, которое запечатлелось в этих иконах, они безмолвно свидетельствовали о непреходящей красоте православия, об истине православия. И самим присутствием на стенах в музеях они подготавливали то возрождение церкви, которое сегодня происходит.
Преподобный Андрей Рублев был легендарным иконописцем уже при своей жизни. Некоторые считают, что и Рублевым он был прозван потому, что иконы его ценились очень дорого, за них платили не копейками, а рублями. Преподобный Андрей был известен и после своей смерти. Это один из немногих иконописцев, чье имя сохранилось в истории. Более того, он один из немногих людей, которого церковь прославила прежде всего благодаря его искусству, благодаря тем шедеврам, которые дошли от него и сохранились до наших дней. Сегодня преподобный Андрей Рублев стал символом иконописания, и он стал небесным покровителем всех наших иконописцев.
В заключение Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова исполнил духовные произведения Николая Голованова.
Иконы преподобного Андрея Рублева
Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?
О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.
Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.
Загадка иконописца Андрея Рублева
Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.
Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.
Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.
Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.
«Троица» Андрея Рублева
Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.
Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!
Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.
Существуют два списка иконы.
Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.
Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.
На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.
(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)
Иконы кисти преподобного Андрея Рублева в Государственной Третьяковской галерее
Аудио
Рассказывает Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:
– С именем Андрея Рублева связан, конечно, один из самых поразительных периодов в истории русской духовной и художественной культуры. Это эпоха начала XV века, эпоха необыкновенного подъема как Москвы, Московского княжества, так и укрепляющегося Русского государства. Это время, когда русская духовность, русское благочестие, русская иконопись и, конечно же, монументальная живопись, архитектура – все это, несомненно, вызвано новым контактом с византийской культурой. Встреча эта будет очень недолгой, потому что уже в 1453 году падет Константинополь. Тогда именно Москва станет последней наследницей Византии и как независимое православное государство, и как государство, имевшее династические связи с византийским императорским домом. Это XV век.
Я хочу напомнить, что именно вторая встреча с Византией так важна для нас, потому что в первой половине XV века, в 30–40-е годы, ведутся бурные дискуссии, дебаты, и побеждает учение Григория Паламы, где одним из самых главных моментов является мысль о Божественной природе фаворского света, преображающего мир, человеческую плоть, то есть как бы делающего человека приближенным к Богу. В области богословской идея эта была высказана словами, а в произведениях фресковой и станковой живописи, то есть иконы, получила потрясающее воплощение в образах, созданных греческими, византийскими и русскими иконописцами, фрескистами. Потому что мы знаем: именно к нам, в наше Отечество, из уже сокращающейся в размерах под ударами турок Византийской империи эмигрируют очень многие художники, в том числе прославленный Феофан Грек.
Это не только блестящий художник, но и, как сказано было о нем, «философ зело премудрый», который умел и украшать книжные издания, манускрипты, и работать как фрескист. Мы знаем, что он работает в Новгороде, Феодосии, Каффе – это как бы его путь в Москву. А потом этот великий художник попадает в Москву, принимает участие и руководит росписями Благовещенского собора Московского кремля, работает над созданием иконостаса Благовещенского собора. Именно тогда впервые – в связи с именем и творчеством Феофана – мы слышим имя Андрея Рублева.
Мы не знаем точной даты рождения Андрея Рублева. Мы знаем очень немногое. Почему мы говорим «знаем»? Так как это то, что основано не на наших домыслах, а на документальных источниках. Мы знаем, что Андрей Рублев работал с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Московского кремля, но уже в 1408 году с его именем связана деятельность по росписи и созданию иконостаса в Успенском соборе города Владимира. Успенский собор города Владимира, построенный в XII веке, был ориентирован в своем величии на соборы Киева и, в свою очередь, на византийские памятники древних лет. В этом древнем соборе грандиозных, невероятных масштабов, что очень важно для нас, работает Андрей Рублев. Почему? Да потому что во время татаро-монгольских набегов на Владимир древний Успенский собор, в котором находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери, претерпел серьезнейшие разрушения. Рублев создает то, что навечно останется в нашей памяти одной из вершин его творчества, – фресковую роспись необыкновенной иконографической программы с изображением Страшного Суда, где каждый фрагмент, каждая деталь несет в себе этот легкий отпечаток боговдохновенной кисти Андрея Рублева.
Кстати, хочу напомнить, что иконописец Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в том числе за подвиг иконописания. И вот его участие в начале XV века в создании иконостаса, росписи Успенского владимирского собора. Это грандиозный иконостас. Мы не знаем, сколько точно икон в него входило, но точно знаем, что это был один из самых первых высоких развитых иконостасов, то есть некой композиции из икон, отделявшей пространство алтаря от той части храма, где находились прихожане. Была выстроена та структура иконостаса, какой она впоследствии будет только в русском варианте. Мы знаем, что рождение высокого иконостаса – заслуга русской культуры, русской богословской мысли, и в первую очередь Андрея Рублева.
Древний иконостас включал в себя несколько чинов, в том числе главный деисусный чин, который представлял моление, где в центре представлен Спаситель, а по краям от Него Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и святые. То есть ряд увеличивался кратно, и он станет как бы сердцем, содержанием иконостаса, потому что именно эти святые обращаются к Спасителю с молитвой быть милостивым к людям в момент Страшного Суда. Итак, восточная часть – иконостас, а в западной части кистью Андрея Рублева и мастеров его артели написан Страшный Суд. Внизу – местный ряд, праздничный чин (или праздничный ряд) – изображение праздников. Сверху – пророческий ряд.
Почему для нас так важно перечисление этих рядов? Потому что размеры этого иконостаса и то, что входило в него, – это предмет исследования очень многих ученых, исследователей. Он был определен грандиозностью самого храма. Второй раз такой грандиозный иконостас будет создан Дионисием и его артелью для Успенского собора Московского кремля. Потому что Успенский собор в 70-е годы XV века будет строиться Аристотелем Фиораванти по образу и подобию Успенского собора во Владимире. То есть эта преемственность и приведет к созданию иконостаса, полностью повторяющего эти невероятные размеры, которых не знала ни одна страна православного мира, где не было деисусного чина такого размера. Это во многом определило стилистику и специфику работы Андрея Рублева и его мастеров, которые создавали ансамбль. Он был связан иконостасом с его программой, представляющей историю спасения человечества. Как я уже говорила, отсюда огромная роль линии, композиционно склоненные фигуры. Особенно выразительными становятся силуэты, воспринимаемые с огромного расстояния, где внимание художника сосредоточено не только на исполнении ликов, но и, в первую очередь, на этом композиционном решении.
Для нас это чрезвычайно важно, потому что целиком иконостас не сохранился. Его постигла очень странная судьба. В XVIII веке, во время правления Екатерины II, в эпоху барокко – а это другая стилистика, другой пафос, – он был сочтен неуместным, старомодным для Владимира и отослан в село Васильевское Шуйского уезда, где был приобретен крестьянами для своей местной церкви. Во Владимире был возведен совершенно иной, барочный, прекрасный, но совершенно иной по своему наполнению иконостас. Только в начале ХХ века были открыты иконы Андрея Рублева из села Васильевское. И получилось так, что часть икон сложным путем попала в Третьяковскую галерею, а часть – в Петербург, в Русский музей. Но соединялись они у нас на выставке Андрея Рублева.
Поэтому в том, что касается документально известных работ, это именно работа в Успенском соборе города Владимира с этим грандиозным иконостасом. Но иногда эти утраты, изменения сохранности не позволяют нам так тонко и плотно ощутить индивидуальность творческой кисти, творческого замысла Андрея Рублева, как, может быть, произведения, не имеющие документальной привязки к Андрею Рублеву, но тем не менее точно связанные с его именем, – это такие произведения, как знаменитый звенигородский чин и «Троица».
Когда мы говорим об иконописной деятельности преподобного Андрея Рублева, мы должны обязательно помнить, что он был монахом. Все его творения были созданы по благословению. Самое великое его произведение – это, конечно же, «Троица». Мы сейчас можем сказать, что у нее удивительная открывшаяся нам сохранность. Это особая тема, ведь на протяжении столетий никто не знал, как выглядело подлинное произведение Андрея Рублева, написанное в похвалу преподобному Сергию. Почему? Потому что слава этой иконы была столь велика, что она украшалась драгоценными окладами. Драгоценный убор Троицы и поновления более позднего времени скрывали подлинное ее «лицо». Несмотря на то что Стоглавый Собор середины XVI века постановил писать так, как писал Андрей Рублев, мы можем сказать, что к этому времени, спустя уже почти полтора столетия со времени написания этой иконы, ее облик, наверное, был уже иной. И только когда с нее сняли оклад и начались первые раскрытия, подлинный вид «Троицы» начал постепенно возникать сквозь завесу прежних времен.
Благодаря кропотливой, деликатной работе исследователей-реставраторов Третьяковской галереи мы с уверенностью можем сказать, что, хотя есть многочисленные утраты, изменены формы некоторых предметов, композиционный строй, почти все личное письмо, колористический строй, говорят нам о том, как именно было задумано и как выглядело это великое произведение русской духовной культуры. Конечно, есть изменения: это и чаша с главой агнца, которая имела слегка другие очертания, и небольшие изменения верхней части глаза и лика ангелов, но по общему ощущению, общему образу мы почти приближены к той «Троице», в соответствии с которой было велено Стоглавым Собором писать так, как писал Андрей Рублев.
Что же необыкновенного в этой иконе, ставшей, можно сказать, символом и как бы знаком русской культуры эпохи ее взлета – начала XV века? Почему я говорю так осторожно – начала XV века? Потому что мы не знаем точной даты написания этой иконы. Есть два предположения. Одно из них сводится к тому, что икона писалась для деревянного храма, воздвигнутого над мощами преподобного Сергия (это 10–11-й год). Вторая точка зрения, которой придерживаются на сегодняшний момент Третьяковская галерея и многие исследователи, сводится к тому, что икона была написана в 20-е годы XV века для ныне существующего Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Так вот, пик русской духовности – время ее второй встречи с Византией, время переосмысления идей исихазма, учения Григория Паламы, в том числе его учения об умной молитве, которая дает возможность максимально приблизиться к Божественному идеалу. Господь явился Аврааму и Сарре в виде… А вот в каком виде – об этом спорят богословы: в образе ли трех Ангелов или трех Лиц Троицы. Эта тема трактовалась по-разному, но, как нам кажется, самое убедительное и тонкое богословское решение этого сюжета преподнесено именно в иконе Андрея Рублева «Троица».
– На иконе Андрея Рублева «Троица» мы не видим подробной иллюстрации библейского сюжета. Здесь нет Авраама и Сарры, нет обильного угощения, а реалии места, где произошла чудесная встреча, даны через изображения: дерева – дуба мамврийского и одновременно символа Бога Сына; здания – и напоминающего о доме Авраама, возле которого остановились путники, и символизирующего Бога Отца; скалы, которая является и признаком пустынного места, и символом Бога Духа Святого. Указывает на библейскую трапезу чаша с главой агнца. Она же является символом Крестной Жертвы Спасителя. Средний ангел, представляющий на иконе Бога Сына, оказывается как бы погруженным в чашу, контуры которой образуют соседние фигуры. Все сосредоточено на безмолвной беседе трех ангелов и подчинено круговому движению.
Круг – совершенная, безначальная и бесконечная геометрическая форма, не имеющая центра и противоречия, не разделенная на главное и второстепенное. Это форма говорит нам о нераздельности и неслиянности трех Лиц Пресвятой Троицы. Круг образуют фигуры ангелов, их склоненные головы, подножия их сидений. Усиливают впечатление их нимбы и круглые прически. А утонченный рублевский колорит подчеркивает круговой ритм и молитвенное состояние. И всё вместе: круговое движение, символы, колорит – создают неповторимый образ Святой Троицы, воззрением на Которую, по словам преподобного Сергия Радонежского, «побеждается ненавистная рознь мира сего».
Наталия Николаевна Шередега:
– Знаменитый Звенигородский чин, получивший свое название по месту обретения. Находки являются, по сути, деисусным чином неизвестного нам иконостаса, который связывают с именем Андрея Рублева по его месту создания и обретения и необыкновенному художественному образу. То есть, по сути, мы не можем найти ни одного художника и никакого другого произведения, которое было бы так адекватно пластической художественной манере и духовному содержанию, как икона Андрея Рублева. Почему только часть и почему Звенигородский чин?
Звенигород, собор Успения на Городке, который был создан по заказу князя Юрия Звенигородского, памятник раннемосковского зодчества. Именно там в начале ХХ столетия были обнаружены старые, древние иконы, которые мы видим сейчас перед собой. Итак, перед нами три иконы: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и центральная часть деисуса – «Спаситель». Мы можем легко предположить, что около «Спасителя» обязательно были иконы Богоматери и Иоанна Предтечи. Поскольку изображен Архангел Михаил, то парной к нему иконой была икона Архангела Гавриила. И если сохранился образ апостола Павла, то, соответственно, парным должен был быть образ апостола Петра. Я хочу напомнить, что собор был перестроен, и только в последние несколько лет, когда появилась возможность снять реставрационные архитектурные закладки более позднего времени, под ними обнаружили фрагменты живописи, которые с той или иной мерой достоверности исследователи связывают с именем Андрея Рублева и, конечно же, со Звенигородским чином.
Сразу хочу обратить ваше внимание, как сильно образный строй этого деисусного чина отличается от грандиозного Успенского собора. Другой масштаб храма, сравнительно небольшой, маленький полуфигурный чин – и внимание и художника, и молящегося (а в данном случае искусствоведа и зрителя) сосредоточено не только на мягком абрисе, не только на плавном линейном строе, но, в первую очередь, на том, что так важно в иконе, – личном письме. Здесь мы уже видим, как тончайшие плави, тончайшие переходы как бы предстают перед нами образы решения каждых индивидуально. Посмотрите, как образ Архангела Михаила наполнен мягкой, сосредоточенной любовью. Здесь нет скорби, нет трагедии, но удивительное ощущение тишины и сосредоточенности. Жест его левой руки – рука, держащая посох, а в правой он держал зерцало, в котором архангелы созерцали Господа. Голубая повязка в его волосах заканчивается над шеей как бы ленточками. Здесь мы видим тороки – то, чем ангелы слышали Бога. И плавный ритм, и необыкновенный колорит – это живописная структура, которая позволяет нам говорить о колоссальном опыте, не только духовном, но и чисто техническом, технологическом, который воспринял Андрей Рублев или мастер, работавший с ним или рядом при создании этого произведения. Здесь видно, как оливковые тени и подрумянка создают это необыкновенное решение.
Совершенно по-иному в этом деисусном чине трактован художником образ апостола Павла – с высоким выпуклым лбом и совершенно измененной линией силуэта. Мы видим тончайшие, почти графически проработанные морщины и лик, но масштаб один и тот же. В то время как центральный образ этого деисусного чина – образ Спасителя – выполнен в чуть-чуть ином масштабе, как бы слегка отодвинут от зрителя, будто бы Господь слегка отступил. И здесь, в этом лике, наверное, сосредоточено все то, чем для нас является искусство живописного воплощения русского национального идеала, того самого духовного и художественного идеала, который мы видим перед собой. Образ этот такой силы и величия, что это позволяет нам предположить, что именно Андрей Рублев был автором этого совершенно поразительного произведения. Наверное, все основное его наследие сейчас сохраняется в музеях очень бережно, исследуется, тем не менее это не мешает в день празднования иконы «Троица» в сотрудничестве с Русской Православной Церковью выносить ее в храм святителя Николая в Толмачах.
Ирина Николаевна Мешкова, жительница Москвы:
– Я прихожанка не этого храма, но так сложилось, что уже в течение нескольких лет я прихожу сюда, именно к этой иконе и именно в день Святого Духа, чтобы поклониться иконе Святой Троицы. Я знаю, что она всегда находится в Третьяковской галерее, и можно каждый день туда прийти, но здесь другое ощущение.
Игорь Павлович Смирнов, житель Москвы:
– Я пришел сюда, чтобы видеть икону Пресвятой Животворящей Троицы Андрея Рублева. Это одна из редких возможностей, когда ее можно увидеть в храме, а не в музее.