три параскевы топловский монастырь
Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь
Мiръ Россия Республика Крым село Учебное Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь
Топло́вский Свя́то-Тро́ице-Параске́виевский монасты́рь — женский монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в окрестностях села Тополевка, расположенного на Феодосийском шоссе в Крыму. При обители имеется гостиница для паломников.
Село Тополевка, ранее греческое, до советской топонимической реформы называлась Топлы, откуда и название монастыря. После Октябрьской революции посёлок, сформировавшийся непосредственно вокруг монастыря назывался село Мичурино, позднее село Учебное.
Монастырь был официально учреждён 25 августа 1864 года, открыт 25 сентября того же года, формально закрыт 29 апреля 1923 года и вновь открыт в 1993 году.
Содержание
История [ править ]
Основание монастыря [ править ]
Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г.
Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.
Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.
Строительство монастыря [ править ]
В последующие годы в монастыре кроме жилых и хозяйственных построек была построена больница с домовой церковью «Всех Скорбящих радосте», перестроена и расширена церковь Св. Параскевы и начато строительство большого Свято-Троицкого собора (по проекту В. А. Фельдмана). Монастырь имел мастерские и образцовое садовое хозяйство. Успехи монастыря во многом связаны с деятельностью его игуменьи Параскевы (Родимцевой), возглавлявшей монастырь до самой смерти и в годы его закрытия. В 2009 году игуменья Параскева была причислена к местным почитаемым святым. Её торжественную канонизацию в монастыре 11 июля 2010 года совершил митрополит Владимир. Монастырь имел подворья в Симферополе и Феодосии.
Закрытие монастыря [ править ]
Возрождение монастыря [ править ]
Возрождение монастыря началось в 90-х годах. 8 августа 1992 года состоялось первое богослужение на центральной площади монастыря. 8 июня 1993 года зарегистрирован устав монастыря. 20 декабря 1994 года монастырю переданы 10,76 га земли и постройки, которые в последние годы использовались пионерским лагерем.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время восстановлены церкви святой Параскевы и «Всех Скорбящих Радосте». У родника святой Параскевы устроена часовня и купальня. Примерно в 2 км от монастыря имеется источник святого Георгия, где также устроена часовня и купальня; оба источника посещаются множеством людей, паломниками и просто туристами. В 5 км от монастыря находится источник Трех Святых, для удобства паломников вода от него подается на территорию монастыря по трубам. Вода всех трех источников имеет целительные свойства.
Топловский монастырь — самая интересная женская обитель в Крыму
Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь в Крыму принадлежит к объектам, небезосновательно названным «жемчужина полуострова» — подобное наименование он вполне заслуживает. Как и большинство христианских обителей, он расположен в необычайно красивой и живописной местности – на склоне горы, откуда на многие километры открывается завораживающий, чарующий, ни с чем несравнимый вид!
Утопая в изумрудной зелени окружающего со всех сторон густого, девственного леса, кажущегося волшебным садом, монастырский комплекс действительно представляется связующим звеном между небом и землей, Богом и людьми. Ежегодно Троице-Параскевиевский монастырь посещают сотни паломников и людей не верующих, тяготеющих к мирским радостям и красоте, способной вдохновлять, воодушевлять и окрылять. Для этого здесь есть буквально все – и прекрасные, незабываемые пейзажи, и чудесная обитель, совершенно непохожая на темницу бренной плоти.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится обитель в Крыму?
Находится она в Юго-восточном Крыму, в Белогорском районе, на полпути между Симферополем и Феодосией. Топловский монастырь расположен на высотах горы Каратау, возвышаясь над речной долиной Мокрого Индола, на территории села Учебного, близ п. Тополевка.
Монастырь на карте Крыма
Предпосылки для основания сакрального места
По преданию, здесь во II веке была казнена святая великомученица Параскева Римская. Так это на самом деле или нет – сказать сейчас довольно трудно, но письменные источники указывают на это место. Археологи же и историки подтверждают, что начиная с XVI столетия, в окрестностях селений Топлу и Орталан построены несколько греческих и армянских церквей, посвященных Параскеве. Сохранившиеся развалины, как безмолвные свидетели, доказывают правоту этих слов. Но интереснее другое – за тысячу лет до их возникновения местные жители почитали римскую святую, тут даже существовало что-то вроде ее культа.
Топловский женский монастырь и его история
Незадолго до присоединения Крыма к Российской империи, у источника, где сейчас расположена обитель, был найден образ Святой Параскевы. В конце XVIII века его перевезли в Мариуполь, по легенде, он уберег город от эпидемии холеры – подробности этого неизвестны, как и местонахождение чудодейственной иконы. Но уже в начале 50-х гг. XIX столетия жительница из близлежащего села Кишлав, простая болгарская девушка по имени Константина, прожившая в уединении 7 лет в пещере Кизилташа, основала у источника нечто вроде киновии. Однако мечтой ее стала постройка тут женской обители – ради этой цели она и несколько ее последовательниц занималась сбором средств, где только могли. В результате в 1863 г. все же был заложен около купели Тополевский монастырь в Крыму, бывший в то время лишь небольшой часовней.
В последовавшем вскоре масштабном строительстве Тополевского Троице-Параскевиевского монастырского сооружения принял активное участие основатель Кизилташского монастыря – игумен Парфений. Строители нашли всестороннюю поддержку в лице архиепископа Таврического и Симферопольского преподобного Алексия, ходатайствовавшего перед Святейшим Синодом об учреждении новой обители и всячески помогавшего Константине и Парфению.
Храм, названный в честь Святой Параскевы, освятил в 1864 г. сам архиепископ, назначивший игумена первым настоятелем. Новый виток строительства сакральных строений начался в 1872 г. – когда стараниями управительницы Аполлинарии обитель значительно расширилась за счет различных хозяйственных построек. Но настоящий взлет произошел в 1890 г., когда тутошней игуменьей назначили Параскеву (в миру Ольга Родимцева). Благодаря ее неусыпным трудам Свято-Параскевиевский монастырь в Крыму превратился в настоящую жемчужину.
Уничтожение и возрождение
С приходом на Крымский полуостров советской власти все круто изменилось – дела женского монастыря становились все хуже. Сначала новая администрация конфисковала земельные пожалования, налаженное хозяйство, исправное приносившее доход, разорила за несколько месяцев. Несколько позже изъяли церковные ценности из золота и серебра, а в 1928 г. комплекс и вовсе закрыли, взорвав многие постройки.
В течении ХХ века строения, избежавшие печальной участи, приспосабливали то под совхоз, то под пионерский лагерь. Только после развала СССР началось возрождение, в 1994 г. начались восстановительные работы, обители выделили земельный надел и передали иконы и мощи святых. В 1998 г. в Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь в Крыму назначили игуменьей инокиню Параскеву, что можно назвать символическим.
Чем интересна Свято-Параскевиевская обитель?
Описывать достопримечательности монастыря довольно тяжело – их много и они весьма разнообразны. Прежде всего, это восстановленные и отреставрированные храмы: небольшой, одноэтажный Святой преподобномученицы Параскевы, и несколько больший – Всех Скорбящих Радость.
Здесь и отстроенная одной из первых маленькая часовенка и купель на могиле первой игуменьи Параскевы, умершей в год закрытия монастырского подразделения в 1928 г. И ковчег с мощами Киево-Печерских Святых, переданный епископом Лазарем, и останки Пантелеймона и Параскевы, возвращенные сюда спустя почти 100 лет, и икона Казанской Божьей Матери.Однако строительство продолжается и сейчас — тут возводят новый собор.
Но более всего известен Топловский монастырь своими купелями и чудодейственными источниками. Кроме ключа Святой Параскевы, на небольшом расстоянии от комплекса, в лесу находятся источники Георгия Победоносца и Трех Святителей. Паломников и туристов привлекает пещерка инокини Константины, ставшей таким же тутошним символом, как и женщины с именем Параскева.
Посещая обитель, рекомендуем вам остановиться в одной из гостиниц Белогорска.
Как добраться до монастыря?
Многие сейчас интересуются, как доехать до монастыря, даже не подозревая, что сделать это проще простого. Добраться можно на любом виде городского транспорта со стороны как Симферополя, так и Феодосии – до остановки «Тополевка», откуда пройти пешком около 1 км, по указателям. Можно ориентироваться на подъемный кран, расположенный на горе.
Доехать на машине из крымской столицы до обители можно за 1 час:
Из Феодосии добраться на автомобиле получится за 45-50 минут:
Туристу на заметку
Топловский женский монастырь в Крыму в последнее время стал очень популярен среди туристов, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы людей, побывавших тут. Как отмечает большинство, смысл этой поездки не в том, чтобы сделать интересные фото: прикоснувшись к православным святыням, хранящимся здесь, и увидев неописуемой красоты природу, можно почувствовать истинное блаженство! В завершении смотрите небольшое видео об этой обители.
Обитель Трех Параскев
Решение об учреждении обители
Государственная же политика того времени предполагала активное заселение этих территорий, и в рамках этой политики в Крым хлынули переселенцы из различных губерний России и переселенцы-колонисты из Западной Европы. Кроме того, множество земель щедро раздаривалось. В частности, в 1787 г. императрица Екатерина II во время путешествия по Крыму пожаловала своему камердинеру, таганрогскому греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Правитель Таврической области В.В. Каховский докладывал князю Потемкину: «По повелению Его Светлости план дачи для Захара Константиновича препровождаю. Оная лежит близ Кишлау. Местоположение приятное, земля хорошая и все выгоды к хозяйству имеются”. Действительно, по обилию воды и хорошей почвы долина была одной из плодороднейших в Крыму.
С тех пор урочищем Топлу с чудотворным источником владели потомки Захара Зотова, а ко времени описываемых событий оно перешло по наследству к Феодоре Алексеевне Зотовой. У Феодоры была родная сестра, Ангелина Алексеевна, вдова титулярного советника, губернского секретаря Юрия Ламбири, умершего в 1860 г. Будучи бездетною и не имея наследников, она решила еще при жизни вложить свои средства в богоугодное дело. Хорошо зная, что за источник находится в их владениях, она приобрела у Феодоры 230 десятин хлебопахотной, сенокосной, садовой и лесной земли, приобрела с определенной целью – Ангелина Ламбири хотела, чтобы здесь открылась обитель во имя св. преподобномученицы Параскевы, где женщины, склонные к иночеству, могли бы найти приют, ведь тогда в Крыму не было еще ни одного женского монастыря.
29 июня 1862 г. Ангелина Ламбири обратилась к епископу Алексию с просьбой об учреждении при источнике женской обители и сообщила, что приносит в дар приобретенные ею 230 десятин земли. При этом было поставлено условие, что половина доходов с земли пойдет на содержание обители, а вторая половина будет пожизненно выдаваться сестрам Ангелине и Феодоре, которые хотели проживать в монастыре. После смерти сестер земельный участок переходит в единственное и вечное владение монастыря. Легко представить, с какой радостью было встречено это известие. То, что составляло главное препятствие – частная собственность – было устранено, и к тому же самым благочестивым и богоугодным образом.
Пока Святейший Синод рассматривал ходатайство об испрошении Высочайшего соизволения на открытие обители и на принятие дара, высокопреосвященный Алексий начал действовать. 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с.Салы (ныне с.Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.
Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.
Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.
Топловский монастырь открылся 25 сентября 1864 г. В это день, в 9 часов утра, на монастырскую гору поднялся крестный ход из Вознесенской церкви села Кишлав, с иконой преподобного Сергия. Владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после молебна в церкви св. преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию, в конце которой обратился со словом наставления девяти насельницам обители, среди которых была и престарелая болгарка Константина.
Для вновь открытой обители из правил, принятых в Арзамасской, Ардатовской, Дивеевской и Звенигородской женских общин, консистория составила устав, примененный к местным условиям. 25 января 1865 г. владыка Алексий передал его через игумена Парфения подвизающимся в обители. Помимо этого, игумена Парфения назначили попечителем монастыря; он должен был в необходимых случаях помогать сестрам в деле устроения обители и избрать настоятельницу монастыря.
Топловский монастырь сегодня
Первую Божественную литургию 8 августа 1992 года совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец(ныне почивший), настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храм не пустили, поэтому служба была в сквере, под открытым небом. После литургии провели молебен с водосвятием. Этот день совпал со 130-летием со дня закладки первого монастырского храма.
8 июня 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря, его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай)(ныне почившая), возведенная в сан игумении. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 года, а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 году в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы.
В настоящее время в обители живут около сорока насельниц. У сестер свое хозяйство: огород, коровы, куры, небольшая пасека. В монастыре за годы возрождения восстановлены храмы, открыты купели, отремонтированы трапезная, просфорная, гостиница. Идут другие ремонтные и строительные работы.
В настоящее время монастырю передан принадлежавший ему ранее пруд, в котором матушки начали разведение рыбы. Мечтают монахини возродить мельницу, знаменитые на весь Крым в своё время сады, водопровод из горных источников. Но самое главное, в монастыре идет восстановление Свято-Троицкого собора, недостроенного и взорваного в 30-е годы 20-го века. Так же расширена и заасфальтирована дорога, ведущая в монастырь. В монастыре устроена пекарня, где сестры с молитвой выпекают хлеб, рождественские агнцы, пасхальные куличи и для нужд обители, и для паломников, гостей монастыря. Действует монастырская швейная мастерская, где шьется церковное и монашеское облачение.
Милостью Божией, монастырь возрождается. Богослужебный круг молитвы не прерывается, сестры читают неусыпаемую псалтирь.
Святая преподобномученица Параскева
ЖИТИЕ СВ.ПРЕПОДОБНОМУЧЕННИЦЫ ПАРАСКЕВЫ
Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частица мощей св.прпмчц.Параскевы имеется и в обители.
Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места.
ПРЕПОДОБНАЯ ПАРАСКЕВА, ИГУМЕНИЯ ТОПЛОВСКАЯ
Игумения Параскева, в миру Ольга Ивановна Родимцева(1849-1928), являлась настоятельницей, и управляла Топловской обителью с 1889 по 1928 годы. Родом она была из Москвы. Образование получила в Московском мещанском училище. В 22 года поступила Ольга в Московский Страстной монастырь, где в 1874 году была определена в число сестер и облечена в рясофор с наречением имени Вячеславы. Когда игумения Страстного монастыря Валерия изъявила желание перейти в Топловский монастырь, вместе с ней в Крым в 1875 году прибыла и послушница Вячеслава.
Тяжело было видеть игумении Параскеве, как постепенно гибнет созданная ею обитель. Еще в 1922 году она написала завещание, но пока жил монастырь, билось и ее сердце. 16 декабря 1928 года в воскресенье игумения почувствовала себя плохо и через полтора часа умерла от паралича сердца. Она успела исповедаться и причаститься, простилась с сестрами, всех благословила и сама приняла благословение от иеромонаха Ювеналия (Литвиненко).
Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но ее могила была разорена искателями «сокровищ». Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: «Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая. мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)». Сейчас оно находится внутри часовни, посетители монастыря стремятся побывать здесь и приложиться к святыне, прося здоровья и благополучия.
На могиле матушки Параскевы и в наши дни происходят чудеса. Вот что рассказала паломница Нерук Любовь Ивановна, побывавшая в монастыре 7 июня 2001 года: «Я приехала в монастырь, пошла на кладбище поклониться матушке Параскеве, попросить за деточек о благополучии в семье и несла зажженные свечи. Они на пути к могилочке погасли. Я поскорбела, что погасли свечи, и решила их просто незажженными поставить на могилку. Когда я их поставила на могилку игуменьи матушки Параскевы, то свечи сами зажглись».
В 2009-м году,решением священного синода Украинской православной церкви,матушка игумения Параскева Родимцева была канонизирована и причислена к лику святых.
Составлена служба и написана икона преподобной. 11 июля 2010-го года состоялось прославление матушки, возглавлял которое блаженейший митрополит Киевский Владимир.
Мощи преподобной обретены, прошли экспертизы, которые полностью подтвердили их подлинность. Сейчас они находятся в Параскевиевском храме обители. Память преподобной игумении Параскевы Топловской совершается 16 Декабря.
БОЛГАРКА КОНСТАНТИНА (МОНАХИНЯ ПАРАСКЕВА)
В Кишлаве жила простая, ничем не примечательная девушка по имени Константина, жизнь которой должна была, вероятно, сложиться, как и у остальных ее односельчанок – семья, хозяйство, домашние заботы. Однажды Константина замешивала тесто для хлебов. Внезапно раздался голос, ясно звавший ее по имени. Девушка тут же бросила все, ушла из дому, и мать долго и безуспешно ее отыскивала.
Следует отметить, что семейный быт колонистов-болгар в то время был весьма патриархальным, обычаи свято блюлись, а историки отмечали необыкновенную скромность болгар. Женщины в семье вообще занимали подчиненное положение, и, конечно же, ни о каком непослушании, строптивости и самовольстве в данном случае не могло быть и речи. Каким же потрясением оказался для простой болгарочки этот небесный глас, если в одно мгновение были разорваны все узы!
Константина ушла в Кизилташ (ныне с. Краснокаменка Феодосийского горсовета), и жила там в пещере семь или восемь лет, в одиночестве и молитве. Крымские зимы в горах зачастую суровы, и нам, в той или иной степени избалованным цивилизацией, непостижимо, как можно было выжить в тех условиях. Как же горяча должна была быть молитва этой подвижницы! Константине пришлось покинуть Кизилташ, когда туда пришли двое странников, Андроник и Пантелеимон, и основали там киновию во имя св. Стефана Сурожского.
Отшельница переселилась ближе к родным местам, выкопала себе землянку у источника св. преподобномученицы Параскевы, и долго жила здесь одна, а соседи-болгары приносили ей скудное пропитание. Впоследствии к ней присоединились несколько женщин, и здесь основалась как бы киновия – прообраз будущей обители. Над источником была выстроена маленькая часовенка, где эти женщины читали по усопших псалтирь, за что им приносили скромные продукты.
Мы немногое знаем о Константине. Она была неграмотна: не умела читать, не знала молитв, молилась своими словами, но ее неграмотность не была чем-то необычным, в то время почти полное отсутствие образования у болгар-колонистов являлось нормой. Носила власяницу, а поверх ее суконный черный болгарский сукман (род кафтана).
Была очень некрасива: маленькая, худая, морщинистая, с вечно растрепанными волосами – но что такое внешность в сравнении с теми духовными сокровищами, которыми так щедро наделил Господь эту простую болгарку! Никто, да и она сама, не знал, сколько ей лет. «Может пятьдесят, а, может, и сто”, – усмехаясь, говорила она. Действительно, на вид определить ее возраст было затруднительно – женщины-болгарки, красивые в молодости, быстро старели и уже к тридцати годам зачастую казались старухами.
В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг, наречена была Параскевою. Она умерла в 1874 г., была похоронена на том месте, куда ежедневно ходила молиться, и где сейчас находится монастырское кладбище. Памятник ей был поставлен простой – плита из местного камня и такой же крест. Ни могила, ни памятник до наших дней не сохранились, они были уничтожены после закрытия монастыря.