три спаса на руси выставка
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БИБЛИОТЕКУ!
«ИНТЕРНЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
Тематический час «Праздник трех Великих Спасов»
Posted By: esenina 15.08.2020
Дорогие друзья, сегодня мы с вами узнаем историю об очень старинных русских народных праздниках.
Когда умолкает июньский шелест берёз, отцветает душистый июль, когда спокойный, прохладный август перешагивает свою средину, наступает особая тишина. Ах, как любили наши предки последний месяц лета красного, любили и ждали. Ведь три Спаса России знаменуют август.
Первый Спас – 14 августа – называется «Медовым», с этого времени начинали подрезать соты и откачивать мёд.
Второй Спас – 19 августа — «Яблочный», когда собирали садовые и огородные плоды, вызревали яблоки.
Третий Спас – 29 августа – «Ореховый», поспевали лесные орехи, поэтому и называли его «ореховым».
Все эти Спасы – христианские праздники по церковному календарю. В них отражалась благодарность наступающей щедрой осени. Осень урожайная спасала людей от весеннего голода.
Август праздник припас –
трижды празднует Спас.
Хороводы и песни, прыжки через горящий костёр – так наши предки отмечали Медовый Спас. Для пчеловодов это был особенный день: созревал свежий мёд – это одна из самых удивительных загадок матушки Природы, истинный шедевр и её великодушный подарок.
Мёдом издревле врачевали раны, лечили простуду, до сих пор перед серьёзными соревнованиями многим спортсменам рекомендуют употреблять мёд для достижения более высоких результатов, даже при подготовке к полёту космонавтам дают мёд, т.к. он улучшает выносливость во время полёта.
Мёд – хорошее успокаивающее и снотворное средство. Нет такой болезни, на которую мёд не оказал бы положительное воздействие.
Молодой мёд обязательно святили в церкви, после чего им разговлялись, пекли медовые пироги с пшённой кашей.
Первый Спас – проводы лета…
Многие писатели и поэты описывали это время в своих произведениях:
«…Поставьте памятник пчеле
За гимн в лесах, где было глухо,
За мёд на праздничном столе
Поставьте памятник пчеле!».
А если вспомнить концовки русских народных сказок, то в них часто говорилось: «И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало!».
Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит…
Ну, а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!
Спас второй приходит в гости,
Ну — ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь.
И во двор, пора настала
Яблонь собирать плоды.
Ну – ка, сколько их созрело?
Будем кушать до весны.
В это яблочное лето
Закрома полным – полны.
Солнцем радостным согреты
Красны яблоки, крупны.
Все хрустят сегодня сладко,
Унеслась далёко грусть.
Возит яблоки лошадка.
Пахнет яблоками Русь!
У православных христиан Яблочный Спас отмечается 19 августа. Праздник совпадет с датой Преображения Христа. С наступлением Яблочного Спаса на Руси принято проводить процесс прощания с летом и активно собирать созревший урожай яблок. Их освящают в церкви, делятся с друг другом, пекут пироги и пирожки, делают варенье.
Яблочный Спас – это день, когда на Руси встречали первые осенние дни. В августе лето заканчивается, осень наступает – вот и говорили: именины осени. Осенины!
Интересно, что аналогичный «яблочный» день отмечается и во многих других странах, например: Китай; США; Великобритания; Швеция; Испания. А вот в Германии к яблоку вообще особое отношение – там его добавляют в самые разные блюда, в том числе и в закуски под пиво.
Во время праздника проводят мастер-классы по приготовлению всевозможных блюд:
штруделя;
чипсов из яблок;
тушеной капусты с яблоками;
мармелада;
соков и др.
А яблочный день отмечают впервые выходные сентября. В это время жители маленьких немецких городов проводят настоящие фестивали. Эта традиция живет до сих пор! Кульминацией дня становится шутливое мероприятие – выбор яблочной королевы. Причем здесь все по-честному: королевой можно стать практически в любом возрасте, главное, только победить в специальном состязании.
Что же символизирует яблоко
Яблоко издавна считалось символом знаний и мудрости. Ведь по преданию, именно этот фрукт съела Ева, поддавшись искусу лукавого. Да еще и угостила им Адама, который не посмел ослушаться даму сердца. В результате человек был изгнан из рая.
Но не обошлось и без приятных сюрпризов. По поверью, яблоки позволили людям ощутить жажду познания – то самое полезное чувство, результатом которого стал неумолимый технический прогресс. Именно поэтому надкусанное яблочко красуется на логотипе всемирно известной компании Apple.
А 2500 лет раньше, в Древней Греции, образ яблока приобрел явно негативный оттенок. Не то чтобы греки не любили фрукты – просто в их мифологии можно найти одну интересную историю.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком; но то были не пушкинские девушки, а изысканные дамы. Более того — настоящие богини: Афина, Афродита и Гера – та самая жена Зевса, которая строила козни его незаконнорожденному сыну Гераклу.
Дамы были приглашены на свадьбу, куда позабыли позвать некую Эриду – богиню раздора. Та была страшно рассержена и обижена до глубины души. И как это часто бывает, у нее родился коварный план мести.
Эрида достала где-то прекрасное, золотое наливное яблоко и написала на нем своей изящной рукой: «Прекраснейшей». Затем она незаметно подбросила фрукт на праздничный стол (пожалуй, богини умеют и не такое) и тут же исчезла.
На беду за этим столом сидели и три богини! Уже неизвестно, на что они обратили внимание – на такое странное яблоко или на надпись, но в результате разгорелся нешуточный скандал. Ведь каждая по понятным причинам считала прекраснейшей именно себя.
На шум собрались другие боги и решили провести честный суд, а в качестве судьи выбрать прекрасного юношу Париса (видимо, наивно полагая, что соблазнить его прелестным искусительницам не удастся). Уж как дамы старались склонить чашу весов в свою сторону! Гера пообещала наделить его огромной властью, Афина – храбростью. Но победила Афродита, которая пообещала юноше самую прекрасную девушку Елену.
Правда, после этого свадьба все равно закончилась распрями и даже войнами. Поэтому про богинь почти все забыли, а вот выражение «яблоко раздора» осталось, и этот негативный образ «приклеился» к яблоку надолго.
Долгое время его считали символом искуса и человеческой греховности. Ева съела запретный плод, дала Адаму – и вроде бы яблоко даже остановилось у него в горле. Так объясняли, почему на шее мужчин есть кадык, а у женщин его нет.
В наши дни яблоки стали символом здорового образа жизни, правильного питания и всяческого достатка. Есть даже английская поговорка «Anapple a daykeepsthedoctoraway», что означает: «Кто яблоко в день съедает, тот у доктора не бывает». В этом есть доля шутки, но и процент правды также имеется.
Несмотря на то, что яблоко практически не содержит железа (хотя расхожий миф живет до сих пор), оно обладает полным набором витаминов, минеральных веществ, а еще клетчатки, которая способствует быстрому насыщению и очищает наш кишечник. Поэтому включить их в свой ежедневный рацион может каждый человек. А тем более в день Яблочного Спаса!
Третий Спас приходит к нам 29 августа. Спас на полотне, хлебный Спас, Спас на воде, Ореховый Спас. И всё в один день. В этот день святили воду в колодцах, чистили целебные источники, родники.
Вот что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые.
Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт.
И на стол мы собираем,
В гости весь зовём народ.
Пироги мы будем кушать,
Все с орехом, хороши,
Веселиться, песни слушать –
Третий Спас встречаем мы!
А мы с вами, поговорим об орехах и орешниках:
— «Орех разгрызть – небольшая корысть»;
— «Грызут орехи меж дел – для потехи»;
— «Где много орехов, там и белок тьма»;
— «Орехи – девичьи потехи».
Ты – за себя,
Мы – за тебя,
А Христов Спас –
За всех, за нас.
На Яблочный Спас преображалась погода. Наши предки, примечали: какой Спас, такой и январь.
Преображение, Яблочный Спас.
С праздником, все православные, вас.
Яблоки есть наступила пора.
Чистых вам помыслов, мира, добра.
Примите наилучшие поздравления
с Яблочным Спасом, с Преображением Господним!
2021 — ГОД НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ
25 декабря президент России подписал указ о том, что 2021 год в стране будет Годом науки и технологий.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Цель указа – дальнейшее развитие науки и технологий в Российской Федерации.
В городских библиотеках прошли мероприятия, приуроченные к празднованию трех Спасов на Руси
Участников мероприятий познакомили с историей и традициями праздников.
Сотрудники библиотеки № 2 в рамках проекта «Библиотека под открытым небом» организовали фольклорный праздник «Август Спасами богат!» для жителей микрорайона.
Присутствующих на празднике познакомили с обычаями, традициями, народными приметами, рассказали, что главным считается Яблочный Спас, в этот день принято печь пироги, варить варенье, угощать яблоками. Гости охотно приняли участие в тематических викторинах и конкурсах.
В заключение состоялась презентация книжной выставки «Пришли Спасы – делай припасы!», на которой были представлены книги о фольклорных праздниках, русских традициях и обычаях.
В рамках программы «От Руси до России» в библиотеке №12 состоялся час православных традиций «Спас яблочко припас» для воспитанников ГБУ СО «Социально – реабилитационный центр «Возвращение».
Библиотекари в стилизованных русских народных костюмах рассказали ребятам истории из Евангелия, провели для них веселые конкурсы «Передай яблоко по кругу», «Отгадай загадку», «Назови пословицу», «Угадай сказку». В завершение, следуя старинной русской традиции, угостили спелыми душистыми яблоками.
Фольклорные праздники «Яблочный Спас» и «Медовый Спас» прошли в детской библиотеке № 40. Детям предложили отгадать загадки, вспомнить пословицы и поговорки, связанные с праздниками, рассказали о традициях и народных приметах.
«Пришли Спасы – готовь припасы» — под таким названием в библиотеке №15 в рамках проекта «Передай добро по кругу» провели фольклорные посиделки для воспитанников ГБУ СО «Социально – реабилитационный центр «Возвращение». Ребята, прослушав рассказ библиотекаря об удивительном мире русских обычаев и традиций, узнали, что в праздновании Спасов тесно переплелись православие и народные поверья, связанные со сбором урожая меда, яблок и орехов.
Дети читали стихи и русские народные заклички, прослушали обрядовые песни, с энтузиазмом приняли участие в играх «Перенеси яблочко в корзинке», «Медведь и пчелы», «Хвалебное яблочко». Завершилось мероприятие обзором у книжно-иллюстративной выставки «Три Спаса – три праздника».
В библиотеку № 32 на яблочные фольклорные посиделки «Пахнет яблоками Русь…» пригласили ребят, отдыхающих в ДОЛ «Звездочка» при МОУ «СОШ № 71». Дети прослушали быль Льва Николаевича Толстого «Старик и яблони», с удовольствием приняли участие в игротеке.
Три спаса на руси выставка
Виртуальная выставка «АВГУСТ – МЕСЯЦ ТРЁХ СПАСОВ»
Брянский государственный краеведческий музей представляет вашему вниманию виртуальную выставку «Август – месяц трёх Спасов».
Славянское название месяца августа – серпень, ведь раньше созревший хлеб жали серпами. Народная пословица гласит: «В августе серпы греют, вода холодит». Называли его также «зарев» – за яркие и холодные зори. В Беларуси он зовётся жнiвень, поскольку это месяц жатвы. Секстилис – шестой – назывался он в античное время у римлян, поскольку год начинался с марта. Позднее в честь римского императора Октавиана Августа получил привычное и знакомое нам название.
В августе начинается Успенский пост или Спасовки.
Спасы – народное название трёх православных праздников: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в народе называемого Медовым Спасом, Преображения Господня – Яблочного Спаса, и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя – Орехового Спаса.
Выставка состоит из трёх разделов, представленных последовательно: «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый Спас».
14 августа отмечается Медовый Спас. В народе его также называют Первый Спас, Маккавей, Спас на воде.
В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.
Икона. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня.
Икона. Владимирская Божия Матерь.
Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, протекавшего за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.
В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар 1 августа 1164 года.
Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова.
Благодарственное моление перед Владимирской иконой после победы над булгарами. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворный на одной стороне и Поклонение Кресту на другой (в настоящее время икона находится в Третьяковской галерее).
Спас Нерукотворный и Прославление Креста. Третьяковская галерея.
Распятия и иконка Спас Нерукотворный. XIX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Крест напрестольный. Кон. ХIХ – нач. ХХ века. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Согласно «Сказанию о победе над волжскими болгарами», Андрей Боголюбский и его полк во время битвы стали свидетелями «божественного луча огнена». От Владимирской иконы Божией Матери и Нерукотворного Спаса просияли лучи божественного света, покрыв собою всё войско великого князя. В тот год по повелению святого Андрея было установлено 1 августа (14 августа н.ст.) празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (почитаемый русским народом «Медовый Спас»).
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору мёда. По традиции именно с этого дня разрешалось есть освященный мёд.
Ложка деревянная. 1-я пол. XX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Ложка деревянная. 2-я пол. XX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Миска деревянная расписная. XX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Бровар Я.И. Пасека. 1908 г.
Богатов Н.А. Пасечник. 1875 г.
Добровольская Г.Х. Монастырская пасека. 2009 г.
Другое название Первого Спаса – Маккавей – связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.
Семь мучеников Маккавеев, их мать св. Соломония и учитель св. Елеазарий (фрагмент пелены «Явление Богоматери Сергию и праздники»), 1525 г.
Медовый Спас называют также «Спасом на воде» и связано это с водосвятием. По традиции именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь и сглаз. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Сычков Ф.В. Водосвятие. 1916 г.
На Брянщине на следующий день после медового Спаса, 15 августа, начиналась знамения Свенская ярмарка, которая продолжалась 10 дней. Помимо других рядов на ней был, конечно, и медовый, где покупатели могли приобрести сладкий и ароматный мед.
Долгая О. Свенская ярмарка. 2006 г.
Поговорки и приметы на Медовый Спас:
19 августа празднуется Второй Спас, который также называют Яблочным, Великим, Спасом на горе, Средним Спасом, Праздником первых плодов.
Это день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивается от лета к осени и зиме. Именно с этого дня разрешалось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая.
Калинин М.А. Яблочный Спас.
Сафронова И.В. Яблочный Спас. 1996 г.
Православная церковь 19 августа отмечает Преображение Господне. Этот праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа. В конце земного пути Спаситель сообщил Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, быть распятым на кресте, умереть и на третий день воскреснуть. Однако ученикам было сложно в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.
Икона. Преображение Господне. XIX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Икона. Преображение Господне. 2-я пол. XIX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Яблочным Спасом. В некоторых местах, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».
Бодаревский Н. Яблочный спас в Малороссии. Ок. 1921 г.
С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха и репы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.
Освящение плодов.
Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок. Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.
Корзина плетеная. 2-я пол. XX в. Из фондов ГБУК БГКМ.
Хмелевский И.Ц. В садку. Открытка Российской империи из серии «Малороссийские типы». 1890-е гг.
Кустодиев Б.М. Яблоневый сад. 1918 г.
Харламов А.А. Выбор яблок. Конец XIX – начало XX вв.
В день яблочного Спаса наши предки также отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг.
Журавли летят на юг.
Журавли.
Все работы спешили сделать до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами.
Ендова. XIX в. Из фондов ГБУК «БГКМ»
Кустодиев Б.М. На террасе. 1906 г.
Родионовы Н. и В. Яблочный Спас.
Приметы на яблочный Спас:
Поговорки и пословицы:
На Яблочный Спас и нищий нищего яблочком угостит.
29 августа отмечается Третий Спас, который в народе также называют Спасом на холстах, так как в этот день было принято торговать домоткаными холстами, полотнами, и Ореховым, так как к этому времени созревают лесные орехи и начиналась их заготовка.
Пимоненко Н.К. Продавщица холста. 1901 г.
Рушник льняной. Начало XX века. Из фондов ГБУК «БГКМ».
Рушник домотканный. Конец XIX – 1-я пол. XX в. Из фондов ГБУК «БГКМ».
Другое название праздника – Хлебный Спас. В это время заканчивалась уборка хлеба, начинали молоть муку из собранного урожая и из первого помола обязательно выпекали каравай и освещали его в церкви. Этот праздник завершал Успенский пост.
Максимов В.М. После обедни.
Максимов В.М. Залом ржи.
Крыжицкий К.Я. Водяная мельница. 1883 г.
Каравай.
Освящение орехов и хлебов.
В этот день почитают врача-мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.
Святой мученик Диомид Врач. Фреска Феофана Критского в монастыре Св. Николая Анапафсаса, Метеоры. Греция. 1527 г.
Русская православная церковь в этот день вспоминает о перенесении Нерукотворного образа Спасителя.
Икона. Спас Нерукотворный. XIX в. Из фондов ГБУК «БГКМ».
Икона. Спас Нерукотворный на плате. XIX в. Из фондов ГБУК «БГКМ».
В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинались великоденские гулянья, сопровождавшиеся хороводами, а также устраивали ярмарки.
Маковский В.Е. Хоровод. Кон. XIX в.
Маковский В.Е. Деревенская ярмарка. 1882 г.
Ореховый, Хлебный Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне!».
Блюдо хлебное. 1912 г. Из фондов ГБУК «БГКМ».
Поговорки и приметы