трифоновский храм в напрудном
МОСКОВСКИЙ ТРИФОНОВСКИЙ ХРАМ В НАПРУДНОМ
Московский Трифоновский храм в Напрудном |
Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве.
Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм.
Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.
Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом.
Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.
Синодальный период
При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.
После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.
После революции
Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон.
Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947-1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.
Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого Трифона. Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.
Трифон в Напрудном: одна из самых старых и загадочных церквей Москвы
Согласно легенде, сокольничий великого князя (скорее всего, Ивана III, но есть версии, что это был Иван IV Грозный и даже Иван Калита) Трифон Патрикеев, упустил любимого княжеского сокола и должен был заплатить головой, если не найдет его в три дня.Он пришел к пруду, вблизи Сокольничьего леса и стал молиться своему небесному покровителю святому Трифону. Проведя в поисках три дня, он задремал. «Но вот, незаметно предавшись дремоте, он увидел как бы наяву на белом коне явившегося ему с соколом в руке св. мученика Трифона, который при этом сказал ему, что отыскиваемый им сокол сидит недалеко от него по направлению к востоку на сосне». И сокол действительно был найден на указанном месте. На этом месте сокольничий и поставил белокаменную церковь.
Появившаяся недавно версия связывает строительство собора с городом Котор в современной Черногории, небесным покровителям которого является святой Трифон.
«Тезка» нашего собора в Которе, католический собор святого Трифона, построен в 1166 году
Давайте наконец посмотрим фотографии церкви.
2.
3.
4.
5.
6.
7.Изображение церкви на станции метро «Марьина Роща»
Вот такая запутанная история у неприметной церкви.
Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе
В Москве на Трифоновской улице недалеко от Сущевского Вала стоит небольшой, редкий для столичной архитектуры храм святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном. Это один из самых уникальных и старинных памятников архитектуры средневековой Москвы. В исторических источниках не сохранилось сведений о дате его постройки. И до сих пор нет единого мнения, в каком веке он был возведен – в ХIV, ХV или ХVI. Неизвестно и имя зодчего этого храма, и почему эта древняя церковь имеет столь редкое для России посвящение во имя святого мученика и чудотворца Трифона. Все предположения основываются лишь на преданиях и легендах.
02 Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды храма Трифона
Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.
03 Прорисовка фрески со стены храма
Но связывать постройку храма с князьями Патрикеевыми нет оснований.Село Напрудное никогда не принадлежало князьям Патрикеевым. Вероятно, что храм построен по заказу какого-то Трифона. Но среди известных и достаточно богатых москвичей того времени подходящей кандидатуры не находится. Возможно еще одно, несколько неожиданное, объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор (итал.Cattaro, лат.Catharo), входящий ныне в состав Черногории. Именно там хранятся мощи святого Трифона. Именно этот святой считается небесным покровителем города и изображен на его гербе. Часто Котор называют Градом Святого Трифона.
Храм не выглядит великокняжеским. А ведь в то время в Москве работали итальянские архитекторы и прекрасные русские зодчие, которых приглашали из Пскова. Но неказистым он кажется далеко не всем. Он похож на храм Спаса Нерукотворного древнего Андроникова монастыря.
04 Церковь Трифона
05 Спасский собор Андроникова монастыря
Современные историки в старинных документальных источниках нашли сведения о том, что в Москве в 70-х годах XV века жил мастер золотых дел Трифон, который приехал в русскую столицу из города Котор, входящего ныне в состав Черногории. Полагают, что мастер Трифон обратился к Ивану III с просьбой разрешить постройку католической церкви. И великий князь согласился, но с условием, что храм будет скромным вне черты города и его не должны посещать православные.Место для церкви определил сам великий князь- великокняжеское село Напрудное. Есть предположение, что прихожанином церкви был сам Аристотель Фиораванти, создатель знаменитого Успенского собора Московского Кремля. Скорее всего он и похоронен был здесь на церковном кладбище.
06
07 Церковь Трифона в Напрудном. План.
08
Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля.
Реставрировавший памятник в 1930–1940-х годах архитектор Л. А. Давид по способу кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторым архитектурным признакам отнес его к концу XV века. Одним из указаний для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись.На южном фасаде храма, примерно на уровне человеческого глаза, высечены две надписи «Лета ≠З пре…», т.е. «Лета 7000 (1492) преставися…» и «Лета 7178 (1670) престави(ся). ». Начертание букв, по мнению специалистов палеографов, не противоречит обозначенной дате «лета 7000», т. е. 1492 года. Эта надпись, как теперь считают, представляет собой «пробу резца» кладбищенских резчиков и датирующего значения не имеет.
09 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков («Лета 7000», «Лета 7000 пре…», «Лета 7000 пре…»)
В пользу датировки церкви XV веком С.В.Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно. … Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».
10 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков (в т.ч. «Лета 7178 престави…»)
11 Цоколь здания церкви
12 Крещатый свод церкви Трифона
13 Церковь Трифона в Напрудном. Разрез по линии север-юг
Католическим храм оставался недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали православие. Уже в начале XVI века храм был освящен как православный.А посвящение менять не стали. Русская икона Трифона на коне стала храмовой, видимо, с конца XVI века.
В 1800 году в Москву прибыл черногорский архимандрит Стефан Вукотич. Узнав о его приезде московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков изъявил желание создать серебряную раку для мощей мученика Трифона. Его мощи с IX века находятся в черногорском городе Которе в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенном в 1166 году.
14 Акварель с видом на собор Св. Трифона — 1841 (Котор)
В этом же соборе расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, который в IХ веке выкупил мощи святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Рака, исполненная Добряковым, была с благодарностью принята, и доставлена в Котор. Митрополитом и правителем Черногории был тогда Петр I Негош, ныне – черногорский и российский святой Петр Цетиньский. Желая отблагодарить Добрякова, Петр Негош в 1803 году прислал московскому купцу три частицы мощей от мученической головы святого Трифона. В 1812 году в тяжелое время испытаний для русского народа Добряков поднес эту святыню Александру I, который в свою очередь в 1819 г. передал мощи, в дорогих ковчежцах вделанные в икону, в московскую церковь Трифона в Напрудном.
После чумы 1771 года местность вблизи церкви св. мч. Трифона обезлюдела, храм оказался лишен прихода и его даже хотели закрыть. Но после передачи иконы с мощами Трифона, церковь стала центром известного на всю Москву Трифоновского богомолья. Приезжавшие в Москву гости из Черногории, старались теперь непременно посетить эту древнюю святыню и приложиться к мощам.
На протяжении XIX столетия памятник претерпевает значительные изменения: в 1825 году пристраивается южный Никольский придел; в 1839 году сооружается колокольня, в 1860 году – северный придел Филарета Милостивого
15 Место бывшего южного придела (Николая Чудотворца)
16 Место бывшего северного придела (святого Филарета Милостивого)
17 Церковь Трифона в Напрудном. 1882
В 1890–1895 годах, по проекту архитектора П.П.Зыкова, с запада возводится обширный храм. Храм вновь приобретает огромную популярность. Случалось, что не все желающие могли поместится под его сводами. Этот огромный храм мог одновременно вместить более 3 тыс. молящихся.
18 Боковой фасад церкви Святого Трифона. Проект расширения храма. Проектировалъ П.П. Зыковъ (отецъ)
19 Деталь, планы и разрез колокольни и церкви Св. Трифона мученика. Выполненны П.П. Зыковым
20 Колокольня Св. Трифона мученика, что в Напрудной слободе. 1890-1891. Проектировал П.П. Зыков (отец). Построил П.П. Зыков (сын)
21 Фрагмент колокольни. 1890-1891
22 Трифоновская улица. Старинный и новый храмы. 1914-1917
И сейчас на маленькой звоннице, что высится на юго-западной части крыши храма, звонит на богослужениях колокол, отлитый мастерами Самгиными, подаренный прихожанами храму. Где раньше звонил этот малый колокол ныне не известно,возможно он вернулся на своё родное, первоначальное место служения.
23 Звонница
24 Церковь трифона в Напрудном. 1920-1930
В 1930 году храм был закрыт. В 1932 году 30 апреля колокольня, трапезная, часть «нового» храма под восьмериком были взорваны напрвленным взрывом. От полного разрушения церкви в Напрудном спасло ходатайство знаменитого ценителя руской старины Петра Барановского и архитектора Москвы Льва Давида.Таким образом храм Трифона Мученика, один из самых крупных в Москве, вернулся к своим небольшим средневековым размерам.
28 Колокольня. 1929-1930
29 Колокольня. 1929-1930
В постсоветское время храм вернули православной церкви. Возрождение храма началось в год его 500-летия в 1992 году. 28 сентября торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма, пересек проспект Мира и прошел по Трифоновской улицы до Трифоновского храма.
31 Церковный домик
Храм чудом через 5 веков вернулся к своему первоначальному виду.
32
Российские древности: церковь Трифона в Напрудном
Александра Шапиро/Российские древности
Первое документально упоминание села Напрудное относится к 1328 году. Тогда великий князь Московский Иван Калита написал духовную грамоту, в которой распределил земли княжества между сыновьями. Старшему, Симеону Гордому, князь «дал… Мажаеск, Каломну… село Напрудское у города». Считается, что название село получило по близлежащему проточному пруду у берега левого притока реки Неглинной. Речка-приток (забрана в подземный коллектор в 1910 году), в свою очередь, стала именоваться по селу — Напрудная. Век спустя, в 1426 году, село упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Темного: «а из московских сел даю своей княгине Напрудное село у города с дворы городскими, что к нему потягло». Иван III в 1505 году завещал «на Москве сельцо Напрудное с дворы городскими и пасадными» сыну Дмитрию. Историк С. Б. Веселовский в своей работе «Село и деревня в Северо-Восточной Руси ХIV–ХVI» (1935 г.) определил «сельцо» и «село» того времени как поселения с наличием церкви. Без сомнения: село великокняжеское, с посадскими дворами, не могло быть без храма. Однако впервые о существовании «церкви Вмч (великомученика) Трифона, в селе Напрудном» говорится лишь в 1625 и 1628 годах — в книге Патриаршего приказа. А в 1646 году там же записано: «дворцовое Напрудное село, за Сретенскими вороты, по Переславльской дороге, подле Москвы, а в селе церковь мученика Трифона каменная».
Фото 1882 года из альбома Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», часть 4 «Местность за Земляным городом».
На этом древние документальные источники закончились. Исследователи пробовали найти крупицы достоверности в старинной легенде о появлении храма мученика Трифона в Напрудном. Издавна окрестности Напрудного были местом для государевой соколиной охоты. И вот, по преданию, некий князь Патрикеев, сокольничий Ивана Грозного, на охоте упустил царского сокола. Боясь кары, Патрикеев вознес молитвы святому Трифону о помощи. А потом на месте, где по указанию святого нашелся сокол, выстроил Трифоновскую церковь. Легенду косвенно подтверждала фреска, выполненная на рубеже XVI–XVII в алтарной апсиде церкви: святой Трифон на коне и с соколом в руке (образ соответствует русско-православному каноническому изображению этого святого), а справа от него — одноглавая церковь. Оказалось, что князь Патрикеев — реальный исторический персонаж. Двоюродный брат Ивана III (которого тоже называли Грозным современники), Иван Юрьевич Патрикеев играл видную роль при дворе. Однако попал в опалу, чудом избежав смертной казни — вместо этого ему повелели уйти в Троице-Сергиев монастырь, дорога в который пролегает мимо села Напрудного.
Александра Шапиро/Российские древности
Известно также, что к духовной грамоте Патрикеева, написанной в 1498 году, была привешена печать с изображением всадника с птицей на поднятой руке. Тем не менее «Тождественность необычного изображения на алтарной абсиде церкви и изображения на печати грамоты князя Патрикеева, приговоренного к смерти и «чудесно» оставшегося в живых, наконец, память о соколиных охотах у села Напрудного, стоявшего на «соколином пути», могли породить в более позднее время известную версию легенды, в которой переплелись правда и вымысел, а событие оказалось отнесенным к царствованию столь популярного в народной памяти Ивана IV. Во всяком случае, нам кажется пока малоосновательным привлечение легенды для определения даты сооружения храма, как это делали некоторые исследователи Трифоновской церкви», — писал архитектор-реставратор Л. А. Давид, занимавшийся восстановлением облика храма в 1947–1948 и 1953 годах. Добавим еще, что легенда не объясняет, почему Патрикеев возносил молитвы именно святому Трифону, а также каким образом князь мог построить церковь в царской слободе.
Звонница на сводах храма
Александра Шапиро/Российские древности
Л. А. Давид предложил датировать храм периодом между 1479 и 1492 годами. «Система кладки стен храма характерна для памятников владимиро-суздальской эпохи и ранней Москвы. Сочетание белого камня (основной стеновой материал) и кирпича (своды, барабан, арочные перекрытия и детали) роднит его с Успенским собором Фиораванти, давшего первый известный образец подобного строительного приема в Москве. Отсутствие металлических связей, вошедших в употребление в московской строительной практике также после творения Фиораванти, относит его к очень ранней эпохе. Горизонтальная тяга фасада, отделяющая трехлопастные завершения от низа стен и состоящая из ряда простых обломов, представляет собой своеобразный пояс, близкий по идее поясам ранне-московских храмов, а не трехчастным после-алевизовским антаблементам, имеющимся у всех однотипных храмов XVI века. По-видимому, алевизовская композиция или вовсе не была знакома зодчему Трифоновской церкви, или еще не была им достаточно усвоена. Если к этим датирующим моментам присоединить наличие надписи на южном фасаде с датой 1492 года, то нам представляется возможным предположительно отнести сооружение храма ко времени между годом завершения Успенского собора (1479) и 1492 годом — годом надписи на стене храма».
Надпись на стене храма
Александра Шапиро/Российские древности
Что же за надпись? Еще в 1936 году П. Д. Барановский обнаружил на южном фасаде храма, примерно на уровне человеческого глаза, вырезанную надпись, расшифрованную позже как «Лета 7000 (1492 год — прим. «РД») преставися…».
Л. А. Давид посчитал, что надпись — мемориальная, сделанная на надгробной плите, попавшей в кладку храма. И может считаться «датирующим моментом» в истории постройки храма. По сей день на охранной доске церкви значится: «Памятник архитектуры. Церковь Трифона в Напрудном. 1492 г.». Однако во второй половине XX века трактовка Л. А. Давидом надписи на стене храма подверглась критике со стороны научного сообщества. Вл. В. Седов (в принципе принявший, исходя из архитектурных форм храма, датировку Л. А. Давида, немного сместив ее ближе к 1500 году) вполне логично полагал: «плита могла попасть в кладку много позже того времени, как на ней была проставлена дата».
Охранная табличка и надпись в стене
Александра Шапиро/Российские древности
В. В. Кавельмахер и С. С. Подъяпольский утверждали, что надпись является пробой шрифта, своего рода тренировкой, кладбищенских резчиков, а не эпитафией на надгробии. Их вывод подтверждает и анализ изучения могильных плит 1490-х годов, и натурные обследования. Так, в лицевой кладке храма есть еще надписи, сделанные в стиле, идентичном вышеуказанной надписи: «Лета 700», «Лета 700 пре», «Лета 7178 (1670 год — прим. «РД») преставися», причем некоторые граффити переходят с одного каменного блока на другой, что никак не похоже на связную эпитафию на могильной плите. Правда, вопрос, почему кладбищенские резчики (с большой вероятностью — жившие в XVII веке) тренировались в мастерстве на стенах храма, остается открытым.
Из-за неправомерной интерпретации надписи Л. А. Давидом В. В. Кавельмахер и С. С. Подъяпольский даже не допускали возможности датировки храма концом XV века, придерживаясь периода середины — второй половины XVI века. С. С. Подъяпольский был склонен считать зодчим храма Алевиза Нового. В 2008 году ушедший от нас этим летом историк архитектуры С. В. Заграевский (к слову, сын В. В. Кавельмахера) опубликовал работу «Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода». В рамках нашей статьи мы не сможем процитировать весь ход его рассуждений, приведем лишь выводы. А они таковы: наиболее вероятными зодчими церкви святого Трифона в Напрудном являются московские мастера времен Ивана III; эти же мастера великого князя изобрели такой феномен древнерусской архитектуры, как крещатый свод в центрической бесстолпной церкви и впервые применили его при возведении именно Трифоновского храма; церковь была построена во временном промежутке с середины 1470-х годов до середины 1480-х.