троеручица в даниловом монастыре
Данилов монастырь
Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Выбранная
Икона Божией Матери «Троеручица»
История этого чудотворного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.
Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.
Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы – «Троеручица».
Образ Божией Матери «Троеручица». Екатеринбург. В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ее на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией.
Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте.
В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.
В Россию первый список иконы «Троеручица» был принесён в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё несколько древних списков иконы: один – в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.
«Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда с Афона были принесены ее списки (один из них — патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря). Имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.
Троеручица: странная икона
Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА.
Усеченная десница
В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное поясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая же рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в двух преданиях.
Афонская игуменья
Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии. Точных исторических сведений об этом не имеется, но это предположение отчасти согласуется с преданием. Правда, варианты этого предания снова различаются: по одной из версий, икона оказалась привязанной к спине осла, однажды пришедшего к воротам монастыря Хиландар из Сербии, где власть захватили мусульмане. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря. Следы почитания Троеручицы в средневековых памятниках на территории Сербии и соседней Македонии немногочисленны. Среди них отметим уникальное изображение Богоматери в росписи Белой церкви села Каран (1340-1342). Здесь Мария представлена в рост, в длинной голубой тунике. Правой рукой она держит Христа, а двумя левыми (именно так!) обращается к Нему. Поздний список с хиландарской иконы стал главной реликвией болгарского Троянского монастыря, причем особенностью этого образа является наличие не одного, а трех серебряных привесов в форме руки, закрывающих изображения рук Богоматери на иконе.
Святыня с табличкой
Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».
Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»
Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» очень любима и распространена во множестве списков в России. Один из них (кон. ΧVΙΙ – нач. XVIII в.) находится в Троицком соборе Данилова монастыря. Об особом почитании этой иконы в Даниловом монастыре можно судить уже по тому, что она был в окладе, богато украшенным серебряными венцами, жемчугом и полудрагоценными камнями. Дважды в год, накануне праздника «Троеручице», совершался крестный ход их монастыря к монастырской часовне. После закрытия обители икона находилась в церкви Сошествия Святого Духа, что на Даниловом кладбище, после возрождения монастыря вернулась в родную обитель, при этом икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней значительно улучшилось зрение. В Даниловом монастыре не прекращаются многочисленные случаи чудесной помощи и исцелений Божией Матери через икону Ее «Троеручица».
Еще одна икона «Троеручица», прославившаяся также как и икона в Троицком соборе, находится в монастырской часовне святого благоверного князя Даниила на площади Серпуховской Заставы.
С происхождением иконографического извода иконы «Троеручица» связано несколько церковных преданий. Одно из них восходит к житию преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году на Византийский престол вступил иконоборец, император Лев Исаврянин. По его приказу солдаты врывались в дома верующих людей, отбирали и жгли иконы, а самих иконопочитателей предавали мукам и смерти. В ту пору ревностным защитником иконопочитания показал себя первый министр Дамасского калифа Иоанн, пользовавшийся большим влиянием на своего государя. Желая опорочить такого ревностного защитника иконопочитания, император Лев приказал искусному писцу написать поддельное письмо как бы от Иоанна к нему, с предложением измены. Затем это поддельное письмо он послал калифу, говоря, что, несмотря на уговоры Иоанна, он хочет жить с калифом дружно. Разгневанный калиф поверил оговору и велел отсечь у Иоанна правую руку, начертавшую, по его мнению, план измены, и выставить ее на городской площади. Иоанн, мучительно страдая от боли и незаслуженной обиды, попросил вернуть ему отсеченную руку, пояснив, что ему будет легче, если он ее похоронит.
Иоанн затворился у себя, приложил отсеченную руку к запястью и погрузился в глубокую молитву перед иконой Пресвятой Богородицы, обещая, что, если Пречистая дарует ему исцеление, он будет этой рукой писать творения в Ее славу. После молитвы он заснул, во сне ему явилась Царица Небесная и сказала: «Ты исцелен. Трудись же прилежно твоей рукой». По преданию, благодарность Иоанна своей Целительнице излилась в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Калиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя все государственные дела, но Иоанн решил все силы отдать на служение Богу: он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иночество. Икону, пред которой он получил исцеление, он взял с собой, и в память чуда, по одним источникам, сделал из серебра кисть руки и прикрепил ее к иконе, а, по другим, – сам дописал третью руку на иконе. Отсюда икона и получила наименование «Троеручица».
До XIII века икона находилась в обители Саввы Освященного, а затем монахи, по завещанию, передали ее святому Савве, архиепископу Сербскому, и она была перенесена в Сербию. При нашествии турок, опасаясь осквернения святыни, православные положили икону на осла и пустили его одного без провожатого. Осел прошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Иноки приняли икону как великий дар – ежегодно из монастыря совершается крестный ход на место появления чудотворного образа.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», глас 4
Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася Святей Горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя, от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», глас 8
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспети предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.
История появления иконы Богородицы «Троеручица»
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.
Две версии возникновения образа Божией Матери
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.
Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна
Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.
С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.
Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.
Полезные материалы
Игуменья
Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.
Особенности иконографии
Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.
Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.
Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.
Икона Божией Матери
«ТРОЕРУЧИЦА»
Свою славу икона Божией Матери «Троеручица» явила миру во время разгула иконоборческой ереси. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон.
Ссылаясь на ветхозаветные заповеди, иконоборцы приравняли прежние священные изображения к идолам, а их почитателей обвинили в идолопоклонстве камням, доскам и стенам. На специально собранном Соборе древние иконы, мозаики, фрески и статуи предали анафеме и начали их замазывать, сжигать и разбивать, тех же, кто старался их защитить, предавали мучительной смерти.
Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (Мансур). Он родился ок. 676 г. в городе Дамаске, откуда и произошло его прозвище. За красноречие же его называли Хризороем, что означает «золотая струя». Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. «Я не поклоняюсь веществу, — спорил он со своими противниками, — но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение».
Вечером, когда гнев раздраженного халифа немного поутих, преподобный Иоанн через друзей направил ему просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье. Будучи твердо убежден, что, по словам Господа, все возможно верующим в него, Иоанн приложил руку к окровавленному суставу и всю ночь со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. После чего он задремал. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
Наутро, проснувшись, святой Иоанн увидел, что рука приросла, он мог шевелить пальцами, а на месте отсечения остался лишь еле видный рубец. Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется. », которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого:
Чудесное исцеление руки Иоанна поразило всех в Дамаске, и халиф, убедившись в его невиновности, возвратил ему свою прежнюю дружбу. Но Иоанн желал исполнить обет, данный Пресвятой Богородице, и решил всего себя посвятить служению православной церкви. Издавна помышлявший о монашеской жизни, он отрекся от мира и, несмотря на просьбы халифа, желавшего загладить вину свою новыми милостями, оставил двор его и свою родину. Раздав имение церквам, родственникам и бедным и отпустив рабов на волю, Иоанн отправился с учеником своим и другом Космой сначала в Иерусалим для поклонения святым местам, а потом в Лавру Саввы Освященного, где принял постриг.
Икона Троеручицы
Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон, остановился перед воротами монастыря Хиландар и встал «как вкопанный», дожидаясь, пока братия примет «Троеручицу» в монастырь.
Монастырь Хиландар, Афон
Первоначально она была поставлена в алтаре соборного храма, где находилась несколько лет. В начале XVII столетия монастырь Хиландар лишился своего игумена; иноки приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь сама прекратила несогласие братии. В один день иноки, по обычаю, собрались к утреннему богослужению и увидали, что икона «Троеручица» стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли ее в алтарь; но на следующий день она опять появилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось еще несколько раз. В ночном видении одному святому затворнику Богоматерь объявила свою волю, чтобы братия не переносили Ея иконы с игуменскаго места, поскольку Она сама хочет занять это место своею иконою и управлять монастырем. С тех пор в Хиландарской обители избирается не настоятель, а только наместник и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.
Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хиландарской обители и недосягаемую для человеческих рук.
Чудотворные списки иконы «Троеручица»
Списки чудотворной иконы «Троеручица» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями. Один из них находится с XVII века в Болгарии в Троянском монастыре.
Новый Иерусалим на р.Истре
Даниловский монастырь | Троицкий собор |
Ипатьевский дом
Другой, пока гораздо менее известный, список иконы «Троеручицы», находился в Екатеринбурге в Ипатьевском доме во время пребывания в заточении Святых Царственных Мучеников в 1918 году. Судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но именно эта скромная икона стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига.
Храм-на-крови в Екатеринбурге был построен в 2003 году на месте Ипатьевского дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья.
Завещание Князя исполнила его вдова Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Вечером 10 июля 2003 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Троеручица», Царская святыня прибыла в Екатеринбург. Теперь она пребывает в Храме-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (Екатеринбург).
Вид на Храм-на-крови, Екатеринбург
Иконография
В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.
Тропарь, глас 4.
Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающий к Тебе верою, приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе с Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспевати предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося от Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.