троице гледенский монастырь вологодская область
Откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся светский иконостас с зеркалами?
Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
Древний и богатый
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. Земельные наделы по Сухоне и Югу у него были огромные. Монастырь вел большую хозяйственную деятельность, торговал зерном, лесом и солью, получал колоссальные прибыли, платил огромные налоги. Он владел мельницами, речными судами, многими пашнями, сенокосами и скотом, хлеб монахи возили на продажу в Холмогоры.
Вся ранняя история Троицкого монастыря неразрывно связана с историей города Гледена, который был уничтожен в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Темного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки.
Монастырь долго, вплоть до XVIII века, был деревянным. Во второй половине XVII века и в начале XVIII он полностью обновил свои храмы: заменил деревянные постройки каменными зданиями, наполнил их иконами, книгами, дорогой серебряной утварью, расшитыми золотными и жемчужными нитями покровами, плащаницами и облачениями, во всех храмах были возведены высокие резные позолоченные иконостасы. Монастырская звонница обрела полный состав звона — огромные многопудовые колокола.
Троицкий собор
В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы. Центральный вход в собор — через арку шатровой колокольни, расположенную на середине западного фасада. Когда-то на колокольне было десять колоколов, самый большой из которых весил 80 пудов. Судя по описи XVIII века, на колокольне раньше были «ходовые часы». С трех сторон храм окружают двухъярусные крытые паперти.
Иконостас на столичный манер
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Это гордость Великоустюгского музейного комплекса, частью которого является Троице-Гледенский монастырь. Иконостас в стиле барокко восемь лет (с 1776 по 1784 годы) строили на пожертвования устюжан устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы. В нем — пять ярусов, много деревянных скульптур, сделан он на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже… зеркала!
Да-да, судя по описи 1785 года, в Троицком иконостасе были установлены эти нехарактерные детали. Как такое возможно? Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат клеймо с образом Благовещения Богородицы. Так вот, фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался, так что скоро зеркала убрали.
Картуши и короны
Еще одна интересная деталь оформления Троицкого иконостаса — резные витые рамки-«картуши». Это тоже визитная карточка тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт (легенды на картах, то есть списки условных обозначений с объяснением, было принято писать в картушах). Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах, вот резчики и перенесли знакомый им элемент в иконостас Великоустюжского монастыря.
Вообще, Троицкий иконостас выглядит как очень «светский»: даже иконы здесь напоминают картины в пышных рамах. А чего стоят три царские короны в убранстве иконостаса! Причина их появления — тоже отчасти светская. В XVI веке, когда великие князья московские стали именоваться царями, их начали называть помазанниками Божиими, подводя под это глубокий богословский смысл. Царская корона стала символом постоянного присутствия царя в православном храме. Позже, в XVIII веке, когда был введен титул императора, короны стали появляться и в церковных интерьерах, и в иконостасах. Кроме того, три короны — это еще и символ Святой Троицы.
Возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами деревянный Троицкий иконостас — это действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря и Великого Устюга, но и всего Русского Севера, потому что в этом иконостасе соединено сразу много всего: и живопись, и скульптура, и удивительный декор, и местные северные традиции, и «модные» европейские и столичные «тренды» своего времени.
Монастырь третьего класса
С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это, вероятно, в большей степени связано со снижением урожайности, а также с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: завершалась секуляризация земель и вводилось штатное расписание. Троице-Гледенский был зачислен в число монастырей 3-го класса (количество монахов — не более 12, содержание монастыря в целом — 950 рублей в год, по тем временам — совсем небольшие деньги); почти все вотчины его были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина «следствие опасности от сноса водой по близости фарватера рек Сухоны и Юга» монастырь был упразднен.
Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго.
Долгий путь к возрождению
В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых.
В начале 1980-х годов здания переданы музею.
11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с водоосвящением источника у церкви Иоанна Устюжского.
16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам в монастыре служатся молебны.
Как добраться: Монастырь находится в четырех километрах от Великого Устюга, официальный адрес: село Морозовица, ул. Центральная, 122. Поездом дальнего следования надо доехать до Котласа, оттуда от автовокзала автобусом Котлас — Великий Устюг. От автовокзала в Великом Устюге — либо пешком, либо автобусом 104, либо на автомобиле.
Важно: Троицкий собор, главная достопримечательность монастыря, открыт для посетителей только в летний период.
Великоустюгский музей-заповедник
Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.
Морозовица. Троице-Гледенский монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки и объекты:
4. Стены ограды (сер. XVIII в.)
5. Сторожевая башня (1759-1763 гг.)
6. Северные ворота (сер. XVIII в.)
7. Святые ворота (сер. XVIII в.)
8. Граница монастыря
9-10. Поздние постройки
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Гледенский-Троицкий монастырь, 3 класса, в 4 верстах от города Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII веке; в монастыре есть церковь во имя святого Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывает крестный ход в село Пухово — место рождения святого Иоанна (см. 29 мая).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
При слиянии рек Сухоны и Юга на высоком холме в незапамятные времена стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом-Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере. Известно, что город Гледен был разрушен в княжеских междоусобных войнах, а монастырь устюжане восстановили. Монастырь был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.
Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum. О.Зенкова, г. Великий Устюг. Буклет о Троице-Гледенском монастыре
С. Васильев пишет: «Основание его относится к 1190-му году и даже ранее. По крайней мере его почитают древнейшим монастырем в двинских странах. История существования неизвестна». Скорей всего права В. Шильниковская, которая пишет: «Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «летопись Великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «…в которые лета построися о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице – Гледенский монастырь был оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, …возникали другие монастыри. В числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский, таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.».
Монастырь в первой половине XVII века был еще деревянным. Он имел два храма — соборную церковь Троицы и теплый храм Успения, а также ряд келий и ограду, выгоревшие в пожаре 1617 года. За монастырем на берегу реки Юга тогда еще сохранялась «половина осыпи старого городища Устюжского», то есть часть земляного вала древней Гледенской крепости. Противоречий не существует в отношении даты возведение основных каменных сооружений Троице-Гледенского монастыря, остатки которого дошли до нас, все авторы сходятся в том, что строительство было начато в 1656 году, а завершилось в 1659 году. В 1841 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен и приписан к Михайло – Архангельскому монастырю. С этого момента строительные работы были прекращены.
В 1912 году, после долгих лет запустения, вновь открыт в качестве женской обители. После установления Советской власти в 1918 году в монастыре неоднократно проводились обыски. В декабре 1918 года монахини создают Троицкую сельскохозяйственную коммуну, но фактически в монастыре остаются прежние порядки. В 1925 году коммуна ликвидируется с выселением всех монахинь. Территория монастыря отдается под размещение колонии для беспризорников. Троицкий собор, как памятник старины, передается Северо-Двинскому губоно, остальные постройки колонии. Ключи от Троицкого собора были переданы представителям музея 23 марта 1926 года. В феврале 1926 года в монастыре разместился детдом-изолятор для детей сирот с врожденным сифилисом и туберкулезом костей. К зиме 1926 года в монастырских храмах все стекла были выбиты беспризорниками. В сентябре 1929 года детдом – изолятор переводится в Яиковский монастырь. Троице-Гледенский монастырь передается коммуне «Зарево». В 1930-е годы Троице–Гледенский монастырь используется под пересыльный лагерь. Позднее под дом престарелых, с 1952 года – дом инвалидов. В начале 1980-х годов весь монастырский комплекс был передан в ведение музея.
К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.
Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12-15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледен-ского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.
Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «. в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.
Вся история Троице-Гледенского монастыря была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.
К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.
В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.
Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.
Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987.
С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь. Описание Зверинского В.В. №162: «Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае, он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».
Описание Зверинского В.В. № 1615: «Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».
Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.
Гледенский мужской монастырь основан в конце 12-го века. Управляли монастырём игумены и архимандриты. В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души. При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским. В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.
Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского. Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.
В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским. Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.
В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы. Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям. Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни. Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.