троице гледенский монастырь вологодская область

Откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся светский иконостас с зеркалами?

Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.

Древний и богатый

Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. Земельные наделы по Сухоне и Югу у него были огромные. Монастырь вел большую хозяйственную деятельность, торговал зерном, лесом и солью, получал колоссальные прибыли, платил огромные налоги. Он владел мельницами, речными судами, многими пашнями, сенокосами и скотом, хлеб монахи возили на продажу в Холмогоры.

Вся ранняя история Троицкого монастыря неразрывно связана с историей города Гледена, который был уничтожен в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Темного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки.

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская область

Монастырь долго, вплоть до XVIII века, был деревянным. Во второй половине XVII века и в начале XVIII он полностью обновил свои храмы: заменил деревянные постройки каменными зданиями, наполнил их иконами, книгами, дорогой серебряной утварью, расшитыми золотными и жемчужными нитями покровами, плащаницами и облачениями, во всех храмах были возведены высокие резные позолоченные иконостасы. Монастырская звонница обрела полный состав звона — огромные многопудовые колокола.

Троицкий собор

В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы. Центральный вход в собор — через арку шатровой колокольни, расположенную на середине западного фасада. Когда-то на колокольне было десять колоколов, самый большой из которых весил 80 пудов. Судя по описи XVIII века, на колокольне раньше были «ходовые часы». С трех сторон храм окружают двухъярусные крытые паперти.

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская область

Иконостас на столичный манер

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Это гордость Великоустюгского музейного комплекса, частью которого является Троице-Гледенский монастырь. Иконостас в стиле барокко восемь лет (с 1776 по 1784 годы) строили на пожертвования устюжан устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы. В нем — пять ярусов, много деревянных скульптур, сделан он на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже… зеркала!

Да-да, судя по описи 1785 года, в Троицком иконостасе были установлены эти нехарактерные детали. Как такое возможно? Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат клеймо с образом Благовещения Богородицы. Так вот, фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался, так что скоро зеркала убрали.

Картуши и короны

Еще одна интересная деталь оформления Троицкого иконостаса — резные витые рамки-«картуши». Это тоже визитная карточка тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт (легенды на картах, то есть списки условных обозначений с объяснением, было принято писать в картушах). Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах, вот резчики и перенесли знакомый им элемент в иконостас Великоустюжского монастыря.

Вообще, Троицкий иконостас выглядит как очень «светский»: даже иконы здесь напоминают картины в пышных рамах. А чего стоят три царские короны в убранстве иконостаса! Причина их появления — тоже отчасти светская. В XVI веке, когда великие князья московские стали именоваться царями, их начали называть помазанниками Божиими, подводя под это глубокий богословский смысл. Царская корона стала символом постоянного присутствия царя в православном храме. Позже, в XVIII веке, когда был введен титул императора, короны стали появляться и в церковных интерьерах, и в иконостасах. Кроме того, три короны — это еще и символ Святой Троицы.

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская область

Возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами деревянный Троицкий иконостас — это действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря и Великого Устюга, но и всего Русского Севера, потому что в этом иконостасе соединено сразу много всего: и живопись, и скульптура, и удивительный декор, и местные северные традиции, и «модные» европейские и столичные «тренды» своего времени.

Монастырь третьего класса

С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это, вероятно, в большей степени связано со снижением урожайности, а также с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: завершалась секуляризация земель и вводилось штатное расписание. Троице-Гледенский был зачислен в число монастырей 3-го класса (количество монахов — не более 12, содержание монастыря в целом — 950 рублей в год, по тем временам — совсем небольшие деньги); почти все вотчины его были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина «следствие опасности от сноса водой по близости фарватера рек Сухоны и Юга» монастырь был упразднен.

Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго.

Долгий путь к возрождению

В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых.

В начале 1980-х годов здания переданы музею.

11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с водоосвящением источника у церкви Иоанна Устюжского.

16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам в монастыре служатся молебны.

Как добраться: Монастырь находится в четырех километрах от Великого Устюга, официальный адрес: село Морозовица, ул. Центральная, 122. Поездом дальнего следования надо доехать до Котласа, оттуда от автовокзала автобусом Котлас — Великий Устюг. От автовокзала в Великом Устюге — либо пешком, либо автобусом 104, либо на автомобиле.

Важно: Троицкий собор, главная достопримечательность монастыря, открыт для посетителей только в летний период.

Источник

Великоустюгский музей-заповедник

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская область

Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская областьВ незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.

Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.

Источник

Морозовица. Троице-Гледенский монастырь.

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская область
Храмы монастыря:

Другие постройки и объекты:

4. Стены ограды (сер. XVIII в.)
5. Сторожевая башня (1759-1763 гг.)
6. Северные ворота (сер. XVIII в.)
7. Святые ворота (сер. XVIII в.)
8. Граница монастыря
9-10. Поздние постройки

Карта и ближайшие объекты

троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть фото троице гледенский монастырь вологодская область. Смотреть картинку троице гледенский монастырь вологодская область. Картинка про троице гледенский монастырь вологодская область. Фото троице гледенский монастырь вологодская область

Статьи

Гледенский-Троицкий монастырь, 3 класса, в 4 верстах от города Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII веке; в монастыре есть церковь во имя святого Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывает крестный ход в село Пухово — место рождения святого Иоанна (см. 29 мая).

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

При слиянии рек Сухоны и Юга на высоком холме в незапамятные времена стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом-Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере. Известно, что город Гледен был разрушен в княжеских междоусобных войнах, а монастырь устюжане восстановили. Монастырь был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.

Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum. О.Зенкова, г. Великий Устюг. Буклет о Троице-Гледенском монастыре

С. Васильев пишет: «Основание его относится к 1190-му году и даже ранее. По крайней мере его почитают древнейшим монастырем в двинских странах. История существования неизвестна». Скорей всего права В. Шильниковская, которая пишет: «Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «летопись Великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «…в которые лета построися о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице – Гледенский монастырь был оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, …возникали другие монастыри. В числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский, таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.».

Монастырь в первой половине XVII века был еще деревянным. Он имел два храма — соборную церковь Троицы и теплый храм Успения, а также ряд келий и ограду, выгоревшие в пожаре 1617 года. За монастырем на берегу реки Юга тогда еще сохранялась «половина осыпи старого городища Устюжского», то есть часть земляного вала древней Гледенской крепости. Противоречий не существует в отношении даты возведение основных каменных сооружений Троице-Гледенского монастыря, остатки которого дошли до нас, все авторы сходятся в том, что строительство было начато в 1656 году, а завершилось в 1659 году. В 1841 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен и приписан к Михайло – Архангельскому монастырю. С этого момента строительные работы были прекращены.

В 1912 году, после долгих лет запустения, вновь открыт в качестве женской обители. После установления Советской власти в 1918 году в монастыре неоднократно проводились обыски. В декабре 1918 года монахини создают Троицкую сельскохозяйственную коммуну, но фактически в монастыре остаются прежние порядки. В 1925 году коммуна ликвидируется с выселением всех монахинь. Территория монастыря отдается под размещение колонии для беспризорников. Троицкий собор, как памятник старины, передается Северо-Двинскому губоно, остальные постройки колонии. Ключи от Троицкого собора были переданы представителям музея 23 марта 1926 года. В феврале 1926 года в монастыре разместился детдом-изолятор для детей сирот с врожденным сифилисом и туберкулезом костей. К зиме 1926 года в монастырских храмах все стекла были выбиты беспризорниками. В сентябре 1929 года детдом – изолятор переводится в Яиковский монастырь. Троице-Гледенский монастырь передается коммуне «Зарево». В 1930-е годы Троице–Гледенский монастырь используется под пересыльный лагерь. Позднее под дом престарелых, с 1952 года – дом инвалидов. В начале 1980-х годов весь монастырский комплекс был передан в ведение музея.

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.

Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12-15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледен-ского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.

Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «. в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.

Вся история Троице-Гледенского монастыря была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.

К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.

Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987.

С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь. Описание Зверинского В.В. №162: «Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае, он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».

Описание Зверинского В.В. № 1615: «Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».

Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.

Гледенский мужской монастырь основан в конце 12-го века. Управляли монастырём игумены и архимандриты. В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души. При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским. В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.

Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского. Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.

В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским. Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.

В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы. Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям. Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни. Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *