троице измайловский собор крещение

Троице измайловский собор крещение

Крещение – это христианское таинство духовного рождения человека и его принятие в лоно Церкви, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную и святую.

Так как таинство Крещения, и следующее сразу за ним таинство Миропомазания, есть самое настоящее духовное рождение, то они возможны лишь единожды в жизни человека.
Великое таинство Крещения установлено Господом Иисусом Христом и совершается оно священнослужителями Церкви, которым в лице апостолов заповедовал крестить людей Сам Господь:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 19-20).

В момент крещения человек распинает в себе «ветхого человека» с его пороками и первородным грехом, и облекается в «нового человека», который покаянием в грехах и верой во Христа преображает свое падшее естество, тем самым, с помощью божьей милости и благодати, обретает возможность спасения души, воскресения после смерти и жизни вечной в Царствии Небесном после второго пришествия Господа Иисуса Христа.

И для того, чтобы спасти погибающее человечество, по величайшей и неизреченной любви, Сам Бог стал Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Будучи Сам невинным и совершенным, Христос претерпел жесточайшие мучения, умер на кресте, воскрес, и таким образом, взял на Себя грехи человечества, открыв людям путь к вечной жизни:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17).

В отрывке из Послания Апостола Павла к Римлянам, говорится о той смерти, которую переживает в таинстве крещаемый, и о воскресении, которое наступает вслед за этим:

В Новом завете в книге Деяний святых апостолов, на главный вопрос множества людей, что им нужно делать для спасения, апостол Петр ответил:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

А в послании к Ефесянам апостола Павла можно прочитать чудесные строки о единичности крещения в жизни человека:

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Само таинство сопровождается обязательным чинопоследованием из молитв и священнодействий, а также троекратным погружением крещаемого в купель с водой.
Погружение в воду берет свое начало еще от ветхозаветных предписаний, поэтому, когда жители Иудеи приходили креститься к Иоанну Крестителю и исповедали свои грехи, он погружал их в воды реки Иордан. И только выйдя из воды, обретали они ту чистоту, которая делала их готовыми к встрече с грядущим Мессией — Христом.

Действие это не нуждалось в особых объяснениях, потому что вся религиозная жизнь ветхозаветного израильтянина сопровождалась ритуальными омовениями, с наступлением же эпохи Нового Завета ветхозаветные ритуальные предписания утратили свой смысл.

Однако по установлению Божию, вода должна обязательно присутствовать и в христианском крещении, так как Господь благодатью Своею дает этой воде способность омыть не только тело, но и главным образом человеческую душу от прежних грехов, а в Евангелии от Иоанна Господь Иисус Христос прямо говорит:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3-5).

При крещении человек получает новое имя для новой жизни. В наше время, чаще всего, в крещении человеку дают то же имя, которое он носил до крещения, однако даже если по произношению и написанию имя остается прежним, то значение имени для человека меняется.

Крестившись, человек обретает новое призвание — стать святым, прославить Бога своею жизнью, оправдать произнесенные Господом слова:

«Вы — свет мира…. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).

С момента наречения имени святые берут нас под свое покровительство, становятся нашими сомолитвенниками перед престолом Божиим и проводниками на пути в Царство Божие.

В течение нескольких последних столетий таинство Крещения очень часто совершается над младенцами, что делается по вере их восприемников, становящихся духовными родителями крещаемых – крестным матерью и отцом. Тем более замечателен тот факт, что обряд совершения этого таинства сохранил ту же форму и то же чинопоследование, которые он имел во времена, когда большинство крещаемых составляли взрослые.

Сомневающимся в необходимости и возможности крещения младенцев следует напомнить, что апостолы крестили целые семейства, например, семейство Лидии (Деян. 16, 14 – 15) и темничного стража (Деян. 16:34-37), а также Криспа (Деян. 18:8), «Стефанов дом» (1Кор. 1:16). Есть все основания предполагать, что в этих семействах были и дети, которые были крещены вместе со взрослыми.

Обычай крещения младенцев закреплен каноническими правилами: 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680 г.). У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.

Крещению предшествует оглашение, то есть наставление в истинах веры. В первые годы христианства его длительность достигала нескольких лет. В те времена, только после серьезного изучения Священного Писания и Предания человек мог стать членом Церкви Христовой.

В современном мире с учетом оскудения веры и слабости человеческого духа, сроки оглашения значительно сократились. Но, тем не менее, можно отметить и положительную тенденцию: во многих приходах создаются группы, в которых проводятся занятия по подготовке желающих креститься.

Само чинопоследование крещения включает себя:

Молитвы и священнодействия чина оглашения:

Молитва во еже сотворити оглашеннаго;

Три запрещения на нечистых духов;

Отречение от сатаны;

Исповедание верности Христу;

Исповедание Символа веры.

Молитвы и священнодействия чина святого крещения:

Освящение воды;
Освящение елея;
Крещение;
Облачение новокрещенного.

После всех необходимых и чудодейственных молитв происходит самое главное – крещение человека: крещаемый входит в купель и священник трижды погружает его с головой в воду, произнося:

«Крещается раб Божий (произносится имя) Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

В завершение таинства священник постригает крестившегося. Остриженные волосы — первая жертва, знак послушания Богу и Церкви.

После таинства – крещеный, облекшись в «нового человека» и став христианином, встает на путь, который ведет к совершенной радости и жизни с избытком. Ведь слова Христа обращены к каждому, ищущему истину и Бога: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ».

Таинство Крещения совершается в нашем соборе ежедневно.

По воспросу записи на Таинство Вы можете обратиться по телефону собора: 246-07-15.

Обращаем Ваше внимание что перед крещением крестным родителям необходимо обязательно пройти огласительную беседу со священником.

По прохождению огласительной беседы Вы можете задать вопрос священнику собора в часы работы собора либо по телефону +7 911 098 6000 (отец Сергий).

Источник

Троице-Измайловский собор, заказать требу

Заказать молитву в Троице-Измайловском соборе

Полное название петербургского Троице-Измайловского собора – Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Этот собор по праву именуют одним из самых монументальных в Петербурге. Его еще иногда называют «Болгарским», так как предполагается, что построили его на деньги болгар в знак благодарности за освобождение от турецких воинов.

Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО.

С 6 апреля 1996 и по сегодняшний день настоятелем собора есть митрофорный протоиерей Геннадий Борисович Бартов.

Сотни верующих каждый день приходят к мощам Матроны Московской в собор, чтобы рассказать ей о своем горе, печалях, о том, что тревожит их душу и получить не только необходимую помощь, но и ответы на свои вопросы. Все прихожане могут заказать в соборе молебен.

В последнее время в храме также появились и новые иконы – мозаичные изображения Святых Петра и Павла, Николая Чудотворца. В соборе размещены два образа Николая Чудотворца, к которым ежедневно приходят с молитвами сотни людей.

Взору всех заходящих в собор открываются высоченные иконы апостолов Петра и Павла, святого Александра Невского, Пресвятой Богородицы, святой Екатерины и Исаакия Далматского.

Размещенный в храме Порт-Артурский образ служит напоминанием того, что изначально храм строился именно для молитв солдат и офицерского состава.

Молитва перед образом «Христос благословляет детей» подойдет родителям, которые беспокоятся за своих детей, желают, чтобы они росли воспитанными, любящими детьми и верили в Бога.

Приходящие в храм прихожане молятся перед самой скромной по оформлению икон иконой « Скоропослушница ». Многим из них помогла Пресвятая Богородица. Говорят, что именно с иконой « Скоропослушницы » происходило большое количество чудес.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Источник

КРЕЩЕНИЕ, КРЕСТНИК, ВОСПРИЕМНИК

Огласительные беседы перед Таинством Крещения

В соборе еженедельно — каждые понедельник и четверг в 18.30 проводятся огласительные беседы перед Святым Крещением.

Беседы посвящены знакомству с основами православной веры и готовят человека к сознательному принятию Таинства Крещения. Во время бесед вы сможете задать все интересующие вас вопросы.

Желающим креститься (старше 14 лет), а также восприемникам (крестным родителям) необходимо пройти две беседы, начиная с понедельника. Беседы проводятся в здании воскресной школы собора.

Беседы проводят клирики собора иерей Борис Бурлаков и протодиакон Александр Пушкарев.

Запись на Таинство Крещения – в иконной лавке собора.

На огласительные беседы перед Крещением — записи нет.

Зачем нужно креститься?

Таинство Крещения вводит человека в Церковь и освобождает его от первородного греха. Благодаря ему он рождается для вечности и становится способным к наследию Царствия Небесного в жизни будущей. Таинство Крещения установил Сам Господь. О нем ясно говорится в Евангелии как о необходимом условии вхождения в Церковь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Изменение, которое происходит с человеком во время совершения этого Таинства, настолько велико, что никакие события, грехопадения, включая перемену веры и даже ее потерю, не возвращают человека в первоначальное состояние. В любом случае он остается, пусть немощным, несовершенным, грешным, но, безусловно, членом Церкви. Поэтому Таинство Крещения может быть совершено только один раз в жизни. В раннехристианские времена взрослого человека допускали к Крещению после длительной подготовки, однако Крещение детей существовало наряду с Крещением взрослых. С V века Крещение детей закреплено постановлениями Соборов, но и до того времени совершалось по обычаю, идущему от апостолов.

троице измайловский собор крещение. Смотреть фото троице измайловский собор крещение. Смотреть картинку троице измайловский собор крещение. Картинка про троице измайловский собор крещение. Фото троице измайловский собор крещениеНесмотря на это, часто можно услышать вопрос: стоит ли крестить младенцев? Принимая Таинство Крещения, человек становится членом Церкви. Поэтому главное, что получает ребенок в Таинстве – благодатная молитвенная помощь всей Церкви, которая особенно необходима в наше время глобальной нестабильности. Конечно, Крещение младенца не гарантирует того, что, став взрослым, он будет верующим человеком, свято исполняющим требования христианской морали. Однако Крещение значительно облегчит приобретение осознанной веры.

Зачем вообще нужен крестный или, как его еще называют, восприемник? Ребенок не может сам отвечать на вопросы священника, отрекается ли он сатаны и сочетается ли со Христом. Он не может исповедовать свою веру, не может понять смысла происходящего Таинства. И крестный становится человеком, который за ребенка поручается: за него отвечает на вопросы, читает Символ веры, молится во время чинопоследования Крещения. Вместе с тем, он берет на себя ответственность за то, чтобы ребенок, придя в сознательный возраст, смог дать на эти вопросы те же ответы, чтобы православное исповедание веры стало и его исповеданием, чтобы своей жизнью он доказал, что его вступление в Церковь состоялось. Крестные родители принимают на себя обязательство воспитывать своего крестника в духе Православия, оберегать его от возможных искушений и соблазнов. К этим обязательствам Церковь относится очень серьезно. Поэтому при достаточности одного восприемника традиция Русской Православной Церкви предусматривает при Крещении наличие двух крестных родителей. Действительность Таинства Крещения обусловлена действием самой Божественной благодати, молитвой Церкви, правильностью совершенного обряда, поэтому в исключительных случаях допускается совершать это Таинство вообще без восприемников (крестных родителей). В случае если восприемники (крестные родители) оказываются недостойными своего звания, обязанности по духовному воспитанию детей (но не само звание крестных родителей!) могут взять на себя другие люди: родственники, знакомые, друзья семьи.

В Свято-Троицком кафедральном соборе Таинство Крещения совершается в следующие дни: вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Запись на Крещение – в иконной лавке собора.

троице измайловский собор крещение. Смотреть фото троице измайловский собор крещение. Смотреть картинку троице измайловский собор крещение. Картинка про троице измайловский собор крещение. Фото троице измайловский собор крещение

Перед Таинством Крещения родители и крестные родители (восприемники) должны прослушать огласительные беседы перед Таинством Крещения.

Если Таинство Крещение принимает взрослый человек, то ему не обязательно иметь крестных родителей. Тогда огласительные беседы прослушивает именно крещаемый.

С 2012 г. в Свято-Троицком кафедральном соборе регулярно по субботам служится Крещальная Литургия. До 2020 г. Крещальную литургию совершал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин или ключарь собора. Во время Крещальной Литургии Таинство Крещения принимают взрослые люди, прошедшие огласительные беседы в саратовских храмах.

Родиться от воды и Духа

троице измайловский собор крещение. Смотреть фото троице измайловский собор крещение. Смотреть картинку троице измайловский собор крещение. Картинка про троице измайловский собор крещение. Фото троице измайловский собор крещениеСвятое Таинство Крещения – первое в ряду семи церковных Таинств. Оно называется Таинством вхождения в Церковь, так как в нем человек становится членом Церкви и получает доступ к остальным ее Таинствам. Оно же является и Таинством духовного рождения человека, и как единожды человек рождается, так единожды и принимает Крещение. Об этом свидетельствует и Символ веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов…»

«Крещение есть вместе умерщвление и оживотворение, – вместе и погребение и рождение… Святой Дух, приняв в купель Крещения плотского человека, каким человек сделался по падении, извлекает из купели того же человека, но уже духовным, умертвив в нем греховное плотское состояние и родив духовное… При Крещении человек облекается во Христа» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Из библейской истории

Прообразом христианского Крещения является крещение Иоанново. О событиях, с ним связанных, рассказывают все четыре евангелиста (Мф. 3, 1–17; Мк. 1, 1–11; Лк. 3, 1–18, 21–22; Ин. 1, 15–34).

Иоанну, сыну Захарии, был глагол Божий, призвавший его на служение. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – взывал Иоанн Креститель и тех, кто отзывался на призыв и исповедовал грехи свои, крестил в воде крещением покаяния. Крещение Иоанново не было благодатным и не разрешало от грехов, потому что тогда еще не пострадал Господь на Кресте за грехи рода человеческого. Погружение в воду было символическим выражением желания очиститься от греховной нечистоты, подобно тому как очищает вода нечистоту телесную, и готовило людей ко встрече со Христом. Иоанн говорил, что он крестит в знак покаяния, но за ним идет Тот, Кто будет крестить Духом Святым и огнем,– в Крещении Его будет действовать благодать Святого Духа, пожигающая, как огонь, всякую греховную скверну.

Крестился от Иоанна в водах Иордана и Сам Господь Иисус Христос, хотя, как безгрешный, и не имел нужды в покаянии, показывая Своим примером обязательность соблюдения всех Божественных установлений.

Во время Крещения Господня произошло следующее (Лк. 3, 21–22): отверзлось небо, чтобы нам показать, что Крещение (христианское) всем его принимающим будет отверзать небо, запертое Адамом. Дух Святой нисшел на Него… как голубь – чтобы мы познали, что и на нас, когда мы крещаемся, нисходит Дух. Был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный – чтобы мы знали, что и нам в Крещении Бог дарует сыноположение (толкование свт. Феофилакта Болгарского).

Таким образом в событии Крещения Господня явилась людям вся Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, во имя Которой мы принимаем Святое Крещение. Поэтому праздник Крещения Господня, совершаемый Церковью 6/19 января, называется еще Богоявлением. А воду в этот день освящают в воспоминание того, как Господь во время Крещения освятил водное естество Своим пречистым Телом.

Божественное установление

Таинство Крещения установил Господь Иисус Христос. В одно из Своих явлений ученикам Воскресший Христос сказал им: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20). Принимая во внимание и слова Спасителя, сказанные ранее: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), можно видеть, что форма совершения Таинства и его священнодействия – научите, крестите, блюдите – получили прямое установление из уст Самого Христа.

Свщ. Писание свидетельствует также, что необходимым условием принятия Крещения являются вера и покаяние (Мк. 1, 14–15; Деян. 2, 38). Об этом говорит и Святоотеческое Предание. «Нечистым и ненамеревающимся быть чистыми невозможно вверить бесценное, всесвятое, духовное сокровище», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

А мне вспоминается: в храм пришел молодой человек и заявил, что желает креститься. На вопрос о причине принятия такого решения сообщил, что без этого ему не сдают в наем квартиру. О вере и покаянии речи не было. Вот и вспомнишь классика: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Реальностью является то, что большинство желающих принять Таинство Крещения не имеют представления о Церкви, об обязанностях христианина, о смысле христианской жизни. Бывают случаи и совсем уникальные, например, крестным намеревается стать человек крещеный, но в существование Бога не верящий. Потому и должно, в соответствии с Божественным установлением, Крещению предшествовать «научение». А у молодого человека, хочется верить, всё закончилось благополучно, и если поводом для его прихода в храм послужил «квартирный вопрос», то после «научения» крестился он уже по другой причине.

Об огласительных беседах

Оглашение (или катехизация) как научение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана. Сейчас она возобновляется в виде огласительных бесед.

Огласительные беседы перед Крещением помогают человеку понять, во что, зачем и на каких условиях он крестится, осознать ту огромную ответственность, которую он при этом на себя принимает. Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей восприемниками в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению. И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть восприемником. Это естественно – он делает свой сознательный выбор. Лучше сделать его до Крещения.

Отличаются ли люди, прошедшие беседы, от тех, кто их не проходил? – Отличаются. Скажем кратко лишь о том, что заметно сразу. Даже те, пусть и не столь обширные, но очень необходимые познания, которые получены на беседах, помогают им более осознанно и организованно вести себя во время совершения Таинства, они не путают «Отче наш» и «Символ веры», не смеются во время отречения от сатаны и не расценивают это как игровой сюжет, наоборот – понимают, что это очень серьезно. Они (крещаемые или восприемники) осведомлены о принимаемой ими ответственности, не просят в Крещении, из суеверных соображений, поменять ребенку имя, не уговаривают покрестить его окроплением и т. п. А спустя какое-то время после Крещения не будут, придя в храм, просить, чтобы малыша покрестили еще раз из-за плохо получившихся фотографий. Не так уж мало, и это лишь то внешнее, что мы видим…

Кстати, помимо прочего, огласительные беседы (точнее, отношение к ним) могут послужить своего рода «лакмусовой бумагой», показывающей уровень серьезности намерений. Если человек собрался креститься (или стать крестным), но говорит при этом, что у него нет времени на беседы (не нескольких лет, как в древности, а всего лишь нескольких часов, посвященных Богу) – наверно, можно сказать, что его намерение не является серьезным.

Завет с Богом

Если вся библейская история являет собой цепь заветов, в которые Бог вступает с людьми, то Крещение можно назвать личным заветом между человеком и Богом – заветом о спасении. Собственно Крещение предваряется некоторыми важными подготовительными действиями. В их ряду – отречение от сатаны и сочетание со Христом.

Отречение от сатаны является непременным условием вступления на путь христианской жизни. Человек не может стать христианином, не отказавшись от добровольного служения пороку, злу, греху. В Церкви восток воспринимается как символ Бога, а запад – как символ диавола. Поэтому отречение от сатаны и всех дел его совершается лицом на запад. Как говорит свт. Кирилл Иерусалимский, «поскольку место видимой тьмы есть запад, сатана же, будучи тьмою, во тьме и державу имеет, поэтому, символически смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя».троице измайловский собор крещение. Смотреть фото троице измайловский собор крещение. Смотреть картинку троице измайловский собор крещение. Картинка про троице измайловский собор крещение. Фото троице измайловский собор крещение

Второе необходимое действие – сочетание со Христом, совершается лицом на восток и означает присягу на верность Христу. Если отречение от сатаны было расторжением договора с диаволом, то сочетание со Христом означает подпись договора с Богом. Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, войти в плен Его, который, по словам свт. Иоанна Златоуста, «превращает рабство в свободу… возвращает с чужбины на родину». Чтением Символа веры крещаемый свидетельствует о принятии им всей веры, догматов и жизни Христовой Церкви. Поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу завершает подготовку ко Крещению. Принесены обеты, которые христианин должен исполнять до конца жизни.

«Вот вы отреклись от сатаны и сочетались со Христом. Соглашение подписано. Сам Владыка хранит его на небесах. Придерживайтесь его условий. Ибо это соглашение будет показано вам в день Суда…» (поучение епископа из «Константинопольского служебника», 5 век).

Умереть для греха и воскреснуть для Бога

«Крещение естьТаинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую» (свт. Филарет Московский. Православный катехизис).

Пройдены все подготовительные этапы. Наступает момент собственно Крещения, момент вступления в завет с Богом. Торжественно звучит начальное благословение: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Таинство Крещения действительно Таинство Царства, в нем человек становится жителем небес, участником новой и бессмертной жизни в Духе Святом.

Центральным моментом Таинства является троекратное погружение в освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Исповедание Троицы – необходимое условие Крещения, его богословская сердцевина. Только то Крещение действенно, которое совершено во имя Святой Троицы. «Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, – призывает свт. Григорий Богослов. – Это исповедание вверяю тебе… с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником – единое Божество и единую Силу».

В Таинстве Крещения благодать Божия, до этого только призывавшая человека, в первый раз таинственно изливается на самое существо человека, соединяет всего человека – и душой, и телом – со Христом, очищает от грехов – личных и первородного, вводит в жизнь тела Христова – Церкви.

Благодатные силы Божии для новой жизни мы получаем как в Таинстве Крещения, так и в следующем за ним Таинстве Миропомазания.

Таинство Святого Духа

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» (свт. Филарет Московский. Православный катехизис).

Вспоминается: в Крещальню сразу после Крещения зашел мой, тогда еще 5-летний, внук, почувствовал аромат святого мира, которым помазывали крестившихся, на мгновение задумался и выдал детское, но безошибочное по сути определение: «Святым Духом пахнет!» – Миропомазание, хотя и подается ради Богочеловеческого подвига Иисуса Христа, по преимуществу является Таинством Святого Духа. «Не думай, что это простое миро, – говорит свт. Кирилл Иерусалимский, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом».троице измайловский собор крещение. Смотреть фото троице измайловский собор крещение. Смотреть картинку троице измайловский собор крещение. Картинка про троице измайловский собор крещение. Фото троице измайловский собор крещение

Через Крещение мы рождаемся в жизнь духовную и все становимся новорожденными младенцами, независимо от возраста (на моей памяти самому старшему из таких «младенцев» было далеко за 80). А далее предстоит духовное возрастание. И как в жизни физической человек с момента рождения нуждается в воздухе, свете, питании для поддержания своего бытия, для укрепления и возрастания, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Святого Духа, которые бы для него служили духовным воздухом и светом и прочим, с помощью которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти Божественные силы для жизни и благочестия (2 Пет. 1, 3) подаются каждому крестившемуся в Таинстве Миропомазания при крестообразном помазании частей его тела с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго». Такая форма совершения Таинства находит основание в словах ап. Павла: помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 21–22). Дар Духа и есть печать Божия в нас. Она свидетельствует, что мы, крестившиеся и миропомазавшиеся, – теперь Божии.

Бывает, что Божественная благодать Крещения и Миропомазания преображает человека буквально на глазах. Эпизоды:

– мужчина, строптивый, неуступчивый, даже в некоторой степени агрессивный, из купели выходит совершенно иным: улыбающимся, мягким и кротким;

– молодой человек после Крещения выглядит несколько растерянным и даже недоумевающим. Спрашиваю, не плохо ли ему. И получаю ответ: «Нет, наоборот – мне очень хорошо. Ощущение удивительное, необычное – я так себя никогда еще не чувствовал!»… Естественное ощущение для человека, вошедшего после Крещения в область совершенно иной жизни;

– пожилая женщина, по причине преклонного возраста и болезни ее крестят отдельно. До момента погружения в купель она сидит на стуле, т. к. стоять ей тяжело. На Миропомазании стул уже отодвинут. По завершении всего интересуюсь ее самочувствием, Таинство продолжалось около часа, она вполне могла устать. Но это же Крещение! – И вот ее ответ: «У меня всё замечательно – я как будто заново родилась!» Это выражение точно передает ощущение крестившейся, только родилась она не «как будто», а вполне реально, на самом деле. Почему и называют Крещение «вторым рождением».

Что дальше?

«Для спасения необходимо, чтобы крещеный во Христа жительствовал по законодательству Христа» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Таинства Крещения и Миропомазания приняты. Завет о спасении между человеком и Богом вступил в силу: Бог возродил человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дал ему для нее благодатные силы; человек, со своей стороны, дал Богу обещание оставить следование греху, злу и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. Говоря словами ап. Петра, дал Богу обещание доброй совести (1 Пет. 3, 21). Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим. Впереди путь длиною в жизнь, для которого Крещение является лишь началом. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

Стоит задуматься.

троице измайловский собор крещение. Смотреть фото троице измайловский собор крещение. Смотреть картинку троице измайловский собор крещение. Картинка про троице измайловский собор крещение. Фото троице измайловский собор крещениеПо роду моих послушаний в соборе мне доводится общаться с людьми, которых привела в храм непростая жизненная ситуация. Во многих случаях это люди крещеные, но церковной жизнью не живущие. На вопрос: «Почему так?» – можно услышать только два (как под копирку) варианта ответов – «нет времени» или «нас этому не учили». Насчет «нет времени» уже сказано выше. А по поводу «не учили» можно сказать, что сейчас не существует никаких препятствий к тому, чтобы всё узнать о той вере, в которую вы крещены: всевозможные курсы, воскресные школы для взрослых, духовная литература, беседы – в том числе и огласительные, посещать которые не возбраняется и крещеным людям… Так что ссылка на «не учили» сегодня не актуальна. Скорее, к нашему времени можно отнести слова свт. Феофана Затворника: «У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть незнающие ее».

И если мы попробуем все-таки выйти из такого небезопасного неведения, то обнаружим, что у каждого крещеного человека есть пред Богом одно очень важное обязательство – вести христианскую жизнь, ту самую, которой нас «не учили». Вспоминаю напутственное слово священника к людям, только что принявшим Крещение. Батюшка говорил, что все принятые в Крещении (нами или нашими крестными) обязательства нужно выполнять. Если мы этого не делаем, Бог будет призывать нас к исполнению обязательств, напоминать о них – в том числе и «языком скорбей»… Может, стоит об этом задуматься.

Церковь – ковчег спасения

«Главный дар Богочеловека миру – Церковь. В ней все дары Троичного Божества» (прп. Иустин Попович).

Церковь – орудие спасения человека Богом. В ней находятся все необходимые для этого средства, и в первую очередь – благодать Святого Духа. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – всё то найдешь в ней – и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает сих благ. Он не иначе действует во спасение наше, как через Тело Свое. И не ищи к Его сокровищам другого доступа. Его нет», – пишет свт. Феофан Затворник. По словам отцов, спастись без Церкви – всё равно что не утонуть в водах всемирного потопа, находясь вне ковчега.

Посредством Крещения мы вступаем в Святую Православную Церковь. Этой Церкви Господь дал обетование о неодолимости ее вратами ада (Мф. 16, 18); ей Он обещал пребывать с ней до скончания века (Мф. 28, 20); она – столп и утверждение Истины (1 Тим. 3, 15). К нам, членам Церкви, обращены слова свт. Иоанна Златоуста: «Церковь – наша общая мать… не удаляйся от нее, потому что нет ничего сильнее Церкви».

Крещение завершено. Под пение «Елицы во Христа крестистеся…» новокрещеные в белых ризах с зажженными свечами в руках, во главе с Предстоятелем Церкви торжественно, входят в храм для участия в Евхаристии. Крещальное шествие напоминает о том, что в этом мире Церковь является странствующей: она еще на пути к Царствию Божию. И каждый христианин участвует в этом странствии, проходя путем христианской жизни под руководством Церкви. Крещение – это начало пути. Царствие Божие – его завершение.

Подготовила Людмила Кузнецова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *