троице сергиева лавра игумены

ГЛАВА III. Список Настоятелей Троице-Сергиевой обители — 7

Список Настоятелей Троице-Сергиевой обители.


а) ИГУМЕНЫ.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены1) Св. Сергий Радонежский † 25 сентября 1391 года. Мощи его обретены в 1422 году. Игуменил 48 лет.

3) Савва с 1428 г. Упоминается в грамате В. К. Василья Васильевича.

Геннадий Саматов (записан в синодике). Весьма сомнительный.

5) Досифей Звенигородец, 1446 и 1447.

6) Св. Мартиниан, Игумен Ферапонтовский 1447–54. Потом отошел в тот же монастырь.

В житии cв. Мартиниана назван он шестым Игуменом Троицким; следовательно, Геннадий Саматов, ни в каких актах не упоминаемый, весьма сомнителен.

7) Вассиан Рыло 1455–1466. Переведен в Новоспасский.

10) Паисий Ярославов 1478–82. Оставил игуменство.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены11) Иоаким упоминается 1 августа 1483 г.

13) Афанасий Сук 1489 и 90.

14) Симон с 1490, а 22 сентября 1495 хиротонисан в Митрополита Всероссийскаго.

15) Св. Серапион с 1495, а 15 января 1506 хиротонисан в Архиепископа Новгородскаго; † 1516 у Троицы.

17) Памва Мошнин 1506–14; упом. 15 декабря, сего года, а 6 мая 1515 г. – бывший.

18) Иаков определен в апреле 1515, а в 1520 г. 8 ноября оставил игуменство.

19) Порфирий определен 2 февраля 1521, а в 1525 г., в сентябре, оставил игуменство.

20) Арсений Сухарусов игуменил в Лавре в 1525–27. Потом основал Вологодский Арсеньев монастырь.

21) Александр в 1527–1529.

22) Иоасаф Скрипицын с 1529, а в феврале 1539 хиротонисан в Митрополиты Всероссийские; † у Троицы.

23) Порфирий 1539–41.

24) Алексий 1541, а 25 февраля 1543 хиротонисан в Архиепископа Ростовскаго.

Порфирий вторично, игуменил 5 недель.

25) Никандр 1543–45. После Архиепископ Ростовский.

26) Иона Щелепин, произведен из келарей, 1546–49.

27) Серапион Курцов, из келарей 1549, а 14 июня 1551 хиротонисан в Архиепископа Новгородскаго.

28) Артемий пустынник 1551, чрез 6 1 /2 месяцев оставил игуменство, а в январе 1554, обличенный в ереси, сослан в Соловки. Оттуда ушел в Литву и там, по свидетельству Курбскаго, много потрудился в поддержании Православия своими посланиями.

29) Гурий Лужецкий 1552, а 17 марта 1554 хиротонисан в Епископа Рязанскаго.

30) Иларион Кирилловец уп. 1554 и 55.

31) Иоасаф Черный 1556–60.

б) АРХИМАНДРИТЫ:

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены32) Елевферий в 1560, Архимандрит с 6 января 1561, поставлен Митрополитом Макарием; 1564 хиротонисан в Епископа Суздальскаго.

33) Меркурий Дмитровец 1564–66.

34) Кирилл 1566, а 11 ноября 1568 хиротонисан в Митрополита Всероссийскаго.

35) Памва 1569, в ноябре заточен в Хутынь. Вторично в 1572 по 1575.

Феодосий Вятка Архимандрит Андрониевский управлял Тр.-Сергиевой обителью за отсутствием Памвы. В сие время встречаются акты, и на имя Феодосия и на имя Памвы.

36) Варлаам 1575 и 1576.

38) Митрофан Дмитровец 1584–88.

39) Киприан Балахонец 1588–94.

Примечание. Отселе стали назначать настоятелей Троице-Сергиевой обители переводом настоятелей из иных монастырей, а не из своей братии, как было доселе.

40) Кирилл Заводов 31 июля 1594 переведен из Новгородскаго Антониева монастыря, а 18 марта 1605 хиротонисан в Архиепископа Ростовскаго.

41) Иоасаф переведен из Пафнутиева Боровскаго монастыря 1605–9, удалился туда же и убит при взятии монастыря после осады, поляками 5 июля 1610.

42) Св. Дионисий Ржевитин 29 июня 1610 переведен из Старицкаго Богородицкаго монастыря; † 10 мая 1633.

43) Нектарий Вязмитин переведен из Николо-Песношскаго монастыря, с 29 июня 1633 по 1640 г.

44) Адриан Новгородец 1 августа 1640 переведен из Толгскаго монастыря; † 1 марта 1656.

45) Иоасаф Новоторжец 25 апреля 1656 переведен из Владимиро-Рождественскаго монастыря, а 10 февраля 1667 хиротонисан в Патриарха Всероссийскаго.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены46) Феодосий 20 мая 1667 переведен из Новгородскаго Юрьева; † в августе 1674.

47) Викентий 1 октября 1674 переведен из Владимиро-Рождественскаго, а 22 апреля 1694 отошел на покой туда же.

48) Иов 28 апреля 1694 переведен из Московскаго Петровскаго монастыря, а 6 июня 1697 хиротонисан в Митрополита Новгородскаго.

49) Евфимий 14 июля 1697 переведен из Московскаго Знаменскаго монастыря; † 17 декабря 1700.

50) Иларион Властевинский 6 января 1701 переведен из Новоспасскаго, а 9 апреля 1704 хиротонисан в Митрополита Сарскаго и Подонскаго.

51) Сильвестр Холмский 22 сентября 1704 г. переведен из Юрьева, а 14 сентября 1708 хиротонисан в Митрополита Нижегородскаго.

52) Иоасаф 22 сентября 1708 переведен из Московскаго Высоко-Петровскаго монастыря; † 17 ноября 1710.

53) Георгий Дашков 15 апреля 1711 произведен из келарей, а 13 июля 1718 хиротонисан во Епископа Ростовскаго.

54) Тихон Писарев 7 ноября 1718–1721 переведен из Спасо-Ярославскаго монастыря и неизвестно где скончался.

55) Гавриил Бужинский 24 марта 1722 переведен из Ипатиевскаго, а 30 октября 1726 хиротонисан во Епископа Рязанскаго.

56) Варлаам Высоцкий 13 ноября 1726 переведен из Переяславскаго Данилова монастыря; † 25 июля 1737 в С.-Петербурге и погребен в Троице-Сергиевой пустыни (близ Стрельны), им основанной.

57) Арсений Воронов Архимандрит Спасо-Прилуцкаго монастыря, определен 27 января 1737 в келари, а 18 октября 1738 в настоятеля, но отказался; † 24 марта 1740.

58) Амвросий Дубневич 31 декабря 1738 переведен из Киевскаго Златоверхо-Михайловскаго, а 8 сентября 1742 хиротонисан в Епископа Черниговскаго.

59) Кирилл Флоринский 5 сентября 1742 переведен из Заиконоспасскаго; † 3 января 1744.

60) Арсений Могилянский 29 января 1744 произведен из троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменыпридворных проповедников; 25 июня хиротонисан в Архиепископа Переяславскаго и оставлен Архимандритом Лавры. Уволен на покой в Новгород-Северский монастырь 22 мая 1752, с 22 октября 1757 Митрополит Киевский.

61) Афанасий Вольховский 23 февраля 1753 произведен из келарей (оставаясь Ректором Троицкой духовной Семинарии с 1748) потом хиротонисан в Епископа Тверскаго.

62) Гедеон Криновский 21 апреля 1758 переведен из Саввина Сторожевскаго, а 7 октября 1761 хиротонисан в Епископа Псковскаго.

63) Лаврентий Хоцятовский из регентов придворнаго хора, определен 8 октября 1761; † 20 января 1766 у Троицы.

в) АРХИЕРЕИ:

64) Платон Левшин 16 июля 1766. Посвящен из иеромонахов и учителей Цесаревича Павла Петровича. 10 октября 1770 хиротонисан в Архиепископа Тверскаго и оставлен Архимандритом Лавры. 1775 переведен в Москву, а 29 июня 1787 пожалован в Митрополита; † 11 ноября 1812.

65) Августин Виноградский Архиепископ Дмитровский с 30 августа 1814; Московский – 19 февраля 1818; † 3 марта 1819.

66) Серафим Глаголевский Митрополит Московский с 15 марта 1819. Переведен в Петербург с 19 июня 1821.

67) Филарет Дроздов Митрополит Московский с 31 июля 1821; † 19 ноября 1867.

68) Иннокентий Вениаминов Митрополит Московский с 5 января 1868; † 31 марта 1879.

69) Макарий Булгаков Митрополит Московский с 8 апреля 1879 † 9 июня 1882.

70) Иоанникий Руднев Митрополит Московский с 1882 г. из Экзархов Грузии.

Прим. В этом списке число настоятелей Троице-Сергиевой обители на три человека менее, чем значится оных в описании Горскаго, потому что здесь не показаны: 1) Геннадий Саматроице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменытов, как весьма сомнительный. 2) Порфирий III (1543 г.), который по всем вероятиям есть одно и то же лицо с Порфирием II (1539–41). Надобно полагать, что Порфирий II, оставив настоятельство, жил на покое в той же Троицкой обители, и по смерти или выбытии из нея его преемника Алексия, временно управлял обителью (всего 5 недель) до назначения новаго настоятеля. 3) Феодосий Вятка, Архимандрит Андрониевский, управлявший временно Троице-Сергиевой обителью (1569–1572), по случаю удаления из нея Архимандрита Памвы (на Хутынь).

Источник

Лавра уходит в небо. Памяти насельников Троице-Сергиевой Лавры

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены

Архимандрит Илиан (Племенюк)

Архимандрит Илиан (Племенюк) умер 11 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Ему было 76 лет.

Вспоминает архиепископ Амвросий (Ермаков):

— Отец Илиан — человек, которого я видел, можно сказать, с самой юности. Как только я приехал в Лавру, я видел, как он несет послушание за свечным ящиком в Троицком соборе, потом видел, как он вынимал просфоры в Сергиевском Трапезном храме и Успенском соборе. Я учился в Семинарии и Академии 9 лет, управлял хором в Лавре, где он служил, я его видел.

Но что поразительно: я ни разу, ни разу за эти годы его не слышал! Я не слышал его проповеди, даже возгласа его не помню. Я только его видел. Но я видел его человеком, который постоянно на послушании. Всегда спокойный, ровный, исполненный глубокого мира.

И вот что еще удивительно: когда он преставился, я почему-то непрестанно думал о нем два дня подряд. Именно о нем. И это приносило радость в сердце. О нем я думал больше всех, хотя знал намного больше тех лаврских духовников, которые тоже недавно почили; хотя с ними и общался, и мог бы о них что-то большее рассказать и вспомнить. Но именно об отце Илиане думал и размышлял как о своем, родном мне человеке.

Почему-то вот этот образ его молчания мне запомнился больше всего. Молчания и верности Христу, верности своему монашескому призванию, верности своему послушанию. Позже я о нем прочитал. Как оказалось, он за эти годы ни разу не только не пропустил свое послушание, но даже ни разу не опоздал. Мало кто помнит об этом.

Мой одноклассник рассказал мне о том, что он действительно был таким молчальником. Однажды он к нему обратился с просьбой и даже не ожидал, что от этого внешне сурового, молчаливого человека он вдруг почувствует такое удивительное тепло, и такую поддержку, и получит такой совет, который его просто окрылит и преобразит. После этого он тоже больше никогда не слышал отца Илиана.

Вот что происходит с человеком, который идет по пути обожения. Отец Илиан всегда прятался от фотографов, от каких-то лишних глаз, от внимания других, но сейчас я о нем рассказываю и мне просто хочется еще и еще о нем думать и говорить — послевкусие хорошее какое-то от этого.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены

Игумен Ферапонт (Апполонов)

Архимандрит Ферапонт (Аполлонов) умер 15 мая на 62 году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.

«Отец Ферапонт ушел в монастырь словно для того, чтобы на деле показать значимость следующих слов святого апостола: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп. 4:5), — пишут об игумене на сайте Троице-Сергиевой Лавры. — Он был поистине смиренным и кротким монахом. И теперь, когда мы разлучились с ним, эти слова можно приложить к его жизни во всей полноте. За христианскую кротость его любили многие братия и паломники, а теперь его добродетель станет известна всем человекам».

Игумен Ферапонт (в миру Игорь Юрьевич Апполонов) родился 4 декабря 1959 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в городе Королев Московской области. Крещен был в детстве в храме мучеников и бессребреников Космы и Дамиана.

В 1996 году Игорь был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры в качестве послушника. Через год наместник Лавры архимандрит Феогност (Гузиков) совершил в Троицком соборе монашеский постриг над Игорем с наречением ему имени Ферапонт, в честь преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского, собеседника преподобного Сергия Радонежского.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены

Иеромонах Модест (Панченко)

Иеромонах Модест 14 мая он скончался от осложнений, вызванных Covid-19, в возрасте 45 лет.

Иеромонах Модест (в миру Роман Николаевич Панченко) родился 6 июня 1974 года в городе Днепродзержинск (Украина). Принял таинство Крещения в младенчестве в Свято-Покровском храме села Таромское Днепропетровской области. По окончании средней школы обучался в Днепродзержинском техническом университете. В 1996 году успешно поступил в Московскую духовную семинарию.

4 декабря 1999 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ректор Московских Духовных школ епископ Евгений (Решетников) совершил над Романом хиротесию во чтеца. На последнем курсе Семинарии Роман вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и продолжил обучение в Московской духовной академии уже на заочном секторе.

Отец Модест занимался просветительской и миссионерской деятельностью. Батюшка преподавал Закон Божий в старших классах Православной гимназии имени преподобного Сергия в Сергиевом Посаде, был старшим преподавателем Центра образования военнослужащих Свято-Тихоновского православного государственного университета, преподавал на богословских курсах при Воскресенском подворье (храм апостолов Петра и Павла). Долгое время отец Модест был старшим священником в Школе-интернате имени преподобного Сергия в деревне Топорково, расположенной вблизи Сергиева Посада.

«Над трехлетним мальчиком по имени Алексий насмехались старшеклассники. Как-то раз они сильно обидели мальчика и убежали, а тот в слезах пришел в церковь, встал на колени перед иконой святителя Алексия и заплакал. В это же время в алтаре храма молился отец Модест. Услышав всхлипывания, похожие на детский плач, батюшка выбежал из алтаря, — пишут на сайте Троице-Сергиевой Лавры. — Тут он увидел Алешу у иконы, подошел к мальчику и встал на колени рядом с ним. После этого мальчик не отходил от отца Модеста ни на шаг. Вместе с батюшкой они решили все разногласия между ребятами. Потом Алеша постоянно встречал батюшку у ворот интерната, чтобы получить благословение раньше остальных ребят — для него отец Модест был самым родным человеком.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены

Схиархимандрит Рафаил (Иванов)

Схиархимандрит Рафаил (Иванов) ушел из жизни 12 мая после продолжительной болезни. Ему было 65 лет.

Схиархимандрит Рафаил (в миру Сергей Николаевич Иванов) родился в Челябинской области 17 июля 1955 года, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменыВ 19 лет Сергей был призван в ряды Советской Армии на службу в инженерных войсках. В 1982 году Сергей успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в Московскую духовную семинарию. На последнем году обучения он подал прошение о поступлении в число братии Троице-Сергиевой Лавры и сразу же был пострижен в монашество.

С 1988 по 1989 год батюшка нес послушание в Финансово-хозяйственном Управлении Московской Патриархии, руководя реставрационно-строительным отделом. За ответственное выполнение послушания Патриарх Пимен удостаивает архимандрита Спиридона права ношения второго креста с украшениями.

В 1989 году архимандрита Спиридона назначают экономом Троице-Сергиевой Лавры.

Часто архимандрит Спиридон удалялся в Параклит — скит, который находится неподалеку от Лавры. Там он пребывал в уединении и сосредоточенном молитвенном общении с Господом Богом, к чему с самого начала своего монашеского подвига стремилась его любящая душа, рассказывает о нем сайт Троице-Сергиевой Лавры.

Схиархимандрит Никон (Деев)

Схиархимандрит Никон (Деев) 29 апреля преставился ко Господу в возрасте 84 лет после продолжительной болезни.

Схиархимандрит Никон (в миру Валентин Деев), в монашестве Никодим, родился на родине преподобного Никона Радонежского в городе Юрьев-Польский в 1936 году. В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, юноша был зачислен в Московскую духовную семинарию. Обучаясь на последнем курсе Московской духовной академии, он был принят в братию Лавры и вскоре постригся в монашество в Троицком соборе от рук архимандрита Платона (Лобанкова; 1927–1975) с наречением имени Никодим, в честь праведного Никодима.

Основным послушанием отца Никодима было поминовение синодиков и записок на выемке святых просфор. Его он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать.

С лета 2018 года батюшка слег — никуда не выходил. Молился, перебирая четки и слушая молитвенное правило, которое ему читали келейники. Только единственный раз, после того, как батюшку выписали из больницы, он на костылях дошел до мощей преподобных Сергия и Никона, с осознанием того, что поклоняется им в последний раз. Так и случилось. С этого времени и до самой смерти батюшка не покидал своей келии и с одра болезни не вставал.

В апреле 2020 года, в Великую Субботу, наместник Лавры епископ Парамон совершил постриг архимандрита Никодима в великую схиму с наречением имени возлюбленного ученика преподобного Сергия – преподобного Никона Радонежского, с чьей родины имел свои корни приснопамятный брат.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игумены

Архимандрит Лаврентий (Постников)

Архимандрит Лаврентий (Постников) ушел из жизни в возрасте 84 лет.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменыАрхимандрит Лаврентий (в миру Михаил Иванович Постников) родился 25 октября 1933 года в Орловской области. Воспитывался в благочестивой семье, был крещен в младенчестве. Отца его забрали на фронт в самом начале Великой Отечественной войны; он скончался от рук фашистов. После героической смерти мужа мама Михаила воспитывала и ставила детей на ноги одна, а впоследствии приняла монашество с именем Варвара.

Вспоминает келейник старца иеромонах Памфил (Осокин):

— Отец Лаврентий каждую ночь в два часа вставал на молитвенное правило и читал его до братского молебна, который начинается в 5:30 утра. Когда меня, еще студента Московской духовной академии, поставили помогать ему, у батюшки уже слабло зрение, молитвы он поручал читать нам — тем, кто помоложе, а сам слушал. После вечерних молитв мы еще некоторое время читали жития святых, причем, если пробегая глазами, ты сокращал некоторые абзацы в особо длинных повествованиях, отец Лаврентий сажал тебя рядом и начинал пересказывать только что прочитанное тобою вслух и делал акцент именно на тех фрагментах, которые были опущены… И это могли быть даже малоизвестные жития — он все их прекрасно знал чуть ли не наизусть.

Иеродиакон Каллист (Косулин)

Иеродиакон Каллист отошел ко Господу в возрасте 57 лет утром 8 мая. У него была коронавирусная инфекция.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменыИеродиакон Каллист (в миру Косулин Станислав Викторович) родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. Таинство Крещения принял в возрасте 30 лет в Кафедральном Вознесенском соборе города Новосибирска.

В 2008 году Станислав Косулин подает прошение о принятии его в число братии Лавры.

Основное послушание отца Каллиста было на Ключарне Лавры. К исполнению этого послушания он подходил с большой ответственностью. Приходилось вставать раньше всех (чтобы выдать ключи всем пономарям храмов), а ложиться — позже всех (пока все храмы не закроются после уборок). Зимой же было необходимо просыпаться еще раньше, чтобы расчистить дорогу для братии к Ключарне.

Отец Каллист был добр и всегда старался поддержать братию в трудную минуту приветливым словом и искренней улыбкой.

Игумен Тихон (Барсуков)

Игумен Тихон (Барсуков), главный врач Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии, умер 6 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Ему было 65 лет.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменыИгумен Тихон (в миру Александр Яковлевич Барсуков) родился на Алтае 11 ноября 1954 года. После окончания средней школы обучался в Алтайском государственном медицинском университете. Затем работал шесть лет в Медико-санитарном отделе №27 Третьего Главного управления Медздрава СССР. В 1987 году закончил Клиническую ординатуру в Москве и был принят на работу в Больницу восстановительного лечения Зеленограда.

В 37 лет принял крещение, а в 1996 году был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру, где вскоре был пострижен в монахи. В 1998 году был возведен в сан иеромонаха, в 2010 — игумена.

В лавре отец Тихон исполнял послушание главного лекаря. «Каждый брат лавры и студент МДА мог обратиться за помощью к отцу Тихону и помощь незамедлительно оказывалась. Часто, уже заполночь, в кабинете отца Тихона горел свет и порой до утра детально разбирал и изучал выписки и эпикризы больных», — вспоминают в обители.

Игумен Игнатий (Амелькович)

Игумен Игнатий (Амелькович) ушел из жизни 26 апреля после продолжительной болезни в возрасте 75 лет.

троице сергиева лавра игумены. Смотреть фото троице сергиева лавра игумены. Смотреть картинку троице сергиева лавра игумены. Картинка про троице сергиева лавра игумены. Фото троице сергиева лавра игуменыИгумен Игнатий (в миру Иван Дмитриевич Амелькович) родился 14 марта 1945 года в Белоруссии, в деревне Болотчицы. В четыре года его тайно крестили дома.

В 1969 году Иван первый раз посетил Троице-Сергиеву Лавру, в эту же поездку он принял решение остаться в монастыре трудником. Тогда у монастыря была потребность в замене электропроводки. Молодому труднику было определено послушание электромонтера Лавры, которое он исправно исполнял девять месяцев.

В последние годы служения игумена Игнатия благословляли возглавлять престольные богослужения в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию в доме-интернате слепоглухих детей и молодых инвалидов города Сергиева Посада. Батюшка подходил к этому послушанию с большой ответственностью и сопереживал каждому ребенку.

В декабре 2018 года у игумена Игнатия было обнаружено онкологическое заболевание. Постепенно болезнь прогрессировала и давала осложнения. Но батюшка боролся изо всех сил, укрепляя себя молитвой и Святым Причастием.

Источник

«В Лавре постоянно происходят чудеса»

Беседа с благочинным Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кривоноговым)

Троице-Сергиева Лавра – один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов).

– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?

Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи Преподобного Сергия.

Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.

Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.

Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.

Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.

Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.

Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?

Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.

Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?

Как мне думается, это устроил Господь Своим Промыслом: желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.

Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.

А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».

Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…

Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?

– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.

Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.

– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?

– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.

Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!

– Да, действительно, это очень яркий случай…

– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!

И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…

Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…

– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного архимандрита Матфея (Мормыля). Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?

– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.

А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!

И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.

Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.

И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.

– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…

– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.

Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.

Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.

– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?

– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило…

У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.

Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.

Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.

И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.

– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?

– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.

– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?

– Иконостас Троицкого собора написан преподобным Андреем Рублевым и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.

Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.

– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?

– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.

Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.

Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.

– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?

– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.

Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *