троице сергиева лавра история создания кратко
Коротко о Троице-Сергиевой лавре
Архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший Троицкую обитель 11 июля 1655г., восхищенно заметил: «Этот монастырь не имеет ничего подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».
Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.
В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.
В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.
В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.
С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.
Памятники Троице-Сергиевой лавры
Краткий курс истории. Троице-Сергиева лавра
19 июня (н. ст.) 1744 года по указу императрицы Елизаветы I Троице-Сергиев монастырь получил звание лавры.
Лавры и киновии
Во времена зарождения и становления христианского монашества (примерно IV–VI века) монастыри разделялись по форме жительства и впоследствии стали развиваться как две традиции. Существовали лавры – особножительные монастыри, где каждый насельник обеспечивал себя самостоятельно, зарабатывая деньги с продажи продуктов своего ремесленного труда и т. п., при этом организуя совместное устройство общих потребностей (богослужения, праздничные трапезы и т. п.). Были и киновии – закрытые монастыри внутри стен, отличавшиеся от лавр общежитийным устройством, то есть своеобразные монашеские коммуны с отсутствием частного имущества.
«Троице-Сергиева лавра, 1908-1913». А.М. Васнецов
Лавры на Руси
Русское монашество выросло из византийской монашеской традиции. Но стоит отметить, что на Русь монашество пришло с Афона, где существовали разные формы монастырей. Кроме того, жизнь всякого монастыря определяется его уставом и синодиком (помянником). На Русь все уставы приходили из Византии (это был длительный процесс), но приспосабливались под местные монашеские традиции. В результате всего этого на Руси монастырские уклады стали существовать в промежуточных формах, тяготея к общежительной и отшельнической традициям, а процесс их унификации стал постепенно осуществляться после эпохи Петра Великого. Жизнь монахов была строго ограничена, но в этих рамках можно было себе позволить некоторые вольности. Например, до революции 1917 года в некоторых монастырях у монахов имелось свое имущество.
«Схимник в келье». А.А. Шишкин
Знаменитая обитель
Общеизвестно, что Свято-Троицкая Сергиева лавра, или обитель Живоначальной Троицы, как она первоначально называлась, была основана преподобным Сергием Радонежским и его старшим братом Стефаном в 1337 году неподалеку от Москвы. При Сергии Радонежском основанный им монастырь был именно лаврой в традиционном понимании устройства. В течение многих веков этот монастырь был одним из самых почитаемых на Руси, привлекавшим тысячи и тысячи паломников. Таковой обитель остается до сих пор. Впрочем, звание лавры, полученное Троице-Сергиевой обителью в 1744 году, отнюдь не указывало на лаврский уклад жизни монастыря, а отражало его особый статус среди всех русских монастырей. То же касается лаврского именования и других русских монастырей, таких как Киево-Печерская и Александро-Невская лавры.
«Преподобный Сергий благословляет Д. Донского». А.Д. Кившенко
Свято-Троицкая Сергиева лавра
+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?
Возрождение страны
Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!
В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.
Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.
В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.
Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.
Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.
К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.
Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.
Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.
Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.
Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.
Смута
Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.
Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…
Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.
Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.
Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.
Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.
Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.
7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?
Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».
Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надежду, что неприятеля можно одолеть!
Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.
Великий реформатор и великий монастырь
Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.
История продолжается
К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.
Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.
Академия
Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!
Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.
В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.
Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!
В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.
Не самая большая церковь
Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.
Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.
Свято Троице-Сергиева Лавра
Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.
История Сергиевой Лавры кратко
Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.
В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.
Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.
Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.
Троицкий собор
Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.
Церковь Преподобного Никона Радоженского
Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.
Церковь Сошествия Святого Духа
Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.
Успенский собор
Надкладезная часовня
Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.
На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.
Больничная церковь
Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.
Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.
Трапезная церковь
Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».
Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.
Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.
Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери
Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.
В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи
Церковь явления Пресвятой Богородицы
Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии
Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.
Колокольня
В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.
На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.
Троице-Сергиева Лавра: история и современная жизнь
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Где находится монастырь и как добраться паломнику
Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.
Д обраться сюда можно :
Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но сам о село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут.
Как доехать и где припарковаться на личном автомобиле
Основатель — преподобный Сергий Радонежский
Прп. Сергий Радонежский. Самое раннее изображение преподобного.
Составители «Житий» святого особенно обращаю т внимание на печать Божия избранничества, лежавшую на мальчике даже до его рождения:
Так начался 55-летний подвижнический путь. Начало его осталось неизвестным : не сохранилось никаких данных о том, как жил Варфоломей, еще даже не монах. Ясно только, что брат, Стефан, скоро не выдержал сурового подвига, ушел к Москве. Юноша остался один терпеть холод, голод, но преодолевая все во Имя Божие. «Житие» святого рассказывает также о многих бесовских нападениях. Искушения, надо думать, особенно усилились, когда Варфоломею принял монашество от руки нашедшего подвижника игумена Митрофана. Но подробностей подвижнического пути этих лет мы не знаем.
Сам же смиренный подвижник скончался среди своих иноков 8 октября 1392 г. Так закончился земной путь и началось – предстательство пред Господом о всех обращающихся к нему.
История обители
При этом прп. Сергий, принявший пострижение всячески избегал должности настоятеля С ам он желал жить уединенно, так что по его примеру естественным образом сложилось, что монастырь оказался т ак называемым «особножительным»: к аждый строил отдельную келью. Седм ицу братия проводили уединенно, вместе собирались только на богослужение.
Спустя несколько лет оказалось, однако, что братия имеют потребность в более тесном общении. Сначала они стали настаивать на том, чтобы смиренный Сергий принял священство и настоятельство. Какое-то времени подвижнику, избегавшему не только повода для гордости, но самой тени этого греха, удавалось избежать начальствования: благо, в монастырь пришел игумен Митрофан, который постригал святого, он и стал настоятелем молодой обители. Но по его кончине (1344 г.) вопрос ду ховного руководства стал вновь.
Искушения
Сразу после того, как прп. Сергий возглавил братию, новый митрополит Алексий, согласно житию, передал ему грамоту Патриарха Константинопольского, благосло влявшего устроить общее житие в замен «особного». Первая попытка устроить общежитие, однако, встретила отпор братии, со всем недавно так желавшей быть на послушании у аввы Сергия.
Наконец, монахи, тяжело переживавшие уход своего духовного руководителя, смиренно просили Сергия вернуться. К 1358 г. ему удалось выполнить патриаршее благословение: ввести общежитие. Это повлекло за собой перестройку не только жизни иноков, но также – монастырских зданий.
Впоследствии, благодаря ученикам преподобного, основавшим новые обители, устав Троицкого постепенно распространяется по другим монастырям.
Духовная опора в трудные времена
Именно так воспринимался Сергиев монастырь в тяжелое время борьбы с монгольскими завоевателями. Существует житийный рассказ о том, что свт. Алексий Московский предлагал любимому всей страной подвижнику сан митрополита после себя, но Сергий решительно отказался. А в 1380 г. к святому прибыл великий князь Московский Димитрий, просивший молитв о своем воинстве.
Сердцем России оставалась обитель в се последующие столетия:
Символом страны была обитель также во время Смуты начала XVII в. Тогда монахи выдержали практически полтора года осады польских войск.
Близ раки с мощами прп. Сергия можно видеть дверь со следами от польского ядра, оставшуюся с тех времен. Обительский келарь, Авраамий Палицын писал об этом времени:
«…от подкопов и от слухов стены градные расседошися, а в иных местех мало не подаше и строения: во обители же службы и келия братския без покрова быша и многие келии и службы в монастыре погорели».
К началу XX в. Троице-Сергиева обитель была:
Годы безбожия
Покинутый иноками монастырь за последующие годы пережил ряд пожаров. Постепенно разрушались древние храмы – притом, что терр итория являлась музеем, имелся даже план реставрации бывшего монастыря как «памятника архитектуры».
Современное положение монастыря
Монастырь несет большое социальное служение:
Это интересно: Все монашеские Лавры России и Украины
Главные святыни Лавры
Главная из святынь – мощи преподобного Сергия Радонежского. Пред ни ми непрерывно служатся молебны. Кроме того, в Троицком соборе пребывают честные останки прп. Никона – для них создан небольшой придел.
Среди других почитаемых святынь:
Святой источник на соборной площади
Храмы и соборы монастыря
Сейчас Троице-Сергиева лавра – это 9 церквей :
Колокольня
Скит ы
Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита :
Монастырские подворья
Кроме того, есть подворья:
Святые, подвизавшиеся в обители
Эта земля помнит не только прп. Сергия, до наших дней незримо окормляющего свою обитель. Среди множества подвизавшихся здесь:
История сохранила слова, сказанные преподобным Дионисием как напутствие воинам самого основател я монастыря : «Бог с вами и великий чюдотворец Сергий на помощь постояти и пострадати вам за истинную, за православную християнскую веру».
Известные духовные наставники наших дней
Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к кот орым стремились и стремятся паломники :
Отчитки
Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол. XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.
С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.
Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительн о объясняется находящимися внутри него нечистыми духами.
К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.
Интересные факты об обители
Полезная информ ация для паломников и трудников
Часы работы
Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавр ы. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.
При обители для паломников есть:
В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью след ует связываться предварительно.
Адрес, телефоны, официальный сайт
Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Телефон для справок по общим вопросам:
+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)
Телефоны для заказа экскурсий:
+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)