троице сергиева лавра собрание
Состоялось первое собрание благочинных Сергиево-Посадской епархии
29 мая в Наместничьих покоях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под председательством епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы состоялось первое собрание благочинных новообразованной Сергиево-Посадской епархии.
На заседании присутствовали:
— благочинный Мытищинского церковного округа протоиерей Димитрий Оловянников,
— благочинный Долгопрудненского церковного округа протоиерей Андрей Хмызов,
— благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз,
— благочинный Химкинского церковного округа протоиерей Артемий Гранкин,
— благочинный Солнечногорского церковного округа протоиерей Антоний Тирков,
— благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек,
— благочинный Клинского церковного округа протоиерей Евгений Мальков,
— благочинный Сергиево-Посадского церковного округа протоиерей Игорь Завацкий,
— благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич,
— благочинный Яхромского церковного округа священник Сергий Бернацкий,
— благочинный Королëвского церковного округа священник Димитрий Поповский,
— помощник благочинного Рогачевского церковного округа священник Андрей Барышев.
В ходе обсуждения участники встречи определили составы следующих временных епархиальных комиссий для решения наиболее важных вопросов:
Председатель — протоиерей Игорь Завацкий, благочинный Сергиево-Посадского церковного округа.
Председатель — протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Химкинского церковного округа.
Председатель — протоиерей Александр Колесников, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Хотьково.
Председатель — священник Сергий Бернацкий, благочинный Яхромского церковного округа.
На совещании также рассматривали вопрос о назначении духовников епархии. После обсуждения епископ Фома и отцы благочинные выбрали ответственных за духовное окормление епархии: протоиерея Иоанна Монаршека (старшего), настоятеля храма иконы Божией Матери «Смоленская» г. Ивантеевки; протоиерея Анатолия Пахмутова, настоятеля храма Вознесения Господня г. Яхромы; игумена Сергия (Амуницына), настоятеля храма Всемилостивого Спаса г. Пушкино.
Епархиальным древлехранителем назначили протоиерея Артемия Гранкина, благочинного Химкинского церковного округа.
Кроме того Преосвященный Фома сообщил о необходимости клирикам Сергиево-Посадской епархии, не окончившим семинарию, получить высшее духовное образование.
Кресты собрания Троице-Сергиевой Лавры
Ставрография – наука о кресте – в настоящее время переживает период подъема. В последние годы вышли в свет два ставрографических сборника, в которых рассмотрены вопросы, связанные с методологией изучения памятников, проблемами терминологии, а также опубликованы кресты из различных музейных коллекций. Тем важнее представляется собрание крестов, ранее принадлежавшее Троице-Сергиевой Лавре, ныне хранящееся в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.
Этот интереснейший материал привлекал внимание исследователей XX в. В 1921 г. Ю. А. Олсуфьев опубликовал «Опись крестов Троице-Сергиевой Лавры», явившуюся первой и единственной попыткой комплексной систематизации и научной обработки крестов из троицкой ризницы. В 1960 г. была издана монография-каталог Т. В. Николаевой «Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея», где в соответствии с заданной темой подобраны кресты из дерева, кости и камня, а также небольшая часть крестов-мощевиков из драгоценных металлов.
Крест-мощевик прп. Сергия – благословение
Патриарха Константинопольского Филофея.
XIV век. Собрание Троице-Сергиевой Лавры
В сборник «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России» (М., 2000 г.) вошла статья Л. М. Спириной «Троицкие кресты XVI–XVII вв. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника», в которой проведена атрибуция группы памятников. Большая часть золотых и серебряных наперсных и богослужебных крестов представлена в многочисленной научно-популярной литературе.
В настоящий момент проводится полная каталогизация ризничного собрания крестов, дополненного рядом произведений периода его музейной истории. Материалами для научной обработки крестов, их систематизации и осмысления темы служат бесценные документы лаврского архива. В первую очередь, это многочисленные Вкладные книги и Описи монастырского имущества XVII–XIX вв., дающие возможность проследить истории вкладов и бытования крестов, их починки и прочее. Письменные материалы уточняют хронологическую атрибуцию, подтверждают или опровергают легендарные сведения.
Сравнительный анализ источников показывает изменение числительного компонента на протяжении значительных отрезков времени. Выявилось, например, что максимальное количество наперсных крестов относится к первой половине XVIII в. Так, в Описи 1641 г. их насчитывается около 200, в Описи 1759 г. – 499, а в Описи 1908 г. – всего 91. Большей частью наперсные кресты служили привесами к иконам. Их периодически снимали и переносили из соборов в ризницу (при этом часто утрачивались исходные исторические данные). В то же время количество богослужебных крестов неуклонно возрастало. По Описи 1641 г. выявляется 8 крестов, по Описи 1759 г. – 29 крестов, по Описи 1908 г. – 87 крестов.
Весьма ценными являются сведения, уточняющие терминологию, связанную с формой креста и его назначением. Например, большие богослужебные кресты в Описи 1641 г. названы «воздвизальными». Эти же кресты во всех Описях XVIII в. указаны как «благословящие», а в Описях XIX в. – «напрестольные». Однако все три наименования изредка встречаются в отдельных документах на всем протяжении XVII–XIX вв.
А вот термин «водосвятный» определяет не форму, а практическое применение креста. В качестве водосвятного мог применяться четырехконечный мощевик средних размеров и крупногабаритный напрестольный крест. Так же и в случаях с выносными (процесиональными) крестами выявлено, что на посох иногда укрепляли сравнительно небольшой экземпляр типа наперсного мощевика (комплекс сохранился), но иногда и напрестольный крест (отделенный от трости, он был снова возвращен в ризницу). В связи с изучением коллекции крестов заостряется вопрос о местном их производстве. Эта непростая тема требует углубленного изучения и максимальной осторожности в атрибуции памятников.
Известно, что ризничное собрание Троице-Сергиевой Лавры сильно пострадало в 1920-х годах. Особенно это коснулось вещей XIX в., большая часть которых была изъята из музея. Среди утраченных крестов имелись поистине уникальные с точки зрения художественного воплощения, исторической актуальности и огромной материальной ценности. В настоящее время в собрании Сергиево-Посадского музея насчитывается около 200 крестов. Изучение столь значительного, хорошо документированного комплекса внесет серьезный вклад в ставрографическую науку.
Запрестольный крест является обязательной принадлежностью современного русского православного храма. Однако посетивший Россию в 1654–1656 гг. Патриарх Антиохийский Макарий отметил отсутствие таких крестов и указал Патриарху Никону, что за Престолом следует ставить крест с Распятием, «поскольку в Распятии Христовом уже содержится совет и действие Пресвятой Троицы».
Самая древняя сохранившаяся опись имущества Троице-Сергеева монастыря, составленная в 1641 г., в том числе включает и описания около 40 храмов, находившихся в ведении Троицкой обители. Больших «выносных запрестольных крестов, писанных на золоте, празелени или красках» в них числится всего 11.
Крестный ход на Светлой седмице
Фото: 9 мая, 2013 год
В Троице-Сергиевом монастыре в это время насчитывалось 7 церквей, все Престолы покрывали индитии, обязательным было наличие на Престоле Евангелия и креста воздвизального, а за Престолом – запрестольного образа. В Сергиевской надвратной церкви в приделе Василия Парийского этой же церкви и в Ирининском приделе Успенского собора крестов не было, однако в двух последних случаях пометы в Описи 1641 г. сообщают, что кресты приносятся из ризницы. Не зафиксирован воздвизальный крест и на Престоле Троицкого собора, однако «крест синолойный обложен серебром, а в нем вставлено в восьми местах Господских праздников, резь на рыбе зубе» располагался за Престолом.
В следующих по времени описях монастырского имущества, составленных в 1735 г. и 1737 г., на Престоле в Троицком соборе обнаруживаются уже 3 креста «благославящих». А запрестольный деревянный крест с изображением праздников и святых на костяных пластинах зафиксирован на Горнем месте. Описание этого креста соответствует запрестольному кресту, хранящемуся в настоящее время в СПМЗ (Инв. 2389). На яблоке он имеет надпись об устроении в 1649 г. на монастырские средства, а костяные вкладыши, по версии Т. В. Николаевой, взяты с запрестольного креста XV в., находившегося в Троицком соборе в 1641 г., и частично приписываются мастеру Амвросию.
Так же в Описи 1737 г. среди «вновь явившихся вещей» в церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких отмечен запрестольный крест «деревянный, писан на обе стороны на красках, со страстями». В описях монастырского имущества 2-й половины XVIII в. (1756, 1759, 1789) кресты запрестольные не упомянуты вообще. С 1805 г. «амвросиевский» крест вновь прослеживается по документам, но числится он уже в Успенском соборе.
Кардинальное изменение отношения к храмовым крестам в Троице-Сергиевой Лавре наблюдается с 1830-х годах. С этого времени буквально все алтарные пространства, а в некоторых случаях и наосы (центральная часть храма), насыщаются большими крестами, причем не только запрестольно-выносными, но и памятными. Из крестов создаются целые композиции. Самой оригинальной была установка уже упоминавшегося «амвросиевского» запрестольного креста – он был водружен в алтаре Успенского собора на деревянного резного двуглавого орла, считавшегося подарком Петра I.
Самым ранним в ряду крестов XIX в. и единственным резным является «крест запрестольный из кипариса длиною 1 аршин 3 вершка, шириною 12 вершков», также находящийся ныне в фондах СПМЗ (Инв. 2340). Созданный в 1836 г. для алтаря Троицкого собора по заказу монастырских властей, этот крест, несомненно, представляет собой программное произведение, отразившее веяния эпохи историзма.
Крест связан с очередным этапом обустройства алтаря Троицкого собора 1835–1836 гг. На лицевой стороне восьмиконечного креста располагается 18 сцен страстного цикла. Для праздничных сцен и клейм с местной тематикой отведен оборот. Столь нетрадиционное распределение сюжетов стало даже причиной ошибки в Описи 1842 г., в которой в качестве лицевой стороны описано не Распятие со страданиями Господними, а плоскость с праздничным циклом.
Нельзя не отметить достаточно высокий уровень исполнения миниатюрных композиций – сцены отличаются изобилием персонажей и разнообразием деталей. Из документов известно имя автора: им является И. А. Цирюльников – представитель одной из двух основных династий сергиево-посадских мастеров миниатюрной резьбы. Запрестольный крест, созданный в 1836 г. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, – самый ранний и единственно точно атрибуированный образец местного ремесла, получившего широкое распространение во 2-й половине XIX в.
Таким образом, письменные источники в совокупности с сохранившимися памятниками позволяют сделать вывод о том, что запрестольные кресты до середины XIX в. не были обязательной храмовой принадлежностью. Качественные изменения начали происходить в 30-е годы XIX в. Многие из вновь создаваемых крестов имели памятный характер, чем объясняется их зачастую необычная расстановка. Резной крест 1836 г. с точки зрения символики воплотил идею спасения через повторение исторического пути Христа, пришедшую в эпоху Нового времени на смену средневековой идеи Небесного заступничества.
Источник: Тр.-Серг. Лавра в ист., культ. и дух. жизни России. IV Междунар. конф. / Тезисы докладов. – СП, СПМЗ, 2004.
Расписание богослужений
В Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после поздней Божественной литургии в будние дни служат панихиды. В воскресные дни заупокойное богослужение совершают после ранней и поздней Литургии.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых и великих праздников, а также первой и Страстной седмиц Великого поста, Светлой седмицы и святок) совершают заказные молебны в 09:00 с водоосвящением и в 14:00 без водоосвящения.
В Троицком соборе служат молебны с акафистом преподобному Сергию в 08:30, 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:30.
В воскресенье — соборный молебен с акафистом преподобному Сергию в 17:00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу — соборный молебен с акафистом Божией Матери в 17:00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить у дежурного за свечным ящиком в Троицком соборе.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08:30 до 20:00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09:00 до 17:00.
В храме Воскресения Христова (подворье Троице-Сергиевой Лавры) Таинство Соборования совершается с понедельника по пятницу в 12:00, кроме праздничных дней.
Каждую пятницу после Божественной литургии совершается водосвятный молебен. В одну неделю — у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в другую — у чтимой иконы святителя Спиридона Тримифунтского.
В храме в честь Покрова Божией Матери в Московской духовной академии по средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда служится всенощное бдение). Если происходит отдание Господского праздника, то в Покровском храме совершается акафист Иисусу Сладчайшему. Начало в 18:20.
В семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника по средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери. Начало в 18:20.
Из-за ситуации с ковидом патриарх Кирилл отложил визит в Троице-Сергиеву лавру до лета 2022 года
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Святейший Патриарх Кирилл из-за ситуации с коронавирусом не смог приехать в Свято-Троицкую Сергиеву лавру на празднование 75-летия возобновления в ней монашеской жизни, но планирует посетить Лавру летом 2022 года.
«К сожалению, в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой не смогу разделить вместе с вами радость нынешнего празднования», – сообщил Первосвятитель 8 октября в поздравлении участникам торжеств по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского.
Однако, как продолжил Предстоятель Русской Церкви, «полагая важным достойно отметить 75-летний юбилей возобновления монашеской жизни в Лавре, надеюсь по милости Божией лично возглавить праздничные богослужения и мероприятия, приуроченные к этой знаменательной дате, летом следующего года, когда полнота Русской Православной Церкви будет прославлять Преподобного Сергия Радонежского и молитвенно вспоминать 600-летие обретения его честных мощей».
Как напомнил Святейший, 8 октября 2021 года Русская Церковь отмечает не только память святого Сергия Радонежского, но и празднует «знаменательный юбилей – 75-летие открытия Свято-Троицкой лавры и возобновления в ней богослужений».
«В 1946 году, когда в нашей стране еще не стих пожар безбожных гонений, а до повсеместного возвращения храмов Церкви оставалось почти полвека, в обители вновь зазвонили колокола. Лавре был возвращен Успенский собор, а ее священноархимандритом стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Началось восстановление храмов и возрождение монашеской жизни», – рассказал патриарх Кирилл.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Тысячи паломников со всего мира устремляются в это место, в одну из двух обителей в России, имеющих статус лавры. Что знаем мы об истории этой великой святыни нашей страны? Какую роль сыграла она в судьбе нашего Отечества?
На центральной площади Троице-Сергиевой Лавры стоит необычный обелиск, привлекающий внимание многих туристов. Установил его в 1792 году знаменитый ученый и церковный деятель — митрополит Платон (Левшин). «Три были несчастливыя для России времена, — написано на обелиске, — и в оных сия обитель к сохранению отечества содействовала». На каждой грани обелиска — медальон с текстом, поясняющим, какую именно роль играла Лавра в ту или иную эпоху…
Многие знают монастырь святого Сергия Радонежского как духовный центр русского Православия и собрание замечательных памятников архитектуры. Но не всем известно, сколь важную роль он играл на крутых поворотах российской истории. И трудно сказать, в какой стране и как бы мы жили сегодня, если бы не эта обитель.
Возрождение страны
Южная грань обелиска посвящена эпохе основателя монастыря. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322—1392) избегал почестей и больших должностей, он даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия. Но поразительным образом именно преподобный Сергий, проводивший жизнь в молитве и общении с учениками, сыграл ключевую роль в истории своего времени.
В середине XIV века Русь терзали непрекращающиеся междоусобные войны. Князья выводили полки друг против друга, а иногда собственные руки обагряли кровью таких же, как они сами, князей Рюрикова рода. Народ пребывал во тьме духовной. Ордынские набеги обрушивались на древние города, главные культурные центры Руси. Не хватало ни книг, ни грамотных людей. Даже искусных ремесленников оставалось ничтожно мало. Оскудела и монашеская традиция…
Ко времени возмужания Сергия Орда правила Русью около ста лет. Она то усиливалась, то ослабевала. Порой русским князьям удавалось наносить ордынским отрядам поражения, порой русские города восставали и гнет ордынский несколько ослабевал. Но для решающего столкновения время пока не наступило: Руси не хватало сил. Ханы продолжали требовать дань, совершали карательные походы в случае неповиновения, а русские князья стремились не столько избавиться от власти Орды, сколько использовать ордынцев в политических играх, устраняя своих соперников их руками.
В то время монастырь преподобного Сергия едва ли не полностью помещался там, где сегодня расположена его центральная площадь. Небольшая деревянная церковь, скромные монашеские кельи, несколько хозяйственных построек — вот, пожалуй, и все. Вокруг же стояли глухие радонежские леса, в которых не было ни души, а условия жизни были столь тяжелы, что старший брат преподобного Сергия, Стефан, не выдержал испытаний и ушел жить в московскую Богоявленскую обитель. Но постепенно вокруг отшельника Сергия начали собираться другие монахи, у него появились ученики, а слава о святом начала распространяться по всей Руси и за ее пределы.
В монастыре при преподобном Сергии не принимали пожертвований — на жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ежедневно ходил за два километра с ведрами, дабы с утра принести воды своим братьям-монахам. Не брезговал он, когда требовалось, и тяжелой плотницкой работой, хотя был сыном знатного человека — ростовского боярина.
Преподобный считал, что монаху, а тем более священнику, не подобает быть безграмотным неучем. В его скромном монастыре средства шли в первую очередь на приобретение книг. Здесь также покровительствовали иконописцам.
Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всей страны. За советом приходили и князья, которых преподобный Сергий стремился отвратить от междоусобных войн. Ради установления мира он даже отказывался на время от своего уединения в лесной чащобе. С миротворческими миссиями он посещал Нижний Новгород (1365) и Рязань (1385), как миротворец же участвовал в княжеском съезде в Переславле-Залесском (1374).
Святой Сергий учил людей в первую очередь любви и прощению. Он и сам подавал пример смирения в самых сложных ситуациях. Например, когда среди монахов началась борьба за право первенства, он тайно покинул обитель, дабы не быть источником раздражения и интриг. Братии пришлось потратить немало сил, чтобы вернуть игумена обратно…
Однако все это не означало абсолютного непротивления злу всегда и во всем.
В то время московскому князю Дмитрию Ивановичу предстояло сделать непростой выбор: вновь покориться ханам, ожидая еще более незавидной участи для Русской земли, либо рискнуть и дать им отпор. За советом князь Дмитрий поехал к преподобному Сергию, и тот не стал отговаривать правителя от сражения. Напротив, благословил князя и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.
Князь победил большое ордынское войско на реке Воже в 1378 году. Однако главное столкновение назрело к 1380 году.
Дмитрий Иванович перешел Дон и дал бой ордынцам на Куликовом поле. Победа в ней стала первым шагом к освобождению русских земель, а сам князь получил прозвище Димитрия Донского.
Об этом эпизоде из жизни преподобного Сергия знают сегодня многие. Гораздо менее известен и осмыслен другой его вклад в будущее страны: после кончины Сергия его ученики разошлись по всей Руси, проникли далеко на Север, который тогда еще был слабо заселен. Создавая новые монастыри, они возрождали ослабевшую было традицию русского монашества. Сам их духовный пример влиял на общество едва ли не больше, чем славная победа на Куликовом поле, ведь многие ученики оказались вполне достойны учителя и заслужили не меньшее уважение среди людей.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных ими. Многие земли на севере были освоены в первую очередь монахами, выходцами из Троице-Сергиевой обители.
Смута
В боковых воротах Троицкой церкви, почти над самой ракой с мощами преподобного Сергия зияет отверстие — след от попавшего некогда в храм ядра. Его специально сохранили в память о событиях, которым на обелиске митрополита Платона уделено сразу две грани: восточная и северная.
Речь о периоде Смутного времени, когда обители вновь довелось сыграть важную роль: монастырь не только стал центром консолидации русского общества, но и вписал свою страницу в военную историю Смуты. Шестнадцать месяцев — с октября 1608 по январь 1610 года — он выдерживал осаду вражеских войск.
В Москве тогда правил государь Василий Иванович из рода князей Шуйских, Рюрикович. Русская церковь признала его и возложила ему на голову державный венец. Троице-Сергиев монастырь оказывал царю поддержку.
Но неподалеку от Москвы, в Тушине, расположился с большой армией самозванец Лжедмитрий II. У него под рукой ходили авантюристы разных мастей: поляки, литовцы, русские «воровские» казаки, изменники из числа московских дворян, «перелетевших» в стан фальшивого царика за почестями.
Захват обители стал тогда для самозванца одной из ключевых задач. Это не только позволяло ему с северо-востока окружить Москву, где продолжал обороняться Василий Шуйский. Куда важнее было идейное значение монастыря. На фоне гражданской войны и безвластия позиция троицких иноков могла сыграть ключевую роль. Лжедмитрий хорошо понимал: кого поддержат в обители — тот и может претендовать на власть в стране.
Но не только самозванец подумывал о захвате монастыря. Его «полевые командиры» — польские паны и атаманы казачьи — мечтали о сокровищах из монастырской ризницы. Многие из них «спали и видели» сказочное обогащение, дело оставалось за малым: войти в стены обители и разграбить ее.
К монастырю подошло огромное войско, состоявшее из польско-литовских военных под управлением гетмана Яна Сапеги, а также «тушинцев», то есть русских сторонников Лжедмитрия. Последних возглавлял ловкий и дерзкий командир — пан Александр Лисовский. Точное число войск неизвестно, по подсчетам историков в их составе могло быть от десяти до пятнадцати тысяч ратников, то есть на каждого защитника обители приходилось по 4-7 осаждающих.
Осаждающие надеялись, что никто не станет рисковать жизнью ради непопулярного царя Василия, коего многие считали очередным временщиком. От Лавры ждали признания Лжедмитрия законным государем и выдачи денежной казны. Но братия, стрельцы, дворяне и прочие участники обороны встали насмерть, не желая покоряться.
Осажденные видели в своем сопротивлении не только политический, но и христианский смысл. Как сообщает один из исторических источников того времени, они молились, отстаивали службы и прибегали к помощи преподобного Сергия: «Первыми воеводы князь Григорий Борисович Долгорукий и Алексей Голохвастов целовали животворящий крест Господень у раки чудотворца, а затем также и дворяне, и дети боярские, и слуги монастырские, и стрельцы, и все христолюбивое воинство, и все православные христиане. И с той поры было… братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагами».
Началась многомесячная осада. К лету 1609 года в монастыре осталось не более двухсот боеспособных ратников и всего 40 монахов из прежних 300. Отряды, шедшие на поддержку обители, редко прорывались за ворота. Войско же осаждавших время от времени получало подкрепления. От голода в монастыре ежедневно умирало до пятнадцати человек, а стены (они были куда ниже, чем сегодня), не могли служить надежной защитой. Ядро, след от которого сохранили до наших дней, попало в двери Троицкого храма прямо во время богослужения…
Впрочем, и враги несли огромные потери. Боевые вылазки стрельцов, несколько неудачных штурмов, хорошая работа артиллерии и нападения извне — все это сильно измотало осаждавших. Осада монастыря стоила им дорого. Все попытки подвести подкоп под стены обители оканчивались неудачей. Перестрелки, мелкие стычки и большие бои стали каждодневной реальностью для бойцов Сапеги и Лисовского. Они все еще мечтали о золоте и серебре в сундуках монахов, но в реальности получали только свинец. Русские участники осады все больше и больше утверждались в мысли, что они совершают большой грех, и сам Господь препятствует их затее.
И вот 7 августа 1609 года состоялся большой штурм. Шансов у двухсот защитников обители не было, но…
Из-за сложной системы сигналов наступавшие части запутались в ночной темноте. Иностранные солдаты, услышав русскую речь своих союзников-«тушинцев», приняли их за противника. Наступление переросло в резню осаждавшими друг друга. Обреченная на победу армия Сапеги нанесла сильнейшее поражение сама себе, а позже ее добила артиллерия защитников монастыря.
Между тем к обители неотвратимо приближалось большое войско князя М. В. Скопина-Шуйского, сильнейшего сторонника царя Василия. Оно представляло смертельную угрозу для осаждающих.
И вот 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».
Итак, Сапега бесславно отвел свои войска. Его армия понесла большие потери. Но моральный урон от поражения был еще сильнее — русское общество восприняло случившееся однозначно: пример стойкости Лавры изменил отношение к происходящему в стране, у людей появились силы бороться.
А уже через два года монастырь стал одним из центров консолидации сил, благодаря которым ополчению Минина и Пожарского удалось дойти до Москвы и положить конец Смуте.
Почему же осада провалилась? В стойкости защитников Лавры никто не сомневается, но ее одной было недостаточно… Каждый может судить сам о событиях того времени. Но участники той обороны и даже некоторые осаждавшие говорили, что видели по ночам на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.
Великий реформатор и великий монастырь
Последняя сторона обелиска посвящена эпохе Петра Великого, еще одному поворотному моменту в истории. А ведь если бы не Троице-Сергиева Лавра, то ни петровских реформ, ни Санкт-Петербурга, ни русского флота могло бы не быть. Ведь именно здесь, в Лавре, будущий император в юные годы дважды находил убежище, спасаясь от восставших стрельцов.
Стоит отметить, что царь-реформатор никогда не забывал о том, что сделал для него монастырь преподобного Сергия. При Петре в Лавре было возведено сразу несколько важных строений, определивших сегодняшний облик обители. Это трапезный храм, на втором этаже которого расположилась просторная монастырская библиотека, надвратная церковь и здание царского дворца, где ныне расположена Московская духовная академия.
Архитектурный стиль того времени уникален: русское или, как его еще называли, нарышкинское барокко — своего рода переходный этап между старой московской Русью и новой империей с ее державным петербургским блеском. Именно барочный стиль того времени придал Лавре ее запоминающийся внешний облик.
После обелиска
Но, конечно же, на эпохе митрополита Платона история Лавры не закончилась. Если бы памятный обелиск устанавливали не в конце восемнадцатого века, а сегодня, граней для него потребовалось бы больше.
Так, к примеру, еще одна важная страница летописи — это время революции, с которым связана почти детективная судьба мощей преподобного Сергия Радонежского, голова которого была похищена. из самых наилучших побуждений.
К 1917 году монастырь был крупнейшим духовным центром страны: вокруг него вырос огромный город, рядом появилась железная дорога. От пустынного захолустья не осталось и следа. В самой обители было около четырех сотен монахов, а еще студенты семинарии, паломники, работники-миряне. Вся жизнь выросшего вокруг монастыря Сергиева Посада зависела от обители. Однако грозные перемены были уже на пороге…
Известный ученый и священник Павел Флоренский, а также член комиссии и видный реставратор Юрий Олсуфьев вошли в храм под видом сотрудников музея и смогли отделить от тела, а затем вынести голову преподобного Сергия.
После этого на протяжении многих лет святыня сохранялась заговорщиками, переходя от одного из них к другому. Она была возвращена в монастырь лишь после войны, когда обитель вновь передали Церкви.
Академия
Отдельная страница в истории Лавры — московские духовные школы, один из крупнейших центров подготовки православного духовенства, расположенный в лаврских стенах.
В послевоенное время отношения между Церковью и советской властью во многом изменились. В 1943 году Сталин, стремясь заручиться поддержкой верующих, пошел на ряд послаблений: впервые с 1920-х годов было разрешено избрать патриарха, власти вернули некоторые храмы и даже разрешили выпускать одно-единственное церковное издание — «Журнал Московской Патриархии». Но что еще более важно: Сталин позволил возобновить легальную подготовку священников, восстановить семинарии.
До этого любое собрание с целью просто изучать Библию являлось незаконным и каралось по всей строгости того времени. Теперь же Церковь получила возможность подготовить новое поколение священников, в котором она так нуждалась после репрессий и многолетнего насаждения ненависти к духовенству.
Уже в 1949 году в Троице-Сергиевой Лавре вновь начали работу Московская духовная семинария и академия. Кроме того, в обители начала возрождаться и монашеская жизнь. За три года до этого здесь состоялась первая за 26 лет Литургия.
Для советской власти Троице-Сергиева Лавра стала «образцово-показательным» монастырем: сюда привозили иностранные делегации, стремясь показать им якобы существующую в Советском Союзе свободу вероисповедания.
Поэтому даже в годы особенно жестоких хрущевских гонений на Церковь, получивших в церковной среде прозвание «черная оттепель», монастырь не был закрыт. А это, в свою очередь, помогло сохранить и укрепить в нем монашескую традицию.
В результате история времен преподобного Сергия повторилась вновь. Когда в конце 1980-х началось возрождение церковной жизни, именно из братии Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Лавра вновь стала той точкой, из которой пошло духовное возрождение страны и Церкви.
Не самая большая церковь
Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.
Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.
И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.
Схема Лавры
Картинка кликабельна, кликните, чтобы рассмотреть подробнее
Как добраться
С Ярославского вокзала Москвы (метро «Комсомольская») до станции «Сергиев Посад». Время пути — около полутора часов. Расписание электричек до станции «Сергиев Посад».
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра