троицкий храм село балобаново
«Армянский» храм и ключи от рая в Балобаново
Троицкая церковь в селе Балобаново Ногинского района выделяется среди многих других храмов Подмосковья своим необычным обликом, в котором даже далекий от архитектуры человек узнает черты армянской или грузинской церковной постройки. Однако прямой связи с закавказскими народами подмосковное село и его храм никогда не имели. Можно предположить, что таким обликом зодчий хотел подчеркнуть другие – духовные связи, издавна существовавшие между русским православием и христианством Закавказья. Армянские «следы» можно найти и в некоторых других русских церквях Подмосковья.
Богородский край – это место, где не кажется удивительным обнаружить остатки старинной фабрики или старообрядческого храма. Здесь издавна селились вдоль каторжного Владимирского тракта гонимые приверженцы дореформенного православия, а во второй половине XIX века на малопригодных для сельского труда землях развернулось широкое мануфактурное и фабричное производство. Совсем не ожидаешь увидеть в этих краях армянский храм, причем построенный больше ста лет назад. В селе Балобаново, расположенном недалеко от Горьковского шоссе, среди типичного подмосковного деревенского пейзажа возвышается такой экзотический для этих мест храм. Несмотря на свой облик, это всегда был обычный православный приход.
Конусовидный граненый купол, коричневые стены, будто бы поставленные из туфа, и подобие барельефов на внешней их стороне очень напоминают христианские храмы Закавказья и, в особенности армянские храмы. В начале двадцатого века, когда фабрикант Степан Липин возвел на свои средства Троицкий храм в Балобаново, был популярен псевдоисторический стиль. В то время архитекторы часто возводили свои постройки, ориентируясь на древние образцы византийского и русского зодчества. Однако случай, когда образцом для русского православного храма стала армянская церковь, можно назвать, по крайней мере, очень редким, учитывая, что армянскую и греческую православную конфессии еще с V века разделяют догматические разногласия.
Тем не менее, две христианские традиции издавна сближали общие почитаемые святые, история и менталитет. Восьмого октября в православной церкви отмечается память одного из самых известных русских святых – преподобного Сергия Радонежского. Мало кто обращает внимание на любопытный факт: юноша Варфоломей принял монашеское имя Сергий в честь древнего сирийского мученика и воина Сергия-Саркиса. Этот древний святой стал, в свою очередь, одним из самых почитаемых святых в Армении, которому там посвящены многие храмы. Соседство армянской и русской христианских традиций обнаруживается еще раз на праздник Покрова Божией Матери 14 октября. Этот любимый на Руси праздник предваряет 13 октября день памяти священномученика Григория Армянского.
Святитель Григорий жил на рубеже III и IV веков, то есть до того времени, когда греческая и римская христианские церкви разобщились с армянской. Христианство, благодаря трудам святого Григория, стало государственной религией в Армении раньше, чем в Римской империи. Григорий крестил армянского царя, бывшего до этого ярым язычником, который гнал христиан, не исключая и самого святого. По царскому указу святой провел около пятнадцати лет в глубокой яме-темнице за свою веру. Кстати, темница, где томился в заключении Григорий, сохранилась в Армении недалеко от турецкой границы. Там впоследствии возник известный монастырь Хор Вирап с прекрасным видом на упоминаемую в Библии гору Арарат. В Москве есть небольшая православная церковь в честь Григория Армянского, которая является одним из приделов знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади.
Несмотря на конфессиональное различие между армянской и православной церквями, армянские святые и святыни иногда встречаются в русских храмах Подмосковья. На территории нового собора Иерусалимской иконы Божией Матери в городе Воскресенске находится резной каменный крест – хачкар, который является традиционным атрибутом армянского церковного искусства. Хачкар был установлен здесь в память о геноциде 1915 года в Османской империи. В церкви святого Пантелеимона в Жуковском имеется редкая икона почитаемых в Армении мучениц Гаиании, Рипсимии и с ними 35 дев. Как и святой Григорий, эти святые мученицы жили в те древние времена, когда еще не было церковных разделений, поэтому почитаются одинаково всеми традиционными христианскими конфессиями. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря на стене рядом с одним из его приделов сохранилось любопытное указание: «здесь служат армяне». В действительности армяне никогда не служили в Новом Иерусалиме на Истре, эта надпись лишь указывала на аналогичное место в храме Гроба Господня в Иерусалиме, где действительно был придел армянской церкви.
С восточной стороны храма в Балобаново можно увидеть два интересных узора, выложенных искусной кирпичной кладкой. Они представляют собой вытянутые вертикально фигуры двух ключей, расположившихся по обе стороны от алтарного выступа. Ключ – глубокий и древний христианский символ. Он напоминает своей формой крест, и его символика коренится в Библии. В книге Исайи есть такие пророческие слова о Христе: «ключ дома Давидова возложу на рамена (плечи) его; отворит он, и никто не запрет, запрет он и никто не отворит». В этом и некоторых других библейских отрывках говорится о том, что Христос обладает исключительной властью пропускать или изгонять из рая. Ключи от рая часто можно увидеть также на иконах апостола Петра. В Евангелии от Матфея Иисус говорит, обращаясь к Петру: «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Христос этими словами как бы делегирует ученикам свою власть закрывать или открывать вход в рай людям. Церковное толкование говорит, что этой же духовной властью потом были наделены преемники апостолов – христианские епископы, а вслед за ними и священники.
Подворье
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, храм Живоначальной Троицы в с. Троице-Лобаново (Подворье Патриарха Московского) передан в ведение Московской епархии, под управление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
История
Троицкая церковь была выстроена, по некоторым источникам, не позднее 1578 года, освящена при царе Алексее Михайловича и Патриархе Иосафе II, имеет два придела — Успенский и Никольский. Видимо, с этим годом связано первое упоминание в Писцовых книгах Московского государства. При Волконских, в 1767 году, была построена каменная колокольня Троицкой церкви. При церкви имелось кладбище.
Весьма примечательна история с колоколом храма, с появлением которого связана почти легендарная история.
На колоколе изображен портрет шведского короля Карла XI. «Благовестник» был найден князем Волконским в пруду во время его чистки; расспросив старожилов, князь выяснил, что существовало предание, будто князь Лобанов-Ростовский, прежний владелец Троице-Лобаново, привезжий данный колокол «неизвестно откуда», повесил его на колокольне Троицкого храма; однажды во время службы (заутреня) мощный звук разбудил и испугал князя, после чего тот велел скинуть колокол в пруд. Князь Волконский такой находке подарил вторую жизнь, вновь поместив её на колокольню. По словам Н. Д. Иванчина-Писарева, звон этого благовестника слышен далеко в окрестности, вблизи же слишком резок, ибо в нём много серебра.
Позже, в XIX веке, к церкви была пристроена трапезная. Годы лихолетья не обошли стороной храм, но сейчас ведутся ремонтные работы по восстановлению первоначального облика церкви.
Современный вид храма
Просим помощи
В настоящее время в храме постоянно идут реставрационные работы, которые требуют больших сил и средств. Будем благодарны за любую посильную помощь в воставнолении святыни.
Первая литургия на Подворье!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляем в первую очередь нашего настоятеля, на счету которого это уже третий (!) восстановленный храм, и, конечно, всех тех, кто в этот день разделил нашу большую радость совместной молитвы, первого Причастия и праздничной трапезы в День Рождения Церкви.
Литургия в этом храме в 10.00 будет совершаться теперь каждую субботу вплоть до праздника Успения Божией Матери.
Близлежайшие окрестности
Троица в Троице-лобаново или День рождения негрустный праздник
Троица – радостный праздничный день, день рождения Церкви, день, когда Дух Святый сошел на апостолов. В этот день Именинница в очередной раз преображается, украшенная в летнюю зелень в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека. В знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать, имеет возможность принести плоды ко Христу.
Балобаново. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Краснокирпичная Троицкая церковь построена в 1903 г. по заказу купца Лапина в стиле эклектики с заимствованием византийских, древнерусских и закавказских мотивов.
В 1930-е гг. закрыта и повреждена. С 1990-х гг. возрождается.
Церковь во имя Святой Троицы в Балобаново поставлена в 1903 году по заказу и на средства купца Липина, имевшего в Балобанове ленточную фабрику.
Церковь св. Троицы построена из красного кирпича. Граненый барабан с приземистым ребристым шатром (именно эти элементы наиболее характерны для закавказских архитектурных традиций) перекрывает квадратное в плане пространство храма. К основному объему примыкают апсида и западный притвор со звонницей одноярусной с тремя проемами. Южный и северный фасады храма имеют фигурное завершение и декорированы узкими окнами, расположенными полукругом. Особую нарядность храму придают фигурная кирпичная кладка, различные декоративные элементы из кирпича и особенно большой рельефный крест по центру фасада. Входы оформлены в виде небольших выступов, декорированных колонками. В интерьере храма можно видеть остатки росписей.
Современное состояние Троицкой церкви весьма печально: утрачен крест, повреждена кровля, сильному разрушению подверглась во многих местах кирпичная кладка. Недавно храм передан общине верующих, и вскоре должны начаться восстановительные работы.
Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год.
ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ
В Центр «ReligioPolis» поступил обширный материал, написанный свидетелем событий, развернувшихся вокруг храма Троицы Живоначальной в селе Балобаново Московской области.
Кому помешала многодетная семья?
В последнее время под прицелом внимания руководителей Русской Православной Церкви и Российского государства оказались проблемы детства и материнства, заговорили во всеуслышание о необходимости поддержки многодетных семей и заботы о них, появились и конкретные предложения на этот счет.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает россиян создавать крепкие многодетные семьи.
17 января 2011 года агентство «Интерфакс-Религия» проинформировало о том, что Патриарх Кирилл направил руководству страны свои предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве, в том числе в области поддержки многодетных семей.
Предложения в основном касаются вопросов сохранения беременности, разъяснения пагубных последствий абортов, пропаганде материнства, ответственного отцовства и многодетности.
В области поддержки многодетной семьи глава РПЦ считает необходимым приравнять труд матери по воспитанию детей к общественно полезному труду, установив, в частности, пособия по многодетности, реализовывать жилищные проекты для многодетных семей с учетом близости к образовательной инфраструктуре, создавать механизмы поощрения работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам.
Предложения главы Государства касаются возможности использования средств материнского (семейного) капитала на погашение кредитов и займов на приобретение (строительство) жилья, включая ипотеку, предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи многодетным семьям, введения «материнского капитала», финансируемого за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также налоговых льготах для многодетных семей.
Предложения конечно хорошие. Но здесь еще очень важно, чтобы слова глав РПЦ и Государства, не расходились с делами поместных руководителей, причем как от церковных, так и от светских властей, ответственных за реализацию высказанных инициатив.
Если радость на всех одна, на всех и беда одна
К сожалению методы работы некоторых чиновников в Московской (областной) епархии РПЦ, наиболее близкой (по географическому положению) к Патриарху и руководству Государства, дают поводы сомневаться в этом.
Их отношение к многодетным семьями, мягко говоря, вызывает недоумение у местных жителей и вопросы у следователей Прокуратуры.
Сейчас объясню, в чем дело на конкретной ситуации, получившей в конце прошлого и начале этого года широкую огласку в СМИ и резонанс в обществе.
В селе Балобаново Ногинского района Московской области живет большая дружная многодетная семья – Кошелевы: сестры Люба, Полина, Мария, Ольга с мужем Владимиром, сыновьями Николаем, Олегом, Ваней и дочерьми Татьяной и Мариной.
Вся семья объединяется вокруг своего духовного отца и наставника, избравшего путь монашеского служения, игумена Николая (Кошелева).
В этой семье, по свидетельствам местных жителей, из поколения в поколение передается драгоценный опыт православного воспитания и традиций служения Церкви, трудолюбия и терпения, любви к Богу и ближним своим, взаимной поддержки в трудные дни и общей радости в дни праздничные.
Согласно документам краеведческого и семейного архивов, семья Кошелевых – коренные жители села Балобаново. Их дед (Михаил Кошелев) участвовал в строительстве храма Святой Троицы Живоначальной в этом селе, службах и обрядах, которые проходили в храме.
Более 17 лет семья Кошелевых во главе с игуменом Николаем при активном участии местных жителей на добровольных началах своими силами и средствами восстанавливали из руин этот храм, реконструировали и украшали территорию около него.
Они вместе с прихожанами на свои пожертвования приобретали и дарили из своих архивов иконы для храма, покупали служебные принадлежности для проведения Божественной литургии и исполнения треб, осуществляли миссионерскую деятельность в округе.
До наступления трагических событий, которые произошли в октябре 2010 года (о них расскажу чуть позже), все члены семьи Кошелевых (от мала, до велика) были заняты в служебной, хозяйственной и благотворительной деятельности прихода Троицкого храма. Это было дело их жизни. И делали они его достойно, с любовью и старанием.
Сестры Ольга, Люба и их племянница Татьяна пели на клиросе. Полина занималась организационными вопросами. Мария готовила в трапезной обеды для служителей, работников, прихожан и всех нуждающихся. Младшенький Ваня, которому сейчас всего 12 лет, помогал вести службу в храме, а его папа и старшие братья участвовали в восстановлении и обустройстве храма, привозили чистую родниковую воду для освящения (по несколько тысяч литров, особенно по Великим праздникам).
Люди шли и ехали в Троицкий храм за освященной отцом Николаем водой из Москвы, Ногинского, Щелковского, Балашихинского и других районов Подмосковья. В такие дни сестры Люба и Полина раздавали святую воду, как говорят, до последнего посетителя.
Во время Богослужений всегда был порядок. Полина следила за тем, чтобы в эти моменты все шло как по нотам.
В храм приходили целыми семьями со всей округи.
Самые опытные и верные помощницы батюшки Люба и Полина подсказывали прихожанам, к какой иконе подойти, какую молитву почитать, как себя вести в храме. Людям, выросшим в советское время, которым родители не дали основ православного воспитания, но душа которых стремилась к Богу и познанию веры, это очень помогало.
Как свидетельствуют архивные документы, «В благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви» старшие сестры Люба и Полина были награждены грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Младшей сестре Ольге (Саналатий), воспитывающей с мужем Владимиром пятерых детей, присвоено почетное звание «Мать-героиня», о чем сообщает ГУП МО «Ногинское информагентство» (газета «Богородские вести» №94 от 26 августа 2008 года).
В семейном архиве Кошелевых хранятся историко-христианские реликвии – письма великого старца, святого праведного Петра (Чельцова) исповедника Великодворского, обращенные к отцу Николаю (тогда еще Алексею Кошелеву) и его сестрам Любе и Полине.
29 октября 1961 года в своем письме архиепископу Онисиму св. прав. Петр Чельцов писал:
«Служение священническое есть крестоношение, и каждый священник страдает со Христом, и во священнике страдает Христос.
На Голгофе сатана устами преданных ему людей давал свой льстивый совет: «Снииди со креста.
Ох, думал ли отец Петр, что его слова окажутся пророческими и спустя 49 лет его духовный наследник игумен Николай (Алексей Кошелев) словно эстафету поколений примет страдальческий венец и разделит его с самыми близкими своими сестрами.
Видел бы святой старец, что сегодня сотворили с его духовными чадами – Любой, Полиной и Алешей (игуменом Николаем) нынешние «власть имущие».
И грянул гром…
26 октября 2010 года без предупреждения, объяснения причин и мотивов игумен Николай (на 31-м году безупречного служения), указом епархиального архиерея (оформленного почему-то задним числом) освобождается от обязанностей настоятеля Троицкого храма и с понижением переводится в далекое село Мамонтово помощником настоятеля Ильинского храма.
В тот же день, пока отец Николай был в отъезде, в Троицкий храм приезжает благочинный церквей Богородского округа Московской епархии РПЦ Михаил Ялов и объявляет пастве, что у них теперь другой пастырь – отец Александр, которому надлежит отдать ключи от храма. А отец Николай по решению Московской епархии переводится в другое село (Мамонтово).
Прихожане без отца Николая передавать незнакомым людям ключи отказались и попросили вновь прибывших дождаться возвращения священника. Но те ждать не захотели и вскоре вернулись (почему-то ночью) в сопровождении группы неизвестных лиц, взломали замки на воротах храма, ворвались в помещение и жестоко избили сопротивлявшихся налету дежуривших прихожан.
Одна из старших сестер отца Николая (Полина) попыталась вступиться за брата, но ей сломали руку.
Другую сестру (Марию) толкнули так, что она упала, ударилась головой и потеряла сознание. Потом долго лежала на земле, пока жители вызывали скорую помощь. Обратно в помещение ее внести новый настоятель (Александр Кунашов) не разрешил. На дворе был конец октября. Позднее, в больнице выяснится, что у Марии было сотрясение мозга и сердечный приступ. Кроме того, из-за полученных травм у Марии начало подать зрение (и без того уже не очень хорошее) и есть опасность, что она его совсем потеряет.
После штурма новые «хозяева» закрыли храм и несколько дней не допускали верующих для участия в богослужениях.
Новый настоятель храма Троицы Живоначальной говорит, что смена настоятеля по приказу церковного начальства – это совершенно обыденная вещь. Правда, зачем ради «обыденной вещи» надо было устраивать мамаево побоище поселкового масштаба, отец Александр объяснить не смог.
Слушать проповеди нового священника, спокойно наблюдавшего за тем, как их бьют, прихожане не хотят.
К такому настоятелю, который нарушая Святое Евангелие, общечеловеческие нормы морали и закона, отказал им в первой помощи и оставил прихожанку с сердечным приступом лежать у ворот храма без сознания (не дал даже внести ее в помещение до приезда «скорой»), они не пойдут.
В Евангелии от Матфея сказано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророк.» ( Мф. 7:12 ), а также «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19:18-20 ).
Теперь прихожане вынуждены, также как и отец Николай, на перекладных ездить на службы в далекое Мамонтово, часами мерзнуть на автобусных остановках и молиться о том, чтобы все вернулось на круги своя.
О рейдерском захвате Троицкого храма и заявлении верующих, которые выступили против административного произвола и противоправных действий церковного начальства, ReligioPolis сообщал в октябре 2010 года.
В январе 2011 года были опубликованы открытое обращение православных Ногинского и Щелковского районов Московской области к епархиальному архиерею митрополиту Ювеналию (В.К. Пояркову) и письмо прихожан Троицкого храма с дополнительной информацией, которую они собрали из разных источников за это время.
По свидетельствам прихожан, на их обращение к епархиальному архиерею уже последовала негативная реакция от местного благочинного с угрозами отправить отца Николая за штат, приписав ему… (глупее и примитивнее не придумаешь) раскольничество. Кто бы говорил? «Ибо всякое дерево познается по плоду своему» (Лк. 6,39-45).
В связи с этим верующие, жители Москвы и Подмосковья были вынуждены обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за защитой от такого произвола и с просьбой о восстановлении правды и справедливости в отношении своего пастыря.
Мавр сделал свое дело, мавр может уйти
О том, почему это произошло, высказывались разные мнения, начиная от земельного вопроса (к храму приписаны семь участков дорогой подмосковной земли общей площадью порядка трех гектаров) и заканчивая личной неприязнью местного благочинного к отцу Николаю и его родным сестрам Любе и Полине (самым близким и верным его помощницам).
В качестве формального основания для освобождения игумена Николая от обязанностей настоятеля Троицкого храма чиновники епархии назвали жалобу некоего гражданина Макеева о том, что семья Плотниковых (в составе четырех человек) не смогла покреститься в Троицком храме села Балобаново, потому что с них там «вымогали» очень большую сумму денег.
Для прихожан такие обвинения, мягко говоря, стали новостью. «О каком вымогательстве может идти речь, если у священника не было денег даже на теплую обувь?» – удивляются люди.
Позднее также выяснилось, что и суть данной жалобы не соответствует фактическим обстоятельствам дела (в ней написано, что эти люди не смогли покреститься, а они покрестились), и деньги у них, разумеется, никто не вымогал (пожертвование было добровольным, что подтвердила сама восприемница), и сумма внесенного пожертвования за крещение четырех человек (пять тысяч рублей) вполне соответствует принятым в Богородском округе рекомендациям (в Богоявленском соборе у благочинного это стоило бы шесть тысяч рублей).
Но в Московской епархии, похоже, не принято признавать свои ошибки, считая это, видимо, ниже своего достоинства. Ее секретарь Александр Ганаба заявил корреспонденту РИА «Новости», что в Московской епархии священников часто переводят с одного места служения на другое и переводов «необоснованных еще никогда не было».
Может быть и так, но больше доверяешь словам Франклина Т. Рузвельта, который считал, что «никогда не ошибается тот, кто ничего не делает» и Президента России Дмитрия Медведева, который говорит о том, что «власть должна слышать то, что ей говорят граждане. Но если сделано что-то, что создаёт проблемы, не грех и поправить. Это нормально».
Известный российский священник, эксперт в области канонического права протоиерей Павел Адельгейм так прокомментировал ситуацию с Троицким храмом в селе Балобаново Московской области.
Отсюда распространившаяся практика сперва использовать деловые качества священника для строительства и благоустройства храма и организации приходской жизни, а по окончании работ вместо благодарности прогонять священника с обустроенного прихода и передавать своим фаворитам или родственникам. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти».
Архиереи создают вокруг себя элиту из секретарей, благочинных, настоятелей богатых храмов и монастырей, используя для подавления прочих клириков и решения своих личных проблем. В епархии возникает искусственное и, качественно необоснованное, разделение на «чёрную» и «белую» кость. Разделение имеет тенденцию переходить в противостояние и не выявленный раскол епархии.
«Как невозможно устранить соборность из Символа Веры, так невозможно выбросить принцип соборности из уклада церковной жизни, и взамен соборности выстроить дисциплинарную вертикаль авторитарной власти. – пишет отец Павел Адельгейм в статье «Устав прихода против догмата о Церкви».
Изложенные принципы выражают церковную традицию, обоснованную как апостольскими правилами и Вселенскими канонами, так и самой идеей рукоположения, которая всегда рассматривала рукоположение как мистический брак священника, обвенчанного со своим Приходом. Священник восприемлет вручённую ему паству, как жених принимает любимую невесту. Рукополагая ставленника, архиерей влагает в его руки часть Тела Христова и говорит: «Прими, чадо залог сей, за который ответишь в час Страшного суда Христова». Этот залог есть каждая душа, вручённая предстоятелю, чтобы сберечь её для Христа. Священник принимает паству как Тело Христово. Разлучение пастыря с паствой превратилось в порочную систему, разрушающую каноническую идею и практику древней Церкви, которая не может быть оправдана «церковной целесообразностью».
Церковная жизнь не должна сводиться к административным функциям архиерея. Управление, построенное исключительно на принципе иерархической диктатуры, не будет церковным.
Торжество безнаказанности над беззащитностью
Ситуация в Подмосковье усугубляется еще и тем, что это уже не первый скандальный случай в практике благочинного церквей Богородского округа Московской епархии РПЦ Михаила Ялова, когда под его руководством оскверняются православные святыни, оскорбляются чувства верующих и осуществляется хищение их имущества.
На этот раз тот же самый благочинный Михаил Ялов со товарищи решили продемонстрировать свою силу в Троицком храме села Балобаново, вот только еще больше перегнули палку. Кроме вышеописанных безобразий по силовому захвату храма, есть информация о том, что из алтаря храма пропали уникальные старинные иконы, представляющие собой историческую, культурную и духовную ценность. Прихожане также опасаются, что они могут в ближайшее время уйти заграницу.
Есть и еще один персонаж в этой истории, кто сыграл не последнюю роль в организации скандала и при этом отличился своими особыми суждениями.
Такие вот слова «благодарности» заслужили уважаемый священник и многодетная православная семья за свой многолетний труд во славу РПЦ.
Местные жители, разумеется, не верят этим обвинениям. В такие несуразности может поверить только тот, кто не знает отца Николая и его родных, либо предвзято к ним относится из-за каких-то своих интересов.
Несколько жительниц Обухово рассказали похожие друг на друга истории о том, как они ездили в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру за молитвенной помощью. Когда на вопрос священника (отца Германа): «Откуда Вы?», они ответили: «Из Обухово под Ногинском», батюшка покачал головой и посетовал: «Да зачем же Вы так далеко ехали? У Вас же там, рядом – в Балобаново, такой молитвенник есть замечательный! Отец Николай».
Следы на песке
Во многом благодаря старшим сестрам Алеша (теперь игумен Николай) и стал таким замечательным священником, широко известным и любимым прихожанами пастырем.
И ни для кого не секрет, что сами Люба с Полиной – это истинные православные христианки, которые ведут аскетический (практически монашеский) образ жизни. Маленькие хрупкие старушки всю свою жизнь (а им уже идет восьмой десяток лет) отдали родной, любимой и ревностно оберегаемой ими Святой Церкви.
Троицкий храм за почти два десятилетия титанических трудов стал для них родным домом. Он был воссоздан из небытия и разрухи и стал таким нарядным во многом благодаря именно их усилиям.
«Их семья – это Церковь Христова, их любовь – Иисус Христос. Для кого им «вымогать деньги»? Смешно и больно такое слышать, тем более от такого высокопоставленного священника! – говорят прихожане. – Любой тактичный и духовно воспитанный человек, приходивший в Троицкий храм с чистым сердцем, добрыми намерениями и любовью к Богу и ближним своим, всегда мог ощутить духовную материнскую заботу сестер, обратиться к ним за советом и помощью».
В сердцах таких прихожан на всю жизнь оставалась благодарность Любе, Полине, отцу Николаю и Всевышнему за их спасение. Потом верующие своим детям рассказывали об этих добрых людях. А после шли в храм, где детей и родителей ждал их Спаситель.
Разумеется, есть в округе и те, кто считает Любу с Полиной слишком строгими или те, кому от них не на шутку попадало. «За дело?» Давайте посмотрим.
Ни для кого из прихожан не секрет, что на службе и по хозяйству у Любы с Полиной не забалуешь. Они сами как заведенные белочки трудятся день и ночь. И к сотрудникам храма, членам приходского собрания и контрагентам весьма и весьма требовательные. Не дают унывать («сочковать»). А поскольку уныние – один из смертных грехов, начертанных на скрижалях Завета, то, стало быть, во спасение души попадало. И, слава Богу! Во всем должен быть порядок – и в мыслях и в делах. Скромность должна быть и уважение друг к другу, особенно к старшим. Чего тут много объяснять? Это азбучные истины.
Мало кто знает (только близкие), что Люба с Полиной не просто помощницы отца Николая во время службы. Но и львиная доля хозяйственных проблем, большой и сложной работы по оформлению текущей документации лежала на хрупких плечах этих маленьких женщин, которых многие и не замечали и даже не отличали друг от друга. Так, наверное, думали, что в глазах двоится, или померещилось. А ведь именно Люба с Полиной в своем уже преклонном возрасте решали множество административных, технических (подключение газа, электричества к храму) и юридических вопросов, связанных оформление документов для государственной регистрации прав на землю и объекты недвижимости, реконструкции здания храма и его территории.
Вместе с отцом Николаем и членами приходского собрания Люба с Полиной занимались и решением текущих социальных вопросов, благотворительности, миссионерской деятельности (посещения больных, ветеранов войны, детских домов).
Детская молитва доброму пастырю
Сейчас многие с ностальгической грустью вспоминают, как каждый год в Троицком храме проходила Рождественская «Ёлка» для детей. Собиралось обычно больше 200 ребятишек, и каждый получал заряд хорошего настроения, благодати и сладкий подарок. Рождественский концерт был. Отец Николай и его родные всегда были рады и детям и их родителям, без всяких никому ненужных билетов, как сейчас стало модно (словно в кино или на концерт).
После литургии и молебна Полина раздавала детям маленькие иконы Преподобного Сергия Радонежского с частицей покрова с его святых мощей.
Причем в этот день можно было увидеть в храме и будущих первоклашек и старшеклассников. Маленьких понятно, мама с папой или бабушка привели. А старшеклассники? Почти уже взрослые ребята сами приходили в храм. Немного забавно одетые для такого случая (девчонки в джинсах, мальчишки в футболках). Но это не так уж и важно. Господь их простит. Со временем всё встанет на свои места. Главное, что их душа тянется к Богу.
Я уж не говорю про Пасху. Было такое впечатление, что вся округа собиралась в Троицком храме, приветствуя великое Воскресение.
В храме Божием соединялись и цветы жизни (наши дети) и цветы природы, радуя всех своим присутствием.
А дружная и трудолюбивая многодетная семья Кошелевых, объединяющаяся вокруг духовного наставника игумена Николая, ставшего для нее и многих других семей в округе добрым пастырем Божьим, показывала пример человеколюбия, сподвижничества и православного воспитания детей, впитывающих «с молоком матери Божью правду, соединяя с образованием ума образование сердца», как сказал Патриарх Кирилл.
И кому это помешало?
По ком звонит колокол?
«. не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе»
(Джон Донн, англ. поэт)
На колоколах храма Святой Троицы Живоначальной сделана объемная надпись о том, что храм восстановлен и его колокола отлиты при настоятеле игумене Николае.
С каждым своим ударом они теперь напоминают всей округе об этом и своим мелодичным звоном зовут, зовут и зовут своих верных прихожан и настоятеля отца Николая в Троицкий храм, тоскуя по его молодому чистому голосу, читающему Святое Евангелие.
Работники храма рассказали, что когда игумен Николай покидал восстановленный им храм, из всех личный вещей у него была сумка с молитвами и записками прихожан. Когда они вместе с ним вышли на территорию зазвонили колокола. Батюшка улыбнулся и сказал: «Как приятно, меня с колокольным звоном провожают!». И в этот момент звон оборвался. «А нет, – сказал отец Николай, – это они просто пробуют».