троицкий собор александро невской лавры стиль

Троицкий собор Александро-Невской лавры

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Вид на Троицкий собор с северо-западаСтранаРоссияГородСанкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1КонфессияПравославиеЕпархияСанкт-ПетербургскаяОрденская принадлежность

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Содержание

История

Первый храм

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини, к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. [1]

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. Он представлял из себя грандиозное сооружение с двумя высокими колокольнями, увенчанными шпилями. [1] В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был «вчерне» готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

Строительство нового храма

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утверждён в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы были перенесены в собор мощи благоверного князя.

Капитульный храм

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящён придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

После 1917 года

В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его Политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-е годы часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.

Собор был возвращён верующим в 1956 году. 12 сентября 1957 года, после ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым).

В 1957—1960 и 1986—1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

В августе 1961 года, при изъятии у Ленинградского епархиального управления Духовского корпуса лавры, в подклет собора были перенесены останки митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия.

3 июня 1989 года крестным ходом в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Чтимые святыни

Традиции

С начала XX века установился обычай: ежегодно, 25 октября (7 ноября), в день кончины П. И. Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста. [2]

Источник

Троицкий собор Александро-Невской лавры

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Фото Троицкого собора Александро-Невской лавры

Основное здание в архитектурном ансамбле Александро-Невской лавры – Троицкий собор. Это – один из самых красивых храмов Санкт-Петербурга.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Проект здания в 1776 году разработал И. Старов. Предложенная архитектором концепция очень приглянулась императрице Екатерине II. В 1778-ом году в присутствии митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) прошла церемония торжественной закладки первого камня в фундамент будущего собора.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Основные работы были завершены в 1786 году, после чего строители приступили к отделке храма. Освещение Троицкого собора прошло в 1790-ом году. Под салют из пушек в здание торжественно внесли мощи св. Александра Невского.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Троицкий собор – храм с одним куполом и двумя башнями, выполняющими роль колоколен. Архитектурно здание относится к раннему классицизму.

Купол Троицкого собора – один из крупнейших в Петербурге. Он установлен на массивную башню-барабан с игольчатыми окнами. Башни-колокольни дополняют архитектурный облик здания. Старов поместил башни по обе стороны от главного входа. Над входом находится массивный портик, поддерживают который шесть дорических колонн.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Расцветка фасада – классическая, желто-белая. Стены украшены пилястрами и виде белых колонн. По просьбе Старова знаменитый скульптор Ф. Шубин создал панно-барельефы, изображающие библейские сцены. Панно были закреплены над южным и северным портиками здания.

Над главным входом расположено панно «Жертвоприношение Соломона». Массивные деревянные двери архитектор заключил в небольшой белоснежный портик, в верхней части которого находится скульптурная группа: два золотых ангела держат в руках орден св. Александра Невского.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Изнутри главный зал собора представляет собой крест. Высокий свод поддерживают огромные колонны, разделяющие вестибюль на три прямоугольных помещения. В шестнадцать окон купольного барабана льется дневной свет.

В Троицком соборе установлен уникальный иконостас, выполненный из мрамора итальянским мастером А. Пинкетти. Иконы написали И. Акимов, Г. Угрюмов и Я. Меттенлейтер.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Дошедшая до нас роспись соборных стен относится к 1862-ом году, ее выполнил художник П. Титов. Лепнину для стен изготовил Д. Фонтана. Многочисленные скульптуры святых угодников были созданы Ф. Шубиным.

Алтарь Троицкого собора украшен изображением Богородицы авторства Р. Менгса. Над местом, где во время богослужения полагалось находиться членам императорской фамилии, разместили портрет Екатерины II работы Д. Левицкого.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

В революционные годы Троицкий собор Александро-Невской лавры подвергся разорению, много предметов интерьера было утрачено. В 1933 году в храме начала работу выставка научных достижений, позднее здесь был организован склад.

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

Храм был возвращен церкви в 1956-ом году, после чего началась его реставрация. В наше время Троицкий собор – особо охраняемый объект культурного наследия России.

Источник

Троицкий собор Александро-Невской Лавры

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль

до 1917 годаТип зданияСоборАрхитектурный стильКлассицизмАвтор проектаИ. Е. СтаровПервое упоминание1719 годСтроительство1776—1790 годыДата упразднения1933—1955 годыПриделыГлавный — Пресвятой Троицы; южный — Покрова Пресвятой Богородицы; под южной башней — святого благоверного великого князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).Реликвии и святыниМощи святого благоверного князя Александра Невского.СтатусОхраняется государствомСостояниеОтличноеСобор Троицы Живоначальной на Викискладе

Содержание

История

Первый храм

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини.

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

Строительство нового храма

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утвержден в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы были перенесены в собор мощи благоверного князя.

Капитульный храм

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящен придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

После 1917 года

В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его Политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-е годы часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.

Собор был возвращён верующим в 1955 году собор возвратили верующим. 12 сентября 1957 года, после ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым).

В 1957—1960 и 1986—1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

3 июня 1989 года крестным ходом в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира.

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Чтимые святыни

Традиции

С начала XX века установился обычай: ежегодно, 25 октября (7 ноября), в день кончины П. И. Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста. [1]

Источник

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть фото троицкий собор александро невской лавры стиль. Смотреть картинку троицкий собор александро невской лавры стиль. Картинка про троицкий собор александро невской лавры стиль. Фото троицкий собор александро невской лавры стиль
Адрес: Наб. реки Монастырки, 1
Телефон: (812) 277-5854
Станция метро: Площадь Александра Невского

Первый Троицкий собор, выполненный в стиле «немецкого барокко», был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.

В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа и принадлежащие кисти Рубенса, Ван-Дейка, Бассано и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма» и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.

Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Доехать до станции метро «Площадь Александра Невского» и перейти одноименную площадь. Войдя на территорию Александро-Невской лавры, нужно пройти по проходу между Лазаревским и Тихвинским кладбищами, перейти реку Монастырку и, минуя церковь Благовещения и Просфорный корпус, выйти к главному входу в Свято-Троицкий собор.

Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в «город Антихриста», как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в «проклятом городе», построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: «Всего на 300 лет…». Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *