троицкий собор александро невской лавры внутри
Троицкий собор Александро-Невской лавры
Аудиогид
Фотографии
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году
Внутреннее убранство
Автором внутреннего убранства принадлежит руке Федора Ивановича Шубина. Кроме его прекрасных скульптур, в соборе хранятся работы Рафаэля Менгса, Антониса ван Дейка,Питера Пауля Рубенса.
Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.
К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.
В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.
Возвращение Свято-Троицкого собора церкви произошло 5 апреля 1956 года.
На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.
Интересные факты
Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.
На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.
Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.
Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.
Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (фото)
В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник.
Приглашаем на прогулку по монастырю вместе с фотографом Анной Гальпериной.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Над входом в храм – звезда Императорского Ордена святого благоверного князя Александра Невского
Свято-Троицкий Собор. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова.
Вид главного купола собора- Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля
Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Иконостас выполнен из белого итальянского мрамора. Он задуман в виде полукруглой ниши с царскими вратами
На клиросе – ноты Пасхальных стихир
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Почитаемая икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»
В соборе до революции 1917 года находилось много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. (На фото – «Снятие с креста» фламандского художника Якоба Йорданса)
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Одна из наиболее почитаемых святынь, находящихся в соборе – ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Поясная икона святого князя Александра Невского XVIII века из собрания домашних икон священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
В правом приделе собора продолжается реставрация. Сень над ракой с мощами святого благоверного князя Александра Невского временно скрыта от глаз посетителей.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Гипсовыми элементами восстанавливаются поврежденные участки сени
Затем их покрывают сусальным золотом – это тончайшие лепестки золотой фольги, каждый из которых реставратор должен аккуратно закрепить.
В работе – одна из «корон», венчающих сень
Лестница на северную колокольню
Новые колокола Александро-Невской Лавры. Возрождением колокольных звонов к 300-летию монастыря занимается «Международный центр колокольного искусства».
На колокольне также продолжаются реставрационные работы.
В крипте Свято-Троицкого собора расположен новый Крестильный храм.
В центре храма — купель для совершения Таинства Крещения чином полного погружения.
Она выполнена в форме креста. На дне – мозаика с христианской символикой
Макет Александро-Невской Лавры, расположенный на первом этаже «новой» ризницы.
На третьем этаже этого же здания заканчиваются отделочные работы. Там будет расположен лаврский музей.
На первом этаже «новой» ризницы – общедоступная библиотека
Фонды библиотеки насчитывают около 17 000 единиц хранения (книги, подшивки периодики, постеры, карты, диски). Почти все издания внесены в электронный каталог: он насчитывает около 10 200 библиографических записей, причем создается авторитетный файл «авторы и персоналии» православной тематики, ведется аналитическая роспись периодики и сборников
Федоровский корпус (братский)
На месте кельи святого прп. Серафима Вырицкого устроен храм в его честь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Икона святого прп. Серафима Вырицкого
В этом же здании находится одна из трех паломнических гостиниц «Федоровская»
Практически все здания монастыря еще в лесах. Лавра готовится к 300-летнему юбилею.
Реставрация живописи в верхнем храме Федоровской церкви Лавры.
В нижнем храме Федоровской церкви во время реставрации найдены дореволюционные захоронения. (На фото – гробница графа Якова Ивановича Ростовцева, видного государственного деятеля, одного из авторов крестьянской реформы 1861 года).
Надгробная плита грузинского царевича Теймураза Багратиони, сына последнего грузинского царя Георгия XII.
Духовно-просветительский центр «Святодуховский»
В Духовском братском корпусе идет роспись в новом храме в честь Иннокентия и Софрония, святителей Иркутских. Он будет доступен только братии монастыря.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Дорожка к митрополичьему корпусу Лавры
Памятник 2000-летию христианства. Автор – петербургский скульптор Эвелина Соловьева.
Перед Свято-Троицким собором находится «Коммунистическая площадка», или Казачье кладбище.
Участники обороны Петрограда, жертвы Кронштадтского мятежа 1921 г., именитые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры — таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на «Коммунистической площадке» были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.
Фрагмент памятника Игнатию Бахвалову, 1921 год
Троицкий собор Александро-Невской лавры (Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra)
Троицкий собор как соборный храм Александро-Невской лавры имеет особое значение.
План монастыря – будущей лавры – разрабатывал архитектор Д. Трезини.
Композиционной доминантой комплекса всего монастыря должен был стать Троицкий собор.
Петр I обычно дела церковные в своих устремлениях не ставил на первое место. Однако зарождение Российской империи вызвало у него стремление сосредоточить в своих руках всю полноту державной и духовной власти.
Это заставило Петра I искать символы нового государства и новой императорской власти.
Поэтому в Троицком соборе, освященном в честь Александра Невского, особо чтимого на Руси князя и воина, должна была находиться его гробница.
Проект Троицкого собора создал Т. Швертфегер. Это было грандиозное окружение с одним куполом и двумя высокими башнями-колокольнями.
Подобного рода храмы были широко распространены в итальянской архитектуре, где они часто становились непременной принадлежностью монастырских ансамблей.
Троицкий собор воспринимался как второй по значимости храм после Петропавловского собора.
Однако с учетом взятого на себя Петром I руководства церковью и открыто проявляемого покровительства монастырю, носящему имя Александра Невского, Троицкому собору отводилась особая роль.
Петр часто посещал монастырь, где у него были собственные покои, и выказывал ему всевозможные знаки внимания. Монастырь должен был стать дворцом-храмом.
Поэтому совсем не выглядит чрезмерно торжественной церемония переноса мощей Александра Невского из древнего Владимира в Невский монастырь, организованная на государственном уровне.
Процессия прошла по многим российским городам и святым местами. Мощи были доставлены в Новгород.
Оттуда на ладье в 1723 мощи перевезли в Шлиссельбург, где они ждали своего часа. Перенесение мощей на уготованное для них место было намечено на годовщину заключения Ништадтского мира со Швецией, ознаменовавшего победу в изнурительной Северной войне.
30 августа 1724 года Пётр I встретил мощи в устье реки Ижоры на богато украшенной галере и доставил в Санкт-Петербург. От пристани ковчег с мощами Пётр нес на руках до врат монашеской обители.
Здесь они были встречены священнослужителями и перенесены в Благовещенскую церковь во имя Александра Невского.
Продуманная до мелочей церемония фактически стала установлением 30 августа праздника в честь перенесения мощей Александра Невского и дня окончательной победы над Швецией.
Произошло важное для Петра I слияние его побед с почитанием святого князя. В дополнение к Петру и Павлу первый российский император приобрёл нового небесного покровителя своей власти в образе Александра Невского.
В государственном деле действительно не было мелочей. Петр I распоряжается впредь не изображать святого Александра Невского на иконах в монашеских одеждах, а только «в ризах великого князя».
Более того, император приказал праздновать день памяти Александра Невского не 23 ноября, в день его погребения в Рождественском монастыре, а 30 августа, когда мощи прибыли в новую обитель.
Государственные интересы оказались на первом месте.
Строительство Троицкого собора под руководством Т. Швертфегера началось в 1719 году и шло своим чередом. В 1731 году здание было подготовлено к отделочным работам.
Однако просчеты, допущенные на стадии проектирования и строительства, привели в ходе осадки к образованию трещин в сводах. Авторитетная комиссия подтвердила данные факты, и здание было заморожено.
До 1744 года собор ожидал решения своей судьбы, в результате сооружение было решено «разобрать до подошвы». Здание простояло без движения еще 10 лет. В 1755 году его, наконец, разобрали.
Следующие годы ушли на поиск нового проекта. Многочисленные варианты не получали одобрения Екатерины II.
Только в 1774 году проект И.И. Старова был утвержден императрицей. Здание с одним куполом высотой 60 метров и двумя 46-метровыми башнями, служащими колокольнями, является воплощением стиля раннего русского классицизма.
Внутри собор имеет форму латинского креста, разделённого массивными пилонами на три нефа.
Возведение стен и их внешняя отделка были закончены в 1788 году. Чтобы расписать собор потребовалось ещё два года. Первые росписи сводов и купола не сохранились, потому что собор долгие годы не отапливался.
Его вторично расписали в 1806 году. Как свидетельствовали очевидцы, работа Антонио Джакомо могла поспорить с оригиналом.
Однако неблагоприятный температурный режим, когда весной и летом повышалась наружная температура, приводил к тому, что накопившаяся влага разрушала краску.
Новая роспись собора, сделанная во второй половине XIX века, пришла в противоречие с его стилистикой и оригинальным замыслом.
В последующих реставрациях ХХ века мастера стремились расчистить фрагменты сохранившегося второго слоя.
Екатерина II присутствовала на освящении собора в честь Святой Живоначальной Троицы и перенесении мощей святого князя Александра Невского, что было приурочено к 30 августа 1790 года.
Императрица преподнесла собору богатые дары – церковную утварь и полотна на религиозные сюжеты, принадлежавшие русским и европейским художникам.
В иконостасе, в частности, находились картины «Спаситель» Ван Дейка, «Воскресение» и «Снятие с креста» Рубенса.
Александро-Невский монастырь стал средоточием духовной и культурной жизни, в 1797 году он приобрел по указу Павла I статус лавры. После революции начавшаяся волна реквизиции церковных ценностей не миновала Троицкий собор, он лишился многих ценностей.
Богослужение в соборе продолжалось еще до 1933 года.
Сразу после войны верующие и РПЦ течение 10 лет обращались к власти с ходатайствами о возвращении собора.
Положительное решение было принято в 1956 году при условии проведения ремонта и реставрации за счет общины монастыря.
Здесь чудом сохранился иконостас из белого итальянского мрамора. В 1989 году в собор вернулись мощи Александра Невского.