троицкий собор фрески александров
Успенский женский монастырь
город Александров
Надвратная фреска «Покров» в Троицком соборе г. Александрова
Доклад сотрудницы Александровского художественного музея Марины Ивановны Меньшиково й, прочитанный 29 октября 2015 года на секции «Традиции русской культуры в современном обществе» в рамках Епархиальных Рождественских чтений.
Вряд ли кто будет возражать, что нет в Александрове храма более древнего и более искусно расписанного, чем Троицкий (бывший Покровский) собор на территории нашего Успенского женского монастыря. В XVI веке это был третий по величине (размерам) и значимости храм по всей Руси после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Построен итальянскими зодчими (скорей всего, теми же, что возводили Кремль в столице) в начале XVI века; освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в декабре 1513 года при Великом князе Василии III. Покров был любимым его праздником; в этой церкви князь молился о чадородии, и, как мы знаем, небезуспешно. Кстати, несмотря на переосвящение Покровского храма в Троицкий (и наоборот) в конце XVII-го века, искусствоведы в своих трудах называют его по первому посвящению – Покровским.
Все порталы в Троицком соборе украшены замечательной фряжской белокаменной резьбой. Одни искусствоведы считают, что резьбу делали итальянцы, другие – что русские мастера… Фреска «Покров» также окружена четырехступенчатым киотом из белого камня с чередующимся цветочным и геометрическим орнаментом.«Покров», думаю, можно назвать иконой-фреской, ведь «фреска» (роспись водяными красками по сырой штукатурке) – это техника, а не жанр… Хотя и икона, строго говоря, не просто жанр изобразительного искусства, а намного большее… Икона, выполненная в технике фрески.Каждый входящий в Троицкий храм видит фреску-икону «Покров», и многие удивляются: почему собор имеет одно название, а «титульное» изображение – на другую тему. Приходится объяснять про переименование… Была свидетелем, как московские гости, искушенные паломники, среди них были профессора и доктора наук, много чего повидавшие по всему миру, ахнули от восторга, увидев над порталом фреску «Покров», а затем и другие великолепные росписи. Я испытала гордость за то, какие художественные сокровища есть в нашем городе.
В Троицком соборе три портала, и фрески были над каждым из них, все – Богородичные, что неудивительно, так как храм сначала был посвящен Ей. Собственно, фрески есть и сейчас… Так, над северными вратами была фреска либо «Рождество Пресвятой Богородицы», либо «Благовещение» (что мне кажется более вероятным), но она практически не сохранилась. Фреска над южными, знаменитыми Новгородско-Васильевскими вратами – «Успение Богородицы» — существует, она была открыта в ходе последней реставрации…Фреска эта без киота.Последняя реставрация росписей происходила в конце ХХ – начале XXI века, ее проводили владимирские реставраторы во главе с ныне почившим А.П.Некрасовым, опытнейшим специалистом, художником-реставратором высшей квалификации. Вот посмотрите, как выглядела фреска до реставрации, и как – теперь…
Я не считаю, что поновления обязательно портят оригинал (такое мнение водится среди некоторых дилетантов). Мол, была гениальная живопись; пришли, например, палешане, помалевали, и все испортили. Может, где-то такое и случается, но не в нашем случае. Поновлений было много, при Иване Грозном появились еще новые росписи, и в XIX веке что-то добавили, но – согласитесь – живопись храма не производит впечатления эклектики, все гармонично, решено в одном ключе, стиле, колорите…
Праздника Покрова не было в Византии, несмотря на то, что событие, которому посвящен праздник, произошло там, в Константинополе, во Влахернском храме. Великий праздник Покров появился на Руси в XII веке, стал одним из самых любимых в народе, празднуется 1(14) октября. Поэтому и иконография «Покрова» — чисто русское «изобретение».
Описание фрески
В центре – изображение Богородицы, стоящей «на облаце», держащей в руках Своих покров, омофор, который защищает всех молящихся от бед и напастей…Одежды Ея развеваются от ветра… Кажется, что Богородица улыбается… Извод иконы, несомненно, суздальский (московский): Богородица Сама держит мафорий. В новгородском варианте покров держат Ангелы.
На переднем плане фрески-иконы мы видим – в центре, в зеленоватом одеянии – преподобного Романа Сладкопевца, выдающегося гимнографа VI-го века, получившего от Богородицы дар песнопения. Он изображен на амвоне с развернутым свитком в руке как создатель акафиста в честь Богоматери.
Вокруг Богородицы изображены Святители, Ангелы, Апостолы, Император, епископ, просто молящиеся люди. Вверху слева – Иисус Христос с благословляющим жестом. Справа внизу – блаженный Андрей, Христа ради юродивый; он показывает чудесное явление Божией Матери юноше Епифанию (его образ, к сожалению, почти утрачен – штукатурка отвалилась вместе с красочным слоем, так, что обнажилась красная кирпичная кладка, что видно на фото).
При описании работ Дионисия встречается также имя другого его сына — Владимира, но реже. О Феодосии известно не очень много. С отцом он работал с ранних лет в Пафнутьево-Боровском монастыре, в Иосифо-Волоколамском в Подмосковье, в Ферапонтовом монастыре в Белозерье. После смерти Дионисия около 1508 года (или отхода его от дел по старости) Феодосий принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Так же, как и отец, Феодосий работал в трех направлениях изобразительного искусства: монументальная живопись (фрески), иконопись, книжная графика. Он известен как искусный изограф, автор миниатюр-иллюстраций рукописного Евангелия 1507 года (Четвероевангелие или Евангелие Тетр). Там есть автограф: «А евангелисты писал Феодосие Зограф, сын Дионисиев Зографов (сведения из книги Е.П. Немировского «Путешествие к истокам русского книгопечатания, стр.187). Феодосий — друг и сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (возможно, именно ему адресовано знаменитое «Послание к иконописцу», а не Дионисию).
Художественному почерку Дионисия присущи: вытянутость изображаемых фигур (пропорции специально нарушены в сторону «возвышения»), они легки и безплотны; головы, руки и ноги людей маленькие, черты ликов и лиц мелкие, явно славянские, русифицированные. Это видно на ликах Евангелистов, Апостолов, Святителей, и даже волхвов! Дионисия называют «великим колористом», его краски светлы, нежны, прозрачны… Для произведений школы Дионисия характерна четкая прорисовка одежд, драпировок, некоторая графичность. Отмечают также народность его искусства, яркую декоративность; умелое композиционное построение многофигурных композиций, с легкой асимметрией как сознательным художественным приемом. А в целом – праздничность, торжественность и гармония царят в его произведениях (признаки стиля собраны мною из разных искусствоведческих источников, которых я прочитала немало). Интерес к творчеству Дионисия начался у меня несколько лет назад …с удивления: оказывается, многие шедевры древнерусского искусства – в Третьяковке, Русском музее – прибыли туда с моей родины, из Вологодской области, из Павло-Обнорского и Корнилие-Комельского монастырей! Эти святыни даже перечислять долго…
Феодосий-изограф работал в 10-х-30-х годах XVI века. Искусствовед Н.Н. Чугреева, анализируя иконы «Прп. Сергий Радонежский с житием» и «Святой Георгий с житием» (обе ок.1510 года), приписываемые Феодосию, отмечает, что живопись его близка Дионисиевой, но в ней большая контрастность и насыщенность цвета, более темный колорит, чем у отца, особая выверенность композиции (Из книги «Дионисий «живописец пресловущий». Альбом-каталог с научными статьями, стр.198). Фигуры у него с более «земными» пропорциями, но лики тоже славянского типа. Прием небольшого нарушения симметрии в композициях также встречается… Возможно, Феодосий был знаком с творчеством мастеров итальянского Возрождения. Так, на картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» (1513-14 гг.) Богоматерь изображена в развевающихся от ветра одеяниях. В рассматриваемой нами фреске «Покров» одежды Богородицы также развеваются, что не встречалось мне в иконографии… Это мое предположение, что русский мастер подражал итальянскому… А может, совпадение, не обязательно заимствование… Кстати, есть такая «задачка»: почему на Руси не было своего Возрождения? Ответ прост: у нас не было упадка, потому и не нужно было Возрождение как художественное явление…
Интересно сравнить фреску «Покров» с суздальской иконой того же названия. Хотя, как говорят французы – «сравнение – не доказательство»[1]. Фигура Богородицы на суздальской иконе довольно статична. У нас – более живое, теплое, человеческое Ее изображение. Архитектурные объекты тоже разные, и написаны по-разному. На заднем плане суздальской иконы изображен Влахернский храм с императорским дворцом в Константинополе.
На надвратной фреске «Покров» Троицкого собора храм на заднем плане явно православный, пятиглавый, русской архитектуры. Слева вверху – благословляющий Иисус Христос; на суздальской иконе Его нет. Вообще-то, икона из Суздаля очень похожа по стилю и по времени написания к манере Дионисия, но специалисты не причисляют ее конкретно к этой школе. Икону датируют концом XV века, это как раз время расцвета творчества Дионисия… Сходно расположение групп молящихся на том и другом изображении, присутствие Романа Сладкопевца (как часто бывает в иконописи, в одном образе написаны разновременные события; так и тут: видение Андрею Юродивому и творчество гимнографа Романа – из разных эпох, но совмещены).
Что меня поражает на фреске «Покров» — так это изумительный цвет неба: не синий, не черный, не фиолетовый… не знаю, как его определить, может быть, индиго? Цвет очень глубокий, насыщенный, Божественный… У Дионисия небо обычно лазоревое.
Рассматриваемая нами фреска очень похожа на одноименную фреску «Покров» из церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря в Кирилловском районе Вологодской области. Эта живопись, созданная стопроцентно мастерской Дионисия в 1502 году, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. При сравнении творений Дионисия и сына его Феодосия видим: тот же извод, то же расположение фигур, православный храм вдали; только колорит ферапонтовской фрески намного светлее и легче. Это еще одно подтверждение, что Феодосий-изограф мог работать в Александровой слободе, продолжая дело отца как стенописец. Преемственность налицо.
Время создания фрески – XVI-й век, это почти безспорно. Возможно, она написана вскоре после освящения Покровской церкви в 1513 году – в 10-х-20-х годах XVI века; тогда автором ее вполне мог быть сын Дионисия-иконника Феодосий –изограф. Правда, есть предположение, что первые росписи в храме появились только в середине XVI века… Кстати, в алтаре собора также находится большая фреска «Покров», разделенная окнами на 2 части. Иконография ее сходна с надвратной фреской.
Слышала от многих прихожан и некоторых священников, что молитвенный настрой в Троицком храме особенный…Настенная живопись, прекрасное духовное пение монахинь много этому способствуют. Намоленность храма я ощущала и на себе.
Пред фреской-иконой «Покров», приходя в храм, молились князья и цари: Василий III, Иван IV (он два раза венчался в этом соборе), св. Феодор Иоаннович (венчался с Ириной Годуновой в Покровской церкви), наверняка бывал здесь Борис Годунов, многие из Романовых (Елизавета Петровна часто приходила сюда)… Два Патриарха посещали Слободу: Патриарх Никон в XVII веке и Патриарх Алексий II-й в 90-х годах XX века. Здесь молились преподобные Лукиан и Корнилий (мощи прп. Корнилия находятся в соборе). С XVII века и по сей день – монахини Успенского женского монастыря. Молились и молятся тысячи прихожан, паломников и туристов со всего света… И я, грешная, имела счастье принять в Троицком соборе Святое Крещение 27 июня 1990 года (как раз на Троицу); и первая Исповедь и Причастие были здесь… Слава Богу за все!
Таким образом, мы видим, что древнерусское церковное искусство живет и в наши дни, и помогает людям не только получать «эстетическое наслаждение» (что не главное), а и обрести Спасение. И огромная благодарность всем, кто помогает сохранять культурное наследие, которому уже полтысячи лет.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!
Меньшикова Марина Ивановна,
зав. архивно-библиотечным отделом
Александровского художественного музея.
Консультант и редактор священник Николай Корнеев (г. Александров), руководитель Епархиальных курсов по Основам Православной культуры (которые автор закончила в прошлом году, но продолжает посещать и третий год).
ЛИТЕРАТУРА:
1.Некрасов А.И. Памятники Александровской слободы, их состояние и значение. М., 1948. Рукопись, хранится в музее «Александровская слобода».
2.Чернышев Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. М., Искусство, 1954.
3.Куницын М.Н. Александрова Слобода. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1968
4.Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Александровская Слобода. М., Искусство, 1970.
5.Рогов А.И. Александров. Л., Аврора, 1979. (на англ. языке).
6.Скворцов А.И. К вопросу о реставрации монументальной живописи Троицкого собора в Александрове. Статья в сборнике «Памятники истории и культуры», выпуск 3. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1988.
7.Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., Просвещение, 1991. Глава «Феодосий Изограф» (стр.186-188).
8.Дионисий «живописец пресловущий». Каталог-альбом с научными статьями. М., Издание Министерства культуры РФ и ГТГ, Северный паломник, 2002.
9.Смирнова Э.С. Московская икона 14-17 веков. Л., Аврора, 1988.
11.Масловский А.А. Гравюры из книги датского посла Якоба Ульфельдта как исторический источник изучения истории Александровской Слободы XVI в. Там же, что п.10.
[1] Comparaison n’est pas raison [компэрэзон нэ па рэзон] — Жак Лакан
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия
Троицкий собор фрески александров
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектура Покровского храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.
Жилище царское, окруженное «осыпью» или великим земляным валом и обрытое глубоким рвом, устроилось на самом месте нынешнего Александрова Успенского девичьего монастыря.
Доказано существование в Слободе и каменных дворцов. Фундамент одного из них обнаружен в раскопе 1968 года (белокаменная кладка стен и опор с глубины 2 м., а другого, двухэтажного, — длиной 34 м. и шириной 12 м. — в раскопе 1970 г. экспедицией академика Б. А. Рыбакова.
Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. Царь Иван Васильевич украсил этот собор двумя вратами, вывезенными им из Новгорода и Твери. Западный портал и сейчас украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Васильевские двери
«Троицкий собор, с двумя приделами, также весь из белого камня с крытыми вокруг переходами и двумя палатками для ризницы и книгохранилища. Около северных и южных дверей архивольты и столбики со жгутами; соборные входные двери, створчатые дубовые, покрыты красною медью, на которой по коричневой краске наведены золотом разные священные изображения, и на накладке, между прочим, написано: «В лето 6844 (1336) индикта 4-го написаны двери сии повелением боголюбиваго архиепископа Новгородского Василия при князе благоверном Иване Даниловиче, при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме». Двери сии привезены царем Иоанном Васильевичем из Новгородского Софийского храма в Александрову слободу в 1570 году; западные двери медные, тоже привезены им из Твери в тот же поход. В них вделано изображение (резное на меди) Св. Троицы. Эти двое дверей, в особенности же первые, суть главное доказательство того, что царь Иван Васильевич любил Александрову слободу (новый град Слобода), как свое местопребывание в течение почти 20 лет. Так как двери эти перевезены в Александров в 1570 году, то имеем право заключить, что Троицкий собор и отдельная при нем колокольня построены ранее этого года» (Кавелин Л. А. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). – Изд. 2-е. – М. : Типо-литография И. Ефимова, 1891. – 160 с.).
См. Новгородские Васильевские и Тверские медные двери, в Троицком соборе Успенской обители
В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».
По писцовым книгам XVII ст. (1629 и 1675 гг.) значилось: «город осыпной земляной, мерою по валу кругом 532 саж. (по стенам монастыря всего 452 саж.): в длину 157 сажен, в поперег 98 сажень».
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович.
В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило.
Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
В 1672 году, вследствие челобитья великому Государю Александровы слободы соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы попа Семиона с причетники, в грамоте от царя прикащикам Александровой слободы Григорию Головкову да Давиду Маркову писано: «в Приказе Большаго Дворца, в рухольной заказной книге нынешняго 180 (1672) года написано: нашего в. г. денежного жалованья Александровы слободы соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы протопопу 11 рублев 14 алтын 4 деньги, двум попам по 6 рублев по 10 алтын по деньги человеку, дьякону 6 рублев с полтиною, двум пономорям, трем сторожам по рублю человеку, просфорнице 25 алтын, всего 36 рублев 10 алтын 4 деньги, а давать им то жалованье в пол их окладов (т. е. выдачу производить по полугодно). Ныне били челом нам в. г. Александровы слободы соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы поп Семион с причетниками, чтоб нам великому Государю пожаловать, велеть им наше великого Государя годовое денежное жалованье на нынешней 180 год по окладу выдать и впредь давать в Александрове слободе из кружечного двора без Московские волокиты». Велено просьбу их исполнить. — Из этого видно, что Покровский соборный храм, в царствование Алексея Михайловича, находясь внутри Успенского монастыря, продолжал однако же считаться соборным для всей Александровой слободы.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
5 января 1682 года в грамоте от Царя стольнику и воеводе О. Я. Тухачевскому, написано: «в расходной книге прошлаго 189 (1681) году написано нашего великого Государя жалованья годовые хлебные руги по окладу Успенского девичьяго монастыря, что в новой Александровой слободе, церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что на нашем великого Государя дворе… Да соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы протопопопу 6 четий ржи, овса тож, двум попам по 4 чети с осьминою ржи, овса тож, просфорнице — 2 чети с полосьми ною ржи, овса тож; двум пономарям с тремя сторожами по 3 чети ржи, овса потому ж человеку; на просфоры 2 чети без полуосмины ржи…»
О денежном ружном жалованье Успенскому девичьему монастырю, как в период 1682 — 1686 гг., так и в предыдущее царствование узнаем из следующей грамоты от царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, в Новоалександрову слободу, путному ключнику Федору Гееву: «в Приказе нашей великих Государей казны в ружных книгах, каковы в прошлом 189 (1681) году присланы из Приказу большого дворца, написано: Переславского уезду Залееского Новоалександровы слободы Успенского новодевича монастыря 120 старицам по окладу по 26 алтын по 4 деньги человеку, и того 96 рублев, да на кфлей топление за 85 сажен дров 85 рублев, всего 181 рубль, да того же Успенского новодевича монастыря духовному черному попу Иоасафу, тоеж слободы Покровского протопопа оклад 11 рублев 14 алтын 2 деньги; двум попом по 6 рублев 10 алтын 3 деньги; дьякону 6 рублев 16 алтын 4 деньги; дьячку 2 рубли, пономарю да сторожу по 1 рублю человеку, всего духовнику и попом с причетники 34 рубли 19 алтын, да в собор Покрова Пресвятыя Богородицы 2 попом по 6 рублев 10 алтын 3 деньги человеку, дьякону 6 рублев 12 алтын 4 деньги, двум пономарям, трем сторожам по 1 рублю человеку, просвирнице 25 алтын, да на свечи за три пуда воску по 1 рублю 16 алтын 4 деньги за пуд, всего в собор Покрова Пресвятыя Богородицы 28 рублев 16 алтын, да церкви Живоначальныя Троицы, что в осыпи, попу 6 рублев 10 алтын 3 деньги, дьякону 5 рублев, дьячку 2 рубли, пономарю 1 рубль, просвирнице 25 алтын с деньгою, всего в церковь Троицы Живоначальныя 20 рублев 2 алтына 2 деньги, и всего по руленой книге по окладу 259 рублев 4 алтына; да в прошлом во 190 (1682) году, по указу брата нашего великого Государя блаженныя памяти великого Государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея в. и м. и б. России самодержца, в Успенский же новодевич монастырь учинено ружного жалованья вновь прибылым 80 старицам по 4 рубли, да на дрова по 56 рублев 22 алтына с деньгою, и всего в Успенский новодевич монастырь игуменье с сестрами и духовнику и попом с причетники и соборные церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и церкви Живоначальныя Троицы попом же с причетники по ружной книге и с теми, что во 190 году вновь прибыли 80 старицы, руги же и на дрова учинено 379 рублев 26 алтын с деньгою на год…»
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы.
В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.
В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).
В конце 1727 г. под Троицким собором погребена казначея царевны Марии Алексеевны — девица Евфимия Андреевна Львова, скончавшаяся 12 декабря 1727 г. и жившая в обители, усердно одаренной вкладами самой царевны.
Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
При игумении Евгении Ивановой (1819-1835) в 1823 году построена новая настоятельская двухэтажная келья и на выданные по ее ходатайству в 1824 году из казны деньги, 18 265 руб., сделано на Троицком соборе вместо одной пять глав, покрыт собор вновь железом, штукатурка обвалившаяся внутри и снаружи исправлена; стенное и иконное писание возобновлено.
Троицкий собор. Фототипия В. Штейна. Кон. XIX века.
Главка Троицкого собора. Современный вид.
«Он долгое время был с одной большой главой и с двумя маленькими на приделах (ныне пятиглавый и две малых на приделах). «Здесь единоглавие, замечает Шевырев в 1847 году, к счастью не искаженное, представлялось мне во всем превосходстве касательно внутреннего действия храма. Свет падал сверху из продольных стекол всего купола и чудно озарял весь иконостас: давно не испытывал я подобного впечатления. Вся великая тайна Бога Слова, предвечно рожденного, земное воплощение, Царь мира и сонмы небесныя Церкви, склоняющиеся с обеих сторон перед неисповедимою тайною Христовой веры: Богоматерь, Предтеча, Ангелы, Апостолы, мученики, исповедники, праотцы, в лучах дневного света, являлись мне во всех подробностях и производили на меня то впечатление, которое должен производить иконостас храма, — это видимое таинственное небо нашей Церкви. Здесь все мне было ясно, доступно, близко» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884).
На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас.
Иконостас Троицкого собора обновлен (т. е. вновь позолочен) в 1881 г. купцом Первушиным.
«В соборе иконостас старинный пятиярусный, с тяблами; в числе икон есть некоторыя хорошаго древне-греческого письма; особенно замечательны местныя иконы: Спаса Вседержителя и Владимирской Божией Матери; на первом венец, диадима и запопы убраны жемчугом и дрогоценными камнями; оплечье и поля серебряныя, вызолоченыя, с травами. Икона Владимирския Божией Матери, считаемая чудотворною, также богато украшена жемчугом и дрогоценными камнями. Икона эта стоит в особо устроенном киоте, на задней стороне которого есть следующая падпись: Благоволением Бога Отца Вседержителя и содействием пресвятаго и животворящаго Духа, повелением благочестивых царей и великих князей: Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, построен вновь иконостас и принесен сей образ св. Архангелов и Ангелов (т. е. киот с св. изображениями) в церковь пресвятыя и славныя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии, честного ея Покрова, в лето 7195 (1687) года месяца сентября в 20 день. Из этой надписи видно, что первоначально икона эта стояла в иконостасе Покровской церкви.
Пред местными иконами висят 6-ть серебряных с золочеными украшениями лампад и седьмая такая же подъемная; на каждой из них вырезана следующая надпись: «сию лампаду дал вкладу великий государь благоверный царевич и великий князь Алексей Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя России, в Александрову пустыню в Успенскую церковь, для поминовения души бабушки своей великия государыни благоверной царицы и великой княгини Наталии Кириловны лета 7204 (1696)». На столпе с левой стороны на иконе Божией Матери находится внизу следующая надпись: «Сей образ писал многогрешный иконописец Тихон Семенов Александровой слободы девичьяго Успенского монастыря». Значит, в конце XVII века был у монастыря свой один или несколько иконописцев.
По сторонам главного алтаря два придела: южный во имя Симеона Богоприимца (в память бывшего в ХVII ст. близ Александрова Симеоновского мужского монастыря, придел упразднен в 1858 году) и северный во имя препод. Сергия Радонежского; в сем приделе в алтаре за престолом в киоте деисус искусного письма; его писал, как видно из надписи на нем, в 1679—1680 гг., царский зограф Михаил Милютин.
Под алтарем Троицкого собора погребен приснопамятный строитель Лукьяновой пустыни и духовник Успенской обители преподобный Корнилий. На надгробии его высечена следующая надпись: «лета 7189 (1681) августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла, преставися раб Божий Александровой слободы Успенского деваго монастыря духовник схи-иеромонах Корнилий».
В этом же склепе погребены тела:
1) казначеи царевны Марии Алексеевны девицы Евфимии Андреевны Львовой, скончавшейся 1727 г. декабря 12 дня.
2) Генерал. о аншефа лейб-гвардии Преображенского полка подполковника Ивана Ивановича Бутурлина, скончавшегося 1738 г. 31 декабря.
3) Действительного камергера Аркадия Ивановича Бутурлина, скончавшегося 1775 года 28 апреля.
4) дочери его девицы Анастасии, скончавшейся 1807 года 12 декабря» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884).
В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца. Росписи стен сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Обновление и освящение Троицкого собора в Успенском женском монастыре города Александрова
Город Александров, Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.
Успенский монастырь. Слева колокольня и церковь Преображения Господня. Фототипия В. Штейна. Нач. ХХ века.
Западные входные двери Троицкого собора.
Восточный фасад Троицкого собора
Троицкий собор
Настоятель Троицкого собора 1961-1972 гг. – протоиерей Андрей Прокопьевич Бородачев. Родился в 1900 г. в семье крестьян с. Спасского Приволжского района Самарской области. Рукоположен в сан священника в 1956 г. в г. Саратове. С августа 1959 г. – третий священник Троицкого собора, с декабря 1961 г. – его настоятель. С апреля 1974 г. – настоятель Покровской церкви с. Давыдовского Кольчугинского района Владимирской области. В 1986 г. по прошению почислен за штат. Скончался в 1992 г., погребен у храма в с. Давыдовском.
Настоятель Троицкого собора 1973-1976 гг. – протоиерей Александр Филиппов
Настоятель Троицкого собора 1976-1980 гг. – протоиерей Константин Захарко
Настоятель Троицкого собора 1980 г. – игумен Александр (Чернавцев)
Настоятель Троицкого собора 1981 г. – иеромонах Платон (Знаменский)
Настоятель Троицкого собора 1982-1984 гг. – протоиерей Андрей Каменяка (после – иером. Иов)
Настоятель Троицкого собора 1984-1986 гг. – протоиерей Димитрий Юртин
Настоятель Троицкого собора 1986-1988 гг. – архимандрит Филарет (Радаев)
Настоятель Троицкого собора 1988-1991 гг. – протоиерей Георгий Запольнов.
В 1980-х гг. Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.
10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь.
С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири.
В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок.
В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.
В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.
Распятская церковь-колокольня