троицкий собор под архангельском
Архангельская епархия
Приходы
Свято-Троицкий храм г. Архангельска
163045, г. Архангельск, ул.Комсомольская, д.1
Телефон: +7 (8182) 27-64-38; 24-00-33
История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью.
Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года.
В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х-ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была «устроена над входом в верхнюю церковь».
Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович РОДИМОВ (1856-1938).
6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.
Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем храма был назначен священник Алексей Денисов, с этого времени здесь стали проводиться регулярные молебны, с июня 1995 года воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 г.состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь.
Свято-Троицкий храм, город Архангельск
Архангельская и Холмогорская епархия
История храма
История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью.
12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра-I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из г.Холмогоры на остров Бревенник. Там же, силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви — Троицкая и Богоявленская.
Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года.
Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь» и, собрав необходимые средства и материалы, 20 июня 1745 года «испросили благословенную грамоту» у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября — главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь была освящена много позже — 20 сентября 1764 года, а придел Иоанна Предтечи — неделей раньше, 13 сентября. Таким образом новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей — зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма.
До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему оставались военные, в т.ч. до 1863 г. полубатальон военных кантонистов. На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии — четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад — два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма.
В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х-ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была «устроена над входом в верхнюю церковь».
Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение
достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г.Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие «и другие общественно-культурные нужды». Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод.
За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, «как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида» здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня — верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.
Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович РОДИМОВ (1856-1938).
6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.
Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем храма был назначен священник Алексей Денисов, с этого времени здесь стали проводиться регулярные молебны, с июня 1995 года воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 г.состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь.
Архангельск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.
Свято-Троицкий собор
bhlumrec/polarbear/lauer/lauer0004.html
Андрей Агафонов
1 января 1918
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Составлено Законоучителем Гимназии, Священником Василием А. Смирновым
Нынешнему каменному соборному храму в городе Архангельске предшествовал целый ряд деревянных. Устройство перваго из них почти современно возникновению города Архангельска в 1584 г. Первые поселенцы города и образовавшагося около него, в 1587 г. посада, т. е. стрельцы и посадские люди, по благословенной грамоте митрополита Московскаго Иова, по верхнюю сторону деревяннаго города, близ места, занимаемаго ныне конторой корабельнаго смотрителя, соорудили первую приходскую деревянную церковь во имя Преображения Господня и деревянную же на столбах колокольню. К этой церкви, по грамоте Ионы, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 30 Мая 1614 г., был пристроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая в память избавления от нашествия „польских и литовских воров и русских изменников», которые в 1613-14 годах напали на жителей важской и двинской области, „жгли, мучили и побивали их, животы их грабили, а у Архангельскаго города не были, пробежали мимо“. Преображенская церковь вместе с колокольней сгорели 27 Сентября 1663 г. от пожара, начавшагося в самой церкви вследствие того, что пришедшие в этот день люди заронили под мост в западной паперти „угль огнен».
Вместо сгоревшей, по благословенным грамотам Питирима, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 15 Марта и 10 Июня 1664 года, сооружены были два деревянных-же храма: один холодный во имя Преображения Господня с приделами Рождества Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая на месте прежняго погоревшаго храма и другой теплый во имя Богоявления Господня на месте прежней колокольни, вместо которой устроена была другая на новом месте. Эти два храма снова сделались жертвою пламени на 20 Октября 1681 года и вновь возстановлены: Богоявленский в 1683 г. по грамоте Корнилия, митрополота Новгородскаго, а Преображенский значительно позднее и освящен 1692 г. 26 Августа по благословению Преосвященнаго Афанасия. Богоявленская теплая церковь, устроенная в 1688 г., опять сгорела 28 Февраля 1719 года и не была возобновляема, так как еще в 1709 г. приступлено было уже к постройке нынешняго каменнаго собора; Преображенская же церковь, за ветхостью была разобрана около 1765 г., когда окончательно устроен был нынешний каменный собор.
Место, занимаемое нынешним каменным собором, по преданию, указано Императором Петром I во время пребывания его в городе Архангельске. Заготовка строительных материалов начата была в 1707 г. и велась церковными старостами (приказчиками)—по 1711 г. Иваном Звягиным, а затем Иваном Поповым. Средствами для постройки его служили церковныя суммы, доходы с церковных лавок и амбаров и доброхотныя подаяния. Жертвователями являлись как архангелогородцы, так и приезжие купцы и торговцы. Из них особенно крупными были: бывший таможенный подъячий Иван Богданов, пожертвовавший 500 рублей, и Федор Баженин, пожертвовавший вместе с собранными им от других дателей 309 руб. 27 алт. 4 ден.
Строение верхней церкви продолжалось 25 лет и было закончено уже 1743 году, Внутреннее же устройство этого величественнаго храма затянулось на долгое время: большой пожар в городе 26 Августа 1738 года, неустойчивость правительственных мер по отношению к торговле, система монополий и т. п. не только ослабили благосостояние многих из строителей, но и довели их за неоплатные долги до крайней бедности. И только при Екатерине II, уже во второй половине XVIII столетия, предпринявшей благодетельныя меры к оживлению торговли и поднятию благосостояния Архангельска, довершено было внутреннее устройство верхняго собора. По установке иконостаса и икон, писанных искусным в то время живописцем, устюжским мещанином Василием Холмогоровым, храм этот был освящен во имя Св. Троицы 18 Сентября 1765 года Преосвященным Иоасафом, переселившимся окончательно из Холмогор в Архангельск в 1762 году и наименовавшим этот новоустроенный собор Кафедральным. В 1775 году в алтаре этого храма с южной стороны, где теперь ризница, на средства архангельскаго купца Никиты Савина, сына Крылова устроен был придел во имя Преображения Господня и освящен 16 Августа 1775 года Преосвященным Вениамином. Но и сей каменный храм 26 Июня 1793 года в 8 часов по полудни сделался жертвою огня во время пожара, начавшагося с дома мещанина Ивана Климова, имевшаго пороховой склад. От порохового взрыва забросило головню на деревянную крышу собора, которая вследствие стоявшей жары тотчас-же запылала; прекратить распространение огня вследствие большой высоты собора не было никакой возможности; огонь проник во внутренность храма, и из соборнаго имущества и утвари спасена была только самая малая часть.
В дополнение к истории церквей архангельскаго собора считаем нужным сказать несколько слов о настоящем внешнем и внутреннем виде его.
Каменный собор устроен на подобие корабля, имеющаго 22 сажени в длину и 11 саж. 2 арш. в ширнну, кроме паперти в 61 саж. в длину и 33 саж. в ширину. Восточная часть собора — алтарь состоит из 3-х полукружий в шесть саж. вышины до крыши каждое, из них среднее выдается из боковых на 1/3 аршина вперед. Высота различных частей собора не одинакова: алтарь и трапеза в 6 саж. до крыши, средняя часть от основания до крыши 12 сажен; высота средней главы до крыши и кончая пятиаршинным крестом равняется 12 саж., так что высота всего собора от основания до вершины креста — 24 сажени. Вся крыша соборнаго храма железная, на алтаре и трапезе на 3 ската, на средней части у глав на 4 и на паперти на 2 ската. Все пять глав усеяны жестяными вызолоченными звездами, шейки, яблоки и деревянные кресты обиты жестью и позолочены червонным золотом (значительно ныне потемневшим). Все стены собора оштукатурены и выбелены; на восточной—алтарной стене две большиих картины: явление Аврааму 2-х странников и чудо Архистратига Михаила в Хонех. Всех окон в нижнем этаже 17. В верхнем соборе окна (не считая находятщихся в главах) расположены в три ряда: в первом ряде 19, во втором ряде (только в передней части храма) 6 по 8 с северной и южной сторон, в третьем 9 круглых окон по 8 с северной, южной и западной сторон. В средней главе 8 окон и в 4-х угольных по 6 окон в каждой, так что всех окон в соборе 88. Всех входов в нижний собор четыре: один с западной стороны, другой — с южной, третий — с северной в среднюю часть храма и четвертый — с северной-же — в алтарь; вход в верхний собор один внутри паперти по лестнице, выводящий сначала к западной стене паперти и разделяющейся после того на две лестницы, из которых одна ведет вдоль северной стены и другая вдоль южной и выводят на площадку пред западными дверями верхняго собора. Нижний этаж храма отделяется от верхняго каменным сводом, служащим для нижняго этажа потолком, и для верхняго — полом. Свод этот опирается 1) на боковыя стены, 2) на две поперечных, из которых одна — в 3 аршина толщины — отделяет алтарь от средней части и другая—в 2/3 аршина толщины отделяет среднюю часть от трапезы, и 3) на четыре четырехгранных столба, имеющие по 16-ти аршин в окружности.
Стены и столбы, проходя в верхний еобор, служат основанием для сводов верхняго этажа, на которых устроены стропила для крыши средней части верхняго собора, а на четыре столба давят 4 угольных главы. Две поперечныя стены, проходящия от основания собора чрез нижний и верхний этажи до сводов последняго, дают всем частям нижняго и верхняго собора одинаковый размер, а именно: ширина во всех частях собора между северной и южной стенами 10 саж., длина алтаря от средняго полукружия до первой внутренней поперечной стены, отделяющей его от средней части, 5 сажен, а со стеною (т. е. до солеи) 6 сажен; от этой стены или от иконостаса до другой внутренней же стены, отделяющей среднюю часть от трапезы, 9/3 сажен; длина трапезы 4 сажени 2 аршина. Высота алтаря в верхнем соборе 7 аршин 10 вершков, трапезы — 8 арш. 2 вершка, а средней части от пола до глав до 4 сажен.
Стены и своды алтаря и средней части храма, равно как и четыре столба оштукатурены, выкрашены белою краскою и богато украшены стенописыо, стоившею 18000 руб. ассигнациями. Солея и алтарь возвышены над среднею частию храма на две ступеньки. Амвон выдается из солеи полукругом. От северной до южной стены по краю солеи устроена железная решетка. Вышина алтаря нижняго собора 6 аршин 10 вершков, средней части и трапезы 7 аршин, Потолки и стены оштукатурены и везде выкрашены масляною краскою. Солея и алтарь возвышены на 7 вершков сравнительно с полом средней части и отделяется от нея железною же решеткою. Между двойными рамами нижняго этажа, имеющими 3 аршина 97 вершк. вышины и 1 арш. 9 вер ширины, вставлены прочныя железныя решетки; таковыя-же имеются в нижнем и среднем рядах окон верхняго этажа. В верхнем этаже три алтаря: главный во имя Святыя Троицы в десять сажен ширины, в 6 саж. длины против средняго полукружия. Престол этого алтаря кипарисный (6 пуд. 20 фунтов), имеет 1 аршин 6 вершк. в вышину и 13 арш. в ширину и длину; утвержден на возвышении о двух ступеньках, имеющем в длину 6 арш. 7 верш и в ширину 4 арш. 15 вершков. На нем верхняя одежда медная чеканная, высеребренная чрез огонь с чеканными изображениями: на западной доске Тайной вечери, на южной — Св. Троицы, на восточной Воскресения Христова, на северной — Богоявления; на верхней-же доске — резное изображение плащаницы. Эта одежда приобретена и освящена 12 Мая 1847 года Епископом Варлаамом.
Из вещей находящихся в этом алтаре, особенно замечательны два грандиозных дубовых шкафа лицевыя стороны которых украшены редкостными резными фигурами Св. Апостолов. В южной части алтаря помещаются обыкновенные шкафы для ризницы. Величественный четырех-ярусный иконостас этого храма вызолоченний по полименту, украшенный резьбою и колоннами Коринскаго ордена, служит лучшим украшением его. Шесть местных икон этого иконостаса, сохранившияся от пожара в 1793 году, писаны искустным живописцем, устюжским мещанином Василием Холмогоровым. Некоторыя из местных икон украшены богатыми серебрянными ризами. Второй ярус занят изображениями апостолов, третий — пророков и четвертый — праотцев. Царския двери четырехстворчатыя, вполне раскрываются только при архиерейском служении, при чем бывает виден весь алтарь; при священническом же служении открываются только две средних четверти. За ними завеса раздвигается на две стороны; над ними золоченный балдахин, украшенный Императорскими регалиями, обрамленный малиновым бархатом с позументами и кистями. У ближайшаго к иконостасу праваго столба находится царское место под балдахином. У западной стены устроены хоры, подерживаемыя колоннами Ионическаго ордена и замечательныя своею легкою винтообразною лестницею, устроенною по проэкту г. Либеровскаго. В трапезе, верхняго храма находятся: два придельных храма: с южной стороны — Никольский и с северной — Преображенский с резными сплошь вызолоченными иконостасами. В нижнем этаже также три храма: главный — Богоявленский, придельные — в алтаре перваго — Никольский и в трапезе — Введенский. Иконостасы их все одноярусные сплошь вызолочены и укратены богатою золотою резьбою. Царския двери Богоявленскаго храма также четырех-створчатыя; верхняя одежда святаго престола металическая посеребренная.
На юго-западной от паперти стороне стоит каменная оштукатуренная и отбеленная с подъездом одностопная колокольня, устроенная в 1773 году бывшим архангельским купцом Семеном Васильевым Бусиновым, имевшая до пожара 1793 года шатровый верх из белой известковой плиты, что вполне гармонировало с тогдашними главами собора; после же пожара вместо шатра устроен был нынешний шпиц, обитый вместе с крышею в 1796 году белым листовым железом на средства Слободскаго купца Ксенофонта Анфилатова и вместе с главами вызолоченный в 1862 году по усердию Архангельскаго 2-й гильдии купца Косьмы Семеновича Кузнецова. Из колоколов, висящих на ней, особенною благозвучностию отличается большой в 500 пудов; один колокол вылит, как видно из надписи на нем, в Варде в 1645 году, а другой — в 1488 году. Под звонами были устроены часы, сгоревшие в 1793 году. Вместо них в 1840 году устроены были новыя С.-Петербургским мастером Гелфером лучшаго достоинства с недельным заводом, стоившие 11000 руб. ассигнациями.
С северной и южной сторон к колокольне прилегают два каменных флигеля, которые, по преданию, строителем колокольни предназначаемы были для богадельни, при чем он имел намерение устроить около севернаго флигеля особенную церковь для престарелых, но за смертию не успел. До 1818 года в подколоколенных флигелях помещалось приходское Духовное училище; ныне-же один из них служит квартирой для сторожей, а в другом живет один из церковно-служителей. Вся соборная площадь окружена овальною каменною оградою в 193 саж., впервые устроенною на общественную сумму в 1805 году, причем решетки ея были деревянныя. Эта первоначальная ограда была два раза перестраиваема: в 1869 году, когда деревянныя решетки заменены были железными, и в 1892 и 1898 годах, когда на средства прихожан и церковнаго старосты Василия Николаевнча Кривоногова и при помощи о. Иоанна Кронштадтскаго она переделана была совершенно заново от основания, и старыя железныя решетки заменены были новыми железными-же. Для помещения соборнаго причта стараниями преосвященнаго Неофита в 1825 году устроен каменный двух-этажный с мезонином о девяти окнах дом. В этом доме помещается весь причт, исключая одного члена, живущаго в колоколенном флигеле, и кроме того отдаются под постой две квартиры. Одна из них, считающаяся архиерейскою, занимается консисториею.
Причт состоит из 12 членов: 4-х священников, из коих один носит звание протоиерея и настоятеля и другой ключаря, протодиакона, двух диаконов, двух иподиаконов и трех псаломициков, состоящих большею частию также в сане диаконов на псаломнической вакансии. Средствами к содержанию причта служат: казенное из Государственнаго Казначейства жалованье — настоятелю 892 руб. ключарю 294 руб., двум священникам и протодиакону по 245 руб., двум диаконам и иподиаконам по 176 руб. 40 коп., двум псаломщикам по 137 руб, 20 коп. и одному 100 рублей, — доходы церковные и за требоисправление до 2000 руб. ежегодно и % с причтоваго капитала в 14135 руб. (к 1 Янв. 1894 года). На содержание собора из того-же источника получается 650 руб. в год, из которых 300 руб. предназначаются на содержание сторожей и просфорни. Церковнаго капитала к 1 января 1894 года состоит 10050 рублей.
Ближайшия церкви к собору: Михаило-Архангельская всеградская и Воскресенская.
К собору причислено несколько прихожан, коих к 1894 году считается 860 л. обоего пола; из них духовных 25 чел. м. п., 31 ж. п., статских 68 л. м. п., и 62 ж. п., купцов 86 м. п. и 56 ж. п. и мещан 40 ч. м. п. и 42 женск. п.
Но и все архангелогородцы любят свой соборный храм и всегда охотно посещают его, особенно же во время архиерейских служб, уже давно сопровождаемых стройным пением немалаго хора.
Свято-Троицкий кафедральный собор в Архангельске
Этот храм, по признанию современников, был одним из лучших соборных храмов губерний Российской империи. Каменный Свято-Троицкий собор был заложен 11 (22) октября 1709 г. и освящен, после продолжительного строительства, 18 (29) апреля 1765 г. Рядом с собором была возвдигнута каменная многоярусная колокольня (1773 г.). Место для храма Живоначальной Св. Троицы было указано, по преданию, царем Петром I Великим в 1702 г. Собор проектировал холмогорский мастер Евграф Алексеевич Либеровский (по другим сведениям— Федор Либеровский). Стены и своды храма возводили северные мастера-каменщики под руководством верхневажского мещанина Василия Лобанова. Живописные работы выполняли петербургские художники Семен Новоселов и Степан Курляндцев.
Поражали размеры храма: 12 саженей в ширину, 22 сажени в длину, высота его от основания до кончика креста на средней из пяти глав достигала 24 саженей (около 50 м.) Снаружи над двухэтажными абсидами были помещены две фресковые картины на библейские сюжеты— «Явление Аврааму трех странников» и «Чудо Архистратига Михаила в Хонех». С западной стороны к храму примыкала трапезная. В разное время в соборе были устроены четыре придела, на верхнем этаже располагалась Свято-Троицкая церковь с приделом Преображения и пятиярусным иконостасом с образами, написанными устюжским мещанином Василием Холмогорцевым.
В ризнице собора с 1805 г. бережно хранился деревянные крест, перевезенный из Пертоминского монастыря по указанию императора Александра I с надписью по-голландски (в переводе на рус.: «Сей крест поставил капитан Петр в лето от Христа 1694»). Здесь в соборе находились другие раритеты — риза, сшитая из кафтана Петра I; два саккоса архиепископа Афанасия Хомгорского; серебряный крест А.Д. Меншикова; полное архиерейское облачение, подаренное соборному клиру императрицей Екатериной II; военные трофеи — три шведские пушки, напоминающие о победоносном Новодвинском сражении 25 июня 1701 г.
В 1929 г. Свято-Троицкий кафедральный собор был закрыт и вскоре разобран, а на его месте в 1931 году было наспех выстроено здание драматического театра. На одном из колоколов, сброшенном с соборной колокольни, была помещена пророческая надпись: «Днесь, ещё услышите глас его, не ожесточите сердец ваших».
Недавно Правление Архангельской и Холмогорской епархии во главе с епископом Тихоном приняли решение о строительстве нового кафедрального собора во имя Архистратига Михаила.
Смирнов В.А. Краткое историческое описание Архангельского Свято-Троицкого собора. Архангельск, 1915. Шалькевич А.А. В Архангельском городе было построено. Архангельск, 1994, С.120-122. Куратов А.А. Свято-Троицкий кафедральный собор в Архангельске // Поморская энциклопедия: Часть 1. История Архангельского севера. Архангельск, 2001, С. 358.
Архангельск. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович Родимов (1856-1938). 6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.
Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. 6 августа 1995 г. состоялось малое освящение и первая литургия.
Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения.
Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.
В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.
В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение.
Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость. Храм имел два этажа: на верхнем находилась Троицкая церковь с приделом Иоанна Предтечи, в нижнем — Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела. В 1761 году к храму была пристроена колокольня.
В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона.
В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение. При храме активно действует социально-благотворительная служба, продолжается реставрация здания. Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.
Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.
Через тринадцать лет после революции церковь была закрыта «ввиду малочисленности» и приспособлена, как значилось в распоряжении Президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года, под общественные и хозяйственные нужды. Здесь размещались общежитие, пожарная часть, школа шоферов, мыловаренный завод, обувная фабрика и, наконец, камнерезная мастерская. К последней четверти ХХ века здание бывшего храма являло печальное зрелище. В 1981 году историк архангельской архитектуры Ю. А. Барашков писал о Троицком храме: «Остатки этого сооружения сохранились на углу набережной и улицы Комсомольской. Здание утратило первоначальный облик, но и сейчас в нём читается бывшее назначение и похожесть на подобные культовые сооружения Архангельска ХVIII века». Однако время повернулось вспять.
В наши дни восстановлен внешний облик храма. В верхнем храме проведены сложные и дорогостоящие работы, полностью отреставрирован нижний храм в честь Богоявления с приделом Архистратига Михаила. Белокаменный иконостас первого этажа изготовлен и установлен местными мастерами. Иконы для иконостаса написаны талантливыми сийскими иконописцами, одна из них, в местном ряду, икона священномученика Николая Родимова, последнего настоятеля Троицкой церкви перед её закрытием в годы советской власти.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2016 г.
Основное здание церкви увенчано двумя стоящими один над другим барабанами-восьмериками: крупный нижний восьмерик является основным световым, в каждой его грани по вертикальному окну; верхний восьмерик существенно меньше нижнего, в нём четыре окна по сторонам света. Над верхним восьмериком возвышается позолоченная главка с крестом. Второй, меньший по размерам, барабан-восьмерик когда-то имел восемь окон, как это видно на плане церкви 1879 года. Хотя уже в начале ХХ века, судя по фотографиям, окон было четыре. Вероятно, эти окна света в храм не давали, они были скорее декоративными и освещали только интерьер малого восьмерика. Оба объёма украшены многопрофильным карнизом с тройными сухариками. Декоративным элементом большего восьмерика также являются ширинки в его нижней части. Восьмерики были разобраны в хрущёвское время, восстановлены недавно по фоторафиям и в целом повторяют первоначальные объёмы. С востока к четверику храма примыкает двухэтажная апсида. Её ширина чуть меньше ширины четверика. По размеру первый и второй этажи равны между собой. Обшая высота апсиды (без учёта конической кровли) равняется примерно трём четвертям высоты четверика. Оба яруса апсиды украшены карнизами.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №210, 2016 г.
Комментарии и обсуждение
Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место.
Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских.
От некоторых икон в храме иногда само собой истекает благовонное масло — миро.