трубчевский спасо чолнский монастырь

Трубчевский спасо чолнский монастырь

Монастырь расположен на краю д. Кветунь, на правом высоком и крутом берегу Десны, на территории селища IX-XII вв. (по мнению В. А. Падина – посада древнего Трубчевска, перенесённого в XII в. на новое место). Монастырь основан, вероятно, в XVI в., однако первые документальные сведения имеются только с начала XVII столетия. По устным преданиям, обитель «из земляного замка с тайным подземным ходом и высоким валом», берёт своё начало в глубокой древности. В монастырских архивах документов о времени возникновения монастыря не сохранилось.

Древний монастырский Синодик от 20 июня 1768 г. указывает, что строителем Чолнского монастыря в начале XVII в. был князь Алексей Никитич Трубецкой. Такие же сведения о монастыре содержатся в «Любопытном Месяцеслове Москвоском» (1776 г.), «Истории Российской Иерархии» (первая четверть XIX в.) и «Энциклопедическом всенаучном словаре господина Клюшникова» (1882 г.). Известно, что в древних Синодиках «строителями» именовали не только основателей монастырей, но и тех, кто содействовал их обновлению и обустройству, в особенности, если монастыри испытывали бедствие: разорение от неприятелей или пожар. Исторические данные дают основания предполагать, что князь Алексей Никитич Трубцкой являлся устроителем монастыря, но не его основателем, а Синодик 1768 г. списан с другого, более древнего.

По преданию, обитель была основан на месте, где чудесным образом появился образ Божьей Матери. Юноша, пасущий стадо на берегу Десны, увидел плывущий против течения реки челн, над которым стояло чудное сияние. Он вошёл в воду взял икону из лодки и унёс домой в Кветунь. На утро образа в доме не оказалось. Юноша пошёл на берег где он вчера нашёл икону и увидел её тут же, только между ветвей на дереве. Он поспешил к местному священнику и обо всём рассказал. Икона Божьей Матери была помещена в церковь, но таким же самым образом икона исчезла и оттуда, оказавшись снова на дереве в ветвях. Тогда при большом стечении народа у этого образа был совершён молебен, а затем крёстным ходом его внесли в церковь, чтобы вскоре поместить в новую часовню, возле которой со временем и возник монастырь, получивший название Спасо-Чолнского. Образ Божьей Матери был написан иноком Киево-Печерской лавры Алимпием в XII в. и почитается чудотворным.

В первое время Спасо-Чолнский монастырь вместе с городом Трубчевском и его уездом состоял в ведении Московских патриархов. В 1680 г. жалованной царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печёрской лавре на время воинских времён, пока «монастырские отчины совершенно населятся и придут в первое своё достояние». Лавра продолжала владеть Спасо-Чолнским монастырём более 100 лет, пока указом Святейшего синода от 20 апреля 1786 г. он не был передан в ведомство Севской епархии, которая в 1788 году была преобразована в Орловскую. Первым настоятелем монастыря был игумен Ион (1648-1665 гг.).

В Спасо-Чолнском монастыре было развито ремесленное мастерство: резьба, переплёт книг, швейное дело. При монастыре действовали школа и странноприимница. В число монашествующих поступали дети церковнослужителей, купцов, мещан, казаков.
В 1646 и 1647 гг. при содействии князя А. Н. Трубецкого Чолнскому монастырю были даны грамоты на владение вотчинами: «деревня Кветуня – да деревня Макорзна, деревня Лучки, деревня Колодези, деревня Любовна, деревня Хотьяновка, деревня Удолье – всего семь деревень». В этих деревнях находилось 32 крестьянских двора и 8 опустевших бобыльских дворов. Впоследствии число принадлежавших обители дворов увеличилось. К 1660 г. их было уже 53 с 115 душами крестьян. Кроме того, по жалованной грамоте были приобретены «рыбные ловли и межа земли от устья речки Ужи…до озера Следца и до Афанасьева виру», а также «озеро Кривцовское, озеро Кветуна, озеро Сукман, да на бору три озера Жеренских». Упоминаются два озера Негарские, озёра Молига, Быстрец, Богородицкое – Введенское, Шеин закат, Макорзная речка, Филипповский мост, Жабье болото, суходол Красный дуб, Сельниская дорога, Мешковское, Лисовское болото, Сосновский, Любовский, Литовский рубежи, Мирин лес, речка Смородинка, Розинков лог, Крестовский колодец, Чохловский лог, речка Берёзовка, речка Шуровка.

До конца XVII столетия немногочисленные строения мужской обители были деревянными. На рубеже XVII-XVIII вв. на средства московского гостя М. Сверчкова был сооружён каменный соборный храм Рождества Христова. В 1731 году монастырь был украшен новым каменным храмом во имя преподобных Антония и Феодосия, а в 1741 году над ним была освещена каменная трапезная церковь во имя Введения Пресвятой Девы Богородицы. Для проживания монахов было построено пять двухэтажных корпусов, двухэтажная гостиница для приема странствующих. В единое архитектурное целое монастырские здания соединила надвратная церковь во имя Сергия Радонежского с колокольней, построенная на рубеже XVIII-XIX вв. В последующее время были возведены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки.

Разновременные и живописно расположенные храмы образовали редкостный архитектурный ансамбль. С трёх сторон он был огорожен высокой (около 4,5 м) оградой, достигавшей в длину 145 м, с маленькими башенками на углах. Остатки зданий ещё существовали в первые годы после Великой Отечественной войны, они были замерены и сфотографированы, что даёт возможность судить о характере их архитектуры.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь

Монастырь был ликвидирован 23 мая 1923 года. В настоящее время в нём располагается психоневрологический интнернат. Какое-то время на сохранившейся части колокольни была устроена водонапорная башня. В 2010 г. на сохранившейся части монастырской ограды была открыта памятная доска «державцу трубчевскому» А. Н. Трубецкому, принявшему иночество в монастыре под именем инока Афанасия и умершему бездетному в 1680 г. Похоронен под алтарём Христорождественского собора Спасо-Чолнского монастыря. Могила его утрачена, как и собор в котором он был захоронен.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырьтрубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь

Сегодня ансамбля практически нет, но даже у остатков древней обители можно убедиться в том, как умело в старину выбирались «места предивные зело» для поселения и устройства монастырей.

По материалам:
1. Гришин В. В. Материалы к урокам истории России XX века: Ф. Е. Простаков вспоминает о Трубчевске 1920-х–1970-х гг. / Трубчевск. 2004.
2. Жук Н. Образ Божией Матери Чёлнской // Земля Трубчевская, 2004, №№ 43-44
3. Кизимова С. П., Зуцбова Е. Н. По следам святых обителей. Брянск, 1999.
4. Нефёдов Б. И. Храмы Трубчевска // Земля Трубчевская, 2006 №58.
5. Падин В. А. Памятные места Трубчевского района. Брянск, 1968.
6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М: Наука, 1998.

Источник

Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Трубчевска

наш приходской сайт

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь

Святыня нашего храма трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь

Трубчевская икона Пресвятой Богородицы

Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Прп. Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.).

Сщмч. Николая Любомудрова пресвитера (1918); сщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).

Флп., 242 зач., II, 16–23.Лк., 44 зач., IX, 23–27.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Карта сайта

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь

Чолнский монастырь

Чолнский монастырь

Чолнская обитель — одна из самых значимых и наи­более древних святынь трубчевского края.

Свое наименование — «Чолнский» — монастырь получил в память о челне, в котором, согласно преданию, явился образ Матери Божией, ныне известный как Чолнская Ее икона. На месте явления образа вначале была поставле­на часовня, а спустя какое-то время устроилась и иноческая пустынь.

Есть данные, которые позволяют предположить, что основание Чолнской обители относится к XII веку. Вполне правдоподобно предположение, что в Трубчевском княжестве, где уже с 1185 года были свои удельные князья, существовал с древнейшего времени мужской монастырь, который, несомненно, был главным проводником христианской веры на Северщине среди язычников. Укрепления Чолнского монастыря, состоящие из земляного замка с тайным подземным ходом и высокого вала, остатки которых видны и в настоящее время, свидетельствуют о большой древ­ности обители.

Эти соображения подтверждаются древним сказанием, записанным в XIX веке архимандритом Чолнской обители Даниилом, где автор упоминает о существовании монастыря в виде пустыни еще в первой половине XIII века.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь А издание XVIII века «Месяцеслов московский» прямо утверждает, что Чолнский монастырь существовал уже в XII веке «как земляная постройка».

Исторические документы основание монастыря относят к более позднему времени и связывают его с именами князей Трубецких. Некоторые источники прямо указывают, что основателем этого монастыря был князь Александр Трубецкой, в иночестве Авраамий, живший в XVI веке.

Достоверно известно, что Чолнская обитель основана не позднее XVI века, так как ее Рождественская церковь названа в числе двух храмов Трубчевского уезда, переживших польское нашествие и их владычество первой половины XVII века.

В документах 1660 года сохранилось описание внешнего вида обители того времени: «В Трубчевском уезде Чолнский мона­стырь на речке на Десенке. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки… Мона­стырь огорожен забором с трех сторон. В монастыре ворота святые створчатые. Перед воротами колокольня брусяная…». На колокольне имелось два колокола. Кроме келий, в числе монастырских построек указаны две житницы, в одной из ко­торых размещалась винокурня.

В марте 1680 года Киево-Печерский архимандрит Иннокен­тий Гизель отправил царю Федору Алексеевичу челобитную, в которой содержалась просьба о пристанище в Великороссий­ской державе, «как-то при Брянску или Трубчевску», по случаю наступающих«безвремений военных». 19 мая 1680 года царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печерской Лавре на время «воинских времен», чтобы переселить туда часть киево-печерских монахов, пока «монастырские отчины совер­шенно населятся и придут в первое свое достояние». Однако Чолнский монастырь, как и Свенский, оставался в подчинении Лавры и после того, как прошла тревога военного времени. Лав­ра продолжала владеть Чолнским монастырем более ста лет, пока указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 года он не был передан в ведомство Севской епархии.

Лаврская администрация была очень осмотрительна в выбо­ре братии для монастыря, строго следило за соблюдением монастырского устава и нравственным пове­дением иноков. Наместники и братия назначались только из благонадежных и даровитых монахов. Чолнские насельники были достаточно образованны, долгое время обитель была главным и единственным центром просвещения на трубчевской земле.

Кроме того, в Чолнском монастыре было хорошо развито ремесленное мастерство: резьба, переплет книг, швейное дело. Многие иноки достигали в своем деле совершенства. Известны имена мастеров: Исаакия Дерена, занимавшегося переплетением книг, Дорофея Семенко — швеца по профессии, Иосифа Клименко — резчика по дереву.

С древних времен при монастыре выращивали фруктовый сад. Из местных саженцев были выведены знаменитые сорта груш, которые назывались «трубчевские дули». Позднее они были отмечены высокой наградой на Парижской выставке.

Среди первых настоятелей Чолнского монастыря из­вестны игумен Иона, строитель старец Маркелл, строитель Иов, строитель старец Савватий, игумен Нектарий (Рудницкий), строитель старец Измаил и другие.

В числе насельников монастыря были иеромонах Клеопа, ученик старца Паисия (Величковского), установивший новый устав по афонскому образцу; схимонах Афанасий Площанский; бывший архиепископ Орловский и Севский Досифей (Ильин), выбравший после ухода на покой для проживания Чолнскую обитель.

Полный перечень известных исторических лиц, при­частных к монастырю, весьма значителен. Некоторые из них похоронены на его территории.

До XVII столетия немногочисленные строения обители были деревянными, каменное строительство началось на рубеже XVII-XVIII веков.

Первым каменным зданием стал собор Рождества Христова (1718); в 1731 году была сооружена каменная церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж (подклет) трапезной, в 1733 году — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на основном этаже того же здания, а к 1741 г. была завершена вся трапезная.

Большинство других каменных построек монастыря (коло­кольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с баш­нями) возведено на рубеже XVIII-XIX веков при архимандрите Кесарии (Плюгине). В последующее время были сооружены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки. Для про­живания монахов было построено пять двухэтажных корпусов, для приема богомольцев — двухэтажная гостиница.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырьСложившийся к XIX веку архитектурный ансамбль монасты­ря представлял собой довольно сложный комплекс построек, окруженных по всему периметру кирпичной оградой. Основ­ные сооружения — собор и трапезная с теплой церковью Вве­дения — располагались в глубине территории, ближе к южной стене, обращенной к Десне, что создавало прекрасный вид на монастырь от реки. В центре территории монастыря находи­лась площадь, вокруг которой группировались небольшие постройки: братские кельи, жилые корпуса.

А затем наступило время попыток полностью уничтожить Православную Церковь. Сразу после революции имущество монастыря было объявлено собственностью государства. Монашеская братия вынужденно объединилась в трудовую общину, что позволило на несколько лет отодвинуть закрытие обители.

В 1919 году на территории Чолнского монастыря была организована Некрасовская детская школа-колония, ко­торой были переданы жилые и хозяйственные монастырские постройки, скот, земля, сельхозинвентарь. Но и монахам пока было дозволено остаться при монастыре, «вследствие имеющих­ся свободных помещений».

В июне 1921 года в Трубчевский уисполком поступает заявление от религиозных обществ Трубчевска с просьбой разрешить 12 июля принести в город Трубчевск Чолнской икону Божией Матери. В былые годы крестный ход с чудотворной иконой считался большим праздником. Местные власти, видимо, дали разрешение. И в результате, как рассказывают старожилы, разыгралась трагедия. Дорога от монастыря до Трубчевска буквально ожила в тот день. Большое количество богомольцев с молебнами шли с иконой Богородицы. На одной из трубчевских улиц один из ярых атеистов в упор из пистолета расстрелял икону. Весть об этом чудовищном поступке облетела весь Трубчевский уезд. Верующие собрались в городе и требовали возмездия. На колокольнях городских церквей «для успокоения народа» были поставлены пулеметы.

29 мая 1923 г. Трубчевский уисполком принял решение о за­крытии Чолнского монастыря, сославшись на решение, принятое 28 мая съездом духовенства Трубчевского благочиннического округа. В подобных случаях ликвидации монастырей верующим для совершения богослужений порой оставляли один из храмов на правах приходского, однако Кветунскому рели­гиозному обществу этого дозволено не было, «ввиду нахожде­ния там детучреждений; выделение же церквей от детколонии путем установки изгороди не достигает цели, что было ранее доказано на практике».

В это же время из опечатанных церквей, оставленных фактически без присмотра, шло активное расхищение монастырского архива и церковного имущества.

Селецкий церковный совет, видимо, пытаясь спасти положение, перекупал и хранил монастырское имущество. Архивные документы называют имена священника Грабилина Василия, бывшего звонаря Сенникова. Свидетельствуют, что член церковного Совета Сузиков Иван призывал народ не отдавать церковные колокола в Трубчевскую пожарную команду.

В прокуратуру Брянской губернии было направлено письмо из местной прокуратуры о том, что расхищение монастырского имущества «вызывает озлобление среди населения против Соввласти и грозит вызвать волнение». Ответными действиями прокуратуры был арест восьми человек, четверо из них были осуждены условно на три года. В декабре 1926 года дело о расхищении архива и имущества монастыря прекращено. Президиум губисполкома пояснил, что «хищение проводилось еще в первые годы революции, и установить сейчас виновников расхищения имущества не представляется возможным».

До наших дней сохранились в монастыре лишь два здания: надвратная колокольня и до неузнаваемости измененная перестройками трапезная с Введенской церковью. У входа по-прежнему стоят массивные кирпичные сводчатые врата, к ним примыкает часть стены с башней, бойницы которой напоминают о далеких военных временах.

Настоятель Покровского храма г. Трубчевска

иеромонах Марк (Яковин)

Преподобный Сергий Радонежский и Чолнский монастырь.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь Вот уже более шести веков отделяют нас от времени, когда ушел из земной жизни один из главнейших и любимейших святых нашей Родины, «игумен земли Русской», наш великий соотечественник, Преподобный Сергий Радонежский. Есть какая-то тайна в том, что такие духовные светочи появляются в самые тяжелые для Отечества и народа времена, когда особенно нужна их поддержка. По выражению русских писателей, Преподобный Сергий явил в себе сочетание «в одном рассеянных черт русских». Без него невозможна и немыслима история нашей Родины. Он поистине преобразил своей молитвой Русские земли, который начали собирать тогда московские князья. Преподобный и его ученики словно драгоценным поясом опоясали Россию множеством монастырей – центров учености, крепостей духа, оплотов Отечества. Это во многом предопределило историческое и духовно-нравственное развитие нашей страны на несколько столетий вперед.

Как именно умножались ученики Преподобного, история сохранила нам интересные данные. Вроде бы сухая статистика, но она свидетельствует о возрождении, начавшемся со святого Сергия. За первые 100 лет от начала монголо-татарского ига до того момента, как к Преподобному Сергию стали собираться ученики, то есть с 1240 по 1340 год, на всей Руси возникло всего около 30 новых монастырей, при этом Церковь Русская практически не знала новых святых иноков – Преподобных. Начиная же с момента собирания учеников святым Сергием и далее на протяжении столетия, картина совершенно меняется. Возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь, 40 других, а из монастыря Преподобного вышло около 100 монахов, прославленных Церковью в лике святых. Большинство святых XIV и начала XV века были либо учениками, либо «собеседниками», то есть испытавшими духовное влияние Преподобного Сергия.

Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, принесла обильные плоды на ниве Господней и в Трубчевском Спасо-Чолнском монастыре.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в обители в свое время надвратная церковь была освящена в честь Преподобного Сергия.

Напомним основные исторические вехи Чолнского монастыря.

Конец XII в. По устному преданию время основания монастыря.

1223 г. Первое письменное упоминание об обители.

1646-1647гг. Возобновление иноческой жизни после польского владычества.

1663-1664 гг. Монастырь опустошен набегом крымских татар.

19 мая 1680 г. Чолнская обитель передана в ведение Киево-Печерской Лавры.

1718 г. Возведен каменный соборный храм в честь Рождества Христова взамен прежней деревянной одноименной церкви.

1731 г. Построена каменная церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев и нижний этаж (подклет) трапезной.

1733 г. Сооружение верхней каменной Введенской церкви.

1741 г. Завершено строительство всей трапезной.

20 апреля 1786 г. Зачисление монастыря в епархиальное ведомство (Севское викариатство Московской митрополии).

Конец XVIII – начало XIX вв. — возведение коло­кольни (1803 г.), трапезной при соборе, братской поварни и ограды с баш­нями.

Середина XIX в. – окончание строительства пяти двухэтажных корпусов и двухэтажной гостиницы для приема богомольцев.

1919 г. – организация на территории монастыря школы-колонии.

29 мая 1923 г. – закрытие обители.

18 июля 2014 г. – принесение ковчега с мощами Преподобного Сергия Радонежского в Чолнскую обитель и совершение молебна на начало восстановительных работ.

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь Прошло два с половиной месяца после этого знаменательного события в духовной жизни нашего района. За это время были проведены основные исследовательские работы на местности, после чего проектно-строительной компанией «Юг-Проект» (которая, кстати, проектировала основные олимпийские объекты г. Сочи) разработана проектная документация по восстановлению колокольни с надвратной церковью и части монастырской ограды. В настоящее время столичные благотворители подготовили к отправке строительные леса, выделили необходимое количество кирпича и прочих строительных материалов. На расчетный счет обители начали поступать небольшие денежные суммы от людей, ревнующих о возрождении древней святыни.

Для всех, кто желает принять посильное участие в этом благом деле, публикуем реквизиты для перечисления средств:

Местная религиозная организация православный Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Трубчевска Брянской обл. ИНН 3252501515, КПП 325201001 Трубчевское ОСБ №5571 Р/счет 40703810208150000246 Отделение №8605 Сбербанка России г. Брянск Кор/счет 30101810400000000601 БИК 041501601 Назначение платежа: На уставную деятельность (монастырь).

Представитель Клинцовской и Трубчевской Епархии

по вопросам восстановления Чолнского монастыря

Источник

Кветунь. Чолнский Спасский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть фото трубчевский спасо чолнский монастырь. Смотреть картинку трубчевский спасо чолнский монастырь. Картинка про трубчевский спасо чолнский монастырь. Фото трубчевский спасо чолнский монастырь

Статьи

Спасо-Чолнский монастырь, 3 класса, в 12 верстах от города Трубчевска. Основан или возобновлен князем Трубчевским Алексеем Никитичем в XVI веке; по устному же преданию, существовал уже в конце XII века. Здесь находится чудотворная Чолнская икона Божией Матери. По преданию, эта святая икона явилась пастухам в челне, плывшем по реке Десне против течения, в том месте, где ныне находится монастырь; по молитвам пред нею получил исцеление от недуга князь Трубчевский, после чего святая икона, будучи поставлена в устроенной там князем часовне, прославилась многими чудотворениями. При монастыре школа и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Монастыри в 1913 году»

Монастырь представлял собой довольно сложный комплекс построек, окруженных высокой, в плане близкой к прямоугольнику оградой с маленькими башенками на углах. Юго-восточный и северо-восточный углы ограды были скошены, а в центре северной стены находился парадный вход с надвратной колокольней. Основные сооружения — собор и трапезная с теплой церковью Введения располагались в глубине территории, ближе к южной, обращенной к Десне стене, прямо против входа, образуя в центре монастыря площадь. Вокруг нее группировались остальные сооружения: справа братские кельи, слева жилой корпус, а с южной стороны, по сторонам колокольни, еще два здания. В силуэте монастыря доминировало высокое двухъярусное здание собора в стиле «нарышкинского» барокко, рассчитанное, в связи с местоположением, на обозрение с реки. К настоящему времени из всех зданий сохранились лишь перестроенная церковь Введения с трапезной, части ограды с двумя башенками и нижний ярус колокольни.

Чолнская обитель — одна из самых значимых и наи­более древних святынь трубчевского края. Свое наименование «Чолнский» монастырь получил в память о челне, в котором, согласно преданию, явился образ Матери Божией, ныне известный как Чолнская Ее икона. На месте явления образа вначале была поставле­на часовня, а спустя какое-то время устроилась и иноческая пустынь.

Есть данные, которые позволяют предположить, что основание Чолнской обители относится к XII веку. Вполне правдоподобно предположение, что в Трубчевском княжестве, где уже с 1185 года были свои удельные князья, существовал с древнейшего времени мужской монастырь, который, несомненно, был главным проводником христианской веры на Северщине среди язычников. Укрепления Чолнского монастыря, состоящие из земляного замка с тайным подземным ходом и высокого вала, остатки которых видны и в настоящее время, свидетельствуют о большой древ­ности обители. Эти соображения подтверждаются древним сказанием, записанным в XIX веке архимандритом Чолнской обители Даниилом, где автор упоминает о существовании монастыря в виде пустыни еще в первой половине XIII века. А издание XVIII века «Месяцеслов московский» прямо утверждает, что Чолнский монастырь существовал уже в XII веке «как земляная постройка».

Исторические документы основание монастыря относят к более позднему времени и связывают его с именами князей Трубецких. Некоторые источники прямо указывают, что основателем этого монастыря был князь Александр Трубецкой, в иночестве Авраамий, живший в XVI веке. Достоверно известно, что Чолнская обитель основана не позднее XVI века, так как ее Рождественская церковь названа в числе двух храмов Трубчевского уезда, переживших польское нашествие и их владычество первой половины XVII века.

В документах 1660 года сохранилось описание внешнего вида обители того времени: «В Трубчевском уезде Чолнский мона­стырь на речке на Десенке. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки… Мона­стырь огорожен забором с трех сторон. В монастыре ворота святые створчатые. Перед воротами колокольня брусяная…» На колокольне имелось два колокола. Кроме келий, в числе монастырских построек указаны две житницы, в одной из ко­торых размещалась винокурня.

В марте 1680 года Киево-Печерский архимандрит Иннокен­тий Гизель отправил царю Федору Алексеевичу челобитную, в которой содержалась просьба о пристанище в Великороссий­ской державе, «как-то при Брянску или Трубчевску», по случаю наступающих«безвремений военных». 19 мая 1680 года царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печерской Лавре на время «воинских времен», чтобы переселить туда часть киево-печерских монахов, пока «монастырские отчины совер­шенно населятся и придут в первое свое достояние». Однако Чолнский монастырь, как и Свенский, оставался в подчинении Лавры и после того, как прошла тревога военного времени. Лав­ра продолжала владеть Чолнским монастырем более ста лет, пока указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 года он не был передан в ведомство Севской епархии.

Лаврская администрация была очень осмотрительна в выбо­ре братии для монастыря, строго следило за соблюдением монастырского устава и нравственным пове­дением иноков. Наместники и братия назначались только из благонадежных и даровитых монахов. Чолнские насельники были достаточно образованны, долгое время обитель была главным и единственным центром просвещения на трубчевской земле. Кроме того, в Чолнском монастыре было хорошо развито ремесленное мастерство: резьба, переплет книг, швейное дело. Многие иноки достигали в своем деле совершенства. Известны имена мастеров: Исаакия Дерена, занимавшегося переплетением книг, Дорофея Семенко — швеца по профессии, Иосифа Клименко — резчика по дереву.

С древних времен при монастыре выращивали фруктовый сад. Из местных саженцев были выведены знаменитые сорта груш, которые назывались «трубчевские дули». Позднее они были отмечены высокой наградой на Парижской выставке.

Среди первых настоятелей Чолнского монастыря из­вестны игумен Иона, строитель старец Маркелл, строитель Иов, строитель старец Савватий, игумен Нектарий (Рудницкий), строитель старец Измаил и другие. В числе насельников монастыря были иеромонах Клеопа, ученик старца Паисия (Величковского), установивший новый устав по афонскому образцу; схимонах Афанасий Площанский; бывший архиепископ Орловский и Севский Досифей (Ильин), выбравший после ухода на покой для проживания Чолнскую обитель.

Полный перечень известных исторических лиц, при­частных к монастырю, весьма значителен. Некоторые из них похоронены на его территории.

До XVII столетия немногочисленные строения обители были деревянными, каменное строительство началось на рубеже XVII-XVIII веков.

Первым каменным зданием стал собор Рождества Христова (1718); в 1731 году была сооружена каменная церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж (подклет) трапезной, в 1733 году — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на основном этаже того же здания, а к 1741 г. была завершена вся трапезная. Большинство других каменных построек монастыря (коло­кольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с баш­нями) возведено на рубеже XVIII-XIX веков при архимандрите Кесарии (Плюгине). В последующее время были сооружены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки. Для про­живания монахов было построено пять двухэтажных корпусов, для приема богомольцев — двухэтажная гостиница.

Сложившийся к XIX веку архитектурный ансамбль монасты­ря представлял собой довольно сложный комплекс построек, окруженных по всему периметру кирпичной оградой. Основ­ные сооружения — собор и трапезная с теплой церковью Вве­дения — располагались в глубине территории, ближе к южной стене, обращенной к Десне, что создавало прекрасный вид на монастырь от реки. В центре территории монастыря находи­лась площадь, вокруг которой группировались небольшие постройки: братские кельи, жилые корпуса.

А затем наступило время попыток полностью уничтожить Православную Церковь. Сразу после революции имущество монастыря было объявлено собственностью государства. Монашеская братия вынужденно объединилась в трудовую общину, что позволило на несколько лет отодвинуть закрытие обители. В 1919 году на территории Чолнского монастыря была организована Некрасовская детская школа-колония, ко­торой были переданы жилые и хозяйственные монастырские постройки, скот, земля, сельхозинвентарь. Но и монахам пока было дозволено остаться при монастыре, «вследствие имеющих­ся свободных помещений».

В июне 1921 года в Трубчевский уисполком поступает заявление от религиозных обществ Трубчевска с просьбой разрешить 12 июля принести в город Трубчевск Чолнской икону Божией Матери. В былые годы крестный ход с чудотворной иконой считался большим праздником. Местные власти, видимо, дали разрешение. И в результате, как рассказывают старожилы, разыгралась трагедия. Дорога от монастыря до Трубчевска буквально ожила в тот день. Большое количество богомольцев с молебнами шли с иконой Богородицы. На одной из трубчевских улиц один из ярых атеистов в упор из пистолета расстрелял икону. Весть об этом чудовищном поступке облетела весь Трубчевский уезд. Верующие собрались в городе и требовали возмездия. На колокольнях городских церквей «для успокоения народа» были поставлены пулеметы.

29 мая 1923 г. Трубчевский уисполком принял решение о за­крытии Чолнского монастыря, сославшись на решение, принятое 28 мая съездом духовенства Трубчевского благочиннического округа. В подобных случаях ликвидации монастырей верующим для совершения богослужений порой оставляли один из храмов на правах приходского, однако Кветунскому рели­гиозному обществу этого дозволено не было, «ввиду нахожде­ния там детучреждений; выделение же церквей от детколонии путем установки изгороди не достигает цели, что было ранее доказано на практике». В это же время из опечатанных церквей, оставленных фактически без присмотра, шло активное расхищение монастырского архива и церковного имущества.

Селецкий церковный совет, видимо, пытаясь спасти положение, перекупал и хранил монастырское имущество. Архивные документы называют имена священника Грабилина Василия, бывшего звонаря Сенникова. Свидетельствуют, что член церковного Совета Сузиков Иван призывал народ не отдавать церковные колокола в Трубчевскую пожарную команду.

В прокуратуру Брянской губернии было направлено письмо из местной прокуратуры о том, что расхищение монастырского имущества «вызывает озлобление среди населения против Соввласти и грозит вызвать волнение». Ответными действиями прокуратуры был арест восьми человек, четверо из них были осуждены условно на три года. В декабре 1926 года дело о расхищении архива и имущества монастыря прекращено. Президиум губисполкома пояснил, что «хищение проводилось еще в первые годы революции, и установить сейчас виновников расхищения имущества не представляется возможным».

До наших дней сохранились в монастыре лишь два здания: надвратная колокольня и до неузнаваемости измененная перестройками трапезная с Введенской церковью. У входа по-прежнему стоят массивные кирпичные сводчатые врата, к ним примыкает часть стены с башней, бойницы которой напоминают о далеких военных временах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *