трудности в обучении детей с овз
Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ
Ирина Емелина
Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья— это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми и посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками. Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.
В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения и пребывания в дошкольном учреждения.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».
Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.
В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.
В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо работать по следующим направлениям:
Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.
В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.
В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ
— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
— организация деятельности и сотрудничества в малых группах
— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
— организация гибкого временного режима обучения
— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.
Обучение ребёнка необходимо проводить в соответствии с его физиологическими способностями, психологическим состоянием, с опорой на темперамент ребёнка. Для того чтобы ребёнок научился грамотно писать и правильно читать, необходима длительная практика, требующая от ребёнка с ограниченными возможностями максимального напряжения.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Главной потребностью и функцией – является.
Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.
Консультация «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Ребенок с.
Принципы обучения детей с ОВЗ На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание. Учить.
Консультация «Проблемы в работе с детьми с ОВЗ — ответ найден!» Уважаемые коллеги, спасибо за отзывы к моей публикации. Спешу поделиться с вами результатом своего «расследования». Мне выпал случай задать.
Проблемы в работе с детьми с ОВЗ в детском саду В настоящее время у педагогов-психологов ДОУ сложилась сложная ситуация. С вступлением в силу ФГОС в детских садах стали открываться инклюзивные.
Программа дистанционного обучения детей с ОВЗ «Шаг навстречу» МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ___«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙРАБОТЫ»___ 155800 Ивановская.
Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов» Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.
Доклад «Проблемы обучения детей с ОВЗ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблемы обучения детей с ОВЗ
Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей: – Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать. Но мудрая старая женщина только улыбнулась: – А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу. Мы работаем в первую очередь в интересах детей. Все дети имеют надежду и возможности. Все дети имеют право на охрану здоровья, безопасность и развитие. Все дети имеют право голоса и возможность влиять на решения, касающиеся их жизни. В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.
На сегодняшний день практика инклюзивного обучения только начинает своё становление и сопровождается достаточно серьезными трудностями. Возникает ряд вопросов как со стороны родителей детей с ОВЗ, так и со стороны родителей обычных детей. Такие как:
-Какие особенности могут быть у детей с ОВЗ?
— Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с ОВЗ? Что им это дает?
— По какой программе будет учиться ребенок с ОВЗ?
— Могут ли дети с ОВЗ представлять собой опасность для обычных детей? И ряд других вопросов.
— Признает, что все дети могут учиться.
Что дает инклюзивное образование?
— Новый социальный подход к инвалидности.
— Рассматривает различие между людьми как ресурс, а не как проблему.
— Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
К детям с ОВЗ относятся:
• лица с нарушениями слуха;
• лица с нарушениями зрения;
• лица с нарушениями речи;
• лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
• лица с задержкой психического развития (ЗПР);
• лица с нарушениями интеллекта;
• лица с расстройствами аутистического спектра (РАС);
• лица со сложными дефектами.
Внедрение в современное образование инклюзивной формы обучения дало возможность беспрепятственно получать образование детям-инвалидам наравне со здоровыми учащимися. Разработаны меры, помогающие ребенку посещать школу и обучаться, а самой школе даны рекомендации, как организовать процесс обучения детей с ОВЗ. В реальности все не так гладко, как бы всем хотелось. Родители, сам ребенок и школа сталкиваются с трудностями, мешающими реализовывать эту программу. Основные проблемы заключаются:
в преодолении препятствий социального свойства;
в организации «безбарьерной» среды;
в особенностях организации учебного процесса.
Давайте поговорим об этих проблемах подробнее.
Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с такими проблемами:
Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид.
Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребенка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.
Отношение детей к «особому» однокласснику
Ребенок-инвалид, не имеющий задержку умственного развития, без труда осваивает школьную программу. На первый план у него выходит проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда такому ребенку в школе устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают.
Редко, но чудо происходит. Если позиция родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку-инвалиду совпадает, то одноклассники ведут себя как защитники и покровители его, становятся толерантными и благожелательными. Принцип «разные, но равные» реализуется успешно. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ученик с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.
Качество дальнейшей жизни инвалида зависит не от уровня полученных знаний, а от того, насколько он социально адаптирован и компетентен, насколько умеет управлять жизненными обстоятельствами. Научиться всему он может только в обществе обычных здоровых сверстников.
Проблемы в организации образования
Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни. При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:
Неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми
Не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее:
разработку индивидуальной программы обучения. Ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем. Если в школе несколько «особых» учащихся, то разрабатывается программа для каждого из них индивидуально.
Оснащение дополнительным демонстрационными, наглядными пособиями, помогающими ребенку усваивать общеобразовательную программу.
Проблема нехватки квалифицированных кадров
Часто администрация школы не в состоянии полноценно организовать комфортное нахождение инвалида в школе. Работы классного руководителя и учителей-предметников недостаточно. Для создания благоприятного микроклимата между детьми, для быстрого разрешения конфликтных ситуаций, нужен еще психолог, дефектолог, социальный педагог, сурдопедагог. Во многих школах, особенно в удаленных и небольших, в штате не предусмотрены такие вакансии.
Проблема итоговой аттестации учащихся
С этой проблемой сталкиваются выпускники-инвалиды. В последние годы были отменены особые условия прохождения ими итоговой аттестации. Им запрещено сдавать экзамены в стенах родной школы, в присутствии своих педагогов и одноклассников. Но что будет с «особым» учеником (особенно, если у него имеются психо-эмоциональные проблемы), если резко изменить знакомые и привычные ему условия во время экзамена? Нервный срыв может произойти и у обычных учеников, а для инвалида экзамен вне стен школы — это шок.
Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, педагоги должны вовлекать его в общие виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, лабораторные и проекты.
Проблемы организации в школе «безбарьерной среды»
Зачастую «особому» ребенку приходится приспосабливаться к новой и непривычной для него обстановке. Он сталкивается с большим количеством проблем: от обустройства туалета и пандуса до высоко расположенных ручек в дверях. Отсюда появляется еще одна проблема: трудности организации в школе «безбарьерной» среды.
Администрация школы должна позаботиться о том, чтобы инвалид смог беспрепятственно перемещаться по школе и ее территории.
Какие меры должна провести школа, чтобы принять у себя детей с ОВЗ?
Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.
Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.
Стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), а пол должен иметь рельефное покрытие.
Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.
Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.
Осуществляет переоборудование столовой, раздевалки, туалета, спортивного зала, библиотеки.
Оборудует учебных кабинеты наушниками и акустическими приборами.
Это лишь небольшая часть тех мер, которые помогут решить проблему «безбарьерной» среды в школе, а дети-инвалиды не будут чувствовать себя изгоями.
Инклюзивная школа – это школа равных возможностей. В инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.
«Трудности, возникающие у детей с ОВЗ на различных этапах урока и методы их решения »
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Трудности, возникающие у детей с ОВЗ на различных этапах урока и методы их решения »
Для успешного освоения учебного материала детьми с ОВЗ, необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на всех этапах уроков.
Слабость мотивации к обучению
Недостаточная забота о результативности своей деятельности
Невозможность долго удерживать желание узнать что-то новое.
Мы часто говорим о том, что нашим детям не хватает мотивации в учёбе. Им каждый раз стоит труда начать заниматься, нам приходится стоять у них над душой, чтобы заставить их делать уроки, мы боремся каждый день, чтобы они чему-то научились! Тем не менее, они с легкостью запоминают имена 300 различных покемонов.
Ещё Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Итак, познавательная активность возможна при условии, что деятельность, которой занимается ребёнок, ему интересна.
Этот этап является очень значимым, т.к. в этот момент закладывается основа интереса ребёнка к уроку. Опираясь на знания о том, что игра чаще всего является ведущей деятельностью у младших школьников и особенно у детей с ОВЗ, можно использовать игровые моменты для поддержания учебной мотивации в течение всего урока.
— Ребёнок не может вспомнить нужное правило, определение, формулу и т.д.,тяжело воспринимает информацию на слух.
Поэтому, эти дети с ОВЗ во время актуализации, чаще всего просто сидят и ничего не вспоминают. Помочь в решении этой проблемы могут карточки с индивидуальным заданием, с правилом, которое ребёнку тяжело вспомнить и воспроизвести. Таким образом, пока остальные дети САМИ вспоминают правило и работают с каким- то заданием на доске, он, читая правило, выполняет письменно своё задание. В результате, он действительно актуализировал свои знания.
Выявление места и причины затруднения
Недостаточная произвольность внимания,
Привычка избегать внимание учителя во время фронтальной работы
На этом этапе будет рационально включить ребёнка во фронтальную работу. Самое важное, чего мы должны добиться, чтобы ребёнок в этот момент не потерял концентрацию внимания и не отвлёкся на свои дела.
Построение проекта выхода из затруднения
Низкая познавательная активность.
Ведущая деятельность – игровая.
Неумение планировать свою деятельность.
Помочь им в этом может использование алгоритмов. Можно сделать алгоритм в виде готового списка задач: вспомнил, узнал, выполнил по образцу, выполнил сам, применил, проверил себя. И вот, в процессе урока ребёнок отмечает в этом листочке, какие этапы он прошёл. А так как у детей с ОВЗ чаще всего бывают проблемы с памятью, этот листок ему понадобится на этапе рефлексии, когда он просто не сможет вспомнить, какие он себе ставил цели и задачи в начале урока.
Реализация построенного проекта
Этот этап является основой всего урока. Именно сейчас ребёнок получает знания, которые в дальнейшем будут отработаны и введены в систему знаний.
Недостаточная произвольность внимания.
Недостаточная сформированность умственных операций и действий.
Ограниченный словарный запас.
Ведущая игровая деятельность.
Процесс восприятия нового у детей с ОВЗ происходит очень медленно, т.е. пока этот ребёнок включается в работу, остальные дети её уже заканчивают. И здесь на помощь приходят наглядные схемы, которые позволяют нам, опираясь на свойственное этим детям наглядно- образное мышление, не только озвучить информацию, но и зафиксировать её в виде схемы, рисунка т.д., чтобы она постоянно находилась перед глазами, т.к. он отвлекается и может упустить часть словесной информации. Это поможет усвоить новую информацию и связать её с предыдущей.
Недостаточная произвольность внимания. Решением этой проблемы является установление контакта с ребёнком «глаза в глаза». Т.е. мы должны чётко видеть, что ребёнок информацию воспринимает. Может быть, пока не усваивает, но слышит нас точно. Объяснение должно быть ненасыщенным, кратким, чётким. Все задания разбиваются на как можно большее количество мелких частей.
Ограниченный словарный запас
Имея ограниченный словарный запас, ребёнок просто не будет понимать объясняемый материал. Поэтому при встрече с незнакомыми словами, нужен постоянный отклик «понимаю – не понимаю». Значения слов нужно подробно объяснять, либо дать ему отдельную работу со словарём, где он будет сам искать эти слова.
Существуют определённые моменты урока, когда дети перестают усваивать программный материал, потому что происходит длительное использование одного и того же вида деятельности.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
При трудности воспроизведения действия во внешнюю речь ( т.е. это фактически программирование своей деятельности), у этих детей опять должен быть перед глазами алгоритм. И они зачитывают:
Сначала я делаю это.
Потом я сделаю это и т.д.
Такие алгоритмы должны быть не только на математике и русском, но и на других предметах. Всё должно быть разбито на шаги, потому что детям тяжело планировать свою деятельность.
Физминутки – важнейший этап урока для всех детей, а для детей с ОВЗ особенно, потому что они активизируют все процессы.
Улучшить моторику помогает пальчиковая гимнастика, методика Су-Джок, которые можно использовать во время динамических пауз во время урока.
Гимнастика для глаз в приглушенном свете – это сенсорный сброс, отдыхают зрительные анализаторы ( сенсоры).
Ритмичные хлопки – работа над темпо- ритмической стороной речи + дети слышат друг друга.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Отсутствие критичности к собственной деятельности.
Самоконтроль является важной частью любого вида деятельности и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. То есть, с помощью самоконтроля ученик осознает правильность своих действий. Но у детей с ОВЗ, особенно ЗПР критичность к собственной деятельности почти равна нулю.
Умение сличить работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Но, эти дети, даже понимая правило, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, и им необходима помощь взрослого.
В данном случае самоконтроль не должен являться единственным видом контроля. После самостоятельной проверки имеет смысл предложить проверить работу соседу по парте (не ОВЗ), с объяснением найденных ошибок. Это позволит учителю в данный момент не тратить время урока на индивидуальную работу над ошибками. Соседу по парте хорошо – он выступил в роли учителя, и ребёнку с ОВЗ тоже хорошо – ему объяснили его ошибки.
Для того, чтобы постепенно перейти к самооценке, нужно регулярно проводить специальную работу. Существует много игр и заданий, где ребёнок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
Развитие навыка самоконтроля невозможно без развития внимания, воображения, воли, мышления и памяти. Развитию этих качеств, способствуют задания:
— сопоставление с написанным образцом;
— проверка по словесной инструкции;
— выполнение задания по алгоритму;
— выполнение задания по наводящим вопросам;
— проверка с помощью сигнальных карточек;
Ученики получают карточки с математическими выражениями. Найдя значения данных выражений, они смогут себя проконтролировать – круговые примеры.
Также хороший результат дают игры:
Буквы решили поиграть в прятки. Первой решила спрятаться буква «а». Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы «а».
Наступила ранняя весна.
Или, нужно переписать рассказ, вставляя точки вместо буквы «ы».
1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
На уроках чтения можно дать такие задания:
1. называть вслух каждое 3 слово;
2. произносить вслух последнее слово в предложении;
3. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.
Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию нужно будет произносить вслух.
Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе дети включаются в работу пар и групп, чтобы при возникновении затруднений было кому помочь.
Ребёнок не помнит, какие цели он ставил, какие этапы прошёл.
Это непосредственное отражение этапа целеполагания, достигнута или недостигнута цель.
Здесь нужны все наглядные задачи ( листок), какие перед собой ставил ребёнок в начале урока, чтобы он мог ответить какие этапы урока он прошёл. Также в этом листочке он напишет, какие задания были самыми трудными, самыми лёгкими (учитель сразу понимает, что западает).
В заключение, хочется порекомендовать, как можно справляться с моментами, когда дети перестают усваивать информацию и вернуть их в ход урока простым привлечением внимания уже не получается.
Тогда можно во время урока использовать такие задания, как:
— орфографическое чтение в течение пяти минут (полезно делать каждый день);
— корректурные пробы – вычёркивание в тексте нужных букв, способствуют умению выделять из текста нужную информацию
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее. Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
— найди слова среди букв – способствует умению выделять из потока нужную информацию ( распечатать).
— таблицы Шульте ( числа от 1 до 25, отыскать по порядку, показывая и называя их вслух. 1-1.5 минут)
В бессмысленный набор букв, вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.