трудовое обучение детей с умственной отсталостью
Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта
Елена Золотарёва
Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта
«Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».
Елена Валериевна Пашкова воспитатель, Томская область, ЗАТО Северск,
ОГКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
В дошкольном возрасте большое значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.
Очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда,в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.
Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Считают авторы [4].
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
По мнению специалистов, умственно отсталые дети, поступающие в дошкольные учреждения, как правило, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях. В некоторой степени это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей,но часто бывает обусловлено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными. При правильной организации трудовой деятельности дошкольников она может иметь достаточно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта. [1]
Общественно-социальное значение труда детей с умственной отсталостью связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Для детей с умственной отсталостью, по мнению авторов, условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов («картон», «ткань», «игла»); объектов труда («коробочка», «закладка»); определения последовательности действий («сначала наметим, а потом пришьем пуговицы»). В коллективной трудовой деятельности создаются условия для общения детей, усвоения основных типов коммуникативных высказываний в связи с выполнением различных практических действий. Дети учатся понимать и выполнять трудовые поручения («вытри пыль», «вымой листья», «собери игрушки»). Начиная со старшей группы, они учатся сообщать о выполненных действиях («Я полил цветы», «Я собрала игрушки»). [1]
Трудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. Несмотря на то, что труд детей младшего дошкольного возраста чаще всего возникает в игре, трудовая деятельность в отличие от игры является продуктивной, т. е. труд имеет результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей и взрослых. У младших дошкольников подражание трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой. Дети с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности получают в качестве продукта необходимые умения и навыки, что позволяет им удовлетворить свои основные потребности.
К старшему дошкольному возрасту трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение. Для детей становятся интересны и доступны мотивы труда, они могут определять цели выполнения трудовых действий, владеют способами их достижения. Ключевыми мотивами трудовой деятельности детей с умственной отсталостью является потребность в успехе, принятии, одобрении. При этом в некоторых случаях трудначинает обслуживать игру: дети изготавливают коврики для украшения квартиры, пекут печенье для угощения гостей и др. К концу дошкольного периода трудовая деятельность полностью обособляется от игры, что является следствием становления основных компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами. Примером того, как у детей с нарушением интеллекта труд обслуживает игру, являются бумажные цветы, для украшения комнаты (сюжетно – ролевая игра «Дом», различные овощи, фрукты, печенье, сделанные из соленого теста, для игры в «Магазин»
Развитие трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с умственной отсталостью происходит при организации различных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской деятельности, и, прежде всего, игрой, на специальных занятиях, которые предусмотрены учебным планом с младшей группы, а также в семье.
Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя. Начиная с преддошкольного возраста детей учат соблюдать правила гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.
У детей с нарушениями интеллекта овладение самообслуживающим трудом происходит позже (в зависимости от тяжести заболевания по-разному: от года до трех лет… и далеко не полный перечень навыков становится доступным таким детям. Например, умение пользоваться туалетом, привычка быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви. Умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка с нарушениями интеллекта к школе. Эти навыки развиваются в семье и в детском саду. Приучение детей раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей с нарушениями интеллекта. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя. Особенно важно предъявление одинаковых требований к труду по самообслуживанию как со стороны педагогов, так и в семье, поскольку нередко родители, испытывая затруднения в общении с ребенком или жалея его, выполняют трудовые действия за ребенка сами.
В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети с нарушениями интеллекта овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу.Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном. Особенность формирования навыков самообслуживания – индивидуальный темп их становления в зависимости от глубины нарушения интеллекта.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, няне, дефектологу. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям. Освоение навыков хозяйственно-бытового труда детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля,неоднократного проговаривания алгоритма действий: «В левую руку возьми игрушку, правой протирай». «Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками». «Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво».
Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада дети учатся кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать листья и др. В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Труд в природе имеет большое значение для экологического воспитания детей. Освоение детьми с нарушением интеллекта простых трудовых действий в природе (сгребание листьев, в определенное место, расчистка дорожек, бордюров от снега)позволяет решать одновременно две задачи: формировать бережное отношение к окружающему миру растений и животных и закреплять трудовые навыки, необходимые для дальнейшей социально-профессиональной адаптации.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.
В реализуемых программах дошкольного обучения для детей с нарушением интеллекта ручной труд вводится на третьем году обучения [5]. Этот вид труда требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и другими инструментами. Дети на занятиях по ручному труду учатся приемам работы с бумагой, картоном, природными материалами. Они изготавливают игрушки, мебель для кукол, флажки для украшения помещения и др. Изготовление различных вещей осуществляется по алгоритмическим заданиям, исключает объемные детали и предполагает, как правило, использование готовых форм. Педагог приучает детей анализировать свойства материалов, способы использования различных инструментов, выделять и сравнивать части предметов, обсуждать последовательность их изготовления, что создает условия для развития восприятия, мышления, образной памяти. Такая работа эффективна только в режиме деятельности малых групп.
Основными методами трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции [5].
Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями интеллекта, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированности у детей различных трудовых умений и навыков.
Важным направлением является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.
Ознакомление с трудом взрослых в условиях дошкольного учреждения начинается с организации наблюдений за трудом таких близких детям людей, как няня, воспитатель.Воспитатели подчеркивают значение этой работы: «Тетя Оля помыла пол, в группе стало красиво». «Дядя Коля подметает двор, убирает мусор. Кругом чисто, красиво». Воспитатели обращают внимание на инструменты и предметы, как люди пользуются ими; учат детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх.Организуют экскурсии по детскому саду: на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Дети знакомятся с поваром, медсестрой, дворником, наблюдают за их действиями. Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, просмотр фильмов, в процессе которых уточняются названия наиболее простых профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты.
В старшем дошкольном возрасте ознакомление с трудом взрослых носит более систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях по ознакомлению с окружающим миром и по развитию речи. Дети знакомятся с такими профессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер, учительница. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д. Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей («Врач вылечил Ваню — он здоров». «Шофер быстро привез больного в больницу»). Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
3. Учите детей трудиться. — М., 1983.. Буре Р. С, Година Г. Н.
Открытое занятие по аппликации. «Подарок для Цветика» ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Открытое занятие по аппликации по теме: «Подарок.
Воспитание сердца Приведу пример:Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ)
Трудовое обучение детей с умственной отсталостью и последующее их трудоустройство считаются основной задачей коррекционной школы. Это одна из сложнейших задач по нескольким причинам. Для детей-олигофренов характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала трудового обучения, учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем. Но при этом практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Задачами трудового воспитания и обучения являются следующие:
♦ обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании;
♦ вырабатывание положительного отношения к посильным видам труда, готовности к помощи в хозяйственно-бытовом труде;
♦ формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 5-6 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;
♦ вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;
♦ в зависимости от индивидуальных возможностей каждого из учащихся, помочь им научиться переключению с одного вида деятельности на другой;
♦ обучение детей совместной работе по бригадной системе, с соблюдением принятых норм и правил поведения.
Трудовое обучение и трудовое воспитание в школе для умственно отсталых детей играют важную роль в системе социальной адаптации. Особенно важно в системе трудового обучения детей использование наглядных методов и средств обучения. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от способности детей усваивать предметные образы изделий, планировать и контролировать работу. Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие-образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию. В столярном, слесарном или переплетном деле основное наглядное средство — это натуральный образец. Помимо этого, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей (например, в швейном деле карманы или воротники). Иногда целесообразно дополнять натуральный образец макетом. Макетом называется увеличенный (уменьшенный) образец изделия или части изделия. Макет позволяет учителю объяснить устройство элементов изделия.
Практический показ приема работы также служит наглядным средством. Цель показа приемов работы — в первоначальном запоминании учащимися образов результата действия, орудия труда, трудовых движений. Приемы работы осваиваются по трем этапам:
♦ 1 этап — трудовые действия осуществляются в рабочем темпе, после чего учитель показывает полученный результат и дает необходимые объяснения;
♦ 2 этап — действия выполняются в замедленном темпе и сопровождаются объяснениями, остановками в сложных местах;
♦ 3 этап — прием работы повторяется несколько раз в обычном темпе.
После этого наиболее способные учащиеся повторяют прием, группа тем временем оценивает верность выполнения. Усвоение трудовых приемов вызывает сложности у большинства учащихся вспомогательной школы. Правильность выполнения трудового приема определяется способностями учащегося:
♦ выдерживать траекторию движения рук в соответствии с ранее приобретенным зрительным образом;
♦ контролировать прилагаемое к орудию труда усилие;
♦ осуществлять определенную скорость движений;
♦ учитывать необходимость изменения параметров работы в начале и конце деятельности.
Одновременно держать под контролем все параметры ребенок с отклонениями в умственном развитии не способен. Обычно дети могут следить за ведущим параметром. И задача учителя — указать на основной параметр деятельности (в швейном мастерстве это — расстояние от края лапки швейной машины до среза ткани, при строгании древесины — горизонтальное перемещение инструмента и т.п.). Как изучение, так и использование техники необходимо проводить с учетом принципа доступности.
Также в трудовом обучении учащихся коррекционных школ часто используются изобразительные наглядные средства — учебные плакаты, рисунки, чертежи, фотографии, экранные изображения. Они применяются в следующих случаях:
♦ для выделения свойств, малозаметных при восприятии реального предмета или требующих сложного демонтажа технических устройств;
♦ для изучения отсутствующей в школьных мастерских техники;
♦ для развития у детей умения создавать образ реального предмета на основе его изображения;
♦ при изучении классификации материалов, видов работ, инструментов;
♦ для формирования обобщающих образов частей и деталей машин. В коррекционной школе восьмого вида к изобразительным наглядным средствам предъявляются следующие требования:
♦ четкость, красочность изображений;
♦ изображения должны соответствовать задачам одного или нескольких занятий.
Не стоит размещать лишние изображения или другие наглядные средства рядом с необходимым — это затрудняет восприятие смысла изображения учащимися, отвлекает от основной цели урока.
Использование схематических изображений важно для развития абстрактного мышления учащихся с дефектами умственного развития, способностей к обобщению. Процесс абстракции заключается в мысленном выделении одних признаков изучаемого объекта и отвлечении от других. И важно развить абстрактное мышление детей с отставанием в развитии. Важно, чтобы дети научились вычленять из представляемого материала существенные признаки, отвлекаясь от менее существенных, это позволит осознанно классифицировать предметы или явления, выделять их общие признаки, в чем возникают сложности при обучении детей-олигофренов.
Для развития способности к абстрактному мышлению у детей-олигофренов используются такие наглядные средства, как схематические рисунки. Схематические рисунки применяются при формировании обобщенных образов деталей изделий и швов в швейном деле, устройства инструментов, производственных технологических процессов, для решения других учебных задач. В некоторых случаях только применение схематического рисунка при изучении того или иного трудового процесса позволяет достичь понимания детьми деятельности. Дополнительными наглядными средствами могут быть рисунки- копии реальных предметов.
Схематический рисунок должен частично отражать наглядные свойства реального предмета. Цепочка «рисунок-копия — схематический рисунок — схема» помогает детям-олигофренам перейти от конкретного восприятия к более абстрактному.
Также важным методом обучения умственно отсталых детей труду является демонстрация опытов. Например, опыты часто используются при изучении свойств материалов. Программа слесарного дела включает понятия твердости и прочности металлов, и для демонстрации этих свойств можно провести следующие опыты:
♦ воздействия ударной нагрузки на пластины из различных металлов.
Опыты также организуются для определения вида волокон ткани по характеру их горения, для изучения видов стружки при различных углах заточки режущего инструмента и т.д. После показа опыта следует кратко сформулировать его результаты. Причем результаты одновременно записываются на доске, или вывешивается соответствующий плакат. Учащимся задаются вопросы по демонстрируемому опыту, на которые необходимо ответить в письменной или устной форме. Благодаря наблюдению опытов и воспроизведению выводов прочность усвоенных знаний повышается.
Применение наглядных средств помогает также развить у учащихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность. Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению детей-олигофренов в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.