цель методики обучения биологии как науки это

Методика обучения биологии как наука

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

Методика обучения биологии как наука, предмет, цели и задачи МОБ. Связь МОБ с другими науками.

ЛЕКЦИЯ №1.

Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.

План лекции:

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:

— уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

— уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

— уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.

Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

— целостность человеческой личности;

— прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

— преемственность в системе непрерывного образования.

Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

— определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

— разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

— определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

— разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

— разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.

Источник

Методика обучения биологии как наука

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:

— уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

— уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

— уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.

Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

— целостность человеческой личности;

— прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

— преемственность в системе непрерывного образования.

Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

— определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

— разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

— определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

— разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

— разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.

Источник

Методика обучения биологии как наука и учебный предмет

Особенности процесса обучения биологии в общеобразовательной школе. Методы и средства биологического образования. Роль предмета биологии в системе воспитания школьников. Общепедагогические принципы обучения. Организация кабинета, уголка живой природы.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления30.07.2015
Размер файла17,9 K

цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть фото цель методики обучения биологии как науки это. Смотреть картинку цель методики обучения биологии как науки это. Картинка про цель методики обучения биологии как науки это. Фото цель методики обучения биологии как науки это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методика обучения биологии как наука и учебный предмет

На этапе модернизации школьного образования усложняются и изменяются задачи методической науки. Она сосредоточивает свое внимание на корректировке целей обучения биологии, которые должны быть направлены на воспитание средствами предмета активной, инициативной, творческой личности.

Предметом исследования МОБ является теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету, т.е. цели и содержание образовательного процесса, методы, средства, формы обучения, воспитания и развития учащихся, диагностика и анализ конечного результата обучения учащихся.

1.Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

2.Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников. а также проверка этих совершенствований на практике в школе;

3. Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учащихся и программ для разных классов;

4.Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников, с учетом специфических особенностей биологических наук;

5. Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организация кабинета, уголка живой природы.

Предмет ТМОБ делится на общую и частную методики обучения.

Частные методики исследуют специальные для каждого раздела предмета вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики проведения разных по содержанию уроков, экскурсий внеклассных и внеурочных занятий, система построения и преподавания конкретного раздела биологии.Общая МОБ тесно связана с частными разделами МОБ. Ее теоретические выводы базируются на частнометодических исследованиях. В свою очередь частнометодические исследования руководствуются общеметодическими положениями, применяемыми для каждого раздела биологи.

Теоретическим фундаментом ТМОБ для практического осуществления процесса обучения биологии является ряд таких важных составляющих:

1. Теория развития биологических понятий;

2. Теория развития экологических понятий;

3. Теория развития системы форм обучения;

4. Теория развития методов обучения;

5. Система материальной базы обучения;

6. Система обучения биологии в открытом информационном пространстве;

7. Система многоуровневого образования будущих учителей биологии;

8. Система методической подготовки в педвузе студентов к работе в школе.

Ведущие методы методики обучения биологии:

Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов обучения;

Теоретические: систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания теоретического и эмпирического познания.

Общепедагогические принципы: научности и доступности; единства обучения, воспитания и развития; наглядности; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности; системности, фундаментальности; единства теории и практики; вариативности; гуманизации; интеграции и дифференциации; природосообразности;

Специфические: причинности и историзма процессов и явлений живой природы; единства живого; сезонности природных явлений; регионоведения; экологизации и природоохранности; фундаментальности; преемственности содержания и его развития на протяжении всего курса биологии; причинности; историзма;, единства живого;

Общеметодологические: взаимосвязи и взаимообусловленности с обществом; материальности и познаваемости реального мира; первичности природных законов по отношению к законам общественного развития. Указанные принципы служат обоснованием дидактических принципов в методике биологии.

Любая наука включает знания о предмете изучения. Ее основная задача глубже и полнее познать предмет изучения.

Поэтому все исследования научно- методического характера проводятся в системе обучения. Подвергаются исследованию составляющие учебного процесса: содержание предмета, формы, методы, средства, учителя и учащиеся.

Связь МОБ с другими науками

МОБ, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов. Методика обучения биологи, сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы биологического содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьного предмета.

МОБ находится в тесной связи с психологией и возрастной физиологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика учитывает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся. Все составляющие педагогического процесса должны соответствовать как возрастной, так и социальной группе учащихся. В связи с этим методика предусматривает выбор методов, средств и форм обучения, отбор учебного материала, последовательность его изложения с учетом разного уровня сложности.

Предмет МОБ тесно связан с биологической наукой. Предмет школьной биологии отражает почти все области науки «Биология». Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие.

При этом к числу первоочередных задач настоящего учебного курса следует отнести формирование компетенций преподавателя профильной школы, что предполагает:

— расширение и углубление системы знаний студентов о научно-теоретических основах предмета биологии, изучаемого в школе;

— приобретение практических навыков и умений обоснованного отбора учебного материала по предмету, а также структурирования содержания школьного курса биологии как учебной дисциплины, преподаваемой в профильной школе;

— ориентация на целевое овладение современными методами, средствами и формами организации процесса обучения биологии с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов;

Студент, получающий педагогическое образование должен:

— понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

-знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

-понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в базисном учебном плане;

-учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

— понимать общие принципы проектирования педагогического процесса при обучении биологии, основанных на использовании норм и правил, формулирующих суть понятия «методика обучения биологии»

-обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества;

— знать научно-теоретические основы курса школьной биологии по глубине фактического материала и по объему, необходимому и достаточному для осуществления обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта биологического образования;

— понимать основные методические подходы к изучению курса биологии в школе;

— знать технику постановки и методику проведения биологического эксперимента в объеме курса биологии в школе;

— владеть методикой решения расчетных, логических и других типов задач в рамках требований, предусмотренных базовым курсом биологии в старшей школе;

— организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

-применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данной диагностики;

-использовать компьютер и компьютерные программы для подготовки учебно-методических материалов.

-создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

-развивать интерес учащихся к предмету и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

По завершении изучения курса по данной программе студент в своей деятельности должен уметь:

— применять приобретенные профессиональные умения и навыки для успешного осуществления процесса обучения биологии в школе;

— определять содержание биологического образования, структуру курса биологии в старших классах с учетом типа общеобразовательной школы;

— осуществлять отбор методов и средств обучения и контроля, а также форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с логикой целесообразности их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться запланированных результатов обучения по курсу биологии в старшей школе;

— технологически грамотно анализировать собственные профессионально-методические действия, корректировать и совершенствовать их на основе достижения конечной цели обучения курсу биологии в старшей (профильной) школе.

Проверка качества усвоения научно-теоретических и методических знаний, а также практических умений и навыков по курсу «Теория и методика обучения биологии» ведется в течение всего учебного года не только в устной, но и в письменной форме. По ряду вопросов, предложенных студентам для самостоятельного изучения, предусмотрено собеседование с преподавателем или написание реферативных работ. Проводится также проверка степени усвоения научно-методической литературы в форме тестирования, выступлений на семинарских занятиях.

Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» завершается написанием курсовой работы и устным экзаменом, на котором проверяется усвоение общетеоретической, научно-методической и практической частей материала курса, а также умение иллюстрировать основные теоретические положения примерами, вытекающими из процесса обучения предмету биологии.

общеобразовательный биологический общепедагогический

1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. М. Издательский центр «Академия» 2003.272с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Функциональное назначение кабинета биологии, требования к нему. Критерии оценки кабинета биологии в процессе экспертизы профессиональной деятельности учителя. Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации. Описание кабинета биологии.

курсовая работа [17,6 M], добавлен 13.08.2012

Возникновение методики обучения биологии в древности. Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века. Становление методики обучения биологии в Новое время. Современная методика обучения биологии, ее основные первоначальные элементы.

реферат [24,5 K], добавлен 18.01.2010

Краткая история становления отечественной методики преподавания биологии. Воспитание школьников в процессе обучения их биологии. Формирование экологических компетенций школьников. Основы гигиенического и полового воспитания детей в школе и дома.

контрольная работа [35,8 K], добавлен 21.05.2014

Наиболее распространенные методы обучения биологии в VI—VII классе, их эффективность и характеристика. Эксперимент как один из сложных и трудоемких методов обучения. Беседа, ее виды и роль в преподавании биологии. Организация работы с учебником.

реферат [83,6 K], добавлен 14.07.2010

Организация пассивного, активного и интерактивного обучения. Сущность обучения по Выготскому. Анализ использования активных форм и методов обучения на уроках и во внеклассной работе по биологии в средней школе. Уроки обобщения и систематизации знаний.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 31.01.2014

Идеи Ф. Юнге и О. Шмейля, их влияние на русскую методику биологии. Суть воспитывающего обучения, разработанного В.В. Половцевым. Противоречивость отношений В.В. Половцева к идеям Юнге и Шмейля. Методика обучения биологии и ее связь с другими науками.

контрольная работа [30,4 K], добавлен 02.08.2012

курсовая работа [36,6 K], добавлен 27.01.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *