цель воспитания и обучения на древнем востоке
Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества
В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при общинах, храмах стали создаваться школы. В Древней Индии возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников. В Древнем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи.
Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской работы; для них также создавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).
В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования воспитания и обучения. Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551—479 до н.э.), слава о котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных поучений. Он считается первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней.
Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности». До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании — это главный завет Конфуция.
В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.
Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным. Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести любого к вершинам мудрости. Великие свершения начинаются с малых дел. Мудрый учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. И он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.
Первые в истории педагогические обобщения Конфуция, основанные на соединении с практикой, содержат афоризмы об учении: о необходимости учить всех, об упорстве и трудолюбии ученика в овладении книгами и др.
Оценивая в целом цивилизации Древнего Востока, отметим, что развитие их осуществлялось и благодаря школе, учению. Возникшие из наблюдений людей за природой знания о ее закономерностях, практическая нужда в этих знаниях вели к обобщениям, способствовали развитию математики, астрономии, ирригации и других научных основ. Появление школы, выросшее из практических потребностей, способствовало в свою очередь дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира человечество восприняло идеи о необходимости образования, о целях воспитания и типах обучения.
Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.
Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.
Спарта (VII—III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и стабильностью политической системы.
Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины.
До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача.
С 7 до 30 лет (7—15; 15—20; 20—30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.
Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.
В 14 лет каждый спартанец проходил через агон — публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.
Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.
В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.
Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были также суровы и целеустремленны, как и мужчины. Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юношами.
Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство. » (Лукиан).
До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.
После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):
— мусические (8—16 лет) — дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания;
— палестры (13—14 лет) — школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;
— гимнасии (16—18 лет) — их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи — так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;
— эфебии (18—20 лет) — двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.
В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учителя, среди которых были писатели, государственные деятели.
Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая улица или площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469—399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ.)
Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры — олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура — целая система культурных воздействий.
В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.
Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармоничного развития; выявлена связь содержания воспитания, его средств с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.
В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности, например, такие понятия: «педагог», «гимназия», «лицей», «школа».
Вопросы и задания для самоконтроля
Проанализируйте антропологические основания и социокультурные условия развития ближневосточной педагогики в древности.
Каковы причины возникновения древнейших в истории человечества школ?
В чем заключаются историческое своеобразие педагогических традиций Дальневосточной цивилизации?
Каковы педагогические взгляды Конфуция?
Какой из античных идеалов, по вашему мнению, в большей степени мог бы способствовать решению задач обновления отечественной школы сегодня?
Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Воспитание и образование в странах Древнего Востока
Ниже приводится очерк об образовании и воспитании в древнем Китае
ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным
лись лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи
Конфуций (551 —479 до и э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс учеников В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам
Развивая этот тезис, ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опорагосударства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знании («чернь»)
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» упомянутым «шести Искусствам»
Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения «Учить
Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) ( III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
Воспитание и обучения в цивилизациях Древнего Востока
Появление организованных форм воспитания
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э.
В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как «Законы вавилонского царя Хаммурапи» (1750 до н. э.), книга «Притч иудейского царя Соломона»» (начало 1-го тысячелетия до н.э.), индийская «Бхагавадгита» (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт — школа.
Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучении подрастающего поколения.
Развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.
Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.
Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.
К 1-му тысячелетию до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей, представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.
Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
Месопотамия (III—II тыс. до н.э.) считается родоначальницей всех восточных культур. На ее территории впервые возникают раннеклассические государства (Ур, Урук, Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией.
Особое место занимали жреческие школы. В них обучали письму, чтению, танцам, музыке, упражнениям литературного характера, списыванию, заучиванию поэтических и религиозных текстов.
Первые сведения о школьном обучении в Древнем Египте относятся к III тыс. до н.э. Так известно о существовании школ:
— при храмах, которые давали религиозно-нравственное воспитание, обучали астрономии, математике, медицине.
— при дворе фараона (дворцовые), делавшиеосновной упор на физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет.
— при крупных государственных учреждениях (писцов).
Школьное обучение предусматривало два больших цикла: 1) элементарная школа (с 5 до 12 лет), где учитель обучал детей чтению, письму, арифметике и геометрии на уровне практического применения; 2) канцелярия (с 12 до 16 лет), где в программу обучения входило заучивание титулов, географических названий, технических терминов, названий рыб, камней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и письменного этикета.
Во второй половине II тыс. до н. э. — первой половине I тыс. до н.э. на смену школьному образованию приходит индивидуальное обучение в рамках семейного воспитания. Центрами же религиозного образования становятся храмы.
В Израиле впервой половине I тыс. до н. э. существовало три ступени школы: микре (6-10 лет). Здесь обучали чтению, письму, еврейскому и халдейскому языкам, толкованию библейских текстов; мишне (10-15 лет). В его основе неписаный Закон, сообщенный Моисею на Синайской горе; и гемаре (15-18 лет). На этом уровне в программу обучения входили сведения из медицины, истории, геометрии, астрономии.
Обучаться в таких школах могли только мальчики. Основной формой обучения был диспут: учитель предлагает тему устного закона. При этом ученики нападают, учитель защищает закон.
На территории Индии в I тыс. до н. э. ярко проявлялся кастовый характер системы образования. Так, например, существовали, во-первых, отдельно школы для высшей касты брахманов (жрецов), где молодежь от 6-12 до 22-24 лет получала религиозное образование в основном через изучение Вед. Во-вторых, были школы для кшатриев (воинов, правителей), в программу обучения которых входило заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка. Готовили в них также сборщиков налогов и дани, казначеев. В-третьих, могли учиться и вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники).
Шудры (неприкасаемые) к образованию не допускались.
В VI-V вв. до н. э. появляется буддизм, который высшей целью человеческих стремлений объявил постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, которое надо укрощать и подавлять. Буддизм выдвинул ряд нравственных идей: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.
Китай, еще в доконфуцианский период (с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э.) представлял собой развитую государственность со сложной системой образования. Образование в основном могли получать лишь привилегированные сословия: жрецы и аристократия.
Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Особое место занимало военно-физическое воспитание, которое обязательно включало 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Существовали, конечно же, и жреческие школы, в которых избранные постигали космогонию, магию, музыку, танцы, общеобразовательные предметы.
Со второй половины I тыс. до н. э. начинается Конфуцианский период китайской истории. В стремлении к идеалу образованного человека развивается теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в государственной иерархии стало напрямую зависить от уровня образования.
Вырабатывается методика обучения, предусматривающая последовательность: накопление материала через заучивание → осмысление через комментирование → интерпретация через написание сочинений.
Роль древневосточных государств в развитии мировой педагогики и образования
Юлия Андросова
Роль древневосточных государств в развитии мировой педагогики и образования
Древний Восток принято считать колыбелью мировой цивилизации, также как и Древнюю Грецию. Именно в странах Древнего Востока идёт начало истории человеческого общества с его политическими и социальными институтами, правом и религией, оставившими заметный след не только в истории древности, но и в последующем цивилизационном развитии человечества.
Появление педагогики и образования восходит к эпохе древнейших цивилизаций Древнего Востока, становление которых принято относить к 5 тысячелетию до н. э. Прародиной образования принято считать Вавилонию, Египет, Китай, Индию и др. Несмотря на то, что древние цивилизации существовали изолированно друг от друга, в сфере воспитания и образования они имели много общего.
В странах Древнего Востока возникли первые школы, чему способствовало развитие письменности. В продолжение многих тысячелетий была так называемая общинная школа, наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах. О развитии грамотности и культуры Древнего Востока свидетельствуют дошедшие до нас памятники письменности.
В школах Древнего Востока давалось не только образование, но и важным было формирование дисциплинированных и волевых исполнителей, которых необходимо было убедить в том, что получение образование является важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры, сулит выгоду и благополучие.
Как свидетельствуют письменные источники, у народов Древнего Востока получило развитие семейное воспитание. Важно отметить, что еще тогда подчеркивалась решающая роль в воспитании родителей. Прежде всего, отмечалась роль отца, имевшего неограниченную власть над всеми домочадцами, указывалось на то, что воспитание есть долг родителей и его необходимо начинать с самого рождения ребенка.
Философ и педагог Конфуций первым предпринял попытку теоретического осмысления воспитания. Большое значение он отводил воспитанию и образованию как важнейшему средству нравственного совершенствования человека, и указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении.
Также Конфуций отмечал, что учитель должен проявлять строгость, но не деспотичность, постоянно совершенствовать свои знания и нравственные качества, развивать активность в учениках, помогать им самостоятельно мыслить. Он предъявлял высокие требования к учителю, считая, что им может быть только тот человек, который успешно совершенствует себя, а потому полагал, что учитель обязан обучать лишь тех, кто стремится к достижению знаний, помогать тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей.
Таким образом, бесценный опыт обучения и воспитания, создание первых в истории человечества школ, формулирование начальных представлений об обучении и воспитании дали человечеству именно государства Древнего Востока.
Роль игры во всестороннем развитии ребёнка 2–3 лет Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством.
Консультация «Роль книги в развитии ребенка» Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Роль игры в развитии речи дошкольников Роль игры в развитии речи дошкольников. Воспитатель МАДОУ «ДС № 378» Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/ Речь – это основной.
Роль изобразительного искусства в развитии детей Многие дети в очень раннем возрасте начинают рисовать на обоях, на окнах,на мебели….В момент рисования дети воодушевляются получают море.
Роль книги в развитии ребенка Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой,.
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Работа по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Роль пальчиковых игр в развитии детей для педагогов Роль пальчиковых игр в развитии детей. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках.
Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования В современном мире развивающая предметно-пространственная среда (РППС) дошкольных образовательных организаций становится объектом самого.
Роль родителей в реализации стандартов дошкольного образования Роль родителей в реализации стандартов дошкольного образования Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,.