целесообразно ли сочетание дистанционных образовательных технологий и традиционного обучения
Проблемы и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Воробьева Татьяна Владимировна,
координатор муниципальной площадки дистанционного
обучения детей с ОВЗ Вязниковского района.
Проблемы и перспективы внедрения дистанционных
Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ является инновационным направлением работы, имеющим огромные перспективы дальнейшего развития. Это связано и с введением новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих формирование универсальных учебных навыков еще на уровне начальной школы, а значит, как следствие, предпосылок для создания мотивации к самостоятельному получению знаний.
Для введения дистанционного обучения на школьном уровне разраб атываются соответствующие локальные акты – приказы, положения.
Для дистанционного образования разрабатываются учебный план, индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка, утвержд ается расписание расписание, тарификация сотрудников, осуществляющих дистанционное обучение. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся зависи т от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме, способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышения качества образованности учащегося.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем. Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Кроме того по состоянию здоровья дети могут периодически посещать образовательное учреждение.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.
Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.
Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.
Общение учителей и учащихся осуществляется через программу Skype, которая позволяет не только видеть собеседников, но также и демонстрировать то, что происходит на экранах обучающихся и учителей, пересылать файлы, общаться в чате.
Внедрение дистанционных форм обучения в ыяявляет целый ряд проблем.
Первая проблема – проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования. Нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения дистанционного обучения. Д истанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное. Но урок для 25 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 25 учениками дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени и хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий учащихся, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.
Вторая проблема – проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения. П реподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.
Д ля обучения учителей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.
Готовые (не требующие доработки) курсы не всегда бес платны е и их стоимость достаточно высока. И тогда вста ет вопрос создания дистанционных курсов. А для этого необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр.
Сочетание дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для школ, особенно с учетом профильной школы. Здесь также требуется определенная правовая поддержка профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр.
П ерспективы дистанционного образования в рамках общеобразовательной школы.
— отсутствующие на занятиях по болезни в течение учебного года;
— отсутствующие на занятиях по личным причинам (например, участники спортивных соревнований).
Дистанционное образование можно использовать в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Не секрет, что в настоящее время в школах учащимся 9-11 классов предлагают элективные курсы и предметы в основном того профиля, который реализует школа. Это существенно ограничивает выбор учащихся. Разработка дистанционных элективных курсов для профильной школы может помо чь в решении данной проблемы. Учащиеся, оставаясь на своих местах в классе, могут дистанционно освоить базовые и профильные предметы учебного плана выбранного ими профиля или элективные курсы, по которым в штате образовательного учреждения отсутствуют педагоги, получив доступ к соответствующему сетевому ресурсу и педагогическое сопровождение к ним.
Кроме того, информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся, которая с тановится важнейшим компонентом учебного процесса.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:
в режиме он-лайн учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышения качества образованности учащегося.
Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения (ДО) – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Конечно же, дистанционное образование не может заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации общего среднего образования – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Статья просмотрена: 7840 раз
Библиографическое описание:
Кутузов, М. Н. Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе / М. Н. Кутузов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/935/ (дата обращения: 12.11.2021).
Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей [3].
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к увеличению числа людей, желающих получить высшее профессиональное образование. Однако вместе с тем возрастает и число тех, кто в силу тех или иных причин не могут реализовать свои потребности в образовании по очной форме обучения с использованием традиционных технологий [1].
Одной из технологий обучения в системе высшего образования, способной решить проблемы, связанные с различными ограничениями, и увеличить количество потребителей образовательных услуг, является дистанционное обучение (ДО). Сегодня специалисты по стратегическим проблемам образования называют дистанционную форму обучения образовательной системой XXI века, и в мире на нее делается огромная ставка.
В системе образования огромное значение приобретают информационные технологии обучения, раскрывающие творческий потенциал, индивидуальность и талант личности [9].
Дистанционное обучение – одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять обучение независимо от расстояния [2]. За рубежом технологии дистанционного обучения стали применяться примерно 20-25 лет назад, а с появлением достаточно мощных компьютеров, скоростных каналов связи и новых видов коммуникации практически полностью были реализованы на базе сетевых технологий. В нашей стране технологии дистанционного обучения стали внедряться взамен заочного обучения; постепенно дистанционное обучение выделилось как самостоятельная форма организации процесса обучения [10].
Ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы ДО, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства [7]. По данным Росгосстата, в 2009 году более 50% потенциальных студентов предпочли заочную форму обучения, прием студентов за последние 5 лет возрос на 7.5%, при этом количество обучающихся очно сократилось на 6.8% [1].
Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при ДО зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения [7].
До недавнего времени в России эта система сводилась к простому обмену корреспонденцией, и остро стоял вопрос обратной связи, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и с помощью общения с преподавателем, ведущим данный курс [6].
Сегодня дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа-средств, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией, предполагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном [4, 9].
Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов, участвующих в этом процессе, и насколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций.
Исследования по растущей популярности дистанционного образования выделяют четыре причины:
для обучения не нужно покидать дом, семью, родных, друзей, работу, а также нести связанные с этим денежные расходы на дорогу, проживание. Абитуриент не ограничен в выборе образовательного учреждения;
эта форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для такой масштабной страны, как Россия;
имеет место ярко выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что обучающимся предоставляется выбор в последовательности изучения предметов, гибкий темп обучения, прямое общение с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого студента;
предоставляет возможность использовать в процессе обучения современные технологии, то есть параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе;
ДО характеризуется высокой мобильностью. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное.
Е.В. Кудрина [3] выделяет следующие особенности, присущие дистанционному образованию, которые можно рассматривать как несомненные плюсы данной технологии.
Гибкость. Обучающиеся, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, месте и в своем темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему индивидуально необходимо для освоения учебного курса, той или иной дисциплины и получения необходимых знаний по выбранному направлению.
Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждый учебный курс адекватен по содержанию определенной предметной области, что позволяет из набора независимых, но логически взаимосвязанных учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Тем самым появляется уникальная возможность, не свойственная традиционным формам получения образования, когда обучаемый формирует для себя учебный план, отражающий его индивидуальные предрасположения.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью или учебой.
Дистационность. Расстояние между обучающимся и образовательным учреждением не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Массовость. Количество студентов не становиться критичным параметром. Все обучающиеся имеют полноценный доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (электронным библиотекам, информационным базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи.
Рентабельность. Это высокая экономическая эффективность дистанционного обучения. Оценка зарубежных и отечественных специалистов показывает, что дистанционное обучение обходится приблизительно в 1,5–2 раза дешевле других форм получения образования.
Социальность. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования, независимо от места и условий проживания и, в определенной мере, от материальных условий.
Интернациональность. Дистанционное обучение благоприятствует экспорту и импорту образовательных услуг.
Но при всем обилии положительных сторон у ДО есть и свои недостатки, основные из которых [5, 7]:
недостаточное очное общение или отсутствие такового между студентами и преподавателем (происходит менее эффективная, безличностная передача знаний);
необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;
необходимость постоянного доступа к источникам информации;
учащиеся не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением – иметь компьютер и стабильный выход в интернет;
как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
отсутствует постоянный контроль над учащимися. Требуется наличие у учащегося сильной личной мотивации, умение учиться самостоятельно;
обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за недостаточной квалификации специалиста;
Одним из существенных недостатков дистанционного обучения, на наш взгляд, является «искусственное общение». Электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации. Инфокоммуникационные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, освобождая преподавателей от рутинных операций по разработке и сопровождению учебных материалов, упрощая процедуру контроля и другие процессы, которые можно автоматизировать [8].
Многие авторы не рекомендуют получать дистанционное базовое образование из-за определенных недостатков данной технологии обучения, советуют пройти полную программу по очной форме обучения. А к дистанционному обучению удобно обратиться при получении второго высшего образования, прохождении дополнительных курсов повышения квалификации. В тоже время, введение в учебный процесс частных технологий дистанционного обучения является чрезвычайно важным. Действительно, их использование помогает решить множество таких проблем как оперативное использование новейших знаний; повышение информационной обеспеченности учебного процесса; свободный доступ к общению с выдающимися учеными, деятелями и специалистами современности в различных областях науки и др.
В связи с активным внедрением в современных исследовательских лабораториях оборудования с возможностью подключения к компьютеру, автоматизации процессов расчета или изучения объектов имеется необходимость в разработке помимо теоретических курсов еще и создания симуляторов по работе с различными программными продуктами, которые позволят сократить время на инструктаж и увеличить его для практической работы.
К сожалению, в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных специалистов для разработки качественных курсов для ДО, обладающих креативным мышлением, чувством вкуса и умеющих грамотно выстроить учебный процесс.
По результатам проведенного исследования можно будет сказать, насколько данный подход будет эффективен в учебном процесс и впоследствии может быть адаптирован или служить в качестве примера для разработки других курсов с использованием современных технологий, каковы возможности и эффективность использования сервиса Google Apps для учебных заведений, а также оценить качество взаимодействия преподавателя и студента посредством данного инструмента.
Высокое значение имеет применение данной технологии обучения по естественно-научным дисциплинам и ряду других, т.к. это может повысить не только интерес к предметам, но и качество преподавания и усвоения материала.
Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. №6 с.41-47.
Керова Т.М., Чуркина А.Ю. О начальном курсе английского языка через дистанционное обучение // Современные наукоемкие технологии №2, 2010. с. 27
Кудрина Е.В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 №16, 2010. с. 57-58
Муромцева А.В. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». №1, 2011. с.195 — 198
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования №3, 2011. с.112-113
Петров В.С. Дистанционное обучение как средство обеспечения доступности высшего образования // Вестник Челябинского университета. Сер. 8, Экономика. Социология. Социальная работа. – 2006. – No 5. – С. 85–88.
Покушалова Л.В. Дистанционное обучение — образовательная система будущего. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. No 2 (4). C. 200-202.
Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение как новая образовательная практика // Вестник бурятского государственного университета №1, 2011. с. 67-70
Тарасенко О.С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки №10, 2010. с. 137-141
Федоров А.И. Дистанционное обучение в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту: состояние, проблемы, технологические решения // Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». // Вестник ЮурГУ №3 Вып. 7, Т. 2, 2006. с. 165-167
Юрков Н.К., Левин В.И., Баннов В.Я., Трусов В.А., Алмаметов В.Б. Дистанционное обучение в России и его проблемы // Надежность и качество: Труды международного симпозиума: / Под ред. Н.К. Юркова – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005, с. 316-317
Похожие статьи
Внедрение в образовательный процесс дистанционных.
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Дистанционная форма обучения как инновационный метод.
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Дистанционное обучение – «образование для всех».
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
дистанционное обучение, дистанционное образование.
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Проектирование дистанционного образовательного курса.
дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс.
Дистанционное образование как инновационная форма обучения
дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.
Роль дистанционного обучения в современном образовании
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому
Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно
В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения
Moodle — свободная система управления обучением
Технология обучения должна быть понятной.
Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.
Похожие статьи
Внедрение в образовательный процесс дистанционных.
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Дистанционная форма обучения как инновационный метод.
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Дистанционное обучение – «образование для всех».
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
дистанционное обучение, дистанционное образование.
дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение, образовательное учреждение, учебный курс, учебный план, учебный процесс.
Проектирование дистанционного образовательного курса.
дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс.
Дистанционное образование как инновационная форма обучения
дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.
Роль дистанционного обучения в современном образовании
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому
Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно
В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения
Moodle — свободная система управления обучением
Технология обучения должна быть понятной.
Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.