целевое и бюджетное обучение в чем разница

Целевое обучение для получения второго высшего

Имеет ли гражданин РФ, уже имеющий высшее образование, право на получение высшего образования в рамках целевого? Интересует медицинское образование.

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании п. 1 и 2 ч. 8 ст. 69 Закона об образовании обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, бакалавра или диплом магистра является получением второго или последующего высшего образования.

Таким образом, государственные гарантии бесплатности получения второго и последующего высшего образования Законом об образовании не предусмотрены.

Согласно пп. 3, 4 п. 66 Порядка в заявлении о приеме фиксируются с заверением личной подписью поступающего следующие факты:

Что касается квоты приема на целевое обучение, то в силу п. 7 Порядка она выделяется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, в связи с чем является разновидностью государственных гарантий реализации права на образование.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации и изложенных выше норм права можно сделать вывод о том, что лицо, уже имеющее высшее образование, не может претендовать на обучение по образовательным программам высшего образования в рамках целевого обучения. Конкретная специальность, по которой предполагается целевое обучение, юридического значения не имеет.

Источник

Целевое обучение: плюсы и минусы

После школы выпускника ждет масса испытаний: сначала поступление, потом учеба, поиски работы… Облегчает этот процесс целевое обучение: как получить за раз диплом и работу, а также плюсы и минусы этого?

Что такое целевой набор в вуз?

Такой формат пришел в Россию из СССР. Это необходимо из-за актуальности проблем, которые решает целевое обучение: как получить будущему специалисту гарантированное рабочее место, а работодателю — специалиста без собеседования. Выпускник занимает бесплатные места в рамках квоты, не участвуя в основном конкурсе. Он подписывает договор на целевое обучение, чтобы получить оплату образования в обмен на обязательство отработать конкретный срок (минимум три года).

Что нужно знать о целевом наборе?

Договор с предприятием — официальный документ, прописывающий обязанности как компании, так и выпускника. Разорвать его без материальной компенсации не может ни одна из сторон. Это гарантия, помогающая обеим сторонам при заключении договора на целевое обучение получить максимальную выгоду.

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

Плюсы целевого обучения

Поступление и получение диплома по направлению имеет несколько плюсов:

Минусы целевого обучения

Однако позволяет целевое обучение как получить массу преимуществ, так и связать себя существенными обязательствами. С этим связаны основные его недостатки:

Кто платит за обучение по целевому направлению?

Одна из возможностей, которую открывает целевое обучение, — получить оплату образования. По договору она лежит на компании. В обмен организация получает готового специалиста, то есть решает проблему нехватки кадров.

Платят ли стипендию на целевом обучении?

Выпускник может, поступая по направлению на целевое обучение, получить государственную академическую стипендию за успехи в учебе. Также он, как и другие студенты, может получать именные стипендии.

Более того, договор, заключенный с организацией, может предусматривать выплату дополнительной стипендии — стипендии предприятия определенного размера. Иногда она покрывает затраты на питание или проживание.

Как гарантированно попасть на целевое обучение?

Несмотря на упрощенную процедуру поступления, выпускник все же должен пройти конкурс среди других «целевиков». Он также основывается на баллах ЕГЭ, поэтому экзамены нужно сдать хорошо.

Также важно заранее договориться с организацией. Обычно прием заявок от выпускников начинается еще ранней весной. В качестве спонсора выступают не только государственные органы, но и частные компании. Нужно заранее сообщить организации о своем намерении, подав заявку: в случае ее успешного рассмотрения вам предложат заключить договор.

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

Специальности целевого набора в 2021 году

Организации рассматривают заявки на вакансии, не пользующиеся популярностью. Для них направить выпускника на целевое обучение — получить обученного постоянного работника. Например, в бюджетные учреждения маленьких населенных пунктов. Профиль может быть любым.

Чаще договора заключают с выпускниками, поступающими на медицинские и педагогические специальности, государственную службу, реже небольшие частные компании готовят для себя юристов, экономистов. Именно на эти специальности направление на целевое обучение получить легче всего.

Таким образом, лучше знать все, на чем строится целевое обучение: как получить направление, какие обязанности ложатся на выпускника и какими возможностями он сможет располагать. Это поможет избежать неприятных ситуаций в будущем.

Источник

Как в 2020 году поступить в вуз по целевому направлению?

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

Если вы не являетесь призером Всероссийских олимпиад, а набранных на ЕГЭ баллов не хватает для поступления на бюджет, это вовсе не значит, что путь к бесплатному обучению с дальнейшей перспективой трудоустройства закрыт. Абитуриентам, желающим получить высшее образование без финансовых вложений, следует рассмотреть возможность поступления в рамках целевого набора.

Шанс обучаться бесплатно, минуя общий конкурс, предоставляется как студентам колледжей и техникумов, так и слушателям программ высших учебных заведений. Для этого заинтересованным молодым людям придется самостоятельно найти организации, которые направят их на обучение и предоставят место в компании после получения диплома.

Суть целевого направления на обучение в вуз

Целевой набор представляет собой программу, направленную на взаимодействие образовательных организаций, частных компаний и молодых специалистов. Это действенный инструмент государственного регулирования, который помогает ликвидировать нехватку кадров в тех областях экономики, где она в данный момент присутствует.

При таком раскладе выгоду получают все: студент учится бесплатно, однако не участвует в общем конкурсе на бюджет; вуз/техникум закрывает набор на определенные (обычно не самые востребованные) специальности; работодатель получает минимум на 3-5 лет квалифицированного сотрудника с профильным образованием.

Что касается законодательного регулирования, то целевой набор производится согласно 56 статье ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В ней говорится о том, что:

Условия и специфика

Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:

Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

Как получить целевое направление в 2020 году?

Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:

Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.

Доступные специальности в 2020 году:

Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:

Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.

Направление в медицинский вуз

Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.

Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.

Алгоритм действий в данном случае выглядит так:

Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.

Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.

Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

Требования к абитуриентам

Кроме того, что молодым людям, желающим получить целевую квоту, нужно предоставить заверенную копию договора с работодателем, документы для поступления в вуз ничем не отличаются от стандартной вступительной кампании. Абитуриенту необходимо собрать следующий пакет бумаг:

Молодым людям, участвующим во вступительной кампании в медицинский университет и претендующим на целевые места, пригодится участие в волонтерских программах (помощь пожилым людям, инвалидам), прохождение курсов первой помощи, опыт работы в качестве санитара.

Организации, выдающие направление, могут отправить в образовательное учреждение письмо с описанием достоинств заинтересованного в целевой квоте абитуриента. Там они рассказывают, почему именно этот абитуриент достоин льготного места и как он вскоре будет полезен обществу, государству и самому нанимателю.

Личное обращение руководителя предприятия к представителям университета значительно повышает шансы молодого человека на зачисление, поскольку участников программы выбирают не только по количеству набранных на ЕГЭ баллов, но и с учетом личных достижений, персональных качеств и потенциала.

Как заключить договор?

Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).

В обязательства заказчика входит предоставление:

Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.

На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.

В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:

Когда обращаться за получением направления?

Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.

Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.

“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.

Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.

Обязательность трудоустройства

Заключая договор, стороны (Заказчик и Гражданин) берут на себя определенные обязательства. Заказчик предоставляет абитуриенту поручительство, некоторые меры социальной поддержки и заранее оговоренную должность в компании. Гражданин же, в свою очередь, обязуется полностью освоить учебную программу и отработать на предприятии нанимателя срок, обозначенный в договоре (не меньше трех лет).

Таким образом, работодатель приобретает дипломированного сотрудника, а студент обеспечивает себе легкие условия поступления, льготное обучение, стипендию, а затем и рабочее место. Выпускник приступает к трудовой деятельности сразу же после получения диплома, минуя трудоемкий процесс поиска компании, которая согласится взять в штат молодого специалиста.

В договоре также предусмотрена ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Согласно пункту 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ, нарушение условий соглашения любой из сторон влечет наложение штрафа в размере средств, затраченных на обучение.

Если наниматель не выполнил обязательства по трудоустройству, он выплачивает государству стоимость образовательной программы с учетом корректирующих коэффициентов. В случае со студентом есть два варианта:

Исключения

Однако бывают моменты, когда обе стороны могут быть освобождены от штрафных санкций. Так, например, гражданин не несет ответственности за невыполнение обязательств в случае, если он – единственный родитель/опекун в семье с тремя и более несовершеннолетними детьми.

Что касается работодателя, то ему не придется нести финансовые потери в ситуации, когда компания-наниматель либо полностью прекращает деятельность, либо перестает работать по профилю, на который обучается заключивший с ней соглашение молодой человек. Кроме того, в самом договоре может быть прописано освобождение от штрафа одной из сторон.

Когда можно не исполнять обязанности по работе?

В данный момент в официальных нормативных актах обозначены только приведенные выше причины, позволяющие отказаться от обязательной отработки. Однако существует законодательная инициатива (внесена на рассмотрение), предусматривающая расторжение договора без финансовых потерь со стороны гражданина в следующих ситуациях:

Случаи отказа от выполнения обязательств по целевому договору случаются редко и касаются в основном студентов, осваивающих медицинские программы. Целевики, учащиеся на инженерных, технических, IT, геологических и прочих факультетах, чаще всего добросовестно отрабатывают положенные три года в компаниях, заключивших с ними договоры.

Проблема молодых медиков связана с тем, что подавляющее большинство целевых мест предоставляется абитуриентам, которые сотрудничают с поликлиниками. После окончания обучения молодые сотрудники видят колоссальную разницу в заработной плате между государственными и частными мед. центрами, поэтому и стремятся избежать отработки, чтобы сразу попасть в коммерческие клиники.

Чтобы не допустить таких ситуаций, гражданам, рассматривающим целевое обучение, нужно заранее ознакомиться со всеми подводными камнями льготного образования.

Преимущества и недостатки обучения по целевому месту

К негативным аспектам целевого набора относится:

Позитивные стороны обучения по целевым квотам выглядят так:

Оценив все плюсы и минусы целевого набора, абитуриент может принять обдуманное, взвешенное решение, ведь этот серьезный шаг определит его будущее на ближайшие 7-10 лет.

Источник

Высшее образование любит счет

целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть фото целевое и бюджетное обучение в чем разница. Смотреть картинку целевое и бюджетное обучение в чем разница. Картинка про целевое и бюджетное обучение в чем разница. Фото целевое и бюджетное обучение в чем разница

В российской системе образования сегодня насчитывается 724 вуза (495 государственных и 229 частных) и около 4 млн студентов, таковы данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах: 2020»). Несмотря на внушительное количество частных вузов, в них получает образование менее 10% от общего числа студентов.

При этом больше половины всех российских студентов в настоящее время учится на договорной основе — на платных отделениях государственных вузов, утверждают в НИУ ВШЭ.

Пандемия и падение доходов россиян заставили обратить на проблему внимание правительства, и в 2020 году пропорция изменилась в пользу бюджетных мест. Как следует из подготовленного специалистами НИУ ВШЭ «Мониторинга качества приема в вузы», на очные бюджетные места в госвузы в прошлом году было зачислено 318,7 тыс. абитуриентов, на платные –177,5 тыс. Около 14,3 тыс. выпускников школ поступили в негосударственные вузы.

В 2021/22 учебном году по планам Минобрнауки число бюджетных мест для поступающих на все формы обучения вырастет еще на 47 тыс. и составит 422 тыс. Львиную долю этих мест распределят среди региональных университетов.

Кроме того, минимум бюджетных мест останется на популярных специальностях, за которые люди готовы платить. Сохранится в пользу платных мест и соотношение в топовых столичных вузах. Так, судя по контрольным цифрам приема в 2021 году, на 437 бюджетных мест в бакалавриат МГИМО МИД России сейчас приходится 754 договорных. В НИУ ВШЭ (в Москве) — 2420 и 3595 соответственно, а в РЭА имени Плеханова — 626 и 2715 соответственно.

Цена науки

Университетское образование финансируется из трех источников, говорит ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев. Это государственная субсидия, средства частных компаний, оплачивающих обучение целевиков, и личные средства граждан. Так дело обстоит во всей высшей школе, меняться может только пропорция. Например, в СФУ на платной основе учится 30% студентов.

Стоимость обучения одного студента-бюджетника в государственных вузах едина для всей страны, и снизить ее вузы не имеют права, объясняет Румянцев. Могут повысить, но тогда это надо обосновать наличием дополнительных услуг или особенностями реализации образовательной программы.

Стоимость договорного обучения не подлежат государственному регулированию и определяется спросом — тут действуют чисто рыночные механизмы. В среднем по стране в 2019 году семестр обучения на платном отделении стоил порядка 75 тыс. руб., таковы данные НИУ ВШЭ.

При этом раскрученный бренд позволяет ведущим российским вузам зарабатывать значительно больше. К примеру, цена семестра обучения по специальности «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в МГИМО составляет 310 тыс. руб. По специальности «Дизайн» в НИУ ВШЭ — 345 тыс. руб., по специальности «Перевод и переводоведение (восточные языки)» в МГЛУ (ИнЯз имени Мориса Тореза) — 194,5 тыс. руб.

Образовательный кредит

Для поддержки студентов-контрактников есть две основные государственные программы: оплатить обучение можно средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом. Программа образовательного кредитования только набирает обороты, но благодаря льготной процентной ставке в последние два года интерес к ней растет, говорит руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуза проекта «5–100») Людмила Панкова. Сейчас такие кредиты выдают Сбербанк и Почта Банк. С прошлого года процентная ставка установлена в 3%, а льготный период продлен на весь срок обучения плюс три дополнительных месяца.

Льготное кредитование могло бы повысить доступность высшего образования в стране, но пока оно практически не работает, считает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. По его словам, с одной стороны, в России недостаточно стабильная финансово-экономическая система. С другой, в отличие от большинства стран мира в России даже отличная учеба в сильном престижном вузе не гарантирует успешного трудоустройства, которое позволит выплатить кредит. Поэтому банки не очень верят, что им вернут деньги, а студенты боятся попасть в кредитную кабалу.

«Конечно, банки пробуют работать с кредитами, а существующие при них благотворительные фонды могут даже профинансировать учебу несколько человек. Но все это лишь отдельные примеры, а не система. Система — это кошелек родителей», — констатирует Бунимович.

Кто платит за студента

Главные спонсоры студентов-контрактников, конечно, их папы и мамы, соглашается ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Однако в наше время многие студенты работают и платят за учебу самостоятельно. Развивается система целевого приема, когда оплату обучения берет на себя заинтересованный в студенте будущий работодатель.

Кроме того, существует приказ Минобрнауки РФ от 6 июня 2013 года № 443, который позволяет студенту-контрактнику перейти на бюджет при условии, если он закроет на «отлично» две сессии подряд, напоминает Людмила Панкова. Однако такую возможность сильно ограничивает оговорка «при наличии вакантных бюджетных мест».

Развивают российские вузы и собственные программы поддержки. «Как и любой университет, мы заинтересованы в целеустремленных талантливых студентах и стараемся в меру своих возможностей снять с них бремя финансовой нагрузки», — говорит Максим Румянцев. Так, благодаря действующей в СФУ программе, набравший определенное количество баллов студент может получить рассрочку по оплате обучения, а также ощутимую скидку — от 10 до 50%. Кроме того, университет может назначить годовую стипендию ректора — для самых успешных студентов она равна стоимости двух семестров обучения.

В УрФУ с этого учебного года студенты социально-гуманитарных и экономических направлений пользуются грантовой системой, рассказывает Виктор Кокшаров. Сумма гранта от университета зависит от баллов ЕГЭ и успеваемости студента и может полностью или частично покрывать стоимость обучения.

Кроме того, в вузе предлагают и гибкую систему скидок, благодаря которой можно сэкономить на стоимости обучения до 40%. Скидки зависят от места в учебном и внеучебном рейтинге. Причем воспользоваться такой возможностью может не только узкий круг самых талантливых студентов, а практически каждый. «Перерасчет ежегодно получают от 30 до 40% наших студентов-контрактников», — уточняет ректор УрФУ.

По словам Кокшарова, инструменты поддержки наиболее развиты в государственных вузах, особенно крупных и многопрофильных: «Мы располагаем широкими возможностями и разными источниками для поддержки студентов, в том числе и адресной», — отмечает эксперт.

Недооцененные частники

Стараются находить возможности субсидирование оплаты для своих лучших студентов и частные вузы, добавляет омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский. Хорошие вузы создают совместные кафедры и лаборатории с бизнесом, который отбирает себе сотрудников еще со второго-третьего курсов и оплачивает их обучение, говорит он.

Большое количество платных мест в государственных вузах приводит к социальной напряженности, считает Амет Володарский. «В некоторых из них обучаются платно уже две трети студентов. Такие вузы выставляют самые высокие цены», — напоминает омбудсмен.

По его мнению, коммерческую нишу должны занимать сугубо частные организации. Более того, в рамках госзаказа они могли бы компенсировать какие-то программы, которых нет в государственных вузах, как это делается во многих странах. Пока же бюджетные места есть только в 5% имеющих государственную аккредитацию частных вузов.

«Большинство европейских стран не делят образование на государственное и частное. Определяющим является то, имеют ли вузы хорошие программы и сильную школу», — продолжает Володарский. По его словам, в знаменитых частных Кембридже и Сорбонне студенты учатся бесплатно за счет грантов и стипендий. При этом тот же Кембриджский университет может привлечь к какому-то своему проекту и другие частные вузы, в том числе российские. «У нас этого почему-то боятся. Хотя качество образования, например, в гуманитарной сфере может быть значительно выше именно в частных вузах, в которых помимо государственного образовательного стандарта дополнительно выполняются и международные — для того чтобы их выпускники были максимально конкурентоспособны», — резюмирует Амет Володарский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *