цели и функции обучения виды обучения
Понятие, функции и виды обучения
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация усвоения знаний, умений и навыков.
Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двухсторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Учение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом.
В образовательном процессе обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции:
информационная или образовательная функция заключается в усвоении учеником знаний, умений и навыков;
воспитательная функция обучения – формирование мотивов учебной деятельности, отношений к изучаемому предмету или явлению, становление мировоззрения, развитие личностных качеств;
развивающая функция обучения – развитие познавательных способностей, речевой и моторной сфер.
1. Объяснительно-иллюстративное (пассивно-созерцательное), целью которого является передача – усвоение знаний и формирование умений и навыков. Учитель излагает материал, применяя различные наглядные пособия, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения. Такой вид обучения требует только воспроизводящего мышления.
2. Программированное, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление познавательной деятельностью ученика осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем. Программированное обучение развивает самостоятельность учеников, позволяет индивидуализировать процесс обучения (каждый может работать в своем собственном темпе) и постоянно получать информацию о ходе процесса обучения.
И программированное, и объяснительно-иллюстративное обучение не стимулируют активность, творчество учеников и обладают крайне ограниченными возможностями в реализации воспитательной и развивающей функций обучения.
3. Проблемное обучение, реализующееся через постановку и решение проблемного вопроса или задачи. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы.
Если проблемная ситуация сконструирована педагогом верно (задача связана с реальной жизненной ситуацией, решение задачи опирается на предшествующий опыт ребенка, но не является очевидным и т.д.), то она вызывает активность, стремление к самостоятельным поискам, мобилизацию знаний, чувство удовлетворения от процесса познания. Знания, полученные в процессе решения проблемы, характеризуются прочностью и действенностью.
Содержание обучения
Содержание обучения есть конкретизация его цели; оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире.
В отечественной педагогике существуют следующие определения содержания обучения (СО):
СО – это педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе;
СО – совокупность знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть растущему человеку;
СО – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте. С этих позиций содержание обучения должно включать:
-опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;
-опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений и навыков действовать по образцу;
-опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
-опыт осуществления эмоциональных отношений – в форме личностных ориентаций.
Содержание обучения может существовать в двух различных формах: 1) искусственной – как проектируемое, «опредмеченное» содержание, представляющее собой педагогическую модель социального опыта, которую предстоит реализовать в обучении, и 2) естественной – как осуществляемое содержание, где учитываются закономерности обучения, его логика и условия протекания. В связи с этим содержание обучения рассматривают как многоуровневую систему, которая включает:
теоретический уровень – представлен выше в виде элементов социального опыта, находит отражение в перечне предметов учебного плана школы;
уровень учебного предмета – находит отражение в учебных программах – нормативных документах, раскрывающих содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику освоения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов, а также объема времени на их изучение;
уровень учебника (учебного материала) – здесь конкретизируются элементы состава содержания, обозначенные на первом уровне и представленные на втором в форме, специфической для каждого предмета – конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях и т.п.;
уровень реализации (процесса обучения) в виде главного дидактического отношения «преподавание – учение», на этом уровне происходит включение каждой частицы содержания в процесс обучения;
уровень ученика (личностный уровень) – характеризуется усвоением содержания обучения и конкретными изменениями в личности ученика.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
4. Цели и функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом, который представляют как систему из (Н.В. Кузьмина):
цель обучения – для чего учить;
содержание учебной информации – чему учить;
методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации – как учить;
Структура педагогического процесса: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм.
Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость.
Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы:
формирование отношений личности к себе и миру;
воспитание всесторонне развитой личности;
воспитание социально-компетентной личности;
приобщение человека к культуре;
воспитание гражданской личности;
воспитание автономной личности;
развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающем обучении. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию обучения более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике в 60 гг. появился специальный термин “развивающее обучение”. Он предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию учащихся.
Всесторонне развитая личность: умственное В; техническое; физическое; нравственное; трудовое; эстетическое; гражданское, национальное; экономическое; экологическое. Все это должно сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.
Сущность, задачи и функции обучения
Обучение – это в первую очередь активное взаимодействие педагога и ученика. Результатом этого общения является формирование у ребенка собственной активности, направленной на получение знаний, умений и навыков.
Нельзя говорить, что роль учителя – это только передача знаний, а роль ученика – только их получение. Результат обучение определяется активным взаимодействием всех сторон процесса. Паскалю принадлежит высказывание, в котором он сравнивает ученика не с сосудом, который надо бездумно наполнить информацией, а с факелом, который необходимо зажечь.
Цель и основная задача педагога в процессе обучения заключается в том, чтобы направлять действия ученика в его познавательной деятельности, контролировать его успеваемость, предоставлять необходимые средства обучения и необходимую информацию.
В том случае, если учащиеся не имеют стимула к получению знаний и недостаточно мотивированы, то можно считать, что процесс обучения не налажен, а результат его будет достаточно низким.
Сущность, задачи и функции обучения
К числу основных задач, которые необходимо решить в процессе обучения, относятся:
Функция педагога и ученика
К числу основных функций учителя можно отнести:
Учащиеся также имеют ряд функций, которые должны выполнять в ходе учебного процессе:
С учетом функций каждого из участников процесса обучения можно сформулировать понятие сущности образования. Она заключается в получении новых знаний, формировании полезных навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Формы обучения
Выделяют следующие формы обучения:
На физиологическом уровне процесс обучения заключается в формировании в центральной нервной системе шаблонных стимулов, которые в дальнейшем будут основой для выбора сценариев реагирования на знакомые и новые ситуации.
Первым, кто попытался объяснить механизмы обучения, был П. К, Анохин. Он считал, что информация, полученная в ходе обучения, превращается из потенциальной в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Эта система представляет собой основу и ведущий из механизмов обучения.
Обучение может проводиться на различных уровнях. Тот уровень, на котором проводится обучение, носит название рефлекторного. Именно здесь идет усвоение стимулов и формирование реакций.
Рефлекторные уровни есть и у животных, и у человека. Характер подкрепления у разных живых существ может различаться, но механизмы, лежащие в основе обучения сходны. Выявление рефлекторного уровня обучения осуществляется бессознательно в ходе целенаправленного поиска и проб. Побуждение к поискам провоцируют нереализованные потребности.
На рефлекторном уровне можно выделить два вида обучения:
На практике мы редко имеет дело с изолированными видами обучения. Обычно оба эти направления объединены в сенсомоторное обучение. В основе сенсомоторного обучения лежит формирование автоматических способов выполнения действий, которые проводятся под контролем восприятия и представлений.
Следующим, более высоким уровнем обучения является усвоение знаний на интеллектуальном уровне. В этом случае знания базируются на не ощущениях и чувственных представлениях о предметах и действиях, а на системе понятий и действий, которые обозначены словами. Происходит выделение объективных связей, которые характеризуют структуру действительности или деятельности.
Активность в процессе обучения
По критерию активности обучение можно классифицировать следующим образом:
Неассоциативное обучение также носит название стимул-зависимого. Оно обуславливается средой и не требует проведения согласования внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически, это пассивная реакция человека на внешние сигналы.
В рамках неассоциативного обучения различают:
Благодаря привыканию, которые является наиболее простой и распространенной формой обучения, человек может научиться игнорировать некоторые стимулы, которые не имеют значения, дл того, чтобы сконцентрировать внимание на значимых раздражителях. Сенсибилизация используется для формирования поведенческой реакции по типу «Стимул-ответ».
Если говорить про импринтинг, то выделяют три основных его проявления:
Подражание, в свою очередь, можно разделить на:
Викарное обучение предполагает, что результат подражания оценивается. Чем старше становится обучаемый, тем чаще обычное подражание заменяется викарным обучением.
Ассоциативное обучение также в литературе может определяться как факультативное обучение. Оно представляет собой процесс формирования собственной среды индивидуума за счет выделения значимых для выполнения поведенческих актов функциональных составляющих. Результат ассоциативного обучения во многом определяется эффективным контактом человека и среды.
Выделяют две основные формы ассоциативного обучения:
Вторая форма факультативного обучения предполагает, что человек получает требуемый результат за счет выполнения активных действий. Эффективность оперантного обучения определяется подкреплением действий положительными или отрицательными эмоциями по поводу полученных в ходе отдельных проб результатов.
Когнитивное обучение является высшей категорией обучения. Оно приводит к формированию функциональной структуры среды.
Выделяют следующие формы когнитивного обучения:
Когнитивное обучение является одним из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.
Понятие процесса обучения, виды обучения
Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная и непрерывная смена актов обучения, в процессе которой решаются задачи развития и воспитания личности. Субъектами процесса обучения являются учитель и ученик.
Структурные элементы процесса обучения:
— цели и содержание образования (зависит от вида реализуемого образования)
— мотивы субъектов обучения (содержательные, околосодержательные)
— формы организации обучения
— средства и результаты (методы и достижения)
Ю.К. Бабанский – Дидактические закономерности:
1) Процесс обучения всегда зависим от общественных потребностей
2) Связь обучения с образованием, воспитание и развитием как сторонами целостного формирования личности
3) Зависимость процесса обучения от возможностей учащихся и внешних условий.
Признаки, характерные для обучения:
1) обучение – двусторонний процесс (субъект-субъетное взаимодействие);
2) совместная деятельность учителя и учащегося;
3) учитель осуществляет руководящую функцию;
4) целостность и единство обучения;
5) соответствие обучения возрастным закономерностям развития учащегося;
6) управление развитием и воспитанием учащегося;
Основные категории дидактики:
1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, обеспечению информацией, реализации системы воспитания, а также направленностью на осознание и практическое применение знаний;
2) учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнений и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности либо изменяются ранее приобретенные;
3) обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение конкретной учебно-воспитательной цели.
Дидактика – наука об образовании и обучении, их целях и содержании, а также средствах, методах организации и достигаемых ими результатов.
Основные компоненты процесса обучения:
1) деятельность педагога
· разъяснение учащимся целей и задач обучения;
· знакомство учащихся с новыми знаниями;
· управление процессом познания и процессом осознания знаний и умений;
· организация эвристической и исследовательской деятельности;
· проверка и оценка изменений в обученности и развитии учащегося;
2) деятельность ученика:
· собственная деятельность ученика по созданию положительной мотивации учения;
· восприятие новых знаний и умений;
· анализ, синтез, сопоставление и систематизация знаний;
· понимание причинно-следственных связей;
· самостоятельно разрешение возникающих проблем обучения;
· самоконтроль и самодиагностика достижений.
Основные виды обучения:
1) объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное) – разъяснение и объяснение материала в сочетании с наглядностью
Метод:объяснение в сочетании с наглядностью
Ведущие виды деятельности учащегося:слушание и запоминание
Основной критерий эффективности обучения: безошибочное воспроизведение изученного
Недостатки метода:
· преподнесение «готовых знаний» → учащиеся освобождаются от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при усвоении;
· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса
Достоинства метода:
· сберегающая функция (экономия сил учителя и учащегося);
· облегчает понимание учащимися сложных знаний;
· обеспечение эффективного управления процессом;
2) проблемное обучение – организуется путем самостоятельного добывание знаний учащимся в процессе решения учебных проблем. Основной задачей является развитие творческого мышления и познавательной активности учащегося.
Структура проблемного обучения, этапы:
· создание проблемной ситуации учителем (должна создавать ощущение мысленного затруднения); введение и осознание проблемной ситуации учащимся;
· анализ своих знаний учащимися
· этап добывания новых знаний
· выбор способа разрешения проблемной ситуации;
· решение проблемы либо задачи;
· закрепление – рекомендация педагогом подобных задач
Достоинства метода:
· высокий интерес и мотивация к учебному труду;
· развитие продуктивного мышления;
· прочные и действенные результаты обучения;
Недостатки метода;
· слабая управляемость познавательной деятельностью учащегося;
· большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
3) программированное обучение и 4) компьютерное обучение
Основная цель: улучшение образовательного процесса, акцент ставится на управлении образовательным процессом
Технология программированного обучения позволяет контролировать каждый шаг на пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь при преодолении затруднений
· учебный материал делится на определенные разделы;
· учебный процесс состоит из последовательных шагов; каждый шаг включает в себя определенную порцию знаний и мыслительных процессов для их усвоения;
· каждый шаг завершается контролем; при положительном результате ученик получает новый подраздел знаний; при отрицательном – помощь и дополнительные разъяснения;
· каждый учащийся работает самостоятельно → овладевает материалом в посильном для него темпе;
· учебный процесс включает внешнюю и внутреннюю обратную связь;
· педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднении → реализуется индивидуальный подход;
Достоинства метода:
· индивидуальный темп освоения каждому ученику;
· решение проблемы субъекта в результате оценки деятельности участника.
Сущность, структура и функции процесса обучения.
Раздел: Теория обучения (дидактика)
Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений
Сущность процесса обучения – это:
целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
овладение научными знаниями умениями, навыками;
формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений
Выявление сущности требует:
рассмотреть связи данного процесса (явления) с другими
процесса (явлениями) и тем самым выявить его специфику (отличия);
определить функции (роль, значение) данного процесса (явления);
проанализировать структуру процесса (явления) с закономерными связями между составляющими его компонентами;
рассмотреть данный процесс (явление) в динамике, проанализировать его движущие силы и логику.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).
a. формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;
b. формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);
c. формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Кроме того, выделяют еще три функции
функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.
Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:
постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;
подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;
комплексное использование методов обучения.
Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.
Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):
Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).
Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).
Содержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками).
Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).
Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).
Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).
Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку
Законы в обучении
Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.
Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.
Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).
Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.