цели и задачи учебной практики в школе
Педагогическая и учебно-исследовательская практика
В учебном пособии рассмотрены теоретические основы организации педагогической и учебно-исследовательской практики, даны общие характеристики педагогической и учебно-исследовательской практики, раскрыты организационные требования к базам практик, уточнены механизмы руководства педагогической практикой бакалавров, определены права и обязанности практикантов, представлена отчетная документация по всем элементам практики, охарактеризована учебно-воспитательная деятельность будущего педагога. В приложениях пособия представлены фрагмент программы по педагогической практике, проекты учебного занятия и сценария воспитательного мероприятия, примерные схемы анализа данных мероприятий, методики изучения учащихся и класса.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая и учебно-исследовательская практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 Общие положения, цели, задачи педагогической практики
Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования и выступает как одно из средств формирования специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности. Система практического обучения способствует интеллектуальному развитию будущих бакалавров педагогического образования, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного педагога.
Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование является частью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Ее прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данного направления подготовки.
Программа педагогической практики базируется на следующих основных принципах:
− наличие обратной связи теоретического обучения и практики;
− соблюдение принципа последовательности и логичности, т. е. поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
− преемственность — взаимосвязь всех видов практик, освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;
− динамичность — постепенное усложнение задач различных видов практик, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности;
− полифункциональность — одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционнореабилитационной и т. д.);
− перспективность — знакомство со сферами социальнопедагогической деятельности с учетом их перспективного развития;
− свобода выбора — учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практик, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практик, тематики, научно-исследовательской работы.
Педагогическая практика повышает ответственность за проведенную работу, развивает коммуникативные и организаторские способности, создает благоприятные условия для проведения курсовых и дипломных исследований, позволяет студенту почувствовать себя нужным, востребованным в профессиональном смысле человеком, ориентирует в выборе будущего места работы.
Таким образом, практическая подготовка будущих педагогов является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий.
Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществление практической подготовки к педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения.
Задачами педагогической практики являются:
1) конкретизировать, расширить теоретические знания по педагогике, формировать практические навыки работы с детьми различных возрастных групп в реальных условиях образовательного учреждения;
2) изучить педагогический процесс в реальных условиях образовательного учреждения;
3) сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения воспитательной деятельности с детьми различных возрастных групп;
4) воспитать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями;
5) организовать взаимодействие с общественными и молодежными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
6) осуществить профессиональное самообразование и личностный рост, воспитать устойчивый интерес к профессии учителя и адекватной профессиональной направленности;
7) формировать у студентов профессиональные умения и навыки (компетенции), необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;
8) развивать у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;
9) формировать творческий, исследовательский подход к педагогическому процессу.
Данные задачи производственной (педагогической) практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: − педагогическая; − культурно-просветительская.
В области педагогической деятельности бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:
— изучить возможности, потребности, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;
— организовать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику дисциплин предметной области;
— организовать взаимодействие с общественными и молодежными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
— использовать возможности образовательной среды школы для обеспечения качества образования, в том числе с применением инновационных технологий; — осуществить самообразование и личностной рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В области культурно-просветительской деятельности бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:
— изучить потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
— совместно с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе разрабатывать и реализовывать систему культурнопросветительских мероприятий в школе.
Формой проведения педагогической практики является активная (6 недель) практика, включает разделы: ознакомительная каждодневная пассивная практика студентов, рабочая практика, аналитическая практика.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Я, Ференс Ольга Леонидовна, студентка 4 курса группы МИД – 13, проходила педагогическую практику, со «2» февраля по «1» марта, в МБ УДО «Радуге».
Целями педагогической практики является:
ознакомление студентов с педагогическими реалиями учебного заведения;
приобретение опыта в процессе проведения занятий;
приобретение опыта в процессе проведения концертной деятельности, а так же принятия участия в конкурсах-фестивалях;
применение на практике профессионально-теоретических и практических знаний и навыков, которые были приобретены во время обучения в ВУЗе.
Задачи практики:
Изучение педагогического опыта преподавателей данного учреждения, в процессе посещения уроков;
Составление индивидуальных календарных планов;
Составление поурочных планов в группах обучающихся;
Проведение урочной деятельности;
Составление педагогической характеристики учащихся;
Посещение и проведение концертных мероприятий.
Календарный график (план) прохождения практики
Недели прохождения практики
Подготовка к педагогической практике
Интервью с классным руководителем
Проведенное занятие (3 группа);
Самоонализ урока
Посещение классного часа
Репетиция концерт – «Советская песня»
Проведение классного часа
Проведенное занятие (2 группа)
Репетиция концерт – «Советская песня»
Концертное мероприятие «Советская песня»
Проведенное родительское собрание
Проведенное занятие (1 группа)
Репетиция концертного мероприятия посвященного 8 марта
Концертное мероприятие посвященное
8 марта
возрастная категория – 5-8 лет
Дата проведения учебного занятия в группе учащихся №2
03. 02. 17
Объединение: «МБ УДО Радуга» 2017 года обучения
Педагог: Сомов Виталий Петрович
Подведение итогов занятия.
Давайте ребята, вспомним с вами, что же было на прошлом занятии?
— Правильно, на прошлом занятии мы с вами были в роли композиторов – сочиняли песенки. И мне так понравилась песенка Куклишиной Елизаветы, что мелодия не как не выходит из головы. Наверняка и у вас бывало такое, вы просто напеваете мелодию – возможно даже не зная текста и исполнителя.
АНАЛИЗ УРОКА ПРОВЕДЕННОГО СОМОВЫМ В. П
Дата проведения учебного занятия
в группе учащихся №2 03. 02. 17
КРАТКИЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ В 3 ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Урок по дисциплине «Эстрадный вокал» с использованием игровых технологий
Описание материала: данный урок рассчитан на детей школьного возраста (9-13 лет).
Дата проведения:
4.02.17
Педагог: Ференс О.Л
Тип занятия: Практическое занятие-урок с использованием игровых технологий.
Форма проведения занятий: групповые занятия. Занятие проводится в форме соревнований и игр.
Оборудование: фортепиано, компьютер, карточки с нотами.
Методический и дидактический материалы, наглядность, ТСО: Игры на запоминания нотной грамоты.
1.Организационный момент (5 мин.)
(Приветствие, организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества учащихся, проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы).
2. Подготовка к восприятию нового материала.
— Распевки;
— Исполнение песни – «до,ре, ми». (2 мин)
3. Основная часть (30 мин)
— Теоретические основы;
— Игра «Рисуем музыку»;
— Игра «Учим нотки»;
— Игра «Лото»
— Разминка (3 мин)
— Исполнение песни – «Лесная песенка»;
4. Заключительная часть (5 мин)
— Песенка прощания.
— Домашние задание.
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ В 3 ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Урок по дисциплине «Эстрадный вокал» с использованием игровых технологий
Описание материала: данный урок рассчитан на детей школьного возраста (9-13 лет).
Дата проведения:
4.02.17
Педагог: Ференс О.Л
Тип занятия: Практическое занятие-урок с использованием игровых технологий.
Форма проведения занятий: групповые занятия. Занятие проводится в форме соревнований и игр.
Оборудование: фортепиано, компьютер, карточки с нотами.
Методический и дидактический материалы, наглядность, ТСО: Игры на запоминания нотной грамоты.
1.Организационный момент
Добрый день – добрый день, встретились мы снова.
Слушать музыку и петь, мы уже готовы.
(Исполняется песенка приветствие)
«Если хочешь сидя петь, Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри смелей.
Раз! Вдох! И запел.Птицей звук полетел.
Руки, плечи – всё свободно, Петь приятно и удобно.»
Сегодня темой нашего занятия, является изучение нотной грамоты. Для того, что бы мы с вами свободно читали с листа ноты, мы должны их хорошо выучить. И сегодня мы этим займемся.
Ми – микстура перед сном, Фа – фантазия моя…»
3. Основная часть
Все, кто начинает заниматься музыкой, первым делом знакомятся с нотной грамотой. И начинающему музыканту важно не только знать ноты, но и быстро их узнавать. Для того, чтобы можно было лучше и интереснее запомнить ноты и их расположение на нотном стане, приведем в пример несколько игр, которые позволят автоматизировать узнавание нот и помогут в беглом чтении с листа юному музыканту.
Игра №3. « Лото».
Цель игры: быстрее других собрать свое поле. Начинаем игру.
Отбираем карточки с нотами по 4-8 штук, каждый выкладывает перед собой как поле от лото. Я поочередно буду доставать карты с названиями нот и оглашать их. Игрок, у которого в поле присутствует данная карта, говорит: «моя!» или «у меня!». «Невостребованные» в определенный срок карты откладываются в сторону и в игру не возвращаются. Побеждает игрок, быстрее других собравший свое поле. Так же я могу вытянуть карточку, на которой нота нарисована на нотном стане. (идет игра)
Мы уже немного подустали, и необходимо сделать зарядку.
(Включаются фонограммы зарядки: «Я веселый паровозик», «А у зебры есть полоски..».)
Мы сделали зарядку, а теперь давайте споем «Лесную песенку».
«Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы
Нотки на ладонь ему падали, как слёзы
Он их вместе собирал, собирал любую
И тихонько напевал песенку лесную.
Ми, ми, до, ми, ми, до Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре
Ре, ре, си, ре, ре, си Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до »
4. Заключительная часть
Молодцы ребята вы сегодня на славу потрудились. Хотите, еще потом сыграем в лото? (ответ)
«Чтоб выучиться пению, имеем мы терпение.
И чтоб урок не зря у нас прошёл,
должны мы быть старательны,
послушны и внимательны
и выучить все ноты хорошо!
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.»
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ 3 ГРУППЫ
КРАТКИЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Урок по дисциплине «Эстрадный вокал» с использованием игровых технологий
Описание материала: данный урок рассчитан на детей школьного возраста (5-8 лет).
Дата проведения:
11.02.17
Педагог: Ференс О.Л
— Исполнение песни – «Три кита»;
3. Заключительная часть (5 мин)
— Прощальная песенка
КРАТКИЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ В 1 ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Урок по дисциплине «Эстрадный вокал» с использованием игровых технологий
Описание материала: данный урок рассчитан на детей школьного возраста (5-8 лет).
Дата проведения : 18.02.17
Педагог: Ференс О.Л
1.Организационный момент (3 мин.)
(Приветствие, организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества учащихся, проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы).
2. Основная часть (30 мин)
— Игра – «Фокус с предметами» Задача: тренировать силу и направленность выдоха ;
— Игра «Кто дольше?» Задача: развить речевое дыхание, силу голоса ;
— Игра «Вьюга воет» Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, способность изменять ее в нужный момент;
— Игра «Лестница» Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
— Разминка (5 мин)
— Песня через хлопки;
— Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики».
— Исполнение песни – «Дождик».
3. Заключительная часть (7 мин)
— Прощальная песенка
Авторизация на сайте
Педагогическая практика
Цели и задачи педагогической практики
Целями практики является знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности, закрепление и углубление теоретических знаний студента и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики :
— формирование, развитие и закрепление у студентов основных профессионально-педагогических умений, навыков, знаний, полученных в процессе изучения основных дисциплин;
— изучение студентами системы организации и содержания работы в школе по предметам специальности;
— овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
— овладение методикой анализа учебных занятий;
— формирование представления о современных образовательных информационных технологиях; внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс по истории;
— овладение студентами методикой изучения детского коллектива;
— изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, внешкольных учреждениях дополнительного образования, передового и нетрадиционного педагогического опыта в рамках избранной специальности;
— приобретение практических навыков планирования учебно-воспитательного процесса, разработки и проведения внеклассных занятий;
— привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности;
— развитие у будущих учителей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности, профессиональной культуры;
— профориентация и профвоспитание, развитие и закрепление интереса к педагогической деятельности и работе с детьми;
— организация внеклассной и внешкольной деятельности, культурно-просветительской деятельности в образовательной сфере;
— формирование профессиональной направленности на взаимодействие;
— формирование навыков анализа педагогической ситуации;
— апробирование деятельности по проектированию ситуаций развития в образовательном процессе; реализация возрастно-нормативных представлений в построении уроков, индивидуальных образовательных траекторий;
— практическое освоение различных форм организации учебно-воспитательного процесса, адекватных возрастной специфике детей и подростков, с использованием технологий психолого-педагогического проектирования.
Педагогическая практика проводится в 6, 7 и 9 семестрах с отрывом от учебных занятий.
Основной базой практики являются общеобразовательные школы, лицеи, гимназии г. Пензы, где студенты работают в качестве учителей по профилю подготовки, классных руководителей. Практика осуществляется на основании договора между университетом и руководителем соответствующего образовательного учреждения.
Педагогическая практика организуется историко-филологическим факультетом ПГУ совместно с кафедрами педагогики и психологии, а также педагогическими коллективами образовательных учреждений, на базе которых она проводится. Организационное обеспечение педагогической практики осуществляется ее факультетским руководителем.
— отвечает за организацию практики студентов, участвует в разработке рабочей программы практики;
— осуществляет подбор образовательных учреждений в качестве баз для прохождения педагогической практики на факультете, поддерживает с ними связь, распределяет студентов по местам практики;
— координирует деятельность кафедр, участвующих в организации и проведении педагогической практики;
— организует и проводит установочные и итоговые конференции;
— контролирует работу студентов; принимает меры к устранению недостатков в организации практики;
— совместно с методистами и учителями оценивает работу каждого студента-практиканта;
— обеспечивает своевременное составление документов для оплаты труда работников образовательных учреждений;
— обобщает опыт, составляет общий факультетский отчет по итогам педагогической практики, вносит предложения по ее совершенствованию;
— участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и Совета факультета.
Из числа наиболее опытных преподавателей назначаются групповые методисты по специальности.
Групповой руководитель (методист):
— распределяет студентов по классам, утверждает индивидуальные планы работы, контролирует их выполнение;
— вместе с администрацией образовательного учреждения обеспечивает выполнение программы практики;
— организует изучение студентами опыта творческой педагогической деятельности коллектива образовательного учреждения и отдельных педагогов;
— осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах; помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различных типов;
— проводит в ходе практики методические совещания и консультации;
— своевременно информирует деканат о ходе практики, случаях грубого нарушения трудовой дисциплины, невыполнении программы;
— анализирует и оценивает уроки, факультативные и внеурочные занятия студентов с детьми по предмету, организует их коллективное обсуждение;
— анализирует отчетную документацию студентов и оценивает их работу;
— вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.
Методист по педагогике:
— принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочной и итоговой конференциях в университете и в образовательном учреждении;
— проводит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы;
— посещает отдельные уроки, внеклассные занятия и творческие дела студентов, организует их коллективный анализ;
— участвует в проведении проблемных семинаров и методических совещаний со студентами;
— проверяет отчеты и другую документацию и оценивает работу каждого студента-практиканта, уровень его педагогических способностей и педагогической культуры.
Методист по психологии :
— принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочной и итоговой конференциях;
— проводит консультации по вопросам практического применения психологических знаний в профессионально-педагогической деятельности студентов;
— посещает уроки или внеклассные занятия студента, участвует в их обсуждении, дает психологический анализ различным аспектам профессиональной деятельности студентов;
— анализирует отчетную документацию студентов, участвует в оценке деятельности каждого студента, его профессиональной подготовки.
Студенты-практиканты имеют право:
— использовать в профессиональной педагогической деятельности современные технологии и средства обучения для решения конкретных педагогических задач в образовательном учреждении;
— пользоваться библиотекой, информационными фондами школы и университета;
— по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаться за помощью к методистам, руководителю практики, администрации и педагогам образовательного учреждения; получать от методистов и учителей необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;
— принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в университете и образовательном учреждении;
— вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики.
— соблюдать трудовую дисциплину, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
— организовать свою деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательного учреждения, подчиняться правилам внутреннего распорядка, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики образовательного учреждения и университета;
— соблюдать нормы профессиональной этики по отношению к членам педагогического коллектива и учащимся;
— в процессе работы с учащимися показать свою профессиональную компетентность и педагогическую культуру;
— соблюдать права учащихся на получение качественного образования и безопасность образовательного процесса;
— своевременно подготовить отчетную документацию по практике.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается невыполнившим учебный план данного семестра.
На период педагогической практики в образовательном учреждении один из студентов назначается старостой. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентами образовательного учреждения и общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, составление документации по оплате работы педагогического коллектива школы, выполнение поручений руководителей практики.
Содержание педагогической практики
Практика проходит в несколько этапов.
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студентам сообщается вся необходимая информация по ее проведению: разъясняется цель, задачи, содержание, формы организации, порядок прохождения педагогической практики и порядок отчетности.
2. Первая неделя является пассивной, основная цель ее – знакомство студентов с школой, классом и организацией учебно-воспитательного процесса. В этот период осуществляется изучение работы учебного заведения в целом и воспитательно-образовательного процесса в частности, изучение необходимой документации школы и класса (расписание уроков, классные журналы, личные дела детей, тематические планы учителя, график работы методических объединений, школьных мероприятий на период практики), знакомство с деятельностью классного руководителя, школьного психолога и психологической характеристикой класса (при наличии психологической службы в школе). Практиканты распределяются по классам, посещают уроки всех учителей в закрепленном классе и внеклассные мероприятия, изучают уровень знаний, умений и навыков школьников. Основной задачей является комплексное изучение опыта конкретного учителя истории (выявление приемов и методов работы учителя по формированию познавательного интереса учащихся к предмету, знакомство с различными типами, структурными элементами уроков, выявление их воспитательного и развивающего потенциала) с последующим анализом.
К концу первой недели составляются индивидуальные планы учебной и воспитательной работы на период практики, а также расписание уроков, которые предоставляются групповому руководителю практики. График работы студентов должен быть согласован с учителем, классным руководителем и доведен до сведения всех руководителей практики. В этот период начинается планирование собственных уроков, согласование с учителем методов и приемов обучения.
3. Активная практика. На последующих неделях с туденты приступают к самостоятельной работе согласно индивидуальным планам:
а) Ведут уроки, дополнительные и внеклассные занятия в закрепленных классах согласно расписанию. На каждый урок составляется подробный конспект, который предварительно утверждается учителем или методистом кафедры. Без наличия конспекта студенты к урокам не допускаются. Проведенные уроки анализируются, оценка за него выставляется учителем в дневнике. Замечания по уроку необходимо учитывать при проведении последующих уроков, а также при составлении отчета о практике.
б) Присутствуют на уроках и внеурочных занятиях, проводимых однокурсниками; фиксируют в дневниках свои наблюдения и замечания, а затем участвуют в их обсуждении;
в) Принимают активное участие в работе по плану классного руководителя. В качестве помощников классного руководителя практиканты проводят воспитательную работу с учащимися. Примерными видами работ в этом направлении могут быть: ведение дневника наблюдений за учащимися класса, проведение классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний, оформление тематических уголков, организация дежурства по школе и т. д. Воспитательная работа учитывается при выставлении общей оценки за педагогическую практику. Ее итогом является зачетное внеклассное мероприятие.
г) По возможности студенты участвуют в педсоветах, совещаниях, заседаниях предметных методических объединений, общешкольных мероприятиях (дни здоровья, субботники и т. п.).
В 7 семестре в задачи практики включается также выполнение заданий по психологии. Студенты проводят психодиагностические исследования.
4. По окончании практики ее результаты обсуждаются на заключительном совещании в школе и итоговой конференции в вузе. Студенты готовят отчеты, в которых обобщают личный педагогический опыт.
Отчетность по педагогической практике студентов
Документация по педагогической практике предоставляется на кафедры отечественной истории и методики преподавания истории, педагогики и психологии. Сроки сдачи документации устанавливаются на вводной конференции.
Во время практики студенты ведут педагогический дневник, в котором фиксируют результаты наблюдений и анализа учебно-воспитательной работы с учащимися, отражают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогических характеристик на учащихся и коллектив класса, протоколируют и анализируют наблюдаемые уроки. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.
По окончании практики студенты предоставляют следующую документацию:
Дневник практиканта, в котором приводится: 1) таблица проведенных уроков с указанием даты, темы урока и оценок учителя и методиста; 2) итоговые оценки методистов по предмету, педагогике и психологии, учителя истории (обществознания), классного руководителя с их подписями; 3) индивидуальный план педагогической практики студента; 4) отчет о педпрактике по приведенной ниже форме.
Кроме этого, студенты представляют методистам по педагогике и психологии результаты выполнения заданий, полученных на установочной конференции.
Содержание итогового отчета о педагогической практике
Характеристика школы, ее материально-технической базы. Изучение опыта работы учителей школы.
Краткая характеристика класса, с которым работали. Конкретные учебные и воспитательные задачи, поставленные на период практики, методы их решения.
Анализ учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов по истории, методических пособий, используемых в учебном процессе.
Количество проведенных уроков, их типы, оценка этих уроков самим студентом, учителями, методистами. Какие уроки прошли наиболее удачно, какие вызвали затруднения, почему?
Какие виды деятельности на занятиях вызывали у вас затруднения (налаживание контакта с классом, изложение нового материала, проведение опросов, контрольных работ, тестов и т. д.). Степень личной удовлетворенности учебной работой. Индивидуальная работа с учащимися, её результаты.
Содержание внеклассной воспитательной работы с учащимися. Перечислить основные поручения классного руководителя, какую помощь оказали, проведенные мероприятия. Затруднения в подготовке и проведении внеклассных занятий. Оценка результативности проведённой работы.
Работа с родителями.
Выполнение плана педагогической практики. Что из намеченного в индивидуальном плане не было выполнено и почему? Особенности практики.
Что дала вам педагогическая практика (впечатления, замечания и пожелания). Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие образовательно-воспитательные задачи вы ставите перед собой на будущее?
Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
Текущий контроль за работой студентов осуществляется в процессе проведений консультаций, методических совещаний. Аттестация по производственной практике проводится в форме дифференцированного зачета. Практика оценивается на основе отчетов, составленных студентами, и полученных ими оценок методистов по предмету, педагогике, психологии, учителей-предметников и классных руководителей. При этом учитывается качество проделанной студентом работы (качество проведения уроков, внеклассных мероприятий, отчетной документации, уровень анализа и самоанализа, отношение к педагогической деятельности, степень интереса к работе, ответственность и т. д.). Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам по дисциплинам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов промежуточной аттестации студентов. Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время.
Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца Х VI в.: 6 класс: к учебнику А. А. Данилова и др. «История России». 6 класс. М., 2005.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. № 4. 2009.
Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России / Новое время – новая дидактика. М.-Самара, 2001.
Баранов П. А. История России. 19 век: 8 кл.: Контрольные и проверочные работы / П. А. Баранов, О. Н. Журавлева. М., 2002.
Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс: пособие для учителя. М., 2003.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2008.
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Жильцова Е. И. и др. Обществоведение: 10-11: Метод. рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учеб. плана: Пособие для учителя. М., 2001.
Вагин А. А. Методика обучения истории в средней школе. М., 1972.
Воровщиков С. Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технологии. Учебное пособие. М., 2005.
Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М., 2001.
Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М., 2000.
Грицевский И. М., Грицевская С. Э. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990.
Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., 1987.
Дыдко С. Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 9-й кл.: К учебнику «Введение в обществознание. 8-9 классы» / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 2005.
Ерохина М. С., Короткова М. В. Россия и мир в ХХ веке: 11-й кл.: Метод. пособие для учителя. М., 2004.
Журавлева О. Н. Тесты по истории России: 8 класс: К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс». М., 2005.
Загладин Н. В., Загладина Х. Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век: Учебно-методические материалы (тесты, таблицы, темы рефератов, контрольные вопросы). 9-11 классы. 3-е изд. М., 2001.
Зверева Л. И. Обществознание: краткие конспекты уроков для учителя истории. 10 класс / Л. И. Зверева, А. Е. Тувельман. М., 2005.
Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для вузов по пед. спец. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М, 2007.
Ивошина Т. Г. Психология подростковой школы: гипотезы и основания. Пенза, 2005.
Ивошина Т. Г., Питанова М. Е., Шварева Л. В. Психологическая подготовка студентов к педагогической практике. Пенза, 2008.
История России. ХХ век. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / Авт.-сост. Н. С. Кочетов. Волгоград, 2007.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2008.
Кибальченко И. А. Теория и практика воспитательной деятельности: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009.
Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.
Кишенкова О. В. Новейшая история. 9, 11 кл.: Метод. пособие. 2-е изд. М., 2002.
Коваль Т. В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: ХХ в.: 9 кл. М., 2003.
Колганова Е. В., Сумакова Н. В. Поурочные разработки по истории России 19 в. 8 кл. / Науч. ред. Б. Н.Серова. М., 2004.
Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.
Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникина. М., 1999.
Короткова М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / М. В. Короткова, М. Т. Студеникина. М., 2000.
Кочетов Н. С. История России. ХIХ век. 8 класс: Планы уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). Волгоград, 2003.
Лазебникова А. Ю., Калачева Е. Н., Демидов Б. В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы: К учебнику А. Ю. Лазебниковой и др. «Обществознание: 10-11 классы». М., 2005.
Лопатюк Л. М. История России. XIX век. 8 класс. Часть I. Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век». 8 класс. Волгоград, 2003.
Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособие / Под ред. М. А. Галагузовой. М., 2005.
Методика преподавания обществознания в школе: учебник для вузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 2002.
Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под общ. ред. В. В. Рубцова. Т. II. М., 2004.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моиссеева, А. Е. Петров. М., 2009.
Новые технологии обучения на ФПКП: Теория, опыт, проблемы: В 2 кн. М., 2006.
Кириленко Г. Г., Кудина М. В., Логунова Л. Б. и др. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. 4-е изд. М, 2007.
Педагогическая практика. Метод. рекомендации для студ. и преподавателей. Вып. 2 / Авт.-сост. Л. Ю. Боликова, С. В. Сергеева, С. С. Качалина Под ред. В. В. Полукарова. Пенза, 2000.
Персанова Е. М. Курс лекций по методике преподавания истории: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 2-е. Пенза, 2004.
Персанова Е. М. Теория и методика обучения истории: учебное пособие для вузов. Пенза, 2009.
Примерные программы по учеб. предметам. История. 5-9 классы: проект / А. А. Кузнецов. М., 2010.
Примерные программы по учеб. предметам. Обществознание. 5-9 класс: проект / А. А. Кузнецов. М., 2010.
Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву 10-11 классы / Авт.-сост. Т. А. Корнева. М., 2008.
Романовский В. К. Новейшая отечественная история. 1985-2002 гг.: Материалы к изучению отечественной истории. М., 2002.
Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
Сборник нормативных документов: История: Федеральный компонент гос. стандарта. Федеральный базисный план и примерные учеб. программы по истории. М., 2008.
Сборник нормативных документов: Обществознание: Федеральный компонент гос. стандарта. Федеральный базисный план и примерные учеб. программы по обществознанию. М., 2008.
Северина О. А. История древнего мира 5 класс: поурочные планы по учебнику «История древнего мира» 5 класс. Волгоград, 2003.
Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М., 2005.
Ситаров В. А. Дидактика. М., 2008.
Социально-педагогическая технология: (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) / Сост. Н. Е. Щуркова. М., 2005.
Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы. М., 1999.
Студенкин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для вузов. М., 2002.
Сысоева М. Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
Теория и методика обучения истории: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Э. В.Ванина и др.; под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. М., 2007.
Улунян А. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран»: 11 кл.: Пособие для учителя. М., 2001.
Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История. 10-11 классы. М., 2005.
Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., 2005.
Фельдштейн Д. И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства. М., 2006.
Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. М. – Воронеж, 2008.
Фельдштейн Д. И. Человек как созидатель и носитель социального. М., 2007.
Харьковская Н. И. Предметная неделя истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады. Изд. 3. Ростов-на-Дону, 2007.
Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. СПб., 2007.
Шевченко Н. И. Технологии обучения истории в старшей школе: Методические рекомендации. М., 2008.
Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Ростов н/Дону, 2005.
Щуркова Н. Е. Игровые методики. М., 2004.
Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. СПб., 2005.
Юдовская А. Я. Поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 гг. 7 кл.: Пособие для учителя. М., 2001.
Примерные задания по психологии
I. Психологический анализ ситуаций развития интеллектуальной рефлексии и учебной самостоятельности на уроках в подростковых классах (пояснения иллюстрировать фрагментами с наблюдаемых уроков).
Какие условия для формирования основных учебных действий (целеполагания, моделирования, контроля и оценки) ученика создает учитель на уроках? Поясните на примерах, описывая фрагменты уроков.
1. Как подводит учитель своих учеников к необходимости овладения способом получения нового знания (ответ иллюстрируйте фрагментом урока):
— фиксирует причины невозможности использования старого способа,
— дает учащимся возможность убедиться в несостоятельности старого способа,
— учитель не фиксирует внимания на способах получения нового знания.
2. Чьи образовательные цели (учителя или учеников) реализуются в деятельности (ответ иллюстрируйте фрагментом урока).
3. Как учитель обосновывает новый общий способ действия:
— учитель конструирует модель правильного способа действия (модель решения понятийной задачи, учебной задачи – УЗ) (ответ иллюстрируйте фрагментом урока).
— модель правильного способа решения учебной задачи конструируется учащимися при поддержке учителя.
4. Как и кем отслеживается уровень владения общим способом решения понятийных, учебных задач:
— через развернутое выполнение действий по модели общего способа действия,
— через применение общего способа в частных случаях,
— через воспроизведение материала учебника.
Вывод: созданы ли на уроках условия для становления у учащихся целеполагающих, моделирующих и контрольно-оценочных умственных действий, важных для становления интеллектуальной рефлексии и учебной самостоятельности учеников?
II. Психологический анализ ситуаций развития самосознания в подростковых классах (пояснения иллюстрировать фрагментами с наблюдаемых уроков).
1. Какие педагогические приемы чаще использует учитель для обнаружения и фиксации учеником собственных изменений:
— учебные дискуссии как способ организации образовательного процесса подростков (приведите в пример фрагменты таких дискуссий);
— проектирование как способ познания подростков (покажите на конкретном примере).
2. Какие педагогические средства использует учитель при оказании содействия в самоопределении и самореализации подростков:
— помогает подросткам определиться с собственным замыслом учебно-исследовательских или социальных проектов (укажите, каких именно);
— организовывает совместно с подростками экспертизу их собственных проектов и проектов других подростков в целях осознания ими своих потенциальных возможностей; понимания подростками сущности взрослого ответственного действия (опишите, как это происходит);
— обеспечивает технические возможности реализации проектных замыслов подростков (конкретизируйте).
Вывод: как осуществляется развитие самосознания подростков: как формируется центральное психологическое новообразование подросткового возраста – способность к самоопределению и самореализации. Заключение следует делать на основе наблюдений за организацией образовательного процесса в школе (урочной и внеурочной деятельностью учащихся) и на основе сопоставления мнений педагогов и мнений самих подростков при собеседовании по обозначенным выше вопросам.
Содержание итогового отчета о педагогической практике
Характеристика школы, ее материально-технической базы. Изучение опыта работы учителей школы.
Краткая характеристика класса, с которым работали. Конкретные учебные и воспитательные задачи, поставленные на период практики, методы их решения.
Анализ учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов по истории, методических пособий, используемых в учебном процессе.
Количество проведенных уроков, их типы, оценка этих уроков самим студентом, учителями, методистами. Какие уроки прошли наиболее удачно, какие вызвали затруднения, почему?
Какие виды деятельности на занятиях вызывали у вас затруднения (налаживание контакта с классом, изложение нового материала, проведение опросов, контрольных работ, тестов и т. д.). Степень личной удовлетворенности учебной работой. Индивидуальная работа с учащимися, её результаты.
Содержание внеклассной воспитательной работы с учащимися. Перечислить основные поручения классного руководителя, какую помощь оказали, проведенные мероприятия. Затруднения в подготовке и проведении внеклассных занятий. Оценка результативности проведённой работы.
Работа с родителями.
Выполнение плана педагогической практики. Что из намеченного в индивидуальном плане не было выполнено и почему? Особенности практики.
Что дала вам педагогическая практика (впечатления, замечания и пожелания). Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие образовательно-воспитательные задачи вы ставите перед собой на будущее?
Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.