целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является

Лечебная физическая культура при неврозах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НЕВРОЗАХ

Неврозыэто функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нерв ной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, про должительной болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенную роль в возникновении неврозов могут играть конституциональное предрасположение и особенности нервной системы.

Различают следующие основные формы неврозов: неврастению, психастению и истерию.

Неврастения имеет в своей основе «ослабление процессов внутреннего торможения и клинически проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости» (И. П. Павлов). Для неврастении характерны: быстрая утомляемость, повышенная раздражительность и возбудимость,, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин и др.

Психастения встречается преимущественно у людей мысли тельного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется процессами застойного возбуждения (очагами патологической застойности, так называемыми больными» пунктами). Больных одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, боязнь какой-то неприятности, темноты и т.д.). При психастении отмечаются нервозные состояния, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. д.

Истерия — это функциональное расстройство нервной системы, сопровождающееся недостаточностью высших психических механизмов и как следствие — нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны: повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».

Лечение неврозов должно быть комплексным: создание оптимальных условий внешней среды (стационар, санаторий), медикаментозное лечение, физио-, психо- и трудотерапия, лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах, повышает силу нервных процессов, способствует выравниванию их динамики, координированию функций коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методику лечебной физической культуры дифференцируют в зависимости от формы невроза. При неврастении она направлена на повышение тонуса ЦНС, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную и активную борьбу со своим недугом; при психастении — на повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций; при истерии — на усиление процессов торможения в коре больших полушарий головного мозга.

При всех формах неврозов необходим индивидуальный подход к больному. Инструктор должен быть авторитетен, вызывать положительные эмоции, осуществлять в занятиях психотерапевтическое воздействие на больных, отвлекать их от тяжелых мыслей, вырабатывать настойчивость, активность.

Занятия лечебной физической культурой проводятся индивидуально и группами. При формировании групп необходимо учитывать пол, возраст, степень физической подготовленности, функциональное состояние больных, сопутствующие заболевания.

В первой половине курса лечения ( I период) занятия целесо образно проводить индивидуально для налаживания контакта с больными. Учитывая их повышенную обидчивость и эмоциональность, в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений. В этом периоде применяются простые и общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе и не требующие напряженного внимания. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Команды следует подавать спокойным, четким голосом. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно в большей мере объяснять, больным психастенией — показывать.

При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания в измененных условиях (в другом исходном положении). Например, при «параличе» руки используют упражнения с мячом или несколькими мячами. Надо обязательно обращать внимание больного на невольное включение «парализованной» руки в работу.

По мере овладения больными упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), а также лазанье на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Прогулки, ближний туризм, рыбная ловля в этот период также способствуют разгрузке нервной системы от обычных раздражителей, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Продолжительность занятий в I периоде вначале 10—15 мин, а по мере адаптации — 35—45 мин. Если больной переносит нагрузку I периода хорошо, то во II периоде в занятия вводят упражнения, способствующие улучшению внимания, координации, увеличению быстроты и точности движений, воспитывающие ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата используются упражнения с закрытыми глазами, с внезапной перестройкой движений по команде во время ходьбы, бега, круговые движения головой, наклоны туловища. Широко применяются подвижные и облегченные спортивные игры, пешеходные прогулки, ближний туризм, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, волейбол,теннис и др.

II период проходит в основном в условиях санаторно-курортного лечения.

Как уже говорилось, для неврастении характерны повышенная умственная и физическая утомляемость, раздражительность, ухудшение внимания и памяти, отсутствие чувства бодрости и свежести, особенно после сна, соматовегетативные нарушения. Патофизиологически эти явления надо рассматривать как проявление слабости активного торможения и быстрого истощения возбудительного процесса.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются тренировка процесса активного торможения, восстановление и упорядочение возбудительного процесса. Занятия лечебной гимнастикой (помимо обязательной утренней гигиенической гимнастики) следует проводить в утренние часы. Длительность и число упражнений должны быть вначале минимальными и нарастать очень постепенно.

С наиболее ослабленными больными рекомендуется в течение первых нескольких дней начинать занятие с общего 10-минутного массажа, пассивных движений лежа в постели и сидя. Длительность последующих уроков—15—20 мин. Затем ее постепенно доводят до 30—40 мин. Начиная с 5—7-го урока в занятие вводят элементы игры (в том числе с мячом), а в зимнее время — ходьбу на лыжах.

Ввиду обилия соматовегетативных нарушений у больных требуется их предварительная психотерапевтическая подготовка. В процессе занятий методист должен учитывать возможные болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышку) и регулировать нагрузку так, чтобы больной не уставал, чтобы он имел возможность без всякого стеснения прекратить на время выполнение упражнений и отдохнуть. Вместе с тем нужно все больше втягивать его в занятия, повышать интерес к ним за счет разнообразия упражнений и методов проведения занятий.

Важным элементом занятий должно быть музыкальное сопровождение. Рекомендуется музыка успокаивающая, умеренного и медленного темпа, сочетающая мажорное и минорное звучание. Такая музыка играет роль лечебного фактора.

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточенностью внимания на своей личности, на переживаниях. Патофизиологической основой этих особенностей больных психастенией является патологическое преобладание второй сигнальной системы, наличие в ней очагов застойного возбуждения, инертность корковых процессов. Часто наблюдающиеся при этом навязчивые состояния (навязчивые мысли, действия, влечения) являются отражением чрезмерной инертности очагов возбуждения, а навязчивые страхи (фобии)—инертного торможения.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются «расшатывание» патологической инертности корковых процессов и подавление очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Решить эти задачи позволяют упражнения, эмоциональные по характеру, быстрые по темпу, совершаемые автоматически. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, исполняемой в темпе, переходящем от умеренного к более быстрому, вплоть до аллегро. Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршевых песен. В комплекс физических упражнений необходимо широко вводить игровые упражнения, игры, эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности и пониженной самооценки, застенчивости рекомендуется включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий в нее целесообразно включать несколько выздоравливающих больных, эмоциональных, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха.

Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении, выполняемые парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом; для преодоления чувства нерешительности, неуверенности в себе — упражнения на снарядах, в равновесии, прыжки, преодоление препятствий.

Во время занятий методист должен всеми средствами способствовать повышению контактности больных с собой и друг с другом.

Задача — возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус больных — достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120′, затем от 70 до 130 и в последующих занятиях от 80 до 140.

В заключительной части занятия проводятся упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

Примерный комплекс упражнений при психастении

Построение по кругу лицом внутрь. Подсчет частоты пульса.

Движение по кругу Поочередно в одну и другую сторону, взявшись за руки, с ускорением.

Движение по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением.

И. п. — основная стойка. Расслабиться, принять положение «вольно».

И. п. — основная стойка. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой) с ускорением от 60 до 120 раз в минуту.

И. п.— ноги на ширине плеч, руки в замок. 1—2 —поднять руки над головой — вдох, 3—4 — опустить руки через стороны — выдох. 4—5 раз.

И. п. — руки вперед. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением от 60 до 120 раз в минуту. 20—30 с.

И. п. — ноги на ширине плеч, руки в замок. 1 — поднять руки над головой — вдох, 2 — резко опустить руки между ногами с криком «ха». 4—5 раз.

И. п.— ноги вместе, руки на пояс. 1—2 — присесть — выдох, 3—4 — встать — вдох. 2—3 раза.

И. п.— стоя на носках. 1 — опуститься на пятки —выдох, 2 — подняться на носки — вдох. 5—6 раз.

Упражнение на сопротивление в парах:

а) стоя лицом друг к другу, взяться за руки, согнув их в локтевых
суставах. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую
разгибает в локтевом суставе. 3—4 раза;

б) стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Упираясь коленями в
колени товарища, присесть, выпрямляя руки, затем подняться. 3—4 раза.

12. Упражнения с медицинболом:

а) стоя в круге друг за другом. Передача мяча назад за голову. 2—
3 раза;

б) перебрасывание мяча друг другу двумя руками на расстоянии 3 м.

И. п.— стоя перед мячом. Прыжок через мяч, повернуться кругом. 4— 5 раз.

Упражнения на снарядах:

а) равновесие — пройти по скамейке, бревну, доске и т. п. 2—3 раза;

б) прыжки с гимнастической скамейки, с коня и т. п. 2—3 раза;

в) подняться по шведской стенке, взяться руками за верхнюю рейку,
в висе отвести ноги от стенки вправо и влево, 2—3 раза. Опуститься вниз,
держась руками и опираясь на ноги.

И. п. — основная стойка. Попеременно расслабить руки, туловище, ноги.

И. п. — основная стойка. Подсчет пульса.

Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной эмотивностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения. Патофизиологическую основу истерии составляет преобладание первой корковой сигнальной системы над второй, отсутствие уравновешенности и взаимной слаженности между подкорковой системой и обеими корковыми системами.

Задача лечебной физической культуры при истерии-—понижение эмотивной лабильности, повышение активности сознательно-волевой деятельности, снятие явлений положительной индукции с подкорки и создание в коре больших полушарий головного мозга дифференцированного торможения.

Осуществление этих задач достигается с помощью целенаправленных физических упражнений. Темп движений должен быть замедленным. Необходимо спокойно, но настойчиво требовать точного выполнения всех движений. В занятия следует включать специально подобранный комплекс одновременных (но разных по направлению) упражнений для правой и левой стороны тела. Важным методическим приемом является выполнение упражнений на память, а также по объяснению методиста без показа самих упражнений.

В группу занимающихся должно входить не более 10 человек. Команды следует подавать медленно, плавно, в разговорном тоне. Все ошибки надо обязательно подмечать и исправлять. Занятия проводятся в отсутствие посторонних лиц.

Снижение эмоционального тонуса достигается замедлением темпа движений. Первые уроки начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа — 140 движений в минуту и снижают его до 80, в последующих уроках — со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.

Дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных заданий для левой и правой руки, левой и правой ноги. Включение активно-волевых актов достигается выполнением силовых упражнений на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.

Источник

Институт клинической психиатрии и психологии

Психическое здоровье – важнейшая ценность человека

Владивосток, ул. Лазо, 6-б, 8(42З)22-60-888; 259-30-06

Невроз. Причины, симптомы и лечение. ЧАСТЬ №3

целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является. Смотреть фото целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является. Смотреть картинку целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является. Картинка про целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является. Фото целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является Лечение невроза

Как можно помочь человеку в состоянии невроза?

Человеку, переживающему невроз, необходима помощь близких людей. Поддержка необходима больному как в моменты обострения болезни, так и в период ремиссии.

Первая помощь при приступе невроза
Одним из самых действенных методов помощи больному во время невроза является словесная поддержка. Чтобы облегчить страдания, при разговоре с больным человеком следует соблюдать ряд правил.

Рекомендациями, на которые следует ориентироваться при поддержке человека с неврозом, являются:

Кроме эмоциональной поддержки больному неврозом могут помочь физические меры, направленные на снятие физического напряжения и отвлечение внимания от фактора стресса.

Снятие мышечного напряжения при неврозе
Во время стресса напрягаются различные группы мышц, что провоцирует неприятные ощущения и усиливает уровень тревоги. Находясь рядом с больным, близкий человек может предложить ему помощь в проведении упражнений, которые будут способствовать расслаблению.

К методам мышечного расслабления относятся:

Регулировка дыхания
В стрессовых ситуациях больной непроизвольно начинает задерживать выдох, что увеличивает количество кислорода в крови. Результатом таких действий является усиление чувства тревоги и ухудшение физического самочувствия. Чтобы облегчить состояние невротика, во время приступа следует помочь ему нормализовать дыхательный процесс.

Способами регуляции дыхания являются:

Перекрестное дыхание
Этапами проведения процедуры перекрестного дыхания являются:

Дыхание животом
Чтобы провести это упражнение, человека с невротическим расстройством нужно попросить сложить руки таким образом, чтобы одна рука была сверху, а другая – снизу живота. Далее больному на счете 1,2,3 необходимо втянуть воздух и надуть живот. На счете 4,5 нужно задержать дыхание, а потом выдохнуть на счет 6,7,8,9,10. Выдох должен быть протяжным и более растянутым, чем вдох. Находящийся рядом с невротиком человек должен произносить вслух счет, контролируя, чтобы больной совершал вдохи через нос, а выдыхал ртом.

Дыхание в бумажный пакет
Дыхание при помощи пакета из бумаги поможет уменьшить количество кислорода, который поступает в легкие, и увеличить объем углекислого газа. Это позволит пациенту нормализовать дыхательный процесс и прийти в норму. Чтобы начать дыхание, нужно приложить к лицу пакет и плотно прижать его руками, чтобы внутрь не поступал воздух. После этого следует попросить больного начать делать вдохи и выдохи в пакет, до тех пор пока дыхание не нормализуется. Альтернативой бумажному пакету могут быть сложенные лодочкой ладони, приложенные ко рту и носу невротика.

Массаж при неврозе
Массирование определенных групп мышц помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения. Наиболее уязвимыми при стрессе являются мышцы шеи, плеч, головы. Именно в этих зонах зажатость в момент тревоги ощущается больными сильнее всего.

Перед началом массажа следует попросить больного умыть лицо холодной водой и принять удобную позу в стуле или кресле. Помогающий невротику человек должен начинать массаж с плеч и шеи. Для этого можно использовать несильные постукивающие и разминающие движения. После того как напряжение в плечах и шее сойдет, необходимо начать массировать виски легкими круговыми движениями. Все действия во время массажа следует координировать с ощущениями больного. Если он испытывает дискомфорт, сеанс следует прекратить. После височной зоны нужно приступать к точкам, которые расположены на внутренних уголках бровей. Массировать нужно кончиком указательного или среднего пальца правой руки. Левой рукой при этом необходимо поддерживать голову больного сзади. При массаже следует учитывать, что продолжительность надавливания на одну точку не должна превышать 45 секунд. После глаз следует приступить к волосистой части головы. Массировать нужно круговыми движениями, продвигаясь от зоны роста волос к макушке, далее к шее и обратно.

Мышечное расслабление
Одним из эффективных методов избавиться от зажатости в мышцах при стрессе является прогрессивная мышечная релаксация. Данный способ включает в себя два этапа – напряжение и последующее расслабление различных групп мышц. Помощь близкого человека заключается в последовательном указании частей тела, которые нужно напрягать и расслаблять. Также помощник может включить расслабляющую музыку, приглушить свет или выполнить просьбу больного, которая поможет ему лучше сконцентрироваться на выполнении упражнений.

Частями тела, которые необходимо последовательно напрягать и расслаблять, являются:

Чтобы начать сеанс, необходимо помочь пациенту избавиться от обуви и одежды, которая сковывает его движения. Положение тела может быть как горизонтальным ( лежа на диване или на полу ), так и полувертикальным ( сидя в кресле или на стуле ). Выбор зависит от личных предпочтений больного. Далее следует напрячь правую стопу. Нужно попросить больного сжимать мышцы настолько сильно, насколько он может. Через 5 секунд ступню следует расслабить и задержаться в этом состоянии на несколько секунд. Такие действия стоит провести со всеми частями тела, учитывая при этом состояние человека с невротическим расстройством.

Водные процедуры
Вода оказывает расслабляющее действие на нервную систему. Увеличить эффективность водных процедур можно при помощи эфирных масел тех растений, которые обладают седативным или тонизирующим эффектом.

Видами водных процедур при неврозе являются:

Ингаляции
Чтобы провести данную процедуру, в глубокую миску из стекла, керамики или стали необходимо налить половину литра горячей воды и добавить 10 капель эфирного масла. Накрыть голову больного махровым полотенцем и попросить его вдыхать пар на протяжении 5 – 7 минут. После завершения процедуры лицо человека с неврозом нужно насухо вытереть. После ингаляции следует полежать и воздержаться в течение часа от посещения улицы.

Обертывания
Данная процедура оказывает мягкое воздействие на организм и широко практикуется при неврозах. В емкость с теплой водой в количестве 2 литров следует добавить 10 капель эфирного масла. В жидкости смочить простынь из натуральных волокон, отжать и укутать ею тело больного. Продолжительность пребывания в простыне – не более 15 – 20 минут.

Ванны
Ванна с добавлением эфирного масла поможет избавиться от боли в мышцах. Также такие процедуры оказывают успокоительный и расслабляющий эффекты на нервную систему. Чтобы эфирное масло лучше распределилось в воде, следует смешать его с поваренной или морской солью, медом, сливками. Продолжительность первой ванны не должна превышать 10 минут. Впоследствии сеанс можно увеличить до 15 минут. Температуру воды следует подбирать в соответствии с состоянием больного. При 30 градусах ванна оказывает тонизирующее и бодрящее действие, при 37 градусах – успокаивающее. Чтобы ванна не спровоцировала ухудшение состояния, не следует проводить эти процедуры после приема пищи или при температуре тела выше 37 градусов. Противопоказаниями для ванн с эфирными маслами являются поражения кожных покровов, эпилепсия, сахарный диабет, онкологические заболевания.

Эфирные масла при неврозе
Перед тем как проводить какие-либо процедуры с использованием эфирных масел, следует провести тест на выявление у больного аллергии на данный продукт. Для этого каплю масла нужно нанести на локтевой сгиб. Признаками непереносимости эфирных масел являются появление одышки, учащение пульса, покраснение кожи, головная боль.

Эфирными маслами, которые могут быть использованы для проведения водных процедур при неврозе, являются :

Отвлечение от стресса
Пациент с невротическим расстройством склонен к тому, что сосредотачивает свое внимание на внутренних ощущениях, что усугубляет его состояние. Близкое окружение может помочь больному переключить внимание на другие факторы, чем сделает борьбу с неврозом более эффективной.

Факторами, на которые можно отвлечь больного во время приступа, являются:

Помощь при профилактике невроза
Участие членов семьи и близких людей в профилактике невротических расстройств поможет предотвратить рецидивы ( повторные обострения ) данного заболевания.

Действиями, которые могут предпринять родственники невротика в профилактических целях, являются:

Помощь врача при неврозе
В большинстве случаев неврозы возникают на фоне большого количества факторов, разобраться с которыми может только врач. Специалист определит причины возникновения заболевания и назначит лечение. Сложность заключается в том, что многие люди сопротивляются и не желают обращаться к психотерапевту. Близким людям следует действовать без нажима, мягко объясняя больному, что они беспокоятся о его здоровье. Внушительным аргументом в пользу посещения врача будет тот факт, что специалист работает анонимно. Если существует такая возможность, родственники невротика могут организовать первую встречу с врачом на нейтральной территории или в том месте, где пациент не будет себя чувствовать скованно.

Прием лекарств
В случае если врач выписывает лекарства, родственники должны обеспечить наличие препаратов дома и контролировать их употребление больным. При назначении серьезных психотропных средств близким следует изучить противопоказания и побочные эффекты, чтобы предотвратить неприятности.

Образ жизни при невротических расстройствах
Неправильный образ жизни является фактором, который усугубляет невроз. Поэтому окружение больного должно помочь ему изменить свои привычки и жизненный уклад.

Правилами жизни при неврозе являются:

Общие рекомендации для родственников тех пациентов, которые страдают невротическими расстройствами
Больные неврозом часто чувствуют себя одинокими и покинутыми. Такие люди редко обращаются за помощью, потому что испытывают неуверенность в себе и растерянность. Часто невротики обижаются по пустякам и устраивают скандалы без причины. Находиться рядом с такими людьми бывает очень сложно. Близкие должны понимать, что их родственник переживает сложный период, и ему требуется поддержка и забота. В критические моменты окружению невротика следует запастись выдержкой и терпением. Не нужно провоцировать конфликты и заострять внимание на допущенных невротиком ошибках.

Психотерапия при неврозе

Психотерапия является основным методом лечения неврозов, при котором влияние на больного оказывается не медикаментами, а информацией. При этом методе лечения основное влияние производится на психику больного.
Существует множество методов психотерапии, которые отличаются по количеству участников в ней ( групповая и индивидуальная ), по задачам ( поисковая и корректирующая ) и так далее. При различных формах невроза врач-психотерапевт выбирает ту методику, которая, по его мнению, наиболее эффективна в данном случае.

Наиболее часто используемыми методами психотерапии при неврозах являются:

Групповая терапия
При этом виде терапии занятия происходят в группах по 6 – 8 человек, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю. Во время сеансов разбираются особенности различных ситуаций и конфликтов, которые рассказывают пациенты, и рассматриваются пути преодоления невроза. Каждый участник рассказывает то, как он справляется с болезнью. Основное внимание уделяется тому факту, что невроз – это полностью излечимое заболевание.

Одним из вариантов групповой терапии является внутрисемейная терапия, при которой беседа проводится среди членов всей семьи. Эффективность семейной психотерапии очень высока, поскольку в ней устанавливается источник психической травматизации. Зная травмирующий фактор, становится легче оздоровить климат в семье. Влияние оказывает не только психотерапевт, но и все члены дискуссии.

Арт-терапия
Лечение различными методами искусства ( изобразительным, театральным, музыкальным ) с целью снижения напряжения. Это достижение в арт-терапии называется сублимацией. Это значит, что энергия внутреннего напряжения, которое снимает с себя пациент, перенаправляется на достижение определенных целей в искусстве. При этом развиваются способности самовыражения и самопознания.

Аутогенные тренировки
Это метод самовнушения, при котором изначально достигается релаксация, а затем проводится внушение на различные функции организма.
Сеансы проводятся лежа или сидя, мышцы рук расслабляются. Потом следует ряд упражнений, направленных на снижение напряжения. Например, больной ложится на кушетку и повторяет определенное количество раз фразу «Тело тяжелое», потом «Я совершенно спокоен». Когда пациент полностью расслаблен, задаются ритмы самовнушения «спокойствие», «тяжесть», «тепло». Для того чтобы овладеть этой методикой, пациенту иной раз необходимо несколько месяцев. Преимуществом этого метода является то, что его можно проводить дома с помощью аудиозаписи.

С помощью этого метода можно научиться контролировать не только свои психические процессы, но и физиологические ( например, дыхание ). Данная терапия очень эффективна при неврастении.

Психодрама
При этом методе используется драматическая импровизация для более детального изучения внутреннего мира пациента. Психодрама используется как в групповой терапии, так и в индивидуальной ( монодрама ).

Сеанс изначально начинается с разогрева, для достижения которого проводятся различные игры и упражнения. Потом происходит выбор участника, который будет работать над своей проблемой в психодраматическом действии. Этот участник может выбрать себе партнера из группы для проигрывания своей ситуации. Драма длится 30 минут – 2 часа. В психодраме могут проигрываться как настоящие действия, так и действия из прошлого.

Психоанализ
Существует более 20 концепций современного психоанализа. Классический психоанализ основывается на вербализации мыслей путем проведения различных ассоциаций, повествования снов и фантазий. Психотерапевт в это время пытается провести анализ над бессознательными конфликтами, которые являются причиной невроза. Таким образом, происходит анализ вытесненных в бессознательное комплексов, желаний и переживаний.

Этапами психоанализа являются:

Для анализа полученных данных ( например, сновидений ) часто используются психоаналитические символики по Фрейду.

Символиками по Фрейду являются:

Мнения по поводу эффективности этого метода неоднозначны. Некоторые специалисты говорят, что по эффективности психоанализ превосходит другие методы психотерапии. Другие же отрицают «теорию бессознательного» и, как следствие, сам метод психоанализа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *