церковь богородицы монастыря липса в константинополе
Церковь богородицы монастыря липса в константинополе
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Родство новой архитектурной системы с художественными принципами VI в. легко выявляется при ее сопоставлении с элементами композиции Софии Константинопольской. Если определить новый тип храма как систему сводов, перекрывающих прямоугольное помещение и опирающихся на четыре колонны, которые образуют центральный квадрат, то подобные перекрытия обнаруживаем в боковых нефах главного храма Византии. Однако здесь это второстепенная — в структуре целого — форма.
Церковь «АА» в Сиде (VII в.). План | Церковь «ЕЕ» в Сиде (VII в.). План |
Оговорки вовсе не должны замаскировать факт существования четырехколонного храма еще до иконоборчества, а его появление в городском строительстве может дать основание предполагать, что он был известен и в Константинополе.
Один из храмов, Кемерли Килиссе (Панагия Пантовасилисса), напоминает церковь «АА» в Сиде некоторой базиликаль-ностью и раскрытостью ячеек. Алтарь получил трехапсидную композицию, пространство малых алтарей немного обособилось. Церковь имеет дополнительные колонны с западной стороны, угловые ячейки перекрыты куполами. Боковые фасады здания расчленены на прясла, на западном фасаде (сохранился частично) по сторонам от входа размещены вогнутые полуциркульные ниши, конхи которых украшены кладкой в елочку. Все капители храма относятся к V — VI вв.
Церковь Иоанна Предтечи монастыря Пелекет близ Триглии, кон. VIII в. План |
Последний известный нам в Триглии памятник — церковь Иоанна Предтечи монастыря Пелекет. Она сохранилась в своей восточной части, но все же можно составить суждение о ее формах. Как и в Фетие Джами, трехчастный алтарь примыкает к основному девятидольному пространству; как и там, колоннам отвечают сильно выступающие лопатки; алтарь уже не выделен выступами внешнего абриса стен. В обоих памятниках боковые апсиды открываются в храм низкими арками, что отличает и отделяет их от выразительности главного алтаря — высокого и открытого восточного рукава креста. В церкви Иоанна Предтечи боковые алтари несколько обособлены большим масштабом и легким смещением к центру — по отношению к малым нефам.
Перечисленные памятники говорят о существовании четырехколонной системы задолго до IX в. Но лишь в это столетие художественный вкус эпохи избрал ее как наиболее адекватное свое выражение, и она стала в центре внимания зодчих. Можно было бы думать, что известные уже в VII и VIII вв. структуры легко получат распространение в Константинополе. Но для столицы подобный тип, возможно, пришлось открывать заново.
Храм монастыря Атик Джами в Константинополе (IX в.). План | Храм монастыря Атик Джами в Константинополе (IX в.). Разрез и фасад |
Конечно, уже здесь явно влияние стилистических принципов столичного искусства, однако первый известный нам храм на четырех колоннах сохранился в Константинополе лишь от начала X в. — это северная церковь монастыря Липса, 908 г. ( van Millingen A. Op. cit., p. 122-137; Ebersolt J., Thiers A. Op. cit, p. 211- 223, pl. XLIX-LII; Schneider A. Op. cit., S. 61-62. ). Замена столбов или стен, служивших опорами для арок, колоннами была принципиально новым явлением. Возврат к этой излюбленной античной форме есть сознательное изживание стилистических категорий провинциального искусства в эпоху усиления внимания к античной культуре. Колонны из декоративного превращаются в основной композиционный, структурный элемент. Пространства угловых ячеек сливаются с пространством рукавов креста, пространство в целом приобретает зальный характер. Хоры внутри храма уже не могут быть даже устроены, ибо их уровень пересекал бы колонны (на это обратил внимание уже А. ван Миллинжен) ( van Millingen A. Op. cit., p. 14. ). Хоры остаются лишь над нартексом и угловыми ячейками, они вытеснены в уровень сводов, их прежняя роль в храме потеряна. Прежде, в храмах типа Успения в Никее или в св. Ирине в Константинополе, аркады несли хоры и были частью внутренней структуры вокруг центрального пространства. Теперь тройные аркады вошли в линию наружных стен, они стали выше, их колонны сравнялись по высоте с центральными. Употребление колонн и полное раскрытие восточных ячеек сделали необходимым устройство дополнительных помещений с востока для алтаря, поэтому столичные храмы всегда принадлежат :я сложному типу.
Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г. Реконструкция А. Миго | Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г. Продольный срез |
Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г. План |
Алтарь является частью общей структуры, он полностью согласован и с общими очертаниями храма, и с малыми нефами. Вместе с тем здесь впервые достигнуто четкое противопоставление цельного, квадратного или почти квадратного помещения для молящихся трехчастному алтарю.
Вертикальное построение храма отличается абсолютной отчетливостью. К ней всегда тяготело столичное искусство, но в северном храме монастыря Липса мы впервые встречаемся с классической системой членений. Отныне, если мы хотим понять своеобразие любого памятника, мы будем обязаны сравнить его с этой структурой.
Основные уровни отмечены резными мраморными карнизами, проходящими через все здание и все пристройки. Первый проходит в уровне начала арок и сводов над нартексом, капителей центральных колонн и столбиков тройных аркад в рукавах креста и в окне центральной апсиды. Он лимитирует высоту тройных окон боковых апсид. Второй карниз отмечает уровень центральных сводов, третий украшает основание главы. Из соответствующих этому делению трех поясов высоту второго определяет свод нартекса, поэтому малые арки храма и арки декоративных аркад имеют вытянутые очертания. Основные членения интерьера проецируются на фасады, определяя их композицию.
Множество больших окон, расположенных со всех сторон и во всех ярусах, заливают храм ровным и обильным светом. Само устройство этих окон — с включением мраморных столбиков и плит — для Константинополя глубоко традиционно. Такие окна были в св. Софии, их же знала, вероятно, и дворцовая архитектура.
Подобное здание стало образцом для всего последующего строительства. Но еще важнее то обстоятельство, что оно завершило архитектурные искания предшествующих столетий. Через многие вариации и соединения был выработан классический тип храма, в главном оставшийся неизменным во все последующие эпохи.
Колонны в качестве основных и единственных опор в центре наоса зрительно, казалось бы, должны были подчеркнуть структурность и соизмеримость всего организма. Однако и здесь берет верх стремление к гибкой дематериализованной форме. Колонны маскируют и уменьшают масштаб, ибо они отдалены от всех сводов храма легкими арками. Распростертое над храмом сводчатое «небо» ритмическим движением сводов и арок переводится в точечные висячие образования, которые импостными капителями соединяются с узкими полированными колоннами. Зеркальная поверхность лишает опоры структурности, иллюзорная игра отражений скрывает конструктивную логику.
Оболочка здания является реальным формирующим элементом, но все формы интерьера настолько зрительно лишены какой-либо объемности или весомости, что развитие пространства эстетически становится как бы самостоятельным. Византийская архитектура есть по преимуществу пространственное искусство, весомая, материально выявленная форма здесь отсутствует. « Пространство, ощущаемое подобным образом, не кажется больше лишь местом, свободным между материальными объектами, но становится бесконечностью, содержащей в себе все формы » ( Michelis P. A. Esthetique de Tart byzantin. P., 1959, p. 112.).
В подобных храмах рождается весьма своеобразное чувство. Зальный характер наоса мог, казалось бы, способствовать объединению верующих в единую группу. Но самостоятельность развития пространства, не затормаживаемого и не защищаемого массивными членениями, не создает ощущения замкнутости. В этом пространстве человек остается отделенным даже от стоящих рядом с ним. Лишь поднимая глаза вверх, он, наконец, находит единую и связную систему архитектурных членений.
Свободное пространство храма организуется в целое особенным образом, в некоторой степени — иллюзорно. Решающую роль приобретает соотношение пространственных зон и очертаний арок и сводов. Центральная глава с ее круговым карнизом являются истоком, откуда ритмическое движение равномерно и упорядочение продолжается вниз и по сторонам. Что выразительности подобного рода придавали особое значение в византийской культуре, нас убеждает хотя бы следующее определение математики, даваемое Иоанном Дамаскиным: « Математика есть знание того, что само по себе бестелесно, но созерцается в теле » ( Дамаскин Иоанн. Источник знания. Глава III. О философии.- Памятники византийской литературы IV — IX веков. М., 1968, с. 272. ).
Но какой же характер имеет созерцаемая форма? Как мы помним, в идеале она должна быть простой, единственной и единичной, нераздельной, неизменной и бесстрастной, не подлежащей забвению, чуждой всякого недостатка.
Религиозные творения истории — храмы Стамбула
Хоть Турция и мусульманская страна, не стоит забывать о том, что вся ее история и архитектура – это наследие христианского Константинополя.
И до сих пор в экскурсионную программу по Стамбулу включены красивейшие храмы, в которых, казалось, творилась сама История.
В статье представленной ниже содержится подробный обзор восьмерки наиболее посещаемых храмов. Если же вы, пока не решили какой из них посетить, то можете посмотреть фото.
Живоносного источника
В переводе с турецкого «балыклы» означает «красная рыбка» (в источнике когда-то водились рыбки, имеющие необычный красный цвет). Сегодня бассейн с рыбками расположен внутри комплекса.
Целебный Источник существует и по сей день. Можно захватить с собой небольшую пластиковую бутылочку и набрать исцеляющей воды из святого источника. Это все бесплатно, но если вы оставите возле источника пожертвование – оно будет встречено с горячей благодарностью.
Пантократора (Вседержителя)
Находится он в стамбульском квартале Христа Вседержителя. Когда-то давно здесь возвышался величественный монастырь Пантократора, но сегодня перед взором туристов предстает лишь комплекс, состоящий из трех церквей, соединенных между собой.
Возведен был еще в 12-ом столетии – по указанию властвующего в то время императора Иоанна и его супруги Ирины. Первой была построена Южная церковь, которая, собственно, и посвящена Вседержителю.
После смерти императрицы Иоанн повелел построить еще две – северную (посвящена Богоматери Элеусе) и Ироон (посвящена Архангелу Михаилу). Во времена войн имущество монастыря было разграблено, сейчас некоторые предметы церковного убранства из Пантократора можно увидеть в Сан-Марко, в Венеции. Южная церковь лучше всего сохранилась в наше время, сегодня она является действующей мечетью.
Вход свободный. Здание церкви Южной находится на реставрации, в зависимости от того, где именно проводятся реставрационные работы, вас могут не пропустить внутрь здания. Подробнее о церквах Стамбула найдете здесь. Также о мечетях — на сайте (мечеть Сулеймана, Мехримах Султан, Голубая мечеть).
Крымский
Англиканский храм был построен в середине 19 века в память об английских солдатах, воевавших на стороне Османской империи во времена Крымской войны и погибших в сражениях. Все камни, из которых сооружено здание, были привезены с острова Мальта.
Аквариум Анталии содержит огромную коллекцию разнообразных представителей морских глубин.
Хамамы Стамбула — не просто источник удовольствия, это еще путь к очищению и умиротворению. Подробности только на этом сайте.
В 70-х годах 20 века деятельность была приостановлена, так как количество прихожан было невелико, но в начале 21 века службы возобновлены.
Святого Ильи Пророка
Находится в районе Каракёй, в непосредственной близости от Подворья святого Пантелеймона. Построен был в середине 19 века как место, где останавливались паломники, совершавшие поход по святым местам – до Афона и Иерусалима.
В начале 20 века сюда стали прибывать первые эмигранты, размещались целые семьи и общины. Постепенно храм превратился в подобие гостиницы, пока в середине 20 века не были собраны средства на его реставрацию.
Богородицы (монастырь Липса)
Основан он влиятельным чиновником Константином Липсом в начале 10 века. Ранее на этом месте был женский монастырь, названный именем Липса, но со временем от комплекса остался лишь сам храм, который сегодня превращен в действующую мечеть Фенари Иса (Fenari Isa Camii).
В этом здании были упокоены последние представители правящей династии Византии (Палеологи). Помимо этого, сегодня здессь существует детская школа по изучению ислама и сур Корана.
Помимо храмов в Стамбуле множество соборов, которые также достойны вашего восхищения, среди них собор Святой Софии.
Святых Апостолов
Построенный самим императором Константином и позже восстановленный императором Юстинианом, этот храм являлся едва ли не самым важным и значимым в христианском мире. Сегодня от некогда величественного здания практически ничего не осталось. На месте бывшей православной святыни выстроена мечеть Фатих, а развалины находятся во внутреннем дворике мечети.
Парки Стамбула настолько уникальны, что хочется посетить их все без исключения.
Ищите романтические места в Турции? Предлагаем посетить мосты Стамбула и насладиться неповторимыми видами. Жмите //tur-gid.net/stambul/dostoprimechatelnosti-s/mosty/obzor-mostov.html и узнавайте детальную информацию.
Примечательно, что Константин строил это здание не как храм для проведения богослужений, а как собственный мавзолей – для себя и своей семьи. Причем, замысел был по тем временам весьма дерзок – гроб Константина должен располагаться в центре, и его должны окружать 12 (по числу апостолов) пустых гробниц (кенотафы).
Впоследствии эти 12 кенотафов заполнили мощами апостолов, а в самой церкви стали хоронить влиятельных и царственных особ. Время работы: с 9.30 до 17 часов.
Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря
Находится в районе Каракёй. По сути своей это даже не совсем Храм, а место отдыха паломников, совершающих путешествие по святым местам. Небольшие церкви на верхних этажах позволяли совершать богослужения, а православные кресты на крышах – отличать это место от обычных жилых построек.
Ранее богослужения совершались здесь ежедневно, а сейчас – лишь дважды в год: на второй день Святой Пасхи и в день памяти Великомученика Пантелеймона. Батюшка проводит службы на русском языке. Фотографировать можно, но лучше этого не делать, чтобы не смущать молящихся.
Чтобы лучше ориентироваться в городе, изучите карту с районами и улицы Стамбула.
Святых (равноапостольных) Константина и Елены
Расположен он в районе Бююкдере, на территории летней резиденции российского генерального консульства в Стамбуле. В 2009 году состоялось освящение Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом (в ходе его официального визита в Стамбул).
Церковь эта является ныне действующей. Ранее рядом располагалась часовня, где тоже совершались небольшие службы, но со временем часовня эта была разрушена и до наших дней не сохранилась.
Собираясь посетить Турцию, ознакомьтесь как вести себя в этой мусульманской стране, с правилами въезда для россиян. Советуем посетить уникальные по своей природе Принцевы острова, остров Клеопатры, Черепаший, водопады Дюден, Куршунлу. И конечно совершить шоппинг в Стамбуле, посетив его крупнейшие торговые центры, всевозможные магазины и восточные рынки (Гранд Базар).
На территории как Турции в целом, так и столицы, в частности, сохранилось немало православных храмов, но лишь некоторые из них сохранились практически в первозданном виде, наибольшая же часть подверглась разрушениям в результате многочисленных стамбульских землетрясений.
Монастырь Константина Липса в Стамбуле
Еще одни историки утверждают, что монастырь был возведен во времена Льва Мудрого, а посвятили его в начале лета 907 г., под руководством императора, по приглашению Константина Липса (погиб 20 августа 917 г., во время сражения с болгарами). Несмотря на расхожие мнения, по поводу подлинности событий того периода, объединяет их то, что основателем монастыря является Константин Липс, было это где-то в Х веке.
Вообще, о монастыре нет никакой информации до конца ХІІІ века. Поскольку там были развалины, а императрица Феодора занялась восстановлением разрушенного здания. Она была женой Михаила VIII Палеолога, а строительные работы начала уже после смерти супруга. Императрица сохранила старую церковь в честь Богоматери и еще воздвигла церковь в честь Иоанна Крестителя. В период строительных работ реконструировали странноприимный дом, который построил Константин Липс.
По задумке императрицы церковь предназначалась как усыпальница для всей их семьи. И уже в марте 1303 года здание начали использовать по направлению, поскольку в это время умерла императрица, через три года в мае месяце к ней присоединился сын Константин ІІ. В августе 1324 года супруга Андроника ІІІ умирает в Родосто. Но, согласно уже сложившемуся обычаю, ее погребение произошло именно в усыпальнице со всеми традициями. В феврале 1332 года пожилой правитель Андроник ІІ разделил участь своих родственников в склепе монастыря.
В 1417 году, царевна из России, Анна умерла в Константинополе от чумы и ее тоже погребают в императорской усыпальнице. Если верить диакону Зосиме, Анна являлась родной дочкой великого московского князя Василия Дмитриевича, а замуж вышла за Иоанна VІІІ Палеолога. Диакон Зосима застал монастырь Константина Липса еще в период его функционирования, было это в XV веке. Таким образом, длительность существования монастыря точно такая же, как и Византийской империи. Там сохранялись мощи святого Стефана Нового, а также Ирины, которую нет возможности опознать.
Сегодня это красивое место, монастырь пользуется огромной популярностью у гостей и местных жителей Стамбула.
Церковь монастыря Липса
Подкупольное пространство по своим размерам несопоставимо с огромными храмами эпохи Юстиниана (диаметр купола менее 4 м). В корне отличается и его образный характер: благодаря постановке купола на высокий барабан пространство получило ярко выраженную вертикальную устремленность. Композиционный центр интерьера — купол — намного выше примыкающих к нему рукавов креста и периферических помещений, играющих еще более подчиненную роль, чем боковые пространственные зоны Св. Софии или церкви Св. Виталия. Отмеченные выше композиционные особенности средневизантийских интерьеров наглядно проявляются также в церкви Богоматери в Салониках (мечеть Казанджилар-Джами, XI в.), церкви Св. Феодора в Афинах (XI в.), северной и южной церквах монастыря Пантократора (первая половина XII в.) и других крестово-купольных постройках этого периода. Принцип выделения центрального высокого подкупольного пространства проводился и в других типах византийских храмов (крестово-купольный тип был господствующим, но не единственным).
Наряду с крестово-купольными строились так называемые перистильные церкви, в которых центральный квадрат, перекрытый куполом, отделялся от более низких боковых частей тройными колонными аркадами. Перекрытые крестовыми сводами боковые части являлись, по сути, перистильными галереями, окружавшими с трех сторон центральное светлое и высокое пространство (с четвертой стороны к нему примыкала полукруглая абсида).
Пример такого типа культовых интерьеров представляет южная церковь монастыря Липса, пристроенная к рассмотренной выше крестово-купольной северной церкви в 1282 г. Обычай пристроек новых частей к более старым культовым сооружениям вообще характерен для средневизантийской и особенно поздневизантийской архитектуры. Объясняется это, с одной стороны, экономическими затруднениями: Византийская империя в это время была уже не такой всесильной и могущественной, как в эпоху Юстиниана. Для нового строительства часто старались приспособить части уже существующих прочных построек.
С другой стороны, в практике подобных построек большую роль играли и чисто эстетические факторы: живописность композиции блокируемых объемов и сложные пространственные связи их интерьеров. Интересная комбинация из двух церквей, составляющих единый комплекс, была создана в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде (конец Х-первая половина XI в.). Северная, меньшая по размерам церковь Богоматери представляет собой стройный, выложенный узорчатой кладкой из кирпича с рядами поребрика и камня объем, интерьер которого формирует традиционная для Византии крестово-купольная система. Купол на барабане опирается посредством пандативов на четыре столба.
Южная церковь — Кафоликон — является примером еще одного типа византийских купольных храмов, который своими истоками восходит к ранним византийским постройкам типа церкви Свв. Сергия и Вакха. Купол Кафо-ликона опирается не на четыре, а на восемь достаточно массивных опор, между которыми перекинуты сводики-тромпы, отчасти напоминающие конхи абсид внутреннего октогона церкви Св. Сергия и Вакха.
Сравнительно (с другими церквами того времени) крупное подкупольное пространство (диаметр купола около 8 м) отделяется от узких периферических обходов, перекрытых крестовыми сводами, массивными столбами и расположенными между ними миниатюрными колонками. Как и в ранневизантийской архитектуре, отделка интерьеров очень красочна и нарядна. Внутри стены облицованы мраморными плитами различных оттенков, а своды и купола выложены мозаиками с золотым фоном.
Сам же характер монументально-декоративной живописи в комплексе Хозиос Лукас и других средневизантийских церквах несколько меняется. Ранневизантийская яркость цвета уступает место более монохромной гамме. В прорисовке фигур появляется черный контур и четкая силуэтность, форма передается более условно, чем раньше, зачастую без светотеневой лепки, в движении фигур присутствует грубоватая резкость.
Наметившиеся в средневизантийской культовой архитектуре черты получили свое развитие в поздневизантийский период. Церковные сооружения принимают еще более камерный, интимный характер. Большее внимание уделяется отделке фасадов, крестово-купольная структура перестает быть ведущим типом церквей, в строительной практике значительная доля работ приходится на перестройку существующих зданий, добавление к ним новых частей.
Определенное воздействие на поздневизантийское зодчество оказала архитектура славянских стран — Болгарии, Сербии, Руси, отталкивавшаяся в своем становлении от Византии, но быстро обретшая свои собственные художественные традиции. Это воздействие связано в основном с богатой пластической разработкой фасадов, чуждой ранне-византийскому зодчеству и начавшей развиваться в средневизантийской архитектуре.