церковь иерусалимской иконы божией матери в белом городке
Храм иконы Божией Матери «Иерусалимская» (Белый Городок)
Храм иконы Божией Матери «Иерусалимская» (Белый Городок) — памятник архитектуры XIX века, построен в 1825 году в стиле зрелого классицизма, отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей.
Содержание
История [ править ]
На самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой.
История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет. Главная святыня храма — икона Иерусалимской Божией Матери — находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах — трехъярусным. Храм был красиво расписан. Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах — два малых. На колокольне звонило шесть колоколов.
В 1938 году в церкви были размещены заключенные, пригнанные на строительство судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре — молокозавод, в трапезной (теплом храме с приделами) — клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. После того, как в поселке был построен новый клуб, в церкви разместили склад стеклотары. В 1970–е годы в церкви случился пожар. Пожарные несколько дней не могли справиться с огнем. После пожара церковь окончательно пришла в полное запустение.
Современное состояние [ править ]
Возрождение храма началось в 1989 году. Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР 27 сентября 1989 года в поселке Белый городок было зарегистрировано религиозное общество Русской Православной Церкви. Этим же постановлением обществу передано здание церкви в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен. В центре храма был установлен образ Иерусалимской иконы Божией Матери, которую пожертвовали жительницы Белого Городка Евдокия Ивановна Тарасова с дочерью Клавдией Иосифовной Захаровой. Эту храмовую икону женщины хранили много лет. С наступлением Великого поста начались регулярные богослужения.
Постепенно, трудами и молитвами настоятеля и прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и приобрел нынешний красивый облик.
На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, туристические, краеведческие и патриотические сборы.
Святыни [ править ]
Образ Иерусалимской иконы Божией Матери чтился не только в Белом Городке, но и в окрестных селениях.
Первые упоминания о чудесах от образа относятся к 1872 году. Во время эпидемии холеры в деревне Ростовцы Троице–Вязниковского прихода Калязинского уезда, местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 году по время повальной болезни, икону носили в деревню Поречье и после моления перед ней болезнь отступила. Позже ее брали в Александро– Невскую женскую общину (затем женский монастырь), в село Кимры и другие селения. Жители села Кимры через тверское епархиальное начальство испросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону. В Кимрском краеведческом музее находится текст, относящийся к 1906 году, следующего содержания: «Сегодня воскресенье. Во 2 часу состоится встреча Иерусалимской иконы Божией Матери из Белого Городка. Приносится в Кимры ежегодно в это время, т.е. 15 июля; совершается крестный ход вокруг села из собора с духовенством…»
В 1930-е годы, когда храм в Белом Городке был закрыт, иконы храма были перенесены в сарай. В их числе оказалась и чудотворная икона Иерусалимской иконы Божией Матери. Существует легенда, что церковный староста тайком унес икону домой в деревню Башарино. Затем он, якобы, передал ее священнику еще действующей Успенской церкви в деревне Щелково Григорию Ландышеву, где она пребывала до закрытия и этого храма в 1960-х годах. Икону перенесли в дом престарелого священника, за которым ухаживала прихожанка. Она же стала хранительницей иконы после смерти священника. Однажды к старушке явились какие-то люди, якобы монахи, и уговорили отдать чудотворную икону в один из монастырей Псковской области.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 171530, Тверская область, Кимрский район, поселок Белый Городок, улица Белгородская, дом 1
Как добраться: автобус Тверь — Кимры — Белый Городок
Церковь в Белом Городке
Если ваша туристическая тропа будет проходить вдоль Волги между Калязиным и Кимрами, не поленитесь свернуть в посёлок Белый Городок, чтобы взглянуть на храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Он стоит на самом мысу, который образуют Волга и впадающая в неё речка Хотча. Может быть, храм не уникален по своей архитектуре, но само место, где Волга вливается в Угличское водохранилище, удивительно красиво и знаменито с исторической точки зрения, хотя историю его мало кто знает.
Церковь в селе Белый Городок существовала с 17 века (упомянута в Кашинской писцовой книге 1628 — 1629 гг.) Это была деревянная церковь во имя великомученика Егория страстотерпца (Георгия Победоносца). За ветхостью она была разобрана в конце 18 века, и прихожане попросили благословение на строительство в Белом Городке каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами великомучеников Георгия Победоносца и Архистратига Михаила.
Причиной посвятить центральный придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери послужило то, что в семье помещиков Михаила и Любови Сысоевых, проживающих в окрестностях Белого Городка, хранился образ этой иконы, почитаемый как чудотворный. С ней связано несколько историй, или, если хотите, легенд.
Житель села Кимры Иван Михайлович Собцов (из династии богатых крестьян-купцов Собцовых) был сильно болен. Как-то во сне ему было откровение, что он исцелится от своей болезни, если помолится перед чудотворной иконой Иерусалимской Божией Матери. Собцов помолился и действительно выздоровел. Тогда он пожелал купить эту икону, однако её владельцы Сысоевы расстаться со святыней согласились только при условии, что Собцов построит в Белом Городке каменный храм, куда они и передадут чудотворный образ. Собцов согласился, и строительство храма началось, а завершилось в 1825 году.
Образ Иерусалимской иконы Божией Матери в позолоченной серебряной ризе находился у правого клироса в особом киоте. Икона, прославленная своими чудотворениями, чтилась не только в Белом Городке, но и в окрестных селениях. Первые упоминания о чудесах относятся к 1872 году. Во время эпидемии холеры местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 году, во время повальной болезни, икону носили в деревню Поречье, и после молебна перед ней болезнь отступила. Жители села Кимры поспросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону.
В 1930-е годы храм в Белом Городке был закрыт, колокола сняты, иконы перенесены в сарай. В их числе оказалась и чудотворная икона Иерусалимской иконы Божией Матери. Рассказывают, что церковный староста тайком унес её домой, затем он, якобы, передал её священнику ещё действовавшей Успенской церкви в деревне Щёлково, где она пребывала до закрытия и этого храма в 1960-х годах. После смерти священника хранительницей иконы стала одна из прихожанок. Однажды к старушке явились какие-то люди, якобы монахи, и уговорили отдать чудотворную икону в один из монастырей Псковской области. С тех пор образа никто не видел…
В 1938 году в церкви были размещены заключённые, пригнанные на строительство судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре — молокозавод, в трапезной (тёплом храме с приделами) — клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. После того как в посёлке был построен новый клуб, в церкви разместили склад стеклотары. В 1970-е годы в церкви случился пожар, после которого она окончательно пришла в полное запустение.
Возрождение храма началось в 1989 году. Начались субботники по уборке территории и помещений храма, сбор пожертвований, восстановительные работы. В Рождество 7 января 1990 года состоялся первый молебен, в центре храма был установлен образ Иерусалимской иконы Божией Матери, которую пожертвовали жительницы Белого Городка, конечно не тот, пропавший, и начались регулярные богослужения.
Постепенно трудами настоятеля, прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и, наконец, приобрёл нынешний величественный облик.
Храм поставлен не на пустом месте, хотя сейчас может сложиться именно такое впечатление. История Белого Городка уходит в глубокую старину. Он был основан князем Юрием Долгоруким в 12 веке как город-крепость. Одновременно с ним строились Москва и Дмитров. Старожилы помнят, что сравнительно недавно, до строительства Угличской ГЭС, на берегу старого русла Волги, у подножия горы Пречистой, можно было видеть остатки высокого земляного вала и каменных стен крепости. Внутри неё был монастырь. Крепость была сооружена из белого камня. Отсюда, по всей вероятности, и пошло название Белый Городок.
Не раз под стенами Белого Городка происходили сражения с иноземными захватчиками. В 13 веке здесь побывали полчища хана Батыя, которые до основания разрушили все постройки города, впоследствии восстановленного в 1366 году князем Михаилом Тверским. Едва был восстановлен город, как в 1375 году к Белому Городку, служившему теперь опорным пунктом Тверского княжества, подступили московские войска Дмитрия Донского, который вёл борьбу с тверским князем Михаилом за объединение русских земель вокруг Москвы. В 1485 году Белый Городок был присоединён к Москве.
В 16 веке, во время царствования Ивана Грозного, Белый Городок был причислен к опричнине. В 1614 году, во время польско-литовской интервенции, гарнизон крепости в 1000 человек мужественно оборонялся от численно превосходившего его противника. Долго длилась осада, но только когда в живых осталось три человека, литовские отряды ворвались в город, который вскоре сожгли дотла.
Тем не менее, городок вновь был отстроен и превращён в перевалочный пункт починки купеческих судов. После того как Волга обмелела, городок постепенно превратился в захудалое поселение. Белогородцы занимались побочным промыслом (ходили в Москву на заработки), часть их сапожничала в самом селе.
В 1917 году в белогородской округе, как везде в стране, была проведена национализация, в 1930 году организован колхоз «Красный Городок». Колхоз не просуществовал и 10 лет, как правительством было принято решение о строительстве в Белом Городке завода по ремонту судов. Перед самой войной (в 1940 году) завод начали строить, потом эвакуировали под Казань, в 1943 году завод был возвращён в Белый Городок.
В конце 80-х годов по всей стране начался спад производства, а в 1992 году началась приватизация завода. В октябре следующего года была проведена подписка на акции, а вскоре зарегистрировано Акционерное общество открытого типа «Белогородский судостроительно-судоремонтный завод».
Как во многих местах Тверской области, здесь очень красиво: широкая Волга, синяя вода, зелёные берега — всё играет живыми красками под ярким солнцем.
Храм Иерусалимской иконы Божией матери (пос.Белый Городок)
Приписные храмы
Архивы
Проповедь. Неделя 16-я по Пятидесятнице.
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; И вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. Читать дальше »
Поздравительная речь на День знаний 1 сентября учащимся МОУ Приволжская ООШ.
Здравствуйте, дорогие дети! Сердечно поздравляю вас от лица настоятеля протоиерея Александра Крюкова с новым 2021 учебным годом и с 1 сентября! Наверное, вы задаетесь вопросом «А что здесь делает батюшка?» И мне сразу вспоминается священное писание, когда Господь благословил своих учеников, чтобы они проповедовали Слово Божие, заходили в дом и, если их принимают, то оставляли мир в этом доме. А если нет, то Господь говорил отряхнуть свои ноги и мир забрать с собой. Мир – это благословение Божие. А также мне вспоминается священное писание, когда Христа Спасителя окружала, теснила толпа людей, потому что от него исходила чудотворная сила и Он исцелял людей. И в этот момент хотели поднести детей к Иисусу, а его ученики стали возбранять им, я так думаю, жалея своего Учителя. Но господь им говорит «Не возбраняйте детям ко мне приходить» и взяв ребеночка на руки сказал «Если не будете как дети, то не войдете в царство небесное». И кто же был этот ребеночек? Это был святой Игнатий Богоносец. Что значит Богоносец? Это значит в сердце и в душе, и в жизни своей нести Бога! Также мне вспоминается праведный Иоанн Кронштадский, которому плохо давалась учеба и он сильно отставал от своих сверстников. Но когда он взмолился с верой, надеждой и любовью к Богу, то Господь его сразу вразумил и после этого он среди своих сверстников стал самым первым и блистательным в учебе. Это Господь даровал ему свое благословение. Читать дальше »
Слово на праздник Петра и Павла.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С праздником вас дорогие братья и сестры святых первоверховных и славных апостолов
Петра и Павла!
Сегодня я хочу свою проповедь начать со вчерашнего Евангелия от Иоанна, которое читалось на всенощном бдении. Когда Христос
обедал со своими учениками, Он обратился к апостолу Петру: «Симон Ионин, любишь ли ты меня?». Пётр отвечает: «Да, Господи, ты знаешь, что я люблю тебя». Христос ему говорит: «Паси агнец моих». Читать дальше »
Проповедь на пятидесятницу.
С праздником вас дорогие братья и сестры Пятидесятницы, Пресвятой Троицы!
Церковь отмечает этот праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов.
Во время общения апостолов в Сионской горнице вдруг послышались гром, шум и в виде огненных языков сошел Дух Святой на святых апостолов, не причиняя им боль. Тогда апостол Петр произнес первую проповедь в которой указал на то, что завершилось великое дело спасения людей.
Нам Господь, который за нас распялся и воскрес, даровал великую милость Духа Святаго через своё страдание как Он обещал, когда вознесся на небо. Читать дальше »
В селе Белом Кимрского района прошло совместное с администрацией Кимрского района мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности.
8 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, которые считаются покровителями христианского брака. Читать дальше »
Установка купола и креста на колокольню в с. Малышково.
В воскресенье 30 мая 2021 года после Божественной Литургии состоялось освящение креста на церковную колокольню православного храма в с. Малышково. Крест колокольни храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» освятил отец Александр. Вес купола составляет 100 кг. и сам крест 20 кг. По благословению отца настоятеля рабочие приступили к поднятию и установлению креста и купола на главу звонницы. Священник поздравил собравшихся богомольцев с этим долгожданным событием в жизни прихода.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Воскресе!
Окончание школы.
Храм Иерусалимской иконы Божией матери (пос.Белый Городок)
Приписные храмы
Архивы
История храма
КИМРСКИЙ РАЙОН, БЕЛЫЙ ГОРОДОК
ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«На месте нынешнего села Бел-Городка, как видно из летописей и из духовной Твер. кн. Михаила Александровича (по летописям), был городок этого имени. Диомид Карманов говорит, что здесь есть городище. По словам Преображенскаго, земляныя укрепления 6ывшаго здесь вдавности города видны и теперь под сельскою церковью и ея оградою. Об этом городке упоминается в истории Тверскаго княжества Борзаковскаго по поводу разорения его московскими войсками и взятия в 1375 году Дмитрием Донским, во время войны с кн. Тверским Мих. Александровичем (стр. 26. 31 и 40). При Иоанне Грозном Бел-Городок был причислен к опричине и назывался тогда Белгород в Кашине…
По словам свящ. И. Белюстина «на правом берегу Волги, при самом впадении в нее р. Хотчи, против села Белгородка, в 40 верстах от Калязина, в том месте, где имение, называемое Пречистенка или Медведево, как передают старожилы, был монастырь, называвшийся «Пречистенская — Медведева пустынь» («Об ост. древ.», стр. 287).
В Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1501 (№ 738) написано: «Село Белгородок на реке на Волге усть речки Хотчи а в нем церковь во имя Великомученика ЕгорьгияСтростотерпцадревян клецки а церковь и в церкве образа и книги и ризы и всякое церковное строение мирское. А на церковной земле во дворе понамарьОртюшка Семенов келья просфирницына Марьицы.
Деревня Отхожая поповская на реке на Волге усть речки Хотчи а в ней во дворе поп Микита Иванов. Пашни паханые церковные земли и перелогом и лесом поросло середние земли пятнадцать четей в поле, а вдвупотомуж сена по реке по Хотче и меж поль двадцать копен».
В клировой ведомости 1796 г. о селе Белгородке сказано: «Церковь Георгиевская, деревянная, построена 1693 года. Священник Даниил Иванов, 66 л., из богословии, посвящен в 1759 году. Церковной земли ЗS десятин 15 деревень, 87 прих. дворов; душ муж.пола 318, ж. п. 343».
В исповедной росписи 1739 г. показано 2 церкви: 1) Георгиевская, 2) Казанская. В 1739 г. по Георгиевской ц. свящ. Федор Семенов, 67 л.; в прих. 35 дв., 388 душ об. п. По Казанской ц. — свящ. место празднл; в прих. 16 двор., 215 душ об.пола. В 1755 г.: 1) по Георг.ц. свящ. Иван Федоров, 52 л.; 2) по Казан.ц. — свящ. Иван Матвеев (он же Ив.Матв., и в 1766 г.), а до него с 1740 по 1748 г. был свящ. Матвей Иванов».
Церковь Иерусалимской Божией Матери, построена в 1825 году, каменная, престолов 3: в настоящем Иерусалимской Божией Матери, в пределах: Архистратига Михаила и Великомученика Георгия.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Клобуков 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награждён в 1899 году камилавкой. Псаломщик Павел Алексеевич Никольский 27-ми лет, в должности с 1891 года.
В поселке Белый Городок, Кимрского района, Тверской области, на самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой.
История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой через несколько лет по Вознесении Господа.История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет.Главная святыня храма – икона Иерусалимской Божией Матери – находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах – трехъярусным. Храм был красиво расписан.Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах – два малых. С колокольни звонило шесть колоколов.
К приходу церкви Иерусалимской иконы Божией Матери относились следующие населенные пункты: село Белгородок, деревни Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманка, Пелагеенская, Озарово, Юменская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Являлись прихожанами и такие известные в свое время люди, как М.П. Кафтанников, женившийся на дочери кимрского богача Столярова. Прихожанами храма были также помещики Зазыкины, владельцы имения и Гадовскогоспиртзавода – ныне поселок Приволжский. Семья Зазыкиных в первые годы советской власти эмигрировала за границу. Один из ее представителей стал профессором, написал ряд книг, в том числе фундаментальный труд «Патриарх Никон».
За время существования храма в нем служило немало священников. Отмечено, что в храме десятки лет служили священниками Поповские (Поповы) – это была целая династия. С началом 1870 года настоятелем храма долгое время являлся священник протоиерей Иоанн Андреевич Клобуков. С начала 1900-х годов и почти до самого закрытия храма властями настоятелем храма был Леонид Никитин. В 1930 году он был репрессирован, позднее вернулся в Белый Городок, где и похоронен. По некоторым данным служил здесь и священник Павел Дворяшин, а также диакон Павел Никольский. Последний служил в храме более 30 лет.
Храм был закрыт в 1930-х годах. Точных сведений о времени закрытия нет.
Почти шестьдесят лт храм находился в запустении, но времена меняются. Положительным примером нашего «смутного» времени является возрождение Православия, поруганных прежде храмов. Вот и в Белом Городке по инициативе группы православных верующих (Крюкова А. В., Проценко О.М., Смирновой Н.Е., Ивановой П.И., Ваксиной М.В., Смирновой Е.Н., и других) по благословению и при непосредственном участии настоятеля кимрского Преображенского собора протоиерея Иоанна Басюка была организована религиозная православная община.
На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен, а с наступлением Великого поста в храм был назначен священником иерей Александр Казанцев и начались регулярные богослужения.С сентября 1990 года и по настоящее время настоятелем храма и председателем приходского совета является протоиерей Александр Васильевич Крюков.