церковь иконы божией матери всех скорбящих радость в федоровском
Фёдоровское. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Построена в 1768 г. Основной объем храма в виде неравногранного восьмерика прорезан двумя ярусами окон и завершен высоким куполом, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С четырех сторон к нему примыкают пониженные равновеликие помещения алтаря, приделов и притвора, образовывавшие четырехлепестковый план. Грани здания украшены пилястрами, окна обрамляют наличники. Стройная четырехъярусная колокольня в своей архитектуре подражает облику церкви.
Сейчас имение находится во владении московского Богородице-Рождественского женского монастыря и стало его подворьем. Здесь пасека и огород, территория огорожена забором, и прохода нет. Идут строительные работы, восстанавливается храм.
Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» села Федоровское была выстроена в 1768 году в усадьбе князей Шаховских её тогдашним владельцем Петром Алексеевичем Шаховским силами крепостных. Имя зодчего, создавшего проект, остаётся неизвестным. Изначально был четырёхлепестковым в плане. Главный Скорбященский придел являлся холодным. Южный Никольский придел был тёплым, северный придел в честь Василия Херсонского, как и главный храм, не отапливался. В 1882 году к храму была пристроена трапезная. При владельцах села Федоровское Эйлерах вместо старой обветшавшей колокольни усадебного храма возвели новую, сохранившуюся до наших дней. Её построили в 1894 году по проекту московского архитектора С.К. Родионова. Заказчиком колокольни выступил сын «первого» Эйлера, тоже Александр Александрович, юрист, предводитель дворянства Волоколамского уезда.
До 1970-х годов церковный комплекс сохранялся в относительном благополучии. Однако сорок лет назад здесь были уничтожены алтарь, оба придела, трапезная. От первоначальной постройки осталась только центральная часть здания. Оказался утраченным и иконостас. С 1997 года был поднят вопрос о возвращении Скорбященского храма Русской Православной Церкви и создании при нём хозяйственного подворья московского Богородице-Рождественского монастыря. Вскоре храм был передан обители в безвозмездное пользование. В течение нескольских лет, до 2003 года, здесь производились масштабные ремонтные работы. 14 июня 2004 года, в день празднования 525-летия Иосифо-Волоцкого монастыря, состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия II в Федоровское. В Пасхальную ночь 2005 года возобновлены богослужения в приделе Святителя Николая Чудотворца.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». № 177
Наиболее интересной постройкой усадьбы искусствоведами признаётся, конечно же, каменный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», сооружённый в 1760-х годах силами крепостных по заказу П.А. Шаховского, сохранившегося до сего времени. Имя зодчего, создавшего проект, остаётся неизвестным. Предполагается, что изначальная церковь имела четырёхлепестковую структуру. У таких храмов план образован полукружиями, примыкающими с севера, юга, запада и востока к сторонам квадрата в центре. Примечательно, что один из приделов был освящён во имя Николая Угодника, повторяя посвящение предыдущего фёдоровского храма.
В середине ХIХ века Фёдоровское перешло к Эйлерам, после женитьбы Александра Александровича Эйлера на Надежде Васильчиковой. При Эйлерах вместо старой и, видимо, обветшавшей колокольни усадебного храма возвели новую, сохранившуюся до наших дней. Её построили в 1894 году по проекту московского архитектора Сергея Константиновича Родионова. Заказчиком колокольни выступил сын Эйлера, тоже Александр Александрович, предводитель дворянства Волоколамского уезда. Фёдоровское принадлежало Эйлерам до революции. Последний владелец усадьбы Фёдоровское А.А. Эйлер покинул родовое имение в 1918 году. Скорбященская церковь же продолжала действовать примерно до конца тридцатых годов. Правда, богослужения совершались с перерывами. Последним настоятелем Скорбященской церкви был священномученик Димитрий Розанов, растрелянный на Бутовском полигоне. До 1970-х годов церковный комплекс сохранялся в относительном благополучии. По крайней мере, храм не был разрушен. Однако сорок лет назад здесь зачем-то были уничтожены алтарь, оба придела, трапезная. От первоначальной постройки осталась только центральная часть здания. Оказался утраченным и иконостас. В 1997 году церковь была передана Церкви и здесь вскоре было создано хозяйственное подворье московского Богородице-Рождественского монастыря. В течение нескольких лет, до 2003 года, здесь проводились масштабные реставрационно-востановительные работы: заново отстроили алтарную часть, боковые приделы, трапезную с переходом к колокольне. Заново была перекрыта и кровля церкви.
В 2004-2005 годах было завершено строительство ограды вокруг подворья и окончены работы по проведению электричества, были настелены полы, установлен иконостас в приделе Святителя Николая Чудотворца, а в Пасхальную ночь 2005 года было проведено богослужение в этом приделе. Ну, а теперь пришло время рассмотреть архитектуру и интерьер этого храма.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №177, 2016 г.
Подворье
Подворье монастыря в селе Федоровское
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на подворье монастыря.
З а городом Волоколамском, в бывшем имении князей Шаховских и графа А.А. Эйлера, находится подворье нашего ставропигиального монастыря. Село Федоровское – старинная вотчина князей Шаховских, которые владели ей со второй половины ХVII века в течение двух столетий. Существующий сейчас усадебный ансамбль сложился во второй половине ХVIII века. Каменная Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» строилась в середине 1760-х годов.
Основной придел храма посвящен иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», два боковых – святителю Николаю Чудотворцу и священномученику Василию, епископу Херсонскому, скорее всего небесному покровителю одного из владельцев Федоровского.
. Возникновение села Федоровское уходят вглубь веков. Как известно, Волоколамск – самый древний город Подмосковья. Он на 12 лет старше Москвы. Официальная дата его основания 1135 год. Город возник на старинной дороге из Москвы в Великий Новгород. Это был один из самых развитых торговых путей того времени.
Здесь, на этом пути в начале ХI века волоком тянули ладьи между реками Волошня и Лама. Так появилось поселение Волок на Ламе, которое чуть позже стало городом. И, несмотря на то, что он находился вблизи от Москвы, долгое время, город входил в состав далекого Новгородского княжества.
Федор Борисович стал последним удельным князем Волоцкого княжества. Правил он с 1494 по 1513 годы. И, предположительно, в это время появилось на живописном берегу реки Колпяны княжеское село, видимо, как летняя резиденция Федора Борисовича. И названо было оно именем князя Федоровским.
После смерти волоцкого князя, во времена объединения Руси, когда удельные княжества прекратили свои существования, и стали именоваться уездами, земли эти перешли в казну. И, можно предположить, что в Федоровском в те времена была построена первая церковь, так как в исторических источниках его стали называть селом. Какой она была, и какое имело посвящение – неизвестно, потому что в Смутное время село и его церковь не просто были разорены, а полностью сожжены дотла польско-литовскими захватчиками. Здесь была ставка Яна-Кароля Ходкевича, а немного позже здесь стоял с войском король Сигизмунд, который хотел взять Волоколамск, но не смог этого сделать.
О дальнейшей судьбе села в течение трех десятилетий никаких исторических сведений не сохранилось. Первое упоминание о нем датировано 1634 годом. Из грамоты первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича мы узнаем, что царское село Федоровское Волоцкого уезда было даровано окольничему Василию Ивановичу Стрешневу, родственнику царицы Евдокии Лукьяновны.
Царский воевода Василий Иванович Стрешнев в исторических источниках впервые упоминается в 1613 году, когда он подписал соборную грамоту об избрании на русский царский трон юного Михаила Романова. С тех самых пор он стал одним из приближенных к царю вельмож и пользовался большим его расположением. В течение своей службы он заведовал несколькими приказами и вёл дипломатические переговоры с иноземными посланниками. Еще больше приблизил его к себе Михаил Федорович, когда в 1626 году вторично женился на его дальней родственнице Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Вскоре он был назначен руководить приказом Золотого дела, который являлся частью Казенного приказа. В феврале 1633 года царь Михаил Фёдорович отправил его в Пермь, «для сыску золотой руды». Через год он вернулся. Золота в Перми не оказалось, но его «раденьем» была найдена в Соликамске медная руда и открыт завод. В награду за большие труды царь Михаил Фёдорович возвел Василия Стрешнева в январе 1634 года в окольничие с самым большим окладом 370 рублей. Окольничий был высокий думный чин в России, второй после боярина. Кроме того, царь назначил Василия Стрешнева руководить Оружейным приказом, и ему были пожалованы соболья шуба, крытая зеленым атласом, кубок и несколько царских вотчин, в том числе и село Федоровское в Волоцком уезде.
Таким образом, окольничий Василий Стрешнев стал владельцем поместий в 14 уездах и вошел в десятку самых богатых людей в России наравне со старейшими боярскими родами Романовыми, Морозовыми, Шереметьевыми. Но земли, доставшееся Стрешневу, были разорены польско-литовским нашествием, и требовались силы и каждодневный труд для возрождения Волоколамского края.
Царское село Федоровское, доставшееся окольничему Василию Стрешневу, было небогатым. Оно состояло всего из четырех крестьянских дворов. Однако уже через несколько лет население увеличилось в разы. И тогда Василий Стрешнев для своих крестьян вновь поставил здесь деревянную церковь.
За три года до своей кончины, тяжело больной, отошедший от государственных дел, он продал свои подмосковные поместья князю Степану Шаховскому. Так хозяевами села Федоровское, которые владели им более двухсот лет, стали потомки Рюриковичей.
Как известно из предания, икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный художник, мастер Оружейной палаты Иван Артемьевич Безмин. Скорее всего, он написал ее вместе со списком иконы Богоматери «Живоносный Источник» для царского дворца села Преображенского. Видимо, заказчиком была царица Наталия Кирилловна Нарышкина, проживающая вместе с сыном будущим императором России Петром Первым в это время в селе. Таким образом, она хотела отблагодарить Богородицу, которой непрестанно молилась, за чудесное спасение сына, произошедшее за год до этого во время стрелецкого бунта.
Праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отмечается 6 ноября (24 октября ст. ст.), так как чудо исцеления Евфимии Папиной произошло именно в этот день. И после этого дня слава об этом чудотворном образе Пресвятой Богородицы столь сильно распространилась, что изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки. Видимо, один из них оказался в семье князей Шаховских, и стал ими почитаем. Поэтому, когда был возведен в 1768 году каменный храм в селе Федоровское на месте снесенной деревянной Никольской церкви, его и освятили по просьбе храмоздателя Петра Шаховского в честь этого образа Божией Матери.
Сестры на весенних работах
Считается, что храм изначально имел четырёхлепестковую структуру. У таких храмов план образован полукружиями, примыкающими с севера, юга, запада и востока к сторонам квадрата в центре. Перекрытый сомкнутым сводом, он завершён массивным барабаном, который воспринимается самостоятельным ярусом и является одной из самых узнаваемых частей церкви, построенной в стиле «украинского барокко». Окна украшены наличниками, завершёнными фронтонами. Ещё одним украшением храма служат капители пилястр.Но вместо четвертого лепестка, с западной стороны, храм имеет галерею, соединяющую храмовую часть с колокольней.
В 1872 году вокруг храма была устроена кирпичная ограда с металлическими решетками (не сохранилась).
Сергей Константинович Родионов был одним из известных мастеров московского модерна и эклектики. В этом стиле им были созданы храмы, как Москве, так и в подмосковных городах Дмитрове и Клине. Известен он был еще тем, что реставрировал Успенский собор Кремля и колокольню Ивана Великого к коронации императора Николая Второго. Он также является автором проекта архитектурного комплекса Новодевичьего кладбища. Примечательно то, что, несмотря на свои стилистические привязанности, Сергей Константинович в строительстве новой колокольни в селе Федоровское изменил своим творческим вкусам. Высокая, стройная колокольня была возведена в стилистике барокко и удачно вписалась в церковный ансамбль, словно и не была возведена спустя почти полтора века после создания каменного храма «Всех скорбящих Радость». Колокольня сообщается притвором с трапезной. Сквозной проход в нижнем ярусе ее образует удобную паперть. Так архитектор сумел выдержать стилевое единство церкви и колокольни. Новая колокольня была выстроена в 1894 году.
Революционные события и приход к власти большевиков оставили большой печальный и даже трагический след и в истории усадьбы Федоровское, и её Скорбященской церкви, несмотря на то, что в первые два десятилетия советской власти усадьбу минула участь полного разорения.
В первые десятилетия советской власти, примерно до конца тридцатых годов ХХ века, в храме продолжали совершаться богослужения, хотя и с перерывами. После 1935 года богослужения возобновил священномученик Димитрий Розанов – клирик Зосимовой пустыни, которая была закрыта (к тому времени став для внешнего мира сельскохозяйственной артелью ради сохранения богослужебной и монастырской жизни) в 1929 году.
Родившийся 24 ноября 1890 г. в селе Ивашково Волоколамского района, окончивший Волоколамское духовное училище и Вифанскую духовную семинарию, отец Димитрий прекрасно знал и любил родной край и жителей района. Окончив духовные школы, он был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, которую упразднили в 1929 году. Монахини монастыря, а вместе с ними и отец Димитрий расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители. Однако в мае 1931 года все они были арестованы «за антисоветскую агитацию» и заключены в следственный изолятор при Наро-Фоминском отделении НКВД. А спустя два месяца тройка ОГПУ приговорила одиннадцать насельниц Зосимовой пустыни к различным срокам заключения и ссылки. Отец Димитрий был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, куда и был отправлен с тюремным этапом. После первого ареста и ссылки, которые он претерпел в начале 30-х годов за веру во Христа и ношение священного сана, отец Димитрий был направлен в храм иконы «Всех скорбящих Радость» села Федоровское. Он поселился в деревне Ханево, расположенной за речкой, напротив храма. Его ревностное служение и забота о пастве не понравилась властям. В феврале 1937 года его перевели в Покровский храм села Ново-Васильевское Лотошинского района, а 8 сентября того же года священник Димитрий Розанов был арестован во второй раз. После допросов 8, 13, 14, 15 сентября он был переведен в московскую Бутырскую тюрьму. Там на допросе, прошедшем 29 сентября, батюшка подтвердил свои показания, данные в Лотошинском РО УНКВД. На допросах отец Димитрий все обвинения «в контрреволюционной деятельности» отрицал. Хотя и признал, призывал отказавшихся от служения священников вновь вернуться в лоно церкви, чтобы для укрепления Православной веры. Этого признания оказалось достаточно. 8 октября на заседании судебной тройки при Управлении НКВД СССР по МО ему была вынесена высшая мера наказания – расстрел. Священник Димитрий Ильич Розанов был расстрелян 9 октября 1937 года на Бутовском полигоне.
27 декабря 2005 года Священный Синод утвердил решение Комиссии по канонизации святых и прославил священномученика Димитрия Розанова в лике святых. День его памяти приходится на 26 сентября ст.ст. / 9 октября н.ст. (Материалы о сщмч. Димитрии Розанове были взяты с сайта Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимовой пустыни (старая версия сайта)). В начале 70-х. годов ХХ века были разрушены алтарь, оба придела, притвор храма, переход к колокольне. В церкви был утрачен иконостас, пол. Реставрационные работы в те годы не проводились.
В 1997 году было начато оформление документов и разработка плановых смет для организации хозяйственного подворья монастыря в селе Федоровское Волоколамского района Московской области. Церковь была передана монастырю Министерством культуры РФ в безвозмездное пользование. В 2000-2003 гг. были заново отстроены алтарная часть, оба боковых придела, трапезная часть храма, переход к колокольне, отремонтирована кровля. 14 июня 2004 г., в день празднования 525-летия Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря, Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в обители прп. Иосифа Волоколамского, после чего посетил подворье нашего монастыря в селе Федоровское. После посещения Первосвятителя ускорился общий ход работ по восстановлению храма подворья, представителями властей было дано обещание провести на подворье газопровод; было завершено строительство ограды вокруг подворья и окончены работы по проведению электричества.
В 2004-2005 годах были настелены полы, установлен иконостас в приделе Святителя Николая Чудотворца, и в Пасхальную ночь 2005 года возобновлены богослужения в этом приделе. С 2005 года служащим священником храма подворья является клирик монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. 5 августа 2012 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, в день престольного праздника храма (празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), архиерейское богослужение на подворье совершил Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Истринский.
По окончании Литургии вокруг возрождающегося храма подворья был совершен торжественный крестный ход, после которого Высокопреосвященный Владыка Арсений обратился к Игумении Викторине, сестрам и прихожанам монастыря с архипастырским словом, передав всем присутствующим благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха КИРИЛЛА и поздравив всех с праздником.
Высокопреосвященный Владыка Арсений поблагодарил представителей администрации за доброе отношение к Игумении, насельницам и духовенству монастыря, которые стараются здесь, на лоне природы, создать своего рода оазис – место молитвы и духовного просвещения, и одновременно возродить памятник старины.
На подворье монастыря есть подсобное хозяйство, где, по благословению Матушки Игумении, трудятся сестры: сад, поля, огороды и пасека.
Идут работы по восстановлению храма подворья в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с приделами святителя Николая и священномученика Василия Херсонского. Богослужения совершаются в действующем приделе святителя Николая.
Адрес подворья: Московская область, Волоколамский район, село Федоровское.
Исторические сведения о подворье предоставили: Любовь Сергеевна Акелина, Председатель Фонда имени. прп. Евдокии (Евфросинии) Московской, телеведущая, и краевед Валентин Иванович Иванов.
О подворье обители можно прочесть:
Также можно прочесть статью о жизни подворья «Нам есть чему поучиться у пчел»
Фёдоровское
Храмы Московской области
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Древнее с. Фёдоровское на берегу р. Колпинки в Смутное время, в начале XVII в., было уничтожено.
В 1646 г. боярин Василий Иванович Стрешнев (1601-1655), родственник царицы Евдокии Лукьяновны, дипломат, в 1634 г. участвовавший в переговорах и подписании Поляновского мирного договора с Польшей, ) восстановил храм в своей вотчине.
В 1678 г. селом владели князья Иван (стольник, скончался в 1700 г. от ран, полученных в бою под Нарвой) и Тимофей (комнатный стольник Иоанна V) Степановичи Шаховские.
Храм сильно пострадал в советское время: разрушены, располагавшиеся крестообразно вокруг основного объёма храма, алтарь, приделы и трапезная. Колокольня была возведена в 1894 г. по проекту архитектора С.К. Родионова.
Клировая ведомость 1877 г. сообщает: «Церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в селе Феодоровском построена в 1768 г. тщанием князя Петра Алексеевича Шаховского. Зданием каменная с такой же колокольней, пристроенной в 1802 г. и каменной с железными решетками оградой, устроенной в 1872 г.
Священник Георгий Гаврилов Холмогоров, 48 лет, из Московской губернии, сын священника, обучался в Вифанской семинарии, по окончании курса наук с аттестатом 2 разряда в 1850 г. произведен во священника на настоящее место в 1852 г., проходит должность законоучителя в приходском училище с 1864 г., в 1870 г. награжден набедренникам, в 1873 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей.
Диакон Алексий Николаев Аносинекий, 53 лет, исправляющий должность псаломщика Михаил Иванов Смирнов, 24 лет, причетник Василий Стефанов Лавров, 28 лет. Сиротствующие. Умершего пономаря сей церкви Стефана Сахарова вдова Варвара Феодорова, 74 лет, проживает неизвестно где. При ней убогая дочь, девица Матрона Стефанова, 40 лет.
В 1890 г. в семье священника церкви с. Фёдоровское Александра Гавриловича Покровского родился сын Гавриил.
Шаховские владели усадьбой до середины XIX в. Потом она принадлежала помещице Надежде Николаевне Эйлер (урожденной Васильчиковой, ум. 1876 г.). Её отец Николай Васильевич Васильчиков (1790-1849), подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка рано вышел в отставку, в 1812 г. вступил в Московское ополчение, получил чин штабс-капитана. Он женился на княжне Марии Васильевне Шаховской (1798-1837). Их дочь Надежда вышла замуж за А. А. Эйлера. Другая их дочь, Софья Николаевна (1826-1882, её мужем был Дмитрий Алексеевич Сверчков), оставшись одна, и не имея достаточных средств, провела последние годы жизни в семье сестры, и похоронена в Скорбященской церкви.
В храме похоронены: её сестра, владелица Фёдоровского, Надежда Николаевна Эйлер (ум. 1876) и муж Надежды Николаевны Последним владельцем Фёдоровского был камер-юнкер статский советник, гласный Московского губернского земского собрания Александр Александрович Эйлер.
Сохранились главный дом (1790-е гг.) и два флигеля из четырёх.
В северной части усадьбы стоит хозяйственный корпус (2-я половина XVIII в.)
Всехъ скорбящихъ Радосте
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
5 августа 2020 года, в день памяти образа Божией Матери «Всехъ скорбящихъ Радосте» и праведного воина Феодора Ушакова, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебсий Вениамин совершил молебен на начало строительства храмового комплекса.
Показать полностью.
19 ноября 2020 года, в день приснопоминаемого архимандрита Павла Груздева, состоялся чин закладки капсулы в фундамент строящегося храма.
В мечтах проектировщиков храмовый комплекс задуман как ансамбль из двух строений, окружённых оформленной парковой зоной.
И, конечно, вишенка на торте — уютная парковая зона для отдыха пациентов и их родных, медперсонала, жителей района. Красота восстанавливает силы и лечит души сама собой, одним своим присутствием, тем самым спасает мир от грусти, дарит надежду, вселяет уверенность в преодоление испытаний. Красота учит Любви
Потому ее появление на территории больничного городка особенно ценно.
Пресвятая Богородица теперь особо будет пребывать на этом месте и утешать всех скорбящих, даруя несказаную Радость от соприкосновения с вечностью!
Адрес: г. Рыбинск, ул. Солнечная, больничный городок
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка.
Преподобный Варсонофий Оптинский
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Рыбинская епархия поделился ссылкой
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
В этот раз в экспозиции принимают участие работы талантливых и юных художников- участников конкурса «Красота Божьего мира».
Ждём всех желающих, на территории строящегося храмового комплекса «Всехъ скорбящихъ Радосте».
Название рисунка- «Как прекрасен этот мир».
Показать полностью.
Основная номинация- Красота родной природы.Удовикина София, 12 лет.
Частное общеобразовательное учреждение
Православная школа имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. г.Тутаев
Педагог-Иванова Ольга Николаевна
Благодарим Вас за участие
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Если у тебя так сильно проявляются гнев, ропот, то это верный признак души гордой. Смирись, укори себя, и силен Господь подать тебе руку помощи и утешить.
Преподобный Анатолий Оптинский
Всехъ скорбящихъ Радосте запись закреплена
Раньше я ходила в храм только для того, чтобы поставить свечку. Такой слабой была моя вера, пока моя бабушка Ирена Багратиони не пригласила меня в Париж, где она жила в эмиграции после революции. Она служила псаломщицей и певчей в храме святой равноапостольной Нины.
Показать полностью.
В храме богослужений временно не было, потому что старый настоятель скончался, а нового, отца Арчила (он и по сей день там служит), ещё не назначили. Поэтому бабушка водила меня в греческую православную церковь. Она старалась углубить во мне веру, искренне желая, чтобы я стала исповедоваться и причащаться. Я уже была готова к исповеди, но с переводчиком у священника-грека исповедоваться было нельзя. Однако когда батюшка, узнал, что я из Грузии, он сказал: «Ради невинно пролитой крови грузинского народа, Бог да простит тебе, чадо, все прегрешения от рождения до сего дня». Так, без исповеди, впервые в жизни, причастил меня греческий священник. После этого моя жизнь совершенно изменилась.
Неожиданно для бабушки я решила вернуться обратно в Грузию. Моё решение было твёрдым, и бабушка сразу же отправила меня домой.
На работе всё шло нормально, но я не могла найти душевного покоя и однажды, неожиданно даже для самой себя, воскликнула: «Господи, где мне найти спасение и утешение?» – и. случайно нажала кнопку телевизора. Оттуда послышались звуки церковного песнопения. Я поняла: моё место в монастыре. Подруга предложила мне поехать в Мцхету в Самтаврийский женский монастырь.
Благодарю Бога за то, что Он такой короткой дорогой привёл меня в монастырь, где я и познакомилась со старцем Гавриилом. Когда я впервые увидела его в храме, то меня поразило его лицо, светлое и благодатное. Я сразу полюбила его и старалась быть к нему как можно ближе. Всё свободное время я проводила у него в келье, часто возила его на машине. Он очень помогал мне, наставляя и укрепляя в вере.
Однажды мы находились у него в келье. Я молчала, видя, что старец был чем-то расстроен. Он сам нарушил тишину, произнеся: «Сколько бед ожидает Грузию, сколько мучений!». Потом обратился ко мне: «И на твою голову обрушится много бед, но всё это случится для твоего же очищения». Потом отец Гавриил предложил мне выпить кофе и взял в руки очень грязную чашку. Словно не замечая этого, старец налил в неё кофе и подал мне. Я почувствовала отвращение, но переборола его и – выпила. Никогда не забуду его радостного взгляда. Он поцеловал меня в голову: «Ты действительно любишь меня, действительно любишь Бога, продолжай так же, и Бог всегда будет с тобой». С тех пор мы ещё больше подружились.
Однажды он собрался ехать в монастырь Джвари (Крестовый) и потребовал, чтобы мы купили водку. Возле храма он вдруг из-под мантии достал бутылку, открыл её, пригубил и передал мне. Я через силу сделала один глоток. Потом он дал выпить другим нашим спутникам и с радостью сказал: «Видишь, нас никто не осуждает, они все спасутся». Я думала, что этим всё закончится, но старец сказал: «У нас нет хлеба. Надо достать деньги – садись попрошайничать». Что делать? Села попрошайничать. Нам стали подавать. Когда набралось достаточно денег, отец Гавриил пригласил всех, кто был рядом, и накормил на эти деньги. Сам же он не взял ни кусочка, а эту необычную трапезу закончил словами: «Кто унизит себя, тот будет возвышен».
Когда в Грузии каждый день проводились митинги, он говорил мне: «Идём, я должен успокоить их» – и, встав среди митингующих, проповедовал, и все как-то успокаивались.
Однажды мы собрались отлучиться из монастыря. Старец предупредил: «Не уезжайте – будут неприятности». Мы не поверили и поехали. В дороге мы попали в аварию и только чудом остались живы. Когда вернулись, старец сказал, что он много молился, чтобы мы вернулись живыми.
Однажды он рассказывал: «Когда я был маленьким, мне захотелось побывать на могиле преподобного Антония Марткопского. По дороге я очень проголодался. Валясь с ног от усталости, я заснул прямо на земле, а когда открыл глаза, увидел мужчину. Он дал мне хлеб и воду и исчез. Когда я добрался до монастыря и увидел икону Антония Марткопского, то понял, что человеком, спасшим меня от голода, и был сам преподобный Антоний. С тех пор вот уже много лет я хочу отслужить молебен на его могиле». К сожалению, он этого так и не смог сделать. В этом виновата и я. У меня не нашлось времени отвезти его на могилу Антония Марткопского, хотя он об этом меня не раз просил.
Бог да простит всех, кто в чём-то провинился перед ним, ведь мы до конца не понимали, кто он, и не оказывали должного уважения этому удивительному старцу.