церковь николая чудотворца в сидоровском расписание богослужений
Никольский храм с. Сидоровское
Никольский храм с. Сидоровское запись закреплена
Никольский храм с. Сидоровское запись закреплена
Потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра.
Святитель Афанасий (Сахаров).
Никольский храм с. Сидоровское запись закреплена
Ни одно сердце не способно любить всех людей такою любовью, какою любит нас Матерь Божия.
Св. прав. Иоанн Кронштадский.
Никольский храм с. Сидоровское запись закреплена
Великомученик Димитрий Солунский.
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.
Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Показать полностью. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
О Никольском храме в селе Сидоровское
Год постройки: 1680 год
Престольный праздник: свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)
Деревянную шатровую церковь во имя святителя Николая Чудотворца построил в селе Сидоровское в 1648 г. князь Ф.Ф.Волконский.
Новый владелец села, князь А.Д.Щербатов, в 1680 г. на новом месте возвел храм «каменный шатровый» со стенной и сводчатой росписью, превосходным пятиярусным вызолоченным иконостасом.
В Отечественную войну 1812 г. храм подвергся разорению и осквернению наполеоновской армией. Само здание значительно выгорело.
В 1866 г. при священнике Стефане Наумове заменили колокола. В 1891 г. священник Иоанн Муравьев открыл в церковной сторожке школу грамоты, ставшую в 1892 г. церковноприходской. Он же собрал при храме библиотеку из нескольких тысяч томов. В 1898 г. стараниями отца Иоанна и церковного старосты, почетного гражданина России, купца А.И.Болховитина, храм был перестроен, сделан «теплым» и расширен в своей трапезной части приделами в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного князя Александра Невского (в честь победоносного завершения освободительной войны на Балканах в 1878 г., а также по случаю отмены крепостного права в России). В храме установили новый иконостас с дорогой позолотой и изящной резьбой, с обновленными иконами, украшенными ценными ризами. Тогда же появилась каменная ограда с металлической решеткой. В ее пределах находилось обширное кладбище. Освящение храма проходило в присутствии Митрополита Московского, всех 72-х священников Звенигородского округа и многочисленных гостей.
В храме святителя Николая находилась чудотворная Боголюбская икона. Ее празднование сопровождалось особой торжественностью. При многолюдном стечении народа икона обносилась по всей округе в течение трех недель. А в селе проходила самая большая в Звенигородском округе ярмарка.
В 1937 г. храм был закрыт, колокола сняты, иконы украдены или сожжены. Кладбище подверглось святотатственному глумлению. Известно, что здесь покоятся члены княжеских фамилий (Болховитиновы, Коробовы, Рыбинские) и священнослужители (Лебедев, Воздвиженский, Розанов, Недумов, Муравьев и др.). В дальнейшем в храме располагалось зернохранилище.
В конце 1989 года образовалась небольшая община верующих, в основном из жителей села Сидоровское, которым вскоре был передан храм. 22 мая 1991 года на празднование Дня Святителя Николая Чудотворца в нем состоялось первое богослужение.
16 июля 2005 года, по постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века был включен мученик Феодор (Гусев). Бывший церковным старостой Никольского храма с 1929 по 1937 год, когда его арестовали за «контрреволюционную деятельность», мученик не отказался от веры в Бога и умер в лагере в 1940 году. Память его празднуется 19 января (1 февраля). Так храм обрел своего святого новомученика.
28 апреля 2012 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Великое освящение Никольского храма села Сидоровское и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Непонятная история со священником храма в Сидоровском
20 ДЕКАБРЯ, 18:15 // Елена Шмараева
Настоятель храма в Одинцовском районе Подмосковья избил свою прихожанку, сообщили родные пострадавшей. Родители 21-летней Веры Гречиной, которая после ссоры с духовным отцом попала в больницу с множественными травмами, заявляют, что отец Иоанн склонял их дочь к сожительству и поднял на нее руку из ревности. В местной милиции заводить уголовное дело против священника отказываются.
Настоятель храма Святителя Николая, который находится в деревне Сидоровское Одинцовского района Подмосковья, избил свою прихожанку – об этом сообщили родственники пострадавшей. 21-летнюю Веру Гречину с закрытой черепно-мозговой травмой, повреждением позвоночника и множественными ушибами доставили в больницу. Однако в возбуждении уголовного дела против священника родителям девушки на данный момент отказали.
Конфликт между прихожанкой и священником произошел 2 декабря 2007 года. Преподавательница воскресной школы Вера Гречина пришла на вечернюю службу в храм вместе со своей племянницей. Усаживая девочку в детские санки, Вера уронила в снег свой мобильный телефон. Заметив пропажу, девушка позвонила на свой номер. Оказалось, что пропажу нашел кто-то из прихожан и отдал отцу Иоанну, настоятелю храма в Сидоровском.
Девушка вернулась и застала священника в его служебном кабинете в здании церковно-приходской школы. Отец Иоанн, в миру Иван Борисов, отказался отдавать Вере телефон, и между ними вспыхнула ссора. Как рассказал «Газете.Ru» отец Веры Владимир Гречин, священник стал задавать девушке вопросы, касающиеся интимной жизни.
По версии самого отца Иоанна, изложенной в милицейском протоколе, все было не так: в своем кабинете он расспрашивал Веру Гречину о ее отношениях со вторым священником прихода, отцом Олегом. По мнению настоятеля, эти отношения вышли за рамки, дозволенные церковью. Когда началась ссора, девушка якобы набросилась на отца Иоанна и укусила его в плечо. В милиции священник заявил, что в ответ девушку не бил, а лишь звал помощника, чтобы тот вывел Веру из здания.
Крики, доносившиеся из приходской школы, услышали прохожие. Они вызвали милицию. «По вызову приехала машина с четырьмя сотрудниками милиции из Голицыно, которые забрали Веру и отца Иоанна в отделение», – рассказал Владимир Гречин.
Как сообщил «Газете.Ru» другой участник событий в Сидоровском, отец Олег (в миру Олег Власов), вечером второго декабря ему позвонил отец Иоанн и сказал, что их с Верой Гречиной везут в милицию. «Когда я приехал в Голицынское отделение, настоятеля я там уже не застал. Вера сидела на бетонном выступе здания и вытирала кровь с лица, ее рвало. Я посадил ее в машину и отвез в травмпункт, где Вере оказали первую помощь и зафиксировали ушибы, а оттуда увезли в больницу», – рассказал отец Олег.
По словам отца Веры Гречиной, в милиции, куда на следующий день отнесли заявление девушки, составили протокол, но уголовное дело возбуждать не стали.
В постановлении, составленном в Голицынском городском отделе милиции, говорится, что «в данном случае отсутствует событие какого-либо уголовно наказуемого деяния». Из протокола следует, что установить, была ли Вера Гречина на самом деле избита отцом Иоанном, невозможно, так как конфликт проходил без свидетелей, а медицинское освидетельствование причиненных ей повреждений проведено не было.
Отец Веры Гречиной недоумевает, почему в милиции говорят об отсутствии медицинского освидетельствования: «Моя дочь до сих пор находится в больнице, и мы предоставили в отделение милиции все необходимые справки о полученных ею травмах». Согласно медицинскому заключению врачей районной больницы поселка Селятино, где девушка находилась до 7 декабря, у нее закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, травма шейного отдела позвоночника, ушибы мягких тканей шеи, живота и грудной клетки. «8 декабря мы перевели дочь в военный госпиталь Краснознаменска, где она до сих пор и находится, – рассказал Владимир Гречин. – Врачи прописали ей строгий постельный режим, у нее очень сильные головные боли, ее постоянно тошнит».
Отец потерпевшей заявил «Газете.Ru», что подал в Одинцовскую прокуратуру жалобу на решение майора милиции Игоря Матвеенко, который отказался возбуждать уголовное дело. Ответа из прокуратуры пока не поступало.
«Поговорив с дочерью в больнице, я выяснил, что она терпит побои от отца Иоанна уже не в первый раз. Дело в том, что он третий год пытается склонить Веру к сожительству, преследует ее, постоянно проверяет, с кем она общается, куда ходит, кому звонит», – рассказал Владимир Гречин.
По словам отца избитой девушки, его дочь живет в Краснознаменске отдельно от родителей, и отец Иоанн неоднократно наведывался к ней домой, угрожал Вере и шантажировал ее аудиозаписями исповедей, а несколько раз даже избил.
Сам отец Иоанн говорить об этом инциденте с журналистами отказывается. «Я не даю никаких комментариев», – заявил настоятель храма Святителя Николая корреспонденту «Газеты.Ru».
Глава Одинцовской епархии, к которой относится приход отца Иоанна, благочинный отец Нестор говорит, что слышал о случившемся, но с выводами не торопится. «Я считаю, что это дело входит в компетенцию правоохранительных органов, а не церкви. Если выяснится, что преступление было совершено, тогда мы, со своей стороны, проведем проверку», – сказал отец Нестор «Газете.Ru».
Священнослужитель добавил, что знает отца Иоанна достаточно хорошо как человека глубоко верующего, к тому же семейного, и не склонен верить, что тот мог совершить что-то противозаконное. «Как-то не вяжется эта история с тем человеком, о котором ее рассказывают», – заявил отец Нестор.
«Скорее всего, этот инцидент в епархии попытаются замять», – считает второй священник храма в Сидоровском, отец Олег. Он служит в приходе с января этого года. Отец Олег рассказал корреспонденту «Газеты.Ru», что ему с самого начала показались странными порядки, которые установил отец Иоанн, однако он «не имел морального права о них сообщать». Отец Олег добавил, что с Верой Гречиной он поддерживает дружеские отношения, так как она присматривала за его детьми, но никаких отношений, «выходящих за рамки церковных канонов», между ними не было.
Как рассказал «Газете.Ru» отец Веры Гречиной, его дочь посещала храм Святителя Николая с 16 лет, потом стала преподавать в воскресной школе. Родители не думали, что в церкви с Верой может случиться что-то плохое. «Вера – человек очень скрытный, никогда ничего нам не рассказывала, но мы были спокойны. А оказалось, что отец Иоанн превратил приход в какую-то тоталитарную секту, запугал прихожан», – говорит Владимир Гречин. Этим страхом он объясняет и отказ других прихожан храма свидетельствовать против своего настоятеля.
Видеосюжет 5-го телеканала об этом происшествии можно посмотреть здесь
Церковь николая чудотворца в сидоровском расписание богослужений
Это прекрасное желание, и оно вполне осуществимо, но для этого придется очень хорошо потрудиться. Готова ли ты узнать, как стать феей с крыльями.
Некромантия вики. Кто такой некромант? Мистические существа. Белая, черная магия. Какие бывают некроманты
» бурно развивалась. Соперничество двух студий «Gold Fazan» и «Morgan Pikchers» привело к тому, что.
Православная Церковь различает два состояния души в загробном мире: рай и ад. Она не признает.
Каждый человек вне зависимости от вероисповедания хоть раз в жизни задумывался над тем, что его ждёт.
В разных религиях имеется разное представление о жизни после смерти. Каждый человек способен.
Узнайте, помогают ли умершие, видят ли они своих близких и можно ли просить помощи у умерших.
Мама жила в общежитии, училась на вечернем отделении в медицинском колледже, днем работала в.
Некротика: В настоящее время этот специальный термин применяется в целительско-духовной среде для.
Христианский мир разделён на два царства: небесное и подземное. В первом правит Бог, ему подчиняется.
В прежние времена «поцелуем» дьявола люди считали всё, что каким-то образом отличало человека от.
Архангел Михаил в переводе означает «Кто, как Бог», но в некоторых источниках значение представлено.
После ухода из жизни близкого человека наше сознание не желает мириться с тем, что его больше рядом.
Вере в то, что дом и хозяев защищает некоторая сущность, многие тысячелетия. Древние египтяне.
Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и.
Сила тяжести действует на все тела на Земле: покоящиеся и движущиеся, находящиеся на поверхности.
Приход храма Ксении Блаженной
деревня Дунино
мученик Феодор (Гусев)
Мученик Феодор (Гусев Федор Федорович) родился 22 апреля 1874 года в селе Сидоровское Звенигородского уезда Московской губернии. Его отец был крестьянином. Получить образование, даже начальное, Федору не удалось. В семье было пятеро детей, и с раннего детства он помогал отцу по хозяйству. В 1912 году Федор Федорович был избран односельчанами сельским старостой и оставался на этой должности до захвата власти большевиками. В своем хозяйстве имел дом, двор, амбар, сарай, лошадь, корову, телку, двух овец, поросенка. Его дальний родственник Сергей Гусев был церковным старостой в храме святителя Николая Чудотворца в Сидоровском. В конце 1920-х годов, когда крестьян стали загонять в колхозы, сын Сергея Гусева Иван был назначен колхозным бригадиром. Испугавшись близости отца к церкви, Иван Гусев потребовал от отца, чтобы тот вышел из церковного совета. На его место в 1929 году в церковный совет вошел Федор Федорович. По воспоминаниям его дочери Евдокии Федоровны, » отец всю жизнь ходил в церковь и меня с собой брал. Ходили и на ночные службы «Двенадцати Евангелий». Нас детей было восемь, и все были крещеные. Он любил молиться и нас с детства придал к молитве. Он был очень добрый, мы от него никогда не слышали грубого слова. 1 июля, на праздник Боголюбской иконы Божией Матери, всегда приезжало много священников, певчих, они останавливались у нас в доме. I июля ходили крестным ходом по окрестным селам с иконой Божией Матери «Боголюбская». При храме была сторожка, там жил священник отец Федор Доброхвалов с семьей. Жили они бедно, не хватало средств на пропитание. Там же жил звонарь с матерью. В этой же сторожке и невест одевали к венцу». В 1932 году Федор Федорович вступил в колхоз. По воспоминаниям его младшей дочери Марии Федоровны, «отец был хороший колхозник, хороший хозяин. Колхозное добро он берег, как свое. Тятя наш всегда ходил в церковь, прислуживал там. Нас всегда обзывали просвирочниками. Мы, бывало, скажем: «Тятя, лучше не ходи в церковь». А он нам говорит: «Пусть обзывают, а вы молчите, тогда и отвяжутся». В 1933 году Федора Гусева и священника сельского храма Федора Доброхналова привлекли к ответственности по заявлению Голубевой О. В., которая утверждала, что будто бы священник и казначей оскорбили ее. Оба были осуждены к 6 месяцам исправительно-трудовых работ, но Московский областной суд не признал обвинения основательными и приговор отменил. Во второй раз Федор Гусев был привлечен к суду в 1935 году в связи с пропажей из храма некоторых вещей из церковной утвари. Звенигородский районный суд обвинил его в недосмотре и приговорил к одному году условно. В первой половине 1937 года стало ясно, что гонения на Церковь усиливаются многократно, и сын Федора Федоровича Иван стал уговаривать отца, чтобы тот ушел из Церкви, так как власти хотят его арестовать. По воспоминаниям Евдокии Федоровны, Иван сказал отцу: «Уходи, отец, из Церкви, под тебя «подбирают ключи». Заберут тебя, посадят, и на нас будет пятно». «Не уйду я из Церкви», — ответил Федор Федорович, — «Я от Бога не откажусь. Заберут меня за Бога, а не за хулиганство, пусть эти богохульники «подбирают ключи». 10 августа 1937 года в село приехали сотрудники Звенигородского райотдела НКВД и стали вызывать крестьян и спрашивать у них о Федоре Гусеве, не ведет ли он антисоветскую деятельность и агитацию. Они проводили допросы три дня. Большинство крестьян заявило, что ничего подобного от него не слышали. Но нашлись и те, кто согласился подписать то, что хотел получить от них НКВД. Имена этих людей известны. Среди них оказался и родственник Федора Федоровича колхозный бригадир Гусев Иван Сергеевич. Председатель правления Сидоровского колхоза и председатель сельсовета выдали характеристики Гусева Ф.Ф., которые гласили что Гусев Ф. Ф. «напитан религиозным духом», «активный церковник, член церковного совета (бессменный). Его влияние действует при помощи его сына Гусева И. Ф. отрицательно на колхозное укрепление труддисциплины. Сам он работает в колхозе хорошо (кроме праздников, воскресенье и др.)». На основании стандартных обвинений в «проведении контрреволюционной деятельности против Соввласти и правительства, высказывании террористических настроений по адресу руководителей партии и правительства и сожалении расстрелянным врагам народа» 20 августа начальник Звенигородского РО НКВД по Московской области лейтенант госбезопасности П. Столетов постановил: «Гр. Гусева Федора Федоровича привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Бутырской тюрьме» Через два дня, 22 августа 1937 года, Федора Федоровича арестовали.
О том, как это было, вспоминает Евдокия Федоровна: «Был месяц, август, овес тогда убирали. Пришли к нам домой два милиционера и два понятых, показали ордер и сделали обыск. Дома были отец, мать и я. В сундуке у отца нашли ключи от церкви, деньги. Отец говорит: «Это деньги немой, сын копит на дом». Стали все переворачивать, найти мои письма и стали читать. Составили протокол, я подписалась. И забирают отца. Я заплакала, а милиционер, хороший был человек, успокоил: «Не плачь, до милиции довезут и отпустят». По воспоминаниям Марии Федоровны, «отца посадили на табуретку, и давай все искать в сундуке и кроватях. Потом сказали «Вы арестованы» и повели к машине, даже не дали нам проститься. Тятя только сказал матери: «Матрена, не плачь. Знать, такая моя судьба на старости лет». Федору Федоровичу было 63 года.
В архиве, в числе других материалов дела, сохранился протокол, который подписала за отца его дочь Евдокия. Вот выдержка из него: «Взято для доставки в УГБ Управления НКВД по МО следующее:
2) книги разных авторов 3 тт.,
3) разная переписка на 27 листах разных размеров,
4) денег семьсот рублей,
5) ключи церковные 11 штук от разных замков и дверей,
6) кресты 2 штуки железные,
7) тетрадей с записями 2 шт.».
Затем, уже в тюрьме, ключи, деньги и кресты Федору Федоровичу вернули. Сначала его содержали в камере предварительного заключения в Голицине, затем перевели в Звенигородскую тюрьму.
Допросы проходили 23, 27, 31 августа и 4 сентября. «Когда Вы были избраны в церковную тройку?» Федор Федорович ответил, что он был избран в 1929 году казначеем и остается им до сих пор.
— «Вы обвиняетесь в том, что проводите среди верующих контрреволюционную деятельность, направленную против существующего строя. Следствие требует от Вас дать правдивые показания.»
— «Никогда я среди населения контрреволюционной деятельности не проводил».
— «Кто у Вас был в доме 1 июля 1937 года?»
Федор Федорович ответил, что съезжались священники из соседних приходов, но разговоров на политические темы не было.
— «Когда еще у Вас собирались служители религиозного культа?»
— «Следствием установлено, что Вы вместе с другими церковниками проводите контрреволюционную деятельность, направленную против существующего советского строя. Требую от Вас дать правдивые показания по данному вопросу!»
— «Контрреволюционной деятельности, направленной против существующего советского строя, я не проводил и не провожу».
Этим допросом следствие было завершено. Все это время родственники Федора Федоровича носили ему в Звенигородскую тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали. Однако иногда им удавалось переговорить с ним через тюремное окно. Вспоминает Евдокия Федоровна: «Однажды мы со старшей сестрой Саней приехали к отцу, и он нам сказал: «Не уезжайте, останьтесь, сейчас нас повезут в Москву». Выводят троих, среди них и отец. Отдал мне ключи от церкви. У него тогда ноги болели. Сажают в грузовик. Я подошла к начальнику и попросилась сесть с отцом в машину. Не разрешил. Повезли их на станцию. А мы с сестрой побежали за машиной. На станции их посадили в рабочий поезд, в последний вагон. Мы с сестрой тоже сели. Я села рядом с отцом. Он мне по дороге рассказал, за что его взяли, кто на него наговорил. Приехали в Голицыно. Их перегоняют в другой состав. Мы с Санькой ждем. Я все время плакала. Говорю милиционеру: «За что его взяли?». Он мне шепчет: «Сейчас только и сажают ни за что».
Федора Федоровича посадили сначала в Бутырскую тюрьму, затем перевели в Таганскую. 17 сентября лейтенант госбезопасности П. Столетов подготовил обвинительное заключение по следственному делу №14986 по обвинению Гусева Ф. Ф. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК. В нем сказано, что Гусев Ф. Ф, «вел среди колхозников контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную клевету против Соввласти, выступал в защиту расстрелянных врагов народа, высказывал террористические настроения в отношении членов советского правительства». На основании этих измышлений следователь постановил представить следственное дело на рассмотрение судебной тройки при Управлении НКВД по Московской области, которая 11 октября 1937 года постановила: «Гусева Ф.Ф. заключить в исправтрудлагерь, сроком на десть лет, считая срок с 24.8.37 г.».
Гусев Ф. Ф. был направлен в Амурскую область, в Югвостлаг. Родные получили от него несколько коротких писем, которые под его диктовку писали такие же как он осужденные, потому что сам он писать не умел. Сообщал, что работает сторожем в лагерном огороде. В последнем письме написал: «Пухнут ноги, опухоль дошла выше колен. Чувствую себя плохо, наверно, умру на чужой земле».
Федор Федороиич Гусев скончался в Югвостлаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.
В 1996 году на основании ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», относящей антисоветскую агитацию к деяниям, не содержащим общественной опасности, Русев Ф. Ф. был реабилитирован.
16 июля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заслушал доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора мучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).