церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове

Церковь Церковь Преполовения Пятидесятницы (Псков)

Мiръ Россия Псковская область Псков Церковь Церковь Преполовения Пятидесятницы (Псков)

церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Смотреть фото церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Смотреть картинку церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Картинка про церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Фото церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове

Церковь Церковь Преполовения Пятидесятницы построена в XV веке; памятник истории и культуры федерального значения. Находится в Окольном городе (Псков).

Содержание

История [ править ]

В летописях церковь на этом месте впервые упоминается в январе 1468 года, когда приехавший из Новгорода архиепископ Иона «призвал в Пустынский двор посадников Пскова и священство». В книге «Прошлое города Пскова» Владимира Гедимина указано, что церковь построена в 1494 году на подворье Великопустынского монастыря.

В 1766 году в церковь был перенесен из Великопустынского монастыря в Рожницкой засаде «образ локотной в киоте». После упразднения Великопустынского монастыря в XVIII веке служила подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. В то время в церковном подвале находился колодец с чистой водой.

В августе 1820 года архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению, что в церкви «становится опасно совершать служение». В это же время архитектор Ф.Ф. Ябс сделал заключение, что церковь «. довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить не трогая кровли».

В 1822 году была снята часть кровли и сломаны своды. После этого на средней поперечной стене, над царскими вратами, и над северной и южной дверями с обеих сторон, оказались немалые трещины ниже и выше сводов, отчего стена была сломана и возведена вновь.

В 1867 году над папертью храма на месте древней звонницы на столбах была возведена каменная шатровая колокольня.

Церковь была закрыта до начала Великой Отечественной войны. В во время войны немцы использовали церковь в качестве гаража, для чего с южной стороны храма были прорублены широкие ворота.

В 1960 году в апсиде церкви была размещена кузница, а в четверике с пристроенным тамбуром — гараж со смотровой ямой и тепляком. Трапезная играла роль административного помещения, а в обстроенном крыльце находилась кладовая.

В 1995 году церковь возвращена Русской Православной Церкви и приписана к Троицкому Собору.

Современное состояние [ править ]

Восстановление церкви началось летом 2006 года. Первое богослужение состоялось 5 января 2007 года.

В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря.

Как добраться [ править ]

Адрес: Псков, Детская (Спасская) ул., д. 3.

Источник

храм Преполовения Пятидесятницы

подворье Спасо-Елеазаровского женского монастыря г. Пскова

В летописях церковь на этом месте впервые упоминается в январе 1468 года, когда приехавший из Новгорода архиепископ Иона «призвал в Пустынский двор посадников Пскова и священство».
Показать полностью. В книге «Прошлое города Пскова» Владимира Гедимина указано, что церковь построена в 1494 году на подворье Великопустынского монастыря.
В 1766 году в церковь был перенесен из Великопустынского монастыря в Рожницкой засаде «образ локотной в киоте». После упразднения Великопустынского монастыря в XVIII веке служила подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. В то время в церковном подвале находился колодец с чистой водой.
В августе 1820 года архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению, что в церкви «становится опасно совершать служение». В это же время архитектор Ф. Ф. Ябс сделал заключение, что церковь «. довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить не трогая кровли».
В 1822 году была снята часть кровли и сломаны своды. После этого на средней поперечной стене, над царскими вратами, и над северной и южной дверями с обеих сторон, оказались немалые трещины ниже и выше сводов, отчего стена была сломана и возведена вновь.
В 1867 году над папертью храма на месте древней звонницы на столбах была возведена каменная шатровая колокольня.
Церковь была закрыта до начала Великой Отечественной войны. В во время войны немцы использовали церковь в качестве гаража, для чего с южной стороны храма были прорублены широкие ворота.
В 1960 году в апсиде церкви была размещена кузница, а в четверике с пристроенным тамбуром — гараж со смотровой ямой и тепляком. Трапезная играла роль административного помещения, а в обстроенном крыльце находилась кладовая.
В 1995 году церковь возвращена Русской православной церкви и приписана к Троицкому Собору.[2] Восстановление церкви началось летом 2006 года. Первое богослужение, на котором присутствовала вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска, состоялось 5 января 2007 года.
В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря.

Источник

ХРАМ ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ г. Псков

Подворье Спасо-Елеазаровского женского монастыря г. Пскова

В летописях церковь на этом месте впервые упоминается в январе 1468 года, когда приехавший из Новгорода архиепископ Иона «призвал в Пустынский двор посадников Пскова и священство».
Показать полностью. В книге «Прошлое города Пскова» Владимира Гедимина указано, что церковь построена в 1494 году на подворье Великопустынского монастыря.
В 1766 году в церковь был перенесен из Великопустынского монастыря в Рожницкой засаде «образ локотной в киоте». После упразднения Великопустынского монастыря в XVIII веке служила подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. В то время в церковном подвале находился колодец с чистой водой.
В августе 1820 года архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению, что в церкви «становится опасно совершать служение». В это же время архитектор Ф. Ф. Ябс сделал заключение, что церковь «. довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить не трогая кровли».
В 1822 году была снята часть кровли и сломаны своды. После этого на средней поперечной стене, над царскими вратами, и над северной и южной дверями с обеих сторон, оказались немалые трещины ниже и выше сводов, отчего стена была сломана и возведена вновь.
В 1867 году над папертью храма на месте древней звонницы на столбах была возведена каменная шатровая колокольня.
Церковь была закрыта до начала Великой Отечественной войны. В во время войны немцы использовали церковь в качестве гаража, для чего с южной стороны храма были прорублены широкие ворота.
В 1960 году в апсиде церкви была размещена кузница, а в четверике с пристроенным тамбуром — гараж со смотровой ямой и тепляком. Трапезная играла роль административного помещения, а в обстроенном крыльце находилась кладовая.
В 1995 году церковь возвращена Русской православной церкви и приписана к Троицкому Собору.[2] Восстановление церкви началось летом 2006 года. Первое богослужение, на котором присутствовала вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска, состоялось 5 января 2007 года.
В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря.

Источник

Храм Преполовения Пятидесятницы – (подворье Елеазаровского монастыря)

церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Смотреть фото церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Смотреть картинку церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Картинка про церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в пскове. Фото церковь преполовения пятидесятницы на спасском подворье в псковеПодворье принадлежит Спасо-Елеазаровскому монастырю. В книге “Прошлое г. Пскова” г. Гедимина указано, что церковь выстроена в 1494 г.

Наименование праздника Преполовение Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, как во дни Своей земной жизни, в третий год Евангельской проповеди, в преполовение ветхозаветного праздника Кущей, вошел Иисус Христос в церковь и учил:

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил говоря, кто жаждет – иди ко Мне и пей; кто верует в Меня у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.YII. 37-39).

Праздник Кущей продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. В восьмой день праздника совершался обряд возлияния воды, поливали друг друга и молились о даровании естественного дождя для плодородия земли.

Это обливание священной водой стало знамением возлияния Святого Духа в Новом Завете. Учение Христа Святая Церковь уподобляет животворной воде, которой напьются жаждущие истины люди. В преполовение ветхозаветного праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и раскрыл учение о Себе как о Мессии.

Архитектура церкви весьма простая и бедная. Входная церковная дверь отличается массивностью и стариною. Запирается толстым деревянным засовом. Церковь состоит из притвора, главного храма и алтаря. Притвор отделен от главного храма толстой плитяной стеной с тремя пролетами; совершенно такая же стена отделяет главный храм от алтарной части. Сомкнутые своды опираются прямо на стены.

Из икон примечательны две: 1) старинный шитый образ св. Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского и Великопустынского монастырей, 21/4 арш. х 18 в., и 2) резной кипарисный образ Киевской монастырской работы, 8 х 8 в.

В глубоком церковном подвале находится колодец с чистою водой.

Подворье, как и храм, были отобраны у Церкви после революции. Во время войны фашисты устроили здесь ремонт танков, а после войны в храме была кузница. Собственно, здесь не молились почти век.

Работы на храме начались летом 2006 года, ремонтировались стены, кровля, купол, были проведены внутренние работы и отопление. Храм является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря, и трудами игумении Спасо-Елеазаровского монастыря матушки Елисаветы все было в рекордные сроки восстановлено по благословению правящего тогда Архиерея Евсевия. Ныне храм возрожден, действует, живет, в нем возобновлена литургическая жизнь, храм наполняется молитвой.

Первое богослужение в храме прошло 5 января в 2007 году.

Адрес: г. Псков, ул. Детская, 3.

Телефон: +7 911 399-81-31

Режим работы: пн-пт 10:00–16:00; сб 12:00–20:00; вс 8:00–16:00.

Настоятель храма: иерей Константин Тарасов.

Источник

Церковь Преполовения Пятидесятницы

Церковь Преполовения Пятидесятницы

Историческая справка

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа, т.е. середина по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей.

Наименование праздника Преполовение Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.

Икона Преполовения Пятидесятницы

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.

Вспоминают в Неделю о расслабленном освящении воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость».

Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей».

Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье принадлежала Спасо-Елизаровскому монастырю. В книге «Прошлое г. Пскова» Гедимина указано, что церковь выстроена в 1494 г. на подворье Великопустынского монастыря.

По-видимому, подворье Великопустынского монастыря в Пскове на Спасской ул. тогда же и перешло Елизаровскому монастырю. Клировые ведомости за 1916 г. отмечают: «. церковь каменная, холодная, находится на Спасском подворье в г. Пскове в 1-ой части на углу Успенской и Спасской улиц.

Ранние очень скудные исторические сведения не датируют ныне существующей церкви, только дают основания предполагать, что в ХV в. на этом месте храм существовал.

По архитектурным формам и по литературным источникам существующая церковь датируется ХVII в. В августе 1820 г. архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению (Болховитинову), что в церкви «становится опасно совершать служение».

Вид на колокольню. Фото Скобельцына Б.С., 1974

Архитектор Ф.Ф. Ябс делает заключение: «. довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить не трогая кровли».

В 1822 г. снята часть кровли, опущены (т.е. сломаны) своды. После этого на средней поперечной стене, над царскими вратами, и над северной и южной дверями с обеих сторон, оказались немалые трещины ниже и выше сводов, отчего стена была сломана и возведена вновь.

Ремонт закончен в 1822 г. В 1867 г. над папертью храма вместо прежней звонницы на столбах, устроена каменная шатровая колокольня.

Фото К.К. Романова 1922 год

Основные архитектурные особенности

Фото: 24 сентября 2005 год

Полностью переделаны перекрытия четверика и апсиды. Каменные своды заменены на деревянные. В южной стене четверика устроен большой проем для автомашин. Оконный проем этой стены наполовину разобран, его верхняя часть с арочной перемычкой заложены.

К дверному проему пристроен тамбур с двухпольными воротами, по обе стороны от тамбура малые помещения-кладовки. Три проема в западной стене, ведущие в трапезную заложены. Над оконными проемами распалубки.

Вид с севера. Фото Скобельцына Б.С., 1974

Северный и южный фасады имеют по четыре лопатки, их верха срезаны четырехскатной кровлей. На северном фасаде лопатки не доходят до самого низа (выше арочной перемычки) дверного проема. Это говорит о том, что существовал северный придел или паперть.

На восточном фасаде верхняя часть стены обшита тесом. Западный фасад гладкий. Барабан декоративный деревянный, глава и кровля металлические. На западном скате одно слуховое окно.

Трапезная с крыльцом построена за одну связь е четвериком, что видно на фотографиях, послевоенных лет, когда штукатурка на стенах была утрачена. В кладке этих стен швов нет.

Трапезная и крыльцо перекрыты коробовыми сводами с распалубками над дверными проемами. В трапезной по одному оконному проему в северной и южной стенах. В западной стене один дверной и по бокам два оконных заложенных проема. В крыльце сооружены две стены, по бокам от прохода две комнаты.

Общие сведения

В церкви Преполовения Пятидесятницы трапезная с крыльцом и звонницей сохрались в первозданных формах, не считая звонницы, которой легко, освободив от поздних столбов и шатра, вернуть прежний вид. Это единственный вариант средь архитектурных памятников Пскова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *