церковь рождества богородицы боровск
1-е Боровское Благочиние
Официальный сайт. Калужская Епархия. Русская Православная Церковь.
Приходы благочиния
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Роща
Адрес: г. Боровск, ул. Шмидта, 35
Телефон: (48438) 4-22-01
Настоятель: священник Сергий Поляков
Храм в селе Роща (Рощинская слобода) был построен прихожанами в 1708 г. Его кирпичное здание включало в себя холодный четверик и теплую трапезную часть с печным отоплением. На зиму холодная половина храма закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престолов три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный — во имя святителя Василия Великого.
Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится образ со Святой Горы Афон Иверской иконы Божией Матери. В 1823 г. в дар храму была подарена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Прихожанами также особо почитается икона «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в р. Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 г. при царе Алексее Михайловиче.
В 1840 г. московским купцом И.В. Волковым при храме была построена богадельня. До 1905 г. на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков.
В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в храма совершались регулярно. С 23 июня 1995 г. настоятелем храма является священник Сергий Поляков.
Престольные праздники храма приходятся на 8/21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, 8/21 мая и 26 сентября/9 октября — память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1/14 января — святителя Василия Великого.
Поделиться:
2 комментариев к “ Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Роща ”
Случайно увидел, что в интернете продается дореволюционный антиминс Вашего храма с мощами. Жаль если он останется в руках коллекционеров… Может сможете найти жертвователей или поможет правящий архиепископ (благочинный). Высылаю ссылку http://www.transantique.ru/good/view/id/2058
Отец Михаил, благодарим за информацию, передали ее благочинному Боровского района протоиерею Игорю Павлову.
Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь.
Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского.
Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 году. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 году, а в 1547 был причислен к лику святых.
В 1444 Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 год принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI века были возведены оборонительные укрепления. В 1511 году здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.
Монастырь по стратегическим соображениям с XVI века стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства.
К строительству крепостных башен и стен, как усматривают специалисты исследователи, причастны знаменитые государевы мастера Федор Конь и Трофим Шарутин.
Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском «Дневнике событий Смутного времени» в записи, относящейся к 1610 году, указано, что «монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы». Одна из летописей 17 века повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 году город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.
В 1610 году Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия второго. Предательство двух воевод, позволило «тушинскому вору» войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек, в том числе воевода князь Михаил Волконский («побито было всякого звания людей 12 тыс. человек»). Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания «смутного времени» многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII века была построена колокольня. Повторному разрушению монастырь подвергся во время нашествия Наполеона, но к середине XIX века заново восстановлен.
В середине XVII веке из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в Пафнутиев монастырь в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме и была захоронена в Боровском городище.
За зубчатыми завершиями каменной ограды, с шестью трехъярусными шатровыми башнями, видны созвездия куполов собора и церквей, двух и трехэтажные здания жилого и хозяйственного назначения. Центральное место занимает четырехстолпный Собор Рождества Богородицы, возведенный в 1586 г. расписанный в свое время художниками Дионисием и Митрофаном.
Необычайно параден северный торец здания с довольно широкой лестницей, ведущей через лоджию, перекрытую крестовыми сводами, к главному входу в палату. К восточной стороне трапезной палаты примыкает небольшая квадратная в плане, бесстолпная церковь Рождества Христова, отличающаяся красивыми очертаниями свода на распалубках. Пятиярусная колокольня, возведенная в конце XVII века, пристроена к трапезной с севера. Искусной обработкой фасадов, колонками с перехватами, поставленными на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцов она контрастирует с величаво простым обликом трапезной.
Доминирующим сооружением ансамбля монастырских зданий является пятиярусная колокольня XVII века, украшенная нарядным кирпичным декором и разноцветными изразцами Степана Полубеса.
Собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI века на месте разобранного белокаменного, освященного самим Пафнутием. Точная дата строительства кирпичного пятиглавого четырехстолпного храма с двумя приделами не установлена. Реставрационные работы в 70-х годах нашего века вернули древнему собору его величавый вид.
Миниатюрная одноглавая бесстолпная Ильинская церковь 1670 года в северной части монастырского двора составляет единый комплекс с одновременно возведенной больничной палатой.
К трехэтажному корпусу летних настоятельских келий XVII века, почти вплотную примыкающему к северной крепостной стене, в 1760-1763 году пристроили бесстолпную одноглавую церковь Митрофания.
В 1923 г. на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум. С 1960 года здесь ведутся реставрационные работы. Вновь Пафнутиев монастырь был передан Церкви в 1991 г. Летом 1994 года здесь торжественно отметили 550-летие основания монастыря и 600-летие со дня рождения его создателя Пафнутия. В торжествах принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Роща. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. В 1840 году московский купец И. В. Волков построил при храме богадельню.
До 1905 года на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков. В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно.
В советское время храм не закрывался. Но колокола были сняты. Больший из них был более метра в нижней части.
В 1840 году московским купцом И.В.Волковым при церкви была построена богодельня, состоявшая из двух домов и часовни. Но в тридцатые годы XX века за ветхостью она была разобрана. Около храма находится старинный погост, где сохранились надгробия XVIII века и мраморные памятники XIX века.
Впервые церковь в Рощинской слободе, возле дороги, идущей из Боровска в старинную Пафнутьеву обитель, упоминается в 1654 году как храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного в «служной» слободе Пафнутьева монастыря. Он был деревянным, с трапезной, крыт тёсом. К началу ХVIII столетия эта церковка обветшала, и в 1708 году прихожане возвели новый храм из кирпича. Освятили его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. к нему пристроили трапезную с приделами апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Василия Великого и колокольню. За столетие прихожане обустроили храм, снабдив его церковной утварью, книгами и иконами.
В дни наполеоновского нашествия 1812 года храм обошёлся малыми потерями: были сожжены только дома священно-церковнослужителей. В 1873 году взамен их прихожане построили новые, а ранее в 1840 году на средства московского купца И. В. Волкова отстроили богадельню. В 1879 году вокруг храма и существовавшего при нём погоста поставили кирпичную ограду, внутри которой располагалась ещё церковная деревянная сторожка.
В 1916 году храм выглядел добротно. Интерьеры его украшали настенные росписи, иконостасы и многочисленные предметы церковной утвари. За этот год храм имел доходы с кружечного сбора 150 руб. и проценты с капитала, положенного на поминовение усопоших, 65 руб. 20 коп. В кредитных учреждениях лежала недвижимая сумма в виде билетов. При храме продолжала действовать богадельня, в которой жили на своём содержании три безродные женщины.
Приход храма за счёт прилегающих деревень состоял из 116 дворов с проживавшими в них 302 мужчинами и 313 женщинами. Числились в приходе и старообрядцы: в 22 дворах проживали 32 мужчины и 37 женщин. Дети прихожан обучались: мальчики в монастырской церковно-приходской школе, девочки в Рябушкинской женской одноклассной школе.
Храм как памятник архитектуры II категории был поставлен на учёт Отдела по делам музеев Главнауки НКП ещё в первой половине 20-х гг. ХХ столетия. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 08 1960 г. за №1327 церковь Рождества Богородицы в Боровске была внесёна в реестр памятников федерального значения. Богородицерождественский храм занимает доминирующее положение среди окружающей его застройки и органично вписывается в ландшафт, составляющий ему великолепное дополнение. Отсюда древний Боровск виден как на ладони.
Ранняя часть храма решена в стиле «нарышкинского барокко»: на двухсветный четверик, обрамлённый пучками колонок и увенчанный развитым карнизом с трёхрядным поребриком, поставлен восьмерик, завершающийся двухступенчатым восьмигранным барабаном с главой; оконные проёмы обрамляют искусно выполненные из кирпича «пышные» наличники с разорванными фронтонами. Позже пристроенные объёмы трапезной и трёхъярусной колокольни решены в формах русского классицизма. Трапезную и первый ярус колокольни украшают четырёхколонные портики тосканского ордера. На втором ярусе колокольни их сменяют полуколонки ионического ордера и более сложные на третьем ярусе. Верх колокольни декорирован четырьмя окнами-люкарнами и изящной главкой на постаменте. Трапезную, увенчанную карнизом с сухариками, с северного и южного фасадов завершают фронтоны.
Существующий в храме резной, позолоченный, ручной работы шестиярусный иконостас по времени устройства относится ко второй половине ХIХ века с иконами и царскими вратами более раннего времени. Подобное можно сказать и о приделах. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретённая, по преданию, в реке Протве.
Примечателен факт: венчание в этом храме 20 августа 1880 года Константина Эдуардовича Циолковского и Варвары Евграфовны Соколовой. Вокруг храма продолжает существовать погост, окружённый кирпичной оградой с воротами и тремя входами.
Роща. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь.
Пафнутьев Боровский монастырь
Храмы монастыря:
Другие постройки монастыря:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.
Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI в., опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском «Дневнике событий Смутного времени» в записи, относящейся к 1610 г., указано, что «монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы». Одна из летописей 17 в. повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.
В 1610 г. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия второго. Предательство двух воевод, позволило «тушинскому вору» войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек, в том числе воевода князь Михаил Волконский («побито было всякого звания людей 12 тыс. человек»). Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания «смутного времени» многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII в. была построена колокольня. Повторному разрушению монастырь подвергся во время нашествия Наполеона, но к середине XIX в. заново восстановлен.
В середине XVII веке из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в Пафнутиев монастырь в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме и была захоронена в Боровском городище. За зубчатыми завершиями каменной ограды, с шестью трехъярусными шатровыми башнями, видны созвездия куполов собора и церквей, двух и трехэтажные здания жилого и хозяйственного назначения. Центральное место занимает четырехстолпный Собор Рождества Богородицы, возведенный в 1586 г. расписанный в свое время художниками Дионисием и Митрофаном.
Доминирующим сооружением ансамбля монастырских зданий является пятиярусная колокольня XVII в., украшенная нарядным кирпичным декором и разноцветными изразцами Степана Полубеса. Собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI в. на месте разобранного белокаменного, освященного самим Пафнутием. Точная дата строительства кирпичного пятиглавого четырехстолпного храма с двумя приделами не установлена. Реставрационные работы в 70-х гг. XX в. вернули древнему собору его величавый вид.
Миниатюрная одноглавая бесстолпная Ильинская церковь 1670 г. в северной части монастырского двора составляет единый комплекс с одновременно возведенной больничной палатой. К трехэтажному корпусу летних настоятельских келий XVII века, почти вплотную примыкающему к северной крепостной стене, в 1760-1763 гг. пристроили бесстолпную одноглавую церковь Митрофания.
В 1923 г. на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум. С 1960 г. здесь ведутся реставрационные работы. Вновь Пафнутиев монастырь был передан Церкви в 1991 г. Летом 1994 г. здесь торжественно отметили 550-летие основания монастыря и 600-летие со дня рождения его создателя Пафнутия. В торжествах принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырь действует. Внутри собора сохранились фрески, правда, в плохом состоянии, и установлен невыразительный современный иконостас.
Рождество-Богородицкий Пафнутьевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Боровска, на берегу реки Протвы, в 10 верстах от железнодорожной станции Балабаново. Основан преподобным Пафнутием (см. 7 мая) в 1444 году; в 1610 году был разорен Тушинским вором, в 1812 году французами. В соборе Рождества Богородицы почивают мощи основателя монастыря в раке, обложенной серебром. Ежегодно 1 мая совершается в монастыре крестный ход из городских и ближайших сельских церквей. С 1868 года при монастыре существует училище. Монастырская ризница богата предметами церковной утвари и вкладами XVI и XVII веков.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Стены и башни монастыря
Первоначально монастырь был окружен деревянной оградой, но впоследствии она была заменена мощной кирпичной стеной с бойницами пушечного и пищального боя, дополнительно укрепленной высокими башнями. Точной даты возведения крепостных стен и башен нет, по-видимому, они были построены или перестроены в разные годы XVI–XVII веков. Общая длина стен с башнями составляет 673 м, они охватывают площадь, равную 1,62 га. Планировка крепостных сооружений подчинена рельефу местности и наличию естественных преград. Одной из топографических особенностей местности, на которой расположен монастырь, является небольшой подъем к востоку. Крепостные стены образуют ромб с закругленными тупыми углами, напоминающий по форме корабль. Большая ось этого ромба-корабля направлена с запада на восток и проходит по диагоналям двух угловых башен (Сторожевой и Поваренной). Эти две башни имели важное стратегическое значение – они почти полностью выходят за пределы стен, что позволяло в старину во время обороны от неприятеля вести огонь во всех четырех направлениях. В восточной, самой высокой части крепостных стен, как бы на корме корабля, расположена главная Сторожевая башня, с которой лучше всего просматривались и охранялись просторы вокруг монастыря. С юго-восточной стороны крепость имеет две квадратные башни (Георгиевская и Оружейная) и одну круглую (Круглая). С северо-западной стороны, т.е. со стороны большого оврага, на берегу пруда есть ещё одна прямоугольная башня (Тайницкая). Всего их шесть. Юго-восточная сторона монастыря укреплена значительно лучше. Это вызвано тем, что местность здесь более открытая и высокая вероятность быстрого подхода противника именно с этой стороны. Северная и западная крепостные стены расположены на самом берегу оврага, где протекает речка Истерьма, здесь же находятся три рукотворных пруда. Особенности местности обеспечивают в этом направлении хорошую естественную преграду. Крепостные стены и башни при взгляде со двора не смотрятся такими внушительными, какими являются на самом деле и какими мы их видим снаружи. Кажется, что они вросли в землю. Такое впечатление создается потому, что на территории двора накопился большой слой наносной земли (культурный слой). На отдельных участках его толщина достигла четырех метров. Возле самих стен слой земли убран, сделаны отмостки и водостоки. Строительный материал, из которого сложены крепостные стены и башни, – в основном большемерный кирпич. Изготавливался он здесь же, невдалеке от монастыря. На фундаменты и перекрытия амбразур использовался белый камень – известняк. Добывался он по берегу речки Истерьмы возле монастыря, также привозился из других мест, например, из Подольска. Стены имеют деревянную кровлю по стропилам, опирающимся на кладку в наружную сторону и на кирпичные столбы с дворовой стороны. Вход на крепостную ограду происходит со двора через арочные проёмы по внутристенным лестницам. Все башни трехъярусные. Нижние ярусы перекрыты сводами, вторые и третьи имели плоские перекрытия, которые сейчас утрачены.
В XIX веке, когда отпала необходимость монастырю быть крепостью, примерно в середине прясла, между Георгиевской и Поваренной башнями, были прорублены Проломные Врата, служившие для хозяйственных нужд. Сейчас на этом месте за деревянными решетчатыми воротами, между двумя выступающими наружу полубашнями, располагается единственный вход и въезд на территорию монастыря.
Георгиевская (Знаменская) башня
В старину въездные ворота располагались в Георгиевской башне. Въезд был особенный – под углом 90 градусов, что обеспечивало безопасность от прямого попадания снаряда или взлома ворот башни. При въезде в монастырь с наружной стороны находилась небольшая часовня, которая была разобрана в XIX веке. Рядом с воротами в прясле стены, примыкающей к башне с востока, находился проход внутрь монастыря для пешеходов. Башня по форме почти квадратная, крыша её, шатровой формы восьмиугольная пирамида (восьмерик), опирается на пирамиду с четырехугольным основанием (четверик). Сверху устроена деревянная башенка с крестом над маленькой главкой. Общая высота башни до креста чуть больше 33 метров, как и все остальные она имеет три яруса. Ход во второй ярус устроен со двора, его ширина всего около 80 см. Более широкая лестница, но очень крутая, идет сюда с восточной стороны от прилегающей крепостной стены. К верхней шатровой башенке можно подняться по крутой многосекционной деревянной лестнице, устроенной в середине шатра. Такая система ходов существует почти во всех башнях. Арочный проем в юго-восточной стене башни был до недавнего времени заложен, реставраторы раскрыли его. В толще стены оказались щели для щитов – углубления шириною около 20 см и высотою 7,2 м. Это свидетельствует о том, что здесь были не только створчатые ворота, но и щитовые, в которых щит особым механизмом поднимался вверх и опускался вниз, закрывая вход в башню. Это характерная деталь древних крепостных сооружений. Над воротами и на южной стене, что идет вдоль дороги, имеются рельефные кирпичные киоты – углубления, в которые устанавливали икону. В нижней части правой её половины на южной стене была написана по штукатурке фреска: Георгий-Победоносец убивает дракона и спасает царевну. Но настенная роспись, выполненная примерно в середине XIX века, сейчас утрачена, проглядываются лишь отдельные её части. В 1929–1930 годах роспись варварски заделали тонким слоем цемента, который постепенно вымывается дождем и выветривается, обнажая отдельные элементы рисунка.
Поваренная башня во многом сходна по своей конструкции с Георгиевской. Она размещена на остром западном углу крепостных стен. Башня эта квадратная по форме, высота её составляет 26 м, толщина стен в нижнем ярусе около 3,5 м. Южный угол башни опирается на огромный булыжный камень. Название башни, возможно, объясняется тем, что возле нее во дворе была поварня. Как Сторожевая башня, так и Поваренная в прошлом были увенчаны большими двуглавыми орлами, которые напоминали, что обитель преподобного Пафнутия была в числе монастырей, пользующихся особенными царскими милостями.
Оружейная башня также почти квадратная по форме, высотой около 26 м. Толщина стен в нижнем этаже до 2,7 м. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с крепостной стены, на третий ярус – по внутристенной кирпичной лестнице. Деревянная многосекционная лестница в середине шатра ведет наверх к дозорной башенке.
Это единственное сохранившееся до нашего времени трехэтажное здание в архитектурном ансамбле монастыря. Построено оно в середине XVII века. С 1685 года корпус стал называться Архимандритчьими палатами (первым архимандритом был Феофан). Корпус многократно перестраивался и в настоящее время имеет вид николаевских казарм. Но если приглядеться к нему повнимательнее, заметны заложенные старые окна, элементы древнего украшения фасада, следы разобранных кирпичных крылец, ведущих к сеням вторых этажей. Изнутри корпус устроен по односторонней коридорной системе. Окна нижнего этажа, выходящие к крепостной стене, имеют стрельчатую форму, а второго и третьего этажей + обычную прямоугольную. Это свидетельствует о том, что коридоры второго и третьего этажей были построены позже. Собственно покои, где проживал настоятель, размещались лишь в трех сообщающихся палатах второго этажа, из крайней из них был выход в церковь Митрофана Цареградского, которая примыкает к зданию с восточной стороны. В остальных палатах проживала братия, а первый этаж использовался преимущественно под мастерские и для хозяйственных целей. Сейчас на первом этаже здания располагаются гостевые кельи, на втором этаже, как и в старину, располагаются покои настоятеля, рабочие и гостевые помещения, на третьем этаже проживает братия.
Юго-восточный братский корпус
В архитектуре этого здания отражаются три этапа строительства, проходившие с начала до середины XVII века. Более древняя часть корпуса – западная, примыкающая к сохранившейся пристройке церкви преподобного Пафнутия. Надвратный храм преподобного Пафнутия в XVI – XIX вв. находился над монастырскими воротами, через которые проходила основная дорога в монастырь. К храму были пристроены переходы, соединяющие его с зимними настоятельскими палатами и храмом Рождества Христова. Восточная сторона пристройки храма стала стеной пристроенных к ней в XVII в. юго-восточных братских келий. Корпус юго-восточных братских келий первоначально был трехэтажным, но после пожара и разорения монастыря наполеоновскими войсками в 1812 году третий этаж был утрачен. Протяженность здания составляет около 100 м, изогнутая его форма повторяет изгиб крепостной стены. Помещения как первого, так и второго этажей разбиты на изолированные секции, каждая состоит из сеней и 1–3 палат. Основной вход в палаты был с главного фасада. С задней стороны располагались выходы во двор либо в каменные «нужные места», примыкающие к корпусу со двора от крепостной стены. На первом этаже имеются одиночные кельи с двумя входами – с фасада и со двора. Все кельи и сени имеют сводчатые перекрытия. Для того, чтобы их восстановить, реставраторам пришлось проделать очень большую работу, так как в XIX веке сводчатые кирпичные перекрытия как первого, так и второго этажей были разобраны и взамен их сделаны плоские деревянные. С фасада корпус украшался крылечками, лестницами, ведущими на второй этаж. Нижние палаты преимущественно использовались для служебных целей: были здесь мастерские, а в кельях верхнего этажа жила братия. В 1983 году при реставрации северной кельи нижнего этажа юго-восточного корпуса была обнаружена старинная настенная роспись с изображением устройства Вселенной, близкого к известной со второго века по Р.Х. системе Птолемея. По углам всех четырех сводов и на потолке изображены семь планет. Представлены они в виде кругов, диаметром около полуметра, с концентрическими окружностями и секторами, выполненными в красках нежных мягких тонов. Рядом с изображениями планет указаны их названия и расстояния от Земли в тысячах милей. От круга, изображающего самую дальнюю планету Сатурн, по углам кельи опускаются вниз четыре цепи. Надпись, находящаяся ниже планет гласит: «Келию расписывал сей обители иеродиакон Серафим 1824 года февраля 14 дня». Сейчас, как и в старину, на втором этаже корпуса живет братия, на первом этаже располагаются монастырское издательство и подсобные помещения.
Западные братские кельи
Красивый двухэтажный корпус с левой стороны от входа в монастырь не имеет каких-либо сложных декоративных украшений, однако простота его, аккуратно расставленные небольшие окошки с простейшими наличниками, узорчатые пояски из кирпича привлекают внимание и радуют глаз паломников. Время постройки этого здания – начало XVII века. До 1794 года оно было трехэтажным, но из-за ветхости третий этаж был разобран. В то же время, очевидно, разобрали хозяйственные пристройки с западной стороны. С парадной стороны здания раньше было крыльцо, его следы и две двери, ведущие наружу, сохранились по сей день. В XIX веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, а одно время была даже гостиница, поэтому иногда его называют Гостиничным. Симметрично расположенные палаты первого и второго этажей перекрыты сводами. Под крайними южными палатами реставраторами обнаружен подвал глубиной в пять метров. Стены его выложены белым тесаным камнем. С южного торца здания в нише стены установлен поливной изразец XVII века с изображением херувима. Такими же изразцами украшена и колокольня (творение Степана по прозвищу Полубес). При проведении земляных работ, связанных с необходимостью укрепления фундамента и цокольной части, а также при расчистке места, где находились хозяйственные пристройки, было найдено много фрагментов изразцов XVII века от печей и каминов с разнообразными узорами. Очевидно, кельи этого корпуса имели в старину богатое украшение. При расчистке подвала и проверке состояния грунта под его стенами на глубине пяти метров были обнаружены торчащие из земли дубовые сваи, на них в прошлом и была поставлена стена. Грунт здесь – вязкая влажная глина, это и способствовало сохранению свай от гниения. А на глубине ещё одного метра обнаружено начало деревянного сруба. Основная его часть оказалась под стеной, и за ней внутрь подвала сруб выходит всего на один метр. Назначение этого сооружения пока не установлено, хотя есть предположение, что именно отсюда начинался один из подземных ходов из обители преподобного Пафнутия, который вел до Высоцкого монастыря, расположенного неподалеку от Боровска. Поскольку процесс гниения древесины мог ускориться, для успешного окончания восстановительных работ требовалось как можно скорее засыпать сруб и сваи землей, поэтому насколько глубоко и как далеко за стену идет этот сруб, выяснить так и не удалось. На данный момент восстановлены только крайние палаты с южного торца на первом и втором этажах здания. На первом этаже располагается паломническая служба монастыря, на втором – гостевые покои.
Правая (северная) половина Погребного корпуса наиболее древняя. По характеру декора и ряду других моментов можно предположить, что эта часть здания построена в начале XVI века – похожий декоративный элемент, украшающий восточный и северный фасады здания (кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений), имеется и на здании Царской Трапезной 1511 года постройки. Левая (южная) часть здания отличается от северной как внешним, так и внутренним видом. В середине XIX века она была разобрана по причине ветхости и вновь сложена с некоторыми изменениями. Первоначально корпус был трехэтажным, но в 1794 году третий этаж разобрали. Первый этаж как в прошлом, так и сейчас используется под складские помещения, здесь же располагается паломническая трапезная. Второй этаж когда-то был жилым. Сейчас здесь располагаются кухня, братская трапезная и служебные помещения. В подклети, представляющей собой глубокий подвал с выложенными из кирпича и тесаного белого камня стенами, в старину размещались ледник, квасоварня и погреба. В середине XX века с переводом монастырских помещений с дровяного отопления на центральное, здесь разместилась котельная, работающая на каменном угле. В начале XXI века отопление стало газовым и котельную в подвале Погребного корпуса законсервировали, а помещение стали использовать для хозяйственных нужд. Также в подвале располагаются монастырский погреб и продуктовые склады. Между погребным и гостиничным корпусом (западными братскими кельями) обнаружен фундамент здания XVIII–XIX веков, а ближе к погребному корпусу –остатки древней гончарной мастерской (трех круглых гончарных печей для обжига). Находка законсервирована и ждет дальнейшего исследования.
Разрушенные и не сохранившиеся храмы и строения монастыря
Надвратная церковь Преподобного Пафнутия
В 1620–1640 г.г. строится надвратная церковь в честь преподобного Пафнутия Боровского. Ее здание было совмещено с некогда трех-, а сейчас двухэтажным зданием Юго-восточного братского корпуса. По причине ветхости в 1837 году церковь разобрали, а кирпичи использовали в постройке трапезной, примыкающей к собору Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь в честь Архангела Михаила
С южной стороны собора, примыкая к приделу Федора Стратилата, в старину была пристроена церковь Архангела Михаила с усыпальницей в честь небесного покровителя князя Михаила Волконского (разобрана в 1828 году). До времен реставрации 1960-х годов на месте храма стоял памятный крест.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В XVII веке (на месте нынешнего двухэтажного здания XX века, в районе восточного его крыла) была построена пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую разобрали в конце XIX века. Постановлением Совнаркома в 30-е годы XX века здесь было построено здание Управления исправительно-трудовой колонии.
Церковь Всех Святых
Также на месте нынешнего двухэтажного здания XX века, расположенного между собором, Братской трапезной и Юго-восточным Братским корпусом, в районе северного крыла строения, находился алтарь церкви Всех Святых XVIII века с усыпальницей князей Оболенских, Волконских, Щербатовых, Репниных. Вокруг церкви было монастырское братское кладбище.
Часовня с колодцем
Часовня с колодцем была расположена рядом с западными братскими кельями. Разобрана в XIX веке.
Музей, который продолжал располагаться на территории монастыря, в 1924 году был реорганизован в Государственный историко-художественный и краеведческий музей. В 1928-1929 гг. он занимал площадь 1273,06 кв. м, его помещения находились в Западном корпусе, в соборе Рождества Богородицы и Ирининском приделе, в трапезной 1837 года, церкви Всех Святых, трапезной палате 1511 года, и её паперти, а также церкви святителя Митрофана. С появлением на территории монастыря индустриально-ремесленной школы Московского областного отдела народного образования (ИРШ МОНО) началась активная политика по вытеснению музея. Местные органы власти этому потворствовали, и в 30-е гг. ХХ в. музей монастырскую территорию вынужден был оставить. К тому времени в монастыре разрушили церковь Всех Святых и начали разрушать некрополь. На «освободившемся» месте построили учебный корпус. В нём в 1935 году разместился техникум аэрофотосъёмки и картографии им. М.И. Калинина, а после немецко-фашистской оккупации Боровского района монастырские строения закрепились за учебным заведением сельскохозяйственного профиля. Сначала здесь располагалась Школа комбайнеров, потом сельскохозяйственный техникум. В июле 1945 года «Калужский отдел по делам архитектуры» попытался воздействовать на Боровский райисполком, обратившись к нему со следующими словами: «Одним из наиболее замечательных памятников в Калужской области является комплекс архитектурных построек ХVI-ХVII вв бывшего Пафнутьева монастыря, ввиду чего необходимо обратить особое внимание и на сохранение этого ценнейшего памятника архитектуры. » И в очередной раз местные органы власти не захотели услышать слова о спасении монастыря.
Монастырь как древнейший памятник истории, архитектуры и живописи нужно было спасать всерьёз. И вот в 1955 году (Всесоюзный научно-реставрационный комбинат) ВПНРК начал проводить научно-исследовательские и проектные работы. Вели их архитекторы О.К. Губаревич и И.К. Виноградова, после них продолжили М.Д. Циперович и В.Н. Маркелова (супруга Л.А. Давида) под руководством известного реставратора, главного архитектора ВПНРК Льва Артуровича Давида. Большое значение для спасения монастырского ансамбля имело Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года за №1327 о придании ему статуса федерального памятника. Сами реставрационно-восстановительные работы с новой силой возобновились с декабря 1960 года, с момента создания при ВПНРК Боровского реставрационного участка. С ноября 1965 года на его базе была создана Калужская специальная научно-реставрационная мастерская, которая продолжала работать до 1994 года под научным руководством Центральных научно-реставрационных мастерских (бывших ВПНРК). Боровским реставрационным участком была проделана огромная работа по воссозданию и сохранению архитектурного облика монастыря. Реставраторы укрепили фундаменты под собором Рождества Богородицы, трапезной палатой 1511 года и колокольней, отреставрировали и восстановили основные здания, в том числе церковь святителя Митрофана, патриарха Царьградского, храм пророка Илии с больничными палатами, Юго-восточный, Погребной и Западный братские корпуса, прясла крепостных стен и башен.
Одновременно со строительными работами велись и работы по реставрации фресковой живописи. Художники-реставраторы восстановили росписи церкви Рождества Христова, святителя Митрофана, патриарха Царьградского, в подклете колокольни, юго-восточном братском корпусе, частично в Рождественском соборе и галерее трапезной палаты 1511 года. Большую работу по сохранению выявленных фрагментов живописи инока Митрофана и Дионисия провёл художник-реставратор Л. С. Муравьёв-Моисеенко. К сожалению, из-за прекращения государственного финансирования научно-реставрационные работы с 1994 года были приостановлены.
В 1991 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Монахи вновь стали возрождать здесь традиции, заложенные ещё её основателем преподобным Пафнутьем Боровским. В 2019 году Пафнутьеву Боровскому Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю исполняется 575 лет. Этот юбилей обитель встречает во всём своём великолепии.
До 1930-х гг. территорию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря украшал храм Всех Святых. Церковь была построена по духовному завещанию и на деньги генерал-лейтенанта князя Николая Алексеевича Волконского в 1837-1838 гг. в память о всех своих предках и, в частности, о воеводе Михаиле Волконском. На строительство храма князь вложил сумму около 25 000 рублей, а на дальнейшее его содержание положил капитал «в сохранную казну». Построили храм одноэтажным и тёплым вблизи юго-восточной стороны собора Рождества Пресвятой Богородицы. В храме мраморными досками и «медными дщицами», вставленными в стены, а также «чугунными плитами в помосте» были отмечены места погребений представителей Волконских. Надписи на них сообщали имена, даты рождения и смерти усопших. По завещанию строителя, богослужение в храме совершались ежедневно.
После закрытия обители и национализации монастырских зданий, храм Всех Святых вошёл в состав музейного монастырского комплекса, который просуществовал здесь с 1924 года по начало 1930-х гг. В 1930-е годы здание церкви разобрали на кирпич, уничтожив частично и кладбище монастыря. На освободившемся месте, из более-менее пригодного церковного кирпича, построили учебный корпус. В нём в 1935 году разместился техникум аэрофотосъёмки и картографии им М. И. Калинина, а после немецко-фашистской оккупации Боровской земли это строение закрепилось за учебным заведением сельскохозяйственного профиля. Сначала здесь располагалась Школа комбайнёров, потом сельскохозяйственный техникум. Сооружение это стоит и поныне, являя собой образец циничного отношения к истории наших предков и к духовному наследию.
При подъезде к старинному Боровску со стороны Балабанова и Калуги, каждый путник видит в окна своего автомобиля или автобуса башенки и главки церквей древнейшей обители. Сверув с оживлённого шоссе, через пару минут, мы оказываемся прямо перед Святыми воротами Боровского Пафнутьева монастыря, основанного удивительным человеком, преподобным Пафнутием.
В 1467 году вместо деревянного собора был построен белокаменный, расписанный художником Дионисием. Князь Иван III, посетив монастырь, был восхищён его фресками и забрал Дионисия в Москву расписывать Успенский собор в кремле. В начале ХVI века здесь принял постриг будущий митрополит Макарий, который в 1547 году венчал на царство Ивана Грозного, он же причислил Пафнутия Боровского к лику святых. Иоанн Грозный даровал монастырю право рыбной ловли на Оке. В 1589 году был выстроен новый каменный собор Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней. В этот же период возводились мощные каменные стены, строительством которых руководил архитектор Фёдор Конь (зодчий Смоленской крепости). Стены пригодились в Смутное время, когда в 1610 году войско Лжедмитрия II осадило город. Оборону самого града Боровска возглавил князь Михаил Волконский, у которого в подчинении было 800 московских стрельцов. Князь посчитал, что деревянная крепость в Боровске ненадёжна и заперся в каменных стенах Пафнутьева монастыря. Через 10 дней осады монастырь был взят, М. Волконский и другие защитники убиты прямо в соборе. В 1777 году в память о мужественной защиты обители и в связи с трагическими последствиями, Боровску был дан герб: на серебряном щите алое сердце с золотым крестом, а вокруг зелёный лавровый венок.