церковь рождества богородицы мурованка
Храм Рождества Пресвятой Богородицы д. Мурованка
ВС
Утреннее богослужение 8:30
В праздничные дни –
Вечернее богослужение 17.00
Утреннее богослужение 8.30
*Начало исповеди 8.30, начало Литургии после исповеди.
Таинство Крещения совершается после собеседования восприемников (крестных родителей) или крещаемого со священнослужителем. Собеседования проходят в 2 этапа в здании храма. (Время собеседования назначается индивидуально тел: +375 29 580 11 89)
* время Крещение определяется в индивидуальном порядке во время 2-го собеседования
** во время постов Крещение совершается в обычном режиме
Таинство Венчания совершается после собеседования со священнослужителем. Собеседования проходят в 2 этапа в здании храма. (Время собеседования назначается индивидуально тел: +375 29 580 11 89)
* Таинство Венчания не совершается в субботу, накануне постных дней, накануне праздников и во время действующих постов.
Церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы построена в 16 веке (1524 г.). Этот уникальный памятник архитектуры был построен на средства Виленского подконюшего Шымко Мацкевича-Шкленского. Исследователи старины-археологи, исследовав кладку и особенности сооружения храма пришли к выводу, что церковь была построена в одно время со сходной церковью находящейся в Сынковичах, а именно в XV веке.
Во время ремонта церкви в 1871–1872 гг. при расчистке места внутри, откапывалось множество больших камней с останками людей под ними. На одной из надгробных плит можно было разобрать 1469 г. и надпись: «Христов раб иерей Авраамий». О постройке храма в 15 веке говорит и местное церковное предание и позднейшие письменные акты; древние документы касавшиеся церкви, к сожалению не сохранились. Как известно, они были унесены православными священниками когда те были изгнаны после введения унии в начале XVII века, остальные древние документы были сожжены патроном местной церкви, Маломожейковским помещиком Казимиром Костровицким в конце XVIII века.
Церковь была не только местом для молитвы, но и защитой жизни, хранилищем людского имущества, во время опустошительных набегов, которых было немало во время постройки данного храма. До 1817 года церковь имела ход в стенах вокруг всего храма. Под церковью устроены два склепа, а главный вход в храм в старину защищался тяжелыми входными воротами и железной решеткой, опускавшейся на цепях из ниши, сделанной в стене. Железная герса была уничтожена в 1817 году коллятором храма Казимиром Костровицким. Во время шведско-русской войны войска шведского короля Карла XII бомбардировали церковь, которая удивила их своим необычным видом.
До капитального ремонта храма в 1871-1872 гг. на внешних стенах церкви были заметны следы, оставленные шведскими снарядами. После этого церковь пришла в запустение и находилась в этом состоянии до начала XIX в. В инвентаре за 1804 г. сделана запись о ее заброшенности. Храм был обновлен согласно одним источникам в 1817 г, другим – в 1822 г. Перечисление ремонтных работ в литературе не передается. Известно только что был переделан верх фронтонов и отремонтирована крыша. Внешний вид церкви был изменен после ремонта 1871–1872 гг. Западные башни были подняты на сажень и в одной из них соорудили колокольню. К фасаду был пристроен притвор, а в западных башнях исчезли деревянные лестницы. В 1923 году польские власти передали храм католикам. В качестве костела храм использовался вплоть до 1939 года. В послевоенное время храм превратили в зерносклад. В 1989 году усилиями прихожан церковь вновь была открыта. Храм в Мурованке является важным духовным и историческим памятником древнего зодчества.
Церковь Рождества Богородицы (Мурованка)
Церковь Рождества Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь) ― церковь оборонительного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры. Находится в деревне Мурованка Щучинского района Гродненской области Беларуси.
Содержание
История [ править ]
Построена между 1516 и 1524 годами на средства местного помещика Шимки. Впоследствии владелец Можейкова виленский подконюший Шимко Мацкевич-Шклёнский наделил церковь десятой копой от жита, ячменя и пшеницы со своего имения.
В 1598 году наследники юридически подтвердили неприкосновенность церковных владений и высказали пожелание, чтобы церковь оставалась православной и не была переведена в унию, но она все же перешла к униатам. В 1657 году во время русско-польской войны церковь подверглась разорению. Значительно пострадала и от обстрела войск Карла XII. Судя по следам от пуль и картечи на стенах, церковь не раз была атакована. Документы по истории церкви сгорели в доме пана Костровицкого в конце XVIII в.
В 1795 году Гродненщина была включена в состав Российской империи. На пути из Вильны её осмотрел император Александр I, приказавший отремонтировать её слонимскому помещику Юндилу. Но к ремонту приступили только через 5 лет. В 1863 году настоятелем назначен выпускник Литовской духовной семинарии Лев Савицкий, при котором было составлено описание церкви, напечатанное в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1873 год.
С 1864 году при церкви работала церковно-приходская школа, после пожара жители построили при церкви училищный дом. Перед Первой мировой войной здесь были три церковно-приходские школы: в Можейках, Шпильках и Огородниках. В 1906 году на средства Виленского Свято-Духова братства церковь была отремонтирована.
В 1928 году церковь отобрана у православных польскими властями и переосвящена в костёл. В 1993 году возвращена православным, став центром прихода, объединяющего 8 деревень. При церкви организована воскресная школа. Настоятели: в 1993—2008 годах Святослав (Евтушик), с 2008 года иерей Михаил (Лойко).
Описание [ править ]
Трёхнефный четырёхстолпный каменный храм зального типа, накрытый высокой двускатной крышей со щитами на торцах, с одной апсидой на всю ширину основного объема и чытярьмя круглыми угловыми башнями, накрытыми шатрами. Стены и башни с бойницами и плоскими оштукатуренными нишами. Башни круглые: диаметр западных около 4,5 метров, восточных около 3 метров. Под полом сводчатое скаладское помещение. Всё сооружение охватывает декоративный поясок из белых кирпичей. Алтарь находится в восточной части. Престол один, каменный, квадратной формы.
До начала XIX века в церкви были опускаемые железные двери (герсы). При перестройках 1817 и 1871—1872 годов к главному фасаду пристроен притвор, надстроены западные башни, понижена крыша, устроены карнизы и увеличены окна. На западных башнях во времена унии стояли железные статуи ангелов: один с трубой, другой с мечом, ― меняющие направление от ветра. Во время перестроек утеряны некоторые характерные детали: исчезли бойницы с восточного фасада, часть бойниц главного и боковых фасадов замуровали, разобраны лестницы алтарных башен. Несмотря на это, в основных чертах церковь сохранила первоначальный облик.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 231503 Гродненская обл., Щучинский район, д. Мурованка, ул. Церковная 7А
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Мурованковская церковь-крепость фото история или Маломожейковская церковь-крепость
Содержание:
Храм в Мурованке, построенный еще до недоброй памяти Брестской унии, относится, несомненно, к самым значительным памятникам белорусской архитектуры. К сожалению, раннюю историю этой церкви мы сегодня можем проследить с трудом: слишком крутыми были повороты ее судьбы.
Мурованковская церковь-крепость (Маломожейковская церковь-крепость), памятник архитектуры белорусской готики с элементами ренессанса (ранее известна в науке под названием Маломожейковской). Возведена как православный храм между 1516 и 1542 гг. в д. Мурованка (Щучинский р-н), вероятно, на средства князя Василия Полубенского из большемерного бороздчатого кирпича в технике готической кладки.
Освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Трехнефный 4-столпный храм зального типа содной полукруглой алтарной апсидой. Основной объем (в плане близкий к квадрату) накрыт высокой двухскатной крышей с мощными торцевыми фронтонами и фланкирован на углах 4-мя круглыми башнями, накрытым невысокими конусообразными шатрами.
Внутри травеи перекрыты звездчатыми нервюрными сводами сложного геометрического рисунка. Стены, башни и фронтон декорированы 2-мя ярусами плоских арочных ниш и поясом машикулей.
В середине 17 в. церковь значительно повреждена в период русско-польской войны, затем восстановлена, затем в 1706 г. была обстреляна шведами из пушек и находилась в плачевном состоянии до начала 19 в. Войска Карла XII, следуя через Желудок на Полтаву, по приказу короля обстреляли церковь, которая разозлила его своим необычным величественным видом. После этой истории храм пришел в запустение.
В 1817 г. отремонтирована, при этом незначительно изменен верх фронтона. Западные башни были приподняты на целую сажень, и в одной из них сделали колокольню. Еще раз капитально отремонтирована в 1871–72 гг. с существенными изменениями входной части: пристроен притвор, а западные башни надстроены на один дополнительный ярус. С небольшими изменениями фасад храма сохранился до наших дней.
В настоящее время в стадии реставрации. Историко-культурная ценность республиканского значения.
На фото Мурованковская церковь-крепость.
Мурованковская церковь-крепость основание и история храма
Немало горьких вех в истории маломожейковского храма. Стены его хранят следы шведских ядер, помнят казачьи разорения. В униатский период насильно отторгнутая от православия паства вынуждена была лицезреть здесь икону Иосафата Кунцевича, а священники — терпеть прямые издевательства от всесильных помещиков.
Маломожейковская церковь-крепость основание храма
Согласно неподтверждённым данным, деревянная церковь здесь появилась не позднее начала XVI века. И это неудивительно, ведь практически не существовало мест, где бы каменная церковь ставилась на пустом месте. Чаще всего – на месте существовавшего ранее храма.
Под Речью Посполитой
Доуниатский период существования храма известен мало, не имеется никаких сведений ни о его убранстве, ни о духовенстве, служившем в нем. Несколько яснее прослеживается состояние церкви (и перемены в ней) начиная со второй половины XVII века. К этому времени она несколько раз подвергалась разорениям от казаков — особенно серьезному в 1656 году.
Большинство украшений, которые мы наблюдаем сегодня, появились после обновления этого сооружения, в 1656 году, когда во время войны Речи Посполитой с Российской империей храм был значительно повреждён. Тогда же появились и новинки в виде притвора, а башни с запада стали выше.
Позднее храм подвергался нападению войск Карла II, и долго стены его хранили видимые следы, оставленные шведскими ядрами. Отчасти сохранившиеся описания маломожейковского храма этой поры говорят о том, что внутренность его была «начинена» латинскими новшествами: здесь, к примеру, имелись иконы Игнатия Аойолы и Иосафата Кунцевича. Общее состояние его было близко к аварийному.
В составе Российской империи и после революции
В 1804 году его, дорогой из Вильны в Гродно, осматривал Александр I. Подивившись необычному виду церкви, он приказал произвести ее ремонт. Дело затянулось на десятилетия. Только в начале 1870-х годов, уже много после воссоединения униатов с Православной Церковью, был произведен ремонт на ассигнованные правительством средства, после чего храм заново освятили.
До 1923 года маломожейковская церковь действовала как православная, затем польские власти изгнали местную общину и передали храм католикам. Костелом он оставался до 1939 года, затем пришел в запустение. После войны здесь находился зерносклад. В 1989 году церковь возвратили православным.
Мурованковская церковь-крепость внутреннее убранство
Храм разделен столпами на три нефа, из которых средний — самый широкий. Иконостас — трехъярусный, современной работы.
Маломожейковский храм, будучи построен как православный, впоследствии не раз подвергался переустройствам в соответствии с нуждами очередных «хозяев». Пан Костровицкий даже устраивал в нем орган. В советские годы церковь служила складом. Все эти перемены в ее судьбе привели к тому, что от первоначального внутреннего убранства до наших дней сохранились лишь элементы, которые не могли быть изменены. К таковым относятся прежде всего нервюрные своды.
Теперешнее убранство храма говорит прежде всего о вынужденности, однако «идеологически» оно вполне близко к тому виду, какой церковь получила в ходе ремонта, завершившегося в 1873 году.
Во внутреннем убранстве церкви сохранились и великолепные голосники – керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики, и восхитительные по своей готической природе своды. В европейской готической архитектуре такие своды называли «цветочными» или «кружевными».
И действительно, эти неимоверной красоты переплетения потолочных балок отличались редкостной красотой. И это наряду с потрясающей прочностью. Не зря же стены в таких храмах редко строились менее метра в толщину – а то и два с половиной.
Мурованковская церковь-крепость архитектура сооружения
С архитектурной точки зрения Богородицкая церковь представляет собой трехнефный четырехстолпный объем с пристроенной к нему одной алтарной апсидой (ориентированной на восход солнца) и четырьмя башнями, завершенными шатрами, по углам. Ранее все они возвышались над храмом на одну сажень, пока в 1870-е годы западные башни не надстроили, разместив в одной из них звонницу. Западные башни при этом не только выше, но и «толще» восточных — их диаметр составляет около 4,5 метров, тогда как для восточных этот показатель составляет около трех метров. Основной объем храма накрыт высокой двускатной крышей.
Сегодня стены церкви в Мурованке представляют собой сплетение орнаментов. Даже издалека можно легко различить побеленные элементы и элементы, где красный кирпич выполняет не только свою строительную, но и эстетическую функцию.
Сочетание красного кирпича и побелки, круглых башен и полукруглых двойных «обманных» арок, выпуклых и вдавленных крестов на стенах и башнях уже само по себе очень декоративно. К тому же церковь-крепость может служить настоящим аттракционом для детей: ведь так интересно угадывать, где именно «обманная» арка представляет собой просто декоративный элемент, а где в ней спрятана бойница.
Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников – под самой крышей. Эти бойницы использовались для дальнего боя. Сперва в них заседали лучники, после – арбалетчики. Кроме того, бойницы для среднего и ближнего боя также располагались как в толще основных стен, так и башен. А некоторые из специальных военного назначения отверстий специально были предназначены для выливания горячего масла на особо невоздержанных нападающих.
Сегодня через эти бойницы можно рассматривать деревню и ближайшие дома. А ещё можно подняться на башню, в открытую колокольню и вспомнить, что такие колокольни служили, да служат и сегодня, не просто инструментом, который сообщает о церковных праздниках, но и о важных событиях в жизни населённого пункта. Ведь некогда именно с церковных колоколен сообщали и о приближающихся врагах, и о больших пожарах, и о праздниках. Все важные события «проговаривались» языком колокола на церковной башне. И о них узнавала вся округа.
Волчинковская икона Божией Матери Богородице-Рождественского храма в Мурованке
До разорений XX века главной святыней Богородице-Рождественского храма был образ Божией Матери, названный, по месту обретения, Волчинковским. Одноименный образ есть в церкви и сейчас — но это уже новая икона.
Волчинковский образ Пресвятой Богородицы имел, несмотря на бедность часовни, серебряный оклад, в минувшие века он пользовался почитанием местного населения. Изначально она находилась в часовне, когда-то приписанной к маломожейковскому храму.
Легенда обретения Волчинковской иконы Божией Матери
События, связанные с повторным обретением иконы Божией Матери, имели место после 1873 года. Рассказывают, что сруб часовни помещик (по всей видимости, католик) продал какому-то еврею на баню. Почему перед этим не был вывезен из часовни святой образ (неизвестна также судьба богослужебных сосудов, хранившихся здесь) — неясно. Возможно, владелец усадьбы как-то воспрепятствовал этому.
Так или иначе, икона Пресвятой Богородицы затерялась. Спустя некоторое время прихожанка маломожейковской церкви, много лет болевшая и молившаяся об избавлении от болезни, получила во сне обещание исцеления — если помолится Божией Матери перед Ее Волчинковской иконой. Женщина сообщила об этом священнику, и начались поиски чудотворного образа.
Первым делом обратились к помещику — видимо, тому самому, что продал часовню на баню. Обращение это не привело ни к какому результату; владелец усадьбы принял вопрошающих холодно, ответил, что иконы у него нет, а искать самим в его доме не позволил. Вскоре, однако, стало известно, что он продает на снос какое-то свое хозяйственное строение. Решили попытать счастья здесь.
Несколько прихожан маломожейковского храма, назвавшись покупщиками, пришли якобы прицениться к продаваемому амбару и здесь, в дальнем углу, в грязи и паутине, нашли икону Божией Матери. Ее немедленно забрали (помещик, утверждавший, что иконы у него нет, протестовать, разумеется, не мог), очистили и поместили в храме, воздав должные почести. Прихожанка, получившая во сне указание искать образ Пресвятой Богородицы, по молитве перед ним получила исцеление. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий икона являлась наиболее почитаемой во всей округе святыней.
Пропажа
Что стало с Волчинковской иконой после распада Российской империи — неизвестно. В современных белорусских средствах массовой информации автору приходилось встречать утверждение, что она пропала будто бы во время кампании по изъятию церковных ценностей. Однако по Рижскому мирному договору (1921) вся Гродненщина отошла к Польше и в состав Белорусской ССР была включена только в 1939 году. Поэтому подпасть под упомянутую выше кампанию, развернутую в Советской России в 1922 году, маломожейковский храм никак не мог.
В 1920-е годы большевики сумели бы как-то распорядиться судьбой Волчинковского образа лишь в одном случае: если б он в годы Первой мировой войны оказался вывезен в какой-то из тыловых русских городов. Некоторые святыни действительно эвакуировали из западных губерний ввиду наступления немцев, и впоследствии их ждал ничуть не лучший плен — большевистский.
Так, в 1915 году архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх, увез из Вильны в Москву мощи Виленских мучеников. В 1920 году соввласть организовала показательный «процесс виленских угодников», и суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности». Только в 1946 году мощи, по ходатайству Патриарха Алексия I, были возвращены в виленский Свято-Духов монастырь. Подобная история, однако, вряд ли могла произойти с иконой из сельского, пусть и очень достопримечательного, храма. Так что пропажу ее следует отнести или к католическому периоду в истории маломожейковской церкви, или к последующей советской эпохе, когда здание храма использовалось как склад.
В новейшее время на пожертвования прихожан был написан новый Волчинковский образ Божией Матери.
Оборонительный храм Рождества Богородицы в деревне Мурованка
В деревне Мурованка, Гродненской области, находится уникальный памятник оборонительной архитектуры – церковь Рождества Богородицы. Построена в середине 16 века (между 1516 и 42 годами) в ретроспективно готическом стиле с элементам ренессанса.
Во многих источник можно встретить и другое название этого храма – Маломожейковская церковь. Это отсылка к поселку Малое Можейкова, где находилось имение Ромеров, а ранее Мацкевичей-Шклёнских. Как раз благодаря местному помещику Мацкевичу и появился этот оборонительный храм.
Архитектура и история
Храм-крепость Мурованка имеет стены толщиной в 2 метра. По форме здание – одноэтажное, с четырьмя оборонительными башенками по углам. Стены богато украшены неглубокими разноформатными нишами. Круглое окно, расположенное над главным входом, напоминает примеры романской и готической архитектуры. Несмотря на массивность, церковь кажется очень маленькой внутри благодаря толстым каменным стенам.
Идея строить оборонительный храм явно была дальновидной. За 500 лет своей истории Маломожейковская церковь успела пережить несколько войн.
Так во времена русско-польской войны середины 17 века церковь Рождества Богородицы служила убежищем для крестьян и местных жителей. Однако сражения сильно повредили этот памятник архитектуры.
В середине 18 века, во время Северной войны, церковь пострадала еще сильнее. Решение о ее восстановлении принял император Александр I, который проезжал через эти земли.
источник: Глобус Беларуси
В середине 19 века церковь частично реконструировали. Внешний вид храм претерпел изменения: со стороны западного фасада был пристроен притвор, надстроены западные башни, в одной из которых появилась колокольня. Были заложены бойницы и демонтированы лестницы. Также появились карнизы и были увеличены оконные проемы. В таком виде церковь сохранилась и сегодня.
Необычное событие случилось в 1928 году, когда польские власти переосвятили церковь в костел. Как понимаете на территории Беларуси обычно случалось наоборот: костелы становились церквями. В 90-ых годах оборонительный храм Мурованка вернули православным.
Маломожейковская церковь находится в 40 километрах от города Лиды по трассе М6 в сторону Гродно. Храм виден издалека, поэтому найти его не составит труда. Учитывайте, что на территорию церкви будет сложно попасть после 17:00 – обычно закрыты ворота.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.