церковь рождества богородицы на холмах

Рубрики

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы

в Крылатском г. Москвы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы

в Крылатском г. Москвы

Духовенство, служившее в нашем храме

† протодиакон Симеон Аветисян (1996-†10.05.2021)

Дата рождения: 30 мая 1953 года.

День Ангела: 31 мая – мч. Симеона Персидского.

Образование: Ереванская Государственная Консерватория им. С. Комитаса (1977 г.); Московская Духовная Семинария (1993 г.); Институт развития образования в сфере культуры и искусств «Орфей» (2018 г.) – профессиональная переподготовка по программе дирижирование хором; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (2019 г.) – магистр теологии.

17 декабря 1990 года рукоположен в сан диакона.

С 1990 по 1996 год проходил служение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах гор. Москвы (Болгарское подворье). С 1996 года клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском гор. Москвы.

Богослужебно-иерархические награды: двойной орарь (2003 г.), протодиакон (2010 г.), камилавка (2016 г.).

Общецерковные награды: Медаль преп. Сергия Радонежского II степени (2008 г.), Патриаршая грамота (2008 г.), Медаль «В память 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года» (2012 г.)

Награды светские: Медаль Правительства Москвы «За доблестный труд» (2009 г.), Почетное звание «Почетный работник культуры города Москвы» (2011 г.), Почетная грамота Министерства культуры РФ (2011 г.), Государственная награда — орден «Родительская Слава» (2012 г.)

Другое: основатель вокального ансамбля «Благая Весть» (1991 г.); детского и молодёжного хоров «Московские колокольчики» (1991 г.). Страница вокального ансамбля семьи Аветисян «Благая Весть«.

Представился ко Господу 10 мая 2021 года.

† митрофорный протоиерей Георгий Бреев — настоятель храма (1998 — †29.04.2020)

Биография:
Дата рождения: 8 января 1937 г.
День Ангела: 6 мая — Вмч. Георгия Победоносца.

Образование: 1968 г. — Московская Духовная Семинария и Академия.

Рукоположен в сан диакона 14 октября 1967 года.
Рукоположен в сан иерея 17 декабря 1967 года.

Последние награды: право ношения второго наперсного креста с украшениями — 2019 г.; Орден преп. Сергия II степени — 2002 г., Орден св. Даниила Московского II степени — 2007 год, медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» — 2016 год, юбилейная медаль в ознаменование 100-летнего юбилея восстановления патриаршества Русской Православной Церкви — 2017 год, ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского 1-ой степени — 2017 год.

Представился ко Господу 29 апреля 2020 года.

протоиерей Вячеслав Распономарёв — клирик храма

иерей Алексий Батищев — клирик храма (20.05.2013 — 31.07. 2016)

Биография:
Дата рождения: 3 августа 1992 года. г.

День Ангела: 30 марта – прп. Алексий Человек Божий.

Образование: 2014 г. — Сретенская Духовная семинария; 2016 г. — магистратура.

Рукоположен в сан диакона 3 ноября 2012 года.

Рукоположен в сан иерея 19 июня 2016 года.

Последние награды: право ношения набедренника и камилавки – 19.06.2019 г.

С 20.05.13 г. по 31.07.2016 г. — распоряжением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла направлен для временного служения в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

С 2013 г. по 15.06.2016 г. — преподаватель в Воскресной школе при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

С 2014 г. по 31.07.2016 г. — ответственный за молодежную работу на приходе Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

В настоящее время является штатным священником Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской митрополии в пос. Ленинское Ленинградской области.

протоиерей Михаил Исаев — клирик храма (1999-2013)

Родился в 1972 году.

В 1998 году окончил Свято-Тихоновский богословский институт.

Рукоположен в сан диакона епископом Красногорским Саввой в 1999 году.

В 2001 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан иерея.

25 апреля 2016 года возведен в сан протоиерея.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском служил с 1999 по 2013 год.

† протоиерей Николай Морозов — настоятель храма (1990 — 1998)

В 1973 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1977 г. ― Московскую духовную академию.

17 февраля 1974 г. архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан диакона, 7 апреля 1975 г. митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием ― в сан иерея.

В 1972-1985 гг. — референт хозяйственной службы Отдела внешних церковных связей.

В 1980-1990 гг. — клирик храма Всех святых на Соколе.

В 1990-1998 гг. — настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

В 1998 г. назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы в Карачарове.

† иерей Алексей Грачёв — клирик храма (1990 — 1992)

Алексей Грачёв родился 24 июля 1959 года в Москве, в семье учёных.

Закончил английскую спецшколу, музыкальную школу по классу скрипки. В 1977 году поступил во Второй медицинский институт им. Н. И. Пирогова и окончил его по специальности «педиатрия». Во время учёбы Алексей Грачёв работал санитаром в родильном доме, подготавливая себя к редкой специальности неопатолога — врача первых четырёх недель жизни человека.

По окончании института около четырёх лет работал в московском родильном доме № 27. Осенью 1988 года поступил в Московскую Духовную семинарию. За два года отец Алексий окончил полный четырёхлетний курс Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию.

4 ноября 1989 года ректором Московских Духовных школ архиепископом Дмитровским Александром Алексей Грачёв был рукоположен в диаконы, а 7 апреля 1990 года, — во пресвитера.

Той же весной отец Алексий был назначен вторым священником храма в честь Рождества Богородицы в Крылатском в Москве.

В январе 1992 года была зарегистрирована православная община храма в честь Святой Живоначальной Троицы при Институте скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и отец Алексий назначен настоятелем этого храма.

Вскоре он получил ещё одно назначение — настоятелем храма Рождества Христова в Митине. Тогда же отец Алексий стал ещё и настоятелем часовни при Центральной клинической больнице.

4 мая 1998 года погиб в автомобильной аварии.

протоиерей Алексей Буканов — клирик храма (1992-1994)

В настоящее время — настоятель Патриаршего Подворья храма преподобного Серафима Саровского в Кунцеве ( 1961 г. р.)

День тезоименитства 30 марта

Пресвитерская хиротония 19.12.1990

протоиерей Андрей Смирнов — клирик храма

Настоятель храма праведного Иоанна Русского в Кунцеве (Москва).

Хиротонисан 26 октября 1995 Святейшим Патриархом Алексием II.

День тезоименитства 5 июня

† иерей Пётр Липатов — клирик храма (1998-2000)

Родился 18 сентября 1961 года в Москве.

Закончил Киевскую духовную семинарию и академию.

27 июля 1997 года рукоположен во диакона, а 27 августа того же года — во священника.

Нёс служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском в 1998-2000 годах.

В конце 2000 г. назначен настоятелем московского храма вмч. Димитрия на Благуше.

Скончался 7 марта 2011 года на 50-м году жизни.

протоиерей Александр Миронов — клирик храма

Родился 16 января 1949 года.

Образование: Московская Духовная семинария.

7 апреля 2000 года рукоположен в сан диакона, 9 октября 2000 года – в сан пресвитера.

30 августа 2001 года назначен настоятелем храма храма Софии Премудрости Божией у Пушечного двора.

Последние новости

церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах

+ Отошел ко Господу волонтер (сторож) нашего храма Николай Александрович Данилов (19.12.1961-31.10.2021)

31 октября 2021 года, в день памяти апостола и …

церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах

Паломническая поездка в семейном формате к святыням Пронской земли

28 октября по 3 ноября в рамках молодежного и …

церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах

Акция по сбору одежды и продуктов питания для бездомных

С 24 по 30 октября во всех храмах Западного …

Источник

Рубрики

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы

в Крылатском г. Москвы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы

в Крылатском г. Москвы

Историческая справка

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в бывшем селе Крылатском – памятник истории Западного округа Москвы. Прежде эта местность входила в состав Московского уезда, отстояв всего в четырех верстах [1] от столицы, и была окружена лесами, полями и лугами. Она располагалась на высоких холмах рядом с Москвой-рекой и, согласно археологическим изысканиям, была обжита с незапамятных времен.

Сохранившийся до наших дней каменный храм построен сравнительно поздно – во второй половине XIX столетия. Его типовой для своего времени архитектурный облик искупается выгодным месторасположением – живописными окружающими просторами, близостью реки, захватывающей перспективой полей, холмов и лесов. Безграничная широта пейзажа вызывает неподдельный духовный восторг, устремленность в бесконечность и восхищение красотой мира Божьего. Прежде от храма просматривались располагавшиеся в двух-трех километрах церкви соседних сел – Хорошева, Тушина и Кунцева. Не удивительно, что уже в XVI веке, а, вполне возможно, и раньше, на этом месте стояли деревянные церкви.

Столетиями намоленная земля пробуждает интерес к прошлому. Рядовой, на первый взгляд, подмосковный сельский храм зовет вернуться вглубь веков, оживить исторические события, вспомнить имена церковнослужителей, жертвователей и боголюбивых прихожан, усилиями которых церковь неоднократно восстанавливалась, порой восставая из пепла в буквальном смысле этих слов.

Лишь незначительная часть изложенных в этой главе данных почерпнута из опубликованных источников; большинство же из них удалось разыскать в исторических архивах. Отрывочные сведения о небогатом сельском храме рассыпаны по множеству рукописных фондов, к сожалению, не составляя законченную картину его жизни. Наибольшее число документов обнаружено в фондах Московской Духовной консистории Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), несколько меньше выявлено в Центральном государственном архиве древних актов (РГАДА) и Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО), и совсем немного источников удалось разыскать в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Две фотографии 1933 года, запечатлевшие храм до его частичного разрушения, обнаружены в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры (ГНИМА).

Исторические сведения о селе Крылатском и церкви в нем

На широких, заросших непроходимыми лесами пространствах Руси издавна средой обитания становились, прежде всего, берега рек и озер. По водоемам и летом, и зимой пролегали пути сообщения и сплавлялся лес, в них ловили рыбу, а по соседству устраивали сенокосы. Село Крылатское было основано на правом берегу Москвы-реки, на высоких холмах, имевших немаловажное оборонительное значение. Строительство городищ – естественных природных возвышенностей, укрепленных на случай военных действий, – характерно как для древних эпох, так и для раннего средневековья. В первой половине XX столетия на эти выгодные для заселения места обратили внимание археологи. Ими были найдены предметы материальной культуры бронзового века, датируемые II тысячелетием до Рождества Христова. В X–XI веках здесь располагались поселения, относящиеся к Дьяковской культуре [2]. После принятия христианства в этих местах проживали славяне, а сравнительно недавно в районе церкви были обнаружены селища с некрополем XV–XVI веков. Вблизи церкви были выявлены восемнадцать валунных надгробий, сходных с другими могильниками Московской земли того времени.

Впервые село упоминается в завещании сына святого благоверного князя Димитрия Донского, Василия Дмитриевича супруге, Софье Витовтовне: «А ис сел из Московских даю своей княгине Крилатьское село, што было за татаром, а княгиня моя даст с того села чернице Софье пятьдесят рублев долгу ее».

Здесь интересно указание о том, что село «было за татаром» то есть, по мнению одного из исследователей, было связано с большим, покрытым травой лугом. Позже на месте этого луга появилась деревня Татарово, вошедшая в приход исстари существовавшей в Крылатском церкви. Впрочем, в справедливости этого предположения можно усомниться, так как лугов при деревнях и селах было великое множество, а Татарово в Московской губернии – лишь одно. Кроме того луг располагался не перед селом (если смотреть от Москвы), а, наоборот, за ним. Согласно другому, более обоснованному, на наш взгляд, мнению, название деревни возникло из-за поселившихся когда-то в этих местах слуг татарских послов.

Село также называлось Крылецким, и это название многие ассоциируют с крыльцом, с въездом в Москву. Существует и поэтическое, хотя и несколько наивное объяснение возникновения этого топонима от вида, открывающегося с Крылатских холмов с высоты птичьего полета, поскольку на одной из карт 1700-х годов село названо «Крылоцким».

Знаменитый историк Москвы, археолог Иван Егорович Забелин (1820–1909), изучавший соседнее сельцо Кунцево, отмечал: «В 1423 году оно принадлежало великому князю Василию Дмитриевичу, а прежде было за каким-то Татаром, оставившим свое имя в названии деревни Татаровой, бывшей в 1572 году селом же. Со времени Василия Дмитриевича Крылацкое постоянно находилось в числе государевых вотчин и было очень любимо царем Иваном Васильевичем Грозным, который, возвращаясь по этой дороге из Волока Ламского или Можайска, всегда в нем останавливался. При нем оно называлось Крылецким, и в духовной [3] царя 1572–1578 годов было отказано [4] царевичу Феодору, младшему сыну, который позже стал царем. В 1554 году осенью на возвратном пути из объезда в Клинские леса на Волок и в Можайск царь останавливался в Крылатском по случаю освящения в нем церкви. В 1563 году царевич Феодор Иоаннович встречал в Крылацком своего отца, возвращавшегося из литовского счастливого похода, при завоевании Полоцка; 20 марта здесь был большой пир, а на другой день, когда государь выехал в Москву и ехал Крылацким полем, к нему явился боярин Троханиотов с новой радостью, что Бог даровал царице сына Василия, который, однако, скончался через 5 недель. В конце XVI и начале XVII столетий Крылацкое и Хорошево принадлежали боярам Романовым, как можно судить по указанию, что оно числилось в вотчинах инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича и супруги Федора Никитича, а потом Филарета – патриарха. Таким образом, при царе Михаиле оно снова поступило в дворцовые вотчины. В 1680 году в селе стояла деревянная ветхая церковь Рождества Богородицы, построенная исстари, быть может, еще при царе Иване Грозном».

Неизвестно, было ли связано освящение церкви времени Ивана Грозного с ее изначальным строительством или она в очередной раз возобновлялась после пожара или обветшания старой. Однако можно смело утверждать, что в середине XVI столетия храм уже существовал, а это обстоятельство указывает на самодостаточность населенного пункта, способного содержать храм и его причт.

Расположенное неподалеку от Москвы село всякий раз оказывалось вовлеченным в военные действия. Подмосковная земля была разорена и значительно обезлюдела в годы опричнины (1565–1572). Кроме того известно, что Крылатское и окружавшие его деревни серьезно пострадали во время Смуты и польско-литовского нашествия. В 1619 году в селе останавливались «литовские люди», притесняли местных крестьян и «имали у них хлеб».

В писцовых книгах за 1623–1624 годы мы читаем: «Село Крылацкое, на реке Москве и на речке Меленке, а в нем церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, пашни паханые церковной земли 6 четьи [5], да лесом поросло 6 же четьи в поле, сена церковного вниз по Москве реке 8 десятин [6]».

Службы тогда совершал священник Димитрий. То, что поля начинали зарастать лесом, указывает на запустение, вызванное Смутой. Впрочем, плодородные земли вблизи реки скоро начали восстанавливаться. Как и положено, церковь регулярно выплачивала в Патриарший приказ необременительную денежную дань.

Количество приходских дворов со временем менялось. Так, в 1646 году в Крылатском числилось всего восемнадцать крестьянских дворов, в которых проживали двадцать четыре человека, не считая дворов попа Мины Дмитриева, дьячка Данилки Иванова и просвирницы Маланьи. При осмотре церкви Рождества Богородицы в Крылатском в 1680–1681 годах было отмечено, что она «дровяна ветха, а построена де та церковь изстари, а у той церкви на церковной земле двор попа Федора Филиппова, двор дьячка Савки Федорова, двор просвирницы Анницы, Ларионова дочери, а по скаске той церкви попа Федора с причетчики, пашня церковная у той церкви и сенной покос против писцовых книг есть, и тою пашнею и сенными покосами владеют они, а крепостей у них на пашню нет; а та земля в межах того села с крестьянскою землею, а от Москвы до той церкви 4 версты; а по данным книгам с той церкви дани рубль 9 алтын [7] 5 денег [8], и ему попу с причетчики указ против наказу сказан, чтоб он за той землею стоял и от сторон оберегал».

Порой неспешную сельскую жизнь нарушали торжественные проезды царских экипажей на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь по проходившей рядом с Татаровым Звенигородской дороге. Нередко государевы выезды в Подмосковье завершались шумными пирами в соседнем селе Хорошеве.

Кроме обработки земли крестьяне занимались коневодством, охотой и производством строительных материалов. Например, в соседней деревне Татарове находилась каменоломня, в которой добывался белый камень. Другая приходская деревня располагалась на противоположной стороне Москвы-реки. В ней жили государевы рыбные ловцы, ловившие налимов или, как тогда говорили, мней, отчего, вероятно, деревня и получила название «Мневники». В середине XVII века в ней насчитывалось шестнадцать дворов и сорок два жителя.

В самóм Крылатском землепашцы занимались еще и разведением и содержанием коней, так как в XVIII столетии село находилось в подчинении Дворцовой конюшенной канцелярии, центральная контора которой располагалась в селе Хорошеве. Известно, что в середине XVII века окрестности села служили местом царской охоты. Так, в 1647 году государевы ловчие добывали медведя непосредственно возле Крылатского, что указывает на тогдашнюю дремучесть этих мест.

Постепенно леса уступали место пашням, увеличивалось и количество жителей. По переписным книгам 1703 года в приходе церкви Рождества Богородицы числилось уже восемьдесят семь хозяйств. Крестьянские дворы располагались тогда на склонах холма относительно свободно, а композиционным центром поселения служил храм.

В конце октября 1713 года деревянная церковь в селе Крылатском сгорела. Поскольку зимой возводить большой храм было затруднительно, «для поставления святых икон» решили построить временную часовню. За теплые месяцы следующего года новая деревянная церковь была построена и в сентябре освящена. В 1717 году к ней был добавлен придел во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а в 1734-м ее священника Иоанна Кириллова после многолетнего служения сменил иерей Иоанн Егоров. Именно он весной 1749 года писал в Дворцовую Конюшенную канцелярию Хорошевской волости: «Божия деревянная строения блаженные памяти благоверные государыни Марфы Матвеевны, которая от долгого времени стояния обветшала и вместо оной ветхой церкви вторая церковь деревянная строения блаженной памяти благоверныя государыни царевны и великия княжны схимомонахини Софии Алексеевны, которая церковь от пожарного времени згорела, тому будет ныне лет с тритцать с пять, да во оной церкве книги и ризы и вся церковная утварь пожалована оною благоверною государынею царевною и великой княгинею Софиею Алексеевною, а после де того на оное погорелое место за малолюдством при той церкви прихоцских людей в то село Крылацкое третья церковь деревянная жилая вкладу пожалована думным дьяком Артамоном Ивановым, которая ныне от долговременного стояния весьма обветшала и святый олтарь и боковые стены погнили, також кровли и паперть все обвалилось в которой святей церкви церковные Божественные службы исправлять невозможно, и при оной де церкви ныне имеется церковных денег только два рубли, и из оные денег употребляется на свечи, на ладон и на вино церковное, и оной де церкви построить прихоцкими людьми никак невозможно, поныне же тех прихоцких людей имеется при той церкве малолюдство».

Отец Иоанн сообщал о том, что для строительства нового храма необходим лес, находившийся при деревне Терехово, входившей в приход Крылатской церкви, а также сто рублей на заготовку строительных материалов. В 1751 году на посланный из Дворцовой Конюшенной канцелярии в Московскую Духовную консисторию запрос о перестройке новой церкви было «велено в показанном селе Крылацком ветхую церковь освидетельствовать, нежели де оная подлинно ветха и службы исправлять в ней невозможно, то тое ветхую церковь разобрать и на том же месте вновь деревянную церковь строить позволить по силе святых отец и правил и указов по подобию протчих святых церквей и построя убрать святыми иконами, писанными по древнему православно построенные церкви обычаю и престол устроить и протчим церковным благолепием украсить и приличествующее к освящению все изготовить и всеми потребностями удовольствовать…»

Вскоре отец Иоанн Егоров доносил: «Вместо ветхой вновь деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы по силе святых отец правил и указов по подобию прочих светлых церквей олтарем на восток построена и светыми иконами, писанными по древнему православно восточные церкви обычаю убрана, и всяким церковным благолепием украшена».

Особый интерес представляет указание священника на то, что одна из предшествующих деревянных церквей была возведена при царице и великой княгине Марфе Матвеевне. Известно, что она была второй женой царя Федора Алексеевича и овдовела вскоре после замужества, в том же 1682 году. Именно по ее повелению была перестроена ветхая деревянная церковь, известная нам по дозорным книгам 1680 года. Но и новая церковь долго не простояла, по всей видимости, став жертвой пожара. Другую церковь, пришедшую ей на смену, причт и прихожане связывают с царевной Софией Алексеевной, которая правила с 1682-го по 1689 годы, а затем была обвинена Петром I в измене и сослана в Новодевичий монастырь, где и скончалась в 1704 году. Возведенная на ее средства церковь сгорела в 1713-м. Немаловажно и упоминание о том, что в 1714 году храм заново отстраивался на деньги нового доброхота – думного дьяка Артамона Иванова. Как видим, богатых жертвователей на восстановления церквей в царской вотчине хватало, однако и сами прихожане не оставались безучастными к судьбе святыни. Это и неудивительно, ведь именно в церкви крестьянин искал исцеление от болезней, душевное спасение, очищение от страстей и грехов. Молившиеся видели в храме свой Небесный Иерусалим и самого Христа – Царя Небесного, так как церковь издавна уподоблялась Горнему Иерусалиму.

Архитектурные традиции, заимствованные из Византии, со временем претерпевали изменения, композиция и планировка храмов становились разнообразнее, но чаще всего сохраняли образ кубического купольного храма с высоким верхом, закомарами [9] и главой – символом Града Небесного. Даже необученные грамоте крестьяне видели в кресте символ Господа и Его страданий, в купольных барабанах [10] – престол Сил Небесных, в стенах – тело Иисуса, в арках-закомарах – врата Царствия Божия, в окнах – неизреченный свет Христов. Понятна им была и внутренняя символика храма, где на престоле в алтаре незримо восседал Христос, где центральное место занимали иконостас и подкупольное пространство с изображениями важнейших моментов священной истории. Крестьяне, занятые тяжким повседневным трудом и накрепко связанные с землей, отсчитывали время по церковным праздникам.

Деревянные строения не живут без неравнодушного и пристального догляда. Уже через три десятка лет обветшавший храм в Крылатском настоятельно требовал замены, что отражено в письменном источнике, датированном 1749 годом. В нем мы читаем о разборке старой церкви и постройке новой, которую следовало «убрать святыми иконами, писанными по древнему православно восточныя церкви обычаю, а не по иностранных кунштов [11] и престол устроить в вышину аршина [12] шти вершков [13], в ширину аршина четырех вершков и протчим церковным благолепием украсить». В 1769 году при том же священнике Иоанне Григорьеве обнаружилась ветхость церковной крыши и колокольни, а главы требовали «для лучшей впредь прочности обить жестью». В церковь был направлен «архитектуры ученик» Андрей Афонасьев, составивший смету на «исправление ветхостей» с подробным указанием необходимого количества строительного материала и его стоимости. В течение 1770 года все запланированные работы были проведены.

На основании анализа исповедальной ведомости [14] за 1783 год, составленной священником Григорием Ивановым, можно судить о приходе Крылатской церкви того времени. Всего в четырех селениях насчитывалось 117 дворов и 760 жителей. Из них в селе Крылацком было 45 дворов с 273 крестьянами, в деревне Татарово – 38 дворов с 227 православными и 35 раскольниками, в деревне Мневники насчитывалось 14 дворов и 117 человек, а в деревне Терехове – 20 дворов и 137 жителей. Духовное сословие было представлено четырьмя дворами, в которых проживали священник, диакон, дьячок и пономарь.

В 1784 году церковь Рождества Богородицы постигло очередное несчастье – она опять сгорела. О том, каким образом решался вопрос о ее замене, рассказывает архивный источник. В донесении из Крутицкой духовной консистории, которой тогда подчинялся храм, указывалось, что «в том селе имеется церковь деревянного здания, которая от несчастного случая сгорела, и на месте оной, в разсуждении из неимущества, новой еще не сооружено, на построение коей потребно от дворцовой Конюшенной канцелярии выдано 300 рублей, есть ли же к тем деньгам для совершения оной церкви следовать будет в дополнение, то они прихожане сей недостаток мирским коштом [15] исправить готовы, и просили о построении в том селе Крылатском, вместо помянутой сгоревшей вновь церкви. А по справке в консистории оказалось прошлого 784 года ноября 20 дня подмосковных сел Благочинный села Перхушкова священник Василий Иванов репортом его преосвященству бывому Епископу Крутицкому, что ныне Архиепископ Казанский Амвросию представил, что оная Рождественская церковь того ноября 17 дня по отпетии Божественной Литоргии незнанным случаем, кроме церковной утвари, згорела. Посему того ж ноября 27 числа по прошению того села священники Григорей Иванова и прихожаны в силу резолюции его преосвященства, посланным из Консистории ко означенному Благочинному указом, велено вместо оной сгоревшей церкви для хранения утвари и для исправления треб, кроме браков, покуда церковь не выстроится, на первой случай построить дозволить деревянную часовню с тем, чтоб они священники и прихожане о строении вновь церкви имели немедленное попечение, в тем реченой священник и подпискою в консисторию обязан. При оной же Рождественской церкви по разборным 784 года ведомостям показан приходских 111 дворов, церковной земли усадебной, полевой и сенокосной 33 десятины, священноцерковнослужителей на лицо состоит священник Григорей Иванов 60 лет, диакон Григорий Иванов 31 года, женаты, грамоты имеют, дьячок Иван Андрианов 32 лет, пономарь Евдоким Михайлов 30 лет, женаты в стихарь посвящены и грамоты имеют. Того ради в Крутицкой Духовной Консистории определено в Московской Святейшего Правительствующего Синода контору представить доношением, соблаговлено ль будет вышепомянутым просителям в показанном в селе Крылацком, вместо згоревшей, вновь церкви деревянным же зданием на том же месте и то же именование под смотрением и наблюдательством благочинного по чину грекороссийскому строить дозволить, а по построении оной часовню упразднить и о том благочинному послать указ. Мая 23 дня 1785 года».

Вскоре специальным указом было дано благословение на производство работ. Из сгоревшей церкви в новую перенесли уцелевшие в огне антиминс, ковчег со Святыми Дарами, сосуды, напрестольное Евангелие, образа и священные одеяния.

В связи со случившимся пожаром староста деревни Мневники Андрей Макаров обратился к архиепископу Московскому Платону с прошением об отписке от нее пятнадцати дворов, поскольку остальные ее дворы еще раньше относились к Троицкой села Хорошева церкви, и прихожанам лучше было бы ходить туда, нежели дожидаться постройки нового храма и испытывать трудности при переправе через Москву-реку в весеннее половодье. Крутицкая консистория согласилась с этими доводами и всех прихожан деревни Мневники на время приписали к Троицкой церкви.

На смену немолодому уже священнику Григорию Иванову в 1794 году пришел его тезка и однофамилец – иерей Григорий Иванов, прослуживший в храме вплоть до 1816-го. Именно на его долю выпало возрождение церкви после наполеоновского нашествия 1812 года. На этот раз храм удалось уберечь от пожара, уцелела и церковная утварь, однако святой антиминс и срачица жертвенника были похищены. Уже вскоре после ухода французов высокопреосвященный Августин предписал благочинному освятить храм и получить новый антиминс. 2 января 1813 года церковь была освящена вновь.

Благополучие прихода восстановилось достаточно быстро. В ведомости подмосковных имений, разоренных неприятелем, указывается, что в мае

1813-го в селе Крылатском из тридцати семи сожженных домов были заново отстроены тридцать четыре, а в деревне Татарове из сорока семи домов – тридцать семь.

В 1816 году священник Иван Григорьев сообщал в Синод: «При оной церкви нахожусь я 29 лет, а всего от роду 65 лет и другой год в течение как одержим параличем. Что случилось со мной от простуды, и отчего излечиться надежды не имею, а потому и должности священнической справлять не могу, прошу меня именованного по прописной болезни уволить».

В целом священник был в консистории на хорошем счету, но иногда оказывался «невоздержан». По старости и «невоздержанию» он и был уволен на покой. На смену ему прихожане просили назначить ученика Спасо-Вифанской семинарии Ивана Лебедева, однако Консистория предпочла поставить на должность иерея Ивана Афонасьева – зятя уволенного священника, с которого была взята подписка о том, «чтоб он его Иванова до бродяжничества по миру не допустил». Такое по-человечески оправданное решение церковных властей свидетельствует об их понимании сложностей приходской жизни и сочувствии к оставленному без попечения престарелому клирику.

В то время при Крылатской церкви насчитывалось 159 приходских дворов с 472 душами мужского и 503 женского пола. Сохранившиеся церковные метрические книги первой четверти XIX века свидетельствуют о постоянном приросте населения. По заведенному порядку, новорожденных обычно крестили в первые два дня; восприемниками при этом чаще всего становились приходские крестьяне, но иногда – московские мещане или купцы. К сожалению, младенцы нередко умирали от оспы, кори и других инфекционных болезней. В среднем ежегодно появлялись на свет от тридцати пяти до пятидесяти малышей, из них от тридцати до сорока погибали. Все почившие обретали последний приют на церковном кладбище. Ежегодно заключалось от восьми до четырнадцати браков, причем поручителями при этом выступали священник с причтом.

Исполненная древнего правила жизнь церковного прихода нарушалась редко, крестьяне регулярно посещали храм, исправно нес службу причт, поэтому в архивных источниках почти нет известий о храмовой жизни. Лишь серьезные отклонения от издавна заведенного порядка находили место в церковной переписке. Так, например, в 1820 году отвечавший за духовную жизнь округи благочинный церкви села Ромашкова Николай Иванов сообщал в Синод о том, что священник Иван Афонасьев «ведет себя несоотносительно своему званию, а именно бывает нередко нетрезв, вздорен, драчлив, находится по прошению прихожан под следствием. Меня благочинного ни в чем не слушается». По приказу Московской Духовной консистории было проведено дознание. Священники Троицкой Хорошевской и Знаменской церквей сообщали, что пьяным его никогда не видели, а диакон и дьячок Крылатской церкви заявили о том, что он редко бывает нетрезв, впрочем, по характеру своему вздорен, драчлив и благочинному своему не послушен. Был допрошен и сам обвиненный священник Иван Афонасьев, заявивший, что должность свою «справляет беспорочно», горячительных напитков не употребляет, кроме белого и красного вина. В результате дознания священник был осужден и провел два месяца под строгим «усмотрением его жизни», в течение которых вел себя «трезвенно и кротко» и в результате был опять допущен к исправлению своей должности. В дальнейшем он ни в чем предосудительном замешан не был, и прослужил в храме вплоть до 1838 года.

Сведения о состоянии храма Рождества Богородицы в первой трети XIX столетия дает клировая ведомость за 1830 год. Она свидетельствует о том, что церковь «построена которого года неизвестно, тщанием всех прихожан. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, крыта железом, крепка. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Утварью достаточна. Причту положено по штату издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь». Площадь церковной земли соответствовала норме, установленной в свое время Синодом для сельских храмов: усадебной – три десятины, пашенной и сенокосной – тридцать три десятины. Земельный план и межевая книга хранились в церковной ризнице. Клир землей не занимался; ее издавна возделывали крестьяне, за что ежегодно выплачивали церковнослужителям двести рублей. У клириков были собственные деревянные дома, располагавшиеся на церковной земле. Денежные оклады клирикам не полагались; они жили на деньги, получаемые за землю.

Опись церковного имущества была проведена в 1813 году. В соответствии с установленными правилами при храме хранились приходно-расходные книги, а также копии метрических книг с данными о рождении и смерти прихожан и исповедные росписи. При церкви проживали сироты – дочери бывшего священника и умершего дьячка, а также вдова покойного дьякона. Среди прихожан Крылацкой церкви в «Коннозаводской Хорошевской волости» перечислены 484 жильцов в 68 крестьянских дворах. Кроме того в деревне Татарове в 45 дворах с 286 жителями проживали 25 раскольников. В деревне Терехове в 30 крестьянских дворах числились 207 человек, а в Немниках был 31 двор со 209 жителями. Всего же в 183 дворах проживали 1 214 человек.

Приписных и домовых церквей при селе не было. В двух верстах от храма Рождества Пресвятой Богородицы располагалась церковь Знамения Божией Матери в Кунцеве, в трех верстах – церковь Живоначальной Троицы в Хорошеве и на таком же отдалении – церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове.

Новая клировая ведомость церкви, датированная 1842 годом, не сообщает почти ничего нового за исключением того, что в ней с 1838 года служил священник Петр Александрович Орлов. Общее количество приходских дворов увеличилось на 4 двора, а прихожан – на 26 человек, достигнув 1 240.

Характер планировки села определялся, прежде всего, спецификой местности и рельефа, хотя к тому времени застройка была уже в достаточной степени регламентирована. Как видно из плана 1844 года, индивидуальные дворы с домами и небольшими приусадебными участками располагались по сторонам широкой улицы попарно через свободную от застройки пространственную зону, что было необходимо в противопожарных целях. Единственная улица Крылатского постепенно спускалась от храма по пологому восточному склону и почти под прямым углом сворачивала к реке. За домами располагались небольшие прямоугольные приусадебные участки с огородами. К сожалению, нередким бедствием для русских сел и деревень были пожары, однако богатые лесные угодья и сноровка крестьян позволяли быстро восстанавливать свои хозяйства собственными силами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах
церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть фото церковь рождества богородицы на холмах. Смотреть картинку церковь рождества богородицы на холмах. Картинка про церковь рождества богородицы на холмах. Фото церковь рождества богородицы на холмах