церковь рождества богородицы павловский район село филинское клин исторические данные фото
Ильинская церковь в Филинском
Церковь Илии Пророка в селе Филинское Вачского района
Ильинская церковь в Филинском — православная церковь в честь Илии Пророка в селе Филинское Вачского района.
В селе Филинское Вачского района имеется новый каменный храм во имя Святого Пророка Илии с приделом в честь Преподобного Сергия Радонежского, построенный в 2006-2008 годах.
История разрушенного храма
Село Филинское ранее было известно как Погост Кубовский, который существовал уже в начале XVII века. В писцовых книгах 1629-1630 годов сообщается о нем следующее: «Погост пророка Ильи в Кубове, а на погосте церковь святого Ильи деревяна клецки – ветха, строение попово; другая церковь новая также во имя святого пророка Ильи с приделом во имя преподобного Сергия; она построена прихожанами. «.
В 1676 году упоминается деревня Фолинская (2 двора крестьянских), которая в последствии стала селом Филинское.
По расписанию приходов и причтов Владимирской епархии от 7 апреля 1873 года в Кубовском приходе значилась уже церковь Троицкая деревянная, а позднее, в 1896 г. здесь уже действовала церковно-приходская школа, в которой было в том году 53 учащихся.
В 30-е годы прошлого века храм был закрыт и разобран.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, Вачский район, село Филинское
Время работы: по датам
Стоимость: бесплатно
Ильинская церковь в Филинском на карте
GPS координаты: 55.762559, 42.501354
Отзывы посетителей
В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.
Уникальная, но забытая церковь в селе Перевлес Рязанской области
Салют, други мои! Летом 2020 года скатался в один из самых красивых и неповторимых храмов России — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом рязанском селе Перевлес. Специалисты в один голос именуют уникальную святыню не иначе как «архитектурным чудом», но ныне этот памятник архитектуры 19 века давно покинут и забыт.
Добраться до села довольно просто от Рязани до Перевлеса всего 60 км, а от Москвы — 300 км, вполне себе легкая, но незабываемая поездка выходного дня. По большей части дорожно покрытые будет отличное, и только последний пяток километров асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего. Да и после дождя, как было у меня, для подъезда непосредственно к храму желателен был полный привод. Всегда можно оставить машину у дороги и прогуляться пешком, места тут тихие.
Несмотря на периодически моросящий дождь, удалось отснять видео не только снаружи и с колокольни, доступ на которую свободен, но в самой церкви, где ни иначе как чудом сохранились красивейшие фрески. Атмосфера в этом месте действительно неповторимая.
Эксперты утверждают что аналогов в мире попросту нет. В реальности храм действительно поражает своими размерами, автор увидел этого гиганта на подъезде, километров за пять до конечной цели поездки. Вблизи же понимаешь, почему его называют «застывшей музыкой», ибо архитектурное воплощение церкви потрясает.
Лучше всего про чудо села Перевлес высказался известный советский искусствовед Георгий Карлович Вагнер : «При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает церковь уникальной».
Еще более удивительно, что стоит храм стоит в маленьком селе с населением в менее чем полсотни жителей. Сюда не возят многочисленных туристов, хотя дорога в Перевлес по большей части асфальтированная и портится только на подъезде к церкви.
За тот час с небольшим, что я снимал забытую святыню, нами заинтересовался только огромный, но дружелюбный пёс, а по подворьям мне пришлось изрядно походить, чтобы найти хоть кого-нибудь из местных жителей. Двери храма были наглухо заколочены и даже для надежности завалены бетонными блоками.
Рядом с храмом расположено изрядно заросшее церковное кладбище с разрушенными от времени старинными надгробиями у самого берега реки Проня. Именно водная артерия и раскрывает главную тайну Перевлеса. Первые упоминания о селе датируются XVII веком, когда оно было крупнейшим торговым (сейчас бы сказали логистическим) центром Рязанской губернии. Именно здесь проходила дорога из Пронска на Шацк, тут грузились баржи с зерном в Москву и Нижний Новгород. Пере-В-Лес, переправа в лес, крайняя точка Прони, где суда подниматься уже не могли. Село богатело и разрасталось за счет сдачи внаем амбаров для хранения зерна, а перевлеская ярмарка диктовала цены на хлеб в центральной России.
Следы причала уже давно скрыло время, дорога почти заросла и только храм Рождества Пресвятой Богородицы напоминает о былом торговом величии села. Одному из особо разбогатевших на торговле купцов, Ивану Ивановичу Барыкову, пришло в голову украсить Перевлес своего рода «Александрийским маяком», грандиозным и неповторимым храмом, строившимся 15 лет, с 1824 по 1839 годы.
Авторство святыни — еще одна тайна перевлеской святыни, хотя большинство экспертов уверенно приписывают его выдающемуся Доменико Жилярди. Интересно, что село стоит на известняковое плато, что и позволило выдержать колоссальный вес церкви.
В 1936 году церковь закрыли, а весной 2007 года, после многих десятилетий забвения, обрушился свод трапезной. Горстка неравнодушных краеведов в то время начала восстановительные работы, заново перекрыв крышу храма и вынеся горы мусора, но по состоянию на август 2020 следы стройки заросли травой уже по пояс. Слишком сложный объект, который не восстановить силами энтузиастов.
Сельчане рассказали, что сейчас за церковью следят несколько бывших уроженцев Перевлеса и одна женщина из соседнего дома регулярно посильно прибирается в храме. Низкий им поклон. Благодаря им и удалось найти потаённый вход в храм.
Обычно же увидеть внутренне убранство Церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно только во время редких богослужений, двери храма заколочены, завалены каменными глыбами и закрыты на амбарные замки, а на окнах глухие решетки. Попадая сюда в одиночку окунаешься в голубиное царство с резким запахом помёта и хлопающей на ветру фанерой в разбитых проемах. Не самое приятное чувство.
Атмосфера запущения смешивается с великолепным высоким куполом, с красивейшими фресками, которые как бы спрашивают: «Зачем ты здесь? Как так получилось?». А на несуществующем входе в храм сохранилась давно растрескавшаяся табличка с реквизитами для пожертвования.
У государства и Русской Православной Церкви уникальный архитектурный и исторический шедевр в селе Перевлес не вызывает особого интереса — дорого, да и кому якобы нужна церковь в ныне медвежьем углу Рязанской области?
Филинское. Церковь Илии Пророка.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь во имя святого пророка Илии
По писцовой книге 1676 года деревня Фолинское (Филинское) входила в состав прихода Кубовского Погоста, и в ней числилось два крестьянских двора. Погост Кубовский существовал уже в начале XYII столетия. В писцовых книгах 1629-39 годов сообщается, что на Погосте имелась ветхая деревянная церковь во имя пророка Ильи. Строена она средства попа. Другая новая церковь также во имя святого пророка Ильи с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Она построена прихожанами. Причт при церкви: поп Федор, дьякон, пономарь и просвирня.
В пользу причта Кубовского Погоста в 1702 года княжна Мария Васильевна Мещерская пожертвовала землю. Всего же земли у Кубовского Погоста значилось в 1870 году: 92 десятины 924 сажен, в том числе неудобной – 7 десятин.
По расписанию приходов и причта Владимирской епархии от 7 апреля 1873 года в Кубовском приходе значилась деревянная Троицкая церковь, где числилось приходских душ мужского пола 655 человек, в том числе в деревнях: Черновское – 245, Юсупова – 73, Филинское – 79, Нехайка – 122, Шишкино – 68, Турлово – 129, Кожанка – 38. В причте состояли священник Алексей Успенский, дьякон Маркел Минервин, пономарь Алексей Закомельский и сверх штата дьячок Яков Херсонский. В 1885 году количество прихожан было 710 душ мужского пола, а в причте состояли священник и дьякон.
По описаниям приходов за 1896 год в Погосте Кубово действовала церковно-приходская школа, в которой было 53 учащихся. В селе Черновском имелась земская школа, на тот период учащихся в ней было 17 человек. За период 1896-1918 годы в Кубовском приходе священником был Николай Лавров; псаломщики: Федор Пакатов, Александр Чижов, Херсонский; дьяконы: Александр Капацинский, Лев Касторский.
В 30-е годы XX века в селе Кубово Вачского района Нижегородской области проживал священник Троицкой церкви Лебедев Павел Александрович, который был арестован 12.04.1932 года, 28.07.1932 года и приговорен к 3 годам ИТЛ. Умер в заключение 19.08. 1933г.
Деревянный храм во имя Живоначальной Троицы был разобран. В годы Советской власти из данного Погоста к Вачскому району отошли селения: Черновсое, Шишкино, Юсупово, Филинское.
Сегодня село Филинское является административным центром муниципального образования «сельское поселение Филинский сельсовет». Большую благотворительную помощь по строительству нового каменного храма в честь святого пророка Божьего Ильи с приделом преподобного Сергея Радонежского оказал ОАО «Нижегородский машиностроительный завод».
Церковь рождества богородицы павловский район село филинское клин исторические данные фото
Клин — село в Вачском районе Нижегородской области России, входит в состав Филинского сельсовета. До 10.09.2009 — административный центр Клинского сельсовета. По результатам голосования 15.08.2009 вошел в состав Филинского сельсовета.
Оно расположено на живописном правом берегу Оки, с высоты которого открывается вид на Муромский заказник.
«Один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия «Стародубья», географическое положение которого предание очерчивает так: от берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Варежа; ширина Стародубья простирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым и Зяблицким погостами с селом Арефиным».
По писцовым книгам 1628—1630 годов село Клин значится во владениях разных помещиков — окольничего князя Григория Волконского, братьев Лупандиных и др.
В XIX веке село было известным торговым местом. Здесь каждую неделю по вторникам работал базар, куда крестьяне привозили хлеб и другие изделия. На торги приезжали не только крестьяне из ближайших поселений, но и купцы из Мурома. Самыми богатыми домами были дома купцов (Пылины, Шериховы, Шишковы, Малиновы, Аранышевы). Самыми богатыми были братья Аранышевы. Им принадлежала паровая мельница, а также самый большой (двухэтажный) кирпичный дом. В советское время в нем располагался Клинский сельский совет.
В прошлом — волостное село Муромского уезда Владимирской губернии.
«Клинское Волостное Правление (почт. адр. с. Нехайка). Волостной старшина – кр. Василий Федорович Хлебников. Писарь – Василий Николаевич Солярский.
Волостной Суд. Председатель – волостной старшина. Судьи: кр. Осип Миронович Силантьев; Филипп Федорович Климов; Григорий Самойлов; Федор Павлович Астафишев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Постановлением уездного земского собрания 29 сентября 1904 года фельдшерские пункты из с. Панфилова и с. Варежа переведены в селения Клин и Поздняково.
«18 июня на очередной митинг, устроенный Муромским Комитетом партии с.-р. собрались крестьяне изо всех селений волости. С неослабным интересом была выслушана земельная программа партии с.-р. Все присутствующие решили сорганизоваться, создав в каждой деревне партийный комитет и объединить всю волость созданием волостного комитета» («Трудовая Заря», №10, 1917).
15 ноября 1917 года, по предложению большевиков, был созван объединенный Муромский Съезд рабочих и крестьянских Депутатов, на котором решено, вопреки протестам эс-эров, создать единый Исполком, слив Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов. На этом Съезде за Советскую власть горячо выступал крестьянин из дер. Клина, солдат Занозин, пришедший на Съезд за 40 верст, пешком в лаптях.
Идею коллективизации местные жители поначалу восприняли без особого энтузиазма, даже в 1935 году еще не было 100 %-го охвата. Но уже в 1938-1939 годах колхоз им. Сталина крепко стоял на ногах, участвовал в Выставке народного хозяйства, здесь появились свои ясли-сад, активно закупались тракторы и автомобили. В послевоенное время колхоз быстро восстанавливался, особенно высокая производительность отмечается в 1970-80-х годах. В это время возросла продуктивность полей и ферм, урожаи зерна 30 и более центнеров с гектара стали нормой. В это время велось большое строительство производственных объектов и жилья, построено двухэтажное здание Клинской школы, кроме того по всему Клину проложены асфальтированные дороги, водопровод с хорошей питьевой водой, уличное освещение. Условия труда были хорошие, и на работу в колхоз ехали со всего Советского Союза.
Одним из владельцев села Клин был отец известного русского поэта и мыслителя Николая Алексеевича Некрасова дворянин Алексей Сергеевич Некрасов. Об этом свидетельствует дело «О даче господину Некрасову на Муромское и Гороховецкое имения свидетельства», хранящееся во Владимирском Государственном Архиве. В нем говорится, что А.С. Некрасову принадлежит земли 105 десятин 61 сажень с 24 душами мужского населения.
Известно, что на своих землях Некрасовы занимались добычей алебастра (до 25 000 пудов в год), получая за него 600 рублей дохода в год. При хорошем урожае яблок с имевшихся у них садов они получали выручку от продажи до 500 рублей (см. Алебастровые копи во Владимирской губернии). Кроме того, к имению Некрасова относились отхожие сенные покосы за рекой Окой в количестве 19 десятин 150 сажен. Если судить по количеству крепостных, то Клинское имение Некрасовых было крупнее, чем в трёх деревнях Гороховецкого уезда (Алешунино, Сафоново, Михайловское), а по размерам и по значимости угодий идентично им. Эти деревни находятся в левобережье Оки напротив Клинского имения.
См. мемориальный литературно-этнографический музей «Н.А. Некрасов и Владимирский край» в деревне Алешунино.
Последние десятилетия для Клина, как и для многих сел России, были непростыми. Отсутствие собственного производства, отток работоспособного населения в города почти превратили богатейшее село Нижегородской области в одну из тысяч умирающих деревень. Однако в настоящее время принята программа создания здесь Некрасовского историко-культурного Центра, а также изучается туристический потенциал Клина.
На сегодняшний день в селе имеются средняя школа, в которой действуют только начальные классы, библиотека, почта, два магазина, ветеринарный пункт.
Клинский приход
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
«18-го июня 1916 г. Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, Епископ Муромский, в 12 часов дня выбыл из Мурома в село Клин Муромского уезда для освящения вновь устроенного там величественного каменного храма. Прибыв на окскую пристань «Александрово» и встреченный здесь Благочинным 2-го Муромского округа, протоиереем Петром Соколовым, Преосвященнейший Митрофан проследовал прямо в старый храм села Клина, у южных врат которой был встречен сельскими властями с иконой и хлебом-солью, а в самом храме настоятелем храма и духовенством окрестных сел, прибывшим ко дню освящения. После краткого отдыха, — в 6 часов вечера, — Владыка прибыл в новый храм, где совершил всенощное бдение с литийным и полиелейным исхождениями, при участии Благочинного о. прот. П. Соколова, местного заштатного протоиерея Павла Смирнова и священников: Муромского собора Александра Алякринского, села Кубова Николая Лаврова, села Вачи о. Николая Магницкого, села Яковцева о. Иоанна Смирнова, села Жайского о. Алексия Орлова, Настоятеля Клинского храма, о. Евлампия Светозарова и села Голянищева о. Николая Зеленова. Храм был переполнен молящимися. Священным елеем Владыка до 9 песни канона молящихся помазал сам. С 9 часов утра следующего 19 числа началось освящение среднего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при участии тех же священников и прибывшего утром священника села Александрова о. Евгения Ставровского. Божественную литургию Владыка совершил в сослужении всех упомянутых лиц, за исключением о. протоиерея Петра Соколова и священников о. Алексия Орлова и о. Николая Зеленова, совершивших в этот день освящение левого придельного храма во имя св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова и раннюю литургию. Во время литургии — на малом входе — Архипастырь возложил наперсный крест на священника о. Иоанна Смирнова и скуфью на местного священника о. Евлампия Светозарова, который во время причастного стиха произнес соответствующее торжеству поучение. По окончании литургии, Земским Начальником В. Н. Добрыниным, при произнесении соответствующей краткой речи, был вручен Георгиевский крест 4 степени вдове подпрапорщика Георгия Щепкина, павшего на войне геройской смертью. После вручения креста Владыка сказал несколько теплых задушевных слов утешения молодой вдове, стоявшей пред ним с младенцем — сыном на руках, и несколько слов одобрения стоявшим тут же родителям умершего героя, сумевшим воспитать такого сына. Простая задушевная речь Владыки многих присутствовавших в храме растрогала до слез. Затем был отслужен молебен о даровании победы над врагом, причем среди многолетий была провозглашена вечная память не только всем павшим на поле брани воинам, но и воину Георгию, усугубившему бранным подвигом своим торжество освящения храма. По окончании молебна, Владыка приветствовал прихожан с двойным торжеством; освящением храма и полученным от Государя Императора даром, врученным жене их земляка Щепкина. Всенощное бдение, чин освящения среднего храма и литургию пел хор из села Вачи, прекрасно исполнивший все песнопения. Затем в доме священника Владыке и всем участвовавшим в служении и освящении храма была предложена праздничная трапеза. Вечером того же в 6 часов Преосвященнейший Митрофан (Загорский) присутствовал за всенощным бдением следующего дня, в который имело совершиться освящение правого придельного храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скорбящею». Всенощное бдение совершал о. Благочинный, протоиерей Петр Соколов, при участии священников: о. Алексия Орлова и о. Николая Зеленова, которые и должны были на следующий день совершить освящение правого придельного храма.
В 2 часа утра следующего дня, т. е. 20 числа Владыка выбыл из села Клина на ту же пристань «Александрово» в сопровождении о Благочинного П. Соколова и с первым пароходом в 7 часов утра благополучно возвратился в город Муром» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 30-31. 30-го июля 1916 года).
«В 1920 г. дьякон с. Клина Михайлов и дьячок Никольский взяли через Волземотдел семенной ссуды по 1 мешку ржи. В 1921 г. после долгого упорства дьякон взятую ссуду возвратил, а дьячок решил ссуду не возвращать, ссылаясь на то, что ему была дана такая земля, на которой бог не родит. Потом дьячку удалось заманить к себе на жительство прод’инспектора Оськина, который своим протоколом согласился с мнением дьячка и взыскание ссуды было отложено до 1922 г. Прошлый год дьячку о ссуде не напомнили и теперь он, свидетельствуя с дьяконом упитанность своего порося, насмешливо говорит: «вот куда бы тебе следовало мешочек то ржицы вложить, а не Упродкому возвращать! Гляди-ка, как мое порося растет и жиреет, а вся богоданная ржица, которую я сначала берег, как и ты для Упродкома, а теперь вижу, что все забыто и дyмаю перевести ее на сало» («Луч», 12 мая 1923).
Клин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Из этой отметки не видно, какой была церковь – деревянной или каменной. В церковном архиве не сохранилось сведений о времени построения каменного храма. Есть грамота, данная в 1812 году епископом Владимирским Ксенофонтом на освящение Богородицы-Рождественской церкви. Но из этой грамоты не видно, была ли устроена церковь вновь или только капитально переделана. Местное предание говорит, что в это время была произведена только внутренняя переделка храма и построена вновь каменная колокольня. Справедливость этого предания подтверждается тем, что в Ионно-Богословском приделе, который составляет позднейшую пристройку к церкви, антиминс священнодействовал в 1800 году. Таким образом, с достаточною вероятностью можно думать, что каменная церковь в селе Клин построена в XYIII столетии. В 1815 году в этой церкви устроен придел в честь Божией Матери Всех Скорбящих Радости.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1681 года, обложенное бархатом, верхняя доска обложена серебром и позолочена; по листам подпись: «Сие св. Евангелие приложил Стефан Григорьев сын Чиркова по сестре своей Вассе и по Федоре и по Симеоне, а построено из ея пожитков в Муромский уезд в старинную нашу вотчину в село Клин к церкви Рождества Пресвятой Богородицы лета 1687 года».
С 1896 по 1917 годы в разное время в этом приходе были священники: Евгений Сепаровский, Иоанн Ландышев, Е. Светозаров. Псаломщики: Павел Никольский, Милоглядов, Касторский, Леонид Орлов. Дьяконы: Алексей Касторский. Обычно в данном приходе за дьякона исполнял обязанности псаломщик.
Причта при церкви по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание причта из разных источников получалось до 1000 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
В конце 30-х годов прошлого века церковь была закрыта. А в XXI веке с помощью благотворителей проводится капитальный ремонт здания церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.